Надпись начинается на нижней кайме, переходит на правую, затем па верхнюю и левую. На всех каймах буквы направлены наружу. Подкладки нет. СОХРАННОСТЬ И РЕСТАВРАЦИЯ Изображение было небрежно вырезано со старого фона и вместе с каймами приметано к крашенине. Ткань на лике сечется, на руках частично утрачена (виден фон). Штопки на бороде и руке. Золотное шитье сечется, рыхлое, утраты золотных нитей и серебряного шнура. Ткань на каймах имеет прорывы, штопки, выцвела. Литургическая надпись на левой кайме частично утрачена, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Повторяет два более ранние сохранившиеся надгробные покровы Савватия Соловецкого 918 . АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции является идентичность художественных, технологических и палеографических признаков с группой произведений, вышедших из мастерской Акулины Бутурлиной 919 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Троицкого собора Соловецкого монастыря 1923, л. 26; Опись Оружейной палаты 1948, д. 44, 5577 соб.; Маясова 1996. С. 393, примеч. 21; Маясова 2003. С. 87. 159. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, мастерская Акулины Петровны Бутурлиной (?), конец XVII – начало XVIII в. Штоф и атлас (начало XVIII в., Россия), камка (XVII в., Китай), объярь (XVII в., иностранное производство), крашенина в., Россия), шелковые, серебряные, золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье, аппликация. 46х70 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил в 1920 г. 920 Инв. ТК-2718 Кат. На среднике по желтовато-розовой атласной ткани с вытканными на ней редкими цветами изображен лежащий во гробе Христос со сложенными на груди руками, над ним – прямоличный херувим и два летящих ко гробу ангела, каждый с рипидой в руках. На рипидах изображения серафимов. Внизу у гроба – сложенная в виде горки плащаница. На фоне золотной пряденой нитью вышиты надписи: хс, херувимъ, агли г(с)дни. Личное шито крученым шелком песочного цвета «атласным» швом крупными стежками в одном направлении без оттенений, волосы, черты лица, контуры и детали рисунка – темно-коричневым. Борода внизу прошита тонкими штрихами песочного и коричневого шелка. По контурам фигуры Христа идут полосы желтоватого шелка. Препоясанье Христа, одежды ангелов, нимбы, рипиды, крылья шиты прядеными золото-серебряными нитями крупными швами (швы – «клопчик», «ягодка», «ягодка в четыре клетки», «перышки»). Рипиды шиты рельефно. В изголовье гроба и по крыльям шито сканым золотом с коричневым и серым шелком. В подкрыльях у херувима – зеленый шелк. Верх гроба не зашит (кроме угла в изголовье), на передней стенке по фону пришит коричневый атлас, на нем на месте плащаницы нашита зеленая объярь, по которой пряденой золотной сдвоенной «веревочкой» отмечены контуры и складки. Такой же «веревочкой» обведена стенка гроба. Каймы из розовой камки. Подкладка синей крашенины. В правом нижнем углу подкладки белыми нитками вышито: H А//386.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

379. Ранневизантийские сакральные постройки Херсонеса Таврического/Под ред. А.Б. Бернацки, Е.Ю. Клениной, С.Г. Рыжова. Познань, 2004. 380. Раппопорт П.А. Русская архитектура X–XIII вв. Л., 1983. (Свод археологических источников. Вып. Е 1–47). 381. Раппопорт П.А. Древнерусская архитектура. СПб., 1993. 382. Раппопорт П.А. Строительное производство Древней Руси X–XIII вв. СПб., 1994. 383. Редин Е.К. Мозаики равеннских церквей. СПб., 1896. 384. Р[един Е.К.] Значение деятельности археологических съездов для науки русской археологии: К XII археологическому съезду в Харькове. Харьков, 1901. 385. Романчук А.И. Исследования Херсонеса-Херсона: Раскопки. Гипотезы. Проблемы. Т. 2: Византийский город. Тюмень, 2008. 386. Российская научная эмиграция: двадцать портретов/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина, В.Е. Захарова. M., 2001. 387. Рукописное наследие русских византинистов/Под ред. И.П. Медведева. СПб., 1999. 388. Русский биографический словарь: В 20 т./Под ред. П. Каллиникова, И. Корнеевой. M., 1998–2001. 389. Рчеулишвили Л.Д. Купольная архитектура VIII–X веков в Абхазии. Тб., 1988. 390. Рындина A.B. Древнерусская мелкая пластика: Новгород и Центральная Русь XIV–XV вв. M., 1978. 391. Савва, архим. Указатель для обозрения московской Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и библиотеки. 3-е изд. M., 1858. 392. Самойлова Т.А. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Московского Кремля. M., 2004. 393. Сборник статей в честь графини П.С. Уваровой. M., 1916. 394. Северов Н.П. Памятники грузинского зодчества. M., 1947. 395. Синай, Византия, Русь. Православное искусство с VI до начала XX века: Каталог выставки/Под ред. Ю. Пятницкого и др. СПб., 2000. 396. Скифский роман/Под ред. Г.М. Бонгарда-Левина. M., 1997. 397. Смирнов A.C. Власть и организация археологической науки в Российской империи (очерки институциональной истории науки XIX – начала XX века). M., 2011. 398. Смирнова Э.С. Центры художественной культуры средневековой Руси: Живопись Великого Новгорода. Середина XIII – начало XV века. M., 1988.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Песнопение начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы двух первых направлены внутрь произведения, двух других – наружу. Подкладка из темно-красной камки с мелким черным узором 863 . Входит в комплект с сударем «Агнец Божий» и воздухом «Христос во гробе» (кат. 136, 135). СОХРАННОСТЬ На среднике и на углах кайм в местах утрат шитья виден зеленый атлас. Потертость золотного шитья, небольшая осыпь жемчуга, загрязненность. ИКОНОГРАФИЯ Иконография традиционна для второй половины XVII в. (см. кат. 114, 140). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат художественные и технологические признаки, те же, что и па других произведениях комплекта. Из той же мастерской вышли и три произведения, принадлежавшие Троице-Сергиевой лавре – сударь «Богоматерь Воплощение», воздух «Христос во гробе» и палица «Спас Вседержитель» 864 . ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Пшеничников 1894. С. 64, ил. 6; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12315. 138. СУДАРЬ АГНЕЦ БОЖИЙ Москва (?), вторая половина XVII в. Камка (XVII в., Италия), тафта (XVII в., Восток), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 61х64 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 865 Инв. ТК-2550 Кат. На среднике по малиновой камке шит младенец Христос, лежащий на дискосе с фигурным стояном. Ноги Христа чуть согнуты в коленях, руки приподняты, одна с раскрытой ладонью, другая благословляющая. Над ним в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя, выше – звездица с розеткой в перекрестье. По сторонам дискоса на облаках стоят два ангела, держащие рипиды с серафимами. Наверху в полуовале неба с облаками и сиянием изобретен поясной Саваоф с распростертыми благословляющими руками. На фоне – шитые пряденым серебром надписи: хс, аггли г(с)дни, саваъ. На обрамленных с двух сторон серебряными полосами каймах по зеленой камке пряденым серебром вязью шит евхаристический канон: приимите и дите//сие есть тло мое еже за вы ломимое во ставление греховъ.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

ВЫСТАВКИ 1977 Москва; 1985 Москва, с. 158; 1989–1990 Москва, 26; 2000(2), Москва, 115. ЛИТЕРАТУРА Яковлев 1865. С. 10, 3574; Опись Оружейной палаты 1884–1893. Ч. 3. Кн. 1. С. 10–11, 4062. 106. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Москва, мастерская царицы Марии Ильиничны (?), середина XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), штоф (XIX в., Россия), холст (XVII в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, жемчуг, трунцал, золото, изумруды, рубины, турмалины, перламутр, стекла, бить, кожаный шнур; ткачество, шитье, низание. 159х90 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 761 Инв. ТК-35 Кат. Прямоличное, в рост, изображение Димитрия шито на голубом шелке. Обе руки царевича у груди: одна держит свиток, другая сжата в кулак. На Димитрии – городчатая корона, поверх длинной нижней одежды с узорными каймами накинута шуба с широким воротом, длинными, узкими, свисающими по бокам рукавами и горизонтальными полосами застежек. Личное шито тонким крученым шелком золотисто-песочного цвета «атласным» швом с оттенениями широкими полосами сероватого тона. Черты лика, волосы, глаза и контуры рисунка – темно-коричневые, белки – белые. Одежда, корона и нимб шиты прядеными золотными нитями с малозаметными прикрепами песочного, голубого и малинового цвета (швы – «черенок», «ягодка с крестиком», «ягодка в несколько клеток», «разводная клетка»). Вертикальные полосы у застежек и сами застежки шиты серебряными нитями. По вороту, передку и подолу нижней одежды царевича идут полосы с бархатными зелеными кружочками и малиновыми ромбиками. Обувь шита малиновым шелком. Контуры изображения и детали обведены серебряным жгутиком. Корона и нимб обнизаны мелким жемчугом. На короне – пять золотых запон с семью камнями в каждой (средняя большая запона обшита фестонами из кожаного шнура, обвитого битью). Ниже запон – семь обвитых трунцалом камней в золотых кастах, два пустых каста и пять сверленых зеленых и красных камней, обнизанных мельчайшим жемчугом, на вороте нижней одежды – две обнизанные жемчугом полосы со сверлеными розовыми камнями и перламутровыми плашками.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

59х58 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 932 Инв. ТК-2546 Кат. На среднике по итальянской кирпично-красной камке с рисунком крупных хризантем изображен младенец Христос, лежащий на дискосе с высоким фигурным стояном. Ноги его вытянуты, поднятые руки согнуты в локтях; одна рука с именословным перстосложением, другая – с раскрытой ладонью. Над дискосом – сильно вытянутая кверху звездица с восьмилепестковой розеткой в перекрестье. Под звездицей в перекрещивающихся ромбах – Святой Дух в виде голубя с распростертыми крыльями. В сегменте неба с облачками по краю – оплечное изображение Саваофа. По сторонам дискоса стоят два склонившихся к Младенцу ангела с круглыми рипидами с розетками в них. Под дискосом и ангелами вышиты облака. Над изображениями прядеными нитями шиты надписи: хс, аггли г(с)дни, дхъ сты, г(с)дь сава… Личное шито слабокручеиым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» без оттенений «по форме». Волосы ангелов и Христа, черты лиц и контуры рисунка – темно-коричневые, волосы Саваофа – светло-коричневые. Внизу стояна, на нижних одеждах ангелов, в облаках – сканое золото с цветными шелками. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями (швы – «ягодка», «клопчик», «черенок», «двойная ягодка», «перышки»), По контурам и деталями рисунка проложен серебряный жгутик. На каймах по зеленому атласу золотными прядеными нитями вязью с небольшим количеством лигатур шито песнопение: ко агнецъ на заколение ведес ко аг//нецъ непороченъ прмо стригу//щаго безгласенъ тако не отверза//етъ устъ своихъ во Песнопение начинается палевой кайме, переходит на нижнюю, затем на правую и верхнюю. Буквы на всех каймах направлены наружу. Подкладка из китайской бежевой (выцветшей розовой?) камки с узором веток хризантем и облаков. На подкладке черными чернилами надписи: 44–1, НАД 91, 4 и пришиты две холщовые петли. СОХРАННОСТЬ Ткани загрязнены, помяты, выцвели, на подкладке – штопки и заплаты. ИКОНОГРАФИЯ Иконография повторяет произведения мастерской царицы Ирины Федоровны (см.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

4). Он начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю. Буквы на первых двух направлены внутрь произведения, на двух других – наружу: к бце прилжно ни притец съ смирениемъ припадающе из глубины дшевным вдчце помози мардовавши на ны по(т)шис т множства грховъ не тврати раб свои тщи те бо едину помощьнцу имам помощи не надежда ра(з)в тебе вл(ады)чц(е) твои помо(з) тщс на(д)е(м) тбою хвал(иму) тво(и) бо са(ми) раби… 612 . Подкладка из голубой тафты. СОХРАННОСТЬ В личном шитье местами имеет утраты нитей (виден фон). Ткани фона имеют штопки, помяты и загрязнены. Подкладка пришита при поновлении в XIX в. (?), имеет прорывы, заплаты, выцвела и загрязнена. ИКОНОГРАФИЯ Голубая сканая с серебром нить на рубашке Младенца дает основание определять этот вариант Одигитрии как «Богоматерь Смоленская», что подтверждается и песнопением этой иконе на кайме плены. АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции служат тонкий рисунок, тщательное шитье личного почти без оттенений при развитом золотном шитье, а также характер надписи. источники Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12221. 72. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва (?), конец XVI в.; каймы – вторая половина XVII в. Атлас (XVII в., иностранное производство), камка (XVII в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг; ткачество, шитье, низание. 74х95 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 613 Инв. ТК-2427 Кат. 72 На среднике изображен лежащий во гробе Иисус Христос . Руки его вытянуты вдоль тела. На переднем плане – плащаница. Над гробом – херувим и два летящих ангела, каждый из которых с двумя рипидами. На рипидах – прямоличные изображения херувимов. Фоном служит более поздний атлас розового цвета (выцветший красный?). На фоне надписи мелким жемчугом: хс, аглъ гнь (дважды), херувим. На каймах, обрамленных с двух сторон серебряными полосами, по зеленой камке пряденым серебром вязью с небольшим количеством лигатур шит тропарь Великой субботы: во гроб плотски во ад же съ дшею ко бгъ в ра//и же с разбоиникомъ и на престоле вылъ еси//хр(с)те со тцемъ и дхомъ вс исполныи Надпись начинается на верхней кайме, переходит на правую, затем на левую и нижнюю.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Прославление личностей и семей, внесших вклад в жизнь В., способствует частому обращению к мемориальным темам и мотивам античного искусства, напр., получает распространение тип конной статуи, его высшее выражение - памятник кондотьеру Б. Коллеони (начат А. Верроккьо в 1479, завершен А. Леопарди в 1496) на Пьяцца Санти-Джованни э Паоло. Скульптура того времени, напр., А. Риццо (3 алтаря для ц. Сан-Марко по заказу дожа К. Моро, 1465; Адам и Ева на арке Фоскари, ныне Музей истории создания Дворца дожей; надгробия в ц. Санта-Мария деи Фрари и ц. Санти-Джованни э Паоло, 70-е гг. XV в.; работы по украшению Дворца дожей, в т. ч. лестница гигантов, ок. 1485) создавалась под сильным влиянием живописцев, вдохновлявшихся античностью, таких как А. Мантенья, с подчеркнутым интересом к мускулатуре и анатомии, сочетанию драматических движений и идеального облика персонажей. Мастера того периода, уроженцы В., напр. Алевиз Новый , оказали влияние на развитие рус. архитектуры кон. XV - нач. XVI в. в связи со строительством Архангельского собора Московского Кремля . Со 2-й пол. XV в. В. играет особую роль в сохранении визант. художественного наследия, иконописцы обширной греч. колонии работают в традициях визант. живописи (см. ст. Византийская империя . Поствизант. живопись). Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Чудо св. Креста у моста Сан-Лоренцо. Кон. XV — нач. XVI в. Худож. Дж. Беллини (Галерея Академии. Венеция). Фрагмент Влияние Мантеньи сказалось и на живописи В. (1450-1515), особенно в творчестве старшего поколения мастеров из семейства Беллини ; среди др. живописцев В. знамениты В. Карпаччо, мастер алтарных образов и циклов, как, напр., «Жизнь св. Урсулы» (1490-1495, Галерея Академии), Чима да Конельяно, молодые Джорджоне и Тициан. живописную школу В. отличает особая любовь к цвету, умение сочетать изысканные оттенки, передавать сложные эффекты света. После 1527 г. В. стала одним из крупнейших центров гуманистической культуры в Италии, центром книгопечатания европ.

http://pravenc.ru/text/150247.html

орнаментов, широко применявшийся в средневек. Европе по крайней мере с IX-X вв.), а круглые «клейма» приобретают вид цветка с лепестками, или «солнышка» (сегнерова колеса). В изголовье плиты все больше места оставляют для надписи, и в XVII в. линия-разделитель полностью оттесняется к ногам. Сами камни быстро «росли» в высоту, их боковые грани украсил орнамент из простых арочек или «ложек», точнее каннелюр (мотив восходит к ним генетически). Этот популярный с античности мотив присутствует в русско-итал. архитектуре (ц. Вознесения в Коломенском: порталы и капители, убранство «трона» в вост. галерее), а также в декоре гробниц Сирии. Резчики Москвы трансформировали его, превратив каннелюры в плоские редко расставленные арочки и «столбики». В XVII в. в декоре рус. Н. чрезвычайно ощутимо воздействие ориентального орнамента; яркий пример - белокаменные надгробницы Архангельского собора Московского Кремля, но известны и отдельные плиты с вост. орнаментальными элементами. Эти элементы проникли на Русь благодаря широкому использованию вост. и ориентализованных европ. тканей, а также работе казанских мастеров ислам. орнаментики, к-рые исполняли заказы рус. служилых людей. В сер.- 2-й пол. XVII в. в рус. Н. появляются элементы барокко, и с 80-х гг. XVII в. пышная рельефная растительная орнаментика ориентируется на европ. образцы. Плиты приобретают в это время столь значительную высоту, что орнамент и надпись уходят с верхней грани и появляются в торцах или на боковых гранях, готовя т. о. появление Н. в форме саркофага. Следует отметить, что в Москве, Серпухове, Астрахани и Твери находят и плиты христиан-иноверцев. Во всех случаях эта массовая ремесленная продукция отличается от Н. местных жителей только языком надписей (немецкий и голландский, в единичных случаях английский и латинский, известны также арм. и груз. надписи XVII-XVIII вв.) и отчасти составом эпитафий. Надписи Надписи на московских Н. появляются только в посл. десятилетия XV в., хотя на крестах-Н. они известны гораздо раньше. Надписанные плиты долго остаются в меньшинстве, и сами надписи не выглядят обязательным элементом, т. к. специальное место для них в орнаменте не предусмотрено. Однако с 1-й четв. XVI в. такое место появляется и постепенно надпись оттесняет орнамент на периферию (возможно, надписи выполняли эфемерными красками в расчете на дальнейшую прорезку). Все плиты, выходящие из мастерских с кон. 1-й трети XVI в., рассчитаны на нанесение надписи, и с т. зр. археологии надпись - доминирующий признак. Это согласуется с развитием эпиграфики в целом: в быту XVI-XVII вв., особенно в мон-рях, надписанных предметов гораздо больше.

http://pravenc.ru/text/2564602.html

8 . Карета, купленная в 1775 году у Сенатора Мельгунова. Прекрасны в своем роде кареты Венская, Берлинская, Голштинская и Цесарская; они, по большей части, раззолоченные, с резьбою и живописью. Некоторые из сих экипажей употреблялись при торжественном шествии Царской Фамилии к коронации из Петровского подъездного дворца в Кремль. IX. Баженова модель Кремлевского дворца Обозревая достопамятности Оружейной палаты, не можем оставить без внимание деревянную модель дворца, сделанную по плану Баженова, его помощником Архитектором Елевзоем Назаровым; она длиною 25 аршин, вышиною с крышей 2 аршина. Как в целом, так и в подробностях видны искусная тщательность и отчетливость работы. Назад тому 70 лет, она стоила казне 40,000 рублей. Пятиэтажное это колоссальное здание по горе Кремлевской обняло бы древние здания Кремля, соборы, церкви, монастыри, дворцовые и Патриаршие, от Спасских до Троицких ворот. Словом, модель сия представляет тот вид, какой хотела дать Московскому Вышгороду Екатерина II. В день обновление Царьграда, Июня 1 965 сделана была торжественная закладка 1773 года на месте Тайницких ворот против Архангельского собора, где и зодчий Баженов, после совершения молебствия с водосвятием, произнес речь на сей предмет. При закладке положена в основании медная доска с такою надписью: «Повелением Благочестивейшия Великия Государыни Екатерины вторыя, Императрицы и Самодержицы Всероссийския, Избавительницы Москвы от смертоносныя язвы, Победительницы Оттоманской Порты, Сохранительницы каждаго своего подданнаго безопасности, Законодательницы Всероссийской, к славе Великой Империи, к чести своего века, к безсмертной памяти будущих времен, к украшению столичнаго града, к утехе и удовольствию своего народа, положено великолепных сих чертогов основание в лето от сотворение мира 7281, от воплощение сына Божия 1773, месяца Июня 1 дня, Царствования Ея Величества в одиннадцатый год; строение производилось под главным смотрением от армии Генерал-Поручика и Кавалера Михайла Михайловича Измайлова».

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Snegirev/...

В начале княжения В. И.- в 1507-1508 гг. военные действия были не столь успешными, как в предыдущее правление, им предшествовала неудачная попытка В. И. занять освободившийся литов. престол. В ходе военных действий 1512-1514 гг. рус. войска взяли Смоленск (присоединение его к России зафиксировано в русско-литов. соглашении 1522 г.), позднее были сделаны неудачные попытки взять Полоцк, др. города. В рус.-ливонских отношениях рус. правительство до сер. XVI в. не ставило задачи подчинения Ливонии и освобождения выходов в Балтийское м. Рус.-ливонские договоры включали лишь статьи, предусматривавшие создание более благоприятных условий для торговли рус. купцов в Ливонии. Стабилизация отношений с Крымом и Казанью, достигнутая при Иоанне III, нарушилась в связи с изменением соотношения сил между ханствами после уничтожения Большой Орды в 1502 г. Отражение военных набегов и походов сочеталось с дипломатическими усилиями в урегулировании сложных вопросов. Правительство В. И. стремилось к поддержанию дружественных отношений с султанской Турцией. Попытки империи и папства вовлечь Россию в антитур. коалиции оставались безрезультатными, поскольку Россия не чувствовала себя готовой к военному противостоянию. Весьма активными были сношения с папским престолом, ведшиеся не на церковном, а на гос. уровне. Предложения о вступлении в антитур. коалицию со стороны папы Льва X сопрягались с предложениями о «соединении Церквей» на условиях Ферраро-Флорентийского Собора (бреве к В. И. 4 июля 1518 и наказ посланнику в Москву 16 сент. того же года). Папа Климент VII писал вел. князю только о «единении» Церквей, не касаясь др. вопросов, и утверждал, что считал бы для себя высшей наградой «священный союз любви и дружбы (бреве 25 мая 1524). В. И. в ответ заверял в готовности быть с папой «в любви и добром согласии», но отвергал унию, заявляя, что «от прародителей своих закон греческой... держит крепко». Перед самой кончиной В. И. принял монашеский постриг с именем Варлаам. Похоронен в Архангельском соборе Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/150787.html

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010