Великого князя Московского Иоанна III поминали сегодня в Архангельском соборе Кремля 27 октября 2005 г. 14:11 Иоанн III Васильевич (1440-1505) — один из наиболее известных государственных деятелей русского Средневековья. Сын Великого князя Московского Василия II, он принял великокняжескую власть, будучи 22 лет от роду. Одним из главных итогов его правления стало формирование территориального ядра единого российского государства: к Великому княжеству Московскому были присоединены Ярославские, Новгородские, Тверские, Вятские, Пермские земли. При Иоанне III было окончательно свергнуто монголо-татарое иго. К этому периоду относится знаменитое «стояние на реке Угре» 1480 года, когда золотоордынские войска, находясь в виду русских дружин, так и не решились вступить с ними в сражение, видя превосходящую мощь и силу противника. По указу Великого князя из сердца МосквыКремля было выведено подворье ханских баскаков. Именно Иоанн III в 1479 году демонстративно растоптал басму хана Ахмата, требовавшего дань от русских, передав ханским послам, что то же самое будет и с самим ханом. Вслед за этим князь велел «разметать двор болванов» — место, где жили золотоордынские послы и где стояло изображение хана — «болван». На этом месте русский государь повелел соорудить церковь во имя Всемилостивого Спаса, известную ныне как храм Спаса Преображения на Болвановке. При Иоанне III развернулось большое строительство в Москве, отстраивался в камне Московский Кремль, воздвигнут Успенский собор, окончено строительство Благовещенского собора. Возводились храмы в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре и московском Сретенском монастыре. Значительно возрос международный авторитет Российского государства, правитель которого стал именоваться Великим князем Московским и всея Руси.    В год 500-летия кончины Великого князя группа общественности и ученых-историков, представляющая разные регионы России выступила с инициативой служения панихиды по Иоанну III. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия панихиду в Архангельском соборе Московского Кремля, в правом углу солеи которого находится гробница князя, совершил викарий Московской епархии, архиепископ Орехово-Зуевский Алексий .  Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/54744.html

Успенский собор в Дмитрове. 1509–1533 гг., 1790 г., XIX в. Фотография. 2014 г. В то время распространился т. н. соборный тип крупного 5-главого храма по типу соборов Московского Кремля - Успенского (1475-1479, архит. Аристотель Фьораванти) и Архангельского (1505-1508, архит. Алевиз Новый), служивший олицетворением идеи «православной державности» в архитектуре ( Бусева-Давыдова И. Л. Храмы Московского Кремля: Святыни и древности. М., 1997; Вдовиченко М. В. Архитектура больших соборов XVII в. М., 2009. С. 11). Шестистолпный Успенский собор соединил идею зального продольного пространства с идеей центричности, выраженной в пятиглавии. Реплики кремлевских соборов появлялись в Подмосковье, среди них - редуцированный тип 5-главого 4-столпного собора. Таков Успенский собор в Дмитрове (1509-1533, заказ кн. Юрия Иоанновича) с 3-частными фасадами и полукруглыми закомарами (в 1790 позакомарное покрытие заменено скатной кровлей, а кирпичные барабаны - деревянными с луковичными главами). Собор был окружен 3-сторонней 2-ярусной галереей на аркадах с асимметричной звонницей на юж. стороне (галерея встроена в приделы в XIX в.). Ордерный декор фасадов с карнизами, филенками и круглыми окнами закомар был создан под влиянием Архангельского собора Московского Кремля. Необычна структура 5-главой 4-столпной ц. Св. Троицы в Чашникове Солнечногорского р-на (нач. XVI в.; вотчина Г. С. Собакина, с 1585 Н. Р. Юрьева; перестроена ок. 1690 Л. К. Нарышкиным - Максимов, Торопов. 1969), прямоугольная центрично-осевая (вытянутая по оси «запад-восток», с большим куполом в центре и малыми по углам), объем которой не имеет алтарных выступов. До перестройки фасады были разделены пилястрами на 3 прясла, завершенных килевидными закомарами, а с запада возвышалась звонница. Сейчас фасады украшены кокошниками с белокаменными раковинами наподобие Архангельского собора; возможно, этот мотив перекликается с первоначальным декором, от к-рого сохранились антикизирующие орнаментальные терракотовые фризы. Предположительно 4-столпной и 5-главой была 3-апсидная ц. Покрова в Чиркине Ступинского р-на (нач. XVI в.; вотчина Шереметевых), однако в кон. XVII в. столбы разобрали, а на четверике воздвигли крупный купольный восьмерик, уничтожив древнее завершение храма.

http://pravenc.ru/text/2564194.html

В день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Святейший Патриарх совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля Москва, 21 ноября 2007 г. 21 ноября, в день Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили архиепископ Орехово-Зуевский Алексий и епископ Женевский и Западно-Европейский Михаил (РПЦЗ), сообщает пресс-служба Московской Патриархии. Архангельский собор является усыпальницей московских князей и царей, а также других представителей княжеских родов, поэтому во время сегодняшнего богослужения по традиции архидиаконом была произнесена заупокойная ектенья о всех царях и царицах, князьях и княгинях, почивающих в этом храме. На богослужении присутствовали руководители подразделений «Альфа» и «Вымпел» ФСБ РФ — Герои России, а также учащиеся факультета православной культуры Военной академии им. Дзержинского. После причастия в алтаре собора Святейший Патриарх встретился с представителями рабочей группы Православных и Восточных Церквей по подготовке совместного меморандума с Объединенными библейскими обществами. После Божественной литургии состоялся молебен Архистратигу Михаилу и прочим Небесным Силам бесплотным перед чтимой иконой Архангела Михаила, находящейся в местном ряду иконостаса. В своем слове после богослужения Святейший Патриарх поздравил присутствующих с престольным праздником собора, а также отметил, что вспоминая Небесные Силы бесплотные, «мы вспоминаем и земное воинство, которое охраняет наше Отечество, своим жертвенным подвигом укрепляет мир и согласие в обществе». Также Патриарх Алексий поздравил епископа Женевского и Западно-Европейского Михаила с днем ангела, подчеркнув, что несколько лет назад и помыслить было нельзя о совместном служении в одном из кремлевских соборов с представителями Русской Зарубежной Церкви, но после подписания Акта о каноническом общении стало возможным совместное предстояние у Престола Божия. 21 ноября 2007 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/24953.html

В рус. изобразительном искусстве особое внимание получила тема заступничества арх. Михаила, явившегося Иисусу Навину с обещанием победы в борьбе за землю обетованную. Сюжет «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» получил распространение с домонгол. времени и представлен как отдельно (напр., икона «Явление арх. Михаила Ииусу Навину» кон. XII в. в Успенском соборе Московского Кремля, ГММК; икона кон. XVI в., ГТГ;), так и вместе с деяниями арх. Михаила на его иконах или в циклах росписей, посвященных ему (напр., икона «Арх. Михаил, с деяниями», ок. 1400, в Архангельском соборе Московского Кремля, ГММК - клеймо 8; икона «Собор арх. Михаила, с бытием», кон. XVI - нач. XVII в., из собрания И. С. Остроухова, ГТГ - клеймо 8; роспись сев. крыльца Благовещенского собора Московского Кремля, 1564?). Этот сюжет неоднократно помещали на воинских знаменах (на знамени вел. кн. Московского Василия III - не сохр.; на знамени Ермака, кон. XVI в.; на знамени Дмитрия Пожарского, нач. XVII в.- оба в Оружейной палате Московского Кремля). Иисус Навин на иконах, фресках, произведениях прикладного искусства изображается в этой сцене, как правило, в духе визант. традиции: простертым ниц, без шлема, в княжеских одеждах; на знаменах - коленопреклоненным, возможно, под влиянием зап. образцов. С сер. XVI в. образ Иисуса Навина приобретает особое значение для рус. иконографии. Он ассоциируется с образом праведного царя и часто встречается в произведениях, изначально связанных с церквами и др. сооружениями царского дворца, придворным кругом: на миниатюрах Лицевого летописного свода, в росписях Золотой палаты и Благовещенского собора в Московском Кремле. Иисус Навин изображен на иконе в праотеческом чине Благовещенского собора Московского Кремля (XVI в., врезка в доски XIX в.): полуфигура воина, в пластинчатых доспехах, без шлема, в алом плаще, с поднятым в правой руке мечом, т. е. подобно тому, как изображали арх. Михаила в сцене «Явления арх. Михаила Иисусу Навину». Сцена взятия Иерихона в виде отдельного сюжета известна по иконе кон. XVI в. из собрания А. С. Уварова (ГТГ).

http://pravenc.ru/text/293947.html

Архив Пн В день Радоницы Предстоятель Русской Церкви совершил Божественную литургию и поминовение усопших в Архангельском соборе Кремля 3 мая 2011 г. 13:16 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр ; епископ Звенигородский Николай ; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков ; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев ; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины  Святейшего Патриарха Пимена . Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 21 апреля 2024 г. (8 апреля ст.ст.) воскресенье Неделя 5-я Великого поста. Глас 5-й. Прп. Марии Египетской (переходящее празднование в 5-ю Неделю Великого поста). Апп. Иродиона, Агава, Асинкрита, Руфа, Флегонта, Ерма и иже с ними (I). Свт. Нифонта, еп. Новгородского (1156). Прп. Руфа, затворника Печерского, в Дальних пещерах (XIV). Мч. Павсилипа (117–138). Свт. Келестина, папы Римского (432). Сщмч. Сергия Родаковского пресвитера (1933). Литургия св. Василия Великого. Утр. – Ев. 2-е, Мк., 70 зач., XVI, 1–8 . Лит. – Евр., 321 зач. (от полу), IX, 11–14 . Мк., 47 зач., X, 32–45 . Прп.: Гал., 208 зач., III, 23–29 . Лк., 33 зач., VII, 36–50 . 21 апреля 2024 г. 7 января 2024 г. Поделитесь с друзьями

http://patriarchia.ru/db/text/1468841.ht...

В день Радоницы Патриарх совершил литургию в Архангельском соборе Кремля Москва, 3 мая 2011 г. 3 мая 2011 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе — день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и Пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля, передаёт пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси. Его Святейшеству сослужили: епископ Дмитровский Александр; епископ Звенигородский Николай; секретарь Патриарха Московского и всея Руси по городу Москве протоиерей Владимир Диваков; настоятель Казанского собора на Красной площади протоиерей Николай Иноземцев; ректор Николо-Угрешской духовной семинарии игумен Иоанн (Рубин); московское духовенство. После чтения Евангелия Святейший Патриарх Кирилл обратился к собравшимся с проповедью, посвященной значению молитвенного поминовения усопших в жизни православных христиан. Как отметил Предстоятель Русской Церкви в слове по окончании Литургии, сегодня не только день памяти всех усопших, «христосование с теми, кто оставил земную жизнь», но и годовщина кончины Святейшего Патриарха Пимена. Святейший Владыка попросил всех сугубо помолиться о приснопамятном Первосвятителе. Затем Святейший Патриарх совершил литию, за которой вознес молитвы об упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных», а также помолился об упокоении души митрополита Никодима (Ротова) и почивших родных. По окончании литии Предстоятель Русской Церкви посетил придел святого мученика Уара, где с 28 мая 2008 года почивают честные мощи святой благоверной великой княгини Евфросинии Московской, и совершил молебен св. Евфросинии. Со ступеней придела мученика Уара Святейший Патриарх Кирилл обратился к духовенству и к собравшемуся на Соборной площади Кремля народу с кратким словом. За богослужениями пел хор Николо-Угрешского монастыря и семинарии под управлением иеромонаха Александра (Богдана). 3 мая 2011 г. скрыть способы оплаты Подпишитесь на рассылку Православие.Ru Рассылка выходит два раза в неделю: Мы в соцсетях Подпишитесь на нашу рассылку

http://pravoslavie.ru/46265.html

Царственные гробницы Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции — именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Так, в храме покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна. Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее — в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия. Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. «В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря», — отметил официальный представитель ФСО. Выселение монахинь Он также констатирует что «во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал». В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

В день Собора Архистратига Михаила митрополит Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля 21 ноября 2011 г. 13:11 21 ноября 2011 года, в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Его Высокопреосвященству сослужили епископ Видновский Тихон , секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве протоиерей Владимир Диваков , духовенство Московской областной епархии . По традиции за Божественной литургией в Архангельском соборе — храме-усыпальнице Московского великокняжеского и царского дома — были совершены молитвы о упокоении душ усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Российския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц, и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашей, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных . За богослужением пел молодежный хор кафедрального соборного Храма Христа Спасителя (регент С. Соколовская). Среди молившихся были учащиеся и преподаватели факультета православной культуры Военной академии РВСН имени Петра Великого. По окончании Литургии митрополит Ювеналий совершил молитву у чтимого образа Архангела Михаила в местном ряду иконостаса Архангельского собора. Поздравляя духовенство и богомольцев с престольным праздником Архангельского собора, владыка митрополит, в частности, сказал: «Святейший Патриарх Кирилл благословил нам сегодня, в престольный день этого древнего собора, совершить здесь Божественную литургию. И мы с особым чувством молились о Его Святейшестве, который вчера отметил свое 65-летие. И молили Господа о том, чтобы Он дал здравие, спасение и во всем благое поспешение нашему Первосвятителю на благо и процветание нашей Святой Церкви и для благополучия и мира в Отечестве нашем. Милость Божия, что этот древнейший собор в Кремле находится сегодня в таком благолепном состоянии. Здесь покоятся князья, княгини, благоверные цари и с 1929 года царицы и великие княжны. Мы молились о всех правителях Руси, чтобы Господь упокоил их тех, которые в этом месте погребены и в других местах упокоил их в месте злачнем, в месте покойнем. И мы молились об Отечестве нашем, чтобы предстательством Архистратига Божия Михаила и всех Небесных Сил бесплотных Господь дал мир и благоденствие Отечеству нашему и народу нашему». Также по окончании богослужения Архангельский собор посетили Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву для участия в торжествах по случаю 65-летия со дня рождения Святейшего Патриарха Кирилла. Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/1749838.ht...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Завершена реставрация Благовещенского собора Московского Кремля 01.06.2011 Реставрация Благовещенского собора Московского Кремля закончена, специалисты сделали ряд находок. " Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора - она тоже предполагает массу открытий " , - рассказал заместитель гендиректора музеев Московского Кремля Андрей Баталов в интервью, которое публикует в среду " Российская газета " . Он сообщил, что во время реставрационных работ под лестницей XIX века была обнаружена часть бесценных белокаменных блоков от собора 1416 года, на которых сохранилась живопись. По словам А.Баталова, крупнейший реставратор древнерусской живописи Владимир Сарабьянов считает, что живопись относится к эпохе Андрея Рублева " и вполне может принадлежать не только его артели, но и самому великому иконописцу " . Говоря о фасадах собора, он указал на то, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. В процессе реставрации апсидов, вырубленных в толще восточной стены палаты в XVIII веке, были обнаружены следы примыкания Казенной палаты, следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты. " Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами " , - добавил А.Баталов. Как отметил он, в стране много перестроенных памятников, но вряд ли они могут сравниться с Благовещенским собором по количеству переделок. Сложность его " родословной " определяется тем, что это домовый храм московских государей, который находился в соприкосновении с великокняжеским дворцом. " Мы выяснили, что он таит в себе несколько храмов: один - эпохи Дмитрия Донского, другой - его старшего сына Василия I, третий - храм Ивана III и, наконец, храм Ивана IV. Он оставался домовым храмом и в эпоху империи и потому нещадно поновлялся в течении всего XIX века " , - сказал заместитель директора музеев. Интерфакс-Религия / Древо-инфо.Ru Редакция текста от: 01.06.2011 16:24:25

http://drevo-info.ru/news/10804.html

Делегация Русской Зарубежной Церкви молилась за Патриаршим богослужением в Архангельском соборе Кремля 21 ноября 2003 года, в праздник Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий в сослужении епископов Дмитровского Александра и Южно-Сахалинского и Курильского Даниила совершил Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля, сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви . За богослужением в Архангельском соборе молились находящиеся в Москве с официальным визитом члены делегации Русской Зарубежной Церкви архиепископ Берлинский и Германский Марк, архиепископ Сиднейский и Австралийско-Новозеландский Иларион и епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл. «Мы с особой радостью приветствуем делегацию Русской Зарубежной Церкви, члены которой молились сегодня вместе с нами. Отрадно, что после многих десятилетий разделения мы встали на путь, ведущий к церковному единству, - сказал в первосвятительском слове Патриарх Алексий. - Путь этот нелегкий, но начало ему было положено в ходе собеседований с делегацией Русской Зарубежной Церкви, которые прошли в духе откровенности и любви Христовой». Предстоятель Русской Православной Церкви выразил уверенность, что в настоящее время нет причин для разделения русских людей, живущих в Отечестве и за его пределами: «Трагедия революции, гражданской войны понудила множество наших соотечественников покинуть свою Родину. В течение нескольких десятилетий наших соотечественников за границей духовно окормляли иерархи и священнослужители Русской Зарубежной Церкви. С падением коммунистического режима и установлением религиозной свободы в России появились предпосылки для того, чтобы начать путь к единению, ибо все мы призваны " едиными устами и единым сердцем " славить Бога. Вспомним, что Сам Спаситель в Первосвященнической молитве говорит о чаемом единстве Своих последователей». «В течение двух дней мы с собратьями-архипастырями – членами Священного Синода и с делегацией Русской Зарубежной Церкви в полном составе обсуждали пути продвижения к единству. В совместно согласованном сообщении об этом событии говорится о том, что мы ожидаем в начале будущего года приезда в Россию первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей Митрополита Лавра, чтобы наметить и принять заявление о путях нашего сотрудничества и объединения», – сказал предстоятель Русской Православной Церкви.

http://pravoslavie.ru/8244.html

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010