Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Мощи преподобной Евфросинии Московской будут перенесены в придел Архангельского собора и станут доступными для поклонения 27.05.2008 Мощи преподобной Евфросинии Московской , много лет находившиеся в подклете Архангельского собора Московского Кремля, будут перенесены в придел св. мученика Уара и станут доступными для поклонения верующим. 28 мая, в день памяти св. благоверного царевича Димитрия, Святейший Патриарх возглавит служение Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля. Затем Святейший Патриарх Алексий совершит перенесение мощей преподобной Евфросинии, великой княгини Московской, в придел св. мученика Уара, находящийся в северной части Архангельского собора. Как сообщил ризничий храмов Московского Кремля священник Вячеслав Шестаков, мощи подняты из подклета и сейчас находятся на солее Архангельского собора. В приделе мученика Уара для святых мощей приготовлена достойная рака, после положения в которую мощи будут доступны для поклонения верующим. Мощи преподобной Евфросинии после преставления великой княгини в 1407 году, были положены в каменном храме Вознесенского монастыря в Кремле, где почивали под спудом за правым столпом собора, у южной стены. Практически сразу после преставления здесь начали происходить чудесные исцеления, мощи преподобной стали одной из почитаемых московских святынь. В 1929 году по решению правительства началось уничтожение построек Вознесенского монастыря. Сотрудники музея пытались спасти некрополь. Для его размещения выбрали подвал Судной палаты Архангельского собора. Белокаменная гробница преподобной Евфросинии оказалась поврежденной, и вынуть ее целиком из земли не смогли. Мощи преподобной вместе со многими другими кремлевскими святынями находились до последнего времени в Судной палате. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси была создана специальная комиссия, которая под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия проводила исследование мощей святой. На основании результатов работы комиссии было принято решение о переносе мощей преподобной в придел мученика Уара. Пресс-служба Московской Патриархии/Седмица.Ru Редакция текста от: 27.05.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/4988.html

694 Ильин XI. А. Искусство Московской Руси эпохи Феофана Грека и Андрея Рублева. М.. 1976. С. 59. 698 Ильин XI. А. Иконостас Успенского собора во Владимире Андрея Рублева//ДРИ: Художественная культура Москвы и прилежащих к ней княжеств. XIV-XV вв. М., 1970. С. 29–56. 699 Бетин Л. В. Об архитектурной композиции древнерусских высоких иконостасов//Гам же. С. 41–56: Он же. Исторические основы древнерусского высокого иконостаса//Там же. С. 57–86. 701 См.: Воронин Н.//. Два памятника архитектуры XIV века в Московском Кремле//Из истории русского и западно-европейского искусства. М.. 1960. С. 31: Федоров В.//., Шеляпина И. С. Древняя история Благовещенского собора Московского Кремля//СА. 1972. N 4. С. 223–235; Алешковский М. X.. Алытиуллер Б. Л. Благовещенский собор, а не придел Василия Кесарийского //СА. 1973. Ху 2. С. 88–99: Федоров Благовещенский собор Московского Кремля в свете исследований 1960–1972 годов//СА. 1974. Ху 2. С. 112–129. 702 См.: Бетин Л. В. О происхождении иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1975. Вып. I. C.       37 14: Он же. Иконостас Благовещенского собора и московская иконопись начала XV в.//Реставрация и исследования памятников культуры. М.. 1982. Вып. 2. С. 31 44. См. также: Сорокатый В. М. Некоторыс надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//ДРИ: Проблемы и атрибуции. М.. 1977. С. 417–420. 703 Щенникова Л. А. О происхождении древнего иконостаса Благ овещенского собора Московского Кремля//Советское искусствознанис " 81. М.. 1982. Вып. 2 (15). С. 81–129; Она же. К вопросу о происхождении древнего иконостаса Благовещенского собора Московского Кремля//Куликовская битва в истории и культуре нашей Родины. (Материалы юбилейной научной конференции.) М.. 1983. С. 183–194. 704 О датировке и атрибуции Деисуса Благовещенского собора см.: Вздорнов Г. II. Феофан Грек. Творческое наследие. М.. 1983. С. 12–13. 79–84. Кат. 11.1 – II.9; Яковлева А. И. «Ерминия» Дионисия из Фурны и техника икон Феофана Грека//ДРИ. XIV-XV вв. М.. 1984. С. 7–25: Смирнова 3. С. Московская икона XIV-XVI1 веков. Д.. 1988. С. 10–12. 262–263: Щенникова Л. А. Станковая живопись//Качалова И. Я.. Маясова Н. А.. Щенникова Л. А. Благовещенский собор Московского Кремля: К 500-летию уникального памятника русской культуры. М.. 1990. С. 45. 48. 51–56.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/ikonosta...

Ист.: ПСЗ. Т. 9, 6544. С. 263-277; ПСРЛ. Т. 8. С. 165, 181; Т. 12. С. 214; Т. 14. C. 96; Т. 18. С. 269; Т. 28. С. 69, 71, 89, 337, 338, 341; Т. 34. С. 241; Обзор документальных материалов ЦГАДА СССР по истории г. Москвы с древнейших времен до XIX в. М., 1949 [по указ.]; Духовные и договорные грамоты великих и удельных князей XIV-XVI вв. М.; Л., 1950; Государственный историко-культурный музей-заповедник «Московский Кремль». Отдел рукописных, печатных и графических фондов//Архивы России: Москва и С.-Петербург. М., 1997. С. 648-649; Грамоты из архива московского Архангельского собора/Подгот. С. М. Каштанов, О. И. Хоруженко//АЕ за 1997 г. М., 1997. С. 390-438; Маштафаров А. В. Жалованные грамоты кремлевского Архангельского собора//Русский дипломатарий. М., 1997. Вып. 2. С. 23-51; Акты Российского государства. Архивы московских монастырей и соборов: XV - начало XVII в. М., 1998. С. 33-88, 435-440; Павлович Г. А. Храмы средневековой Москвы по записям ладанных книг: [Ладанные книги 1584/85, 1613/14, 1617/18, 1618/19 гг.]//Сакральная топография средневекового города. М., 1998. С. 150. (Изв. Ин-та христианской культуры средневековья; Т. 1). Лит.: Хавский П. Московский Архангельский собор, или Историческое исследование о родословиях святого мученика князя Черниговского и Российских великих князей, опочивших в Московском Архангельском соборе. М., 1862; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880; Извеков Н. Д. Московский Архангельский придворный собор. Серг. П.; М., 1916. [Библиогр.]; Власюк А. А. Новые исследования архитектуры Архангельского собора в Московском Кремле//Архитектурное наследство. М., 1952. Вып. 2. С. 105-132; Воробьев А. В. , Смыслова В. А. О галерее Архангельского собора: (Новые мат-лы по Архангельскому собору Моск. Кремля)//Там же. 1963. Вып. 15. С. 178-181; Сизов Е. С. Новые мат-лы по Архангельскому собору Московского Кремля: Когда был построен Архангельский собор?//Там же. С. 176-177; Дмитриев Ю. Н. Стенопись Архангельского собора Московского Кремля: (Мат-лы и исслед.)//ДРИ: XVII век.

http://pravenc.ru/text/76446.html

Революционные события 1917 года изменили судьбу Вознесенского монастыря. В 1918 году, после переезда советского правительства в Кремль, он был закрыт. В 1929 году правительственной комиссией было принято решение о сносе Вознесенского монастыря, а также находившегося рядом с ним Чудова монастыря и Малого Николаевского дворца для строительства на их месте Военной школы имени ВЦИК. Несмотря на попытки спасти памятники, предпринятые специалистами музея и ведущими архитекторами, комплексы двух монастырей и дворца были уничтожены. Благодаря деятельности комиссии, созданной в музеях Московского Кремля, в состав которой вошли заведующий отделов памятников Кремля Н.Н. Померанцев, архитектор Оружейной палаты Д.П. Сухов, заместитель директора Оружейной палаты В.К. Клейн, представитель Исторического музея А.В. Орешников и другие специалисты, ценой героических усилий в кратчайшие сроки удалось спасти от уничтожения иконы и богослужебные предметы, выполнить фотофиксацию и обследование захоронений. Архитектор-реставратор П.Н. Максимов выполнил архитектурные обмеры зданий. Гробницы великих князей и княгинь были перевезены в подземную палату под южной пристройкой Архангельского собора. После разрушения прошли годы. Наследие Вознесенского монастыря сохранялось в Музеях Московского Кремля. Работы научных сотрудников и реставраторов позволили сделать немало открытий, касающихся истории Вознесенского монастыря и судеб русских государынь. Двадцать восьмого мая 2008 года после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля, которую совершил святейший патриарх Московский и всея Руси Алексий II, святые мощи великой княгини Евдокии (преподобной Ефросинии) были перенесены в придел святого мученика Уара в Архангельского соборе - вход в него находится со стороны Соборной площади. В 2014 году в южной пристройке Архангельского собора открылась экспозиция, восстанавливающая историческую память о знаменитой Вознесенской обители. Центральная витрина посвящена монастырским храмам и их убранству. В ней представлены иконы и богослужебные предметы из Вознесенского монастыря, в том числе несколько икон XVII века из величественного шестиярусного иконостаса монастырского собора, запрестольный крест с древними образками-мощевиками, хранившийся в алтаре собора, выполненный после войны 1812 года при восстановлении Кремля, икона преподобной Ефросинии начала XX века с видом Вознесенского монастыря.

http://sobory.ru/article/?object=21397

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БЛАГОДАТНОЕ НЕБО ИКОНА БОЖИЕЙ МАТЕРИ Икона Божией Матери " Благодатное Небо " из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг. Икона Божией Матери " Благодатное Небо " из местного ряда Архангельского собора Московского Кремля. 1678–1680 гг. [(«Благодатная», «Что Тя наречем»)] (празд. 6 марта), чудотворный образ из Архангельского собора Московского Кремля. Наименования иконы восходят к написанному на иконе внутри краю сияния, исходящего от Богоматери с Младенцем Христом, тексту богородична 1-го часа: «Что Тя наречем, о Благодатная? Небо, яко возсияла еси Солнце Правды; рай, яко прозябла еси цвет нетления; Деву, яко пребыла еси нетленна; Чистую Матерь, яко имела еси на святых Твоих объятиях Сына, всех Бога. Того моли спастися душам нашим». Почитание иконы в XIX в. связано с деятельностью митр. Филарета (Дроздова), к-рый в 1853 г., в период поновления иконостаса Архангельского собора, распорядился собрать исторические сведения о ней. В описи XVII в. Архангельского собора (не сохр.) сообщалось, что образ является копией, сделанной по указу царя Феодора Алексеевича мастерами Оружейной палаты с находившейся в соборе древней иконы. Прот. А. Тяжелов привел рассказ знатока древностей А. Ф. Малиновского о том, что, по преданию, икона была привезена в Москву Софией Витовтовной, супругой вел. кн. Василия Димитриевича. Предание возникло как интерпретация записи в Троицкой летописи за 1398 г. о привозе Софией Витовтовной из Смоленска мн. древних икон, присланных из К-поля, и вошло во все печатные издания XIX - нач. XX в. о чудотворных иконах Божией Матери. В Клинцовском иконописном подлиннике (XVIII в.?) содержится указание на то, что икона была привезена Софией Фоминичной Палеолог, супругой вел. кн. Московского и всея Руси Иоанна III, из Литвы, при этом отмечается «западный перевод» образа. «Б. Н.» (242х181 см), находящаяся в наст. время в местном ряду иконостаса Архангельского собора, слева от царских врат, исполнена царскими иконописцами при создании нового иконостаса в 1678-1680 гг. Через год для нее был изготовлен серебряный чеканный оклад с надписанием, как и на иконе, текста богородична (украден в 1812). Новый оклад был сделан в 1815 г.; в 1916 г. его заменили серебряной ризой и накладными серебряными херувимами на полях (не сохр.).

http://pravenc.ru/text/149309.html

В день Радоницы Святейший Патриарх Кирилл совершил Литургию и пасхальное поминовение усопших в Архангельском соборе Московского Кремля 21 апреля 2015 г. 16:42 21 апреля 2015 года, во вторник 2-й седмицы по Пасхе, день Радоницы, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию и пасхальное поминовение усопших в  Архангельском соборе  Московского Кремля. Его Святейшеству сослужили:  епископ Подольский Тихон ;  епископ Воскресенский Савва , первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник  Новоспасского ставропигиального монастыря ;  протоиерей Михаил Рязанцев , ключарь кафедрального соборного Храма Христа Спасителя; протоиерей Анатолий Родионов, благочинный Влахернского округа  Московской городской епархии , настоятель московского храма иконы Божией Матери «Утоли моя печали» в Марьино; протоиерей Вячеслав Шестаков, настоятель Патриаршего подворья храмов в Зарядье г. Москвы; духовенство столицы. В числе молившихся за богослужением были председатель  Синодального отдела религиозного образования и катехизации   митрополит Ростовский и Новочеркасский Меркурий , губернатор Ростовской области В.Ю. Голубев. За Литургией пел хор московского  Новоспасского ставропигиального мужского монастыря  (регент — Станислав Попов). После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес у престола молитву о мире на Украине. Затем были вознесены особые молитвенные прошения о упокоении душ усопших. За богослужением Святейший Владыка рукоположил в сан священника диакона Андрея Скрипниченко, клирика московского храма пророка Божия Илии в Северном Бутово. Проповедь перед причастием произнес протоиерей Андрей Орлов, настоятель храма святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских, на Рогожском кладбище г. Москвы. По окончании Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил заупокойную литию и каждение у надгробий, находящихся в Архангельском соборе Кремля. Во время литии были вознесены молитвы о упокоении душ «усопших рабов Божиих приснопамятных Предстоятелей Русския Церкви, строителей и правителей Святыя Руси, благоверных князей и княгинь, царей и цариц и всех во власти бывших, попечение имевших о непорочной вере и с прилежанием управлявших страною нашею, на месте сем упокоения и в иных местех погребенных, и рабов Божиих приснопамятных Патриархов Сергия, Алексия I, Пимена, Алексия II». Затем Святейший Владыка обратился к участникам богослужения с  Первосвятительским словом . Во внимание к помощи Русской Православной Церкви и в связи с 60-летием со дня рождения Святейший Патриарх наградил президента благотворительного фонда «Система» В.В. Копьева орденом святого благоверного князя Даниила Московского II степени. В алтаре собора состоялась беседа Предстоятеля Русской Церкви  с губернатором Ростовской области В.Ю. Голубевым. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/4052706.ht...

Состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля 28 мая 2008 г. 15:42 В среду 28 мая после Божественной литургии в Архангельском соборе Московского Кремля , которую совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II в сослужении викариев Московской епархии , состоялось перенесение мощей святой благоверной княгини Евфросинии Московской в придел мученика Уара. Мощи святой были заблаговременно перенесены из Судной палаты, находящейся в подклети Архангельского собора и во время Божественной литургии пребывали с левой стороны иконостаса. Святейший Патриарх в своем слове назвал сегодняшний день «вторым обретением мощей преподобной Евфросинии Московской». «Сегодняшний день можно считать вторым обретением мощей преподобной, потому что они после долгого пребывания в Судной палате будут перенесены в придел мученика Уара, где православные будут иметь доступ к этим мощам и смогут вознести перед ними свои молитвы святой преподобной Евфросинии Московской», отметил Предстоятель Русской Церкви. Святейший Патриарх также подчеркнул, что заслуга сохранения мощей преподобной наравне с останками других великих княгинь Московских, почивавших в Вознесенском монастыре Кремля, принадлежит музейным работникам Московского Кремля, «которые хотели сохранить некрополь Московского Кремля и захоронение великих княгинь и цариц были перенесены в Судную палату под Архангельский собор». По словам Патриарха, в последнее время была создана комиссия в которой и духовные и светские ученые вместе работали под руководством архиепископа Орехово-Зуевского Алексия . В ходе работы комиссии были обретены мощи преподобной Евфросинии Московской. «Особенно важно, что на этом небосклоне святых земли Русской мы чтим великих женщин нашей страны, сонм которых открывает святая преподобная Евфросиния, которая приняла управление Русью и сохранила Русь, которая является молитвенницей за всех нас, кто прибегает к ее предстательству», сказал Святейший Патриарх перед перенесением мощей преподобной.

http://patriarchia.ru/db/text/412874.htm...

Кирпичников 1888 – Кирпичников А. И. Успение Богородицы в легенде и искусстве//Труды VI Археологического съезда в Одессе (1884). Одесса, 1888. Т. 2. С. 191–249. Клейн 1911 (1) – Клейн В. К. Отчет о занятиях в Патриаршей ризнице по составлению научной описи//Отчет о состоянии МАИ в 1909–1910 акад. году. М., 1911. С. 35–64. Клейн 1911 (2) – Клейн В. К. Омофор из Патриаршей ризницы под названием «Омофор шестого Вселенского собора». М., 1911. Клейн 1925 – Клейн В. К. Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII века, и их терминология//Сборник Оружейной палаты. М, 1925. С. 11–72. Клейн б/г – Клейн В. К. Описание церковных облачений и покровов из Патриаршей ризницы (Материмы научной описи) – ОРПГФ Музеев Московского Кремля. Ф. 35, д. 140. Ключевский 1871 – Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. Кнатц 1927 – Кнатц Я. Э. К вопросу о технике древнерусского золотого шитья ризницы Соловецкого монастыря//Изобразительное искусство. Л, 1927. С. 84–112. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (1) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук. 1403. Книга вкладная Соловецкого монастыря 1539–1776 (2) – Книга вкладная [Соловецкого монастыря] от великих государей, патриархов и архиереев, бояр, купцов и прочих людей, 1539–1776 гг. – Архив Санкт-Петербургского Института истории РАН, ф. 115, кол. 2, д 152. Книга описная Соловецкого монастыря 1705 – Книга описная Соловецкого монастыря и монастырской вотчины 1705 г. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук-1404. Книга отводная Соловецкого монастыря 17б0 – Книга отводная ризной палаты Соловецкого монастыря. 60-е гг. XVIII в. – Музеи Московского Кремля, инв. Рук–1411. Книга поступлений – Книга поступлений Музеев Московского Кремля – по настоящее время] – Отдел учета экспонатов Музеев Московского Кремля. Книга поступлений Архангельского собора 1774–1805 – Книга записей поступлений в Архангельский собор 1774–1805 гг. – ОРПГФ Музеев Московского Кремля, ф. 2, 1774–1805 гг.: д. 162.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Придел святого мученика Уара в Архангельском соборе Московского Кремля открыт для посещения 06.06.2008 Придел святого мученика Уара Архангельского собора Московского Кремля с 5 июня открыт для посещения. Изначально эта церковь была возведена при самом первом московском храме Рождества Иоанна Предтечи в XII веке. После сноса храма в XIX столетии пристройку перенесли к северной стороне Архангельского собора. Придел святого Уара был недоступен для публики почти 90 лет. По словам директора Музеев Московского Кремля Елены Гагариной, " на протяжении последних лет сотрудники Музеев занимались подготовкой к открытию придела " . В конце мая этого года Святейший Патриарх Алексий II возглавил перенесение сюда мощей великой княгини Евдокии Московской, супруги Дмитрия Донского, которая перед смертью стала монахиней Евфросинией. В пределе установлен белокаменный саркофаг 1407 года, в котором покоились мощи княгини. По словам реставратора Владимира Сарабьянова, " были отреставрированы иконы, самая древняя из них - образ святого Уара начала XVIII века, который считался чудотворным " . Другие святыни относятся к середине XIX века и ранее находились в этом приделе. Среди них, иконы святого благоверного царевича Димитрия Угличского, преподобной Евфросинии и других. Придел святого Уара имеет давнюю историю. Он носит имя египетского воина IV века, который был тайным христианином и принял мученическую кончину за веру, а тело его бросили на съедение зверям. Через пять лет мощи св. мученика Уара были чудесно спасены и захоронены в Палестине. Первоначально придел был частью самого первого московского храма - церкви Рождества Иоанна Предтечи XII века. Придел XVI века был освящен во имя мученика Уара в 1583 году в день памяти святого, а также годовщину рождения последнего сына Ивана Грозного царевича Димитрия. Церковь Иоанна Предтечи была снесена в XIX в. при строительстве Большого Кремлевского Дворца, а придел святого Уара был разобран и пристроен к Архангельскому собору. Елена Гагарина напомнила, что " нынешний год - юбилейный для двух основных памятников Кремля - колокольни Ивана Великого и Архангельского собора, которому исполняется 500 лет " . Пятиглавый собор был построен в 1505-1508 годах зодчим Алевизом Новым. Венецианский мастер создал его в канонах русского храмового зодчества. ИТАР-ТАСС/Седмица.Ru Редакция текста от: 06.06.2008 00:00:00

http://drevo-info.ru/news/5033.html

Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Вел. князья Димитрий, Василий, Иоанн. Фрагмент миниатюры из синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря. 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58) Большая галерея изображений рус. князей, в т. ч. Д. И., имеется в стенописи Архангельского собора Московского Кремля, возобновленной в 1652-1666 гг. по первоначальной иконографической программе 1564-1565 гг. ( Сизов Е. С. Датировка росписи Архангельского собора Моск. Кремля и ист. основа нек-рых ее сюжетов//ДРИ. М., 1964. [Вып.:] XVII в. С. 160-174; он же. «Воображены подобия князей»: Стенопись Архангельского собора Моск. Кремля. Л., 1969). В основе росписи - «Книга степенная царского родословия», созданная в 60-х гг. XVI в. митр. Афанасием . Собор рус. князей - «богоутвержденных скиптродержателей» Русской земли - показан как Небесная Церковь, в молитвенном предстоянии. «Портрет» Д. И., вполоборота вправо, с поднятыми в молении руками, находится на юж. стене рядом с его погребением (надпись: «Великий кнзь Дмитрий Иоаннович»). Блгв. вел. князь представлен в украшенной орнаментами красной шубе, без шапки, с русыми волнистыми волосами и небольшой округлой бородой, с нимбом. При всей условности изображения облик Д. И. отмечен определенной индивидуальной характеристикой. Вместе с тем существует гипотеза, что «портрет» Д. И. помещен на вост. грани северо-зап. столпа (почти фронтально, в княжеских одеждах и в шапке, с надписью: «Великий кнзь Димитрий»), а на юж. стене первоначально был изображен кн. Дмитрий Иванович Жилка ( Самойлова Т. Е. Княжеские портреты в росписи Архангельского собора Моск. Кремля: Иконогр. программа XVI в. М., 2004. С. 148-150). В составе композиций, посвященных княжеской генеалогии, образ Д. И. встречается в росписи 1689 г. галереи Преображенского собора Новоспасского монастыря в Москве ( С[негирёв] И. [М.] Родословное древо государей российских, изображенное на своде паперти соборной церкви Новоспасского ставропигиального мон-ря. М., 1837. С. IV); на миниатюре синодика Новоиерусалимского Воскресенского мон-ря с изображением родословного древа рус. князей и царей, выполненного вел. кнж. Татианой Михайловной в 1676-1682 гг. (ГИМ. Воскр. 66. Л. 58), и на поздних повторениях этого рисунка (эмалевая икона кон. XIX в., ГМЗРК) - Д. И. слева, средовек в княжеской шапке и шубе. Царский Титулярник 1672 г. (РГАДА. Ф. 135. Отд. 5. Рубр. III; см.: Портреты, гербы и печати Большой гос. книги 1672 г. СПб., 1903. 21) и его копии нач. 70-х гг. XVII - нач. XVIII в. (РНБ. Эрм. 440; РНБ. F.IV.764; ГИМ. Муз. 4047) представляют «портрет» седовласого и кудрявого Д. И. с бородой средней величины, на нек-рых миниатюрах - с мечом и щитом.

http://pravenc.ru/text/178205.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010