С ранними произведениями Строгановых (до 1660-х гг.) покров «царевич Димитрий» сближают и черты лика – тонкие дуги бровей, рисунок носа, ушей. Личное здесь также шито тонким крученым шелком сероватого тона, а украшение одежды – цветными кружочками, имитирующими камни, – встречается и в других произведениях мастерских Строгановых. А.В. Силкин считает, что участие в работе над покровом строгановских мастериц невозможно из-за отдаленности от Москвы этих мастерских (Сольвычегодск), а также из-за отсутствия на покрове характерной системы моделировки ликов, однако в 1620-х гг. эта система еще не выкристаллизовалась. Косвенным подтверждением датировки покрова является совпадение его иконографии с иконографией образа на серебряной раке Димитрия, созданной в 1628–1630 гг. 646 . В этот период, когда Михаил Федорович выбирал супругу, работой светлицы несомненно руководила его мать – старица Марфа. ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 9–9 об.; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 140; Опись Архангельского собора 1857, л. 78; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 13, 12214; Маясова 2002. С. 347–349, ил. 9 80. ВОЗДУХ ХРИСТОС ВО ГРОБЕ Москва, Царицына мастерская палата, знаменщик Иван Гомулин, 1627. Камка (XVI в., Италия), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, рубины, золото; ткачество, шитье, низание. 70х86,5 Поступил из Благовещенского собора Московского Кремля в 1919 г. 647 Инв. ТК-2745 Кат. На среднике по красной камке изображен лежащий в гробу Христос. Руки Христа вытянуты вдоль тела. Перед гробом – сложенная в виде горки плащаница. Над гробом – прямоличный херувим и два ангела, каждый ангел держит две рипиды. На фоне шитые жемчугом надписи: хс, аглъ гнь (дважды), херувимъ. Личное шито плотно тонким некрученым шелком золотисто-песочного цвета «в раскол» «по форме». Черты ликов и контуры отмечены коричневой нитью. Такой же нитью шиты и волосы ангелов. В полосах и бороде Христа – коричневая нить со сканым золотом. Сканым золотом с коричневым шелком разных оттенков шиты покров и гроб.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

В первые годы правления М. П. осложнилась внешнеполитическая обстановка на Востоке. М. П. состоял в союзе с монг. ханом Хулагу, врагами к-рого были мамлюкский султан Бейбарс I (1260-1277) и хан Золотой Орды Берке (1257-1266). Однако, потерпев поражение от Берке в войне 1264-1265 гг. (на стороне последнего выступил и болг. царь Константин I Тих Асень (1257-1277)), М. П. вынужден был заключить союз с Золотой Ордой и Египтом. После смерти Берке М. П. смог привлечь на свою сторону золотоордынского правителя Ногая, контролировавшего территории на Балканах, в 1272 г. император заключил с ним союз и выдал за него свою незаконнорожденную дочь Евфросинию. М. П. использовал военную помощь Ногая в борьбе с царем Константином I. Тесные отношения Византии с Ордой и Египтом сохранялись на протяжении всего царствования М. П., о чем свидетельствует частый обмен посольствами. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Имп. Михаил VIII Палеолог. Роспись юго-вост. столба Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг. Главная опасность для империи исходила от Запада, где вынашивались планы по восстановлению Латинской Романии . Союзником новых крестоносцев могли стать Сербия и Болгария, стремившиеся к расширению своих балканских владений за счет Византии. В этих условиях перед М. П. встала задача недопущения нового столкновения с латинянами, а также возвращения старых визант. территорий, еще остававшихся в руках эпирского деспота и западноевроп. правителей. Пытаясь дипломатическими средствами не допустить вторжения кор. Сицилии Карла Анжуйского, стремившегося к захвату К-поля, М. П. заключил союзы с царем Болгарии, королем Венгрии, золотоордынским ханом, а также заручился поддержкой папы Римского Григория X (1271-1276), вступив с ним в переговоры об объединении Римско-католической и К-польской Православной Церквей, решение о к-ром было принято на Лионском I Соборе . 16 янв. 1275 г. Лионская уния была официально провозглашена в К-поле, однако попытки М.

http://pravenc.ru/text/2563714.html

кат. 53). Особенности иконографии характерны для конца XVII в. (тонкий стоян, облака под дискосом и ангелами, прямолетящий голубь) и встречаются на других произведениях мастерской Акулины Бутурлиной 933 (см. кат. 161). АТРИБУЦИЯ Основанием для атрибуции являются художественные особенности (тяжелые фигуры ангелов в одеждах без складок, «неустойчивая форма» дискоса; высокая звездица, изображенная как бы позади дискоса); именословное перстосложение у Младенца; длинные узкие буквы вязи надписи; а также технологические признаки, характерные для произведений мастерской Акулины Бутурлиной. Составляет комплект с сударем «Богоматерь Знамение» (кат. 165) и воздухом «Христос во гробе» (кат. 163). ИСТОЧНИКИ И ЛИТЕРАТУРА Опись Архангельского собора 1730, л. 47; Опись Архангельского собора 1771–1773, л. 109–109 об.; Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., 12240; Маясова 2002. С. 343. 165. СУДАРЬ БОГОМАТЕРЬ ЗНАМЕНИЕ Москва, мастерская Акулииы Петровны Бутурлиной, конец XVII в. Камка (XVII в., Италия и Китай), атлас (XVIII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити; ткачество, шитье. 55x60 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля. Поступил из Патриаршей ризницы в 1920 г. 934 Инв. ТК-2545 Кат. На среднике по кирпично-красной итальянской камке с рисунком крупных хризантем в круглом ореоле изображена Богоматерь Знамение. На ее груди в круглом ореоле – поясной Младенец. Одна рука его держит свернутый свиток, другая с именословным благословением перед грудью. В углах средника – небольшие профильные херувимы и серафимы (всего четыре). Около Младенца шито коричневой нитью: хс 935 , по сторонам от нимба Богоматери золотной нитью: мр у. Личное шито слабокрученым шелком песочного цвета «атласным» швом и «в раскол» с небольшими притенениями «по форме». Черты ликов, контуры и волосы темно-коричневым. Все остальное шито прядеными серебряными и золотными нитями с тонкими цветными прикрепами (швы – «черенок», «ягодка», «городок», «клопчик», «клетчатый городок», «перышки», «ягодка двойная»).

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

А. В. Кузьмин, Е. В. Романенко Иконография Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Вел. кн. Всеволод Юрьевич с сыном (?). Фрагмент рельефа Дмитриевского собора во Владимире. 1198 г. Наиболее древним изображением В. Ю., по мнению ряда исследователей (В. В. Косаткин, Н. Н. Воронин, Г. К. Вагнер, Т. П. Тимофеева, Т. Я. Мокеев), является рельеф тимпана сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с восседающим на троне правителем с юным отроком на коленях, по сторонам - по 2 отрока более старшего возраста. Эти изображения были идентифицированы как образы В. Ю. и его сыновей. Согласно др. версии, композиция представляет библейский сюжет (Ф. Кемпфер - Иосиф и его братья, А. М. Лидов - Давид с Соломоном на коленях), в к-ром современники могли видеть прототипы известных исторических персонажей (дискуссию об этом см. в кн.: Гладкая М. С. Композиция сев.-вост. закомары Дмитриевского собора во Владимире с властителем на троне//Макариевские чтения. Можайск, 2003. Вып. 10. С. 266-278). По мнению М. С. Гладкой, заказчик храма, В. Ю., воздержался от размещения своего «портрета» на стенах Дмитриевского собора, ограничившись резным инициалом «В.», помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном ( Она же. Каталог белокаменной резьбы Дмитриевского собора во Владимире: Центр. прясло сев. фасада. Владимир, 2003. С. 146-148). Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением В. Ю., представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. (БАН. 34. 5. 30. Л. 212 об., 217 об., 220, 222, 223-228 об., 235, 236, 240 об., 242 об.-243, 244). В соответствии с текстом В. Ю. изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевроп. реалии: В. Ю. либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Вел. кн. Всеволод Юрьевич. Фреска юго-вост. столпа Архангельского собора Московского Кремля. 1652–1666 гг.

http://pravenc.ru/text/155472.html

" , помещенным между изображенными в медальонах библейскими царями Давидом и Соломоном . Миниатюры, иллюстрирующие события, связанные с княжением Всеволода Юрьевича, представлены в Радзивиловской летописи кон. XV в. . В соответствии с текстом Всеволод Юрьевич изображен верхом на коне как воин или как правитель восседающим на престоле. Княжеское облачение отражает западноевропейские реалии: Всеволод Юрьевич либо в длинном платье с широкими рукавами, либо в коротком платье, чулках и остроносых туфлях; на голове - круглая шапка без меховой оторочки. Следующий по хронологии вероятный " портрет " Всеволода Юрьевича - фреска Архангельского собора Московского Кремля, выполненная в 1652-1666 годах по иконографии предшествующей росписи 1564-1565 годов. На юго-восточном столпе представлен вел. князь с именем Димитрий. Первый исследователь росписи В. Н. Крылова связала это изображение с Всеволодом Юрьевичем - единственным вел. князем, предшественником князей московских, с именем Димитрий (дано при крещении). Князь представлен фронтально в рост, руки перед грудью - правая в благословляющем жесте, ладонь левой раскрыта вовне. Облачен в платье красного цвета с охряным поясом и каймами, украшенное цветочным орнаментом голубовато-зеленого цвета. Поверх платья накинута зеленая ферезея с серо-голубым круглым воротником, украшенная крупным цветочным орнаментом, заключенным в квадрифолии. На голове - красная круглая шапка с меховой опушкой; на ногах - охряного цвета сапоги. Князь изображен средовеком с волнистыми, закрывающими уши волосами, бородой средней длины, чуть сужающейся книзу. Образ заключен в рамку с киотчатым завершением и относится к представительскому типу изображения князя в парадном облачении. В росписи Архангельского собора эта фигура входит в состав т. н. исторического цикла, где представлены князья - владимирские самодержцы, начиная от блгв. кн. Андрея Боголюбского. В Степенной книге царского родословия, составитель к-рой митр. Афанасий предположительно являлся и автором программы росписи Архангельского собора, Всеволоду Юрьевичу уделено особое внимание.

http://drevo-info.ru/articles/13678567.h...

Адрес: Москва, Кремль, Соборная пл. Телефон (экскурсионное бюро): 8 495 695-41-46 ; 8 495 697-03-49 С 9:00 до 17:00, без выходных Паломнику [ править править код ] Архитектурный ансамбль открыт для посещения с 10:00 до 17:00. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:30 до 18:00. Выходной день — четверг. Единый билет на посещение архитектурного ансамбля Соборной площади дает право осмотра Успенского, Архангельского, Благовещенского соборов, церкви Ризположения, Патриарших палат с церковью Двенадцати апостолов, экспозиции «Клады и древности Московского Кремля» в подклете Благовещенского собора, экспозиции выставки русской деревянной скульптуры в крытой галерее церкви Ризположения, экспозиции посвящённой Вознесенскому монастырю в южной пристройке Архангельского собора. Стоимость билета (без предоставления скидок) — 500 руб. Стоимость билета для российских студентов дневной формы обучения и пенсионеров (при предъявлении соответствующих документов) — 250 руб. Бесплатно архитектурный ансамбль и выставки посещают: Лица до 16 лет, вне зависимости от гражданства; члены многодетных семей; лица, получающие пенсию по потере кормильца; инвалиды I и II групп; дети — инвалиды детства; дети, находящиеся на попечении государства (дети — сироты); участники ВОВ и приравненные к ним категории; музейные сотрудники (РФ и СНГ); служители культа (РФ и СНГ); члены Общества Друзей Музея; военнослужащие срочной службы. Лица не достигшие 18 лет — каждый второй вторник календарного месяца. Билеты можно приобрести: - Онлайн на сайте музея, кроме льготных и бесплатных; - в кассах в Александровском саду с 9:30 до 16:30. В период c 15 мая по 30 сентября с 9:00 до 16:30. Выходной день — четверг. Дополнительные услуги: - экскурсии в сопровождении экскурсовода музея. Любительская фотосъёмка и видеосъёмка в музеях-соборах запрещена. Внимание! Посещение Оружейной палаты осуществляется по отдельному билету. Фото [ править править код ] Видео [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_Ризопо...

Мы же сегодня можем лишь пожалеть о том, что Государственный исторический музей не счел возможным вынести эту уникальную фреску в свою постоянную экспозицию, чтобы предоставить возможность увидеть ее наиболее широкому кругу посетителей музея. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА: Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. Гордеев Н.В. Большой Кремлевский дворец. - М., 1957. - С. 42. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Е.Л. Грановитая палата//Московские ведомости. - М., 1883., 111-112. Тихомиров Н.Я., Иванов В.Н. Московский Кремль. - М., 1967. - С. 84. Дмитриев Ю.Н. Стенопись Архангельского собора/Древнерусское искусство. - М., 1964. - С. 141. Мнева Н.Е. Живопись конца XVI-haчaлa XVII века/История русского искусства. - Т. 3. - М., 1955. - С. 636. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 1. Бантыш-Каменский Н.Н. Обзор внешних сношений России. - Ч. 1. - М., 1894. - С. 118. РГАДА ф. 396, д. 51293, лл. 2-5. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 6. Там же. Там же. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 51293, л. 3. РГАДА ф. 396, д. 11120, л. 4. Успенский А.И. Царские иконописцы и живописцы XVII века. Временник Императорского общества истории и древностей Российских. - Кн. 7. - М., 1850. - С. 40. Козлитина Э.М. Документы XVII века по истории Грановитой палаты Московского Кремля//Государственные музеи Московского Кремля. Материалы и исслелования. Вып. 1. - М., 1973. Забелин И.Е. Домашний быт русских Царей в XVI-XVII ст. - Ч. 1, - С. 113. Бартенев С.П. Большой Кремлевский дворец. - С. 83. РГАДА ф. 396, д. 32294, л. 1. Писарев Н. Домашний быт русских Патриархов. - Казань, 1904. - С. 72. Описные книги Царских палат: Золотой и Грановитой, составленные Симоном Ушаковым в 1672 г. и изданные Обществом Древнерусского искусства при Московском публичном музее под редакцией Г. Филимонова. - М., 1882. - С.16-17.

http://ruskline.ru/analitika/2019/07/12/...

Фрагмент гигантского макета Баженова (Музей Архитектуры), Фрагмент гигантского макета Баженова (Музей Архитектуры), фото Shakko /ru. wikipedia. org Но планы не ограничивались только Кремлем. Специальная комиссия — о Каменном строении Санкт-Петербурга и Москвы занималась и проектами полной перестройки окрестностей Москвы, вплоть до изменения ландшафта города. Строительство началось. Южная часть Кремлевской стены (та, что проходила вдоль Москвы-реки) была уже снесена — и вдруг из Петербурга приходит указ приостановить строительство и восстановить разрушенную стену. Проект на время законсервировали, вскоре и вовсе отказались от грандиозного плана. Сразу же начали распространяться слухи, почему остановили соединение московского Кремля с мотивами европейской архитектуры. Что же стало настоящей причиной отказа от замыслов Баженова? Версии были разными: официальной причиной послужила нехватка средств из-за ведения Крымской войны. Дескать, из-за этого планы Баженова перестали финансировать. Стройка была под благовидным предлогом свернута. При желании, великая самодержица, которая всегда отличалась особой целеустремленностью, могла бы мобилизовать ресурсы из любой другой сферы. Но что-то ее остановило. Запланированная Кремлевская перестройка, как ее тогда называли, совпала с кардинальными переменами внутри страны. Они вызвали изменения политики и взглядов Екатерины в сторону «закручивания гаек». Другой версией закрытия проекта стала внутриполитическая обстановка в государстве. Буквально через пару месяцев после закладки камня на Урале и в Поволжье началось масштабное Крестьянское восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Проевропейские взгляды правительницы, снос Кремля — сердца Москвы, могли вызвать еще больший шквал возмущений и подозрений в том, что власть в Российской империи захватили масоны (популярная в то время версия). Но и в этом случае, строительство могло бы восстановиться после подавления беспорядков. Чертежи Василия Баженова Очевидно хотя бы то, что новый дворец не совсем вписывался в архитектурное, идейное единство средневекового Кремля. Происходило полное смешение стилей. К тому же, еще при планировании строительства было заявлено, что возведение нового дворцового ансамбля чревато обрушением Архангельского собора. Разрушение святыни грозило новыми волнениями населения. Но важным было то, что Кремль мог потерять ту историческую самобытность, стать статичным, рациональным, похожим на новые Петербургские постройки.

http://foma.ru/pochemu-moskovskiy-kreml-...

884 Апокрифическое житие Никиты XVI в.//Памятники старинной русской литературы изд. гр. Кушелевым-Безбородко. Под ред. И. Костомарова. Вып. III. СПб., 1862, с.148; Истрин В.М. Апокрифическое мучение Никиты. Одесса, 1899, с.18. 885 Четыркин И.Д. К вопросу об изображении великомученика Никиты//Труды X Археологического съезда в Риге. M., 1900, с.94. 886 Великие Минеи Четьи, ноябрь, дни 1–12, стб.1 и далее; Руднев В. Св. Безсеребряники Козьма и Дамиан. M., 1865. 894 Житие преп. Нифонта. СПб., 1879–1895, вып.1–3; Великие Минеи Четьи, декабрь, дни 18–23. M., 1907, стб.1783–1837. 899 Требник, с.170–173. Об иллюстрациях к псалму 118 в Псалтирях XI–XIV вв. и месте псалма в службах «по усопшим» был сделан доклад О.А.Дьяченко на Лазаревских чтениях 1994 г. 909 Weitzmann K. Die byzantinischen Elfenbeinskulpturen des Jh. B., 1930–1934. II, 24 b; Kartsonis A. Anastasis, pl.57. 914 Peterson T.-G. The Frescoes of the Parekklesion of St. Euthymios in Thessaloniki: Patrons, Workshops and Style//The Twilight pf Byzantium. Aspects of Cultural and Religious History in the Late Byzantine Empire. Ed. by S. Curcic and D. Mouriki. Princeton, 1991, pl.II. 915 Лордкипапидзе И.Г. Роспись придела Вамека Дадиани в Хоби//Средневековая монументальная живопись. Русь и Грузия. M., 1978, с. 143 916 Л.А. Средневековая монументальная живопись в Абхазии. Тбилиси, 1980, с.179, табл.44. , 917 Underwood P.A. The Djami. О росписях усыпальниц см. также: Curcic S. Medieval Royal Tombs in the Balkans: an Aspect of the «East or West» Question//The Greek Orthodox Theological Review. Vol.29/2, p.l75–186 918 JjypuH B. HajcTapnjM живопис исполнеце пустиножительа Петра Коришкого//Зборник Радова Византинолошког Института. Кн.5. Београд, 1958, с.180–184; см. там же библиографию. 919 Брюсова В.Г. О содержании росписей XI–XII вв. Мартирьевской паперти Софийского собора//Древнерусское искусство. Художественная культура XI – первой половины XIII в. M., 1988, с.174–176 920 Сорокатый В.М. Некоторые надгробные иконостасы Архангельского собора Московского Кремля//Древнерусское искусство. Проблемы и атрибуции. M., 1977, с.441–412.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/vostochn...

Композиция заключена в восьмилепестковое клеймо, низанное жемчугом. От него в разные стороны расходятся жемчужные завитки со стилизованными цветами и листьями нескольких видов, шитых трунцалом, жемчугом, сверлеными изумрудами и стеклами. Средник заключен в жемчужную рамку. Вокруг пришиты каймы из черного атласа с низанной жемчугом гирляндой цветов, листьев и кустов такого же типа, что и на среднике, образуемых плетенками, квадратиками, треугольничками и силуэтным рисунком, но без камней. Каймы также обрамлены жемчужной обнизью, которую, как и везде, сопровождает золотная «веревочка». Подкладка из темно-зеленого штофа. Сударь составляет комплект с воздухом (кат. 170) и сударем с изображением Распятия (кат. 172). СОХРАННОСТЬ Фон средника выцвел, атлас на каймах сечется, небольшие прорывы и утраты жемчуга. Подкладка поздняя. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16425. 172. СУДАРЬ РАСПЯТИЕ Москва, Царицына мастерская палата (?), украинские мастера (?), конец XVII в. Репс и атлас (конец XVII в., Западная Европа), штоф (XIX в., Россия), шелковые, серебряные и золотные пряденые нити, трунцал, жемчуг, изумруды, стекла; ткачество, шитье, низание. 47,5х48,5 Происходит из московского Богоявленского монастыря. Поступил в музей в 1922 г. 949 Инв. ТК-2576 Кат. Аналогичен сударю кат. 171, с которым составляет комплект, при некоторых отличиях в деталях (например, фигура верхнего левого ангела изображена почти прямолично, ниже пояса). СОХРАННОСТЬ Фон средника выгорел, атлас кайм сечется, имеет прорывы, утрачены три изумруда и незначительное количество жемчуга. АТРИБУЦИЯ См. кат. 170. ИСТОЧНИКИ Опись Оружейной палаты 1914–1930-х гг., д. 15, 16426. 173. ПОКРОВ НАДГРОБНЫЙ ЦАРЕВИЧ ДИМИТРИЙ УГЛИЧСКИЙ Россия, первая треть XVIII в. Бархат и тафта (конец XVII в., иностранное производство), шелковые, серебряные и золотные пряденые и сканые нити, жемчуг, изумруды, серебряная бахрома; ткачество, шитье, низание. 168,5х100 Происходит из Архангельского собора Московского Кремля.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/drevneru...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010