Особо следует сказать о фасадах собора. Дело в том, что к нему примыкало здание Казенной палаты и практически полностью закрывало собор с востока. Апсиды, которые вы видите сейчас, вырублены в толще восточной стены этой палаты уже в XVIII веке. Так вот в процессе их реставрации мы обнаружили следы примыкания Казенной палаты, обнаружили следы лестницы, которая шла под кровлю палаты, следы сводов помещений этой палаты... Все они выявлены на фасаде для того, чтобы зритель смог увидеть место нахождения исчезнувшего комплекса Казенного двора. Мы установили, что все пространство между Архангельским и Благовещенским соборами было занято Казенным двором. Мы обнаружили и отреставрировали остатки этого исчезнувшего строения. Так грозненский этап истории этого памятника предстал перед нами. — Иными словами, собор получил новую экспозицию? — Помимо научного исследования у реставрации была еще одна цель: не только выявить следы, которые свидетельствуют о разных периодах в истории собора, но и сделать их видимыми. Это принятая в мире практика. — Что дальше? — Планомерная реставрация ансамбля Московского Кремля только началась, мы в начале борьбы с равнодушием и нежеланием узнать больше о самих себе. И пока нам удается отвоевывать у прошлого непрочитанные страницы и скрытые под толщей веков камни. Мы полностью изучили Благовещенский собор и реконструировали его историю. На том же пути находимся в отношении Архангельского собора. Надеемся начать планомерную реставрацию Успенского собора — она тоже предполагает массу открытий. Продолжаем реставрацию Патриаршего дворца — сложную структуру палат Патриарха Никона . Беседовала Анастасия Литовченко «Российская газета», федеральный выпуск (116) от 1 июня 2011 г. за темою Слово Святейшего Патриарха Кирилла в праздник Благовещения Пресвятой Богородицы в Благовещенском соборе Московского Кремля : Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Предстоятель Церкви звершив в Успенському в день пам " святителя в Успенському Московського Кремля.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1507837...

Царственные гробницы Вознесенская кремлевская обитель сразу заняла главенствующее положение в неофициальной табели о рангах московских девичьих монастырей. Здесь была похоронена великая княгиня Евдокия Дмитриевна, положив таким образом начало новой традиции — именно в стенах Вознесенского монастыря находили место последнего упокоения жены русских великих князей и царей. Фактически все представительницы царских династий Рюриковичей и Романовых были похоронены в стенах обители. До первой половины ХХ века в юго-западной части храма находились тридцать пять белокаменных гробниц. Так, в храме покоились жена Ивана III Софья Палеолог, мать Ивана IV Грозного Елена Глинская, мать Петра I Великого Наталья Кирилловна. Вознесенский монастырь неоднократно перестраивался. Причиной тому были как обветшание храмов и зданий, так и периодически случавшиеся в Кремле пожары. Последний раз Вознесенский собор принципиально меняет свой облик в 1588 году. Тогда, при царе Федоре Иоанновиче, старый храм разбирают и на его месте возводят церковь с тем же названием, причем, по желанию заказчика, он выглядит как несколько уменьшенная архитектурная копия Архангельского собора Московского Кремля. Собор неоднократно восстанавливался и подновлялся и позднее — в XVIII и XIX веках, дожив в неизменном виде до начала XX столетия. Наиболее узнаваемой из всего комплекса построек Вознесенского монастыря Девятов называет церковь Великомученицы Екатерины. Ее внешний вид в неоготическом стиле, пожалуй, был самым необычным на территории Московского Кремля. «В конце XIX века церковь была полностью отремонтирована и отреставрирована, специально для нее заказан новый огромный, очень тонкой работы мраморный иконостас. К сожалению, он безвозвратно погиб при разрушении монастыря», — отметил официальный представитель ФСО. Выселение монахинь Он также констатирует что «во время артобстрела и штурма Московского Кремля в ноябре 1917 года Вознесенский монастырь, как и Спасская башня, сильно пострадал». В 1918 году по указанию ВЦИКа и СНК РСФСР из Кремля, в том числе и из женского монастыря, латышскими стрелками были выселены все монахини, прекращены церковные службы. Кельи стали использовать как общежитие для обслуживающего персонала Кремля.

http://pravmir.ru/fso-podelilas-znaniyam...

Почти одновременно с Благовещенским храмом был возведен Благовещенский придел у Ю-В угла собора Св. Архангела Михаила в митрополичьем Чудовом монастыре. Ранее нам приходилось отмечать, что именно в связи со строительством данного придела и была создана местная храмовая икона «Архангел Михаил с деяниями» по специальной программе святителя Киприана (Ульянов О.Г. Изучение семантики древнерусской миниатюры//Макариевские чтения. Можайск, 1996. Вып. IV, ч. II. Почитание святых на Руси. С. 109). После сноса большевиками в 1929 г. Чудова монастыря его местный образ чудом уцелел благодаря тому, что давно находился в Архангельском храме Московского Кремля (Музеи Московского Кремля, Арх. соб., 22 соб., высота 235, 5 см - на 5-7 см доска наращена позднее). Время переноса неизвестно, но вероятнее всего это произошло после кремлевского пожара 1547 г., когда « в Благовещение и во Архангеле (и у) Вознесения новыя иконы царь и государь велел поставляти» (ААЭ. Т. 1. С. 240, 247). Вслед за церковным историком Лебедевым принято связывать создание иконы с преданием о вдове св. блгв. кн. Димитрия Донского – прп. Евфросинии (=1407), в миру Евдокии, вел. кн. Московской, которая незадолго до своего преставления заказала икону Архангела Михаила и повелела поставить ее в домовой церкви Рождества Богоматери (ПСРЛ. Т. 21. М., 1913. С. 410; Лебедев А. Московский кафедральный Архангельский собор. М., 1880. С. 158). В ряде работ кремлевскую икону связывают с именем Феофана Грека, который в 1399 г. расписал снаружи Архангельский собор, где якобы изначально находился этот образ, чему нет никаких документальных подтверждений. Напротив, создание иконостаса Архангельского собора возможно относить ко времени возведения Алевизом Новым нового церковного строения в 1505-1509 гг. (Брюсова В.Г. О времени написания икон иконостаса Архангельского собора//Материалы и исследования ГММК. Вып. II. М., 1976. С. 101). Небесный страж у врат рая Бог поставил как некое всесильное оружие и сохранение Михаила архистратига

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/23/...

Миниатюра из Гомилий Я. Коккинавафоса. 1-я пол. XII в. (Vat. gr. 1162. Fol. 110v) Обнаружив это, соседи требовали убить Г., но Иоас вступил на защиту сына, решив, что если Ваал - бог, то «пусть сам судится с ним» (Суд 6. 32). В этом стихе дается народная этимология 2-го имени Г.- Иероваал: «Пусть Ваал совершит (рассудит)». Точное значение элемента  в его имени неясно. Возможно, это имя способствовало деятельности Г. в качестве религ. реформатора. Божественное благоволение к Г., требовавшего знамения, проявляется в чуде с овечьей шерстью: сначала роса выпадает только на расстеленную Г. на земле шерсть, затем на земле вокруг выпадает роса, а шерсть остается сухой. Это чудо становится знаком спасения Израиля (Суд 6. 37-40; ср.: Пс 71. 6 по LXX). Роса символизирует благодать Св. Духа, к-рую Господь дарует Своей Церкви ( Iren. Adv. haer. III 17. 3). В церковных песнопениях это событие рассматривается как прообраз Боговоплощения:                               (Октоих. Глас 6. Седален по 1-м стихословии). Высокий религ. статус богоизбранности Г. выражен в Библии словами: «Дух Господень объял» Г. (Суд 6. 34). Накануне очередного вторжения мадианитян он избрал из колен Асира, Завулона, Неффалима и Манассии многочисленное ополчение из 32 тыс. чел. Г. получил повеление от Бога отослать по домам боязливых, а остальное войско уменьшить до 300 воинов, кто «будет лакать воду языком своим, как лакает пес» (Суд 7. 5). Малое число ополченцев должно было говорить о том, что не Израиль совершил победу собственными силами, но что Господь спас свой народ (Суд 7. 2). Тем самым Господь показал, что спасение Его народа должно совершаться прежде всего избранными и прошедшими испытания верными людьми ( Theodoret. Quaest. in Iud. 2; это событие указывает на слова Иисуса Христа о «званых и избранных» - Мф 20. 16; Рим 9. 27 и др. ( Greg. Nazianz. Or. 42. 9)). Битва Гедеона с мадианитянами. Роспись Архангельского собора Московского Кремля. 1652-1666 гг. Битва Гедеона с мадианитянами. Роспись Архангельского собора Московского Кремля.

http://pravenc.ru/text/161851.html

2532. Щенникова Л. А. Благовещение «Устюжское»: Его происхождение и иконография//ЕжБК ПСТБИ, 1992–1996. С. 168–174. 2533. Щенникова Л. А. Икона «Богоматерь Одигитрия Смоленская Иоасафовская» из Архангельского собора Московского Кремля//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 69–74. См. также 2509. ...святых 2534. Горматюк А. Г. Икона «Святой Василий Великий и великий князь Василий III в молении»: Краткая история и реставрация памятника//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 131–138. 2535. Звездина Ю. Н. Тема времени и образы апостолов в культуре XVII в.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 285–294. 2536. Красилин М. М. Две псковские иконы из Даугав-пилса: [Свт. Николай и св. Иоанн Предтеча]//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 88–95. 2537. Меняйло В. А. Агиология вмц. Екатерины на Руси в XI-XVII вв.//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 92–107. 2538. Попова О. С. Образ Исаака Сирина в византийском искусстве XIV в.//ЦиВр. 2000. 4(13). С. 293–314. 2539. Садовская Ю. Н. «Очищение уст пророка Исайи» как ветхозаветный прообраз Евхаристии в храмовых росписях христианского Востока//АиО. 2000. 2(24). С. 321– 329. 2540. Салтыков А., прот. «Видение св. Евстафия Плакиды»: (Рельефная икона из Цебельды)//ИХМ. 1996. Вып. 1. С. 5–19. …Софии – Премудрости Божией и ангелов См. также: Софиология 1510–1514). 2541. Квливидзе Н. В. Икона «Благословенно воинство Небесного Царя» и ее литературные параллели//ИХМ. 1998. Вып. 2. С. 49–56. Гимнографическая основа сюжета. …Креста Господня 2542. Постернак О. П. «Крест живой» в западноевропейской и русской традиции//АиО. 1999. 1(19). 284–297. Анализ композиции «Плоды страданий Христовых». 2543. Филатов В. В. Поклонные кресты во фресках собора Успения-на-Городке в Звенигороде (попытка богословского истолкования росписей)//ИХМ. 2000. Вып. 4. С. 129–137. …Святой Земли 2544. Грибов Ю. А. Образ Святой Земли в лицевом рукописном «Хождении Трифона Коробейникова»//БТ. 1999. Сб. 35. С. 136–144. 2545. Данилова О. Е. Концепция «Москва – осуществленный Иерусалим» в программе монументальной живописи Успенского собора Московского Кремля: (К постановке проблемы)//ИХМ. 1999. Вып. 3. С. 58–68.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Михаил Черниговский отказался проходить через священный огонь в ставке монгольского хана, кажется, Батыя. Монголы - язычники проводили приходящих к хану людей через горящие костры. Приписывая огню магическую силу, они считали, что всякое зло от человека истребляется, если он проходит между огнями. Михаил отказался проходить через костры, пить кумыс, кланяться кусту — делать какие-то такие ритуальные вещи, которые делали многие до него и после него, за что был жестоко убит. Тело его на сегодняшний день стараниями царя Иоанна Грозного находится в Архангельском соборе Московского Кремля — в соборе - усыпальнице. По великокняжеским представлениям, усвоенным от Византии, Архангел Михаил являет личное покровительство всем, находящимся при власти, и василевсов — монархов христианских, и князей доводит лично — души их по смерти — до Царских Врат, ведущих в Небесный Иерусалим. Поэтому Архангельский собор Московского Кремля был усыпальницей для всех людей княжеского рода. Там и сейчас лежат, например: Дмитрий Донской, Иван Калита, царевич Дмитрий — угличский мученик. В алтаре собора лежит Иоанн Грозный, а с левой стороны собора лежит Михаил Черниговский. В левой части собора хоронили людей, которые умерли насильственной смертью — или были убиты, замучены врагами веры, или каким-то образом потерпели насилие и умерли не своей смертью. Вот он там слева лежит. Царь Иоанн очень почитал мученика Фёдора, — он, вообще, был собирателем святости русской, — почитал смиренного князя Андрея Смоленского, многих других. У него было очень глубокое церковное почитание целого ряда выдающихся деятелей русской истории, у него было такое особое историческое чутьё, замешанное на личных сложностях, личных проблемах, проблемах царствования. Он искал разрешения этих всех проблем в Боге и в общении со святыми. Он характерен тем, что очень многих святых горячо почитал: в день их памяти мог исполнять службу пономаря или чтеца, пел на клиросе, разжигал кадило, выходил со свечой в стихаре, постился, мог всенощные бдения устраивать. У него было такое мистическое чувство, которое заставляло его оплакивать свои грехи, молиться о народе и сугубо почитать некоторых из святых. Одним из таких святых как раз был Фёдор.

http://radonezh.ru/text/ya-mnogo-let-poz...

20 ноября , в 17.00, в канун дня Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Его Святейшество совершит Всенощное бдение в храме св. Архангела Михаила в Тропареве. 21 ноября , в день Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Архангельском соборе Московского Кремля. Начало богослужения в 9.30. 22 ноября , в день иконы Божией Матери «Скоропослушница», Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в крестовом храме в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница» в Переделкино. Начало богослужения в 9.30. 26 ноября , в день памяти святителя Иоанна Златоустого, архиепископа Константинопольского, в Храме Христа Спасителя Святейший Патриарх Алексий совершит Божественную литургию и хиротонию архимандрита Елисея (Ганабы) во епископа Богородского, викария Корсунской епархии. Начало богослужения в 9.30. 30 ноября по случаю дня памяти святителя Григория Чудотворца, епископа Неокесарийского, Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в храме свт. Григория Неокесарийского на Большой Полянке (Б. Полянка, 29-а). Декабрь: 1 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в в 17.00,  2 декабря , в день памяти Свт. Филарета, митр. Московского Святейший Патриарх совершит Божественную литургию в Храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 9.30. 3 декабря Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в храме Христа Спасителя. Начало богослужения в 17.00. 4 декабря , в 9.30, в праздник Введения во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии Святейший Патриарх совершит Божественную Литургию в Успенском соборе Московского Кремля. 13 декабря , в  17.00, Святейший Патриарх совершит панихиду по митрополиту Николаю (Ярушевичу) в крипте Смоленской церкви Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. В 18.00 Святейший Патриарх совершит Всенощное бдение в крестовом храме Патриарших покоев в честь св. прав. Филарета Милостивого в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре.

http://patriarchia.ru/db/text/154913.htm...

А во времена Бориса Годунова у Колокольни Ивана Великого на Ивановской площади громогласно, как тогда говорили - « во всю Ивановскую» - читались царские указы. Эта площадь была одним из самых бойких и многолюдных мест Москвы. Здесь же, у колокольни Ивана Великого, в XVII веке было устроено особое помещение для площадных подьячих, у которых каждый желающий мог за плату составить челобитную либо оформить какой-либо частный юридический документ. Сюда стекались челобитчики со всей Руси. Нередко на площади проводились телесные наказания осужденных. Больше всего же я люблю бывать в Архангельском соборе. В октябре 1508 года Великий князь Василий III «повелел уготовить места и перенести мощи прародителей своих Великих князей Русских» в новый Архангельский собор с указанием правил захоронения. Первым здесь был похоронен великий князь Иван Калита (1340), последним - император Пётр II (1730). Всего в соборе 54 погребения, включая две деревянных раки с мощами святых царевича Дмитрия Ивановича и Михаила Черниговского. У южной стены собора похоронен святой благоверный великий князь Дмитрий Донской. В дьяконнике за иконостасом - особая царская усыпальница великого государя Ивана Грозного и его сыновей царевича Ивана и царя Федора Ивановича. В конце 19 века настоятелем Архангельского собора был замечательный московский священник протоиерей Валентин Амфитеатров. В Московском Кремле находится официальная резиденция Президента Российской Федерации. В июле 2014 года Президент России Владимир Путин предложил снести административный 14-й корпус на Ивановской площади Московского Кремля и восстановить стоявшие на его месте Чудов и Вознесенский монастыри. Прекрасный замысел. 29 апреля 2016 года 14 корпус был полностью демонтирован. Бог даст, будут восстановлены здесь и знаменитые кремлевские обители. Как входить на территорию государственного музея-заповедника Московского Кремля, так и выходить отсюда нужно через Троицкие ворота. Александровским садом иду мимо поставленного здесь в 2013 году памятника священномученику Гермогену, мимо Вечного огня у Могилы неизвестного солдата, и выхожу на Красную площадь. Впереди Покровский собор или, как его называют - собор Василия Блаженного. Облик храма неповторим. Девять церквей на едином основании - такой архитектурной композиции не было в мире ни до, ни после. Собор был освящен в день Петра и Павла 12 июля несколько веков назад, и в этом году шедевру русского зодчества исполнилось 455 лет. Собор Василия Блаженного собирался взорвать Наполеон, но дождь загасил фитили. Лазарь Каганович пытался доказать, что храм мешает проведению парадов и демонстраций, и убрал его с макета Красной площади. Сталин грозно посмотрел на безбожника и сказал: «Лазарь, поставь собор на место».

http://ruskline.ru/analitika/2016/11/10/...

По словам Поссевино, идея унии встретила сочувствие среди нек-рых рус. архиереев, ее поддержал Ростовский архиеп. Давид, из-за чего он в 1583 г. по инициативе Д. был лишен сана ( Поссевино. 1983. С. 52, 241). Согласно рус. источникам, Ростовский архиерей был обличен царем в ереси. В нач. XVIII в. в архиве Приказа тайных дел хранился относящийся к делу архиеп. Давида «сыск» «о кресте и богохульных словах по доносительному писму симоновского архимандрита Исаии при великом князе Иоанне Васильевиче» (Опись делам Приказа тайных дел 1713 г.//ЗОРСА. 1861. Т. 2. С. 25). Ростовский владыка был «под началом» на Соловках, вернулся в Москву при митр. св. Иове в 1588 г. ( Корецкий В. И. История рус. летописания 2-й пол. XVI - нач. XVII в. М., 1986. С. 119). После окончания 5-месячной осады Пскова польск. войсками в кон. 1581 г. Д. по повелению царя служил в Москве «повседневъныя» благодарственные молебны, такие же богослужения совершались во всех епархиях Русской Церкви. С деятельностью Д. можно связывать распространение почитания чудотворного образа Божией Матери «Знамение», древней святыни Новгородской земли. В 1583 г. «государь царь и великий князь Иван Васильевич всеа Руси приговорили со отцем своим и богомольцем Деонисием, митрополитом всеа Руси, и со архиепископы и епископы, и со архимариты и игумены, и со всем Освященным Собором месяца ноября в 27 пети Знамению Пречистые Богородицы» ( Горский, Невоструев. Описание. Отд. 3. Ч. 1. С. 367). Образ Божией Матери «Знамение» имеется на саккосе - вкладе Иоанна Грозного по царевиче Иоанне Иоанновиче 30 марта 1583 г. в Успенский собор «преосвященному Дионисию митрополиту и по нем прочим митрополитом» ( Савва (Тихомиров), архиеп. Указатель для обозрения Моск. Патриаршей (ныне Синодальной) ризницы и б-ки. М., 18583. С. 42; Государственная Оружейная палата Московского Кремля. М., 1969. 74). Среди утвари Успенского собора была звездица, изготовленная 8 нояб. 1584 г. повелением Д. 18 марта 1584 г. скончался Иоанн Грозный. Об участии Д. в пострижении царя перед смертью в монашество неизвестно. Очевидно, Д. оказался в царских палатах уже после кончины Иоанна IV. «И оградив его, государя, рукою крестообразно, изыде в митрополию и нача писати по всем градом, чтоб власти ехали на Собор» (ПСРЛ. Т. 34. С. 230). Митрополит отпевал царя при его погребении в диаконнике Архангельского собора Московского Кремля .

http://pravenc.ru/text/178349.html

Вторая часть экспозиции в выставочном зале Успенской звонницы раскрывает тему обращения к заступничеству Небесного воинства в придворном церемониале и государственной символике Московского царства и Российской империи. Здесь представлены оружие, ордена и награды, предметы коронационного церемониала, иконы святых воинов XVII–XIX веков, акварельные зарисовки, запечатлевшие знамена русских государей. Завершают выставку памятники советского периода, в том числе эскизы к монументальным работам Павла Корина, посвященные образам Александра Невского и Дмитрия Донского. Эти произведения служат живым свидетельством того, что во все периоды русской истории вплоть до нашего времени образы и подвиг святых воинов остаются немеркнущими символами, дающими утешение, подающими пример, дарующими надежду. Выставка является одним из крупнейших проектов в истории российского музейного дела, объединяющим как известные шедевры, так и памятники, редко предстающие перед публикой или даже показываемые в первый раз. Среди уникальных экспонатов – храмовая икона Архангельского собора Московского Кремля «Архангел Михаил», созданная около 1400 года, хоругви с образами архангелов рубежа XII–XIII веков – древнейшие сохранившиеся произведения древнерусского лицевого шитья, образцы русской храмовой скульптуры XIV–XVII столетий, образы великомученика и победоносца Георгия, в том числе одна из древнейших домонгольских икон XI–XII веков, хранящаяся в Успенском соборе Московского Кремля. Выполненный европейским мастером рельефный образ «Чуда святого великомученика Георгия о змие», перенесенный в Успенский собор в далеком XVII столетии, экспонируется впервые. Фото: иеромонах Игнатий(Шестаков) vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Георгий Великий Новгород, конец XI — начало XII в. vk fb tw ok @ g+ lj Архангел Михаил с деяниями ангелов Москва, ок. 1400. vk fb tw ok @ g+ lj Святой великомученик Никита, побивающий беса, со сценами мучений Москва, XVII в.; живопись – 1771 vk fb tw ok @ g+ lj Чудо святого великомученика Георгия о змие Ростов Великий, 1490-е гг.

http://pravoslavie.ru/153039.html

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010