Почтовые тракты как линии дальнего конного почтового сообщения стали возникать с конца XVII начала XVIII в. Главнейшими трактами были следующие: 1 . Москва – Клин – Тверь (ныне Калинин) – Торжок – Вышний Волочек – Зимогорье (около Валдая) – Новгород – Чудово – Тосно – Петербург (Ленинград). 2 . Москва – Владимир – Нижний Новгород (Горький) – Казань – Елабуга – Ижевск – Пермь – Кунгур – Суксун – Екатеринбург (Свердловск) – Тюмень – Тобольск и далее на восток. 3 . Москва – Серпухов – Тула – Плавск – Мценск – Орел – Курск – Белгород. 4 . Москва – посад Троицкого монастыря (Загорск) – Переславль Залесский – Ростов Великий – Ярославль – Данилов – Вологда – Вельск – Шенкурск – Холмогоры – Архангельск. Карта главных почтовых дорог России в XVIII–XIX вв. Тракт Москва – Петербург фактически проходил через Валдай, которому принадлежит выдающаяся роль в развитии промысла поддужных колокольчиков. Популярность изделий колокололитейных заводов и мастерских Валдая была столь велика, что валдайские колокольчики часто отождествлялись с поддужными вообще, а мастера других центров (например, Пуреха) иногда отливали на своих колокольчиках надписи «Валдай» или «Дар Валдая». Далее отметим, что тракт Москва – Тобольск проходил через Лысково, Елабугу, Кунгур, Суксун, Екатеринбург и Тюмень, тракт Москва – Белгород – через Тулу и Орел, а тракт Москва – Архангельск – через Вологду. Что же касается остальных центров производства, то они не располагались ни на одном из перечисленных трактов. Более того, через них не проходили и другие государственные тракты, т. е. дороги главных сообщений. Так как многие центры производства связаны с трактами реками, то естественно рассмотреть, наряду с сухопутными, водные пути сообщения. В самом деле, Волга и крупнейшие судоходные реки ее бассейна – Ока, Кама, Вятка – явно тяготеют к тракту Москва – Тобольск. Волга протекает вдоль тракта на участке Нижний Новгород – Казань, Ока впадает в Волгу в Нижнем Новгороде, Кама пересекает тракт в Перми и ниже проходит вдоль него в районе Елабуги, а Вятка перед впадением в Каму пересекает тракт на участке Казань – Елабуга. Ряд центров, оказавшихся в стороне от тракта Москва – Тобольск, находится в верховьях рек, пересекающих тракт, что давало возможность заводам сбывать свою продукцию речным путем. Действительно, Пурех и Балахна лежат в верхнем течении Волги, Рязань, Касимов и Павлово расположились вдоль Оки (через Рязань, правда, одновременно проходил тракт Москва – Астрахань), Слободской – в верховьях Вятки, Яранск – на реке Ярани, которая является притоком Пижмы, впадающей в Вятку, а Баранча – недалеко от верховьев реки Туры, протекающей через Тюмень.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/kolokola...

До 1929 г. главные административные подразделения СЛОНа находились, непосредственно, на островах архипелага, где базировалось пять отделений лагеря: I – Кремлевское, II – Савватьевское, III – Муксалмское (с 1927 г. командировка кремлевского отделения), IV – Секирное (штрафное), VI – Анзерское. Кроме того, до 1929 г. существовало V отделение на Кондострове, а также Кемский пересыльно-распределительный пункт (Кемперпункт), откуда, в период навигации, заключенных пароходами отправляли на Соловки, и аналогичный пункт в Архангельске, который был закрыт в середине 1920-х гг. 21 В 1920-х гг. в состав I отделения входила территория Соловецкого монастыря, который в лагерное время называли Кремль, и окружающего его поселка. Здесь содержалось до половины всех заключенных 22 , а также находились – управление лагеря и его административные подразделения, военный городок с казармами для солдат, домами для командиров и подсобными службами. В I отделении было 15 рот, отличавшихся по составу заключенных и видам выполняемых ими работ. Самые ценные специалисты и сотрудники администрации из числа заключенных проживали в трех первых ротах, находившихся в Южном дворике монастыря, в Новобратском и Прачечном корпусах. 4, 5 и 7-я роты базировались в Благовещенском корпусе. В них жили музыканты, артисты и подсобный персонал театра, пожарники, сотрудники лазарета, банщики, парикмахеры, дезинфекторы, т. е. заключенные, которые занимались внутренними работами – обслуживали других арестантов и администрацию лагеря. 6-я рота называлась «сторожевой» и размещалась в Святительском корпусе. В основном, в ней проживало духовенство. В Казначейском корпусе находились 8-я и 9-я роты. 8-я рота (общих хозяйственных работ) состояла из уголовников, осужденных за бытовые преступления. В 9-й роте содержались заключенные, занимавшие посты в тех подразделениях лагерного управления, в которые контрреволюционеры не допускались. Здесь преобладали хозяйственные и партийные работники, осужденные за служебные преступления.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Много другого ценного успели прибрать к рукам хищники и невежды с дипломами высших технических учебных заведений. Васька оказался незаменимым в сборе расхищенного. Руководило ли им желание выслужиться, или что другое, я не берусь судить, но он ругался, визжал, плевался, бегал жаловаться начальству в борьбе за каждый обломок разрушенного и поруганного величия, за каждый клочок древнего великолепия... Он, как Плюшкин, тащил к себе все без разбора, и музейным специалистам, отыскавшимся в бесконечном разнообразии соловецких профессий, работы хватало. А специалисты выныривали совсем неожиданно. Среди безнадежных инвалидов нашелся купец-старообрядец Щапов из Нерехты или Кинешмы, глубокий и тонкий знаток русской иконографии. Над клочками и обрывками рукописей корпел доцент Приклонский; бронзу, резное дерево и вышивки определял и классифицировал известный в Москве комиссионер-антиквар, попавший на Соловки за продажу иностранцам какой-то редкой коллекции фарфора, собранного несколькими поколениями старомосковской барской семьи. Ценности всех видов лились в музей беспрерывным потоком. В мусоре одного из подвалов нашли два, окованных медью, сундука с хозяйственными записями XVII века. На основе их, доцент Приклонский воссоздал яркую картину экономики Беломорья того времени, почти полностью бывшего вотчиной мощного, культурного и широко прогрессивного в своем хозяйстве монастыря, лозунгом которого были слова: «В труде спасаемся!» Эта работа была напечатана в журнале «Соловецкие острова», и некоторые проблемы экономической деятельности монастыря были учтены и использованы первым организатором концлагерной принудиловки Н. А. Френкелем, при освоении Колы, Сороки, Кемского берега и Печоры. Монахи, уходившие в Валаам обозом и пешком, не могли взять с собой и сотой доли богатейшей соловецкой ризницы, накапливавшей свои ценности со времен Марфы Посадницы. Грабители из Архангельского совдепа хватали только пригодное, для быстрой и легкой реализации. Достаточно было и такого. Пожар коснулся ризницы лишь слегка, и множество облачений из старинной венецианской парчи, пелен, платов, покровов на плащаницу, вышитых теремными затворницами, боярышнями и великими княжнами московскими, сохранились. Они поступили в фонд музея, и часть из них, как я слышал потом, была увезена в Москву и, вероятно, распродана. Запасы нешитой, новой фабричной парчи были переданы театру, и из них сшили богатейшие костюмы для постановки «Бориса Годунова» Пушкина, который шел на Соловках в 22-х картинах – всего лишь на две меньше, чем в Художественном театре. Потом в них играли «Царя Феодора Иоанновича», «Девичий переполох» и «Василису Мелентьеву».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Сейчас такая работа началась. Благодарю тех, кто сделал на этом пути первые шаги, и вместе с тем считаю, что имеющиеся на сегодняшний день документы нуждаются в доработке с учетом необходимости достижения следующих целей: Во-первых, это восстановление монастырского наследия Соловков в максимально возможной полноте, обеспечение сохранности всего историко-культурного и природного комплекса Соловецкого архипелага, предотвращение его дальнейшего разрушения, свидетелем чего мы являемся, — в том числе через присвоение Соловкам особого федерального статуса. Думаю, это одна из очень важных задач и нашей работы, и работы государственных учреждений, участвующих в восстановлении Соловецкого архипелага. Второе, что мне кажется очень важным, — это возрождение Соловецкого монастыря как одного из духовных центров русской цивилизации, традиционного места паломничества, как образовательного и просветительского центра. Третье, — это необходимость обеспечить доступ к культурному и духовному наследию Соловков всех, кто желает познакомиться с этим святым местом. Четвертое — это создание достойных условий жизни для местного населения Соловков. Здесь я хотел бы сказать о том, что распоряжением Д.А. Медведева создана рабочая группа, которую предложили возглавить мне. Эта рабочая группа включает в себя представителей государственных учреждений, представителей министерств, ведомств, администрации Архангельской области. Задача группы заключается в первую очередь в том, чтобы мобилизовать государственный ресурс — через создание соответствующих программ, через обеспечение соответствующего законодательного сопровождения всей этой деятельности. Здесь уместно сказать о задачах Попечительского совета. Мне кажется, что очень важно мобилизовать не только государственный ресурс, что, конечно, очень важно, но и мобилизовать ресурс небезразличных людей, готовых вносить свой вклад в святое дело восстановления обители. Мы очень благодарны за те первые шаги, которые уже были сделаны; и должен сказать, что принятие решений на государственном, бюрократическом уровне иногда запаздывает и не соответствует ходу проведения восстановительных и строительных работ, особенно с учетом климата, проблем с навигацией и т.д.

http://patriarchia.ru/db/text/1329014.ht...

Когда судмедэксперты очистили тело от грунта, мы увидели, насколько хорошо оно сохранилось: руки, ноги, лицо, волосы, борода и даже ресницы. А в других погребениях примерно того же времени останки выглядели совсем иначе: там сохранились одни кости. Эксперты хотели отделить некоторые части тела для экспертизы. Но это было невозможно, ведь это же был священник! Тогда один из экспертов сказал: «Смотрите, в голове трещинки, может, тут даже пуля есть?» В этом месте немного подрезали волосы, отогнули кожу, и мы увидели черное пулевое отверстие. Нас вдруг как озарило: «Это же мощи! Это святой!». Мы все испытывали необыкновенные чувства: и верили, и не верили… Перед расстрелом священник сам себя отпевал Схиигумен Авраам, духовник Ново-Тихвинского монастыря: — О мученическом подвиге отца Константина Богоявленского мы узнали гораздо раньше, чем обнаружили его мощи. Примерно за год до этих событий сестры нашего монастыря были приглашены на выставку, которую Свердловский государственный архив организовал специально для монашествующих. Там были представлены документы о нескольких новомучениках, материалы о монастырях, в том числе о нашем Ново-Тихвинском. И среди всего прочего был выставлен листок с именами священников, убитых в 1918 году. Наши сестры, которые жили на подворье в Меркушино, тоже приезжали на эту выставку и заметили в списке название «Меркушино» и имя отца Константина Богоявленского. Вернувшись в село, они начали расспрашивать о расстреле у местных жителей. Одна пожилая женщина рассказала, что еще в детстве мать показывала ей место за сельским кладбищем и говорила: «Всегда крестись, когда проходишь мимо. Здесь расстреляли священника». На вопрос сестер: «Где же его похоронили?» – ответила: «Не знаю, мама рассказывала, что где расстреляли, там и бросили». Так впервые после долгого забвения нам был открыт факт мученической смерти отца Константина Богоявленского. За кладбищем у леса мы поставили трехметровый крест, чтобы было где служить панихиды и молиться. Нам, конечно, хотелось установить подлинное место захоронения священника, но мы почти не надеялись на это. А о том, чтобы найти его мощи, мы даже и подумать не могли. В то же время документы на канонизацию отца Константина были собраны и отправлены в Москву, а в Меркушино началось восстановление Михаило-Архангельского храма, в котором служил отец Константин. И вдруг мы обнаружили нетленные останки! Естественно, мы сразу предположили, что это мощи отца Константина. Однако прежде, чем открывать их для всеобщего поклонения, мы должны были исключить любые двусмысленные толкования. Нельзя же поклоняться останкам какого-то неизвестного человека как мощам священномученика.

http://pravmir.ru/eto-zhe-moshhi-eto-svy...

В древнерусском языке это новое значение у слова семья можно обнаружить во многих памятниках письменности. Приведём такой пример, относящийся к 1660 году из Актов Московского государства): «Взяли его Стеньку въ полонъ татаровя съ женою и съ дЬтьми и со своею семьёю, а взято у него изъ одного дому въ полонъ 10 человЬкъ». Другой пример мы приведём из Книг расходных Болдина монастыря (1585-1589): «Купили три пуды соли въ вотчину на семью на домашнюю и для прИбыльныхъ дЬловыхъ наёмных людей ко жниву и къ сЬнокосу». Но, оказывается, в разговорной русской речи средних (а потом и высших) сословий у слова семья появляется ещё одно – уже переносное значение – «жена». В Актах Михайло-Архангельского монастыря города Великого Устюга находим сведения о вкладчиках, и об одном из них записано так: «Дал вкладу… Климентий Еутропьевъ сынъ ТропИна за себя да за дЬтей своихъ – за сына за Матфея да за Исаию да за Ивана да за семью свою Матрёну да за дочерь за Олёну за здравье поминати… полчетвертатцать рублёвъ». Это значение слова семья сохранилось в некоторых русских народных говорах и было зафиксировано, например, в песнях и в былинах. Мы приведём пример из одной былины, записанной Гильфердингом на реке Онеге (Онежские былины, записанные Гильфердингом. СПб., 1873, с. 29): Здравствуешь Добрыня сын Никитич, Со своею да с любимой семьёй, С той было Маринушкой Кайдальевной. Итак, мы сегодня рассматриваем историю слова семья. Современное значение этого слова в русском языке отличается от того, которое было у него в прошлые века. В старину семьёй называли «большой хозяйственный коллектив из лиц родственных и неродственных, в том числе и прислуги». Другими словами, семья – это все те, кто садился за один общий стол. Но, как отмечает петербургский профессор В.В.Колесов, «в деловом языке Древней Руси до начала пятнадцатого века слово семья уже стало употребляться и в новом значении «группа близких родственников (муж, жена, родители, дети)», то есть уже без челяди в её составе. В наше время это слово мы употребляем именно в этом значении.

http://pravoslavie.ru/36835.html

– Действительно, мы сталкиваемся не столько с проблемой нехватки денег, сколько с механизмом их оборота, который пока плохо согласуется с логикой реставрационного дела. Мы постоянно и обстоятельно привлекали внимание высоких инстанций к этой теме; в течение трех лет ежегодную проверку проводит Счетная Палата. Так что техническое задание (ТЗ) на корректировку хозяйственного механизма сформировано. Надо сказать, что подвижки тоже есть. Так, в 2013 году часть контрактов на ремонтно-реставрационные работы были уже двухлетними, то есть заключались еще в конце 2012 года. Проектировщики и производственники могли уже легче дышать, чем при исключительно годовых контрактах, когда с учетом громоздких процедур на выполнение заданий оставалось семь месяцев – у строителей и три месяца – у проектировщиков. Но даже двухлетний порядок финансирования несколько ослабляет кричащее противоречие между естественной природой реставрации Соловецкого комплекса и системой управления ею. Как вы правильно заметили, вертикальный цикл работ на каждом памятнике таков: изыскания, проектирование, производство – и все они измеряются годами. Здесь требуется масштаб как минимум 5–6-летнего плана, то есть как раз то, что заложено в понятие ФЦП. Шагом к составлению такого плана была работа, выполнявшаяся в этом году по заданию Минкультуры силами ЦНРПМ по разработке Концепции реставрации Соловецкого ансамбля. Мы принимали участие в составлении ТЗ на эту работу и конкретизировали понимание весьма многозначного слова «концепция» в смысле «программа, план: объемный и календарный». Ждем выхода в свет этого документа, который будет представлен на общественное обозрение и обсуждение. Что касается «мелочной экономии» или пресловутого освоения средств путем выполнения работ по принципу «тяп-ляп – и сдали», то на Соловках это не проходит. Многое из уже сделанного по указанию авторов проекта демонтировалось и переделывалось заново. Когда археологам потребовалось время на завершение работы с находками в подклетах Троицкого собора, то устройство полов было перенесено из задания 2013 года на следующий год. Объемы и качество работ подрядчика принимала трехсторонняя комиссия в составе комплексного представительства Заказчика (Минкультуры РФ), представителей Архангельской области и Монастыря. Обсуждалась каждая позиция сметы. Так, запланированные на 2013 год работы были приняты только на 70%. При этом по каждой позиции, вызвавшей замечания, подрядчиком даны гарантии по устранению недостатков.

http://pravmir.ru/namestnik-solovetskogo...

Настроение у поморских жителей было одно с возставшими за «древнее благочестие» соловецкими иноками. «Страдания» последних «за веру» еще более увеличивали в глазах их авторитет Соловецкого монастыря и сообщали им еще большую привязанность к старинным обрядам. Вследствие осады и взятия монастыря, соловецкие иноки разсеялись по всему Поморью и своею проповедью еще более поддерживали в жителях это настроение 12 . Соловецкие выходцы и были именно первыми расколоучителями в Поморье и основателями разных скитов. Из них более замечательны: Игнатий, Геннадий, Пимен, Корнилий и др. 13 . Двое из названных расколоучителей – Геннадий и Пимен довольно значительное время проповедовали именно в пределах холмогорской архиепископии и притом, по крайней мере – один из них (Геннадий), в первые годы управления архиепископией Афанасия. – Геннадий (+1696 г.) около шести лет (приблизительно с 1684 до 1690 г.) жил в «пустыне близ моря акиана» при реке Нюхче 14 . Он пользовался большим уважением в среде поморских раскольников. Черный диакон Пимен (умер «самоубийственною» смертию в 1687 г.) еще во время соловецкой осады жил на берегу Белого моря 15 . После того, как он был пойман (около 1673 г.) и отпущен, поселился в Корельских пустынях близ Лопских погостов. Отсюда с проповедью и для отправления духовных треб он ходил по деревням и селам и имел значительный успех среди населения – главным образом, благодаря своему постничеству и веригам 16 : Соловецкому же монастырю в значительной степени обязан своим возникновением и знаменитый в истории раскола Выгорецкий скит (1694 г.) 17 . Для утверждения раскола в Поморье этот скит имел также громадное значение. В торговых и промышленных целях. Выговцы разсылали своих посланников по всему Поморью – и в Архангельск, и в Мезень, и Суму, и на Мурманский берег, и на Канин нос 18 . Вместе с этим преследовалась, конечно, и пропаганда раскола в означенных местностях. Из Выгорецкого скита выходили и специальные проповедники раскола; они разсеивались по всему Поморью и выступали иногда в качестве народных учителей (таков, напр., был раскольник Важского уезда, по имени Петр). Выгорецкий скит оказывал и материальное вспомоществование окрестному населению. К нему за помощью, между проч., обращались в неурожайные годы и жители Лопских погостов. Все это, конечно, как нельзя более способствовало распространению раскола в Поморье 19 .

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Veryuz...

Книжную серию «Воспоминания соловецких узников» презентовали в Архангельске 1 ноября, 2013. Новостная служба Сборник объединил не только воспоминания заключенных, но и усилия специалистов из самых разных областей гуманитарного знания, представителей отечественных и зарубежных научных центров, российских общественных организаций и региональных властей. 1 ноября. ПРАВМИР. В День памяти жертв политических репрессий в Архангельской областной научной библиотеки имени Н. А. Добролюбова представили первый том книжной серии «Воспоминания соловецких узников», сообщается на  сайте Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря . Вечер был открыт выступлением Архангельского государственного камерного оркестра под управление В. Онуфриева, который исполнил произведения Д.Д. Шостаковича и П.И. Чайковского. К собравшимся обратились митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил и вице-губернатор по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашов. В своих выступлениях они затронули ряд важнейших тем, касающихся изучения, освещения и осмысления новейшей российской истории в свете ее трагических событий, значения в нашей жизни подвига тех, кто претерпел гонения за свои религиозные и нравственные убеждения. Ответственный редактор книжной серии священник Вячеслав Умнягин рассказал о структуре, содержании и участниках проекта, а после представил архангелогородской публике присутствовавших в зале соавторов. Заведующий кафедрой отечественной истории САФУ профессор Михаил Николаевич Супрун, преподаватель того же университета, на днях защитившая диссертацию по истории Соловецких лагерей Мария Владимировна Шульгина, заведующая отделом истории ХХ века Соловецкого музея-заповедника Ольга Владимировна Бочкарева отметили значительность выхода подобного сборника под эгидой Соловецкого монастыря. Сборник объединил не только воспоминания заключенных, но и усилия специалистов из самых разных областей гуманитарного знания, представителей отечественных и зарубежных научных центров, российских общественных организаций и региональных властей.

http://pravmir.ru/knizhnuyu-seriyu-vospo...

По всей видимости, Савватий принимал участие в полемических «прениях» с лютеранскими пасторами в 1640-х гг. В то время московское правительство предполагало издать антилюторский трактат Ивана Наседки «Изложение на люторы», и Савватий также надеялся напечатать свои стихотворения на эту же тему. Эту просьбу он высказал в послании царскому духовнику Никите, прося его передать стихи царю («любо повелит государь и в печатное воображение положити»), но в печать «грешные трудишки» Савватия так и не попали. Печатается по рукописи: БАН, Архангельское собр., Д 527, л.108–114. 66 Наставления ученику. – В своих посланиях Савватий часто говорит о своем «дидаскальстве» (учительстве, наставничестве). В данном случае речь идет не о метафорическом значении слова, а о прямом: наставление обращено к князю Михаилу Никитичу Одоевскому, умершему в 1653 г. в юном возрасте. Стихотворение, вероятно, было написано на рубеже 40–50-х гг. XVII в. В первой части стихотворения («Прещение вкратце о лености и нерадении») от строки «Како и что учнем писати к твоей младости?» акростих: «Князи Михаилу Никитичю чернец Саиатии радоватиса» (акростих испорчен); во второй части («Азбука отпускная») автор говорит, что «слогает же ся сие тебе посланейцо по алфавиту», и через несколько строк начинает азбучный ак ростих (через одну строку) со стиха «Аз бо, многогрешный имярек, твой дидоскал» и до стиха «Щедрый Господь наш Бог Исус Христос». 100 Поэт и дипломат Алексей Саввич Романчуков принадлежал к высшему слою московской администрации: его отец был дьяком, служил в различных столичных учреждениях, в том числе и в Посольском приказе в 1620-е гг. Сам Алексей Романчуков и его братья были стряпчими и столь никами. В этой же среде у него было много дружеских связей. Так, в 1640 г. келарь Соловецкого монастыря Ефрем Квашнин, происходивший из древнего боярского рода, записал в литейник Со ловецкого монастыря на вечное поминовение вместе с именами своих родителей и имя Алексея Романчукова. В 1636 г. Алексей Романчуков был назначен посланником к персидскому шаху.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010