Издательство Соловецкого монастыря начинает выпуск книжной серии «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.» 17 августа 2013 г. 13:38 Издательство Соловецкого ставропигиального монастыря начинает выпуск книжной серии «Воспоминания соловецких узников 1923-1939 гг.», посвященной памяти заключенных Соловецкого лагеря особого назначения. В первый том вошли воспоминания людей, которые отбывали наказание либо непосредственно на островах архипелага, либо находились в материковых отделениях СЛОНа в период с 1923 по 1927 гг. Издание, которое предваряют обращения губернатора Архангельской области И.А. Орлова и его заместителя по развитию Соловецкого архипелага Р.В. Балашова, ориентировано на самый широкий круг читателей и специалистов, интересующихся отечественной историей. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов) в своем вступительном слове отмечает: «История Соловков в минувшем веке с предельной ясностью свидетельствует о том, каких страшных масштабов может достигать зло, прорывающееся в мир через людей, сердца которых отпали от Бога. И та же история доносит до нас неопровержимый факт: зло бессильно перед твердым стоянием в правде. Мужество тех, кто перед лицом мучителей и самой смерти сумел сохранить внутреннюю свободу и человеческое достоинство, выводит исторический опыт Соловков далеко за рамки национальной истории России, вписывает драгоценную страницу в летопись человеческого духа. Наряду с добропобедными мучениками первохристианской эпохи мы почитаем новомучеников и исповедников Российских — по историческим меркам наших современников и родственников. Их подвиг дает нам силы. Он освещает евангельским светом нашу жизнь, ясно раскрывая ее подлинный смысл. Зло нередко прячется в красивые одежды, тем самым стремясь быть неузнанным. Чтобы понять его гибельную суть, его надо увидеть обнаженным и безобразным. Именно таким оно предстает в воспоминаниях людей, прошедших " красные Соловки " и другие большевистские лагеря и тюрьмы. Авторы этих воспоминаний — люди разные по возрасту, жизненному опыту, образованию, национальности, религиозности. И пишут они о своем времени по-разному. Но в их воспоминаниях открывается целостная картина добра и зла, подвига и предательства, жизни и смерти. Книга, которую читатель держит в руках, — непростое чтение. Оно требует от ума, сердца и души большого напряжения и отклика в личном покаянии, изменения убеждений, чувств, поступков. Надеемся, что погружение в историю поможет современнику лучше понять свое время и обрести в нем спасительные евангельские пути». Подробнее об издании см. на сайте Соловецкого монастыря Патриархия.ru Календарь ← 7 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/3169308.ht...

П.В. Безобразов К. М. Базили от 15 июля 1852 г. При письме вашем от 23 июня я получил копию доверительного отношения г. поверенного в делах от 13 июня 1852 года о постройке нового здания для нашей духовной миссии в Иерусалиме и план и фасад сего здания, составленный иерусалимским патриархом Кириллом. Вы пишете ко мне, что «находите этот план удобным, красивым и соответственным своему назначению, за весьма незначительными разве изменениями». Я отчасти соглашаюсь с вашим мнением и по обязанности настоятеля упомянутой миссии, во избежание ответственности за неудобное помещение ее, сообщаю вам свои возражения против предначертания его блаженства, описав предварительно место, которое имеет быть занято под дом для нашей миссии. Сие место есть пустопорожний участок земли, смежный с садом Архангельского монастыря, занимаемого ныне миссией, в 28 архитекторских аршин в ширину и в 70 таких же аршин в длину. С востока он обставлен, частью, домами, принадлежащими монастырям католическому и греческому, частью, оградой монастырской; с запада ограничен каменной стеной огорода латинского монастыря значительной вышины; с севера заслонен высокой крепостной стеной и оградой монастырской, а с юга, где будет лицо нового дома, примыкает к саду Архангельского монастыря. Поверхность сего участка не равна. Она не незначительно склоняется от юга к северу, или от сада к крепостной стене, так что надобно выравнивать ее. Недавно я узнал от игумна Авраамиевского монастыря о. Неофита, что все описываемое мною место засыпано сором и прахом Воскресенского храма после пожара его. Следовательно, надобно рыть основание для нового дома довольно глубоко. Это обстоятельство, вероятно, известно его блаженству. Описав местность, сужу по ней о плане, начертанном иерусалимским патриархом, и о невыгодах оного. 1) поскольку вся ширина места под новый дом определяется только 28 аршинами, и поскольку оно почти кругом обставлено стенами, то сей дом в 20 аршин ширины и около 15 высоты очутится между этими стенами, как бы в мешке. По обеим сторонам его, восточной и западной, останется пространства для света и воздуха только по 4 аршина. Виды с этих обеих сторон в верхнем жилье будут ограничиваться каменными стенами, или крышами соседних зданий. Итак, новый дом будет и душен, и темноват, и неотраден. Нижний ярус его будет совершенная темница.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Беспоповщина имела главным своим рассадником Данилов и Лексу, слывущие в народе до сих пор под названием монастырей, где покоятся кости основателей ее; оттуда, как из центра, пропаганда ее развилась в окрестности и достигла в России обширных размеров. Эти то места должны быть теперь средоточием духовно-нравственных мер, которые бы положили начало радикальному изменению убеждений здешнего края, проникнутого суеверием и предрассудками, укоренению которых способствовала дикая и трудно-проходимая местность». По мысли означенного совещательного комитета, предполагалось здесь сосредоточить миссию для уездов Повенецкаго и северо- западной части Петрозаводскаго и открыть школу для детей иногородних приходов. «Главная сторона и значение монастыря», писал преосв. Аркадий в св. Синод, от 4 октября 1860 г. за 5296, «кроме ежедневного богослужения, должна заключаться в миссионерстве и в обучении детей грамоте, дабы монахи его, ближе ознакомившись с характером окрестной страны и ее жителей, могли с большой пользой действовать в отвращении зла, происходящего от раскола, так как круг действий их должен простираться на весь Повенецкий уезд и с.-з. частъ Петрозаводского; а это будет иметь влияние и на пограничных жителей Финляндии и Архангельской губернии, также зараженных одним духом беспоповщины. Учрежденная же школа укореняла бы в поселянских детях с юных лет их влечение к православию; при этом предположено бедным ученикам давать помещение и стол от монастыря, как водилось у раскольников». – Монашествующих предположено было пригласить из Валаамского и Соловецкого монастырей и Саровской пустыни вполне нравственных и благочестивых. Сверх этого ежегодного отпуска (3,185 р.) на содержание монастыря, на основании Высочайше утвержденного в 12 день мая 1859 г. журнала главного комитета по крест. делу, испрашивался отпуск соразмерного количества денег на наем 25 служителей по классу монастыря, вместо служителей из государственных крестьян, с тем, чтобы, согласно Высочайше утвержденным 1 января 1842 г.

http://azbyka.ru/otechnik/sekty/danilov/

Совмещение же всех трех частей Синодика делает его полным сборником всего, что необходимо для всякого христианского ума и сердца, и наглядного представления по предмету поминовения христиан. И вот, как живое воплощение этой полноты Синодика, и являются Синодоки времени последнего патриарха на Руси, после смерти коего вскоре началось в религиозной жизни русского народа то движение, которое уже не давало поводов к развитию синодичного дела, а секуляризация монастырских имений и в корне подорвала это дело. Поэтому старый Синодик Двинского Михаило-Архангельского монастыря (описание которого мы даем вслед за сим) как совершенный тип, до коего дошло у нас развитие Синодиков, представляет интерес не только как солидный памятник веры и благочестия нашего края, но и вообще как известный тип Синодика в его современном развитии и совершенстве, далее которого не шли рукописные Синодики. I. Обозревая множество старых и новых рукописных синодиков Архангельской епархии, мы познакомились с различными текстами их. Причем однако нам не посчастливилось видеть такой, который совмещал бы в себе все те особенности синодика, коими отличаются в отдельности разные синодики. То в одном не находится никаких предварительных статей, то являются одни статьи без помянника. Есть синодики и с предисловиями краткими, и с различными помянниками, но без картин, как и наоборот: есть синодики с картинами, но без помянников полных. Но вот один из старых синодиков Михаило-Архангельского монастыря является совмещающим в себе все хорошие особенности старых синодиков. В нем находятся большие предварительные статьи о поминовении усопших, имеется множество картин, относящихся до грехопадения людей, и умилостивления за грехи умерших, и имеются весьма обстоятельные помянники. Синодик этот был произведением своего времени, а вместе и предшествуемых опытов-произведений этого рода, а потому он везде и во всем носит печать своего времени, и в том числе даже в своем совершенстве, отражающем то общее развитие сего дела, до которого оно дошло ко времени последнего русского патриарха Адриана. Можно сказать даже, что влияние Адриановское здесь явно сказалось в подражании Сийскому Синодику, присланному из Москвы с заключительным стихотворным помянником самого патриарха Адриана.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikanor_Kamens...

Во времена Киевской Руси довольно часто можно было встретить людей, которых народ именовал каликами-перехожими. Все они, как правило, совершенно не имели какого-либо имущества и всю жизнь проводили в странствованиях по святым местам. Так по этому прозвищу возможно представить жизнь преподобного Феодора. Относительно прозвища «Печерник», относящегося к преподобному Андронику, то здесь необходимо отметить, что так называлось послушание одного из насельников пещерного монастыря, в обязанности которого входило искапывание пещерных ходов и погребальных ниш. О подобном занятии можно встретить упоминание в житии преподобного Марка Гробокопателя, мощи которого почивают в Ближних пещерах Киево-Печерской Лавры. Но какие же причины способствовали тогда забвению этой обители, которая даже и с возникновением надземного, более удобного и богатого монастыря, не должна была все же потерять свое значение древности, а продолжать чтиться народом, хотя бы как исполнившая уже свою спасительную роль святыня? По мнению историков, причина гибели пещер состояла в разорении монастыря во время одного из многочисленных набегов половцев или татар, которые опустошали в то время Русскую землю. Исходя из размещения человеческих останков вдоль пещерного прохода, а также учитывая тот факт, что наибольшее их число было обнаружено вдоль выхода, можно предположить, что во время одного из таких набегов братия с целью укрытия спустилась в пещеры. Напавшие на Киев враги могли заметить, куда скрылись преследуемые; ввиду узости пещер, два - три человека могли долго отражать нападение врагов; последние, потеряв надежду взять преследуемых живыми, засыпали пещеры так сильно, что спасавшиеся в них иноки монастыря оказались заживо погребенными. Умирая, они падали там, где теряли последние силы. Доказательством этого служат найденные в разных местах на полу пещер одиночные скелеты и множество скелетов в келии при входе, куда, по видимому, собрались в предсмертную минуту погибающие и потом падавшие друг на друга в разных направлениях. Число погибших 35 человек. Заживо погребенные погибали, как уже говорилось, и от голода, и от жажды, и от недостатка воздуха медленной мучительной смертью.

http://azbyka.ru/palomnik/Архангело-Миха...

— Сейчас вы ищете средства. И сколько нужно денег? — У нас есть поддержка со стороны Православного фонда Святых Архангелов. Это хороший старт для монастыря. Точную сумму назвать трудно. Если мы будем продвигаться поэтапно, то начать можно с 500 тысяч долларов. Если же говорить о строительстве всего комплекса монастыря — храмов и других монастырских зданий, то для этого в течение нескольких лет может понадобиться порядка двух миллионов долларов. — И сколько же ждать, по вашим оценкам, открытия нового монастыря? — На самом деле мы уже начинаем — у меня дома. Я уже занимаюсь поиском помещения и земли. Но службы идут, к нам приходит небольшое количество людей. Так что начало уже положено. Но чтобы по-настоящему заняться созданием своего сообщества, необходимо найти подходящее место для монастыря. — Владыка, вам знаком русский монашеский опыт в России и в США. Чем они отличаются и в чем схожи? — Безусловно, Православие глубоко укоренилось в русской культуре. С другой стороны, постсоветские эмигранты, которых мы здесь называем русскими, приехали сюда из в высшей степени секуляризированной материалистической культуры, которая очень схожа с современной американской. Конечно, существуют определенные различия, но есть и множество общих вопросов, которые людям приходится решать. И поэтому между современными российской и американской культурами гораздо больше общего, чем может показаться на первый взгляд. — Владыка, вы американец, но вы — православный, да к тому же еще и русский православный. Кем вы сам себя считаете — американцем, русским, русским американцем? — Я считаю себя американцем и русским православным. И в этом нет никакого противоречия. Вся моя семья — американцы, у нас германские корни. Но моя вера — русская. И поэтому я русский православный. Главный момент, который американцы не понимают в отношении России, — это православная культура и то, что она означает. На мой взгляд, для отношений между странами чрезвычайно важно, чтобы американцы могли получить доступ к определенному контексту, который помог бы им понять русскую православную культуру. И важно, чтобы рассказали об этом такие же американцы, которые живут в этом.

http://pravoslavie.ru/95322.html

Соловецкий музей создаст экспозицию, посвященную шестивековой истории архипелага 23 мая, 2012. Новостная служба Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник работает над созданием экспозиции, рассказывающей о шестивековой истории архипелага. 23 мая. ПРАВМИР. Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник работает над созданием экспозиции, рассказывающей о шестивековой истории архипелага, сообщает «Интерфакс-религия» . Как сообщил «Интерфаксу» директор музея и наместник Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий (Шутов), экспозиция будет основываться в том числе на материалах проходившей в прошлом году выставки «Соловки: Голгофа и Воскресение». «Существуя и постоянно расширяясь, совершенствуясь, этот проект (выставка — «ИФ») подводит нас к практическому решению важнейшей задачи — создать основную постоянно действующую экспозицию, которая вобрала бы в себя всю шестивековую историю Святого острова», — сказал наместник. Касаясь планов на предстоящий туристический сезон, собеседник агентства отметил, что в текущем году в музее, помимо традиционных экспозиций, откроются выставки, рассказывающие о художественном наследии монастыря и архитектурной керамике. Выставка «Соловки: Голгофа и Воскресение» — совместный проект музея и монастыря, реализованный в 2011 году. Сама выставка и связанные с ней мероприятия проходили в Москве, Санкт-Петербурге и Архангельске. Посетители выставки могли увидеть предметы, найденные экспедицией Соловецкого монастыря на месте гибели последнего настоятеля обители преподобномученика Вениамина, получить представление о многовековой истории Соловецких островов. Многие экспонаты выставки демонстрировались впервые. Соловецкий архипелаг, а также пятикилометровая акватория Белого моря включены в состав особо охраняемой территории. Эта один из крупнейших музеев-заповедников России. В его оперативном управлении находится более 1 тыс. объектов культурного наследия, самые древние из которых датируются V тысячелетием до н.э.

http://pravmir.ru/soloveckij-muzej-sozda...

Относительно проживания в гостиницах лучше договариваться заранее, так как в сезон практически все места в гостиницах раскупаются туристическими фирмами. Далее — морем до Соловков. Между Кемью и Соловками курсируют небольшие катера, принадлежащие Монастырю, Музею и частным лицам. Морем до Соловков от 2 до 4 часов, в зависимости от погоды и быстроходности судна. Как правило, навигация на Белом море открывается в начале июня (в мае по морю еще носит большие, порой до нескольких квадратных километров, ледяные поля). Недостатки пути через Кемь: известные неудобства, связанные с качкой; всего в 160 км до полярного круга и на море может быть весьма холодно; нет никаких гарантий того, что Вам не придется пережидать шторм (хотя летом такое случается нечасто); определенные неудобства железнодорожного транспорта. Если Вы располагаете большим временем, то до Кеми из Москвы можно доехать за два-три дня на автомобиле несколькими маршрутами (расстояние 1500 км). Наиболее интересны два из них: по автодороге на Петербург и далее Мурманск через Тверскую, Новгородскую области и Карелию; по автодороге на Архангельск через Ярославскую, Вологодскую области и Карелию. Оба пути интересны как сами по себе, так и в историческом единстве и пересечении с Соловками. Паломнику [ править править код ] Важно: На островах Соловецкого архипелага из мобильных операторов работают только «МТС» и «Мегафон». Важно: см. Полезные советы Расписание богослужений [ править править код ] Расписание богослужений можно посмотреть на официальном сайте монастыря . Расписание регулярно обновляется. Паломнические службы [ править править код ] Паломническая служба Соловецкого монастыря График работы Паломнической службы с 1 июня по 20 сентября: 10:30–12:00 и 17:00–19:00. Паломническая служба Соловецкого монастыря организует экскурсии по святым местам Соловецкого архипелага для паломнических и туристических групп. Подробнее об экскурсиях можно прочитать на официальном сайте Спасо-Преображенского Соловецкого монастыря.

http://azbyka.ru/palomnik/Спасо-Преображ...

Архив Пн На своем месте делать свое дело. Интервью с наместником Соловецкого монастыря архимандритом Порфирием (Шутовым) 21 мая 2014 г. 15:56 На днях председатель комиссии Общественной палаты РФ по культуре и сохранению историко-культурного наследия П.А. Пожигайло  заявил  о недопустимости «коммерциализации» Соловков. В частности, он высказался против строительства «торгово-музейного» комплекса у стен монастыря и предложил перевести Соловецкий музей-заповедник в Архангельск или Кемь. Ситуацию прокомментировал наместник Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального монастыря и директор ФГУК «Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник» архимандрит Порфирий (Шутов). — Отец Порфирий, позвольте начать с немного странного вопроса: а нужен ли музей на Соловках? — Музей нужен. И нужен именно на Соловках. Этот тезис четко осмыслен и государством, и общественностью, и Церковью. Результат — формулировка в « Стратегии развития Соловецкого архипелага уникального объекта, духовного, историко-культурного и природного наследия ». Почему? Потому, что только бюджетная структура способна поддерживать соответствующий значимости и сложности соловецкого исторического наследия объем работ по его изучению, сохранению и популяризации. — Можно немного уточнить, в каких направлениях эта работа осуществляется музеем? — Конечно. На Соловках десятилетиями ведутся археологические раскопки, проводятся научные экспедиции, проходят встречи ученых, общественных и государственных деятелей. Только в этом году запланированы межрегиональная и международная научно-практическая конференции « Состояние и рациональное использование пресноводных и морских экосистем Соловецкого архипелага » и « Соловки в литературе и фольклоре (XV–XXI bb.) ». Музей публикует научные труды. Некоторые становятся вехами в исследовании Соловецкой истории, как, например, две последние монографии кандидата исторических наук, сотрудника Института археологии РАН В.А. Бурова. Постоянно пополняются фонды музея; сегодня они насчитывают свыше 100 тыс. единиц хранения. Начинается огромный по важности проект оцифровки рукописного и художественного наследия, хранящегося в разных музеях страны. Далее — деятельность в сфере образования, экспозиционная работа. Много необходимой и многократно усложненной в островных условиях обеспечивающей выполнение основных функций хозяйственной работы: здесь и флот, и автобусы, и служба охраны. Музей плотно вписан в круг соловецкой жизни. Созданный в 1967 году, музей прошел без малого полвека, служил делу сбережения Соловецкого наследия.

http://patriarchia.ru/db/text/3651843.ht...

«Мы избрали принцип предельной открытости и общественного контроля в реализации программы, к обсуждению проектов привлекаются эксперты, общественность, широкое профессиональное сообщество. Создан художественный совет, работает интернет-портал Соловецкого архипелага www.мou-coлobku.pф», — отметил губернатор Архангельской области . Директор Департамента государственной политики в сфере межнациональных отношений Минрегиона России Александр Журавский рассказал о деятельности межведомственной рабочей группы, занимавшейся разработкой проекта концепции ФЦП на 2014-2019 гг. По его словам, предусмотрено общее финансирование в размере около 39 млрд. рублей, 95% этой суммы — федеральные средства. В мае Минрегион России планирует внести документ на утверждение в Правительство Российской Федерации. Наместник Соловецкого монастыря архимандрит Порфирий обратил внимание, что на островах более 270 духовно-культурных памятников, 30 из которых в настоящее время финансируются в рамках федеральной программы «Культура России» и 128 — предложены для включения в обсуждаемую на совещании федеральную целевую программу. «Если будут проведены планируемые работы, мы действительно получим памятник мирового значения на архипелаге», — сказал отец Порфирий. На совещании были обсуждены проблемы, которые существуют на архипелаге, в том числе — неурегулированные разработанным проектом ФЦП. Глава Минрегиона России поделился личными впечатлениями от увиденного на острове и по итогам обсуждения сформулировал поручения участникам совещания. Минрегиону России предстоит до 22 мая доработать и внести в Правительство Российской Федерации проект концепции ФЦП сохранения наследия Соловецкого архипелага, Минкультуры России совместно с Русской Православной Церковью — до 1 июля подготовить проект концепции реставрации ансамбля Соловецкого монастыря с определением приоритетов и этапности проведения реставрационных работ. Правительству Архангельской области совместно с Минприроды России рекомендовано активизировать работу по определению статуса особо охраняемой природной территории Соловецкого архипелага, а Минкультуры России — ускорить работу по определению зон охраны.

http://patriarchia.ru/db/text/2937349.ht...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010