Очевидно, что основой суждения о каноничности тех или иных элементов Жития Варлаама Важского должно стать сопоставление их с элементами канона. Элементы эти неодинаковы в разных типах житий. Как пишет Т.Р. Руди, «особенности различных типов житий, составляющих подгруппы агиографического жанра, определяются, как известно, в первую очередь чином святости прославляемого подвижника. (...) Тип подвига святого, таким образом, определяет особенности композиционной структуры и поэтики его жития, а, следовательно, и систему его топосов» 476 . Варлаам Важский был прославлен в чине преподобных, то есть, монашествующих подвижников 477 . Основанием к тому был его монашеский постриг, в котором он провёл последние шесть лет своей жизни. Поэтому в Житии подвижника закономерно было бы ожидать присутствия элементов канона, характерных для житий преподобных. Кроме того, Варлаам был основателем монастыря, поэтому можно также ожидать встретить топосы, характерные для житий основателей монастырей. Для сопоставления структуры и топосов Жития Варлаама Важского с элементами традиционных монашеских житий воспользуемся схемой житий преподобных, составленной Т.Р. Руди 478 , и особенно внимательно присмотримся к Житию Антония Сийского, произведению того же Ионы, которое исследователи признают вполне каноничным 479 . Начнём с предисловия к Житию. Именно в нём агиограф задаёт направление толкованию Жития. Делает он это с помощью высказываний, которые Р. Пиккио называет «тематическими ключами», открывающими путь к смыслу текста 480 . Предисловие к Житию Варлаама Важского Предисловие присутствует во всех списках первоначальной редакции Жития, в том числе в самых ранних (РНБ, собр. Погодина, 703; РГБ, собр. Ундольского, 291; РГБ, собр. Егорова, 297 и др.), а также во всех позднейших распространённых текстах Жития (БАН, Архангельское собр., С. 218; РНБ, собр. Тиханова, 226; БАН, Архангельское собр., Д. 403), поэтому изначальное присутствие предисловия в Житии Варлаама Важского не вызывает сомнений. Предисловие делится на четыре части, и начало каждой из них в некоторых списках выделено киноварными или жирными черными инициалами в строке. Такое выделение частей предисловия характерно для ранних списков памятника (например: РГБ, собр. Егорова, 297; РНБ, собр. Погодина, 703), в более поздних оно уже утрачено. Очевидно, выделение частей предисловия присутствовало в оригинале текста Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Ф. 2219. Оп. 1. Д. 3. Л. 175–176). Игумении Порфирии (Глинко). Письмо. 1 сентября 1905. Кронштадт Упоминается в письме игумении из Суры: «14-го получила я Ваше письмо и 1000 р. денег, посланные Вами 1 Сент., в ножки кланяемся, Родной наш, за Ваше неоставление, и Вы пишите, что уезжаете в Сибирь На подворье народу, у Шамина точно мурашей шевелются, работают быстро, копают и бутят Инженер Кациенка, Гаврила Федоров и Шамин все и – находются при постройке весь почти фундамент на цементе из всего Архангел выдающаяся будет постройка оминается в письме игумении из Суры: «14-го получила я Ваше письмо и 1000 р. денег, посланные Вами 1 Сент., в ножки кланяемся, Родной наш, за Ваше неоставление, и Вы пишите, что уезжаете в Сибирь На подворье народу, у Шамина точно мурашей шевелются, работают быстро, копают и бутят Инженер Кациенка, Гаврила Федоров и Шамин все и – находются при постройке весь почти фундамент на цементе из всего Архангел выдающаяся будет постройка » (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 55. Л. 25–26об.) (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 55. Л. 25–26об.) Е. С. и А. В. Малкиным. Письмо. Не позднее 5 сентября 1905. Кронштадт Упоминается в письме Е. С. Малкина в Суру от 7 сентября 1905 г.: «Уведомляю, что я получил сегодня от вас опять письмо и денег 50 руб. благодарю , что сочувствуете моему положению , пишете в письме, чтобы я трудился и молился, и делал благотворительность и милость…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 10. Л. 22–23). А. Г. Волковой. Письмо. Конец сентября – начало октября 1905. Кронштадт Упоминается в письме Волковой из Омска от 3 октября 1905 г.: «Письмо ваше и расписку я получила, радуюсь и благодарю Бога, чтобы Вы благополучно прибыли в Кронштадт» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 146. Л. 20–27). Монахиням Иоанно-Богословского женского монастыря в городе Золотоноша Полтавской губернии. Письмо. 7 октября 1905. Кронштадт Упоминаются в письме от 30 октября 1905 г., подписанном четырьмя монахинями (Зинаидой, Рафаил ой, Евфросиньей и Анастасией). «Предобрейший батюшка о.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Это верно? Ответ: Да, это верно, я помню хорошо, что никто из б. послушников Даниловского монастыря ко мне в Сыктывкар и Архангельск не приезжали, и я ни с кем там не встречался из них за все мое пребывание в этих городах. Вопрос: Это неправда. Вы встречались в Архангельске с иеромонахом Спиридоном Пиунковым (ошибка – Пиуновским. – Ред.). Почему Вы это скрыли? Ответ: Да, я с иеромонахом Спиридоном Пиунковым в г. Архангельске встречался в 1935 году. Он там находился в ссылке, и я, прибыв в Архангельск в январе м-це 1935 года, жил в его квартире, с ним вместе, около м-ца, а затем он перешел на другую, а я остался в его, но встречи у нас с ним продолжали быть до мая м-ца 1935 года, т. е. до моего переезда в Сыктывкар. Вопрос: Больше Вы с ним нигде не встречались? Ответ: Нет. Вопрос: Вы хорошо помните, что больше с ним нигде не встречались? Ответ: Да, я это помню хорошо. Вопрос: Когда Вы встречались с архимандритом Климковым? Ответ: С Серафимом Климковым последний раз я встречался в г. Владимире, в квартире Холмогорова в конце 1933 г. или в начале 1934 г. Вопрос: Следствию известно, что архимандрит Серафим Климков приезжал в г. Сыктывкар в конце весны 1936 г. и встречался с Вами, почему Вы это скрываете? Ответ: В Сыктывкар Серафим Климков в 1936 г. не приезжал, и мы с ним не встречались с 1933 или начала 1934 года. Вопрос: Вы встречались в ссылке в г. Архангельске или Сыктывкаре с ссыльным епископом Германом Ряшенцевым? Ответ: С епископом Германом Ряшенцевым я не встречался с 1923 года. Я знал, что он находился в ссылке в г. Архангельске и однажды как-то во время моего проживания там приходил ко мне с визитом, но меня дома не застал. Категорически заявляю, что я с Ряшенцевым будучи в ссылке не встречался и никакой связи не имел. Вопрос: И не переписывались? Ответ: Да, и не переписывался». (Лл. 56–58) В начале мая допросы о.Симеона переходят на другой уровень, можно сказать, с местного, даниловского, на более масштабный – «межобластной» (потом будет и «всесоюзный»), если это, конечно, хоть и видимость, но действительно допросы, а не полностью написанные следователем «протоколы», потому что, повторяем, есть большие сомнения, что о.

http://azbyka.ru/otechnik/Feodor_Pozdeev...

В силу всего сказанного мы решительно думаем, что наши исправители при исправлении требника не пользовались греческими переводами его: для этого не было у них ни побуждения, ни знания. Но что же однако значит их ссылка на греческие переводы, откуда им сделалось известным, что в греческих переводах нет слова «и огнем»? Проще всего объяснить это можно тем, что исправители в данном случае говорили со слов других. Так, напр., в списке Киприанова служебника, который был под руками исправителей, есть заметка, что его «преписа от греческих книг на русский язык рукою своею Киприан митрополит» 393 . Уже это одно могло дать достаточное основание исправителям говорить, что в греческих переводах нет слова: «и огнем», потому что в Киприановом служебнике его также нет. Затем известно, что греческий епископ Элассонский Арсений был в то время епископом Суздальским. Он переведен туда с 1613 года (до этого же года он был епископом архангельским и жил в Кремле). Этот епископ грек и мог сообщить исправителям, что в греческих требниках слова: «и огнем» – нет, как нет его и в собственном его требнике. Наконец, принимая во внимание, что все речи исправителей по поводу их дела написаны ими уже после приезда в Москву патриарха Феофана, легко можно понять особенное побуждение сослаться на греческие переводы. Да и сам Феофан мог подать исправителям такую мысль, потому что он тотчас же по приезде обратил внимание на дело исправителей. Так объясняется появление в сочинениях исправителей ссылок на греческие переводы 394 . Таковы были книжные и образовательные средства исправителей, с которыми они приступили к делу. Так как царскою грамотою им повелевалось приготовить требник «не во многом мотчании», то они принялись за дело очень усердно. «Бог свидетель, говорит Арсений, безо всякой хитрости сидели полтора года день и нощь» 395 . Хотя грамотою предписывалось исправление собственно одного требника, однако Дионисий не ограничился только выполнением предписания: он со своими помощниками в продолжении полуторых годов успел сделать очень много поправок и в других книгах.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Skvorc...

— Сколько вы таким образом отслужите молебнов в одно утро? — Все вместе — пятьсот случается. Бывало, и по шестисот удавалось. Все зависит от того, сколько богомольцев! Говоривший со мною был приземистый, коренастый монах, только что снявший ризу. На крупном четырехугольном лице его бойко и умно смотрели несколько вкось прорезанные глаза; густые седые волосы обрамляли львиною гривою лоб. На скуластом лице отражалось выражение крайнего самодовольства. Еще бы! Приходилось отдохнуть после сорока молебнов. — Вы не из Архангельска ли? — спросил он у меня: — Знаете Ф. и Д.? — Он назвал знакомых. — Как же, хорошо знаю! — Ну, так пойдем ко мне чай пить. Побеседуем, давно я не бывал в Архангельске! Я с удовольствием принял его приглашение. До тех пор мне не удавалось видеть внутреннюю обстановку. Пройдя двумя дворами, обставленными высокими зданиями келий, я воспользовался случаем порасспросить его о хозяйстве монастыря и перечислил при этом только что виденные мною мастерские. — Ну, а чугунолитейный завод видели? И восковой, и смолокурню не осматривали?.. Все у нас есть. Главное, Господь невидимо покровительствует. Чудодейственная сила во всем, куда ни посмотри! — И коренастый монах с гордостью оглянулся кругом. Мы вошли в келью. Бедная, выбеленная комната. Прямо между двумя окнами аналой. Два табурета, стол, комод и кровать. Кстати вспомнил я, как соблюдают обеты бедности иеромонахи других монастырей; сравнение было не в пользу последних… — Что, у вас все так живут? — Нет, — самодовольно ответил старик. — У меня попросторней, да и посветлее. А, впрочем, житие пустынное, настоящее монашеское житие. Разве мы немецкие пасторы или польские ксендзы, чтобы роскошничать?.. Пастор и польский ксендз, а по-нашему — поп, и я поп, а между нами разница, потому мы не от мира сего! Отец Авраам бесцеремонно снял рясу, шаровары и сапоги и очутился в рубахе и нижнем белье. В один миг монах преобразился в вологодского крестьянина. Так он и присел к столу. Засели мы за чай. Пошла беседа. Я спросил о библиотеке монастыря.

http://azbyka.ru/fiction/solovki/

152 . Царская грамота на Двину воеводе Нарышкину о прибавке содержания соловецким стрельцам. 25 января 1675 г. 1066 т царя и великого князя Алексея Михайловича, всеа Великия и Малыя и Белыя Росии самодержца, на Двину, думному нашему дворянину и воеводе Федору Полуехтовичю Нарышкину да дьяку нашему Афонасью Зыкову. В нынешнем во 183 году, октября в 4 день, писал к нам великому государю, с Соловецкого острова, воевода Иван Мещеринов, по челобитью Двинских и Колмогорских и Кемских стрелцов, о прибавке хлебного жалованья; а в Сумском де остроге им хлеба по полуосмине на месяц не ставилось, а ставилось только на две недели, и он де велел им стрелцом выдать по полуосминке муки человеку; а при Игнатье де Волохове и при Клементье Иевлеве давано им хлебного жалованья по осминке на месяц человеку, весом по два пуда. А в Новгородском Приказе Соловецкого монастыря Московския службы строитель старец Иринарх Тарбеев сказал: по нашему де великого государя указу, в Сумском остроге, хлебное жалованье Двинским стрелцом велено давать по полуосмине муки ржаныя человеку на месяц, и у них де в Сумском остроге мера с Колмогорской меры припуск, в которую дают на Двине, у города Архангельского и на Колмогорах, наше великого государя жалованье Двинским стрелцом; а ныне де воевода Иван Мещеринов той меры не верит, а дает стрелцом наше великого государя хлебное жалованье весом, в пуды; и чтоб, для дачи нашего великого государя жалованья хлебного стрелцом, велеть послать с Колмогорской стрелецкой меры припуск в Сумской острог, в которую меру дают на Двине стрелцом хлебное жалованье, чтоб о том впред было безспорно. – И как к вам ся наша великого государя грамота придет, и вы б велели с Колмогорской стрелецкой меры учинить спуск, для дачи стрелцом хлебного жалованья, и послать в Сумской острог меру, Соловецкого монастыря к соборному старцу Игнатью, запечатав в мешке, чтоб впред в даче хлебного жалованья стрелцом хлебныя скудости и челобитья и спору не было. Писан на Москве, лета 7183, генваря в 25 день. – У подлинной грамоты припись дьяка...; справа подьячего Бориса Протопопова.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

синод о том, не благоугодно-ли будет сделать отеческое и милостивое распоряжение о возврате ему прогонов здесь в Петербурге, по нахождению его в столице уже более трех недель и на своем совершенно отчете и с двумя еще людьми при нем, взятыми для дороги и для прислуги из Архангельска – одним священником и одним штатным служителем архангельского архиерейского дома». 298 Неудивительно, что Варлаам так присмирел в Петербурге. С первого же приема, сделанного ему здесь, он увидел, что приговор ему уже произнесен и что ему грозить увольнение на покой. Вообще нужно сказать, что все члены синода и важнейшие синодальные чиновники обошлись с ним более, нежели холодно и при первом же визите или делали ему резкие выговоры за неблагоразумные его действия, или давали вид, что лучше-бы он не приезжал к ним, или принимали его с какою-то необыкновенною важностью и даже с оскорбительным участием. Варлаам, видимо, смущенный этими приемами, ожидал трагической развязки. Если ему еще не было объявлено об увольнении его на покой, то единственно потому, что хотели соблюсти формальность и ждали результатов следствия, производимого оставшимся в Архангельске Аркадием. Но вот, наконец, получен и отчет Аркадия о произведенном им следствии, которое было совершенно не в пользу Варлаама. Выводы или соображения, представленные Аркадием синоду по делу Варлаама, заключались в следующем: 1) Варлаам в сношениях своих с Бойлем не соблюдал порядка, определенного синодальным указом; 2) был неоткровенен в рапортах и донесениях синоду о своих распоряжениях: так, он скрыл от синода, что требовал от военного губернатора на предмет перевозки драгоценностей из Крестного монастыря в Архангельск: а) конвоя, б) обороны этому монастырю такой же, какая назначалась для Соловецкого монастыря, и в) обязания городских и сельских правлений оказывать церквам и причтам в местах приморских содействие к сохранению церковного имущества; 3) был неумерен в своих требованиях, именно: просил Бойля, чтобы тот уведомлял его о всех случаях и обстоятельствах, какие могут развиваться по Архангельской губернии иногда и неожиданно, и непредвиденно, при состоянии её на военном положении.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

На территории монастыря в течение полугода содержался пленный фельдмаршал Паулюс Между прочим, на территории монастыря с февраля 1943 г. в течение полугода содержался пленный фельдмаршал вермахта Паулюс, войска которого были разгромлены под Сталинградом; ему было даже разрешено прогуливаться по Суздалю. В следующий раз, коли Бог даст, постараемся зайти и на знаменитую Торговую площадь, на которой снималось много фильмов, начиная с «Женитьбы Бальзаминова» (а всего в Суздале снималось около 80-и кинолент!), побываем и Суздальском кремле — древнейшей части города, существующей с X в. А пока поглядим напоследок на чудесные деревянные храмы, собранные на территории Суздальского музея-заповедника деревянного зодчества, как это сделано в Малых Корелах под Архангельском, отчасти на острове Кижи, а также близ Каргополя и в Витославлицах под Великим Новгородом. Городок этот, Суздаль, дивный, словно град Китеж, для всей Руси неслучайный, ценимый и всем прочим миром, с каменными храмами и деревянными одноэтажными домиками, всегда останется с тем, кто в нем побывает, словно по слову современного поэта: «Этот город деревянный на реке –/словно палец безымянный на руке;/пусть в поречье каждый взгорок мне знаком,/как пять пальцев – а колечко на одном!» Золотое колечко Руси. Я стоял заутреню христовскую во Муромли, А й к обеденке хотел поспеть во стольный Киев-град. То моя дорожка призамешкалась… Былина «Илья Муромец и Соловей-разбойник» Утро в Муроме Уже около четырёх часов пополудни. Можно сегодня попробовать достичь Дивеева, пусть и поздно ночью. Дождь, уже ставший нам родным, то припускает, то прекращается. Едем в Муром. К сожалению, нам надо его миновать сквозняком, не задерживаясь. Последний раз быстро пересечём Оку. Ан у Господа – свои расклады по срокам. В Муроме на вопрос «как проехать к мосту» получаем неожиданный ответ, что автомобильного моста здесь никогда и не было, что «карты всё врут», что мост понтонный здесь наводится лишь когда паводок спадает, что зимой специально намораживают ледяную дорогу и берут за проезд по 15 рублей с борта.

http://pravoslavie.ru/111820.html

Упоминается в ответном письме адресата к отцу Иоанну, начинающемся со слов: «Описать мою радость по получении Вашего письма я не сумею…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 14-а. Л. 228–229об.). П. П. Селенинову. Первая половина августа (не позднее 12-го) 1901. Кронштадт В письме к отцу Иоанну от 14 августа из Архангельска адресат писал: «Дорогое для меня Ваше письмо и при нем одну тысячу руб. я получил, сердечно благодарю вас за присылку и за неоцененную для меня память…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 2. Л. 295). Письмо и деньги связаны были с тем, что Селенинов, владевший конторой «Посредничество и отправка клади», в своем письме писал: «Теперь товаров для Сурского монастыря и лавки накопилось порядочно…» (Там же). Лобовикову. Письмо. Первая половина сентября 1901. Кронштадт Лобовиков пишет отцу Иоанну 26 сентября 1901 г. из Нижнего Новгорода: «Жена и я не находим достаточно слов, чтобы выразить нашу радость и благодарность пред Господом Богом. Ваше участие, Ваши слова утешения, Ваше обещание помолиться за больную мою жену, ожидавшую разрешения от бремени, облегчили все страдания, и по Вашим молитвам Бог помиловал нас…» (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 19-а. Л. 146–147). Настоятельнице Казанского Троицкого Феодоровского монастыря монахине Иоанне. Письмо. 20-е числа декабря (не позднее 25-го) 1901. Кронштадт В ответном письме к отцу Иоанну из Казани настоятельница благодарит его за письмо и деньги (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 87–87об.), полученные ею после отправленного Батюшке ее предыдущего письма, в котором содержалось известие о ее предстоящем посвящении в игумении: «… мне бы очень хотелось, чтобы Вы меня благословили святой иконочкой на этот важный шаг в жизни. Ведь я ваша духовная дочь, ваша почитательница с юных лет моей жизни…ответном письме к отцу Иоанну из Казани настоятельница благодарит его за письмо и деньги (ЦГИА СПб. Ф. 2219. Оп. 1. Д. 76. Л. 87–87об.), полученные ею после отправленного Батюшке ее предыдущего письма, в котором содержалось известие о ее предстоящем посвящении в игумении: «… мне бы очень хотелось, чтобы Вы меня благословили святой иконочкой на этот важный шаг в жизни. Ведь я ваша духовная дочь, ваша почитательница с юных лет моей жизни… » (Там же. Д. 16а. Л. 106–106об.). (Там же. Д. 16а. Л. 106–106об.).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

Ей Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего: яко благословен еси во веки веков, аминь. Поклон. Таже малых дванадесять поклонов, глаголюще на кийждо поклон: Боже, очисти мя грешнаго и помилуй мя. И паки последи молитву всю: Господи и Владыко. По окончании трех кафизм глаголи: Создавый мя Господи, помилуй мя. Без числа согреших, Господи, прости мя. Боже, милостив буди мне грешному. Боже, прости моя беззакония и согрешения. Кресту Твоему поклоняемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим. Господи, аще словом, или делом, или помышлением согреших во всей жизни моей, помилуй мя и прости ми грешному, милости Твоея ради. Достойно есть: Слава, и ныне. Господи, помилуй, трижды. Благослови. Молитвами святых отец наших. Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь. Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе: Царю небесный: Трисвятое: По Отче наш : Господи, помилуй, дванадесять. Приидите поклонимся, трижды. И псалом пятидесятый, и: Верую во единаго Бога Отца: Упование мое Отец, прибежище мое Сын, покров мой Дух Святый: Троице Святая, слава Тебе. Отче наш, и проч. Богородице Дево, радуйся, и проч. Кресту Твоему, и проч. Возбранный Воеводо и Господи, и проч. Взбранной Воеводе победительная, и проч. Преславная Приснодево, и проч. Все упование мое, и проч. Богородице Дево, не презри мене грешнаго, и проч. Упование мое Отец, и проч. Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешнаго; и прости моя беззакония и согрешения. Всемилостивая Владычице моя, Пресвятая Госпоже, Пречистая Дева, Богородице Марие, Мати Божия, спаси мя грешнаго. Святии Архангели и Ангели, Херувими, Серафими и вся Силы небесныя, помилуйте мя и молитеся ко Господу Богу о мне грешном. Святый Ангеле Господень, Хранителю мой Святый, помилуй мя и молися ко Господу Богу о мне грешном. Вси Святии, помилуйте мя и молитеся ко Господу Богу о мне грешном. Богородице Дево, радуйся, и проч. Спаси, Господи, и помилуй отца нашего строителя иеромонаха (имя рек), со всею о Христе братиею: подаждь им, Господи, душевный мир и телесное здравие, и прости им, Господи, всякое согрешение, вольное же и невольное, и их святыми молитвами и меня, окаяннаго, помилуй.

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Chicha...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010