Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 ВЕНИАМИН (КОНОНОВ) Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Архим. Вениамин (Кононов) Власти проигнорировали просьбу монахов, и под руководством Губревкома продолжилось разграбление монастыря. Многие церковные ценности были найдены по указанию самих монахов, ранее бунтовавших против архимандрита Иоанникия. 12 августа 1920 года из Соловков была отправлена в Архангельский губисполком телеграмма, в которой сообщалось, что сотрудниками ЧК, благодаря указаниям некоторых монахов, были найдены замурованные церковные изделия. В ответ было получено распоряжение: " Серебро заарестовать, произвести расследование и выяснить виновных в сокрытии " . С этого времени в Соловецкой обители началась новая смута, но уже против архимандрита Вениамина. Затаивший обиду на настоятеля иеродиакон Вячеслав от имени небольшой группы поддержавших смуту монахов направил заявление к одному из новых руководителей Соловецких островов: " Мы, видя Ваше снисхождение, сознавая свои вины и опасаясь за будущее, осмеливаемся обратиться к Вам, а в лице Вашем и ко всей Советской власти, с нижайшей просьбой: …оставить наше общество жить на тех началах, какие были начертаны нашими представителями и основателями: Василием Великим, Феодором Студитом, а русскими – Антонием, Феодосием Киевскими и последующими до наших основателей: Зосимы и Савватия и Филиппа, борца за угнетенных. Эти лица и подобные им… не имели в виду никаких политических целей, ни захвата власти и земли, но единственная их цель – возвышение бессмертного человеческого духа над тварностью, а потому они к власти относились безразлично, добросовестно, без лести и лицемерия и неукоризненно. Начала эти выражались одним словом – “общежитие”… Благодаря перевороту в России, нам удалось отстранить от власти тирана Иоанникия. Но, к сожалению, в выборе нового настоятеля мы ошиблись, как видите: он уже скоро три года управляет, а ничего на пользу общества не сделал… Посему верится, что Ваша Советская власть действует по Промыслу Божественному. И если Вы найдете возможным хотя бы маленькое провести расследование, то мы можем дать Вам те черновики, которые писали в разное время о фактах преступлений… В сокрытии монастырских продуктов просим также не обвинять всю братию, тщательно узнать, кто виновные, и наказать по закону преступления. Конечно, главные виновники – настоятель, соборные (старцы) и содержатели разных частей (хозяйства монастыря)…»

http://drevo-info.ru/articles/13674557.h...

—225— колепного соснового строевого леса. Ежегодную доходность монастыря возвысил в два раза. С 7 февраля 1901 года Преосвященный Иоанникий был епископом Архангельским 1718 . По вступлении в управление Архангельскою епархиею, он прежде всего и здесь очень озабочен был устроительными епархиальными делами, оставленными ему в наследие – предшественником его, неисполненными, а за ними и всеми последующими текущими делами. Первым таковым делом, уже производившимся стройкою, было здание духовного мужского училища. Смотритель училища был родственник предшественника преосвященного. В строительном комитете единомыслия не было; сведения о нем получались разные со стороны. Чтобы быть в курсе дела и руководить делателями, нужно было самому изучить его по письменным документам и хотя по временам смотреть за производством его. По новости в епархии Преосвященный опасался довериться кому-либо в этом деле. Вторым делом, оставившимся от предместника его было устройство двухэтажного каменного дома в Архангельске на Никольском подворье, заведуемом самим епархиальным архиереем. Разрешение начальства на это дело было испрошено, чертеж сделан, смета составлена выше средств монастыря, архитектору гонорар выдан, подрядчику, взявшему работы с торгов, задаток выдан... Но по детальном рассмотрении чертежа дома и сметы, и по другим соображениям, подрядчик согласился исполнить свой подряд за три четверти подрядной своей суммы. В виду этого постройка этого дома производилась при ежедневном посещении её самим Преосвященным. —226— Третьим наследием от предместника осталась владыке Иоанникию покупка трехэтажного купеческого дома для Архангельской духовной консистории. Дело это уже представлено было в Синод, но Синод возвратил его новому епископу для рассмотрения и своего по нему заключения, с представлением его обратно Св. Синоду. Продажная цена купцом продавцом была понижена на пять тысяч рублей и Синод, купив его, разрешил произвести в нем капитальную ремонтировку с приспособлением его к потребностям консистории.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 Министерство культуры РФ поддержало предложение о присвоении Соловкам особого статуса 02.10.2008 Министерство культуры Российской Федерации планирует подготовить материалы для обращения в Правительство РФ по вопросу о присвоении Соловецкому архипелагу статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места. Об этом говорится в письме заместителя министра культуры РФ Андрея Бусыгина, адресованном секретарю Общественной палаты РФ Евгению Велихову. В документе сообщается, что министерство культуры РФ при участии министерства природных ресурсов и экологии РФ и администрации Архангельской области рассмотрело обращение Общественной палаты, подписанное Е. Велиховым, к председателю Правительства Владимиру Путину относительно ситуации вокруг Спасо-Преображенского Соловецкого ставропигиального мужского монастыря и территории Соловецкого архипелага. Вопрос рассматривался в соответствии с письмом Аппарата Правительства РФ от 28 июля 2008 г. «Учитывая архитектурную ценность ансамбля Соловецкого монастыря и его историческое значение, а также природную уникальность островов Соловецкого архипелага, в целях урегулирования антропогенной нагрузки и предельной численности посещения Соловков, хозяйственной и строительной деятельности, Минкультуры России поддерживает Ваше предложение о присвоении Соловецкому архипелагу как целостному объекту культурного и природного наследия статуса объекта культурного наследия – достопримечательного места», – говорится в ответе заместителя министра культуры секретарю Общественной палаты. Далее разъясняется, что «в соответствии с пунктом 3 статьи 35 Федерального закона от 25.06.2002 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации, характер использования территории достопримечательного места, ограничения на использование данной территории и требования к хозяйственной деятельности, проектированию и строительству на территории достопримечательного места определяются федеральным органом охраны объектов культурного наследия в отношении объектов культурного наследия федерального значения».

http://drevo-info.ru/news/5630.html

Несколько иную версию выдвигает Л. Добрынин. В начале 1960-х годов в Амбурском оставалось трое женщин-скитниц. Самая старшая из них, видимо, наставница, вскоре умерла. Звали ее Анна Михайловна Корельская. Двое других были также преклонного возраста. Одна из них, Ульяна Михайловна, всю жизнь проработала в деревне Кудьма, там остались и ее родственники. Она сама попросила составить заявление в местную администрацию, чтобы ей выделили там жилье. Просьбу удовлетворили. Ульяне Михайловне выделили дом в деревне, где она жила до самой смерти. Павлу Григорьевну Мамонову действительно вывезли из скита на вездеходе, выделенном пограничниками. Ей дали квартиру в Северодвинске, в доме, находящемся как раз напротив краеведческого музея. Остатки имущества скита хранятся сейчас в фондах музея: некоторые вещи церковного обихода, одежда, посуда и т. д. А куда пропали иконы, старопечатные книги – неизвестно. На месте Амбурского находится теперь дачный поселок. Еще в начале 1970-х годов северодвинские дачники стали скупать здесь староверские избы. Здание моленной приобрела за 500 рублей группа охотников. Сохранившаяся колокольня (без креста) служит складом хозяйственного инвентаря. Зато уцелели от разорения три старинных кладбища. Члены Архангельской старообрядческой общины поклонились чудом уцелевшим творениям живших здесь староверов, побывали на кладбище и помолились на могилах самых ревностных поборников древлеправославного благочестия. Татьяна Локоть. Статья опубликована в газете «Архангельск», 13 августа 2005 (147)   В книге К.П. Гемп говорится, что «первоначально скит был заложен на Пинеге близ Красногорского монастыря. После его «разорения» в первой половине прошлого века часть скитниц ушла в Кудьму. Освоившись и заручившись поддержкой единоверцев, они поставили молельню-часовню, укрыли в ней принесённые с собой старые книги, иконы и весь обрядовый обиход. Постепенно поставили жильё. Возник скит». Точную дату основания Амбурского скита установить не удалось. Во многих просмотренных мною архивных документах достаточно часто встречается фраза: «Существует с незапамятных времен». Работая с документами в Государственном архиве Архангельской области, удалось обнаружить другую точку зрения об основании Амбурского скита. В рапорте священника Кудьмозерского прихода Василия Михайловича Батурина епископу Архангельскому и Холмогорскому от 5 января 1892 г. говорится, что по устным преданиям, местность, где находилась Кудьмозерская деревня, служила инокам Николо-Корельского монастыря, ведущим отшельническую жизнь. Это место было пригодно для разработки пахотной земли и рыбной ловли. Лесные озера славились обилием рыбы. В древности сюда были поселены жители, подведомственные монастырю, и со временем образовалось большое селение. Иноки, которые предпочитали отшельническую жизнь, отселялись еще дальше по озерам, в том числе обживали район Амбурских озер.

http://sobory.ru/article/?object=56838

Состоящий при острожном строении кладовой каменный двуэтажный корпус переделан на жилые покои с накатными потолками и большими окнами, а при них в связи устроен цейхгауз и магазин. Верх сего строения занимает караульный офицер, а внизу помещаются нижние чины воинской команды. В связи с наместническими келиями трехэтажный каменный корпус со всеми пристройками переделан по новому расположению; своды опущены и устроены накатные потолки, а в верхнем этаже, впусте стоящем, вновь выстроены пространные келии с надлежащею отделкою. С указного дозволения Св. Синода Архимандритом Досифеем куплен в городе Архангельске; купца Анфилатова каменный двуэтажный дом для увеличения Соловецкого подворья и с принадлежащей к нему землей за 18.000 рублей; в то же время и законный акт, на вечное владение сего дома Соловецкому монастырю, совершен с Высочайшего разрешения и учинен новый план вообще всему строению Соловецкого подворья, утвержденный Г-м Архангельским Генерал-Губернатором и Кавалером Миницким. По ходатайству Архимандрита Досифея, с разрешения высшего начальства, для нужнейших монастырских строений и поправок оного, позволено вырубить из казенных дач Онежского и Кемского уездов 8000 дерев без платежа попенных денег. Им же Архимандритом исходатайствовано чрез Г-на Архангельского Генерал-Губернатора и Кавалера Миницкого, чтобы из Кемских соляных магазинов ежегодно отпускаемо было для продовольствия монастыря до 1000 пудов соли, по казенной цене, существующей в оном городе, (по 90 копеек за каждый пуд). В сем же году начали впервые ходить берегом из Архангельска в Соловецкий богомольцы, по ходатайству Архимандрита Досифея. Против острожного строения с западной и северной стороны, на ограде монастырской, вновь складены каменныя стены под самые крышечные стропилы, а с полуденной стороны сделана вновь каменная высокая стена, отделяющая монастырские здания от оного строения. С острова большой Муксальмы на малый, чрез два морские пролива, сделан большой каменный глухой мост, для перегонки на пастбище монастырского рогатого скота, в длину более 120, а в ширину до 3 саженей. 1828 года

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

II. Профессорам, преподавателям и служащим в Академии лицам в отчетном году выдано 5902 названия книг и периодических изданий в 7146 томах и тетрадях; в это число не входят книги, о которых наводились справки, как о взятых. Требовательных листков, по которым студенты получают книги из библиотеки, в отчетном году израсходовано 34299, и на каждого студента за год приходилось 140 отдельных требований. III. Условия работы для заведующего библиотекой оставались в отчетном году прежними. Всё время поглощалось текущими делами и потому печатание систематического каталога шло с задержкою. В виду последнего обстоятельства предоставлено было студентам и профессорам Академии пользоваться в помещении библиотеки систематическим каталогом в рукописи, на картах. IV. В отчетном году из разных книгохранилищ и учреждений для профессоров и студентов в академическую библиотеку было выписано Советом Академии несколько рукописей и книг, именно: из Императорской Публичной Библиотеки 20 книг в 24 томах и 14 рукопи- —324— сей: из библиотеки С.-Петербургского Университета 1 книга; из библиотеки Сербской Академии Наук, чрез Императорскую Российскую Миссию в Сербии, 1 рукопись; из библиотеки Антониева Сийского монастыря, чрез Архангельский Епархиальный Церковно-Археологический Комитет, 1 рукопись; из библиотеки С.-Петербургской Духовной Академии две книги в 4 томах и 2 рукописи; из библиотеки Киево-печерской Лавры 1 рукопись; из библиотеки Троицкого Данилова монастыря 2 рукописи; из библиотеки Вологодской Духовной Семинарии 1 рукопись; из Московской Епархиальной Библиотеки 2 рукописи; из библиотеки Московской Синодальной Типографии 1 рукопись; из библиотеки Свято-Троицкой Сергиевой Лавры 1 рукопись; из библиотеки Московского Публичного и Румянцовского Музея 11 книг в 35 томах; из библиотеки Казанской Духовной Академии 1 рукопись; из библиотеки Гр. П.С. Уваровой 2 рукописи; из Московской Синодальной библиотеки 2 рукописи; из Духовных Консисторий: а) Симбирской – 1 дело; б) С.-Петербургской – 1 дело и в) Туркестанской – 2 дела; из Окружных Судов: а) Воронежского – 1 дело; б) Екатеринославского – 3 дела; в) Казанского 1 дело; г) Самаркандского – 1 дело; д) Симбирского – 2 дела в трех томах; е) Ташкентского – 2 дела. Из академической библиотеки в отчетном году было выслано 5 рукописей и 3 книги – в Архив Св. Синода – 1 рукопись в 2 томах; в Синодальную библиотеку – 1 книга; в Псковскую Духовную Семинарию 2 книги; в Киевскую Духовную Академию 2 рукописи; в Общество Любителей Древней Письменности – 1 рукопись и в С.-Петербургскую Д. Академию – 1 рукопись.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Готовятся новые экспозиции Соловецкого музея Архангельск, 18 октября 2004 г. В 2004 году Соловецкий музей-заповедник приступил к реализации новой Программы развития системы музейных экспозиций. Намечено создание в 2004-2010 гг. нескольких десятков новых экспозиций и выставок, которые придут на смену тем, которые создавались в 1970-1980-е годы, сообщает пресс-служба Архангельской епархии. По сообщению отдела по связям с общественостью Соловецкого музея, в октябре 2004 г. завершен монтаж первых шести экспозиций: «Соловки подземные археологические», «Мемориал утраченных памятников», «Соловецкая аудиотека», «Соловецкая мельница», «Монастырская тюрьма», «Соловецкая крепость». Каждая из этих экспозиций раскрывает и по-своему интерпретирует различные стороны уникального историко-культурного комплекса Соловецких островов. Делается это на основе результатов проведенных в последние годы научных исследований, с использованием современного музейного оборудования, новой осветительной, проекционной, компьютерной техники. Экспозиция «Соловки подземные археологические» размещена в археологическом раскопе, расположенном под Новобратским келейным корпусом. На примере вскрытых раскопками археологических остатков древних строений она предъявляет ранее неизвестные этапы строительства и хозяйственной деятельности средневекового монастыря. Экспозиция «Мемориал утраченных памятников», размещенная в подклетях Ризницы (памятник архитектуры XVII в.), воспроизводит образы не дошедших до наших дней храмов, культурных ландшафтов и инженерных сооружений. В «Соловецкой аудиотеке» воссоздается  исторический звуковой ландшафт Соловков. Наряду с колокольными звонами, здесь демонстрируется звучание древних текстов, технологических процессов, природных явлений. Экспозиция «Соловецкая мельница» посвящена одному из наименее изученных памятников Соловецкого монастыря – древней водяной мельнице. Теперь посетители музея имеют возможность представить, каким образом работал мельничный механизм и понять принципы действия многогранной хозяйственной гидротехнической системы Соловков.

http://pravoslavie.ru/11505.html

4) Если и прежде трех суток окажутся признаки тления, то по настоящим обстоятельствам, не отлагать опущение тела в землю. Если бы Его Сиятельство нашел сии правила удовлетворительными закону и предосторожности, то я предписал бы их к исполнению кладбищенским притчам (предписал 8 окт.)». 7) «Прошение (приказнослужителей консисторских) о вспоможении, по обстоятельствам времени вероятно, Консистории учинить следующее: 1. Заслуженное ими жалованье, удерживаемое по известному делу, выдать. 2. Потребовать из процентных сумм Перервинского монастыря триста рублей, да из Чудова, на счет моего жалованья, двести рублей; и сие пособие распределить со вниманием, смотря по нужде, на бедных канцелярских и низших служителей Консистории». 8) «Как до сведения моего дошло, что одну монахиню Вознесенского монастыря (Митрополию) тамошние священники не пошли ни соборовать елеем, ни провожать усопшую 2 и что она осталась не отпетой по церковному чиноположению; то Архангельскому (Соборному) протоиерею учинить следующее: 1) О сделанном опущении произвести следствие без малейшего промедления и представить. 2) Если отпевания точно не было; велеть совершить погребальное пение с молитвами за усопшую по чиноположению, не останавливаясь за тем, что тело ее уже предано земли; ибо молитвы церковные учреждены для души, а не тела усопших». 9) «Хотя в следующий воскресный день, 12 сего месяца, по обычаю прошедших лет, следовало собраться всему духовенству в Кремль для благодарственного молебна о избавлении Москвы от врагов; но, поскольку продолжающееся прещение Божие губительной болезнью призывает наипаче к молитвам просительным о избавлении от настоящего бедствия и поскольку приходскому духовенству нужно быть всегда в близости к своим приходам, ради скорого посещения внезапно занемогших; то необходимость заставляет на сей год в означенный день поступить следующим образом: 1) Приходскому духовенству оставаться при своих местах и по Божественной литургии совершить в своих церквах молебное пение о избавлении от губительной болезни.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Voino...

Когда бывает засуха, тогда она уменьшается так, что ее собирают грецкими губками, а во время проливных дождей поднимается до южного отверстия в боку колодца и через него подземным желобом в 55 шагов длины проходит в долину и по ней несется до Мертвого моря мимо Саввинского монастыря. Но так как в нынешнем году она поднялась гораздо выше южного отверстия в колодце и, став пресной, выливалась через восточное окно его, то надобно полагать, что есть другой приток её, который доходит туда иным путем. Местные жители, по преданию, говорили мне, что вода под землей течет в колодец от деревни Бет-Унии, находящейся близ горы неби-Самуил, гораздо выше Иерусалима. Их предание мне кажется достойным вероятия, и я полагаю, что на пространстве от Бет-Унии до Геонского водоема (ныне Мамилла или Бирекет-ес-Султан близ Яффских ворот) устроен ряд колодцев так, что Бетунийская вода подземельной трубой течет в ближайший к ней колодец, а из него по такой же трубе проходит в другой колодец, который ископан ниже первого и так далее до самого Геонского водоема, а отсюда под землей же через подобные два-три ёма втекает в Иовлев колодец, а в дождливое время возвышается в нем так, что выходит из него потоком и стремится к Мертвому морю. Всех этих водоемов не видать; они накрыты сводами и засыпаны землей. Подобные им колодцы для той же цели, то есть для собрания вод, устроены в нагорно-плоской долине, по которой едешь в Хеврон от Вифлеема и от прудов Соломона. Я видел их своими глазами, и, смотря в них, понял, что без них вся эта долина в дождливое время обратилась бы в непроходимое озеро. В саду Архангельского монастыря, в котором я живу, цистерна, наполняющаяся дождевой водой, имеет отверстие в восточной стене своей, через которое излишек этой воды протекает подземельным желобом в общую подземельную же трубу в городе. Таково древнее устройство водоемов и водопроводов в ближних и дальних окрестностях Иерусалима и в самом городе этом. Они находятся не на поверхности земли, а в недрах её и по большей части закрыты или, говоря языком библейским, запечатаны.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

По существующему обыкновению, жертвуемый береговыми жителями молодой рогатый скот отпускается в остров на вольное кормление, в продолжение всего лета. Однажды летом Наум приходит к наместнику и с настойчивостью просит, чтобы немедленно озаботился осмотром быков, пасущихся на острове. «Заботимся мы», говорил он, «о своем телесном спокойствии; надо позаботиться и о скоте; пустили молодых быков без всякого присмотра; легко случиться может, забредут куда либо и погибнут». Просьба старца осталась, однако, неисполненною. Спустя неделю, наместник, встретившись с Наумом, спросил: «что же, нужно пересчитать быков?» Покачав головою, старец отвечал: «теперь поздно». Что же оказалось? В одну из береговых изб, в 15 верстах от монастыря, в которой монастырские работники имеют пристанище во время уборки сена, зашли семь лучших молодых быков, и, поворачиваясь внутри, затворили за собой дверь и здесь от голода и жажды погибли. В 1848 году монастырское начальство распорядилось поместить годовой запас купленной ржи, вместо амбаров, стоящих за монастырем, в одну из каменных башен, находящуюся в смежности с мельницей. Науму такое распоряжение весьма не нравилось. Когда же оно приведено было в исполнение, то он предлагал деревянный потолок башни заменить кирпичным сводом. «Бог весть», говорил он, «иногда сквозь доски польется ручьем вода на рожь, и она негодна будет на муку, а разве для солода». Думали, что старец заботится о предохранении ржи от дождя; но крыша и потолок башни находились в исправном состоянии, и потому, с этой стороны не виделось никакой опасности для хлебного склада. Но в том же году, в одну зимнюю ночь, вне монастыря, подле той самой башни загорелся лесопильный завод, а потом и шатер над башней и потолок над рожью; и вот, при тушении пожара, потекла вода ручьями на рожь, так что несколько сот четвертей ее нужно было обратить в солод. Одна благочестивая архангельская купчиха, вдова пожилых лет, имевшая взрослых сына и дочь, пришла к Науму для благословения и назидания. Купчиха поклонилась ему до земли. «Богу должно кланяться, а не корельцу», сказал ей старец, и, отложив из висевшего над дверьми кельи снопа три ячменные колоса с зерном, подал ей, говоря: «вот тебе благословение; теперь их побереги, а после, когда будет нужно, сей, и от плода их корми своих дочерей». Неприятно было слышать такое наставление благочестивой вдове, не имевшей намерения вступать в супружество; однако же старческое слово оправдалось. Чрез 20 лет эта вдова поступила в монашество и впоследствии состояла игуменьей в Шенкурском монастыре, где от возделывания земли пропитывала духовных дщерей.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010