После этого душитель исчез, а Мухаммеда охватило такое отчаяние, что он решил покончить жизнь самоубийством. Но когда уже собирался спрыгнуть с горы, он снова увидел того же духа, испугался и в страхе прибежал домой, где рассказал о видении своей жене Хадидже, сказав: «О Хадиджа! Во имя Аллаха, я никогда ничего так не ненавидел, как идолов и предсказателей, и я боюсь, что сам должен стать предсказателем… О Хадиджа! Я слышал звук и видел свет, и я боюсь, что сошел с ума» (Ибн Саад. Табакат. Т. 1. С. 225). Та отправилась к своему двоюродному брату-христианину Вараке, и он истолковал видение в том смысле, что это было явление архангела Гавриила, который якобы являлся всем пророкам, и что Мухаммед также, следовательно, является пророком единого Бога. Ни одного истинного пророка ни Бог, ни ангел не мучили и не пытали, заставляя подчиниться призванию. Ни у кого Бог не ломает воли. Напротив. Вот Моисей, подойдя к горящему кусту, слышит голос Божий, и Господь, во-первых, представляется: Я Бог отца твоего, Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова (Исх 3: 3), а после этого предлагает: Итак, пойди: Я пошлю тебя к фараону; и выведи из Египта народ Мой, сынов Израилевых (Исх 3: 6). Моисей поначалу не решается: Кто я, чтобы мне идти к фараону и вывести из Египта сынов Израилевых? (Исх 3: 8). Но Бог не начинает его душить, как некто Мухаммеда, а убеждает словесно, поддерживает: Я буду с тобою, и вот тебе знамение (Исх 3: 11). И Моисей, убежденный и укрепленный Богом, решает вступить на пророческий путь. Вот призвание Иеремии. Первым делом Господь ему объявляет, кто Он: Прежде нежели Я образовал тебя во чреве, Я познал тебя, и прежде нежели ты вышел из утробы, Я освятил тебя (Иер 1: 5) и после объявляет о пророческом служении. И пророк Иеремия также сначала сомневается в своих силах: О, Господи Боже! я не умею говорить, ибо я еще молод (Иер 1: 6). Но и здесь любящий Господь не начинает его мучить и пытать, а убеждает и ободряет словесно: Не бойся их; ибо Я с тобою, чтобы избавлять тебя, сказал Господь. И простер Господь руку Свою, и коснулся уст моих, и сказал мне Господь: вот, Я вложил слова Мои в уста твои (Иер 1: 8–9).

http://pravoslavie.ru/3479.html

Как переводятся имена Архангелов? Михаил – кто как Бог; Гавриил – муж Божий или сила Божия; Рафаил – исцеление Божие; Уриил – свет или огонь Божий; Селафиил – молитва к Богу; Иеремиил – высота Божия; Иегудиил – хвала Божия; Варахиил – благословение Божие. Как на иконах изображаются Архангелы? Архангел Михаил нередко изображается попирающим ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Архангел Гавриил часто изображается с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. Архангел Рафаил – может быть представлен с сосудом с целительными снадобьями в левой руке и стручцом (для помазывания больных) в правой (иногда правой рукой ведет Товию, несущего рыбу). Архангел Уриил  нередко пишется так: в поднятой правой руке он держит обнаженный меч на уровне груди, а в опущенной левой руке – «пламень огненный». Архангел Селафиил может изображаться в молитвенном положении, смотрящим вниз, руки сложены на груди. Архангел Иегудиил бывает представлен держащим в деснице золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Образ Архангела Варахиила часто имеет такую особенность – на его одежде изображается множество розовых цветов. Архангел Иеремиил может изображаться держащим в руке весы. Почитание Архангелов на Руси Почитание Архангелов пришло на Русь вместе с христианством. Архангелам посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (начало XIII века), собор в Свияжске. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен Архистратигу Михаилу. Многочисленны иконографические изображения Архангела Михаила. Одно из них – икона «Благословенное воинство» – написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Когда совершается память Архангелов?

http://azbyka.ru/arxangel

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место. Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном». Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «Вестники») обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес. Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению. Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил («Архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи. У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.

http://pravoslavie.ru/37136.html

Однажды в сумерках он вошёл в храм. Внизу было темно, и только купол прорезывался лучами заходящего солнца. Всё кругом казалось неземным и особенным. В этот момент художник увидел, что оставленный им незаполненный чистый овал как бы ожил: из него, словно из рамы, глядел скорбный лик Императора Николая II. Поражённый чудесным явлением, художник некоторое время стоял, как вкопанный. Далее, как описывает Колесников, под влиянием молитвенного порыва он приставил к овалу лестницу и, не нанося углём контуры чудного лика, одними кистями начал прокладку. В своё время он несколько раз видел Государя, давая ему объяснения на выставках. Образ его запечатлелся в памяти. Но тут Царь сам явился к нему - и художник мог писать с натуры. Он вдохновенно работал несколько часов и когда закончил этот портрет-икону, сделал внизу надпись: «Всероссийский Император Николай II, принявший мученический венец за благоденствие и счастье славянства». Примечательно, что это произошло в то время, когда св. Николай Сербский, горячо любивший и прочитавший Царя Николая, как и весь сербский народ, был святителем Охридским. Вскоре в монастырь приехал командующий войсками Битольского военного округа генерал Ростич. Посетив храм, он долго смотрел на написанный Колесниковым лик покойного Государя и по щекам его текли слёзы. Затем, обратившись к художнику, он тихо сказал: «Для нас, сербов, это есть и будет самый великий, самый почитаемый из всех святых». Чувства художника, который писал лик Николая Второго в состоянии озарения, передались генералу. Это была настоящая икона — окно в высший мир, через которое святой смотрит на нас из жизни вечной. Смотрит не мысленный образ, созданный воображением, а живой обитатель Рая. Известно очень много случаев, когда святые выходили из иконы, отделялись от неё и творили чудеса на глазах у изумлённых зрителей. В 2018 году в Сербии по благословению настоятеля храма Архангела Михаила в Коренице о.Николая Малобабича и настоятеля храма Пророка Иеремии близ города Смедерево о.Душана Поповича были написаны три большие крестоходные иконы царей. Иконописец этих образов пожелал остаться неизвестным. Икона Царя-страстотерпца Николая II была освящена в древней церкви святого пророка Иеремии в местечке Вербовец близ города Смедерево 24 февраля 2019 года. Сербы чтят это место – ведь во время Первой мировой войны в 1916 году здесь погибло около трех тысяч сербский солдат.

http://ruskline.ru/analitika/2022/05/16/...

В Новом Завете имеется также много упоминаний об ангелах. Архангел Гавриил благовествует Захарии о грядущем рождении Иоанна Предтечи, благовествует Деве Марии о грядущем рождении от Нее Спасителя мира. А также Воскресение, Вознесение и большинство других событий Священной истории происходит в присутствии Ангелов. В Книге деяний апостольских мы тоже встречаемся с Ангелами, например, Ангел выводит Петра из темницы. Об этом мы еще поговорим. Так вот, в Новом Завете, помимо упоминания самого слова «Ангел» впервые мы встречаем упоминание Архангелов. Архангел и на латинском, и на греческом языке обозначает «начальник Ангелов». О них тоже скажем чуть позже. Кроме того, апостол Павел в посланиях к римлянам, к ефесянам и к колоссянам упоминает еще такие Силы Небесные, как Престолы, Господства, Начала, Власти и Силы. Перед вами палехская икона XIX века «Воскресение Христово» в окружении праздников, которая показана исключительно для того, чтобы сделать акцент на изображении пророка Еноха. Считается, что он вместе с Илией пророком находится в райских кущах и ожидает второго пришествия. В Священном Писании об отношении к Ангелам мы косвенно узнаем из слов Христа, когда Его приходят испытывать саддукеи и задают ему вопросы о некоей жене, у которой подряд было 7 мужей. Сначала один брат был женат на этой женщине, но умер, не оставив потомства, она по наследству, как было положено в еврейском законе, перешла к следующему брату, и так до 7-го брата. И саддукеи подходят к Спасителю с вопросом, кому же в Царствии Небесном достанется эта женщина, если за всеми семью братьями она была замужем. И Христос говорит, что в Царствии Небесном не женятся, не выходят замуж, но пребывают, как Ангелы на небесах. В чем был подвох? Дело в том, что саддукеи, которые задают этот вопрос Христу, не веровали ни в воскресение, ни в загробную жизнь, ни в Небесные силы – в Ангелов. Ответ Господа же утверждает наличие ангельского мира. Тема ангелов также преобладает в другом апокрифическом тексте, это «Откровение Варуха». Варух – это ученик пророка Иеремии, живший в VI веке до Рождества Христова. Греческий апокриф, который называется «Откровение Варуха», был создан в I-II веках нашей эры  и рассказывает нам о восхищении главного героя на небо: последовательно, от первого до пятого неба, где он наблюдает движение небесных светил, которые сопровождают Ангелы, следящие за порядком во всем космосе, во всем мироздании.

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

1427 Преставление прп. Кирилла, основателя Белозерского монастыря, преподобного Никона, игумена Троицкого, преподобных Павла Комельского и Ферапонта Белозерского. 1429 Начало Соловецкой обители, основанной иноками прпп. Савватием и Зосимою с дозволения Ионы, архиепископа Новгородского. 1448 Собор русских епископов поставляет митрополитом Киевским и Всея Руси ранее уже нареченного на этот пост епископа Рязанского Иону. Положено начало фактической самостоятельности Русской митрополии. 1461 Преставление свт. митрополита Ионы. 1505-1508 Перестройка Архангельского и Благовещенского соборов Московского Кремля. Строительство храма-колокольни Ивана Великого. 1523 Основание в Москве Новодевичьего монастыря. 1526-1542 Пребывание свт. архиепископа Макария на Новгородской кафедре. Макарий вводит общежительный устав в монастырях и разделяет монастыри на мужские и женские. 1551 Стоглавый Собор в Москве, подвергший пересмотру многие стороны церковной жизни. Составлен ряд исправительных предписаний относительно епархиального управления, епархиального суда, жизни духовенства, монашества и мирян. Узаконено заведение училищ и распространение просвещения как в духовенстве, так и в народе. Подтверждено закрепление вотчин за монастырями. 1555 Закладка в Москве Покровского собора (церковь Василия Блаженного). 1559 Мурза Чюрак от лица всех черкесов просит Ивана Грозного крестить их в христианскую веру. 1564 Выходит в свет " Апостол " , первая печатная книга на Руси. 1588 Канонизация московского юродивого Василия Блаженного. 1589 Патриарх Константинопольский Иеремия 23 января поставляет Иова патриархом всея России, а 26 января посвящает его в этот сан. Начало Московского патриаршего периода. 1592 Основание Донского монастыря в Москве в ознаменование победы над крымскими татарами. 1606 Убийство Лжедмитрия. Свержение Игнатия с патриаршего престола и заточение его в Чудов монастырь. Избрание патриархом Московским митрополита Казанского свт. Ермогена. 1607 Царь Василий Шуйский по совету патриарха свт. Ермогена вызывает из монастырского затвора патриарха свт. Иова, чтобы тот дал народу прощение за все совершенные измены после всенародного поста.

http://expo.pravoslavie.ru/expo/churches...

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

25 В рукописи архиеп. Григория и рукописях Соловецкой библиотеки и здесь добавлено: «иногда же — что принял трех ангелов». 26 В большинстве славянских редакций Библии и в Синодальном русском переводе — «Я видел Бога лицом к лицу»; «Ангелом» называет боровшегося с Иаковом прор. Осия (Ос. 12:4). В Синодальном переводе: «Боролся Некто с ним»: 27 В доступных нам славянских редакциях Библии предложение «Я есмь хлеб жизни», на которое затем ссылается прп. Иосиф, отсутствует. — Ред. 28 В своем послании ап. Иуда ссылается на широко распространенное в иудейском устном и письменном предании повествование о споре архангела Михаила с диаволом, который пытался доказать свою власть над телом Моисея за убийство им египтянина. — Ред. 29 Дальнейшая аргументация базируется на славянском тексте Библии, которому следует и переводчик. — Ред. 30 В редакции славянской Библии, цитируемой прп. Иосифом, — «по подобию»; в Елизаветинской Библии — «по образу». — Ред. 31 В рукописях архиеп. Григория и Соловецкой библиотеки и «облачный». 32 Ошибочна отсылка к книге прор. Иеремии; цитата при этом точна (отличия от Синодального перевода отражают особенности редакции). — Ред. 33 Разночтение между еврейским масоретским текстом Библии (и Синодальным русским переводом) и Септуагинтой (и славянскими редакциями Библии). В «Толковой Библии» А. П. Лопухина смысл прочтения Септуагинты раскрывается так: «Иаков... обозревает всю свою странническую жизнь, бросает взор на свой страннический посох (ср. Быт. 32:10) и, благодаря Бога и Иосифа, поклоняется на верх этого жезла, осуществляя по отношению к Иосифу открытое ему некогда во сне поклонение (Быт. 37)». 34 Цитата однозначно указывает на данный стих, но цитируемая редакция значительно отличается от известных нам славянских редакций Библии. Прп. Иосиф связывает здесь пророчество Исаии с преданием о Нерукотворенном образе Спасителя: Господь Иисус Христос, чудесно отпечатлев Свой лик на полотне, послал это первое изображение Свое Эдесскому царю Авгарю. Эдесса располагалась на юге Месопотамии, а не в Египте. — Ред.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/3423...

4 . Божественное Писание и учение истины признают Единого Бога, Который хотя над всем владычествует Своим могуществом, но многое также терпит по Своему изволению. Он владычествует и над идолопоклонниками, но терпит их по Своему незлобию. Владычествует и над отметающимися Его еретиками, но терпит их по великому Своему снисхождению, владычествует и над диаволом, но и сего терпит: терпит не по слабости, будто бы побеждаем был от него. Ибо диавол есть начало создания Господня ( Иов.40:14 ), которое соделалось предметом посмеяния, впрочем, не для Самого Бога (так как это не достойно Его), но для Ангелов, Им же сотворенных. Бог попустил продолжать жизнь диаволу по двум причинам, т.е. чтобы диавол, быв побежден, большему подвергся посрамлению, а люди получили венцы. О всемудрое Божие Провидение! Злую волю оно обращает в средство к спасению верующих. Ибо как братоненавистное намерение братьев Иосифа оно обратило в средство собственного своего домостроительства и, попустивши им продать по ненависти брата, открыло случай к возведению на царство того, кого оно само хотело, равно и диаволу попустило вести брань против людей, чтобы победившие удостоились венцов и чтобы по одержании победы сам он, как побежденный слабейшими, большему подвергся посрамлению, а люди более прославились, так как победили того, кто был некогда Архангелом. 5 . Итак, ничто не изъято от власти Божией, что утверждает и Писание: ибо все служит Тебе ( Пс.118:91 ). Но един только Сын Его и един только Святой Его Дух вне сих всяческих. Да и все работное работает Господу через единого Сына во Святом Духе. Итак, Бог владычествует над всем, и Он же терпит убийц, разбойников и блудников, назначив по Своему долготерпению известное время, в которое каждому воздаст свое, чтобы пользовавшиеся долговременной отсрочкой, но имеющие нераскаянное сердце тем тягчайшее понесли наказание. Хотя царствующие на земле суть цари над людьми, однако не без власти, данной свыше. Что самое, опытом узнав, и Навуходоносор сказал: Его владычество... вечное и... Царство в роды и роды ( Дан.4:31 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Ierusal...

Андреевский храм, построенный в XVII веке, расположен на втором этаже братского корпуса обители рядом с шатровой колокольней Успенской церкви. В течение последних трех лет во внутреннем помещении домового Андреевского храма шло интенсивное восстановление: были оштукатурены и расписаны стены. Храм расписывали мастера из Палеха. Как рассказал архимандрит Александр (Лукин), возрождаемый Андреевский храм изнутри соединяется с братскими кельями специальным ходом, поэтому он будет предназначен, в первую очередь, для немощной и болящей братии, которой тяжело по состоянию здоровья дойти до церкви, где совершается богослужение. Также в этом храме будет читаться неусыпаемая Псалтирь. Доступ в Андреевский храм во время совершения Божественной литургии будет открыт для всех желающих. Андреевская церковь вместе с настоятельским корпусом была построена в XVII веке. В 1836 и 1837 годах церковь была перестроена и расширена на средства шуйского купца Алексея Посылина в память о его брате, умершем в Нижнем Новгороде и похороненном на монастырском кладбище. Храм был освящен нижегородским епископом Иоанном (Доброзраковым) в 1840 году при настоятеле монастыря архимандрите Иннокентии. Иконостас был одноярусный белого цвета с позолотой. В церкви были настенные священные изображения: над алтарем — Господа Саваофа с предстоящими Ему ангелами и архангелами, напротив алтаря — Введения во храм Пресвятой Богородицы. В Андреевской церкви особенно чтилась Владимирская икона Божией Матери в богатом серебряном окладе, сгоревшая во время пожара в 1822 году. С правой стороны к Андреевской церкви примыкали братские и настоятельские кельи, занимавшие северо-западный угол монастыря. До революции этот корпус с домовой церковью в честь апостола Андрея Первозванного был архимандричьим. Там жил настоятель монастыря, а в прилегающей к храму келье около семи лет (с 1875 до 1877 года и с 1879 до конца 1884 года) проживал на покое бывший нижегородский святитель епископ Иеремия (Соловьев), который часто совершал в этом храме богослужение, иногда архиерейское, а иногда священническим чином с одним иеродиаконом. Усердием и на средства епископа Иеремии в Андреевском храме был устроен особый иконостас в алтаре, над горним местом.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010