Под сводом северной башни сцены страданий: Изгнание Пилата, Осмеяние, Бичевание, ниже - святые Нестор и Прокопий. На куполе - Успение Пресвятой Богородицы, справа и слева - святые Косма Маиумский и Иоанн Дамаскин. На нижнем поясе стены - святые Федор Тирон, Федор Стратилат, Димитрий, Георгий. На переднем плане северной башни - также Архангел с шестью мучениками. На своде западной башни изображены - Отречение Петра, Совет Архиереев, Тайная вечеря. Ниже святые Константин, Елена и Меркурий. На куполе входа - Моление о чаше и Предательство Иуды. На нижнем поясе, вдоль входа - фигуры Архангелов Гавриила и Михаила. Соответственно, иконописное богатство присуще также декорации нефа. Восточная стена представляет масштабную композицию Второго Пришествия. Верхний пояс южной стены нефа занимают Сотворение Чуда, Искушение Христа, Исцеление в Вифезде и встреча Иисуса с самаритянкой. В нижней части фигуры монахов: святых Антония, Евфимия, Саввы, Феодосия Киновиарха, Феофания Грапта. Во внутренней части окна южной стены - святые Алексей и Иоанн Каливит. В верхней, волнообразной части западной стены нефа изображены Успение Святого Николая, Исцеление слепого. Ниже - Богоматерь с Младенцем; на переднем плане свода - пророки Иеремия, Гедеон, Иаков, Моисей, Аарон и Иезекииль. Слева - святой отец Афанасий Метеорский, основатель метеорского монашества. Эти фигуры дополняют основатели монастыря Святого Николая: слева от Богоматери - Дионисий, митрополит Ларисы, справа от Святого Николая - иеромонах Никонор, экзарх Стагон. Рядом со Святым Никанором - Симеон Столпник. На сопредельной стороне северного свода западной стены - Три Кары, Даниил в яме со львами. Рядом - Святой Пахомий и ангел. На северной стороне нефа изображено Успение святого Ефрема Сирина и ниже один эпизод из Бытия: Адам дает имена животным (Бытие 2:20). С южной стороны иконописной северной стены, рядом с входом, святой Иоанн Лествичник. В западной части, в углу - Исцеление страдающего водянкой, ниже - Святой Евфросин Магирас. Еще две сцены из Бытия: Изгнание из Рая и Жалоба, изображенные на внешней стене нефа, слева от входа.

http://sobory.ru/article/?object=10174

Под словом Премудрость, или по-гречески София, разумеют Сына Божия. Значение изображения Софии – Премудрости Божией объясняют словами притчей Соломоновых: «Премудростъ созда Себе дом и утверди столпов седмь. Божия Премудрость есть Господь, создавший Себе дом». Дом означает Церковь Божию, или Матерь Божию, яко одушевлённый храм Спасов. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, Византийская и Киевская в Киево-Софийском соборе, заимствованные из церкви Юстиниановой, изображают соединение Церкви небесной и видимой чрез воплощение Сына Божия – Премудрости Божией. На них изображается дом, или храм, и в нем стоящая Богородица в хитоне с покрывалом на голове под сенью, поддерживаемой семью столпами. Руки и длани Её начертаны распростёртыми, стопы утверждены на серповидной луне. На персях Богородицы – Предвечный Младенец, правой рукою благословляющий, а в левой имеющий державу. Над сенью начертаны слова: «Премудрость созда Себе дом и утверди столпов седмь». Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий; из уст Его исходят слова: «Аз утвердил столпы Ея»; и окружённый лучами Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Святого Духа представлены в облаках семь архангелов с распростертыми крылами; с правой – Михаил с пламенным мечом в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил с алавастром 97 мира; с левой – Гавриил с лилией; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцом; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божию Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося, праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии с ковчегом завета; Исайя с хартией, на которой написано: «Се Дево во чреве зачнет и родит Сына»; Иеремия со свитком; Иезекиилъ, держащий врата затворённые; Даниил с камнем. Под облаком с серповидною луною стоит амвон с 7 ступенями; на каждой начертано по одному слову: вера, надежда, любовь, чистота, смирение, благость и слава. На всех 7 столпах изображения, взятые из Апокалипсиса, с объяснениями. На первом столпе 7 очес с надписью: дар совета; на втором семисвечный подсвечник и надпись: дар разума. На крайнем столпе от правой руки книга с семью привешенными печатями и надписью: дар премудрости. На ближайшем столпе с левой стороны 7 труб и надпись: дар крепости; на следующем столпе правая рука с семью звёздами и с надписью: дар ведения; на 6-м столпе 7 курильниц дымящихся – дар благочестия; на последнем столпе 7 струй молнии с надписью: дар страха Божия. На этой иконе все лица, вещи, символы и надписи приспособлены к числу 7, кроме изображения Святой Троицы и Богоматери.

http://azbyka.ru/otechnik/Biblia/zemnaja...

Почему же, спрашивается после этого, Дева Мария не могла перенести без расстройства душевного гораздо меньшей скорби о кратковременной только потере Отрока Иисуса? Далее, кто мог иметь большую веру в Божество Иисуса Христа, чем Мария, Которая знала про Себя, что Она зачала Своего Сына не от семени мужеского естественным образом, но от Духа Святого, по благовестию Архангела? А где есть твердая и несомненная вера, там не может быть никакого места малодушию и унынию; а если нет малодушия, то не может быть и ослабления или упадка духа. Для праведных вообще обычно переносить мужественно всякие несчастия, по слову псалмопевца; велик мир у любящих закон Твой, и нет им преткновения ( Пс.118:165 ). Святые Божии никогда не ослабевают в несчастиях, но, напротив, еще более укрепляются, по примеру и словам апостола Павла: когда я немощен, тогда силен ( 2Кор.12:10 ). Опровержение третье Слова Богородицы: Чадо! что сотворил еси нама тако? не были словами обличения и укора, как утверждают противники, но были вернее словами удивления или жалости, проистекавшими от усердия Матери. Такие жалостные вопросы к Богу обычны у святых Божиих. Так, Давид говорил Богу вопросительно и с сожалением: доколе, Господи, забудеши мя до конца? доколе отвращавши лице Твое от Мене? ( Пс.12:2 ); Господи, Боже сил! доколе будешь гневен к молитвам народа Твоего? ( Пс.79:5 ); Зачем мятутся народы, и племена замышляют тщетное? ( Пс.2:1 ). Пророк Иеремия говорит: почему путь нечестивых благоуспешен, и все вероломные благоденствуют? ( Иер.12:1 ); Долго ли будет сетовать земля, и трава на всех полях сохнуть? (там же, ст.4); Скот и птицы погибнут за нечестие жителей ея?Подобные этому слова находятся и в Апокалипсисе, где ( Откр.6:10 ) сказано: доколе, Владыко Святой и Истинный не судишь и не мстишь живущим на земли за кровь нашу? Все такие и подобные им вопросы, часто встречающиеся в Священном Писании, можно ли признать обличением или укором Богу? Сам Христос на кресте говорил Отцу Своему: Боже Мой, Боже Мой! для чего Ты Меня оставил? ( Мф.27:46 ).

http://azbyka.ru/otechnik/Matvej_Barsov/...

Пророчественное изображение воплотившейся Софии – Премудрости – Божией послужило образцом для иконописных ее изображений, какие были в древле построенных храмах в Византии – в храме Юстиниановом, в Киеве, Новгороде и в других местах. Иконы св. Софии – Премудрости Божией, византийская и киевская, изображают соединение Церкви небесной и видимой, чрез воплощение Сына Божия, – Премудрости Божией, представляют дом или храм, и в нем стоящую Богоматерь в хитоне, с покрывалом на голове, под сению, поддерживаемой семью столпами. К этому числу приспособлены многие предметы иконы. Руки и длани Богоматери начертаны распростертыми, ее стопы утвержденными на серповидной луне (Ап.12:1). При персях Божией Матери на ее деснице изображается Предвечный Младенец, десницею своею благословляющий, а в шуйце имеющий державу. Над сению начертаны слова: Премудрость созда Себе дом, и утверди столпов седмь. Над домом вверху изображены в сиянии лучей Бог Отец, имеющий в левой руке державу, а правою благословляющий, из уст Его исходят слова: Аз утвердих столпы ея; и окруженный лучами – Дух Святой. По обеим сторонам изображения Бога Отца и Св. Духа представлены Церковь небесная: – предстоят в облаках седмь архангелов: с правой – Михаил с пламенным мечем в руке; Уриил держит молнию, вниз опущенную; Рафаил – алавастр мира; с левой Гавриил с лилиею; Селафиил с четками; Иегудиил с царским венцем; Варахиил с пуком цветов на белом плате. На ступенях дома по обеим сторонам пред Божиею Матерью представлена Церковь Божия на земле; изображены ветхозаветные тайнозрители Воплотившегося – праотцы и пророки: Моисей со скрижалями; Аарон в митре, яко великий архиерей, с прозябшим жезлом; Давид в царской мантии, с ковчегом завета; Исаия с хартией, на которой написано: се Дева во чреве зачнет и родит Сына; Иеремия со свитком; Иезекииль, держащий врата затворенные; Даниил с камнем. Впрочем не все изображения Софии – Премудрости Божией одинаковы; например – новгородская икона есть род Деисуса; на ней изображен Вседержитель в царской одежде или далматике, с огненными крылами, яко велика совета Ангел ( Ис.9:6 ), на огненном престоле о семи столпах. Окрест Вседержителя голубое небо со звездами, по сторонам Богоматерь с иконою Иисуса Христа и св. Иоанн Креститель, как ближайшие свидетели воплощенного Слова Божия. Сверху изображения Спаситель в огненном круге и надпись: Премудрость Божия; еще выше опять звездное голубое небо, и на золотом престоле евангелие, пред которым по три ангела с каждой стороны преклоняют колена.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил – крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества ; Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов; Уриил – огонь или свет Божий, просветитель; Селафиил – молитвенник Божий, побуждающий к молитве; Иегудиил – славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил – раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил – возвышение к Богу. На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения: Михаил – попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой – копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил – с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, или со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа – в левой. Рафаил – держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил – в поднятой правой руке – обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке – «пламень огненный». Селафиил – в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил – в деснице держит золотой венец, в шуйце – бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил – на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил – держит в руке весы. Читайте также: Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Материалы по теме 21 ноября, 2019 4 сентября, 2019 19 сентября, 2012 21 ноября, 2011 21 ноября, 2019 21 ноября, 2021 19 сентября, 2021 26 июля, 2021 21 ноября, 2020 21 ноября, 2019 4 сентября, 2019 19 сентября, 2012 21 ноября, 2011 Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Лучшие материалы

http://pravmir.ru/tserkov-prazdnuet-sobo...

« Пусть мы сделались недостойными милосердия Божия. …Но, что сделает Он с именем Своим, которое наречено на нас? ».. (ст. 22–25). д) В ответе своем Ангел не столько разрешает недоумение Ездры, сколько утешает его. Утешение в том, во-первых, что « век сей (неустроенный и исполненный всяких противоречий и загадок) быстро спешит к своему исходу », – а, во-вторых, в том, что « награда благочестивых страдальцев так велика в будущем, что нельзя и вместить того, что обещано праведным ». Прикровенный же ответ Ангела заключается в том, что грех , – эта первоначальная причина всех бедствий людских, – как факт, случившийся в области свободы человеческой, не может быть уничтожен насильно, но, как семя, раз посеянное и взошедшее, – должен быть сбережен до определенной Богом жатвы, как бы ни были многочисленны и злы плоды его (ст. 26–32). е) На вопрос Ездры « когда это будет », Ангел отвечает, что на подобный же вопрос праведных душ, находящихся в затворах своих, Архангел Иеремиил отвечал им: « когда исполнится число семян в вас », т. е., когда род человеческий выделит из ссбя задуманное Господом число праведников (ст. 33–37). ж) На вопрос Ездры: « не ради ли грехов живущих на земле не наполняются житницы праведных », Ангел отвечает сравнением. Обиталища душ в преисподней он сравнивает с ложеснами беременной женщины, которые, по исполнении девятимесячного срока, не могут удержать в себе плода. Это значит, что кончина века зависит, единственно, от воли Господа, Который назначил для этого определенный срок, и никто не в состоянии замедлить этого срока (ст. 38–43). з) Как бы, увлекаемый прикровенными ответами Ангела, Ездра вопрошает о времени, оставшемся до кончины, более ли оно того времени, которое уже прошло, или меньше? Ангел отвечает опять сравнением: « как дождь больше капель, а огонь больше дыма, так мера прошедшего превысила, а остались капли и дым » (ст. 44–50). и) Ездра вопрошает, доживет ли он до последних дней, и какие знамения этих дней? Ангел отвечает на первый вопрос неведением, знамения последних дней обещает, отчасти, сказать (ст.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Herasko...

Третий ряд — это Деисус (см. «Иконография»). Справа и слева от Деисуса — иконы святителей и архангелов. Четвертый ряд — пророческий. В нем расположены иконы пророков Ветхого Завета — Исайи, Иеремии, Даниила, Давида, Соломона и других. Пятый ряд — праотеческий. Праотцы — это патриархи израильского народа, такие, как Авраам, Иаков, Исаак, Ной. В иконостасе имеются три двери, или трое врат. Средние врата, самые большие, помещаются в самой середине иконостаса и называются Царскими вратами, потому что через них Сам Господь Иисус Христос, Царь Славы, невидимо проходит в Святых Дарах. Поскольку вы здесь... У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели. Материалы по теме 9 января, 2024 2 января, 2024 9 сентября, 2023 9 января, 2023 7 января, 2023 4 января, 2023 3 января, 2023 24 декабря, 2022 17 декабря, 2022 Лучшие материалы Показать еще Друзья, Правмир уже много лет вместе с вами. Вся наша команда живет общим делом и призванием - служение людям и возможность сделать мир вокруг добрее и милосерднее! Такое важное и большое дело можно делать только вместе. Поэтому «Правмир» просит вас о поддержке. Например, 50 рублей в месяц это много или мало? Чашка кофе? Это не так много для семейного бюджета, но это значительная сумма для Правмира. Давайте дружить! © 2003—2024. Сетевое издание Правмир зарегистрировано в Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор). Реестровая запись ЭЛ ФС 77 – 85438 от 13.06.2023 г. (внесение изменений в свидетельство ЭЛ ФС 77-44847 от 03.05.2011 г.) Учредитель: Автономная некоммерческая организация информационно-познавательный центр «Правмир» (АНО «Правмир») (ОГРН 1107799036730) Главный редактор: Данилова А.А.

http://pravmir.ru/ikonostas-svoimi-rukam...

18 ноября отмечается память святителя Тихона , первого после восстановления в России патриаршества предстоятеля русской церкви. В этот день в 1917 г. он был избран на Патриарший престол. Его служение пришлось на самые суровые послереволюционные годы гонений и раскола, когда главной задачей было сохранить русскую церковь в чистоте Православия. Патриарх Тихон 21 ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных . В этот день прославляются архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил, а также все Небесное ангельское воинство. Собор Архангела Михаила Память святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского, церковь празднует 26 ноября. Знаменитый богослов, он почитается как один из трех Вселенских святителей. Помимо многочисленных теологических трудов, он составил чин Литургии, уделял много внимания благотворительности, боролся за чистоту нравов. Умер святитель в ссылке, куда был отправлен за обличение императрицы Евдоксии. Иоанн Златоуст 27 ноября совершается память апостола от 12-ти Филиппа, призванного Господом вслед за Андреем и Петром. После Вознесения Христа Филипп проповедовал Слово Божие в Галилее, Скифии и Фригии, сопровождая проповедь многочисленными чудесами. Он был казнен (распят головой вниз) в 87 г. в городе Иераполе Фригийском. В этот день совершается заговение на Рождественский пост , который также называется в честь апостола Филипповским. Апостол Филипп На следующий день, в начало Рождественского поста , церковь вспоминает еще одного апостола от 12-ти – евангелиста Матфея, именуемого также Левием. Услышав призыв Христа, мытарь Левий из города Капернаум оставил свою должность и пошел за Спасителем. После Его Вознесения Матфей 8 лет проповедовал в Палестине, затем отправился в дальние страны, написав перед этим одно из канонических Евангелий. Он обошел Сирию, Лидию, Персию, Парфию и закончил свои проповеднические труды мученической кончиной в Ефиопии в 60 г. Апостол и Евангелист Матфей У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/imeniny-noyabra/

Господь Иисус Христос . 49. Кто видел небесную рать, поддерживающую праведную рать на земле? – Пророк Елисей и слуга его Гиезий. 50. Чей сын умер на ниве, которую его отец отобрал у бедняка? – Иорам, сын Ахава, умер на ниве, отнятой у Навуфея. 51. Какой царь, подвергшись нападению большого войска вражеского, приказал народу своему поститься, а сам молитвенно возопил к Богу о помощи, и наголову разбил войско вражеское? – Царь Иосафат. 52. Какой священник по приказу царя убит из-за того, что кричал царю и народу: «Поскольку вы оставили Господа, то и Он оставит вас»? – Захария, сын Иодаев, был убит в притворе храма по приказу царя Иоаса. 53. Что произошло с царем Иоасом, который приказал убить праведного Захарию? – Он проиграл в войне, разболелся, и слуги его убили его в постели. 54. Какому больному было сказано, что он умрет, а он заплакал и возопил к Богу, чтобы продлил ему жизнь, а также попросил пророка Исаию, чтобы и он молился Богу за его выздоровление? – Царь Иезекия, которому Бог продлил жизнь еще на 15 лет. 55. Кто из старейшин народных запретил Израильтянам жениться на чужестранках? – Ездра. И те, которые были женаты на чужеземках, отпустили их от себя. 56. Какой человек остался верен Богу, когда сатана искушал его и когда он потерял все, кроме души, и стал презираем всеми? – Праведный Иов. 57. Какая книга Священного Писания представляет собой наибольший молитвослов? – Псалтирь. 58. Какая книга содержит наибольшую в мире критику еврейского народа и его осуждение? – Та, которую сами евреи написали – Ветхий Завет . 59. Какого пророка евреи пилой порезали? – Исаию. А кого камнями забросали? Иеремию. 60. Кто из пророков предсказал, что Дева родит Мессию, и что ему дадут имя Емануил, что значит «С нами Бог»? – Исаия. 61. Какой человек появился на свет и без отца, и без матери? – Адам. 62. Кто родился от отца без матери, а кто от матери без отца? – Сын Божий в вечности родился от Отца без матери, а во времени, как Спаситель мира, от Матери без отца. 63. Чье рождение объявил Архангел Гавриил его отцу, а чье – его матери?

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Павел , из протопопов Холмогорского собора, 1685–90. Иеремия определён 20 нояб. 1690–1700. Архимандриты Товия (игум. 1702–1704) 1701–1708. Иоасаф , 252 2 янв. 1710–23. Феодот , 1743. Иосиф , 1743–45. Леонтий Яковлев 1748 перев. из Сийского, а в 1753 – обратно. Иринарх , с 1753 по 1761. Геннадий , в дек. 1762. Антоний Волотовский 9 янв. 1763 перев. из Корельского и † здесь. Даниил , 1763 (?) –1775. Амвросий 1775 перев. из Красногорского; до 1777. Филарет , 1777–80. Варлаам Плешаков в 1798 перев. из Спасо-Каргопольского. 253 Кирилл Киприанов 1 янв. 1801 перев. из Корельского; архим. с 8 нояб. 1802, а 12 февр. 1804 – в Сийский. Феофил Татарский 12 мар. 1804 перев. из Корельского, а в июне 1806 – в Сийский. Амвросий Черноруцкий 6 сент. 1806 перев. из Корельского, а в 1810 – в Сийский. Павел Павлов (Морев) 5 июня 1810 перев. из Корельского, а 14 окт. 1817– в Сийский. Вениамин Смирнов 14 окт. 1817 перев. из Корельского, а в 1820 – в Сийский. Анастасий Ключарев 4 апр. 1820 перев. из Корельского; с 24 дек. 1824 архим. Сийский, а 21 дек. 1828 – в Трегуляеве. Платон в 1829 перев. из Луховского Тихонова, а 1839 – в Сийский. Вениамин , 1839–47. Василий , 1848–49, перев. в Крестный. Иларион , 1850–55. Павел , 1856–57. Нил , 1858 (перев. в Крестный?). Серафим , 1859–61. Вениамин Павлов в 1861 перев. из Мценского Петропавловского, а 1866 – в Новгородский Антониев. Донат , 1869. 5 Корельский Николаевский, от Архангельска в 34 верстах, существовал в начале XV века. Ныне 3-го класса. [IV, 629.] Игумены Симеон ... Вассиан , 1528–30. Зосима , 1530. Ефрем , 1540–48. Антоний , 1549–51. Киприан , строит., определён 1 окт. 1551 и был при следующих (?) игуменах (См. Акт. Ист., I, 158). Варлаам , 1554. Александр , 1560–66. Игнатий , 1567 и 68. Александр , 1570–81. Варлаам , 1588–1600. Парфений , 1601. Геннадий , 1605. Каллистрат , 1606–19. Нифонт , 1620–22. Герасим , 1624. Сергий , 1628–32. Лазарь , 1633–36. Памво , 1638–45. Антоний , 1647–51. Трофим , 1653. Козма , 1657–74, отрешён. Тихон , 1675–77.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010