Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ V Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574). После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария ( Михаил VII ), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II , выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа , монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении. Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

http://pravenc.ru/text/468921.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Монастырь Лимонос. Общий вид [Греч. Λειμνος], во имя св. Таксиархов (Чиноначальников, т. е. архангелов Михаила и Гавриила) мужской, действующий общежительный мон-рь, принадлежит Мифимнской митрополии Элладской Православной Церкви, расположен в 3 км к северо-западу от Калони. Его название происходит от слова «луг» (λειμν), т. к. он расположен среди лугов. Однако некоторые исследователи указывают на переносное значение этого слова, поскольку в ранневизантийский период мон-рь иногда именовали «лугом духовным», местом процветания монашеских добродетелей. Л. был основан в визант. период и запустел к кон. XV в. В 1526 г. (или между 1523 и 1526) сакелларий Мифимнской митрополии Иоанн Агаллиан (впосл. прп. Игнатий Агаллиан ) решил восстановить Л., к-рый находился во владениях его семьи. В 1527 г. отец Иоанна передал ему эти земли офиц. документом. Иоанн построил в Л. монастырский собор и кельи. Вместе с отцом и сыном Мефодием он принял здесь монашеский постриг и стал игуменом Л. Первоначально в монашеской общине было 12 чел., впосл. число насельников значительно увеличилось. Игнатий Агаллиан передал Л. ряд своих владений и обеспечил обитель церковной утварью и богослужебными книгами. В Л. были введены общежительный устав и запрет на посещение лицами противоположного пола ( аватон ). Игумена избирала братия. В адм. зависимости от Л. находился жен. Мирсиниотиссы Пресв. Богородицы мон-рь , также восстановленный Игнатием. В патриарших сигиллиях 1527, 1531, 1540 и 1546 гг. зафиксированы привилегии мон-ря. В 1530 г. прп. Игнатий Агаллиан отправился в К-поль к патриарху Иеремии I, к-рый даровал Л. статус ставропигиального мон-ря. Прп. Игнатий устроил в Л. скрипторий и открыл школу, где преподавал также его сын Мефодий (некоторое время им помогал ученый мон. Пахомий Русан с о-ва Закинф). В 1531 г. Игнатий Агаллиан был избран митрополитом Мифимнским, а игуменом Л. стал его сын. В 1560 (или в 1563) г. Игнатий ушел на покой и поселился в Л., где провел последние годы своей жизни. В честь своего ктитора Л. также именуют монастырем прп. Игнатия.

http://pravenc.ru/text/2110511.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Титульный лист Острожской Библии. Острог, 1581 г. (НБ МГУ) 1-й полный печатный свод библейских книг на церковнослав. языке, изданный в Остроге (ныне город Ровненской обл., Украина) в 1581 г. трудами кн. Константина Константиновича Острожского и его сподвижников - ректора Острожской коллегии (см. Острожская академия ) Герасима Даниловича Смотрицкого, греков Дионисия (Ралли-Палеолога), Евстафия Нафанаила и Феофана Эммануила Мосхопула, Василия Суражского (Малюшицкого), типографа и справщика Ивана Фёдорова ; выдающийся памятник слав. книжности. Помимо библейских книг (за исключением Послания Иеремии, к-рое не было выделено в отдельную книгу, а вошло в О. Б. как 6-я гл. Книги прор. Варуха) О. Б. содержит вирши на герб кн. Острожского, помещенный на обороте титульного листа, 3 предисловия: от имени князя Острожского (на греч. и церковнослав. языках), Ивана Фёдорова и Г. Д. Смотрицкого, вирши Г. Д. Смотрицкого, адресованные «всякаго чина православному читателю», оглавление, месяцеслов, указатель евангельских чтений и послесловие Ивана Фёдорова (на греч. и церковнослав. языках). Хотя на титульном листе всех экземпляров О. Б. указан 1581 г., в научной литературе было распространено мнение о наличии 2 изданий - 1580 и 1581 гг., основанное на том, что в разных экземплярах Библии по-разному датированы послесловия: 12 июля 1580 г. и 12 авг. 1581 г. Осуществленное А. С. Зёрновой исследование неск. десятков экземпляров О. Б. позволило установить, что было одно издание - в 1581 г. Изначально печатание планировалось закончить 12 июля 1580 г., что и было указано Иваном Фёдоровым в послесловии. Когда же это оказалось неосуществимым, начали печатать листы послесловия с новой датой предполагаемого завершения работы - 12 авг. 1581 г. При комплектовании экземпляров старый лист с выходными данными был заменен новым лишь в части тиража. Издание О. Б. было «не только величайшим религиозным подвигом, в высшей степени важным для поднятия религиозного образования среди православных, особенно местных, Юго-Зап. Руси, ввиду происходившей борьбы двух вероисповеданий и народностей,- но вместе с тем величайшим научным трудом, и притом исполненным в строго греко-восточном направлении» ( Архангельский. 1888. С. 91). В сложных конфессиональных условиях в Юго-Западной Руси XVI в., в культурно-языковом «пограничье» духовной задачей ревнителей Православия было сохранение православного греко-славянского единства, закрепленного юрисдикцией К-польского патриарха в отношении Западнорусской митрополии . Необходимость защиты правосл. веры и церковнослав. языка как литургического и лит. языка правосл. славян, а также необходимость духовного просвещения и готовности к полемике определили актуальность издания выверенных библейских и богослужебных книг.

http://pravenc.ru/text/Острожская ...

Неделя 22-я по Пятидесятнице. 8. Неделя 22-я по Пятидесятнице. Глас 5-й. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Приводим порядок совершения воскресной службы Октоиха в соединении с бденной службой Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Примечание. Во Всемирный день памяти жертв дорожно-транспортных происшествий (третье воскресенье ноября/третье воскресенье после 18 октября по ст. ст.), в кафедральных соборах епархий необходимо совершать литию о всех трагически погибших в результате автомобильных катастроф . На великой вечерне «Блажен муж» – кафизма вся. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: воскресные, глас 5-й – 4, и Бесплотных, глас 4-й – 6. «Слава» – Бесплотных, глас 6-й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия…», «И ныне» – догматик, глас 5-й: «В Чермнем мори…». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1-й и глас 2-й (см. на литии). «Слава» – Бесплотных, глас 4-й: «Огненными устнами…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм…» . На стиховне стихиры воскресные, глас 5-й. «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8-й: «Яко чиноначальник…» . По Трисвятом – «Богородице Дево…» (дважды) и тропарь Бесплотных, глас 4-й (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь воскресный, глас 5-й (дважды). «Слава» – тропарь Бесплотных, глас 4-й, «И ныне» – Богородичен воскресный по гласу «Славы»: «Еже от века...». Кафизмы 2-я и 3-я. Малые ектении. Седальны воскресные . Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. «Ангельский собор…». Ипакои гласа. Седален Бесплотных по 1-м стихословии, глас 1-й: «Престолу страшному…»; ин седален Бесплотных по 1-м стихословии, глас тот же: «Лик Ангельский...»; седален Бесплотных по 2-м стихословии, глас 2-й: «Посреде полков Ангельских…»; ин седален Бесплотных по 2-м стихословии, глас 4-й: «Херувими и Серафими...»; седален Бесплотных по полиелее, глас 8-й: «Небесных чинов наставник...». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4-й: «Ангельстии чини…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная…» . Степенны и прокимен – гласа. Евангелие воскресное 11-е. «Воскресение Христово видевше…». По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами апостолов…». Стихира воскресная, глас 6-й: «Воскрес Иисус от гроба…».

http://patriarchia.ru/bu/2021-11-21/

Преосвященного Иеремии, Епископа Нижегородского и Арзамасского, говоренные к Нижегородской пастве, с присовокуплением келейных его записок, 1851–1853 года Поучение 1 на второй день св. Пасхи Христос Воскресе! Воскресение Христово видевше поклонимся Господу Иисусу.   Святое и Божественное Евангелие от Иоанна, в конце своем, замечает нам, что Святые и Богоглаголивые Евангелисты не все-то могли написать и сказать о нем, что совершил и чему научил воскресший Господь и Спаситель наш, Иисус Христос . Суть же и ина многа, говорит Св. Иоанн, яже сотвори Иисус; яже аще бы по единому – подробно писана быша ни самому, мню, всему миру вместити пишемых книг ( Ин. 21:25 ). Но и то, что преподали Св. Евангелисты, что написали в евангельских книгах, не открывает ли в полном свете и не делает ли совершенно очевидным, коль достоин, воскресший Господь наш во все времена пет быти гласы преподобными; коль достойно и праведно покланяться Ему и покланяются на небесах Ангелы и Архангелы, на земле чада церкви Им основанной и зиждемой. Воистину достойно и праведно есть покланяться Господу нашему Иисусу Христу, яко небесному Учителю, Наставнику, просветителю рода человеческого. Ибо кто когда-либо в поднебесной так учил, и так глаголал, как Он? Никто. Кто так ясно, так просто и вместе так возвышенно исповедал нам Бога, живущего в неприступном свете, и возвестил Его присносущную силу, Его непостижимые, беспредельные совершенства, премудрость, всемогущество, правду, благость, кто до Него? Никто. Кто так учил и научил молиться Единосущному Отцу Его, Богу Вседержителю, как научил Он, и собственным примером Своим, и преподав нам сию краткую, но все объемлющую молитву: Отче наш иже еси на небесех, и пр.? Никто. Кто так и внятно и убедительно вселял в сердца учеников и последователей своих спасительный страх Божий, как Он сими словами: глаголю вам другом своим: не убойтеся от убивающих тело – Сказую же вам, кого убойтеся, убойтеся имущаго власть по убиении, во врещи в дебрь огненную. Ей глаголю вам: того убойтеся? то есть Бога (ср. Мф. 10:28 ). Кто до Христа, в такой чистоте, полноте и совершенстве изложил обязанности к Господу Богу; обязанности к ближним нашим; обязанности к нам самим? Никто. Достойно убо и праведно во веки покланятися Господу Иисусу Христу, яко единому и единственному Божественному Учителю и Просветителю.

http://azbyka.ru/otechnik/Ieremiya_Solov...

Скачать epub pdf Глава пятнадцатая «И увидел я иное знамение на небе, великое и чудное: семь Ангелов, имеющих семь последних язв 107 , которыми оканчивалась ярость Божия» ( Откр. 15, 1 ). У христианина будет собственный день победы, который наступит после смерти, после того, как человек победит на мытарствах сатану и всех его прислужников и взойдет к трону Бога. В Откровении описывается некое собрание победивших, собранных Господом, но перед этим Господь показывает «семь Ангелов, имеющих, семь язв последних», потому что в них заканчивается ярость Бога. Иоанн видит семерых духов, семь высших Архангелов – Михаила, Рафаила, Гавриила, Уриила, Иеремиила, Селафиила, Иегудии-ла. Раньше их было восемь, но первый из них – Люцифер – пал. Вот эти семь Ангелов выходят перед лицом Бога, и набирает силу последний вал ярости Божией. Что же касается христиан, то они находятся под особой защитой Господа Бога, и Господня справедливость выступает на их защиту. «И видел я как бы стеклянное море, смешанное с огнем; и победившие зверя и образ его, и начертание его и число имени его, стоят на этом стеклянном море, держа гусли Божии» ( Откр. 15:2 ). Итак, Иоанн видел стеклянное море, смешанное с огнем. В четвертой главе Апокалипсиса апостол уже видел Бога, восседающего на троне, и стеклянное, чистое море перед Ним. Согласно православному толкованию, это море есть множество бесплотных сил, которые для Бога полностью прозрачны. Это удивительно прозрачная бездна. Однако в данном видении море стало несколько другим: оно уже не просто стеклянное, – оно смешано с огнем. Потому что Ангелы отражают Бога, а Бог в последние дни вселенной являет Себя как пламенеющий огонь. Одно из имен Бога – Огонь Поядающий. Слишком часто мы вспоминаем о Боге милосердном и забываем, что Он еще и пламя, прожигающее всякое зло и нечестие... И вот Ангелы, отражая Божественное величие, начинают сами полыхать огнем. На земле пока еще «мир и безопасность» ( 1Фес. 5:3 ), а на небесах Ангелы уже раскаляются от волн гнева, исходящего от лица Божиего. Бог приходит в гнев и ярость и готов обрушить его на вселенную, поэтому и море – пламенеющее, смешанное с огнем Божественных сил. В Псалмах сказано, что голос Господа разрубает надвое пламя огня: для праведников оно становится просвещением, а для грешников – огнем, сжигающим всю нечистоту и всякого злодея (Ср.: Пс. 28:7 ). И видел Иоанн, что «на этом море стоят праведники», то есть Ангелы поднимают над собой неких людей. Это те, кто отнял победу у зверя, у изображения его, у числа имени его и у печати его. Победа у антихриста будет отнята некими людьми, которые устоят и не поклонятся последнему врагу; они отвергнут печать проклятую, не поклонятся изображению проклятому, не примут ни знака на руку, ни имени антихриста. Такие люди победят зверя и этим будут подняты выше Ангелов. В видении Иоанна они стоят на этом стеклянном море и «держат гусли Бога», то есть играют на удивительных гуслях. Как говорит святой Андрей Кесарийский , гусли Бога, или кифары Бога,

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Sysoev/...

Скачать (MP3 файл. Продолжительность 9:33 мин. Размер 6.9 Mb ) Во имя Отца и Сына и Святого Духа! Сегодняшний день в церковном календаре обозначается как Суббота акафиста или, по-другому, Похвала Пресвятой Богородицы. Эти названия связаны с тем, что за богослужением мы исполняем разные хвалебные гимны в честь Девы Марии – Матери Иисуса Христа. Сегодняшний праздник сформировался около IX века как благодарность заступничеству Богородицы за неоднократное избавление Константинополя от нашествия врагов (аваров, персов, арабов и других). Поскольку Благовещение, вероятно, привязывалось в Византии к воскресенью, день Похвалы Пресвятой Богородицы был своеобразным предвосхищением другого праздника – Благовещения. Изначально празднование Похвалы совершалось только в Константинополе, в императорском Влахернском храме, где хранились риза и пояс Божией Матери, была чудотворная Ее икона. Акафист «Взбранной Воеводе победительная» исполнялся только во Влахернской церкви, прославляя победоносную Воеводу и Защитницу града Константинополя. Со временем церковный поэт Иосиф Студит написал канон «Похвала Пресвятой Богородицы», и благодаря широкому распространению богослужебных книг из Студийского монастыря данный акафист и канон стали общими для всей Православной Церкви. Так исполнилось пророчество, сказанное Пресвятой Девой по наитию Духа Святого: «Ибо отныне будут ублажать Меня все роды» (Лк. 1: 48). Несмотря на современное повсеместное прославление Марии, мы знаем, что во время земной жизни Она чуждалась славы, и поэтому Ее евангельский портрет крайне скромен. Получив весть от Архангела о том, что станет Матерью Господа, Она признала Себя всего лишь смиренной рабой. Поэтому авторы богослужебных гимнов, воспевая Богоматерь, положили в основу песен ветхозаветные образы о чудесном зачатии Мессии от Девы. Это же характерно и для икон праздника, на которых изображается Иеремия с пророческой скрижалью; Моисей с Неопалимой Купиной, символизирующей утробу Девы, не попаляемую огнем Божественного присутствия; Иезекииль с затворенными вратами, сквозь которые прошел Господь; ветхозаветный Иаков с лестницей, возводящей от земли на небо; Валаам со звездой, Гедеон с руном, Исаия с клещами и углем и многие другие пророки с символами, намекающими на особое, исключительно чудесное событие в истории человечества – Воплощение Бога от Девы.

http://pravoslavie.ru/69765.html

М. Боровкова-Майкова Работа проф. Архангельского « Нил Сорский и Вассиан Патрикеев» не только знакомит нас с умственно-религиозной жизнью России XV–XVI вв. , не только делает исследование исторической личности «начальника в велицей России и скитского безмолвного жития» Нила Сорского , включая сюда и литературные источники идей его, но и дает массу сырого материала, впервые разысканного и напечатанного исследователем. Трудность точного определения этого материала и его большой объем по данному вопросу заставляет автора допускать некоторые неточности, и в нашем очерке мы хотели бы пополнить их постольку, поскольку позволяют вновь найденные нами источники. Среди сочинений, относимых к «писаниям» Сорского находится заметка «О иноках, кружающих стяжаний ради». На эту же заметку, как на принадлежащую тому же автору указывает и проф. Павлов (Историч. очерк секуляриз. церковн. земель в России, I. стр. 64, прим. 3), у которого она напечатана не полностью. Печатает ее вполне проф. Архангельский на стр. 72 указанной его работы. Приводим текст этой заметки по рукописи Кирилло-Белозерского монастыря (ныне СПБ. Духовн. Акад.) за 129–254, XVII в., л. 182; рядом с нею берем Migne. Patrol. Ser. gr., 79. Epistol. L; III, 119, p. 437. О мнисех кружающих стяжений ради, такоже Нилово Νικωνι Αρχιμανδριτ Первое превожделенное и зело опасное иночествующих жития ныне же мерзкое бысть, якоже зриши, зане отягчаются убо вся грады и веси от лжемонахов, обходящих и обтекающих всуе и якоже прилучися многим бесстудием и неразнством. Смущающиеся вси дому владыки и несладце имут воистинну и к самому возреннию, видяще тех прошаков бесстудие у дверей своих пребывающих, отнюду же и право по добродетели жительствующих суд, поругание и прелесть яви мнится, и что ныне Иеремия новый явил бы ся убо, рыдати полезне и по достоянию моги наша. Срамляюбося, мнише что писати, обаче доброе творяще не стужайте си, и Господь щедрот и всякие утехи будет с вами, аминь. πρην περιπθητος κα γαν περβλεπτος τν μοναζντων βος, νν βδελυρς γγονε, καθς ρς. Δι βαρονται μν πσαι πλεις κα κμαι π τν ψευδομονχων, περιτρεχντων μτην κα ς τυχεν, ν πολλ χυδαιτητι κα διαφορ νοχλονται δ πντες οκοδεσπται κα ηδς χουσιν ληθς κα πρς ατν τν ψιν, βλποντες ατος τν προσαιτν ναιδστερον τας αυτν παραμνοντας θραις. θεν κα τν ρθς κα κατ’ ρετν βιοτευντων κρσις κα πολιτεα, δι τοτους πτη κα χλεη ρτως νομζεται. Κα τις νν ερεμας νος παρυφανεη, θρηνεν προσφρως κα κατ’ ξαν ουνμενος τ μτερα; ασχνομαι γρ περαιτρω τι γρφειν.

http://azbyka.ru/otechnik/Nil_Sorskij/k-...

Скачать epub pdf Глава X Иер. 10:2 . Сия глаголет Господь: по путем языков не учитеся и от знамений небесных не страшитеся. То есть не занимайтесь движением звезд, приписывая им решение и знание будущего. Словами: от знамений небесных как бы (говорит): не думайте, что от движения звезд будет что-либо. Иер. 10:3 . Понеже законы языков суетни суть. Разве потому говорю: не почитайте, что язычники почитают? А потому, что тщетны. Под законами разумеет богослужение. Иер. 10:4 . Сребром и златом украшена. Но золотом снаружи облачается то земля, то человеческое искусство. Иер. 10:4 . Млатами и гвоздьми утвердиша я. Но (идол) стоит? И это унижение, так как не сам по себе имеет стоячее положение, почему не может и переходить. Для чего гвозди? Кто приготовляет себе Бога? Когда видишь (идола) стоящим, представляй поддерживающие гвозди; если вынешь их, упадет навзничь; когда видишь блестящим позолотою, представь плавильщиков; когда видишь облаченным (в одежды), представь голое дерево, не имеющее само по себе ничего, никакой физической красоты; когда видишь несомым, подумай, что это свойственно слабости. Иер. 10:9 . Сребро извито от Фарсиса приидет ( ξει). То есть с моря. Золото Мофаф ( Μωφθ) 90 – по месту 91 . Иер. 10:5 . Не убойтеся их, яко не сотворят зла. Что же? Неужели, скажи мне, не причинят зла и не погубят? С соизволения Божия. Палач ничего не может сделать, если не позволяет судья; а это не свойственно силе. Иер. 10:11 . Бози, иже небесе и земли не сотвориша, да погибнут от земли. Это – действительно свидетельство: Тот, Кто создал небо, есть истинный Бог, Тот, о Котором говорит пророк. Да постыдятся ученики еретиков. Вся тем Быша ( Иоан. 1:3 ), и: в началех ты Господи землю основал еси и дела руку твоею суть небеса ( Пс. 101:26 ). Не это – свидетельство, а снисхождение. Не это – великое дело Божие, а ангелы, архангелы, начала, силы, а больше всего – крест. Иер. 10:12 . Бог ( Θες) 92 сотворивый землю в крепости своей. Полагает два (дела): творение и совершенную гармонию. Представь, каким было творение неба и земли, когда они оставались просто лежащими, и насколько было лучшим и превосходнейшим, когда небо простерто над землею и служит покровом земле.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust...

Широкое применение елей как врачевальное средство имел и у иудейского народа. Еще пророк Исаия указывал на такое его значение, изображая состояние народа Божия в его время: «От подошвы ноги до темени головы нет у него (Израиля) здорового места: язвы, пятна, гноящиеся раны, неочищенные и необвязанные и несмягченные елеем» ( Ис. 1: 6 ). Подобное же говорит и Иеремия: «Разве нет бальзама в Галааде, разве нет там врача? Отчего же нет исцеления дщери народа моего?» ( Иер. 8: 2 ). Правда, у того и другого пророка в приведенных местах применены фигуральные обороты речи, но несомненно, что образы для этого они взяли от действительного употребления елея в качестве врачевального средства у иудейского народа. И действительно, у иудеев елей употреблялся и различных болезнях: при головных болях, поранениях, кожных болезнях и др. – то чистый, то смешанный с вином. Само помазание им совершалось в праздники и субботы. Оно соединялось с верованием, что в раю из древа жизни тек елей и обусловливал людям вечную жизнь. Так, в Апокалипсисе Моисея смертельно заболевший Адам обратился к Еве с просьбой, чтобы она вместе с Сифом пошла в рай и умоляла Бога о милосердии: «Пусть Он пошлет ангела своего в рай, – говорил Адам, – и даст мне от древа, в котором течет елей, сего елея, принеси мне, и я помажусь и успокоюсь». Но архангел Михаил им ответил по повелению Божию следующее: «Сиф, человек Божий, не трудись более молясь просить от древа, в котором течет елей, дабы помазать отца своего Адама, не будет тебе теперь, но в последние времена» 3 . Помазание совершалось раввинами. В трактате Берахот (талмуда) говорится о раввине Симеоне, сыне Елеазара, что он разрешил раввину Мейру смешивать вино с елеем и мазать больных в субботу 4 . На такое применение у иудеев елея указывает и Спаситель. В притче о милосердном самарянине Он в качестве врачевального средства указывает елей, который вместе с вином самарянин возлил на израненного разбойниками ( Лк. 10: 34 ). Теперь, если принять во внимание, что образы для своих притчей Спаситель брал из окружающей обстановки, то для нас станет несомненным употребление современными Ему иудеями елея как врачебного средства. Затем и об апостолах говорится, что они «мазали маслом многих недужных и исцеляли» ( Мк. 6: 13 ) во время своего первого выступления на проповедь еще при жизни на земле Господа.

http://azbyka.ru/otechnik/Venedikt_Alent...

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010