Закрыть itemscope itemtype="" > «Такова вся наша история» Протоиерей Андрей Ткачев о том, что в жизни свт. Арсения Элассонского связаны воедино Греция, Москва, Львов, Тверь и Суздаль 17.08.2022 687 Фото: days.pravoslavie.ru Сегодня Святая Церковь вспоминает обретение мощей свт. Арсения Элассонского. Про Арсения стоит много сказать. В своем телеграм-канале протоией Андрей Ткачев об этом святом пишет следующее: «Когда ополчение Минина и Пожарского осаждало Москву, Арсений был главой русского на Москве духовенства (Ермоген был пленен и замучен). Арсений и сам был замучен голодом. Именно ему - греку - явился прп. Сергий, говоря: Суд об Отечестве преложен на милость! Арсений родился в континентальной Греции. Папа его священник Феодор, мать Хрисанфа в старости постриглась в монахини. Из четырех братьев Арсения два были епископами, два - иеромонахами. Как видно, семейство было глубоким и духовно-серьезным». Отец Андрей отмечает, что «на Русь Арсений явился при Годунове. На обратном пути на два года задержался с преподаванием во Львове (слушайте, националисты и не говрите, что не слышали) Потом с Патриархом Иеремией опять пошел в Москву. Участвовал в хиротонии первого Московского Патриарха Иова. Возглавлял Архангельский собор Кремля в Москве. Построил много храмов. Всю смуту с ее хитросплетениями пережил на Руси. После смуты архиерействовал в Твери, потом в Суздале, где и упокоился. Мощи лежат в Успенской церкви недалеко от Суздальского Кремля. На перенесении митр. Евлогий сказал: Мы вселяем вам врача, который будет рядом!» «Говорят, — продолжает автор поста, — в некоторых местах Греции он чтим очень горячо. В любом случае это выдающаяся личность Церкви, погруженная в глубину самых сложных процессов и оставившая глубокий след в истории. Суздальцам и гостям города стоит хвалить Бога при его мощах и заручаться молитвами Арсения. Ибо он подвижник, богослов и молитвенник». «Ну, а мы еще раз свяжем воедино Грецию, Москву, Львов, Тверь и Суздаль. В жизни Арсения все эти точки соединены. Мало того, все они принадлежат к одному и тому же Православному миру. Львов тоже.

http://ruskline.ru/news_rl/2022/08/17/ta...

Иконографическая справка: В центре композиции - фронтальное изображение тронной Богоматери с Младенцем, восседающим у Нее на коленях и благословляющим двмя руками. За спинкой престола два архангела с мерилами и зерцалами. В верхней части иконы, в сегменте неба с облаками, изображена сцена Коронования Богоматери Пресвятой Троицей - Богом Отцом, Богом Сыном и Святым Духом в виде голубя. Богоматери с Младенцем предстоят в молитве святые Киево-Печерского монастыря, возглавляемые его основателями печерскими преподобными Антонием, в одеждах схимника и Феодосием, в священническом облачении. Оба предстоят с развернутыми свитками. На свитке прп. Антония молитва с точным указанием строительства первого каменного храма монастыря во имя Успения Богоматери. На свитке прп. Феодосия слова его предсмертной беседы с монастырской братией. За прп. Антонием и Феодосием предстоят Богоматери киево-печерские святые группами по семь рядов в каждой. За прп. Антонием справа на лево и снизу вверх: 1. Ефрем Евнух, еп. Переяславский (+1097), Исайя, еп. Ростовский (+1090); 2. Стефан, игумен Печерский (+1094), Никита затворник, еп. Новгородский (+1108); 3. Дамиан, целебник Печерский (+1071), Иеремия, прозорливый (+1070), Матфей, прозорливый (+1085); 4. Варлаам, первый игумен Печерский (+1065), Исаакий, затворник (+1090), Иоанн, многострадальный (+1160); 5. Прохор, лебедник (+1107), Марк, гробокопатель и Феофил (11-12 вв.); 6. Спиридон и Никодим, просфорники печерские (12 в.); 7. Кукша, свящмч. (+1114), Лаврентий, затворник (13-14 вв.), Афанасий, затворник (13 в.), Никола, святоша (+1143); За прп. Феодосием слева направо и сверху вниз: 1. Нифонт, еп. Новгородский (+1156), Симон, еп. Владимирский и Суздальский (+1226); 2. Никон, игумен Печерский (+1088), Поликарп, архим. Печерский (+1182); 3.Никодим (?), Алимпий, иконописец (+1114), Агапит, врач (11 в.); 4. Григорий, чуд. (+1093), Моисей Угрин (+1043); 5. Феодор и Василий, прпмч. (+1098), Пимен, многоболезный (+1110); 6. Евстратий, постник и мч. (+1097), Никон Сухой (12в.); 7. Еразм (+1190), Нестор, летописец (+1114). В двух нижних рядах предстоят святые, ставшие в дальнейшем епископами и игуменами, а в верхних - святые монахи.

http://pravicon.com/info-767

Макарии (Миролюбов Николай Кириллович), архп. Донской и Новочеркасский Родился в 1817 году в семье священника Рязанской епархии. Первоначальное образование получил в Рязанской духовной семинарии, а затем в Московской духовной академии, курс которой окончил в 1842 году. С 28 сент.1842 г. – преподаватель Нижегородской духовной семинарии. 27 сент.1843 г. утвержден в степени магистра богословия. 2 июня 1846 г. пострижен в монашество, 9 июня рукоположен во иеродиакона, а 16 июня – во иеромонаха. С 31 мая 1851 г. – инспектор Пермской духовной семинарии. 20 июня 1853 г. возведен в сан игумена. 16 июля 1854 г. возведен в сан архимандрита. С 10 янв.1858 г. – ректор Рязанской духовной семинарии. С 10 окт.1860 г. – ректор Новгородской духовной семинарии и настоятель Новгородского Антониевского монастыря. 17 июля 1866 г. хиротонисан во епископа Балахнинского, вик. Нижегородской епархии. С 29 авг.1867 г. – епископ Орловский. С 25 дек.1876 г. – епископ Архангельский и Холмогорский. С 23 мая 1879 г. – епископ Нижегородский и Арзамасский. С 7 июня 1885 г. – епископ Вятский и Слободский. 5 дек. 1887 года возведен в сан архиепископа и переведен архиепископом Донским и Новочеркасским. 30 апреля 1894 г. уволен на покой, согласно прошению, в Нижегородский Благовещенский монастырь. Скончался 24 дек.1894 года и погребен в том же монастыре. Будучи архимандритом много потрудился над изучением памятников церковной древности. Начало этим трудам положил в Нижегородской епархии; вечным памятником его в Нижегородском крае останется его книга: «Памятники церковной древности в Нижегородской губернии». Был большим благотворителем для сиротских домов. Труды: «Несколько слов». Москва, 1854. «Памятники церковных древностей Нижегородской губернии». СПБ, 1857. «Примеры благочестия среди соблазнов или поведение древних христиан в отношении к язычникам». СПБ, 1858. «Книга пророка Иеремии». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1860. «Пророческая книга Ветхого Завета». (Опыт переложения на русский язык). Москва, 1863.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАКИМ († после 1593), митр. Вифлеемский. Араб, род. в сел. Эль-Куфур в Кесруане (на севере Ливана). Был монахом лавры св. Саввы Освященного близ Иерусалима. Время епископской хиротонии и возведения на Вифлеемскую кафедру неизвестно. Наиболее ранним документом, связанным с И., является колофон рукописного Евангелия, где упоминается о паломничестве митрополита в мон-рь вмц. Екатерины на Синае при Синайском еп. Евгении (1567-1583) ( Порфирий (Успенский), еп. Книга бытия моего. СПб., 1896. Т. 4. С. 48). Ок. 1578 г. престарелый Иерусалимский патриарх-грек Герман принял решение уйти на покой и передать власть своему племяннику мон. Софронию ( Софроний V ). И. резко выступил против этого; возможно, он претендовал на Патриарший престол. Совместно с И. выступила серб. монашеская община, доминировавшая в лавре св. Саввы и в Архангельском мон-ре и добивавшаяся большей автономии от Иерусалимских патриархов. Для разрешения конфликта в Палестину прибыли экзархи Антиохийского и К-польского патриархов - митрополиты Сайднайский Симеон и Триполийский Дорофей Дау (впосл. Антиохийский патриарх Иоаким V ). Зимой 1578/79 г. им удалось примирить враждующие стороны. Экзархи подтвердили привилегии савваитов и, видимо, в качестве ответной уступки поддержали передачу Патриаршества Софронию. В мае 1579 г. к иерусалимскому кади поступило прошение о признании патриаршего сана Софрония; под документом стояли подписи всех палестинских архиереев и лидеров местной правосл. общины, кроме И. В нач. 80-х гг. XVI в. ухудшилось положение Вифлеемской кафедры, страдавшей от поборов властей и не имевшей средств на необходимый ремонт храма Рождества Христова. И. принял решение отправиться за милостыней к рус. царю Иоанну IV Васильевичу Грозному. В июне 1582 г. он покинул Св. землю с рекомендательными грамотами Иерусалимского и Александрийского патриархов, в окт. посетил К-поль, где получил грамоту от К-польского патриарха Иеремии II. На 6 месяцев И. был задержан в Молдавском княжестве, в сент. 1583 г. прибыл в Чернигов. 1 дек. И. был принят в Посольском приказе в Москве, рассказал о положении Иерусалимской Церкви и бедствиях своей кафедры. И. поднес в дар царю часть мощей (руку) мч. Елевферия. Из-за смерти Иоанна Грозного и последовавшего за ней внутриполитического кризиса пребывание И. в России затянулось: он был отпущен в Палестину с милостыней (более 150 р. и 40 куниц) только 1 сент. 1584 г. На обратном пути И. несомненно должен был встретиться с находившимся в К-поле Антиохийским патриархом Иоакимом V, к-рый, вероятно, именно под влиянием И. также принял решение о поездке за милостыней в Россию, состоявшейся в 1586 г.

http://pravenc.ru/text/468887.html

Монастырь Ставроникита (Афон) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… История [ править править код ] Своё название монастырь Ставроникита (греч. Μον Σταυρονικτα) получил от предания о том, что на его месте когда-то жил отшельник Никита, изготавливавший кресты (Ставроникита — значит «крест Никиты»). Первоначальная обитель была посвящена Иоанну Крестителю, но была полностью разрушена в эпоху Крестовых походов. Современный монастырь основал константинопольский патриарх Иеремия I. Благодаря обретению на его месте иконы Николая Чудотворца XIII-XIV вв. соборный храм был освящён во имя этого святого. Современное состояние [ править править код ] Главный соборный храм монастыря, посвященный Святому Николаю, – самый малый из соборов всех афонских монастырей. Он был построен в середине XVI века на месте более раннего собора Богородицы. Собор находится к востоку от монастырского двора. Он располагает очень ценными фресками критской школы, автором которых являются знаменитый живописец Феофан Критский и его сын Симеон (1546). На территории Ставроникиты пять параклисов: Иоанна Крестителя, праведной Анны, Архангелов, в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник», мч. Елевферия. Ставроникитскому Монастырю принадлежат также 33 каливы в селении Капсала и 4 кельи в Карее. Совершить виртуальную экскурсию по монастырю Святыни [ править править код ] В соборе монастыря (в правой проскиниме) хранится известная чудотворная икона «Стридас» – мозаичный образ святителя Николая Чудотворца . С обретением иконы связано предание. В XVI веке рыбак выловил образ из моря, вероятно, его выкинули иконоборцы в IX веке. Более 700 лет пролежала икона в воде, но при этом прекрасно сохранилась. На лике святителя была раковина, когда ее отделили, то на этом месте осталась язва, как на теле. Из раковины было сделано блюдо для Богородичных просфор и панагия, переданная в дар Патриарху всея Руси Иову , затем затерявшаяся во время революции. В левой проскиниме имеется икона Иоанна Крестителя (второй покровитель монастыря), которому по преданию был посвященный храм.

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Став...

Первая настенная роспись, выполненная З. З. в кон. 30-х гг. XIX в. на своде над источником при ц. Благовещения (Асеновград), отличается композиционной стройностью. Между 1839 и 1841 гг. он создал 2 стенописных образа вмч. Георгия Победоносца (сохр. только над вратами во дворе метоха Бачковского мон-ря (см. Петрицонский мон-рь ) в Асеновграде). В 1840-1841 гг. вместе с учениками расписал притвор Архангельской и Никольскую ц. Бачковского мон-ря. На вост. стене Никольской ц. написал композицию «Страшный Суд», в к-рую включил изображения болг. чорбаджиев с женами в парадных национальных одеждах, спускающихся в ад. Впосл. этот прием, производивший впечатление на современников, он использовал неоднократно. На вост. стене открытой галереи мон-ря З. З. представил образы игуменов обители Анании и Матфея и автопортрет художника в полный рост. Расписал также соборы Рильского (1844; ктиторские портреты Теодора Дугана с матерью Радой и митр. Иеремии), Плаковского (1845), Долнобешовицкого (1845), Троянского (1847-1848), Преображенского (Велико-Тырново; 1847-1849) и Троицкого (Велико-Тырново, 1851, росписи погибли при землетрясении в 1913) мон-рей. Вершиной творчества З. З. считаются росписи в галерее и на стенах Успенской ц. Троянского мон-ря. В масштабной по объему композиции представлены как однофигурные, так и сложные многофигурные евангельские сцены, а также неск. групповых портретов ктиторов и первые в болг. живописи образы рус. святых (князей Бориса и Глеба, Димитрия, митр. Ростовского). В росписи Преображенского мон-ря включены образы болг. святых патриархов Евфимия, Иоакима и Иоанна Тырновских; в подписи к автопортрету З. З. отметил, что он болгарин. Для иконостаса собора этого мон-ря он создал иконы «Преображение», «Арх. Михаил», «Пресв. Богородица», «Иисус Христос», «Св. Иоанн Рильский». В 1851-1852 гг. на Афоне З. З. расписал ц. Преображения Господня при болг. корпусе в Карее, создал 15 икон (среди них «Преображение», «Пресв. Богородица», «Христос» и др.), а также расписал нартекс собора в Великой Лавре, упомянув в подписи свое имя, национальность и место рождения. После 1852 г. З. З. вернулся в Самоков и в основном писал портреты.

http://pravenc.ru/text/182661.html

Разделы портала «Азбука веры» Сборник христианских проповедей Оглавление Рождественский пост Сегодня мы вступаем в сорокадневный Рождественский пост. Заповедь о посте — самая древняя. Еще в раю Господь запретил людям вкушать определенную пищу: плоды дерева познания добра и зла. Впоследствии постились все святые, пророки, подвижники, Даниил, Моисей и другие. Когда согрешил царь Давид, то, обличенный пророком Нафаном, он наложил на себя строжайший пост: босой, в нищенской одежде, с головой, посыпанной пеплом, усердно и долго молился великий царь. За пост и молитвы Господь вернул сми¬ренному Давиду дар пророчества. В 10й главе библейской книги Даниила описывается, как этот пророк наложил на себя трехнедельный пост. Он пишет: «Вкусного хлеба я не ел; мясо и вино не входило в уста мои…» ( Дан. 10:3 ). Этим он так умилостивил Господа, что на берегу реки Тигр Вседержитель во славе явился ему ( Дан.10:4-21 ). В другой раз в награду за такой же пост и смиренные молитвы Даниилу явился Архангел Гавриил и предсказал, что через 490 лет родится Спаситель, будет проповедовать три с половиной года, будет убит и воскреснет — израильтяне же за распятие Сына Божия подвергнутся страшной участи. В результате войны Иерусалим будет разрушен, а жителей отведут в плен ( Дан.9 ). Святые отцы поведали нам, что пост открывает Небо и Ангелы сходят к душам постящихся. Даже пост язычников, повествует Библия, принимал Господь. Согрешили ниневитяне — и город их, обреченный на гибель, был помилован Господом и сохранился ( Ион.1:2 ;3 и др.). Сам Господь Иисус перед Своим мессианским служением 40 дней провел в пустыне в посте и молитве. Затем, как повествует Евангелие и другие многочисленные места Священного Писания, постились Апостолы, преподобные, праведные, все христиане ( Мф.9:15 ; Деян.13:2 и др.). Постимся и мы. Однако не всегда пост угоден Богу. В 14й главе книги пророка Иеремии рассказывается, как страшная засуха поразила Израиль. Сохли деревья, погибали животные, страдали люди. Евреи наложили на себя строгий пост. Однако через великого пророка Господь открыл им, что не примет поста их и вопль их не будет услышан за то, что они ходят в ненависти друг к другу и нет мира в сердцах их.

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

По Библии он считается ангелом-хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесен на Небо Архангел Гавриил  (с еврейского — муж Божий) Один из высших ангелов, в Ветхом и Новом Заветах является, как носитель радостных благовестий. Священнику Захарии он возвещает в храме, при возношении курения, о рождении Иоанна Крестителя, Приснодеве в Назарете — о рождении Спасителя мира. По Библии он считается ангелом хранителем избранного народа. Каббалисты считают его учителем патриарха Иосифа; по учению магометан — от него Магомет получил свои откровения и им же унесён на Небо. На иконах изображается со свечей и зеркалом из ясписа в знамение того, что пути Божии до времени не бывают ясны, но постигаются через время путём изучения слова Божия и послушания голосу совести. Церковь прославляет его 26 марта и 13 июля  (старый стиль). Упоминается в канонических книгах: Дан. 8:16 и 9:   21; Лк. 1:9 и 26. Благовещение Пресвятой Богородицы Святой Архангел Гавриил, как поясняется в «Руководстве к написанию икон», «изображается держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечею, а в левой каменное зерцало». (Фартусов, стр. 226). Это зеркало из зеленого ясписа (яшмы) с черными и белыми пятнами на нем, освещаемое светом истины, отражает хорошие и дурные дела народов, возвещает людям тайны Божия домостроительства, спасения человечества. Имя Гавриил, полученное Архангелом от Бога, означает по-русски Крепость Божия или Сила Божия . Читайте также: Задать вопрос священнику Здравствуйте. Скажите, пожалуйста, есть ли в христианстве такие Архангелы: Архангел Чамуил, Архангел Задкиил, Архангел Иофиил? Спасибо. Надежда.   Отвечает священник Михаил Самохин: Здравствуйте. Надежда! В Православии Архангелов с такими именами нет. В канонических книгах Священного Писания упоминаются Архангелы Михаил и Гавриил. В апокрифе «книга Еноха» упоминаются Архангелы Варахиил, Селафиил, Иегудиил, Рафаил, Уриил и Иеремиил. Имена Архангелов, которые приводите Вы относятся к каббалистической ангелологии, то есть в учении об Ангелах поздней иудейской традиции, существовавшей параллельно с христианством.

http://pravmir.ru/arxangel-gavriil/

Архив Пн Слово архимандрита Павла (Григорьева) при наречении во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии 26 декабря 2015 г. 21:02 26 декабря 2015 года, по окончании всенощного бдения в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве, в Тронном зале соборного храма Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл возглавил  чин наречения архимандрита Павла (Григорьева) , клирика Новосибирской епархии , во епископа Колыванского, викария Новосибирской епархии. При наречении архимандрит Павел обратился к Предстоятелю Русской Православной Церкви и сослужившим Его Святейшеству иерархам со ставленническим словом. Ваше Святейшество, Святейший Владыка и милостивый отец! Досточтимые архипастыри! Ныне совершается Божественная воля, призывающая меня немощного к архиерейскому служению. Сознавая свое недостоинство и неопытность, я готов с пророком Иеремией возопить: «Господи, се, не вем глаголати, яко отрок аз есмь» (Иер. 1:6), но страшась преслушания и всем сердцем желая послужить Матери-Церкви, отвечаю на божественный призыв словами пророка Исаии: «Вот я, пошли меня» (Ис. 6:8). Ваше Святейшество! Позвольте мне выразить Вам и Священному Синоду свою сыновнюю сердечную благодарность за призвание меня на поприще архиерейской деятельности. Исполнять это нелегкое послушание мне будет помогать Ваш пример самоотверженного служения Богу и Его Святой Церкви. Вспоминая свою жизнь и видя непрестанное попечение обо мне Божественного Промысла, восклицаю вместе с Царственным Псалмопевцем: «Воспою Господеви благодеявшему мне и пою имени Господа Вышняго» (Пс. 12:7). Благодарю Господа за то, что на протяжении всей моей жизни Он посылал мне усердных и мудрых наставников, истинных пастырей. Искренне благодарю своих родителей, которые дали мне жизнь, воспитание и образование, явили первые уроки благочестия и трудолюбия, а затем благословили меня на иноческий путь. Избрав монашество, я оказался в далекой Сибири, в начинающем свое бытие Михаило-Архангельском мужском монастыре. Здесь, в сибирской глубинке, в нелегкое для всей страны время, среди суровых морозов и бурных ветров в усердной молитве и напряженных трудах подвизалась молодая монашеская община, восстанавливая порушенные церкви и созидая невещественные храмы в монашеских сердцах.

http://patriarchia.ru/db/text/4306785.ht...

В виду активных выступлений в прессе и в проповедях митрополитов Пирейского Серафима и Калавритского Амвросия, осуждавших позицию Константинопольского Патриархата в отношении инославных, а также обвинявших прошедший летом на Крите собор в уклонении от Православия, некоторое время назад Предстоятель Константинопольской Церкви Патриарх Варфоломей направил письмо на имя Блаженнейшего Архиепископа Афинского Иеронима, в котором просил повлиять на вышеуказанных иерархов, грозя в противном случае отлучить их от евхаристического общения. Реакцией на это, а также на прошедший в ноябре этого года Архиерейский Собор Элладской Церкви и стало открытое письмо митрополита Гортинского и Мегалопольского Иеремии, которое было разослано иерархам Элладской Церкви и опубликовано в различных интернет-изданиях .      С 19 по 26 июня в Колимвари на Крите проходил собор, который был назван «Всеправославным Святым и Великим». Мне известен ваш интерес к этому собору, потому что вы и во время частных встреч спрашивали меня, а я говорил, что отвечу всем сразу. Именно это, исходя из своего долга, как ваш епископ, я сейчас и делаю. 1. Прежде всего, должен сказать то, что вы и сами знаете: Церковь высказывается на соборах. Да и вы, священники вместе со своей паствой, мирянами, собираете соборы, и какие… соборы! – Божественной Литургией называется этот собор, потому что, согласно этимологии, это «народное дело». Вам известно, что без мирян нельзя совершать Божественную Литургию. Вот этот собор – Божественная Литургия – и есть настоящий Святой и Великий Собор . Святой , потому что по вашим, священническим молитвам, к которым добавляются и молитвы верующих, во время песнопения «Тебе поем…» сходит Дух Святой, причем не только на Дары, находящиеся на Святом Престоле, дабы преложить их в Тело и Кровь Христовы, но и на все собрание (Собор) верующих. Так и говорится в молитве на освящение: «Низпосли Духа Твоего Святаго на ны, и на предлежащия Дары Сия». А Великим Собором Божественная Литургия является потому, что, хотя у вас в деревнях в храм и приходят пять бабушек, но на Божественной Литургии предстоят «тысящи Архангелов и тмы Ангелов…», как мы произносим в соответствующей молитве.

http://pravoslavie.ru/99476.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010