Роман 20 ноября 2019, 23:54 Андрею Филатову! Андрей, книга св.Дионисия - !неоплатонической сочинение, написанное Петром Ивером! Имеет много параллелей с эннеадами Плотина, прочитайте интересную статью в книге Философия Давида Непобедимого ЕленаИлона 8 ноября 2018, 12:53 Примирение Бога с человеком или человека с Богом? Это человек отпал от Бога и он должен с Ним примиряться а не наоборот. Опечатка или я что-то неверно понимаю? Фаина 20 ноября 2016, 20:03 Архангелы Господни - Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил и все небесные силы бесплотные, служащие Богу! Умоляю вас помочь нашей семье бороться со грехами, здравия душевного и телесного, заступничества и ходатайства за нас перед Господом. Аминь! Andrew Filatov 21 ноября 2014, 17:49 Денису. Чтобы понять православную точку зрения, обратитесь к первоисточнику - книге святого Дионисия Ареопагита " О небесной иерархии " . Николай Долганов 21 ноября 2014, 13:14 Денис, как минимум одно из приведённых вами имён в книге Еноха не встречается. Что же касается вашего вопроса, то он немного бессмысленный. Разумеется, мы можем молиться хоть всем ангелам и архангелам, хоть отдельным, зная их имена. Однако, если вы хотите использовать для определения имён не канонический текст Библии, а апокрифы, то, простите, это уже попахивает колдовством, а не молитвой. Это из разряда " я узнал из древней рукописи, что имена пяти ангелов - Вася, Петя, Шура, Дима, Аристарх. Родит ли ослица козлицу, если я буду им молиться? " . Ну вот как-то так. Вопрос практики богослужения ангелам, имена которых указаны в книге Еноха я оставляю более сведущим людям. Михаил, Гавриил - точно. Есть даже молитва, основанная на словах Архангела Гавриила. Возможно, что есть аналог и для Михаила - я не книжник, чтобы знать наверняка. Молитвы Рафаилу и Уриилу присутствуют в сетевых молитвословах православной направленности. Последние три имени вообще трудно найти. Денис Чернышев 17 июля 2014, 07:53 Добрый день! Подскажите, не однажды встречаю такую информацию: " Система 7 архангелов - старая традиция в Иудаизме, Христианстве и Исламе. Самое раннее обращение к этой системе была в книге Еноха, где были перечислены следующие имена: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Рагуил, Зерачиил и Рамиил. (И далее разъясняются особенности служения каждого Архангела) " . Используются ли эти имена в Православной богослужебной практике и благословляет ли наша Церковь обращаться именно к этим Архангелам поименно в молитве? Спасибо!

http://pravoslavie.ru/49927.html

29 декабря в трапезе Спасской Церкви пред Спасским священником Иваном Романовым, иеромонахами архангельского монастыря Корнилием, Иоасафом и Пименом и Воскресенским свят. Иудою Соломбалец Стефан Варакин сказал, что 21 августа внук его Иван, младенец 3 лет, упал на землю и оттого у него рука заболела и «сам сделался болен». Стефан со всем домом своим промолились ночь и жена Стефанова Ксения обещалась «свечу поставить новоявленному чудотворцу, что положен в архангельском городе у церкви происхождения честного креста», и в том часе внук его бысть здрав 11 . Жена городского жильца Михаила Буйносова Марфа Васильева рассказывала, что весною лежала она в «утробной болезни» и явился ей во сне человек с постным лицом, «брада в проседь не велика, а риза на нем ряска багрова, а сам велик, в руках посох», и сказал «аз лежу в архангельском городе» и подал ей святой воды и она, той воды испив, встала утром здравою, кроме того являвшийся не велел ей никому о нем рассказывать, говоря: «имя бо мое будет известно по времени, егда Бог восхощет». Это видение было Марфе прежде перенесения мощей к церкви Происхождения честного креста, а за 2 (две) недели до Рождества Христова был болен у ней сын – младенец Иван глазами и лицо опухло: но когда она приложила его ко гробу преподобного, то младенец выздоровел 12 . Стрелец Роман Тимофеев 13 рассказывал еще о таковом же исцелении сына его Софрония, болевшего 34 недели «чревною болезнью»: когда отец принес его к новоявленному чудотворцу и пел молебен, то младенец выздоровел. Произведенные по сим случаям, «распросные речи» были подписаны Спасскими священниками Иваном Романовым и Федором Семеновым, иеромонахами Корнелием и Иоасафом, Воскресенским священником Иваном Федоровым, спасским диаконом Яковом Козьминым, вдовым священником Дмитрием Козьминым, Ермолаем Анфимовым, Кегостровским Ильинским священником Иеремием (за Стефана Варакина) и поданы в съезжей избе воеводе князю Буйносову-Ростовскому 14 . Сказания о пилении нового чудотворца «в архангельском граде» распространились далеко за пределы города.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

  В настоящее время в монастыре проживают более 60 монахов, большинство из которых люди преклонного возраста. В храме Владимира Путина приветствовал один из старейшин монастыря. Президент, в присутствии которого отслужили службу, поблагодарил братию за труд. " Спасибо за сохранение духовных ценностей и служение Господу, которому вы посвятили всю свою жизнь " , – сказал он.   После этого глава государства побывал в храме в честь Покрова Пресвятой Богородицы, в Успенском храме, в храме архангелов Гавриила и Михаила, где хранятся мощи святых. Он также поднялся на звонницу, колокол которой – самый большой на Балканах. По предложению настоятеля, Владимир Путин трижды ударил в колокол, звук которого разнесся над монастырем.   Президенту рассказали и о быте монахов. В частности, Владимир Путин посетил мастерские, в которых работает братия. Один из старейших монахов рассказал президенту, что работают они в основном на отечественном оборудовании Подольского завода. " Импортные машины есть, но они вышли из строя, – отметил он. – Машины морально и технически устарели, поэтому есть нужда их заменить " .   " Поможем обязательно с техникой, – пообещал президент. – Сделаем так, чтобы все работало " . После этого президент России по приглашению монахов посетил их кельи и несколько минут говорил с ними наедине. Президент беседовал с игуменом монастыря архимандритом Иеремией, который из своих 90 лет 30 живет на Афоне, а также с отцом Макарием, духовником братии, который живет на Афоне с 1987 года.   Справка: Святая гора Афон – хранительница традиций Православия. Недалеко от северной греческой столицы – города Салоники – находится Святая гора Афон, на которой расположены 20 монастырей единственной в мире православной монашеской республики. Афон – восточная часть " трезубца " полуострова Халкидики, выступающая в Эгейское море на 60 км /ширина 8-12 км/и занимающая площадь 360 кв км. В юго-восточной части горного хребта полуострова возвышается гора Афон (высота 2033 м ), которая и дала название всему этому автономному району Греции.

http://pravoslavie.ru/14482.html

Далее внутрь алтаря на второй арке, образующей полусвод горнего места, под самым ликом Эммануила Вы видите другую икону мозаическую Спасителя, называемую Деисус, с двумя предстоящими: Богоматерью и Предтечею; все три лика в трех кругах. Это уже более присное человечеству изображение Господа славы, не только как Эммануила, с нами сущего Бога, но и окруженного родствеиными ему ликами Божией Матери и великого Предтечи, в наклонном пред ним молитвенном положении, что выражается самым названием Деисуса от Греческого слова ϑηαις молитва . Тут уже небесная слава Эммануила представляется доступною нам, за коих пострадал Он, во всем уподобившись братии своей, по словам Апостола: Сам искушен быв, может и искушаемым помощи 19 . Под сею второю аркою, в полусводе горнего места, представляется взорам сама Предстательница рода Христианского. Она стоит на твердом камени заповедей Господних с воздетыми к Нему руками, осеняя мир Своим покровом, на коем сияют три звезды. Замечательны символические изображения иконы Премудрости в Киеве и Новгороде, но едва ли не древнее Новгородская: ибо там никогда не прекращалось богослужение в храме со времени его создания, тогда как Киевский собор оставался многие годы в совершенном запустении, и в это время утрачена была древняя подлинная икона; она заменена новейшею более в духе богословском, нежели символическом. Матерь Божия с Божественным младенцем на руках представлена в храме на семи ступенях, из коих каждая выражает какую-либо богословскую добродетель: веру, надежду, любовь и проч.; Она в лучах солнца и стоит на луне. По сторонам ее на ступенях стоят с правой стороны четыре великих пророка: Исаия, Иеремия, Иезекииль с храмом в руках и Даниил, а с левой: Моисей со скрижалями, Аарон с жезлом расцветшим и Давид Богоотец с псалтырью: над семью столбами храма сияет лик Господа Саваофа с семью архангелами, и надпись Греческая: «Премудрость созда себе дом и утверди столпов седмь». И так здесь название св. Софии относится как бы прямо к лицу Богоматери, хотя и есть знамение Божественного младенца на лоне Ея. В Новгороде, напротив, символика гораздо более соответствует Византийскому типу, и самый смысл ее изобличает подлинник. Сам Господь, Слово и Премудрость Отчая, по слову Пророка Исаии, представлен в образе Ангела великого совета, восседающим на престоле, который утвержден на семи столпах и на камне; а для того, чтобы не усомнились, что это действительно сам Господь ангелов, а не ангел, то над главою Сидящего виден малый лик Эммануила, и еще выше евангелие, раскрытое на алтаре, как истое слово Божие, пред коим преклоняются ангелы. У Исаии сказано 21 : Отроча родися нам, Сын и дадеся нам, и нарицается имя Его: велика Совета Ангел, Чуден, Советник, Бог крепкий, Властелин, Князь мира, Отец будущего века. Посему и олицетворена таким образом Премудрость, а по сторонам ее стоят послужившие ей ближайшими на земле орудиями: Матерь Божия с знамением Предвечного младенца в лоне Своем, и Предтеча, стоявший на грани обоих заветов.

http://azbyka.ru/otechnik/Andrej_Muravev...

Замечательна здесь псалтирь, которая будто бы была собственностью св. Иоанна Златоустого. Кроме соборного храма есть ещё параклисы: 1) Введения Пресвят. Богородицы; 2) св. Архангелов; 3) св. великомуч. Димитрия; 4) св. великомуч. Георгия Победоносца и 5) св. священномуч. Елевферия. Вне монастыря 11 церквей.     Иеросхим. Сергий Веснин. Письма святогорца. 1844 г., Афонская Гора. Русский монастырь   Монастырь Ставроникита, в котором я ноче вал, греческий - есть, впрочем, часть здесь и малороссиян, которым предоставлен для рус ской службы небольшой параклис (церковь). Настоящий монастырь основан Константино­польским Патриархом Иеремиею в 1653 году     Местность монастыря красива. С южной сто роны он окружен огородными нивами, а с запа да расположен пред ним фруктовый сад. Тополь остается исключительною редкостью последне го, потому что здесь только и мог я заметить это красивое дерево; в прочих местах Святой Горы не встречал.   Вид отсюда на Афон - открытый. Самый монастырь, впрочем, очень сжат и тесен. Малороссияне как ни предубеждены против москалей, но нас приняли здесь очень хорошо и в духе искреннего странноприимства.   Чай и лозное были лучшим утешением для утомив шейся плоти нашей. В особенности первый, то есть чай, ныне входит в состав необходимостей нашей афонской жизни, конечно, по нашей родо вой к нему привычке в России.    Самые греки, крайне дивившиеся поначалу чайной нашей прихоти и за редкость передававшие своим еди­ноплеменникам, что русские «огонь пьют», не прочь от чашки чаю, особенно в случае хворости или холоду. Бывает, что, оставляя флитжани своего ароматного каве (кофе), они приходят к нам в холодные дни осени и зимы и, морщась, приговаривают:   - Крио! Поли крио! Чай тора полла кала! (Холодно, очень холодно! Чай теперь - пре красное дело!)             Предание- www.isihazm.ru На Капсале недалеко от монастыря жил отец Тихон Русский         .....После Карули он перешел на мыс Капсалы (выше Калиагры), в келлию, принадлежавшую монастырю Ставроникита, и принял на себя заботу об одном старце. Когда этот старец умер, он, взяв у него заранее благословение, остался жить в его каливе. С тех пор он не только не ослабил своих духовных подвигов, но еще больше их усилил, за что и получил обилие благодати Божией, подвизаясь с ревностью и великим смирением.

http://isihazm.ru/1/?id=514&c_pid=2

И будто бы некие люди спросили Даниила о его словах: «воздвигнет Бог Небесный царство, которое вовеки не разрушится», – и никто не знает, когда Бог его воздвигнет. Но если люди допытываются о времени царствования земного смертного царя – насколько важнее и желаннее им узнать время прихода Небесного Бессмертного Царя! И Даниил с дерзновением и открыто рассказал все, что он явственно увидел от архангела Гавриила и что точно узнал от него: «Знайте и разумейте: с того времени, как выйдет повеление о восстановлении Иерусалима, до Христа Владыки семь седмин и шестьдесят две седмины» (См. Дан. 9, 25 ). Что значат слова: «когда выйдет повеление»? Пророк говорит о последнем повелении Дария, царя Персидского, он же Артаксеркс, о восстановлении Иерусалима – с того времени до Христа Владыки 7 седмин и 62 седмины, а не от повеления Кира о восстановлении Иерусалима: тогда были отпущены Киром Иисус Иоседеков, Зоровавель и Ездра, чтобы восстановить город и храм, но соседние народы не позволили им начать это дело, вплоть до времени царствования Дария Артаксеркса. При этом Иисусу, Зоровавелю, Ездре и Неемии было приказано завершить храм и город в шестой год царствования Кира. В тот год исполнилось 70 лет после пленения, о чем предсказал Иеремия, и весь народ иудейский был отпущен; с того времени считаются 7 седмин и 62 седмины до Христа Владыки; седмины эти – не недели, ибо в неделе 7 дней, а в этой седмине 7 лет; и этих седмин 7 и 62, всего – 483 года. Ангел потому исчисляет седминами, а не просто годами, что у иудеев это число почитается и считается самым уважаемым из чисел. Так, в книге Исход написано: «Сказал Господь Моисею: объяви сынам Израилевым: пусть насчитают себе семь раз по семи лет, ...и вострубите трубой... по всей земле на следующий год» (Ср.: Лев. 25, 1, 8–9 ). Много и других свидетельств приводится в Священном Писании о числе 7. И пусть не говорят, что пророк неопределенно сказал о седминах: его слова можно истолковать так, а можно иначе. Да не будет сказана такая нелепость! Известно, что пророк предсказал истинно, и это подтверждено многими известными летописцами, в особенности Иосифом (Флавием.), иудейским философом, многоученым епископом Памфилийским Евсевием, великим Никифором, патриархом Константинопольским и исповедником, и премудрым Григорием мнихом, написавшим книгу «Хронограф».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Volotski...

Изданные Зальценбергом, а отчасти и не изданные, но только указанные им мозаики Софии, дают следующее понятие о расписании этого храма. В куполе изображен был Господь Вседержитель 72 , в парусах сводов – херувимы. В алтарной апсиде изображение Влахернской Богоматери на троне, с благословляющим Младенцем на руках; на южной стороне свода пред алтарною апсидою – ангел с державою и скипетром. На южной стене храма вверху над окнами святители: Анфим еп. Никомидийский, Василий Великий , Григорий Богослов , Дионисий Ареопагит , Николай Мирликийский и Григорий просветитель Армении. Выше представлены были пророки, из которых уцелел один Исаия. На северной стороне, в соответствии с южною, сохранились лишь пророки Иеремия, Иона и Аввакум. Все они изображены в строго-византийском стиле, во весь рост, с греческими надписями, с золотыми нимбами; святители в фелонях, с благословляющими десницами и Евангелиями в шуйцах, с короткими волосами; пророки в плащах, со свитками; на восточной перемычной арке в челе медальонное изображение уготования престола с Богоматерию и Предтечею по сторонам: ниже – Иоанн Палеолог; внутри западной арки медальонное изображение Богоматери с благословляющим Младенцем и по сторонам его – апостолы Петр и Павел. На южной стороне гиниканитов в куполе – сошествие Св. Духа. В нарфиксе, над царскими дверями изображение Спасителя на троне; по сторонам Его медальонные изображения Богоматери и архангела, у ног – коленопреклоненного императора. Вот и все, известные доселе, мозаики св. Софии. Ни идея купола, ни алтаря, ни средней части храма не выражены здесь надлежащим образом; событий Евангелия нет, между тем как появление в иконографии по крайней мере многих из них, предшествует VI-мy столетию; личность Спасителя не выступает с полною определенностию и подробностями, между тем как она в иконографии того времени занимала наиболее видное место: Евангелие прежде других источников древней письменности стало находить свое выражение в искусстве. Изображения Спасителя на руках Богоматери, в куполе в картине сошествия Св.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Прп. Стефан Дечанский, с житием. Икона. 1577 г. Иконописец Лонгин (мон-рь Дечаны, Сербия) Реже встречаются Ж. и. нек-рых святых, создававшиеся как храмовые по особому заказу («Прп. Антоний, с житием» кисти Эммануила Цанеса, 1645, ц. Панагии тон Ксенон, г. Керкира; «Св. Иоанн Пустынник, с житием», мастер Иеремия Палладас, сер. XVII в., Византийский музей в ц. Панагии Антивуниотиссы, г. Керкира; «Святые Косма и Дамиан, с житием», 1673-1674, Печская Патриархия). Существуют также единичные примеры Ж. и.: «Прп. Стефан Дечанский, с житием», мастер Лонгин (1577, мон-рь Дечаны). Следует особо отметить создание Ж. и. слав. святых, напр. прп. Иоанна Рильского (XVII в., Рильский мон-рь), прп. Гавриила Лесновского (2 иконы: ок. 1626 с 13 клеймами и 1808 с 14 клеймами, обе - в Лесновском мон-ре). В поствизант. иконографии получили особое развитие циклы деяний архангелов, преимущественно арх. Михаила (примеры см. в кн.: С. Buзahmujcku и nocmbuзahmujcku циклуси XI-XVIII век. Београд, 2004). В искусстве Греции и Балканских стран XVIII-XIX вв., в период т. н. национального возрождения, житийная иконография обогатилась за счет появления новых сюжетов в традиц. циклах и расширения круга святых, чьи Жития активно иллюстрировались. Значительно чаще в этот период встречаются Ж. и. св. жен, напр. св. Параскевы Тырновской (1728, ризница Печской Патриархии, Косово и Метохия), вмц. Марины (мастер К. Шпатараку, сер. XVIII в., Галерея икон, Охрид). По-прежнему распространены житийные циклы свт. Николая Чудотворца, иногда в среднике он изображался на троне, как на иконе из мон-ря Филантропинон на острове оз. Янина (1801). В этот период также известны уникальные примеры Ж. и. святых (напр., «Св. Александр Воин, с житием», XVIII в., мон-рь Богородицы Прусиотиссы, Греция): композиционное построение клейм традиционно, но сюжеты могут располагаться рядом с фигурой святого на фоне. В Др. Руси Ж. и. была чрезвычайно популярна. Богатство идей и смысловых оттенков, разнообразие изобразительных вариантов позволяют рассматривать этот жанр иконописи как особое явление в национальной культуре.

http://pravenc.ru/text/182315.html

Михайло-архангельская церковь 1745 г. Здесь сохранилась исправленная фресковая живопись, исполненная в 1785 г., как видно из записи на стенах: «во славу святыя, единосущныя, животворящия и нераздельныя Троицы Отца и Сына и Св. Духа при державе благочестивейшия, самодержавнейшия, великия Государыни нашея Императрицы Екатерины Алексеевны всея России, при наследнике её благоверном Государе, цесаревиче и великом князе Павле Петровиче, при супруге его благоверной Государыне цесаревне Марии Феодоровне, и благоверных Государех, великих князех Александре Павловиче и Константине Павловиче, при благоверных Государынях великих княжнах Александре Павловне и Елене Павловне благословением преосвященнейшаго Павла 49 епископа Костромского и Галичскаго украсися сей храм в лето от Рождества Христова 1785 года. Писали в сей св. церкви града Костромы подрядчики мещане Иван и Лука дети Носковы, а мастера были – Сергей Окатов, Василий Носков, г-на Куломзина дворовые человеки, Петр Гаврилов, подмазчиком был Андрей Котохин. В лето от Р. X. зачата писать 1784 года июля 1-е, покончена 1785 г. августа 9 дня тщанием приходских людей». Иконографические темы росписи взяты из Евангелия и из сказаний об Архистратиге Михаиле: чудо в Хонех, явление Арх. Михаила сотнику; известное чудо о юноше, нашедшем клад, связанное с историей Дохиарского монастыря на Афоне и изображенное в стенописях нарфика Дохиарского собора, а отсюда перенесенное и в русские стенописи (ср. стенописи Николонадеинской церкви в Ярославле). Свержение сатаны, изгнание прародителей из рая. Валаамова ослица, Арх. Михаил охраняет тело Моисея, явление Арх. Михаила Иисусу Навину, убиение Голиафа и др. Это уже самые поздние из фресковых росписей в Костроме; наклон к фряжской живописи здесь уже определился вполне. В той же церкви находится икона Арх. Михаила в деяниях, XVII в.; икона воскресения Христова того же времени и Еммануил; в числе иконных привесок отметим: серебряный наперсный крест, три корсунских креста и два образка. Церковь Вознесенская. В притворе – иконы XVII в.: святителей вселенских и московских, Андрея Стратилата и Геннадия Костромского, ап. Андрея Первозванного и прор. Иеремии (из старого иконостаса). В теплой церкви – деисис поясной XVII в. В холодной церкви весь иконостас хорошей работы XVII в.: но исправленный: иконостас четырёхъярусный: 1) местные иконы, 2) праздничный ряд, 3) деисусный и 4) пророческий. Аналойная икона Владимирской Богоматери XVII в. Икона Зосимы и Савватия на правом клиросе того же времени. На столбах – большие иконы Неопалимой купины, Рождества Христова, Успения Богоматери, редкая икона Авраамия Галицкого, Иоанна воина и Феодора Стратилата – все XVII в.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Pokrov...

Охарактеризовав диалог между Антиохийской и Русской Церквами как важный фактор стабильности и мира в межправославных отношениях, Святейший Патриарх Кирилл напомнил, что Антиохийский Патриархат был в числе Поместных Церквей, отказавшихся от участия в Соборе 2016 года на острове Крит. «Русская Православная Церковь, сознавая, что Собор мог состояться только при единогласном решении всех Православных Церквей, предложила перенести сроки Собора, но когда это мудрое и смиренное предложение было отвергнуто, она вместе с братьями из Антиохии, Болгарии и Грузии отказалась от поездки на Крит. Этим поступком мы не хотели принизить значение Собора для тех Церквей, которые в нем принимали участие, но мы ясно заявили, что он не имеет всеправославного статуса», — отметил Предстоятель. «Такова реальность сегодня, и никому не следует на это гневаться. Мы можем гневаться только на самих себя, потому что Бог чего-то не дает нам по нашим грехам. И со смирением, сознавая свою слабость и свое несовершенство, мы все вместе должны стремиться к тому, чтобы преодолевались разногласия внутри православной семьи, чтобы возрастало всеправославное единство. Верим, что Господь поведет всех нас, всю Вселенскую Православную Церковь, по этому пути — не по пути новых разделений, как того хотят представители некоторых политических сил, но по пути возрастания в братской любви и единомыслии», — заключил Святейший Патриарх Кирилл. В дар подворью Святейший Владыка передал икону Воскресения Христова. Затем на площади перед храмом был совершен молебен Архангелу Гавриилу и возглашены многолетия Блаженнейшему Патриарху Антиохийскому и всего Востока Иоанну X и Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу. В завершение торжеств в храме св. вмч. Феодора Стратилата на территории подворья был дан прием в честь визита Святейшего Патриарха Кирилла. Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси Календарь ← 19 апреля 2024 г. (6 апреля ст.ст.) пятница Свт. Евтихия, архиеп. Константинопольского (582). Равноап. Мефодия, архиеп. Моравского (885). Прп. Платониды Сирской (308). Мчч. 120-ти Персидских (344–347). Мчч. Иеремия и Архилия иерея (III).

http://patriarchia.ru/db/text/4573142.ht...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010