Иконы храма святителя Николая в Кленниках (ФОТО) Один художник и искусствовед сказал мне как то, что фотографии современных святых очень часто бывают лучше, совершеннее их икон. 7 ноября, 2012 Один художник и искусствовед сказал мне как то, что фотографии современных святых очень часто бывают лучше, совершеннее их икон. Храм Святителя Николая в Кленниках расположен в самом начале московской улицы Маросейка, в нескольких шагах от выхода из станции метрополитена «Китай-город». Прот. Николай Чернышев: Как написать икону современника? ДЛЯ ПРОСМОТРА ГАЛЕРЕИ НАЖМИТЕ НА ПРЕВЬЮ Пресвятая Троица Господь Вседержитель Господь Вседержитель Благовещение Святой архангел Гавриил Святой архангел Гавриил Святой архангел Гавриил Рождество Христово Рождество Христово Распятие Воскресение Христово Воскресение Христово Сретение Господне Вознесение Господне Вознесение Господне Архангел Михаил Святитель Иоанн Златоуст Свт. Василий Великий свт. Василий Великий Апостол Павел Праотец Исаак Праотец Авраам Апостол Петр Апостол Петр Архангел Михаил Пророк Иеремия Пророк Иезекииль Пророк Иеремия Пророк Даниил Пророк Даниил Пророк Давид Праотец Адам Праматерь Ева Пресвятая Богородица Пресвятая Богородица Икона Пресвятой Богродицы Знамение Пророк Давид Пророк Иоанн Креститель Пророк Иоанн Креститель Вознесение Господне Вознесение Господне Пророк Исаия Пророк Исаия Пророк Моисей Пророк Иаков Праотец Ной Архангел Архангел Архангел Святой евангелист Лука Евангелист Марк Евангелист Марк Евангелист Иоанн Евангелист Иоанн Евангелист Матфей Евангелист Матфей Благовещение Благовещение Архангел Гавриил Благовещение Евангелист Марк Евангелист Лука Евхаристия Евхаристия Знамение Евхаристия У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей. Сейчас ваша помощь нужна как никогда. Поделитесь, это важно Выбор читателей «Правмира» Подпишитесь на самые интересные материалы недели.

http://pravmir.ru/klenniki-ikony-hrama/

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Архангел. Мозаика собора Св. Софии в Киеве. 1043–1046 гг. [греч. ρχγγελος - начальник ангелов], в небесной иерархии, описанной в «Ареопагитиках» (CH 9. 1), 8-й, предпоследний ангельский чин (см. в ст. «Ангелология» ). Слово «А.» в Свящ. Писании впервые появляется в 3-й Книге Ездры (4. 36), где с этим именем выступает ангел Иеремиил. Впосл. это имя воспринимается новозаветными авторами (Иуд 1. 9; 1 Фес 4. 16) и христ. лит-рой. Кроме арх. Иеремиила древнее предание, восходящее к ветхозаветным представлениям, называет по именам еще неск. А. Первое место среди них принадлежит арх. Михаилу (евр.  - кто как Бог). В Библии он именуется «вождем воинства Господня» (слав.      ) (Нав 5. 14-15), т. к. под его водительством ангельские силы выступили против диавола. «И произошла на небе война: Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе. И низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною...» (Откр 12. 7-9). В Книге пророка Даниила (12. 1) арх. Михаил изображен как «князь великий, стоящий за сынов» израильского народа, т. к. покровительство, оказываемое этому народу, составляло один из видов его служения людям. В новозаветные времена архистратиг Михаил признается покровителем и споборником «воинствующей Церкви», т. е. всех верных Богу, ведущих брань с силами зла. Еще одно имя А. - Гавриил (   - муж Божий или сила Божия) (Дан 8. 16; Лк 1. 19). А. с этим именем известен как служитель Божественных таин ( Athanas. Alex. Vita Antonii. 36; Ioan. Chrysost. Contr. anom. III 5; Areop. CH 8. 2). Он возвещает первосвященнику Захарии о рождении св. Иоанна Крестителя (Лк 1. 19) и Деве Марии о зачатии и рождении Иисуса Христа (Лк 1. 26-38). Имена четырех А. упоминаются в неканонических книгах Свящ. Писания: Рафаил (  - исцеление Божие) (Тов 3. 16), Уриил (  - свет или огонь Божий) (3 Езд 4. 1), Салафиил (   - молитва к Богу) (3 Езд 5. 16, 31) и Иеремиил (  - высота Божия) (3 Езд 4. 36). Два архангельских имени - Иегудиил (   - хвала Божия) и Варахиил (  - благословение Божие) - сохраняются в церковном Предании. Все эти А. совершают различные служения, особенности к-рых в основном отражены в их именах ( Orig. De princip. I 8. 1; Ioan. Chrysost. In synaxim archangelorum [spuria]//PG. 59. Col. 755). Поскольку по роду своего служения эти А. приближены к Богу, а 8-й чин находится в небесной иерархии, представленной «Ареопагитиками», на предпоследнем месте, по-видимому, они не входят в этот ангельский чин.

http://pravenc.ru/text/Архангел.html

Павел Михайлович Строев (1796-1876) Х. Епархия Рязанская Рязанская епархия древностью своей возводится к началу XIII века; но это требует разъяснений. Шестая из второклассных. I. Епископы Рязанские 1. Арсений , 1207–12. 2. Евфросин , 1225, 37. 3. Иосиф , 1284. 4. Василий , святой, † 1294. 5. Григорий , 1326, 40. 6. Кирилл , прежде 1353. 7. Василий хирот. 1356. 8. Афанасий , прежде 1378. 9. Феогност хирот. 15 авг. 1388. Упом. 1390. 10. Иеремия , Грек, 1390–92. 11. Феогност упом. 1396 и 1401; † 1407. 12. Сергий Азаков , из архим. Симоновских, в начале XV века. (1423?) 13. Иона , с 1433 по 1448; потом митрополит всея Русии. Святой. 14. Евфросин Звенец , 1455–61; † ... (? Рязанский и Муромский. Акт. Ист., I, 68). 15. Давид хирот. 1 февр. 1462, из казначеев митрополичьих. Упом. 1465. 16. Феодосий хирот. 8 дек. 1471 из архим. Чудова монастыря; в 1481, по болезни, оставил епархию. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. II. Епископы Рязанские и Муромские 17. Симеон хирот. в 1481 (духовник митрополита Геронтия); † 1496. Погребён в Рязанском Архангельском соборе. 18. Протасий хирот. 18 дек. 1496; оставил епархию в 1516; † в апр. 1520. 19. Сергий хирот. 12 февр. 1517 из архим. Спасо-Андрониева монастыря; по 1521. 20. Иона хирот. 23 мар. 1522 из архим. Юрьевских; по 1547. [† 1546 ... (sic).] Погребён в Архангельском соборе. 21. Михаил хирот. 22 апр. 1548 из архим. Чудова миря; † 1551. Погребён в Архангельском соборе. 22. Кассиан , из архим. Юрьевских?, упом. с 1551; в начале 1554 лишён сана и сослан в Кириллов Белоезерский мнтрь († там 21 окт. 1556). 23. Гурий Лужецкий 17 мар. 1554 хирот. из игум. Троице-Сергиевских; по 1562. Погребён в Архангельском соборе. 24. Филофей в 1562 хирот. из архим. Симонова монастыря; в исх. 1568 (или в начале 1569?) лишён сана. 25. Сергий , в 1569–72. Феодосий Вятка (Опис. Рум. Муз., 784. Сравн. Троицкую Сергиеву Лавру). 26. Леонид Протасьев в 1573 хирот. из игум. Иосифова монастыря; отрешён в начале 1586. III. Архиепископы Рязанские и Муромские

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Архангельск. Михайло-Архангельский монастырь. Собор Михаила Архангела. Михаило-Архангельский собор на Быку /// Объект утрачен Собор.  Утрачен.   Престолы: Михаила Архангела Год постройки:Между 1685 и 1689. Год утраты:1930 (снесён) Архитектор: Ф. М. Шилин Адрес: Архангельская область, г. Архангельск, улица Набережная, около домов 6 корп.1 и 4 корп.1, чуть в сторону реки. Координаты: 64.526569, 40.559375 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Ансамбль Архангельского монастыря формировался на протяжении нескольких столетий. Первоначально весь монстырь был деревянным. О количестве его построек можем судить по сохранившейся описи 1683 г. Соборная Михаило-Архангельская церковь имела северный придел во имя святых Бориса и Глеба и южный придел во имя мч. Мины. К югу от собора незадолго до 1684 г. была срублена теплая Покровская церковь с трапезной и келарской. Между ними находилась колокольня, в ограде: 2 игуменских кельи, 8 братских, хлебная келья, поварня, кузница со всей снастью, амбары для соли, амбары для " палтуса, трески " , погреб квасной. За оградой находились хозяйственные постройки: поварня квасная, мельница ветряная, келья служебная, дворы конюшенный и коровий, а также пашни, на которых высевалось до 14 мер ржи и ячменя. Около монастыря имелась пристань для судов и рыболовные тони. В 1685-1689 гг. на месте деревянного собора подмастерьем каменных дел М.А. Лохоцким был сооружен каменный Михаило-Архангельский собор (освящен 17 сент. 1699 г. Архиепископом Холмогорским и Важским Афанасием при игумене Иеремии). Собор возвели на пожертвования, которые собирались не только в Архангельске, но и в Москве, и на средства вкладчиков, в числе которых были цари Петр и Иоанн Алексеевичи. В этом первом каменном храме Архангельска соединились черты общерусских и местной школ каменного зодчества XVII в. Краткое описание монастыря 1711 г. отражает изменившуюся планировочную структуру ансамбля. Очевидно, в период каменного строительства была перестроена ограда монастыря. " На оградной стене на вратах " была построена новая деревянная церковь в честь Грузинской иконы Божией Матери. На прежнем месте стояли обветшавшая церковь Покрова Богородицы и колокольня. Все 3 храма имели " окончины слюдяные под железом " .

http://sobory.ru/article/?object=37860

8. Вторник. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила . Приводим порядок совершения бденной службы Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Бесплотных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Бесплотных, глас 6-й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния...». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – Бесплотных, глас 4-й: «Огненными устнами...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм...». На стиховне стихиры Бесплотных, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8-й: «Яко чиноначальник...». По Трисвятом – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Бесплотных. Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. Седален Бесплотных по полиелее, глас 8-й: «Небесных чинов наставник...». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4-й: «Ангельстии чини...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Бесплотных, глас 4-й: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный»; стих: «Благослови, душе моя, Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело». Евангелие – Бесплотных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Архангелов...». Стихира Бесплотных, глас 6-й: «Ангели Твои, Христе...». Каноны: Богородицы на 6 (ирмосы по дважды) и Бесплотных (два канона) на 8. Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 8-го гласа (см. третий канон на утрене).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-21/

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Собор Архангелов. Трапезная монастыря Дионисия на Афоне. Фреска, 1603 г. Во главе бестелесных Сил Небесных - архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. В медальоне - изображение Христа Еммануила. Ниже, поверженным в пропасть, представлен бывший " ангел Света " Люцифер. На свитке, раскрытом возле медальона Христа, начертаны слова: Я видел сатану, спадшего с неба... (Лк. 10,18). Файл 11591.jpg:   Размер: 965x1024, 0.99 MPix, 325 Kb. Дата: 2010-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1781) , (151) . Описание: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Файл 12448.jpg:   Размер: 300x373, 0.11 MPix, 82 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1459) , (124) . Описание: Собор трех архангелов: Гавриила, Михаила, Рафаила. Католическая икона (?) В годовщину освящения древней базилики св. Архангела Ми­хаила в Риме Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения. Архангел Михаил (что значит: «Кто как Бог?») одержал по­беду в битве со злыми духами и продолжает поддерживать людей в борьбе со злом (Откр 12,7-9). Архангел Гавриил («Сила Божия») многократно передавал людям по­ручения от Бога (Дан 8,15; Лк 1,11). Он благовестил Пресв[...] Файл 12449.jpg:   Размер: 800x634, 0.51 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 7 (1416) , (123) . Описание: Икона " Собор Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных с четырьмя евангелистами и избранными святыми " . Начало XIXb. Романовские письма. частное собрание Файл 12552.jpg:   Размер: 572x700, 0.4 MPix, 596 Kb. Дата: 2011-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1481) , (97) .

http://pravicon.com/icon-718-photo

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 ноября 2024 года 8. Четверг. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила . Приводим порядок совершения бденной службы Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. На великой вечерне «Блажен муж» – 1й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Бесплотных, глас 4й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Бесплотных, глас 6й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния…». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1й и глас 2й. «Слава» – Бесплотных, глас 4й: «Огненными устнами…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм…». На стиховне стихиры Бесплотных, глас 1й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8й: «Яко чиноначальник…». По Трисвятом – тропарь Бесплотных, глас 4й (дважды), и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Бесплотных, глас 4й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века…». Кафизмы 13я и 14я. Малые ектении. Седальны Бесплотных. Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. Седален Бесплотных по полиелее, глас 8й: «Небесных чинов наставник…». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4й: «Ангельстии чини…», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная…». Степенна – 1й антифон 4го гласа. Прокимен Бесплотных, глас 4й: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный»; стих: «Благослови, душе моя, Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело». Евангелие – Бесплотных. По 50м псалме: «Слава» – «Молитвами Архангелов…». Стихира Бесплотных, глас 6й: «Ангели Твои, Христе…». Каноны: Богородицы на 6 (ирмосы по дважды) и Бесплотных (два канона) на 8. Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 8го гласа (см. третий канон на утрене).

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Алешковская (Паденьга). Церковь Рождества Христова. Церковь. Не действует.   Престолы: Рождества Христова Год постройки:Между 1900 и 1904. Адрес: Архангельская область, Шенкурский район, Усть-Паденьгское с/п, д. Алешковская Координаты: 61.857736, 42.393144 Проезд:С М8 по указателю на Верхопаденьгу Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты Рождественская церковь д. Алешковская Приход получил название по реке Паденге. С 1677 г. в приходе существовала церковь, возможно, не первая. Церковь Рождества Христова построена на погосте в 1791 г. Деревянная, теплая. Церковь Рождества Богородицы, с приделом во имя свт. Николая, построена в 1801 г. Деревянная, холодная. Кладбищенская церковь в честь иконы Божией Матери " Всех скорбящих Радость " , построена в 1866 г. на средства приходского крестьянина из д. Климовской Александра Стефановича Леванидова. Холодная. В 1888 г. Александру Леванидову было преподано архипастырское благословение за усердие к благоустройству приходской кладбищенской церкви. В 1893 и 1894 г.г. в семи деревнях, близ дорог и выгонов, было поставлено семь новых крестов. Священники: Тимофей Кононов 1711-1752 г.г.; Иеремия Кононов по 1773 г.; Алексий Вальнев 1776 г.; Феодор Ядовин по 1782 г.; Иоанн Павловский с 6.7.1822; Иоанн Семенов Зуев по 22.4.1840; Михаил Димитриев Первушин 1.9.1840-1850; Иоанн Иоаннов Варфоломеев 1851-1859 г.г.; Иоанн Алексиев Сидоровский 8.1.1860-5.10.1870. Церковный староста: Андрей Близнин 1887 г. Краткое историческое описание приходов и церквей Архангельской епархии. Вып. 2. Архангельск, 1895. С. 44-48. Церковь Рождества Христова построена на средства потомственной почетного гражданина Ивана Степановича Леванидова. Закладка здания была осуществлена в 1900 году, строительство закончилось в 1904 году. Проект церкви разработал инженер Соколов в 1899 году. По проекту церковь предполагалась двухпрестольная (второй престол во имя Святого Иоанна Дамаскина). Во время строительства в 1903 году, по настоянию прихожан, был устроен третий придел во имя Святой мученицы Татьяны вместо предполагаемой по проекту ризницы.

http://sobory.ru/article/?object=25624

Ансамбль Сирин: Христос рождается, славите! Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 9 января, 2014 Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН Рождественские песнопения и колядки ансамбля СИРИН 16. Ирмос, тропарь и кондак празднику в народном роспеве Архангельской области Аудиоплеер 18. Я умом ходила, Фольклорный духовный стих украинского происхождения 19-го века Аудиоплеер Ансамбль древнерусской духовной музыки «Сирин» создан в октябре 1989 года Андреем Котовым – певцом, хормейстером и фольклористом, долгие годы занимавшимся изучением особенностей аутентичного пения русской средневековой музыки и народных песен. Ансамбль назван именем райской певчей птицы, что поет «неизреченные песни о спасшихся душах». Звучание ансамбля отличается особой манерой, в которой сочетаются приемы мастеров аутентичного пения, яркий, насыщенный обертонами звук и утонченная мелодическая эстетика. Ансамбль исполняет древнерусские богослужебные песнопения 15 – 18 веков: одноголосные распевы, раннее русское многоголосие, партесные концерты. Особое место в репертуаре ансамбля занимают духовные стихи. В разные годы в ансамбле были созданы программы: «Христос рождается, славите!» ( Богослужебные песнопения Рождественской службы 16 -17 веков, духовные стихи, христославия, народная драма «Смерть царя Ирода»), «Путник» (духовные песни бродячих лирников, народные распевы духовных стихов, авторские распевы «Сирина»), «Весна покаяния» (Песнопения Великого Поста 15 -18 веков, монастырские покаянные песнопения, духовные стихи) и другие. В 2010 году в Польше состоялась мировая премьера реконструкции древнего богослужебного чина «Пещное действо». «Сирин» сочетает активную концертную деятельность и участие в престижных международных фестивалях с исследовательской работой, театральными проектами, педагогикой, плодотворно сотрудничает с современными композиторами и режиссерами. Специально для него написаны сочинения: «Плач Иеремии», «Заповеди Блаженств», «Игры ангелов и людей» Владимира Мартынова, «Музыка для Рождества», «Слово» Павла Карманова, музыка к спектаклю «Шинель» Александра Бакши и другие.

http://pravmir.ru/ansambl-sirin-xristos-...

Арсений, святитель, архиепископ Суздальский и Тарусский (Апостол) († 1165, память в Неделю 3-ю по Пятидесятнице в Соборе Новгородских святых) Происходил Арсений из Греции. До приезда в Россию был архиепископом города Елассона (Элассона) в Фесалии. В 1587 году он был прислан от цареградского патриарха Иеремии во Львов, где преподавал в училище Львовского братства. При установлении патриаршества на Руси сопровождал патриарха Иеремию в Москву для поставления митрополита Иова в патриархи. С 1599 года жил в Москве при Архангельском соборе, имел титул «архиепископа Архангельского» и отправлял заупокойные службы по царским родителям. Во время нашествия поляков вместе с Патриархом Московским и всея Руси Ермогеном (память 17 февраля/2 марта; 12/25мая; 5/18 октября) претерпел осаду Кремля и польский плен. В ночь на 25 октября сподобился благодатного видения. Ему явился заступник земли русской преподобный Сергий Радонежский и сказал: «Встань и иди в сретение православному воинству. Молитвами Пресвятой Богородицы Господь очистил царствующий град от врагов». На следующее утро русские войска вступили в Кремль. После смерти Тверского архиепископа Феоктиста временно управлял Тверской епархией, а с 1613 года назначен самостоятельным ее архипастырем. С 1615 года – архиепископ Суздальский и Тарусский. Скончался 29 апреля 1630 года. Погребен в Суздальском соборе. Мощи его в 1668 году были найдены нетленными и положены в новый гроб. У мощей святителя служили панихиды за болящих детей. Преосвященный Арсений оставил свои записки на греческом языке, имевшие важное значение для изучения истории Смутного времени. Литература: Димитрий (Самбикин) , архиепископ. Месяцеслов святых, всею Русскою Церковию или местно чтимых: в 14 вып. – Каменец-Подольск, Тверь, 1892–1902, вып. 8, апрель. – С. 178–193. Виноградов И. А. Святитель Арсений, епископ Тверской. – Тверь, 1909. Толстой М. В. Рассказы из Истории Русской Церкви. – М., 1901. – С. 462, прим. Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 кн. – 3-е изд. – СПб., 1911, кн. 2. – С. 1458.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010