Апостолов от 70-ти: Патрова, Ерма , Лина, Гаия, Филолога (I). Святителя Григория, архиепископа Александрийскаго (IX). 6. Святителя Павла, архиепископа Константина града, исповедника (350). Преставление преподобнаго Варлаама Хутынскаго, Новгородскаго чудотворца (1192). Преподобнаго Луки, иконома Печерскаго, в Ближних пещерах (XIII). Святителя Германа, архиепископа Казанскаго (1567). Преподобнаго Варлаама Керетскаго (XVI). Мучениц Текусы, Александры, Полактии, Клавдии, Евфросинии, Афанасии и Матроны (III). Преподобнаго Луки Тавроменийскаго (800–820). 7. Святых мучеников иже в Мелитине: Иерона, Исихия, Никандра, Афанасия, Маманта, Варахия, Каллиника, Феагена, Никона, Лонгина, Феодора, Валерия, Ксанфия, Феодула, Каллимаха, Евгения, Феодоха, Острихия, Епифания, Максимиана, Дукития, Клавдиана, Феофила, Гигантия, Дорофея, Феодота, Кастрикия, Аникиты, Фемелия, Евтихия, Илариона, Диодота и Амонита (III). Преподобнаго Лазаря Галисийскаго (1053). Преподобнаго Зосимы Ворбозомскаго. Преподобнаго Кирилла Новоезерскаго, Новгородскаго (обретение мощей, 1649). Мученика Феодота корчемника (303). Мучеников Меласиппа и Касинии и сына их Антонина (363). Мучеников Авкта, Тавриона и Фессалоникии. 8. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил безплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Величание: Величаем вас, Архангели и Ангели и вся воинства, Херувими и Серафими, славящия Господа. 9. Святых мучеников Онисифора и Порфирия (III – IV). Преподобныя Матроны (ок. 492). Преподобныя Феоктисты (881). Преподобнаго Онисифора Печерскаго, в Ближних пещерах (1148). Мученика Александра Солунскаго (IV). Мученика Антония. Преподобнаго Иоанна Колова (V). Преподобных Евстолии (610) и Сосипатры (625). Святителя Нектария, митрополита Пентапольскаго (1920). Иконы Божия Матери, именуемыя «Скоропослушница». 10. Святых апостолов от 70-ти: Ераста, Олимпа, Родиона, Сосипатра, Куарта (Кварта) и Тертия (I). Мученика Ореста врача (304). Священномученика Милия, епископа Персидскаго, и двух учеников его (341). Преподобнаго Феостирикта, иже в Символех. Мученика Константина, князя Грузинскаго (842). Колесование великомученика Георгия (груз.).

http://azbyka.ru/otechnik/Pravoslavnoe_B...

Муч. еодота корчемника. См. 18 мая и 7 июня. Обретение мощей пр. Кирилла Новоезерского. См. 4 февр. – Пр. Зосимы Ворбозомского. См. 4 апр. 8 . Г. Собор архистратига и прочих бесплотных сил. Архистратиг Михаил, имя которого с еврейского значит: «кто яко Бог», или «кто равен Богу?», есть вождь небесных сил, почему и называется в Свящ. Писании архистратигом силы Господни ( Нав.5:14 ), единым от старейшин первых, князем великим ( Дан.10:13; 12:1 ). В церковных песнопениях он воспевается как «ангельских ликов чиноначальник», «Трисолнечнаго Божества предстатель». Празднуя ему, св. Церковь празднует и всем бесплотным силам, почему самый праздник называется собором. Праздник этот установлен в IV в. Для празднования свв. Ангелам избран ноябрь – девятый месяц от марта (с которого прежде начинался год) в соответствие числу 9 чинов ангельских. Эти 9 чинов, по учению св. Церкви, делятся на 3 иерархии: высшую, среднюю и низшую; каждая иерархия содержит по 3 чина. К высшей иерархии относятся: шестокрыльные Серафимы ( Пс.6:2 ), многоочитые Херувимы ( Быт.3:24 ) и Богоносные Престолы ( Кол.1:15 ); к средней – Господства ( Кол.1:16 ), Силы ( 1Пет.3:22 ) и Власти ( 1Пет.3:22 ; Кол.1:16 ); к низшей – Начала ( Кол.1:16 ), Архангелы ( 1Сол.4:16 ) и Ангелы ( 1Пет.3:22 ). Кроме архангелов Михаила и Гаврила (26 мар. и 13 июля), по Свящ. Писанию и преданию, известны еще следующие архангелы: Рафаил – врачевание Божие, целитель человеческих недугов ( Тов.3:17; 12:15 ), Уриил – огонь или свет Божий, просветитель потемненных ( 3Езд.5:16 ), Салафиил – молитвенник Божий и людей возбуждающий к молитве ( 3Езд.5:16 ), Иегудиил – славитель Бога, укрепляющий трудящихся для славы Божьей и ходатайствующий о воздаянии им за их подвиги, Варахиил – благословение Божье, раздаятель его и ходатай, испрашивающий людям благодеяния Божии 204 , Иеремиил – возвышение Божие ( 3Езд.4:36 ). Тропарь, гл. 4. Небесных воинств архистратизи, молим вас присно мы недостойнии, да вашими молитвами оградите нас кровом крил невещественныя вашея славы, сохраняюще ны припадающия прилежно, и вопиющия: от бед избавите ны, яко чиноначальницы вышних сил.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

202 С именами угодников Козьмы-Демьяна, как их называет простой народ, связывается, на основании их житий, вера в их врачебную помощь, от разных недугов. В частности, наши предки молились свв. Косме и Дамиану о прозрении разума к учению грамоте, вероятно на том основании, что обучение детей обыкновенно начиналось 1 нояб. 203 Храм св. великомуч. Георгия, пришедший в разрушение, был возобновлен и украшен на средства нашего правительства и на пожертвования наших соотечественников и освящен 3 нояб. 1872 г. 204 В Правосл. Церкви издревле были приняты изображения архангелов на иконах. Соответственно особенностями служения семи архангелов, каждый из них был изображаем следующим образом: Михаил – попирающим ногами Люцифера (диавола) к держащим зеленую финиковую ветвь в левой руке, а в правой – копье и на нем белую (в знак святости и чистоты) хоругвь, с вытканным красным крестом (во имя которого ведется борьба с царством мрака и тьмы); Рафаил – держащим в немного приподнятой левой руке сосуд с врачебными средствами и ведущим правой рукой Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу; Уриил – держащим в правой руке, против груди, обнаженный меч, а в опущенной вниз левой руке – огненный пламень (знаменующий особенно сильную ревность по Боге); Салафиил – со склоненным вниз лицом и очами и с прижатыми к груди руками (как то бывает у молящегося умиленно); Иегудиил – держащий в левой руке бич из трех черных веревок с тремя концами, а в правой руке золотой венец (знаки награды благочестивым и наказания грешникам); Варахиил – несущим на своей груди, на одежде, белые розы (как предвестие блаженства в Царствии Небесном). Об изображении архангела Гавриила см. 26 марта. 205 В 1907 г. (Опред. св. Синода от 21 дек. за 8317) разрешена к напечатанию и церковному употреблению представленная Преосвященным Казанским рукопись: «Акафист иже во святых Отцу нашему Иоанну, архиепископу Константина-града Златоусту». 206 Извне при Иерусалимском храме были кругом 30 каменных храмин, отделенные одна от другой, пространных и красивых; на них были храмина другая, а на других третьи (в виде этажей); так что всех было 90 храмин, со всяким к жительству угодием.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergej_Bulgako...

Но изображения этого типа редко встречаются в современной иконографии, преимущественно на юге России, особенно же в Бессарабии. Значительно более распространен другой иконописный тип «Неопалимой Купины». Изображение этого типа также имеется в Музее Киевской Духовной Академии (в Демидовской коллекции 3665), и относится к концу XVII столетия. Обычно на иконе этого названия изображается восьмигранная звезда, окружающая Богоматерь с Богомладенцем. Звезда составляется из двух четыреугольников. Один четыреугольник окрашивается в красный свет в образ пламени, другой, напоминая зелень и неувядающую свежесть таинственнаго куста, – в зеленый. В углах иконы и в косяках звезд изображены, во 1-х, так называемые тетраморфы, т. е. четыре символическия живыя существа, виденныя в своих таинственных видениях пророком Иезекиилем ( «хайот» Иез. 1, 10 сл.) и Апостолом и Евангелистом Иоанном Богословом ( Апок. 4, 8 сл. – ζα): человек, лев, телец и орел, как эмблемы евангелистов, а, во 2-х, также архангелы с усвояемыми им церковным преданием символами: Михаил с жезлом, Гавриил с ветвью благовестия, Рафаил с врачебным алавастром и Уриил с огненным мечем, Варахиил с виноградными гроздами, Иегудиил и Салафиил с кадилами. В частностях существуют значительныя вариации. Иногда, например, в руке Богоматери имеется лестница, прислоненная верхним концом к плечу Богоматери, – знамение того, что Богоматерь возвела человечество от земли к небу, соединила землю с небом, – во исполнение таинственнаго сновидения патриарха Иакова ( Быт. 28, 12–13 сн. Иоан. 1, 51 ), почему она в песнопениях церковных именуется «лестницею высокою, юже Иаков виде» (1-я стих. Благовещ.). Насколько же древне изображение Неопалимой Купины? Впервые из иконописных памятников дает это изображение т. н. «Христианская топография» александрийскаго ученаго богослова Косьмы Индикоплевса VI века. Греческая рукопись этого труда находится в Ватиканской библиотеке под 699. Перевод ея славянский имеется в Музее Киевской Духовной Академии – рукопись 94. Таким образом, век Юстиниана Великаго , составившаго известную церковную песнь «Единородный Сыне», может быть, предположительно, назван самою раннею датою упоминания в иконографии разсматриваемаго священнаго изображения.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Glag...

    Муч. Афинодор. В греческих печатных минеях он неверно, как говорит Никодим, назван братом Григория чудотворца. Действительно и в древнейшем сишном прологе 1295 года братом Григория чудотворца назван св. Григорий. За греческими минеями и в Мартирологе римском 18 октября Афинодор называется братом Григория чудотворца. Об нем довольное исследование в Деяниях св. 9 февраля. 8     Собор бесплотных сил. Собор (cναξις) архангелов, по объяснению месяцеслова Василия, значит собрание, соединение их для поражения сатаны. Кажется, это позднейшее объяснение. Собор в честь ангелов — древний праздник, частная причина установления его не известна; кажется, ее и не было, иначе она не была бы забыта. Причиною праздника было, без сомнения, благоговейное почитание ангелов издревле. Во имя архангела Михаила в Константинополе было не менее 10 храмов, два из них один в Сосфения, другой в Анапле предместии константинопольском построены еще Константином В. (Bandurii imper. orient. Т. 1. index: Michael). Подле дворца Константинова был храм 9 чинов ангельских и туда 8 ноября собирались для Богослужения (Дю-Канж IV. 186). В Остромировом евангелии и синод. ев. 1807 года указывается другой храм, как место собрания 8 ноября — в Аркадиевых. Место так названо по бывшим тут ба-, построенным Аркадием (Дю-Канж I. 93). Василий Македонянин построил здесь два храма во имя арханг. Михаила в умилостивление Бога о убиении предшественника своего импер. Михаила (Дю-Канж IV, 98). В месяцесловах сей праздник означается различно; в одних собор арх. Михаила, в других собор Михаила и Гавриила, в иных вообще: собор ангелов, или архангелов, или бесплотных. В Контском синаксаре 1425 года: собор арх. Михаила, который церковь александрийская установила праздновать каждый месяц в сей день (Angelo Mai Scripmorum... IV, 100. сн. о коптских календарях Т. 1. стр. 321). В Деяниях св. (Sept. VIII. 4—123) обширное исследование об ангелах вообще. Имена ангелов известные в св. писании: Михаил, Гавриил, Рафаил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил, Ифремиил. Сн. Дни Богослуж. Дебольского I. стр. 190.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/3...

24 октября (6 ноября). Иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (1688 г.). 26 октября (8 ноября). Великомученика Димитрия Солунского (около 306 г.). 27 октября (9 ноября). Преподобного Нестора Летописца (около 1114 г.). 28 октября (10 ноября). Преподобного Иова, игумена Почаевского (1651 г.). Святителя Димитрия, митрополита Ростовского (1709 г.). Ноябрь I (14) ноября. Бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана Ассийских и матери их, преподобной Феодотии (III в.). 5 (18) ноября. Святителя Ионы, архиепископа Новгородского (1470 г.). 6 (19) ноября. Святителя Павла Исповедника (350 г.), патриарха Константинопольского. Преподобного Варлаама Хутынского (1192 г.). 8 (21) ноября. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. II (24) ноября. Преподобного Феодора Студита (759 – 826 гг.). 13 (26) ноября. Святителя Иоанна Златоуста , архиепископа Константинопольского (407 г.). 14 (27) ноября. Апостола Филиппа. Святителя Григория Паламы (1360 г.), архиепископа Фессалонитского. 15 (28) ноября. Мучеников и исповедников Гурия, Самона и Авива. Преподобного Паисия Величковского (1724 г.). Начало Рождественского (Филиппова) поста. 16(29)ноября. Апостола и евангелиста Матфея. 17 (30)ноября. Святителя Григория Неокесарийского (около 270 г.). Преподобного Никона Радонежского (1426 г.), ученика преподобного Сергия Радонежского. 21 ноября (4 декабря). Введение (Вход) во храм Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. 23 ноября (6 декабря). Благоверного великого князя Александра Невского, в схиме Алексия (1263 г.). 24 ноября (7 декабря). Великомученицы Екатерины (313 г.). 25 ноября (8 декабря). Священномученика Климента, папы Римского (около 100 г.). 26 ноября (9 декабря). Святителя Иннокентия, епископа Иркутского (1731 г.). 27 ноября (10 декабря). Иконы Божией Матери, именуемой «Знамение». 30 ноября (13 декабря). Апостола Андрея Первозванного. Декабрь I (14) декабря. Пророка Наума (VII в. до Р.Х.). Праведного Филарета Милостивого (792 г.).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/s...

Если же кто спросит: почему Бог не послал к Пречистой Деве первейшего по чину из своих ангелов — Михаила, но второго за ним — Гавриила, тому да будет известно, что эти семь высших ангелов все равны по своему достоинству, и Михаил — первый между ними только по числу. Каждый из них имеет особенное служение. Михаил — победитель супостатов; Гавриил — вестник тайн Божиих; Рафаил — врач недугов человеческих; Уриил, будучи сиянием огня божественного, есть просветитель потемненных; Селафиил — молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и людей возбуждающий к молитве; Иегудиил — прославляет Бога: его служение в том, чтобы укреплять людей, трудящихся в чем-либо ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги; Варахиил — ходатай, испрашивающий нам Божии благодеяния. Итак, Михаил не был послан с благовестием к Пресвятой Деве потому, что его служение другого рода — держать всегда обнаженный меч, ополчаться против врагов и прогонять их. Послан же Гавриил, потому что его служение — возвещать таинства Божии. Он возвещал святому пророку Даниилу об освобождении людей Божиих из плена Вавилонского и о времени пришествия Мессии; он же возвестил святому Захарии о рождении Иоанна Предтечи от неплодной матери. Он и святого пророка Моисея наставлял в пустыне при написании книги Бытия, передавая ему откровения Божии о первых родах и летах, начиная от создания мира. Благочестивое предание свидетельствует, что он благовестил святым праведным Иоакиму и Анне о зачатии Пречистой Богородицы и был Пренепорочной Отроковице ангелом хранителем от самого зачатия и рождения Ее, и пищу Ей приносил во «Святая Святых»; он же поэтому благовестил Ей и о зачатии Сына Божия. Кроме этого, Гавриил был послан с благовестием и потому, что в самом его имени заключен предмет благовествования. Имя Гавриил значит: «крепость Божия», а также: «Муж-Бог». Итак, само имя благовестника означает, что Бог Крепкий, Владыка во утробе Девы соделывается совершенным человеком (мужем), то есть является совершенным Богом и совершенным человеком — совершенным не по возрасту телесному, а по крепости и разуму. Другие младенцы, зачатые во утробах матерей, ничего не разумеют, и нет в них никакой крепости, — напротив, Младенец, зачатый в девической утробе Преблагословенной Марии, с самого мгновения зачатия Своего обладал разумом неисповедимым и крепостью непобедимой, а потому и в малом теле был мужем совершенным.

http://patriarchia.ru/db/text/127500.htm...

Херувимы имеют полноту знания и обилие премудрости. Они озарены обильными лучами света Божия. Им дано знать всё в той степени, в какой могут познавать созданные существа. Престолы – эти Ангелы столь возвышены и столь озарены благодатию, что Господь обитает в них и через них проявляет Своё правосудие. Вторая, средняя иерархия состоит из Ангелов, носящих имена: Господства, Силы и Власти. Ангелы Господства учат людей господствовать над своей волей, быть выше всякого искушения, а также противостоять тем злым духам, которые поклялись погубить человека. Силы – это Ангелы, исполненные божественной крепости. Это те духи, через которых Господь совершает свои чудеса. Им дарована Богом способность ниспосылать благодать чудотворения угодникам Божиим, которые при жизни на земле творят чудеса. Власти – Ангелы, имеющие власть укрощать силу бесовскую, отражать вражии искушения. Кроме того, они укрепляют добрых подвижников в их духовных и телесных трудах. Третья, низшая иерархия включает в себя тоже три чина: Начала, Архангелы и Ангелы. Начала – чин Ангелов, которым поручено управлять вселенной, охранять отдельные страны и народы и управлять ими. Это Ангелы Народоправители. Их достоинство выше, чем Ангелов Хранителей отдельных людей. Из книги пророка Даниила мы узнаём, что попечение о иудейском народе было вверено Архистратигу Михаилу (см. Дан.10:21 ). Архангелы – великие благовестники тайн Божиих, всего великого и преславного. Они укрепляют в людях святую веру, просвещая их умы к познанию и разумению воли Божией. Ангелы (последний, девятый чин иерархии) – светлые духовные существа, ближе всех стоящие к нам и имеющие о нас особое попечение. Более подробно я скажу о них несколько позже. А сейчас кратко об Архангелах. Из Священного Писания нам известно, что Архангелов, то есть старших Ангелов, начальствующих над всеми остальными, – семь. В книге Товита ( Тов.12:15 ) мы читаем, что Ангел, беседовавший с ним, сказал: «Я – Рафаил, один из семи... Ангелов». И в Откровении Иоанна Богослова говорится о семи духах, которые пред престолом Божиим (см. Откр.1:4 ). К ним Святая Церковь относит: Михаила, Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила и Варахиила. Предание к ним причисляет и Иеремиила.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

15 августа Блж. Василия, Христа ради юродивого, Московского чудотворца (1557) 19 августа 20 августа Свт. Митрофана Воронежского 22 августа Апостола Матфея. Собор Соловецких святых 26 августа Свт. Тихона, еп. Воронежского, Задонского чудотворца (1783) 28 августа 29 августа Перенесение Нерукотворного Образа Господня. Ореховый, Холщовый, Полотняный или Нерукотворный Спас. Сентябрь 2024 года. Церковные праздники в сентябре 3 сентября Прп. Аврамия , чудотв. Смоленского (XIII) 8 сентября день Владимирской иконы Божьей Матери (празднество установлено в память спасения Москвы от нашествия Тамерлана в 1395 г.) 11 сентября 19 сентября Чудо Архистратига Михаила 21 сентября 22 сентября Праведных Богоотец Иоакима и Анны. Прп. Иосифа, игумена Волоцкого, чудотворца (1515) 27 сентября 30 сентября День святых мучениц Веры, Надежды, Любови и матери их Софии Октябрь 2024 года. Церковные праздники в октябре 8 октября Преподобного Сергия Радонежского 9 октября день Апостола и евангелиста Иоанна Богослова 14 октября 15 октября Блаженного Андрея, Христа ради юродивого 18 октября Свтт. Петра, Алексия, Ионы, Филиппа, Ермогена и Тихона, Московских и всея России чудотворцев 19 октября Апостола Фомы 26 октября Иверской иконы Божией Матери 28 октября Дмитриевская (Родительская) суббота — День поминовения усопших 30 октября Память святых отцов Седьмого Вселенского Собора Ноябрь 2024 года. Церковные праздники в ноябре 4 ноября Казанской иконы Божией Матери (в память избавления Москвы и России от поляков в 1612 г). 5 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 6 ноября День иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» 8 ноября день Великомученика Дмитрия Солунского 9 ноября день преподобного Нестора Летописца 10 ноября Мц. Параскевы, нареченной Пятница (III). Свт. Арсения, архиеп. Сербского (1266) 20 ноября Иконы Божией Матери Взыграние (1795) 21 ноября Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила.

http://pravmir.ru/pravoslavnyj-kalendar-...

Исправи молитвы наша, и приноси я, яко фимиам, на Небесный Олтарь кадильный; озари умы наша светом познания таин спасительныя веры нашея; воспламени сердца наша любовию ко Христу Спасителю нашему, обрати и укрепи желания наша на спасительный путь Евангельских Его заповедей; да в сем веце тихо и багочестно поживем во славу Божию, в будущем же не лишимся вечнаго Царствия Божия, еже получити да сподобимся благодатию Христа Бога нашего, ходатайством Пречистыя Его Матере, Пренепорочныя Девы Марии и твоими многомощными ко Господу Богу о нас молитвами, и да прославим с тобою и прочими безплотными силами небесными и всеми святыми Единаго во Троице славимаго Бога, Отца и Сына и Святаго Духа во веки веков. Аминь. (Из древней рукописи). Тропарь, глас 4 Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя Твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 2 Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, Ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси и велию милость, яко безплотных Архистратиг. Иной кондак, глас 2 На небесех зря Божию славу и на земли с высоты подая благодать, начальниче Ангелов, мудре Гаврииле, Божия славы служителю и мира Божественный поборниче, спасай, соблюдай вопиющия ти: сам буди помощник и никтоже на ны (13/26 июля; Собор Архангела Гавриила). Ин кондак, глас 8 Пресветлыя и Честныя, и Вседетельныя, Пренеисчетныя и Страшныя Троицы ты еси, Архистратиже, славный служителю и молитвенниче; ныне непрестанно моли збавитися нам от всяких бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим (26 марта/8 апреля; Собор Архангела Гавриила). Святой Архангел Рафаил (8/21 ноября) Месяц ноябрь избран для праздника Ангелам потому, что он есть девятый от марта, который был некогда началом года, а число девять соответствует девяти чинам ангельским. По Священному Писанию и преданию известны следующие Архангелы: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010