Святой Архангел Михаил явил свою силу, когда он чудесно спас отрока, брошенного грабителям в море с камнем на шее у берегов Афона (Афонский Патерик). С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. В Волоколамском Патерике приводится рассказ преподобного Пафнутия Боровского со слов татарских баскаков о чудесном спасении Новгорода Великого: «А яко же Великий Новград никогда же не бысть взят от агарян... внегда по Божию попущению грех ради наших безбожный агарянский царь Батый Росискую землю поплени и пожже и поиде к Новому граду и покры его Бог и Пречистая Богородица явлением Михаила Архистратига, иже возбрани ему итти на него. Он же поиде на Литовския грады и прииде к Киеву и виде у каменныя церкви над дверьми написан великий Михаил Архангел и глагола князем своим указуя перстом: «сей мы возбрани поити на Великии Новгород»». Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы – храм-усыпальница в Кремле – посвящен ему. Многочисленны и прекрасны иконы Чиноначальника Вышних Сил и его Собора. Одна из них – икона «Благословенное воинство» написана для Успенского собора Московского Кремля, где святые воины – князья русские – изображены под предводительством Архистратига Михаила. Из Священного Писания и Священного Предания известны также Архангелы: Гавриил - крепость (сила) Божия, провозвестник и служитель Божественного всемогущества (Дан. 8, 16; Лк. 1, 26); Рафаил - врачевание Божие, целитель человеческих недугов (Тов. 3, 16; Тов. 12, 15); Уриил - огонь или свет Божий, просветитель (3 Езд. 5, 20); Селафиил - молитвенник Божий, побуждающий к молитве (3 Езд. 5, 16); Иегудиил - славящий Бога, укрепляющий труждающихся для славы Господней и ходатайствующий о воздаянии им за подвиги; Варахиил - раздаятель благословения Божия на добрые дела, испрашивающий людям милости Божий; Иеремиил - возвышение к Богу (3 Езд. 4, 36).

http://pravicon.com/info-1562

Отцы Церкви говорят об Ангелах как о соработниках людей. В истории и во многовековом опыте Святой Церкви явления их занимают очень важное место. Людям Ангелы являлись в реальной жизни в образе людей, в снах и видениях воспринимались силой очищенного от страстей сознания в «созерцании истинном». Количество Ангелов неисчислимо, все они разделены на чины. Каждый чин несёт особенное служение и имеет своё название. Несмотря на то, что слово «Ангелы» (что значит «Вестники») обозначает лишь один из чинов, оно присуще всем девяти Ангельским чинам, которые делятся на три иерархии, вмещающие в себя три чина. Ближе всего предстоят Святой Троице Престолы, Херувимы и Серафимы, являющие огненную мудрость и ведение небесных тайн. За ними — Власти, Господства и Силы: их предназначение — осуществление великих событий и чудес. Затем Начальства, Архангелы и Ангелы — они призваны Божественному служению. Всем Ангелам Бог дал имена. Наиболее известен людям чин Архангелов. В переводе с греческого «Архангел» значит «ангелоначальник». Архангелы, согласно учению Православной Церкви: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил. Наиболее известны и почитаемы Архангел Михаил («Архистратиг») и архангел Гавриил («муж Божий, крепость Божия»). Разные пути жизни возможны для человека на земле: есть путь иноческий, путь брачного состояния, другие виды служения. Что выбрать, на что решиться, на чём остановиться? Вот тут-то и являются на помощь человеку Архангелы — Бог им открывает волю Свою о каждом. Они знают, что ожидает человека на том или ином пути: какие невзгоды, соблазны, искушения. Поэтому от одного пути они нас отклоняют, а на другой направляют, учат искать верный путь. Кто колеблется в выборе пути, тот должен просить Архангелов о помощи. У каждого христианина есть Ангел — Хранитель, с которым он соединяется во время Таинства Святого Крещения, — это наш самый верный друг, который любит нас так, как никто на земле нас любить не может. Ангел — Хранитель руководит человеком, охраняет его, направляет, чтобы он не отклонился от пути к спасению души; уставшего укрепляет, падающего поднимает. Он всегда рядом, за исключением тех моментов, когда мы сами недостойными поступками прогоняем его из нашей жизни. Ангелы повсюду нас окружают, видят все наши дела.

http://pravoslavie.ru/37136.html

Святой Архангел Гавриил есть один из семи духов, «иже приносят молитвы святых и входят пред славу Святаго» ( Тов. 12:15 ). 13 (26) июля – Собор святого Архангела Гавриила. Праздник этот существует с IX века и служит воспоминанием всех вообще чудесных явлений Архангела Гавриила. 8 (21) ноября – Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила, где Архангел Гавриил прославляется со всем Собором Небесных Сил. Святая Церковь изображает Архангела Гавриила с райскою ветвию в руке, которая была принесена им Богоматери, а иногда в правой руке с фонарем, внутри которого горит свеща, а в левой – с зерцалом из ясписа. С зерцалом изображают потому, что Архангел Гавриил есть вестник судеб Божиих о спасении рода человеческого. Со свещею в фонаре изображают потому, что судьбы Божии бывают сокрыты до времени исполнения их и, по самом исполнении, постигаются только теми, кто неуклонно смотрит в зерцало слова Божия и своей совести. Поэтому, носящим имя Гавриил прилична та «вера Божия, для коей,— по слову Самого Спасителя,— нет ничего невозможного». Молитвы Архангелу Гавриилу Молитва 1я Святый великий Архангеле Гаврииле! Божию Престолу предстояй и озарением от Божественнаго света осиянный, ведением же непостижимых Таин о превечней премудрости Его просвещенный! Всеусердно молю Тя, настави мя к покаянию от злых дел и ко утверждению в вере моей, укрепи и огради душу мою от искушений прельстительных, и умоли Создателя нашего о отпущении грехов моих. О, Святый великий Гаврииле Архангеле! Не презри мене грешнаго, молящагося тебе о помощи и заступлении твоем в веце сем и в будущем, но присно помощник мне явися, да непрестанно славлю Отца и Сына и Святаго Духа державу и твое предстательство во веки веков. Аминь. Молитва 2я О, Святый Архангеле Божий Гаврииле, присно предстояй Престолу Всевышняго, прерадостный благовестниче и усердный споспешниче нашего спасения! С свойственным тебе милосердием приими сие хвалебное пение, от нас недостойных тебе приносимое.

http://azbyka.ru/arxangely-nashi-pokrovi...

Изображения ангелов были там следующие: Святой Михаил изображен был попирающим ногами Люцифера 2130 и держащим в левой руке зеленую финиковую ветвь, а в правой – копье, на верху коей – белая хоругвь с вытканным на ней красным крестом 2131 ; Святой Гавриил изображен был держащим в правой руке фонарь с зажженною внутри свечою, а в левой – каменное зерцало из зеленого ясписа, по местам с красными крапинами 2132 . Святой Рафаил изображен держащим в левой руке немного поднятый сосуд с врачебными средствами, правою же – ведущим отрока Товию, несущего пойманную в реке Тигре рыбу 2133 . Святой Уриил изображен держащим против груди, в правой руке, обнаженный меч, а в левой, опущенной вниз, – пламень огненный 2134 . Святой Селафиил изображен с лицом и очами, склоненными вниз, и с руками, прижатыми к груди, как то бывает у человека, умиленно молящегося. Святой Иегудиил изображен держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами 2135 . Святой Варахиил изображен несущим на груди своей на одежде белые розы 2136 . Тропарь, глас 4: Небесных воинств Архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя нас припадающих прилежно, и вопиющих: от бед избави нас, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 8: Пресветлыя и честныя, и вседетельныя, пренеизчетныя и страшныя Троицы, ты еси Архистратиже славный служителю, и молитвенниче: ныне непрестанно моли, избавитися нам от всяих бед и мук, да зовем ти: радуйся, покрове рабом твоим. 2122 день празднования в честь архангела Гавриила назван днем «собора» потому, что христиане в этот день собираются вместе славить священными песнями святого архангела Гавриила. 2123 Дионисий Ареопагит – знатный афинянин, член афинского ареопага, обращенный в христианство проповедью св. апостола Павла. Из сочинений Дионисия Ареопагия особенно замечательны: « Περι της ουρανιας ιεραρχιας» «О небесной иерархии») и « Περι της εκκλησιατικης ιεραρχιας...» («О церковной иерархии»).

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Закрыть Старший вестник и воин К Собору Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных 20.11.2020 983 Время на чтение 9 минут Сегодня, 21 (8) ноября, празднуется Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила Архангел Михаил - один из высших ангелов, принимающий самое близкое участие в судьбах Церкви. Священное Писание нас учит, что, кроме физического, существует великий духовный мир, населенный разумными, добрыми существами, именуемыми ангелами. Слово " ангел " на греческом языке значит вестник. Священное Писание их именует так потому, что Бог нередко через них сообщает людям Свою волю. В чем же собственно состоит их жизнь в духовном мире, который они населяют, и в чем заключается их деятельность - мы почти ничего не знаем, да, в сущности, и понять не в состоянии. Они пребывают в условиях, совершенно отличных от наших материальных: там время, пространство и все жизненные условия имеют совсем иное содержание. Приставка " архи " к некоторым ангелам указывает на их более возвышенное служение сравнительно с другими ангелами. Имя Михаил - на еврейском значит " Кто, как Бог " . Священное Писание, повествуя о явлении ангелов различным людям, собственным именем называет только некоторых из них, - по-видимому, тех, которые несут особую миссию в утверждении Царства Божия на земле. Среди них - архангелы Михаил и Гавриил, упоминаемые в канонических книгах Писания, а также архангелы Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил и Варахиил, упоминаемые в неканонических книгах Писания. Архангел Гавриил обычно являлся некоторым праведникам в качестве вестника великих и радостных событий, касающихся народа Божия (Дан. 8, 16, 9, 21; Лук. 1, 19-26). В книге Товита архангел Рафаил говорит о себе: " Я - Рафаил, один из семи святых Ангелов, которые возносят молитвы святых и восходят пред славу Святаго " (Тов. 12, 15). Отсюда возникло убеждение, что на Небе существует семь архангелов, одним из которых является архангел Михаил.

http://ruskline.ru/analitika/2006/11/21/...

По мере облицовки наружных частей исполнялись назначенные по высочайше утвержденному проекту рельефные изображения в полуциркульных арках порталов и углов и над карнизом пьедестала храма. Эти изображения расположены в два ряда, или яруса (верхний на высоте 13 саженей, a нижний – 4 1 / 2 сажени), и сделаны горельефно, то есть, со значительными, выступом, представляя почти полные фигуры, прислоненные к стене. Так как Храм Христа Спасителя, согласно воле царя-завещателя, должен быть памятником религиозно-благодарственным, свидетельствующим о божественном заступлении за Россию в отечественную войну 1812 года, и вместе с тем – памятником историческим, воспроизводящим неизгладимыми чертами славные деяния предков: то на всех четырех стенах Храма помещены священно-исторические изображения, напоминающие события отечественной войны 1812 года, и фигуры святых заступников и молитвенников за Русскую землю и некоторых отечественных деятелей, потрудившихся для утверждения и распространения православной веры, а также князей русских, положивших свою жизнь за свободу и целость Русской земли 8 . Рассмотрим по порядку все эти барельефные изображения. Западная сторона (находящаяся между Москвою-рекою и улицею Остоженкою). В верхнем ряду, в средней большой арке: поясное изображение Спасителя, благословляющего десницею и шуйцею. По сторонам, в четырех малых арках: Св. Александр Невский, Святитель Николай, Св. Блаженный Николай Новгородской (27 июля – день рождения императрицы Марии Александровны) и Святая Праведная Елисавета (тезоименитство супруги Александра I Елисаветы Алексеевны). В нижнем ряду, при арке больших средних врат: два Ангела с простертыми крылами, держащие хартию с надписью: Господь Сил с нами ( Псал.45:12 ). При арках малых врат: справа – два Ангела с церковными хоругвями, наклоненными крестообразно (в память Московского ополчения в 1812 году, имевшего вместо знамен церковные хоругви); слева – два Ангела с наклоненными знаменами, на которых изображен крест. При оконных арках порталов: справа – Архангел Иегудиил с венцом в руке и Архангел Варахиил с цветами в руке; слева – Архангел Гавриил с лилией в руке и Архангел Уриил с пламенем в руке.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance Архангел Михаил. Автор: Дмитрий Марков. 18 в. icons.pstgu.ru Икона Михаила Архангела 9 мин., 08.11.2023 Иконы Михаила Архангела отличаются разнообразием деталей и сюжетов. Ведь очень сложно вместить в одно изображение все наши знания и представления о том, кто возглавляет небесное воинство. Икона «Собор Архистратига Михаила» На наиболее распространенном варианте иконы «Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных» архангел предстает в окружении всех ангельских чинов. В центре композиции находится медальон с изображением Христа. Обычно его поддерживают высшие ангелы — серафимы и херувимы. Но на некоторых иконах его держат архангелы Михаил и Гавриил. Самая известная икона такого рода называется «Собор архангелов». Она относится ко второй половине XII века и происходит из Михаило-Архангельского монастыря в Великом Устюге. Собор Архангела Михаила. 15 в. Новгородский государственный объединенный музей-заповедник. icons. pstgu.ru Раз в году Церковь отмечает праздник, посвященный всем представителям ангельской иерархии. Когда сатана не пожелал слушаться Создателя, а захотел занять Его место, и был низвержен с Небес, именно Архангел Михаил собрал всех ангелов, сохранивших верность Богу, и призвал, видя падение сатаны, не следовать его примеру, а славить Господа и служить Ему. Поэтому именно он считается начальником над всеми ангельскими чинами. Принято считать, что небесное воинство имеет трехступенчатую иерархию. Ближе всего к людям в ней находятся восемь архангелов: Архистратиг Михаил, а также Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил, Иеремиил — и вместе с ними начала и ангелы. В середине небесной иерархии находятся господства, силы и власти. Высшие и наиболее приближенные к Богу — престолы, серафимы и херувимы. Каждый ангел несет свое послушание. А вместе все девять чинов воплощают и поддерживают мироустройство, задуманное Господом. Читайте также: 8 чудес Архангела Михаила

http://foma.ru/ikona-mihaila-arhangela.h...

Скачать epub pdf Собор святого архангела Гавриила 2122 Память 26 марта На другой день после Благовещения Пречистой Девы Богородицы Церковь издавна постановила иерусалимским уставом и уставом великой обители святого Саввы праздновать собор святого архангела Гавриила особым днем и песнопением, почитая сего радостного благовестника. И поистине, особого чествования достоин тот, кто послужил таинству нашего спасения, принес Пренепорочной Деве весть о воплощении Бога-Слова в пречистой утробе Ее. Если заслуженный посол и земного царя, принесший в какой-нибудь город царское милостивое слово, принят бывает всеми гражданами того города с особенною честью, то тем более должно почитать особым празднованием пречестнейшего посла Небесного Царя, величайшего Князя ангельского, пришедшего ко всему роду человеческому с премногомилостивейшим словом, возвещающим вечное наше спасение. И как велик сей посланник, который сам прежде открыл достоинство свое святому Захарии: «Я Гавриил, предстоящий перед Богом» ( Лк.1:19 ), т.е. стоящий ближе других ангелов к престолу Божию. Как в земном царстве приближеннейший к царю сановник, более осведомленный о тайнах царских, несравненно выше других сановников, более удаленных от царя, – подобно сему и в Царстве Небесном святые ангелы, ближе предстоящие пред Богом, яснее созерцающие тайны Божии, сияют большею честью и славою, чем другие ангелы низших чинов. Священное Писание повествует, что пред неприступною славою Божиею всегда предстоят семь ангелов высочайшего чина, начальствующих князей ангельских. В книге Товита пишется, что спутник юного Товии возвестил о себе, что он один из семи святых ангелов, предстоящих пред Богом. И святой Иоанн Богослов в книге Откровения своего воспоминает о сих семи начальствующих ангелах, говоря: «Благодать вам и мир от Того, Который есть и был и идет, и от семи духов, находящихся пред престолом Его» ( Откр.1:4 ). В числе сих семи считается и Гавриил, вторым по числу, а после Михаила первым. Все они по именам исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Знакомство с книгой убедило меня в том, что учение о Славике не имеет отношения к православию и никакой православный архиерей — тем более старец — не может благословить распространение такой книги, наполненной бредовыми фантазиями, смесью ересей и колдовства. Учение об отроке, распространение изданий о нем было запрещено Патриархом Алексием II и духовным советом главного монастыря России — Троице-Сергиевой Лавры. Об опасности этого учения, его сектантском духе, колдовском влиянии на людей предупреждал митрополит Иов Челябинский и Златоустовский, церковный глава той епархии, где проживал отрок. Приведу другой пример откровенной лжи последователей этого учения. В доверительной беседе Ольга Ивановна Конькова сообщила мне, что отрок — это сошедший с небес Архангел Иегудиил. Для человека, знакомого с учением православной церкви об Ангелах, совершенно ясно, что это нелепая и еретическая мысль. Архангел — это бесплотный вестник Божий. Все Ангелы, которых бесчисленное множество — величественные, могущественные существа, которые служат Богу, по Его повелению управляют всей вселенной и извещают людей о воле Божией. Как известно, каждый человек при крещении получает своего Ангела- Хранителя, который ближе всех к нему, больше всех печется и заботится о нем. Но обычные люди не могут видеть ангелов по своей греховности. Ангел может явиться лишь человеку, достигшему святости, чтобы известить его о воле Божией. Так, например, Архангел Гавриил явился Пресвятой Деве Богородице Марии, чтобы сообщить ей, что она зачнет от Духа Святаго и родит Господа Иисуса Христа, Спасителя мира. Может предстать Ангел и перед грешником — но только для того, чтобы устрашить его и предотвратить злодеяние. Но как можно представить, что воплотившимся Ангелом является отрок Вячеслав, родившийся в Германии от обыкновенной женщины, жены советского капитана, после девяти месяцев беременности. Это чудовищная ложь и клевета! Кто-то может возразить, что простой человек тоже может достигнуть святости — но мать Славика к моменту рождения сына даже не была верующей, не ходила в храм. В книге об отроке читателю настойчиво внушается мысль, что отрок был воплотившимся Ангелом: одна из глав книги называется «Ребенок- Ангел», памятник на могиле отрока выполнен в виде ангела, отрок изображается в виде Ангела на рисунках, помещенных в книге, на одной из фотографий, помещенных в книге, вокруг головы отрока добавлено свечение, похожее на нимб. Среди почитателей отрока распространяется его так называемая «икона», где он изображен в виде ангела, закалающего динозавра и т. д.

http://sueverie.net/otrok-v-besovskoj-pr...

Кроме видимого мира есть еще мир невидимый. Сей невидимый мир сотворен Богом прежде видимого. Невидимый мир составляют так называемые ангелы, т. е. существа духовные или бестелесные, подобно Самому Богу, и одаренные умом, волей и могуществом. Все ангелы разделяются на девять чинов или степеней, а сии чины разделяются на три лика или иерархии. К первому лику принадлежат Серафимы, Херувимы и Престолы; ко второму: Господства, Силы и Власти; к третьему: Начала, Архангелы и Ангелы. Имя серафим значит пламенный, огненный: серафимы, как самые ближайшие к Богу, отличаются пламенной любовью к Нему и возбуждают в других такую любовь. Херувим значит разумение; херувимы называются многоочитыми, потому что обладают, великой мудростью, дают и другим такую мудрость. Престолы, – на них почивает Бог благодатно и непостижимо. Господства, – господствующие над другими ангелами. Силы, – чрез которых Господь творит чудеса. Власти, – имеющие большую власть над диаволом и охраняющие людей от его искушений. Начала, – начальствующие над ангелами и управляющие царствами и обществами человеческими. Архангелы – благовестники и провозвестники высших таин Божиих и утверждающие веру между людьми. Ангелы – вестники меньших таин Божиих, ближайшие к людям, их хранители. Ангелы суть ближайшие слуги Божии, они проповедуют величие Божие и возвещают волю Его людям. Они и хранители человеков, целых государств и селений их и каждого человека в частности. Они заботятся о хранении нас от бед и об укреплении нас в добродетели, внушают нам борьбу с злыми духами, помогают в этой борьбе, радуются, когда мы исполняем волю Божию и горько скорбят, когда мы прогневляем Бога своими грехами. Св. архистратиг Михаил почитается главным вождем небесных сил, что и значит с греческого самое слово архистратиг (т. е. военачальник). Когда сатана восстал против Господа и увлек за собой множество других духов, тогда он явился защитником славы Божией. Собрал прочих ангелов и удержал их в повиновении Богу. Сонм святых ангелов многочислен, но из писания и предания известны только следующие: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Салафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Buharev/z...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010