1 . Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием; в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах была великая брань между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами– ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2 . Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью в руке или с фонарем, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зерцалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зерцало своей совести и слова Божия. 3 . Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает “милосердие”, “помощь всем страждущим”. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнем пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нем можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 4 . Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с четками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 5 . Иегудиил – “хвала Божия”. Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трех шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 6 . Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Вполне возможно в этих работах принимал участие подмастерье Ковалинского Степан Дмитриевич Нефедов (позднее известен как Степан Эрьзя). Хочется отметить, что в данном храме фресковая живопись сохранилась в большей части чем в любом другом храме Арского района (единственный ближайший конкурент - храм в честь Казанской иконы Божией Матери в с. Старое Чурилино). До наших дней полностью дошли фрески парусов храма и фресковая живопись на стенах храма, в небольшой трапезной части храма фрески не сохранились. На парусах храма: над иконостасом на светло-голубом фоне в окружении десяти херувимов в облаках изображен сюжет с Новозаветной Троицей иконографического типа «Отечество» (Бог - Отец в светло-розовом облачении, восседающий на престоле с распростертыми руками, нимб треугольной формы; на коленях Бога - Отца Спас Эммануил, скрестивший пальцы на приподнятой правой руке, в левой - раскрытый свиток со словом «логос»; над Спасом Эммануилом изображен летящий голубь - символ Святого Духа); слева от иконостаса на светло - синем фоне с тремя херувимами - апостол Матфей с Ангелом (символ мессианского посланничества в мир Сына Божия и символ совершенной чистоты и безгрешности Спасителя), Архангел Рафаил, ведущий левой рукой праведного Товию, пророк Самуил, апостол и евангелист Лука с лежащим у его ног крылатым тельцом (символ жертвенности, искупительного служения Спасителя); справа от иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: апостол и евангелист Иоанн Богослов с сидящим у его ног орлом (символ Спасителя как победившего смерть и вознесшегося к Богу-Отцу), Архангел Гавриил, Архангел Уриил, апостол Марк с лежащим крылатым львом у его ног (символ могущества и царственного достоинства Христа); на парусе против иконостаса на светло-голубом фоне с тремя херувимами: святой отрок Мисаил, Архангел Михаил, держащий в правой руке огненный меч, а в левой - щит, Архангел Иегудиил. На стенах храма, под парусами, размещены 5 сюжетов в отдельных рамках: на северной - Покров Пресвятой Богородицы, Успение Пресвятой Богородицы; на южной - Рождество Пресвятой Богородицы, Воздвижение Креста Господня; на западной - Тайная вечеря.

http://sobory.ru/article/?object=20981

1. Архангел Михаил – первый из верховных Ангелов, поборник славы Божией. Он часто изображается в воинском облачении с другими верными Богу Ангелами. Или изображается один в одежде воина с мечом или копием в руке, попирающий ногами дракона или древнего змия – диавола. Так он изображается в память о том, что некогда на небесах было великое противостояние между Ангелами – служителями Божиими и злыми духами – ангелами, отпавшими от Бога и ставшими служителями сатаны. Иногда он изображается с копием, верх которого украшает белая хоругвь с крестом. Это особенное отличие Архангела Михаила и его воинства, означающее нравственную чистоту и непоколебимую верность Небесному Царю. 2. Архангел Гавриил – провозвестник судеб Божиих и служитель Его всемогущества. Изображается иногда с райской ветвью или с фонарём, внутри которого горит свеча, в одной руке и с зеркалом в другой. Свеча, закрытая в фонаре, означает, что часто судьбы Божии бывают сокрыты до времени их исполнения, но и по исполнении их постигаются только теми, кто внимательно смотрит в зеркало своей совести и слова Божия. 3. Рафаил изображается с алавастровым сосудом, наполненным целительным маслом. Имя Рафаил означает «милосердие, помощь всем страждущим». 4. Уриил – Архангел света и огня Божия – изображается с опущенной вниз молнией. Он озаряет огнём пламенной любви, просвещает умы людей откровением полезных истин. О нём можно сказать, что он является особенным покровителем людей, посвятивших себя наукам. 5. Селафиил – Архангел молитвы. Изображается или с чётками в руках, или в молитвенной позе с приложенными в благоговении к груди руками. 6. Иегудиил – «хвала Божия». Изображается с золотым венцом в одной руке и с бичом из трёх шнуров в другой. Венец – для поощрения людей, подвизающихся во славу Божию, а бич для защиты их именем Святой Троицы от врагов. 7. Варахиил – Архангел Божиих благословений, во время земной жизни посылаемых тем, кто трудится для получения небесных, вечных благословений. Таковы Архангелы. А теперь об Ангелах.

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Krestjan...

Итак, служение Архангела Иегудиила в том, чтобы укреплять людей труждающихся ради славы Божией и ходатайствовать о воздаянии за их подвиги. Изображается святой Архангел Иегудиил держащим в правой руке золотой венец, а в левой бич из трех черных веревок с тремя концами – этим знаменуется награда от Бога благочестивым и святым людям и наказание грешникам. Молитва Архангелу Иегудиилу О, великий архистратиже Божий Иегудииле! Ты еси ревностный защитник славы Божией. Ты возбуждаешь прославлять Святую Троицу, пробуди и меня лениваго, славить Отца и Сына и Святаго Духа и умоли Господа Вседержителя да созиждет во мне сердце чисто, и дух прав да обновит во утробе моей, и Духом Владычним да утвердит меня поклонятися Богу духом и истиною Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь. c. 486] Тропарь, глас 4 Небесных воинств архистратиже, молим тя присно мы недостойнии, да твоими молитвами оградиши нас кровом крил невещественныя твоея славы, сохраняя ны, припадающия прилежно и вопиющия: от бед избави ны, яко чиноначальник вышних сил. Кондак, глас 2 Архистратиже Божий, служителю Божественныя славы, ангелов начальниче и человеков наставниче, полезное нам проси, и велию милость, яко безплотных архистратиг. Святой Архангел Варахиил (8/21 ноября) Святой Архангел Варахиил – податель людям благословений Божих на добрые дела и ходатай, испрашивающий людям милости Божии и благословение Божие проводить жизнь в душевном здравии и спасении, покровитель благочестивых семейств, хранитель чистоты души и тела. Имя Варахиил в переводе с еврейского языка означает: «Богом благословенный», «благословение Божие». О Архангеле Варахииле думают, что он был в числе тех трех Ангелов, которые явились Аврааму у дуба Маврийского, благословили Сарру разрешением ее утробы от неплодства и дарованием сына Исаака и прообразовали Святую Троицу: Отца, и Сына, и Святого Духа (см. Быт. 18) . Архангел Варахиил изображается несущим на своей груди, на одежде, белые розы, как предвестие блаженства в Царствии Небесном, а сам Архангел Варахиил является как бы предвестником блаженства и нескончаемого мира в Царствии Небесном.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=522...

Архангел Варахиил (благословение Божие) . Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил — Благословение Божие. В книге “Руководство к писанию икон ” говорится о нем следующее: “Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном”. (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям. “Поелику благословения Божии различны, — пишет Святитель Иннокентий Херсонский, — то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие”. (Цит. соч., стр. 14). Архангел Салафиил Архангел Салафиил (молитва к Богу) . Упоминается в неканонической книге: 3 Ездр. 5:16. “И вот господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, — пишет Херсонский владыка Иннокентий, — чтобы они чистым дыханием уст своих согревами наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил”. (Цит.соч.,стр.11–12). В книге “Руководство к писанию икон ” говорится: “Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся”. (Фарусов, стр. 226–227). Архангел Иегудиил

http://azbyka.ru/propovedi/prakticheskay...

Архангел Варахиил (благословение Божие). Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается. Переводится на русский язык имя сего Небесного посланника Варахиил – Благословение Божие . В книге «Руководство к писанию икон» говорится о нем следующее: «Святый Архангел Варахиил, раздаятель благословений Божиих и ходатай, испрашивающий нам Божия благодеяния: изображается несущим на груди своей на одежде белые розы, как бы награждающим по повелению Божию за молитвы, труды и нравственное поведение людей и предвозвещающим блаженство и нескончаемый мир в Царствии Небесном» (Фартусов, стр. 227). Эти белые розы означают благословение Божие. Что может быть чище и благовоннее белых роз, из которых добывается розовое масло? Так Господь через своего Архангела Варахиила посылает свое благословение из недр одежды его за молитвы и труды людям. «Поскольку благословения Божии различны, – пишет Святитель Иннокентий Херсонский , – то и служение сего Ангела многообразно: чрез него посылается благословение Божие на всякое дело, на всякое доброе житейское занятие» (Цит. соч., стр. 14). Архангел Салафиил Архангел Салафиил (молитва к Богу). Упоминается в неканонической книге: 3Ездр. 5:16 . «И вот Господь даровал нам целый лик ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, когда и как молится, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил» (Цит. соч., стр. 11–12). В книге «Руководство к писанию икон» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (сложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся» (Фарусов, стр. 226–227). Архангел Иегудиил

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Mile...

Более того, помогает эту рыбу ему извлечь на сушу, приказывает ему сохранить желчь и печень этой рыбы. Когда Товия приходит к месту назначения, ему предлагают в жены девушку, которой, как выясняется, обладает нечистый дух. Этот спутник, о котором мы уже догадались, что это Архангел Рафаил, повелевает ему внутренности этой рыбы положить в курильницу и с этим войти в комнату, где стоит брачное ложе. Почуяв аромат этого каждения, злые духи покидают эту девушку, и она становится женой Товии. Через некоторое время они возвращаются назад, и оставшейся печенью этой рыбы Товия по приказу Архангела Рафаила мажет глаза своего отца, и тот прозревает. Поэтому Архангел Рафаил и считается целителем. Традиционно он изображается либо с ларцом с лекарствами, либо держащим за руку Товию. Архангел Уриил. Переводится его имя, как «Свет Божий» или «Огонь Божий». Чаще всего он изображается с огненным мечом. О нем мы знаем из третьей книги Ездры. В иудаизме Уриил считается повелителем звезд и начальником небесного воинства. Согласно другому апокрифу, так называемым Сивиллиным книгам, именно Уриил открывает врата ада, сопровождает души умерших к трону Господню и охраняет врата Рая. Именно Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил, четыре Архангела, которые были изначально признаны церковью, чаще всего изображаются в древних церквях в куполах, рядом со Спасителем. Архангел Селафиил, чье имя переводится как «молитва, моление к Богу», изображается в молитвенной позе, здесь он изображен с кадилом, но чаще всего это руки, сложенные на груди. Архангел Иегудиил, чье имя в переводе означает «Хвала Божия», «славитель Божий», следящий за соблюдением Божией справедливости, изображается с венцом для праведников и с бичом из трех верёвок для грешников, для того, чтобы соответственно награждать и наказывать. Архангел Варахиил, «благословение Божие приносящий», изображается чаще всего с платом, на котором изображены белые цветы, как символ особого благословения, которое он приносит верующим. Вопросы. Значит, Ангелы не могут творить?

http://pravmir.ru/lektsiya-olgi-lisitsyi...

А видя в таком положении самого Архангела молитвы, старайтесь сами во время молитвы быть всегда в положении, приличном молящемуся. Приличном – говорю, ибо у многих нет и сего. Смотря на то, как иные из нас молятся, подумаешь, что они не просят, а повелевают и угрожают Тому, у Кого просят. Это ли молитва?.. VI. У шестого Архангела в деснице златой венец, а в шуйце бич из трех червленных вервий. Это потому, что обязанность сего Архангела с ликом Ангелов, ему вверенных, есть поощрять наградою благ вечных и защищать именем Святыя Троицы и силою креста Христова людей, труждающихся в различных родах служения во Славу Божию; почему он и называется Иегудиил, или хвала Божия. Между нами нет людей, носящих это имя, зато всякий из нас от мала до велика обязан жить и трудиться для Славы Божией: и коль скоро труждается над сим, воистину то быть не может, чтобы не встречал при сем различных препятствий. Ибо на нашей грешной земле, среди нас, грешных людей, всякое благое дело иначе не совершается, как с трудом, а многие – с великим и тяжким. Что нужды? Господь и Владыка наш «не неправеден Бог, чтобы забыл» никакого благого дела нашего и никакого труда любви ( Евр. 6:10 ) во имя Его; чем больше подвиг, тем выше и светлее награда. В деснице Архангела не напрасно венец: это награда для воина, который во время брани не щадит жизни за Церковь и Отечество, а во время мира никого не обидит, довольствуясь своим жалованьем ( Лк. 3:14 ), – для градоправителя, который не воздремлет, ниже уснет, храняй вверенный ему град, – для судии, который твердо держит весы правды, судит без лицеприятия сира и смиренна; это – награда для пастыря Церкви, право правящего Слово истины, для домовладыки, подающего пример богобоязненности своим домашним, для раба, несущего с верой и терпением свой жребий. VII. Последнему Архангелу – последнему по порядку, а не по достоинству и силе, – богомудрые Учители Церкви дают название Варахиила. Это Ангел благословений Божиих, как то означает его имя и выражает тот вид, в каком представляется он на святых иконах; ибо его изображают со множеством цветов розовых в недрах его одежды.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djach...

Второе место в этом ряду занимает Архангел Гавриил (в переводе на русский — «Сила Божия». В Священном Писании он возвестил явление Силы Божией, например, о рождении от неплодных супругов Захария и Елизаветы Предтечи Господнего Иоанна. Впоследствии он же сообщил человечеству о проявлении Всемогущества Божия в воплощении Творца Вселенной Иисуса через Пречистую Деву Марию (Лк.1:11–20; 26–38). Его часто изображают с небесной ветвью в руках, которую он принес Богоматери, сообщая Волю Божию о Ее славном переходе из скорбей земного жития к Небесной Славе — Успении. Третий воевода Небесных Сил — Рафаил, что означает «Исцеление Божие, или Помощь». В Библии описано чудесное явление этого Архангела Товии, сопутствовавшего ему и совершившего ряд потрясающих чудес. Архангел освободил невесту его от злого духа, исцелил слепоту престарелого отца и совершил ряд удивительных дел милосердия. Когда он возносился от семьи Товии к Небесным Обителям, то заповедал им, а значит и нам, говоря, что молитва с постом, милостынею и правдой избавляет от смерти и очищает всякий грех («…искупи грехи твои правдою и беззакония твои милосердием к бедным; вот чем может продлиться мир твой» (Дан.4:24)). Поэтому каждый, желающий заступничества этого Небесного Воеводы, может получить его через молитву, пост и дела милосердия. Четвертый — Архангел Уриил, то есть «Огонь Божий». Он просвещает умы людей откровением полезных для нас истин, воспламеняет сердца любовью к Богу, избавляет от грязных, земных привязанностей, укрепляет в познании Вселенной, помогает служителям науки. Пятый — Архангел Селафиил, согревает наши холодные молитвы, усилив их, помогает нашим сердцам воскресать горячей любовью к Богу. Шестой — Архангел Иегудиил, то есть «Хвала Божия». Он изображается с венцом и бичом в руках, что говорит о его защите людей, стремящихся в чистоте служить Богу и ближним. Этот Ангел поощряет всякий добрый труд, напоминая нам, что все доброе, прекрасное и спасительное добывается усилиями, а подчас через скорби и болезни. Сам Иисус говорит: «…многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14:22), и труд наш имеет столь великую награду на целую вечность, что никакие скорби и беды не могут сравниться с той беспримерной ожидаемой Христовой Славой. Однако Иисус предупреждал, что в этой краткой жизни только «…претерпевший же до конца спасется» (подчеркнуто мной — А В.) (Мк. 13:13).

http://azbyka.ru/propovedi/propovedi-arh...

В начале 1960-х гг. прихожане РПЦЗ собрали средства для постройки каменного храма в Людвигсфельде. На выбранном месте на улице Ахатштрассе ранее находился дезинфекционный барак для лагерников, затем по некоторым сведениям был возведен фундамент для неправославной церкви, а в дальнейшим на нем и построили православный храм. Автором проекта строительства небольшого одноглавого храма являлся немецкий архитектор Теодор Хенцлер (Theodor Henzler) из Мюнхена. Строительство было начато в 1963 г., освящение готового здания во имя Собора Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных: архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Салафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила состоялось в 1965 г. Сюда перешел людвигсфельдский приход РПЦЗ, после чего временную деревянную Михайловскую церковь разобрали. В новый храм перенесли чтимую икону архангела Михаила и небольшой ковчег с частицами мощей. Икона архангела Михаила предположительно была написана в 1947 г. Л. Рыком. Как и другие иконы Михайловского храма, она строго не соответствует канонам русской иконописи, а скорее типична для юга России и Украины. В ковчеге находятся мощи преп. Серафима Саровского и фрагмент мантии этого святого; мощи святого Нифонта, епископа Новгородского; святой праведной девы Юлианы, княжны Ольшанской, а также мощи из Киевского пещерного монастыря: святого мученика Нестора (день памяти - 28 октября); мучеников Василия и Феодора (11 августа), святого священномученика Макария, митрополита Киевского (1 мая); святого Михаила Чудотворца и митрополита Киевского (30 сентября) и святого Иоанна Постника. Так как Михайловский храм в Людвигсфельде много лет (до 1990-х гг.) служил кафедральным собором Германской епархии РПЦЗ, в нем служили и молились многие известные православные архиереи и священники: Первоиерархи Русской Православной Церкви за границей митрополиты Виталий (Устинов), Лавр (Шкурла), архиепископ Нафанаил (Львов), нынешний глава епархии архиепископ Марк и др. Настоятелем прихода несколько лет был когда-то близкий к Святейшему Патриарху Московскому и всея России Тихону протопресвитер Василий Виноградов.

http://sobory.ru/article/?object=21873

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010