Но остались еще и вне алтаря в средине церкви под куполом некоторые мозаические древние картины. На восточной к алтарю дуге выше иконостаса виден на золотом поле в дуге образ Спасителя; в юго-западном треугольнике между дугами под куполом цел также весь образ Евангелиста Марка, на северо-восточном треугольнике под куполом же половина образа Евангелиста Иоанна; прочие подписаны красками. Над дугой стоящая Божия Матерь; по дугам изображены были 40 мучеников, из коих уцелели только Лисимах, Худион, Иоанн, Нуколай, Акакий, Александр, Валерий, Вивиан, Крисп, Гий, Астий, Евноий, Аггий, Севериан, Леонтий; прочие подмалеваны красками. Но все дуги и столпы под куполом ясно сохраняют еще следы мозаики. По возобновлении купола в самом своде оного малярским искусством изображен Спаситель, благославляющий обеими руками и в облаке от него исходящий Дух Святый; ниже Его Архангел Михаил, держащий в одной руке меч, а в другой воинское знамя, против него архангел Гавриил, держащий ветвь лилейную; за Михаилом Рафаил с алавастром в руках, за Варахаил с цветами, Уриил со свечой зажженной, Селафиил с четками, Иегудиил с венцом. Между всеми сими архангелами огненные языки. Ниже архангелов Собор всех девяти чинов ангельских, окружающий и поддерживающий Престол Вседержителя. Ниже их между 12 окнами купола в простенках изображены во весь рост 12 апостолов, поставленные на 12 Ветхозаветных и Апокалиптических камнях (Исход. гл. 28 и Апокалипсиса гл. 21). Над каждым из апостолов златые звезды, в середине коих огненные языки, а над ними красными буквами надпись Апокалипсис. гл. 12. на главе ея венец от двенадесяти звезд. Такими же историческими, аллегорическими и эмблематическими картинами расписан весь Собор и все древние галереи оного. По надписям видно, что пять Вселенских Соборов написаны в 1718 г. при митрополите Иоасафе Кроковском, шестой и седьмой Собор кончены в 1724 г. при архиепископе Варлааме Ванатовиче, а хоры расписаны при митрополите Арсении Могилянском. Но пристройки новые оставлены белыми, а по ним развешаны только портреты многих киевских и других архиереев и князей.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

«И вот Господь даровал нам целый лик Ангелов молитвенных, с их вождем Салафиилом, – пишет Херсонский владыка Иннокентий, – чтобы они чистым дыханием уст своих согревали наши хладные сердца к молитве, чтобы вразумляли нас, о чем, когда и как молиться, чтобы возносили самые приношения наши к престолу благодати. Когда увидите, братие, на иконе Архангела, стоящего в молитвенном положении, с очами, потупленными долу, с руками, приложенными с благоговением к персям (к груди), то знайте, что это Салафиил». Изображение Архангела Божия Салафиила как на здании Святейшего Синода, так и на Благовещенском соборе Московского Кремля вполне соответствует церковному канону, согласно лицевым иконописным подлинникам. В книге «Руководство к писанию икон...» говорится: «Святый Архангел Салафиил, молитвенник, всегда молящийся Богу о людях и возбуждающий людей к молитве. Он изображается с лицом и очами, склоненными (опущенными) вниз, и руками, прижатыми (вложенными) крестом на груди, как умиленно молящийся». А сколько же ныне людей, которые имеют нужду в его помощи?! Немало. Да только вот найти его образ даже в храмах практически почти невозможно. Святый Архангеле Салафииле, возбуди меня в дни и ночи на славословие Божественное. И моли Бога о мне грешном. Аминь. О, великий Архангеле Божий Салафииле, дающий молитву молящемуся! Научи мя молиться молитвою пламенной, смиренной, сокрушенной, сердечной, сосредоточенной и умиленной. Святый Архангеле Божий Салафииле! Ты молишь Бога за людей верующих, умоли Его благоутробие за мя грешнаго, да избавит мя Господь от всех бед и скорбей, и от болезней, и от напрасныя смерти, и от муки вечныя, да сподобит мя Господь Царствия Небесного со всеми святыми, во веки веков. Аминь. Архангел Иегудиил Имя святого Архангела Иегудиила в переводе на русский язык означает Славитель Божий или Хвала Божия, ведь он действительно, как гласит надпись на фреске Благовещенского собора, «имать служение утверждати человеки труждающиеся в чесом либо, славы ради Божия, исходатайствовати им воздаяние». Это имя известно только по преданиям. В Библии и в Евангелии оно не встречается.

http://azbyka.ru/otechnik/novonachalnym/...

Рубрики Коллекции Система пользовательского поиска Упорядочить: Relevance Relevance 21 ноября 2023: Собор Архистратига Михаила 18 мин., 20.11.2022 Содержание 21 ноября православные христиане празднуют Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Мы расскажем об истории и традициях праздника; о том, что кто такие архангелы и почему Михаил среди них — архистратиг. Что такое Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных — христианский праздник, который в Русской Православной Церкви отмечают 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Совершается праздник в ноябре — девятом месяце от марта (раньше с марта начинался год). Дело в том, что, согласно христианскому богословию, существует девять ангельских чинов. А восьмой день месяца (по старому стилю) — указывание на будущий Собор всех сил небесных, который состоится в день Страшного Суда. Святые отцы называли Страшный Суд «днем восьмым». Когда празднуется Собор Архистратига Михаила Празднование Собора архистратига Михаила и прочих небесных сил бесплотных совершается 21 ноября по новому стилю (8 ноября — по старому). Это непереходящий праздник. Что можно есть на Собор Архистратига Михаила Поста в этот день нет, то есть православные христиане могут есть любую пищу. Ангельские чины Чины ангельские бывают трех иерархий. Высшая — это Серафимы, Херувимы и Престолы. Ближе всех Пресвятой Троице предстоят шестокрылатые Серафимы (в переводе «Пламенеющие, Огненные»). Средняя — Господства, Силы и Власти. Низшую — Начала, Архангелы и ангелы. Все чины небесных сил называют ангелами. Ангел значит «вестник». Это отражает их предназначение — доносить до людей Божию волю, быть защитниками и учителями людей. Архангел Михаил стоит над всеми девятью чинами и поэтому называется архистратигом. Мы знаем также имена других архангелов: Гавриил («сила Божия»), Рафаил («врачевание Божие»), Уриил («свет Божий»), Селафиил («молитвенник Божий»), Иегудиил («славящий Бога»), Варахиил («благословение Божие»), Иеремиил («возвышение к Богу»). Архангел Михаил

http://foma.ru/21-noyabrya-2013-sobor-ar...

Иерархия Ангелов проявляется в том, что низшие принимают ведение, силу и власть от высших, а самые высшие – от Бога. Святитель Григорий Богослов говорит: «(Ангелы) или от первой Причины озаряются чистейшим, святейшим озарением, или, по мере естества и чина, иным способом (от высших к низшим) приемлют озарение». На самом верху небесной иерархии стоят высшие Архангелы. Имена некоторых из них мы знаем из Библии, другие же известны из предания Церкви. Эти Архангелы исчисляются так: Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил; Варахиил, Иеремиил. Каждый из них имеет перед Богом свое особое служение. Следует также сказать, что Ангельская иерархия имеет место, только пока существует материальный мир, в грядущей же вечности иерархии уже не будет. Тогда уже «не один от другого будет принимать откровение славы Божией к прославлению и веселию души своей, – говорит святой Исаак Сирский, – но каждому по мере доблестей его, непосредственно, что следует ему, дано будет Владыкою по достоинству… ибо там нет ни учащего, ни поучаемого, ни имеющего нужду, чтобы другой восполнил недостаток его. Там один Даятель, непосредственно дарствующий способным приять… там прекратятся чины учащих и учащихся, и быстрота желания всякого будет стремиться к Единому». Еще следует сказать, что Ангелы передают Благодать, ведение и силу не только друг другу, но и людям, которые способны это принять и вместить. По слову преподобного Исаака, именно «через горние чины приемлют святые свет созерцания». И потому в каком-то смысле можно говорить, что человек тоже принадлежит к Ангельскому чину. Не просто так мы поем на литургии: «Иже Херувимы тайно образующе». Также не напрасно святые отцы учат, что христиане призваны соединиться с Ангелами и занять места, освободившиеся на небе после падения демонов. В слове «На собор Небесных чинов» преподобный Феодор говорит, что есть девять чинов Ангельских, а десятый чин – человек. Об этих десяти чинах, или драхмах, говорит и Христос в Евангелии: «Какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет, а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму». Также и слова Христа об одной заблудившейся овце и девяноста девяти незаблудившихся святые отцы относили к человеку и к Ангелам.

http://azbyka.ru/propovedi/v-nachale-byl...

За усердные труды во славу Святой Церкви и в связи с 70-летием протоиерей Николай Коньков был награжден орденом преподобного Серафима Саровского II степени. Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом девяти чинов ангельских. Чины ангельские разделяются на три иерархии - высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. В высшую иерархию входят серафимы, херувимы и престолы. Среднюю иерархию составляют господства, силы и власти. В низшую - начала, архангелы и ангелы. Все чины небесных сил носят общее название ангелов - по сути своего служения. Над всеми девятью чинами поставлен Господом святой архистратиг Михаил (имя его в переводе с еврейского - " кто как Бог " ) - верный служитель Божий, ибо он низринул с Неба возгордившегося денницу с другими падшими духами. Из Священного Писания и Священного Предания известны также архангелы Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил и Иеремиил. ИА " Вода живая " , 21.11.17 Play Video Play Current Time 0:00 Duration Time 4:07 Loaded: 0% Progress: 0% Stream TypeLIVE Remaining Time -4:07 Playback Rate 1 Chapters Descriptions Subtitles Captions Audio Track Fullscreen This is a modal window. Caption Settings Dialog Beginning of dialog window. Escape will cancel and close the window. Text Color Transparency Background Color Transparency Window Color Transparency Font Size Text Edge Style Font Family Defaults Done Поделиться Упоминания в новостях 20 апреля 2024 6 февраля 2024 28 января 2024 18 января 2024 16 января 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 21 апреля 2024 2 ноября 2019 1 октября 2019 19 января 2019 8 января 2019 7 апреля 2024 24 марта 2024 17 марта 2024 10 марта 2024 28 апреля 2024 27 апреля 2024 27 апреля 2024 26 апреля 2024 Карта сайта Санкт-Петербургская епархия Русской Православной Церкви (Московский Патриархат)

http://mitropolia.spb.ru/news/mitropolit...

8. Вторник. Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. Архангелов Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила . Приводим порядок совершения бденной службы Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных. На великой вечерне «Блажен муж» – 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры Бесплотных, глас 4-й – 8 (первые две стихиры – дважды). «Слава» – Бесплотных, глас 6-й: «Срадуйтеся нам, вся Ангельская чиноначалия...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Срадуйтеся нам, вся девственных ликостояния...». Вход. Прокимен дня. Паримии Бесплотных – 3. На литии стихиры Бесплотных, глас 1-й и глас 2-й. «Слава» – Бесплотных, глас 4-й: «Огненными устнами...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Днесь Боговместимый храм...». На стиховне стихиры Бесплотных, глас 1-й (со своими припевами). «Слава, и ныне» – Бесплотных, глас 8-й: «Яко чиноначальник...». По Трисвятом – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды), и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь Бесплотных, глас 4-й (дважды). «Слава, и ныне» – Богородичен воскресный по гласу тропаря: «Еже от века...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. Седальны Бесплотных. Полиелей. Величание Бесплотных и избранный псалом. Седален Бесплотных по полиелее, глас 8-й: «Небесных чинов наставник...». «Слава» – ин седален Бесплотных по полиелее, глас 4-й: «Ангельстии чини...», «И ныне» – Богородичен Минеи, глас тот же: «Чистая, и Всенепорочная...». Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен Бесплотных, глас 4-й: «Творяй Ангелы Своя духи и слуги Своя – пламень огненный»; стих: «Благослови, душе моя, Господа; Господи Боже мой, возвеличился еси зело». Евангелие – Бесплотных. По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами Архангелов...». Стихира Бесплотных, глас 6-й: «Ангели Твои, Христе...». Каноны: Богородицы на 6 (ирмосы по дважды) и Бесплотных (два канона) на 8. Примечание. Согласно указаниям Минеи, канон Богородицы заимствуется из воскресной службы Октоиха 8-го гласа (см. третий канон на утрене).

http://patriarchia.ru/bu/2023-11-21/

Сотворив всё сущее, Бог опять-таки словом Своим установил порядок и образ бытия, взаимоотношения и соподчинения всех тварей. И этот порядок и образ бытия – великое чудо слова Божия. Сверх того, существует порядок и образ бытия тварей как видимый и познаваемый нами, людьми, так и незримый и непостижимый. Согласно этому незримому и непостижимому порядку и образу бытия, который есть тайна во Святой Троице, происходили и происходят те явления, которые люди называют нарочитыми чудесами. Пример такого явления – безмужное зачатие Господа Иисуса Христа в утробе Пресвятой Девы Марии. Это представляется вторжением в видимый и познаваемый порядок вещей, но для порядка незримого и непостижимого никаким вторжением [это] не является. Рождение сие – воистину великое чудо; наверное – самое грандиозное, когда-либо открытое нам, смертным. Да и весь сотворенный – чудо, и весь видимый и познаваемый порядок – чудо; и всецелое это чудо обрело свое бытие словом Божиим, а, следовательно – точно так же, как и Господь зачался в девической утробе. И то, и это свершилось силой слова Божия. Посему чудный Гавриил и отвечает Пречистой на Ее вопрос, который задают [себе] все поколения: Как будет это (в серб. букв:. Как это может быть? – Пер.)? Отвечает он Ей так: У Бога не останется бессильным никакое слово . О Господи Боже, Создатель наш, бессмертный и непреложный Чудотворец, вразуми наш разум, чтобы больше не сомневался он, а веровал, и наставь (в серб, букв.: вразуми. – Пер.) наш язык, чтобы больше не спрашивал он, а прославлял Тебя. Тебе слава и [по]хвала вовеки. 26 марта 1. Собор Архангела Гавриила . Святой Архангел Гавриил – благовестник воплощения Сына Божия, один из семи великих Ангелов, предстоящих Божию престолу. Он возвестил Захарии о рождении святого Предтечи, сам о себе засвидетельствовав: Я Гавриил, предстоящий пред Богом ( Лк. 1:19 ). Его имя: Гавриил означает: муж – Бог (то есть муж Божий, крепость Божия. – Пер.). Святые Отцы в беседах на Благовещение поясняют, что послан был Архангел с таким именем, чтобы обозначить, кем и каковым будет Имеющий родиться от Пречистой Девы. Итак, будет Он Мужем-Богом, Богом крепким, сильным. Некоторые узнали, что тот же самый Гавриил возвестил Иоакиму и Анне о рождении Девы Марии, и он же наставлял Моисея в пустыне, как подобает тому написать книгу Бытия. Святые Отцы полагают, что Гавриил принадлежит к первому и самому высокому чину Небесных Сил, то есть к чину Серафимов, потому что Серафимы ближе всего стоят к Богу. Он, следовательно, один из семи Серафимов, наиболее приближенных к Богу. Имена этих семи суть Михаил, Гавриил, Рафаил, Уриил, Селафиил, Иегудиил, Варахиил. К этому числу добавляют и Иеремиила. Каждый из них совершает свое особое служение, но все они равны по чести. Почему Бог не послал Михаила? Потому что служение Михаила состоит в сокрушении супостата веры Божией. А служение Гавриила – благовестие спасения людей.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Serbsk...

Войдя из трапезной в храм, отметим еще одну особенность шатровых церквей – эти огромные снаружи сооружения имеют довольно скромное молельное помещение. Высота интерьера храма равняется примерно трети его высоты. Переход конструкции от четверика к восьмерику и к шатру скрывает расписной потолок, сохранившийся здесь, в Саунино, едва ли не лучше чем в любой другой деревянной церкви Каргополья. Церковь была открыта, и мы зашли внутрь. Внутри сохранились два резных опорных столба, от иконостаса уцелели лишь фрагменты, но зато полностью сохранился разрисованный потолок – «небо». Небо (небеса) – конструкция потолочного перекрытия в форме пологой усечённой пирамиды (реже –  плоская) в деревянной архитектуре храмов Русского Севера. Обычно расписано, при этом в центральном кольце как правило изображён Христос, составные доски-сектора представляют собой иконы ангелов или святых. Композиция с изображением архангелов и её разновидности (например, 7 архангелов и 4 евангелиста) происходят в основном из церквей Каргополья и бассейна реки Онеги, где были популярны в середине – второй половине XVIII века. Архангелы изображаются на радиальных гранях, часто с характерными атрибутами: Михаил – с мечом и пальмовой ветвью; Гавриил – с фонарём и книгой или лилией; Рафаил – с алавастром мира или со своим спутником Товией; Иегудиил – с царским венцом; Уриил – с огненным мечом; Селафиил – с кадилом или чётками; Варахиил – с виноградными гроздьями или цветами. Иногда фигуры сопровождаются пояснительными текстами: «Михаил – победитель есть супостатов», «Гавриил – провозвестник Божеских тайн», «Рафаил – есть недугов исцелитель», «Уриил – просветитель есть во темницех» и др. На восточной грани обычно изображается «Распятие». Небо данного иконографического типа в относительно хорошей сохранности и находится в церкви Иоанна Златоуста в селе Саунино. Вокруг запах разнотравья, поля, пастухи – подростки на лошадях гонят скот… Залезаем на колокольню, красота, вокруг простираются луга, построек, кроме церкви, не видно…

http://sobory.ru/article/?object=00296

Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Изображения иконы, именуемой Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных Основная страница об этой иконе Добавление изображений возможно только в разделы, в которых опубликованы менее 25 икон. Описание: Собор Архангелов. Трапезная монастыря Дионисия на Афоне. Фреска, 1603 г. Во главе бестелесных Сил Небесных - архангелы Михаил, Гавриил и Рафаил. В медальоне - изображение Христа Еммануила. Ниже, поверженным в пропасть, представлен бывший " ангел Света " Люцифер. На свитке, раскрытом возле медальона Христа, начертаны слова: Я видел сатану, спадшего с неба... (Лк. 10,18). Файл 11591.jpg:   Размер: 965x1024, 0.99 MPix, 325 Kb. Дата: 2010-08-12, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1781) , (151) . Описание: Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, архангелов: Гавриила, Рафаила, Уриила, Селафиила, Иегудиила, Варахиила и Иеремиила. Файл 12448.jpg:   Размер: 300x373, 0.11 MPix, 82 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1459) , (124) . Описание: Собор трех архангелов: Гавриила, Михаила, Рафаила. Католическая икона (?) В годовщину освящения древней базилики св. Архангела Ми­хаила в Риме Церковь воздаёт честь троим Архангелам, которые сыграли особую роль в истории спасения. Архангел Михаил (что значит: «Кто как Бог?») одержал по­беду в битве со злыми духами и продолжает поддерживать людей в борьбе со злом (Откр 12,7-9). Архангел Гавриил («Сила Божия») многократно передавал людям по­ручения от Бога (Дан 8,15; Лк 1,11). Он благовестил Пресв[...] Файл 12449.jpg:   Размер: 800x634, 0.51 MPix, 155 Kb. Дата: 2011-05-02, анонимно. Рейтинг изображения: 8 (1416) , (123) . Описание: Икона " Собор Архангела Михаила и прочих Сил бесплотных с четырьмя евангелистами и избранными святыми " . Начало XIXb. Романовские письма. частное собрание Файл 12552.jpg:   Размер: 572x700, 0.4 MPix, 596 Kb. Дата: 2011-05-18, анонимно. Рейтинг изображения: 6 (1481) , (97) .

http://pravicon.com/icon-718-photo

На фризе фронтонов укреплены надписи: на северном - «Господи, силою Твоею возвеселится царь»; на южном - «Храм Мой храм молитвы наречется»; на восточном - «На Тя Господи уповахом да не постыдимся во веки»; на западном - «Царю царствующих». На балюстраду купола помещены 24 статуи ангелов (1839-1840, скульптор И. Герман; по первоначальному проекту Монферрана предполагалось разместить 24 статуи святых). По замыслу членов Синода, архангелы и ангелы изображены с различными символами и атрибутами: 6 ангелов - с атрибутами Страстей Христовых (терновым венцом, губкой, гвоздями, копьем, крестом, Нерукотворным образом); 3 ангела и архангел - с сосудами, символами омовения и очищения от грехов; 2 - со свитками, символизирующими данные Богом законы; арх. Иегудиил - с венцом и мечом; арх. Гавриил - с лилией; арх. Михаил - с огненным мечом; ангел с весами символизирует правосудие Спасителя; ангел с лестницей - нравственное восхождение; ангел с розами - милосердие; архангел с хоругвью и драконом - победу над силами зла. Четыре ангела и 4 архангела крестообразно препоясаны орарем. За образцы скульптур были взяты отливки с античных статуй, хранившихся в АХ. Важную роль во внешнем виде постройки играют 4 группы ангелов со светильниками (скульптор Витали) по углам собора. Они были исполнены по проекту Монферрана (1850) и эскизам К. А. Молдавского; установлены в 1855 г. К светильникам был подведен газ, на великие христ. праздники зажигались факелы. Представленный Монферраном 30 дек. 1840 г. проект наружных дверей получил одобрение императора с условием изготовить их на заводе герцога Лейхтенбергского гальванопластическим способом; руководил работами изобретатель этого способа акад. Б. С. Якоби. 7 нояб. 1844 г. государь утвердил окончательный проект Монферрана. В 3 бронзовых дверях собора, композиционно напоминающих вост. Райские двери (Porta del Paradiso) флорентийского баптистерия работы Л. Гиберти, размещены 51 барельеф, 73 статуи и 84 бюста; по величине они не имели аналогов в Европе (площадь 42 кв.

http://pravenc.ru/text/674760.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010