А мы после японо-китайской войны объявили Китаю, что не только не имеем с ним спорных вопросов, желаем жить в дружбе, но готовы защищать его от европейцев – и за то получили от Китая право строить железную дорогу по Северной Манчжурии. Теперь Китай обратился к России с просьбой о защите от Германии. Создалось щекотливое положение. Придумано было ответить так: Россия готова помогать Китаю, но для этого нуждается иметь операционный пункт на китайской территории. Те предложили Порт-Артур. Собралось совещание – брать или не брать? Николай понимал, что это незаслуженно и по-человечески нехорошо, – однако мог ли великий император иметь простые человеческие мерки? Никаких твёрдых императорских правил вообще не было никогда на земле. Порт-Артур был очень необходимый незамерзающий порт, далеко на юг от русского побережья, – для вящего величия России как не взять? имеет ли Государь право не взять? К тому же, мы должны стоять твердыней против жёлтой расы (и Аликс очень против жёлтых). Решился – брать, на 25 лет в аренду и с правом соединить его с Великой Сибирской магистралью, которая поспеет скоро. Вильгельм аплодировал: мастерское соглашение! Собственно, ты становишься хозяином Пекина! Благодаря твоему великому путешествию ты стал знатоком Востока. При твоём уме тебе всегда удастся найти выход. Глаза всех с надеждой обращены к великому императору Востока. – И сам готовил для Ники гравюры в подарок, как они вдвоём охраняют Европу от жёлтой опасности. Да, тут много было верного. Что-то особенное чувствовал и понимал Николай в Востоке. Может быть, это было из первых прозрений помазания: призвание России расширяться далеко-далеко на Восток. (Тем более, что Босфора никогда нам не дадут взять). Однако китайские приобретения Германии и России усилили напряжённый английский поиск. И Вильгельм честно предупреждал Николая, что Англия ведёт с Германией переговоры о союзе, – неужели же она разлучит друзей? Но ещё раньше перед тем, ответил Николай, Англия предлагала союз и России, хотя бы союзом её связать удержать от дальневосточного развития, – и получила отказ. Переменчивость дипломатических отношений придала в головокружение: между отдельными людьми не бывает таких перемен и крайностей, как между странами. А все короли при этом – братья и кузены, женаты на родственницах, все – родня.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=693...

Мы, по-видимому, забыли урок истории, что и «непобедимые армады» бывали побеждаемы, если с ними не был Бог и если у них была одна надежда на себя. Поэтому нашей православной Руси в настоящую войну наипаче нужно держаться мысли о Боге; говоря с упованием: «Мы победим», нужно прибавлять к этому: «Если с нами будет Бог». С надеждой на Бога, на мощь русского воинства, на мудрость вождей нам нужно соединять чувство смиренномудрствующего покаяния в том, в чем грешит и каждый из нас, и в чем погрешает наша общественная жизнь. Прилично при этом вспоминать церковную песнь: Сердце мое страхом Твоим да покрыется смиренномудрствующее: да не вознесшееся отпадет от Тебе, Всещедре 179 . Конец слова. Велика наша потеря, но унывать нам не следует, а нужно молиться с покаянным чувством и крепко уповать, что с нами Бог, нас вразумляющий и милующий, но еще не наказующий. Мы много потеряли, но много еще осталось для упования нашего, – а во главе всех надежд наших да будет Бог! С нами Бог, разумейте, языцы, и покоряйтесь яко с нами Бог! Страха вашего не убоимся, ниже смутимся, яко с нами Бог! Господа Бога нашего, Того освятим, и Той будет нам в страх, яко с нами Бог! 180 А о тех, кому Господь судил положить на брани души свои за веру, царя и отечество, помолимся, да простит Господь согрешения их и в день праведного воздаяния воздаст им венцы нетления! Речь, сказанная перед панихидой о упокоении душ рабов Божиих Стефана, Романа, Виктора, Иоанна, Евгения, Петра и прочих православных вождей и воинов, на брани в Порт-Артуре за веру, царя и отечество живот свой положивших Братья христиане! Порт-Артур перешел в руки врага 181 . Печальная весть! Жаль Порт-Артур, ибо это был оплот нашей земли на восточной окраине. Прискорбно слышать о падении этой твердыни, ибо с ней соединена честь русского имени среди народов Дальнего Востока. Горько, что защитники Порт-Артура, эти чудо-богатыри и страдальцы за свою родину, должны идти теперь пленниками в землю вражескую, ибо они не хотели нарушением своего долга купить себе свободу. Торжество врага, хотя бы то временное, обидно для сердца русского, как обидно благородному витязю получить удар бесчестия от лиходея.

http://azbyka.ru/otechnik/Makarij_Nevski...

Финеас выбрал второй путь и понял, что прав. Он обрел то, чего много лет не видел, маленькие радости бедных: леденцы, лимонад, любовь к девушке, которая живет за углом, застенчивость, молодость. Только этого не знал человек, перевернувший вверх дном все семь небес. Он поставил последний опыт; и, смею предположить, опыт удался. — Да, — твердо и радостно подтвердил Финеас Солт. — В высшей степени. Мистер Гантер, юрист, встал и сказал в отчаянии: — Хоть я и знаю все, я ничего не понимаю. Наверное, вы правы, но как вы догадались? — Мне помогли леденцы в витрине, — ответил Гейл. — Я не мог на них наглядеться, они такие красивые. Дети правы, леденцы лучше драгоценного камня. Как хорошо есть изумруды и аметисты! Я глядел на леденцы и знал, что они о чем–то говорят. Они сверкали, как рубин, тут, в лавке. Снаружи, с улицы, они темные, тусклые. Чтобы привлечь покупателя, можно выставить много других сластей — скажем, позолоченные пряники. И тут я вспомнил о человеке, который рвался в собор, чтобы посмотреть изнутри, как свет проходит через витраж; и все понял. Витрину украшал не лавочник. Он думал не о тех, кто глядит с улицы, а о самом себе. Отсюда, из лавки, он видел рубиновый свет. А мысль о соборе напомнила мне и о другом. Поэт говорил там о двойной жизни святого Фомы Кентерберийского, который познал земную славу и отрешился от нее. Святой Финеас Кройдонский тоже избрал двойную жизнь. — Так… — тяжело переведя дух, вымолвил мистер Гантер. — Со всем почтением предположу, что он свихнулся. — Нет, — сказал Гейл. — Многие мои друзья свихнулись, и я их понимаю. Но это — история о человеке, который вправил вывих. Тень акулы Достойно внимания, что покойный Шерлок Холмс лишь дважды отверг разгадку, как совершенно невозможную; и оба раза его почтенный родитель признал впоследствии, что ничего невозможного здесь нет. Великий сыщик сказал, что преступление нельзя совершить с воздуха. Артур Конан Доил, патриот и военный историк, повидал с той поры немало таких преступлений. Сыщик сказал, что убийцей не может быть дух, привидение, призрак — словом, один из тех, с кем теперь так успешно общается сэр Артур. С новой точки зрения любимого нами писателя собака Баскервилей вполне может быть исчадием ада (если, конечно, присущий спиритам оптимизм, допускает существование столь неприятных тварей). Мы отметили это недоразумение лишь потому, что убийство, о котором пойдет речь, ученые пытались свалить на авиаторов, спириты — на духов; хотя не ясно, что же хорошего, если дух или авиатор станет убийцей.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=710...

Алхимики – ученые средних веков, которые искали волшебное средство, с помощью которого, как они думали, можно превращать неблагородные металлы в золото. Оккультная наука или науки (т. е. тайные науки) – ложные учения, основанные на вере в то, что есть таинственные сверхъестественные силы (духи и т. п.), которые можно подчинить с помощью заклинаний, волшебных средств. Кабала (каббала) – распространившееся в средние века среди евреев учение о том, что слова Библии имеют особый символический или тайный смысл, который можно разгадать путем перестановки букв в словах с помощью особых шифров (знаков). Магия – чародейство, колдовство; в средние века различали белую магию, делавшую чудеса с помощью «божественных сил», и черную магию, прибегавшую к помощи «нечистой силы», дьявола. Зодиак – двенадцать созвездий; знаки Зодиака – знаки, обозначавшие созвездия (например, созвездие Рака обозначалось фигуркой рака, созвездие Стрельца – стрелой и т. п). Сад Эдема – так назывался в библейских мифах сад в раю, где пребывали Адам и Ева; в саду росло дерево, вкусив плод которого Адам и Ева познали добро и зло. Хиромантия – гадание по линиям на ладонях рук, применявшееся всякого рода шарлатанами. Линия жизни (лат.). Святой Губерт, святой Юлиан, святой Мартин, святая Розалия, все святые, молитесь за меня, грешного! (лат.) Эфемериды – таблицы положения небесных светил на определенные дни года. Нострадамус – знаменитый французский астролог XVI века; упоминание его имени в словах Людobuka XI (XV b.) – анахронизм (сознательный или случайный перенос черт одной эпохи в другую). После стольких обещаний (лат.). Я найду выход или сделаю что-нибудь (лат.). Венцеслав (Вацлав) – германский император в 1378–1400 гг. и король Чехии в 1378–1419 гг. У Скотта ошибка: Венцеслав умер задолго до описываемых событий. Характерная для палача шутка: Гревская площадь в Париже с XIV века служила местом казней, на площади стоял не храм Богородицы, а эшафот. Король Артур и рыцари Круглого Стола – герои популярных в средние века рыцарских романов. В них рассказывается о легендарном короле бриттов Артуре, при дворе которого собирается цвет рыцарства и царит культ отваги и подвигов. Рыцари короля Артура собирались для пиршеств за круглым столом, чтобы все чувствовали себя равными. В средние века король Артур и его рыцари считались образцом рыцарских доблестей.

http://azbyka.ru/fiction/kventin-dorvard...

I. «...Зде спасение, зде Бог». Жизнь и поучения псково-печерского подвижника благочестия архимандрита Серафима (Розенберга) «Молись, смиряйся, терпи…» Жизнеописание архимандрита Серафима Архимандрит Серафим Розенберг родился в Санкт-Петербурге 6/19 июня 1909 года. В сохранявшейся им копии «Свидетельства о Крещении» указана дата совершения над ним этого Таинства –13/26 июня 1909 года. Отец архимандрита Серафима – Иоганн Альфред Рихард Розенберг (08.12.1878–18.09.1956), обыкновенно звавшийся в быту попросту, «на российский манер», Иваном Ивановичем. Его родители были выходцами из Латвии. Иван Иванович происходил из семьи обедневших немецких остзейских дворян, но родился в России. По вероисповеданию он был лютеранином. Впрочем, следует отметить, что (как мы узнаем из писем сестры отца Серафима – Тамары Ивановны) к концу жизни Иван Иванович все более и более склонялся к Православию. Мать отца Серафима – София Васильевна, урожденная Кононова (28.08.1885–28.10.1961), была русской, глубоко верующей православной женщиной. Новорожденного младенца крестили в лютеранской церкви Христа Спасителя в Санкт-Петербурге (родном городе его матери) и нарекли – на немецкий лад – двойным именем: Артур Адальберт. Крестил его (как следует из упомянутой копии Свидетельства о Крещении) пастор Сандерс, а восприемниками стали Иоганн Ренстинь, Бурхард Стеллинг, Паулина Наталия Розенберг и Анна Кононова. Иван Иванович Розенберг был землевладельцем и торговцем в селе («пригороде») Изборск (в котором он и родился), расположенном по дороге из Пскова в Печоры. Изборск – место, известное своей богатой и древней историей. Первые поселения на его территории относятся еще к VII–VIII столетиям. По летописному преданию, Изборск стал еще в IX веке одной из древнейших столиц зарождавшейся Руси – уделом варяжского князя Трувора. И сегодня над Изборском возвышается знаменитое «Труворово городище» и царит на Жеравьей горе величественная крепость XIV века, украшенная белоснежным Никольским собором того же времени. Начальное образование маленький Артур Адальберт Розенберг получил дома и в изборской начальной школе. Все эти годы его мать София Васильевна, глубоко благочестивая женщина, стремилась воспитать мальчика в православной вере, выпестовать в его сердце любовь ко Христу, что и привело к довольно скорому переходу отрока в истинную христианскую веру. Присоединение его к Православию, когда он получил новое имя – Аркадий, произошло в 1919 году. Впрочем, сам отец Серафим свидетельствует о том, что позднее, уже в юношеские годы, его живой интерес к религии оказался на некоторое время утрачен.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_Malkov/my...

Недалеко от города Бельск-Подляски находятся мужской монастырь Великомученика Димитрия Солунского с его чудотворной иконой и женский монастырь Великомученицы Екатерины. Это новые монастыри, еще в стадии строительства, но их стоит посетить. Если кто-то приедет в Польшу, то обязательно надо посетить монастырь Святых Марфы и Марии на святой горе Грабарке (недалеко от города Семятыче). Это настоящий центр Православия в Польше. Ежегодно, в праздник Преображения Господня, здесь собираются паломники со всей страны. В 2012-м году монастырь посетил Патриарх Кирилл. Да, и еще на востоке Польши, недалеко от границы с Беларусью, на реке Буг, находится монастырь Святого Онуфрия Великого с его чудотворной иконой. Это очень важное место для Православной Церкви в Польше. Вообще, в Восточной Польше много интересных мест и прекрасных православных храмов. – Что больше всего поразило вас в Православии? – Вы готовы к тому, чтобы поговорить со мной еще три часа? (смеется) . Думаю, что духовность, а также союз интеллекта и духа в церковном учении. Меня всегда поражала простота высказывания истины святыми отцами Церкви. Они говорили прямо и очень просто о сложных вопросах. Рейтинг: 10 Голосов: 264 Оценка: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии Варвара 15 сентября 2020, 23:40 Спасибо за статью! Лично знаю о. Артура и его сестру. Очень хорошие люди. Привет из Германии! рБ Марина 9 сентября 2020, 23:10 СПАСИ ГОСПОДИ ОТЕЦ АРТУР ВЛАДИМИР ЗА СТАТЬЮ!!!ПОМОЩИ БОЖИЕЙ ВАМ В СЛУЖЕНИИ И В ТРУДАХ!!! Денис 9 сентября 2020, 18:34 " Кстати, 5 лет назад я окончил курсы и теперь каждую субботу, по благословению владыки и собственному желанию, оказываю духовно-психологическую помощь " . Хороший аргумент за православную психологию и в России! Денис 9 сентября 2020, 18:31 " В наш храм приходит 200–300 человек. В основном это молодые люди, а если быть более точным, молодые супруги и студенты. Почти все приехали в Варшаву из Восточной Польши учиться или на работу. Пожилых людей немного. Это связано с тем, что наш приход польскоязычный, т.е. у нас богослужения на польском, а не на церковнославянском языке. Среднее и младшее поколение православных поляков слабо или вообще не понимает церковнославянского языка. Для молодых людей это и вовсе большое препятствие – слушать богослужения и молиться на незнакомом им языке " . Сильный аргумент за богослужения на русском языке и в России!

http://pravoslavie.ru/133834.html

Но никто из японцев не препятствовал нам. Напротив. Смотрим, на вокзале продают японские открытки, а на них... сцены героизма русских при обороне Порт-Артура. В русской крепости на месте гибели генерала Кондратенко стоит обелиск с почтительной надписью по-японски. На кладбище – ухоженные могилы 18873 погибших здесь русских солдат, православная церковь. Оказывается, японцы платят жалованье и нашему священнику, и персоналу кладбища. Там же две православные часовни – одна из них построена японцами. Заходим в музей: первый зал – воинской славы России, картины Полтавского сражения, Бородинской баталии, обороны Севастополя и так далее. Второй зал посвящен обороне Порт-Артура. Среди экспонатов шинель адмирала Макарова, каска художника Верещагина. Японцы подняли со дна моря броненосец, на котором они погибли, тела с почестью похоронили, а личные вещи – в музей. Так, уважая противника, японцы возвысили и свою победу. Хотя известно, что победа досталась им не совсем заслуженно. Крепость еще могла обороняться, Кондратенко бы ее не сдал. А генерал Стессель сдал, потом его за это судили военно-полевым судом. – Накануне канонизации Николая II противники ее вменяли в вину Царю, что он затеял эту войну. Мол, зачем нам какой-то Порт-Артур? – Как это зачем?! Это же единственный был русский незамерзающий порт. – Так ведь на Черном море у нас были порты. Один из немногих русских, оставшихся в Харбине, – Михаил Михайлович Мятов. Он часто приезжал на опустевшее кладбище и все его обходил. Когда уставал, всегда отдыхал у этого чудом сохранившегося памятника... – Они под контролем Турции, стоит туркам перекрыть пролив Босфор, и надобность в этих портах сразу отпадает. Не случайно же Россия, пытаясь завладеть ключом к Черному морю, выходом в Средиземное море, столько воевала с турками. Сколько было сил потрачено. А на Дальнем Востоке все решалось мирно. Китайцы отдали нам в долгосрочную аренду и Порт-Артур, и территорию вокруг железной дороги, которая соединяла этот порт с Читой и замерзающим портом Владивостоком.

http://pravoslavie.ru/5254.html

Но, главная беда была в том, что часть русского народа попала под влияние революционных «бесов» о которых пророчески писал Федор Михайлович Достоевский. А «Царство, разделившееся в себе, не устоит». В этом безумии, которое охватило тогда значительную часть русского общества, и кроются причины «злого рока». Причина этого безумия - потеря веры многими русскими людьми. Об этом охлаждении в вере, как причине наказания Божия обрушившегося на Россию писали и говорили многие духоносные старцы в те дни. В этом обличал русских людей св. прав. Иоанн Кронштадский, призывал к покаянию. «Наказывает Бог Россию, то есть отступил от нее, потому что она отступила от Него. Что за дикое неистовство атеизма, злейшей вражды на Православие и всякой умственной и нравственной мерзости теперь в русской литературе и русской жизни! Адский мрак окутал Россию, и отчаяние берет, настанет ли когда просвет? Способны ли мы к исторической жизни? Без Бога, без нравственности, без патриотизма народ не может самостоятельно существовать». Слова святого прав. Иоанна Кронштадтского, сказанные в начале ХХ века, словно обращены сегодня к нам с вами, обличают то, что происходит в современной России. Святой говорит, тем, кто надеется построить «новую Россию» на основании «рыночных ценностей», что без Бога, нравственности и патриотизма невозможно продолжение исторической жизни России в XXI веке. В это же время русской смуты была явлена необычная чудотворная икона Пресвятой Богородицы. В 1904 году в Киево-Печерскую Лавру, незадолго до начала войны с Японией, о которой тогда никто и не помышлял, пришел старый матрос, Георгиевский кавалер, герой обороны Севастополя. Старый моряк сподобился явления Пресвятой Богородицы. Матерь Божия стояла на берегу морского залива, попирая сломанные мечи. В руках у Царицы Небесной был плат с изображением Нерукотворенного Лика Спасителя. Богородица предупредила, что Россию ожидает тяжелая война на Востоке. Велела написать икону, запечатлев Свое явления и доставить образ в Порт-Артур. Когда разразилась война, икона была написана. Пожертвования на икону мгновенно собрал простой народ, разрешалось жертвовать не больше пятачка. Но, когда икону Матери Божией доставили в Петербург, то адмирал Скрыдлов выставил образ Богородицы в своем доме, и петербургское образованное общество несколько месяцев ходило любоваться необычной «живописью». Узнав об этом, Государь немедленно велел доставить икону в Порт-Артур. Но крепость уже была плотно блокирована японскими войсками и русские солдаты отбивали ожесточенные штурмы врага.

http://radonezh.ru/text/posvyaschaetsya-...

Наталия Н 7 февраля 2017, 13:04 Книга необыкновенная и замечательная! Виктор 7 февраля 2017, 13:03 1. Ув. Артур совершенно прав - от Валаама не оторваться... 2. Насчет чтения... Как ни старйся, количество часов в сутках постоянно... 3. Может быть ув. Батюшки предложат какую-нибудь летницу преорететов? Поясняющий пример домашнего правила: а) ВСЕ правило делается в памяти своих грехов и Бога - это основа! Уходит сила внимания - правило приостанавливается; б) читается несколько глав Евангелия; в) несколько основных молитв; г) несколько псалмов... А вот их согласованность и количество - Батюшки продумают из условий реальной жизни... Обьем - по силам... Да и алгоритмы: Icmynehь-a,б,b,r; IIcm-a,b,б,r... Ошибаюсь? Е,М и П оказываются в ежедневном правиле - это плохо? Обновленчество? Артур 7 февраля 2017, 10:28 Как образец чтения Псалтири советую послушать " Псалмы Давидовы. Регент Валаамского монастыря иеродиакон Герман (Рябцев) " , в интернете есть. lyudmila Toll 7 февраля 2017, 07:56 Слава Всевышнему Господу БОГУ Иисусу Христу за Псалтирь это бесконечный океан знаний ,чувств очищение и освящение, изменения ума и строя мыслей Пресвятая Богородице спаси нас Все Святые Преподобнии отце наша молите Бога о нас Слава Отцу и Сыну и Святому Духу Алилуйя а.с. 7 февраля 2017, 07:49 Обожаю Псалтирь! Когда я начала ее читать, моя церковная жизнь изменилась. Вся я изменилась, жизнь моя, и семейная, потекла иначе. К началу чтения Псалтири, во мне родилось желание молиться больше, но я не понимала, как это сделать. Открыв Псалтирь, почувствовала себя как истомившийся жаждой у источника. Для полного понимания много сравнивала ц-сл. тексты псалмов с русскими. Потом убедилась, что полного совпадения нет, но доверилась церковной книге. Много утешило меня чтение Златоуста, в переводах которого цитируется сл. Библия, а переводчики пояснили: полное совпадение толкований святителя только с ц.-сл. текстами. Александр Шапошников 7 февраля 2017, 07:41 Псалтирь надо читать Александр Шапошников 7 февраля 2017, 07:35

http://pravoslavie.ru/100816.html

В «Русской старине» (1898) напечатаны воспоминания о венгерской кампании Федора Григорова, адъютанта графа Ф. В. Ридигера. Последний еще до своего похода познакомился в Кракове с дядей Гергея. Тот поведал ему, что Артур Гергей и его войско – монархисты и первый строго осуждает низвержение Габсбургов, желая только утверждения прагматической санкции (переход престола по прекращению мужского потомства в женскую линию); из-за низвержения Габсбургов Гергей разошелся с Кошутом. Первое от 11 августа письмо Гергея генералу Ридигеру было из Старого Арада. Он соглашался положить оружие, но только не «австрийским войскам». Окончательно о сдаче русским он сообщал 13 августа. Таковая и состоялась в тот день у замка Вилагоша, являвшегося колыбелью Венгерских королей Гуниадов (XV в.) и принадлежавшего графине Амальди. Ридигер оставил сабли Гергею и его офицерам. Принял его Паскевич обращением: «Здравствуйте, генерал Гергей». Тот с почтительным поклоном сказал: «Артур Гергей». Паскевич беседовал с ними в течение нескольких вечеров. Потом появился адъютант генерала барона Гайнау и отвез Гергея в Клагенфурт. Вслед за этим прибыла принимать пленных австрийская воинская часть, командуемая генералом Монте- Нуово, сыном Марии Луизы, бывшей супруги императора Наполеона I. Офицеры были обезоружены. Григоров отмечает лживость 9-го бюллетеня барона Гайнау, приписывавшего все победы австрийцам. Гайнау, пишет он, спешил отомстить тем, кто не раз торжествовал над ним. Из воспоминаний принца Александра Гессенского, брата Великой Княгини Марии Александровны, супруги Наследника Цесаревича Александра Николаевича, видно, что офицеры, участники похода, с ним беседовавшие, больше симпатизировали венгерским офицерам, чем австрийским. По тому же свидетельству, Великий Князь Константин Николаевич, находившийся в главной квартире русских войск, был воодушевлен знакомством с Гергеем. Начиная венгерскую кампанию, Император Николай в манифесте 8 мая 1849 г. подчеркивал значение этой военной операции для безопасности России. Объявлялось, что восстание, поддержанное «нашими польскими изменниками», расширяло венгерскую революцию. Император Австрийский пригласил Государя помочь против общего врага. Наша армия выступила для уничтожения дерзких анархистов, которые угрожают также спокойствию русских границ.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Talber...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010