В конце праздничного дня были торжества для молодежи, для младших и старших классов школы. С докладами выступил директор Кляйнберг, инспектор Вульффиус, преподаватели Закона Божьего Буш и Ример; девичий хор пропел несколько песен. Вечером этого дня в церкви св. Петра состоялся общий праздник, посвященный Реформации, в котором приняли участие все немецкие евангелические общины Петербурга. Еще задолго до начала богослужения церковь была полностью заполнена. Один за другим выступили четыре оратора: пастор Мазинг из церкви св. Марии говорил о том, насколько восторженно ожидалась Реформация; пастор Фришфельд из церкви св. Михаила нарисовал словесный портрет Реформатора; пастор Галлер из церкви св. Анны говорил о плодах Реформации, а пастор Виллигероде говорил о задачах и обязанностях лютеран; генерал-суперинтендент Мальмгрен завершил это торжество молитвой и благословением. В следующее воскресенье, 22 октября, было проведено утреннее богослужение, посвященное годовщине Кассы взаимопомощи, а днем профессор Вульффиус сделал доклад на тему «Реформация и религия современности». 281 Однако все надежды Евангелическо-Лютеранской Церкви на светлое будущее рухнули через 7 дней после торжественного празднования 400-летия Реформации – 18 октября 1917 года. Временное правительство, которое за неделю до этого разрешило отменить в честь праздника занятия во всех лютеранских школах, было арестовано после взятия Зимнего дворца большевиками. 282 «Век волкодав…» Революция 1917 г. стала трагическим рубежом в более чем двухвековой деятельности евангелическо-лютеранской общины св. Петра в Санкт-Петербурге. В связи с войной с Германией и революционными потрясениями, происходил значительный отток немцев из Петрограда. Значительное число членов общины вследствие тяжелых потрясений революции и гражданской войны покинуло Россию. Принудительному выселению подвергся председатель церковного совета в Петрограде граф К. фон Пален. 283 Здание церкви, ее учреждений, вся недвижимость были национализированы. Если еще в 1918 г. в Петербургской консистории насчитывалось 8 служащих, то уже через год управлять консисторией остался один 60-летний епископ Артур Мальмгрен. 284

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Что касается семьи, в которой вырос автор книги, то тема репрессий в ней никогда не замалчивалась, но воспринималась «привычно, обыденно». Про Вольдемара Вагнера, отца бабушки Фриды, известно было только то, что он был священником, служил в Ленинграде, а последнее письмо от него пришло в 1937 г. из Кемеровской области. В семье считали, что он умер в 1942 г. в лагере от болезни, но причина пятилетней паузы в письмах была неизвестна. В ходе поисков правнуку удалось узнать, что пастор был расстрелян 24 сентября 1937 г., причем решение было принято за один день: допрос – обвинительное заключение – «суд» тройки – приговор, который тут же был приведен в исполнение – так выглядела процедура «правосудия» в отношении «врагов народа». Пастора Вагнера арестовывали не однажды. Впервые это произошло в Саратове в 1931 году, затем – в 1935 году в Ленинграде, когда Вольдемар нес пасторское служение в одной из самых старых лютеранских общин северной столицы — церкви св. Екатерины на Невском проспекте. Он стал последним пастором этой общины – после его ареста церковь была закрыта, а ценное имущество передано в Эрмитаж. Как выяснил автор книги, обвинение в отношении Вагнера было основано на том, что Лютеранская церковь в Советской России получала материальную помощь из-за рубежа от различных лютеранских организаций и МИДа Германии. «Именно эти финансовые потоки дали Советам повод развернуть процессы в отношении членов церкви Основным мотивом для ареста моего прадеда стала именно его пасторская работа Проявляя заботу о членах общины, он составил список из 24 человек, которым была нужна финансовая помощь», – пишет Макеев. Чекисты сделали вывод: если в Германии правят фашисты, то и все организации там тоже фашистские. Кроме того, в 1926 году Вольдемар Вагнер отправился в Ленинград учиться на Евангелическо-лютеранских библейских курсах по подготовке пасторов. Как рассказал на презентации Михаэль Шварцкопф, пропст Северо-Западного пропства Евангелическо-Лютеранской Церкви европейской России, эти курсы для подготовки лютеранских российских пасторов организовал епископ Артур Мальмгрен, фактически это была богословская семинария с высоким уровнем преподавания. По словам пастора Шварцкопфа, советская власть, занятая планомерной борьбой с русским православием, поначалу не препятствовала лютеранам в надежде, что они «сами собой исчезнут». Однако позже, не желая ссориться с Германией, которая поддерживала эти успешные курсы, власть не могла сразу их закрыть, но стала арестовывать преподавателей одного за другим. Сам епископ Мальмгрен остался последним, он смог выехать из СССР в 1936 г. после допроса в ОГПУ, а его первый помощник и один из первых выпускников семинарии пастор Вагнер остался. И эта деятельность тоже была вменена ему в вину.

http://bogoslov.ru/event/6167000

В пенсионной кассе проповедников С.-Петербургской консистории, основанной в 1868 году пастором П. Зебергом, в 1907 году состояло 124 пастора; в 1907–1908 гг. были выплачены 82 пенсии на сумму 7, 3 тысячи рублей. А в период с 1874 по 1908 гг. – 178 тысяч рублей. 551 В предреволюционные и первые послереволюционные годы церковь св. Анны была одним из наиболее посещаемых храмов города. Тем не менее, революция 1917 г. стала глубоким рубежом в истории общины св. Анны. Многие члены общины покинули Россию. Однако в 1920-е годы активная жизнь общины еще продолжалась. Ее пастором по-прежнему был Артур Леопольд Мальмгрен, ставший одновременно епископом Евангелическо-Лютеранской Церкви России. Как и прежде, проходили богослужения, детские богослужения, уроки подготовки к конфирмации. Нередко в церкви св. Анны и других церквах, особенно в церкви св. Петра, устраивались органные концерты. 552 В помещении стоящей рядом с церковью школы св. Анны в 1925 г. был открыт Семинар проповедников Евангелическо-Лютеранской Церкви (Predigerseminar), который должен был стать высшим учебным заведением для подготовки пасторов в России, возместив, таким образом, потерю университета в Дерпте (Тарту), который после революции оказался за границей. Епископ Мальмгрен стал руководителем этого учебного заведения, а студенты как бы влились в общину св. Анны. К концу 20-х годов репрессии против Церкви стали усиливаться, была запрещена работа по христианскому воспитанию и образованию детей. Число арестованных пасторов и активных членов лютеранских общин росло. 553 В 1930 году число прихожан Анненкирхе сократилось до 3 тысяч человек (по сравнению с 12 тыс. в 1917 году). 554 Упразднение общины Осенью 1930 г. пастором общины становится Евгений Бахман (Bahmann) (1904–1993), выпускник Ленинградского семинара проповедников (Predigerseminar) (1926–1929). Годы до своего ареста в январе 1934 г. он служил в обстановке растущих репрессий против Церкви. В 1934 г. был закрыт и Семинар проповедников, ставший школой не пасторов, а будущих мучеников, ибо все его студенты подвергались репрессиям. 555 (Пастор Евгений Бахман получил 5 лет лагерей). 556

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 1897 г. был куплен еще один земельный участок на Большом проспекте, 51, и в мае того же года здесь был заложен фундамент собственного здания родильного дома. Благодаря значительным пожертвованиям было построено большое здание, освященное в марте 1899 г. В 1901–1905 гг. были приобретены соседние дома по 14-й линии, 15 и 17, в которых были устроены служебные квартиры. Александрийский родильный дом оказывал помощь женщинам всех конфессий, национальностей и сословий, в отдельных случаях бесплатно. 543 На 1885 г. в приходе Анненкирхе числилось 12 109 прихожан; их духовно окормляли 3 пастора. 544 В начале XX в. приходская Анненшуле состояла из мужской и женской гимназий, реального училища, элементарной и подготовительной школ сиротского дома. С 1884 по 1910 г. директором Анненшуле был талантливый педагог доктор Иосиф Кениг. Период его правления заслуженно называли временем расцвета училища. Общая численность учащихся в Анненшуле достигла 1800 человек. В 1889 году Анненшуле отпраздновала свой 150-летний юбилей. В память о нем был выпущен великолепно иллюстрированный сборник. 545 В 1894 г. в церкви был установлен новый валькеровский орган. Первоначально он был смонтирован позади алтаря и лишь через некоторое время перенесен на обычное место на органных хорах. (Прежний инструмент передали эстонской лютеранской церкви св. Иоанна в С.-Петербурге). Новый орган церкви св. Анны был больше своего предшественника, он имел 3 мануала, педаль и 35 регистров. 546 С 1891 по 1930 гг. пастором церкви св. Анны был Артур Леопольд Мальмгрен (Malmgren) (1860–1947). 547 Начало ХХ в. 1920-е гг. В 1904–1906 гг. в общине Анненкирхе насчитывалось 11 тысяч прихожан. 548 В последующие несколько лет число прихожан оставалось прежним: так, в 1909 г. в общине св. Анны по-прежнему было 11000 членов, 549 в число которых входили и воспитанницы Смольного института лютеранского вероисповедания. В 1906 училище получило новое, 5-этажное здание (архитекторы А. Ф. Бубырь и Л. А. Ильин), куда были переведены все классы элементарных школ. Благодаря четкой системе учебного процесса, высокой квалификации педагогического состава, эффективному сочетанию школьного обучения с направленным домашним воспитанием Училище св. Анны считалось одним из лучших учебных заведений С.-Петербурга. 550

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

В 19091911 гг. опубликовал двухтомный труд «Евангелическо-лютеранские общины в России. Историко-статистический обзор». – Комментарии. 320 Фрейфельдт Конрад Раймунд (18471923) – лютеранский пастор, служил в Дерпте, затем в С.-Петербурге, где в 1892 г. возглавил консисторию и стал генерал-суперинтендантом. В начале 1920-х гг. председательствовал в конференции епископов лютеранских общин в Советской России. – Комментарии. 321 Мальмгрен Артур Леопольд (18601947) – генерал-суперинтендант С.-Петербургской лютеранской консистории (с 1916 г.), епископ (1924). Теологическое образование получил в Дерптском университете. С 1891 г. служил пастором в С.-Петербурге (приход церкви св. Анны). В 19241936 гг. возглавлял немецкие лютеранские общины Северо-Запада СССР, руководил теологической семинарией (19251929), затем был выслан в Германию. – Комментарии. 322 Маейр Теофил Александр (Феофил/Теофиль Федорович Мейер; 18651935?) – генерал-суперинтендант Московской лютеранской консистории, епископ (1924), служил в приходах Москвы, был президентом Высшего церковного совета Евангелическо-лютеранской церкви СССР. – Комментарии. 323 8 апреля 1929 г. было принято Постановление ВЦИК и Совнаркома РСФСР «О религиозных объединениях», согласно которому: «Для регистрации религиозного общества учредители его в количестве не менее 20 человек направляют ходатайство о регистрации религиозного общества и об открытии молитвенного здания (церкви, костела, кирхи, мечети, синагоги и т. д.) в исполнительный комитет районного, городского Совета...» – Комментарии. 324 Борьба против религии – борьба за социализм – девиз созданной в 1924 г. антирелигиозной «добровольной общественной организации» Общество друзей газеты «Безбожник» (учреждена в декабре 1922 г.), ставившей своей целью «идейную борьбу с религией во всех ее проявлениях». В 1925 г. организация разрастается в Союз безбожников СССР, который с 1929 г. именуется Союз воинствующих безбожников СССР (СВБ). Численность этого Союза в 1926 г. составляла 87 тыс.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Сокровенные мысли героя были возвращением Платонова к этическому социализму и планам внутренней переделки человека, преобразованию его несовершенной природы и изгнанию из пролетарской жизни буржуазного пола, однако декларация сарториусовых намерений не удостоверяется действительностью. Серьезный, страдающий герой оказывается смешным и нелепым человеком с обесцененной идеологией. Нелепость эта проявляется в судьбе изобретателя, которого с помощью сердобольного Божко и при участии всего месткома весового треста знакомят с нежной и нерешительной с виду, но очень расчетливой внутри машинисткой Лизой, и та «приобретает его руками, как разумная хозяйка». В сравнении с этой деловой девственницей Москва Честнова при сомнительности своего нравственного облика и вопиющем отсутствии традиционных женских добродетелей кажется кротким ангелом со слегка опаленными при падении с неба крыльями. Безответно влюбленный в гулящую Москву Сарториус был несчастлив и страдал, но в его страдании была жизнь; прирученный, одомашенный бедной Лизой, которая так любит его, что раздумывает, как бы безболезненно и незаметно изуродовать и без того не слишком красивую наружность Сарториуса, чтоб не ушел от нее к другой женщине, — он становится похожим на духовного сладострастника, на шалуна, а точнее, стал бы таковым, то есть живущим отвлеченными, непроизвольно накапливающимися в его голове, как в семеннике, мечтами о бедняцком южно-советском Китае или шведском ученом Мальмгрене мозговым уродцем, когда б не проходящая в сердце неутешная, благословенная, святая любовь к грешной Москве Честновой. Ее он любит постоянно, ищет ее лицо в толпе незнакомых пассажиров, вспоминает, воображает и видит во сне, не зная, где она и что с ней, и в изображении этой мужской, человеческой тоски Платонов предельно нежен и лиричен. А между тем исчезнувшая из жизни изобретателя весов вчерашняя парашютистка становится метростроевкой, но вместо того, чтобы отработать сей замечательный сюжет, сделать сомнительный роман проходимым и дать сто очков форы всем конкурентам, наперебой сочиняющим бездарные опусы про ударную советскую молодежь и ее стахановские подвиги, нерасчетливый писатель А. П. Платонов снова не оставляет Москве героического шанса. Продолжающаяся примерно полгода трудовая деятельность комсомолки Честновой в романе не описывается никак, будто время скучное и пропащее, и автор снова проявляет к ней интерес только тогда, когда она попадает в традиционную для Платонова техногенную катастрофу. Уже вторую в жизни Москвы Ивановны — только на этот раз не высоко в небе, а глубоко под землей. На девушку налетает в туннеле вагонетка, и она теряет ногу выше колена — мотив в платоновской прозе достаточно устойчивый, если вспомнить «Сокровенного человека» и «Мусорный ветер».

http://azbyka.ru/fiction/andrej-platonov...

и 828 церковных орг-ций. В нач. 30-х гг. церковная организация была практически разрушена. Все пробсты в стране были арестованы или сосланы. В 1931 г. из 57 выпускников семинарии в служении находилось только 16. В 1931 г. по требованию Мин-ва иностранных дел Германии нарком иностранных дел СССР М. М. Литвинов передал нем. стороне список, в к-ром содержались сведения о 32 евангелическо-лютеран. пасторах нем. происхождения, арестованных и находившихся в заключении в СССР, с указанием мест их заключения. Список, переданный ГПУ Литвинову, был сверен с имеющимися у нем. стороны сведениями и дополнен еще 25 фамилиями пасторов. Нем. МИД не только обладал более полными данными об арестованных в России священнослужителях, но и совершенно точно знал адреса всех ИТЛ в Сибири и даже номера бараков, где содержались пасторы, т. к. священнослужители регулярно получали из Германии пакеты с продуктами и одеждой. Только в кон. 1931 г. 27 евангелических пасторов получили посылки от Международного Красного Креста через нем. посольство. Нек-рые пасторы пытались в это трудное время эмигрировать из России в Германию. В 1931 г. нарком Литвинов подписал список, включающий фамилии 10 пасторов, разрешив им выезд из страны (это были А. Альтгаузен, О. Берг, Г. Бирт, В. и Э. Зайбы, С. Клюдт, А. Кох, К. Штааб, Ф. и Э. Штайнванд), но выехать удалось только двоим или троим. Остальные были арестованы: Зайб и братья Штайнванд умерли в лагерях, Кох получил 5 лет ссылки, Бирт - 10 лет, Клюдт осужден по обвинению в компрометации советской власти. В каждом отдельном случае для выезда за границу нем. консульство требовало согласия обоих епископов, к-рое пасторам получать не удавалось. В окт. 1931 г. еп. Мальмгрен выступил против эмиграции пастора Шимке, причислив его к тем священнослужителям, к-рые являлись опорой лютеранской церкви. Было отказано в выезде пастору А. Ганзону и др. В нояб. 1932 г., по сведениям Мин-ва иностранных дел Германии, в СССР работали 56 пасторов, 24 были арестованы. В кон. того же года из преподавателей в семинарии остался только еп.

http://pravenc.ru/text/186839.html

– Сегодня каждый может помочь нам собственным трудом, – говорит настоятель. – Нужны в первую очередь строительные мастера. В совместном труде созидается община. Глядишь, среди этих людей найдутся и те, кто станет членами нашего прихода. Кстати, сегодня кирха представляет собой зримый пример веротерпимости. Ротонду со стороны Фурштатской улицы лютеранская община уступила католикам. – Они обратились к нам за помощью, поскольку никак не могли найти помещение для своих богослужений, – пояснил о. Александр. – Причем это не обычные католики, а те, которые проводят мессу на латыни. Они подчиняются папе Римскому, но составляют отдельный орден – братство Пия X. Тут единственное место в нашем городе, где они собираются. 577 …В 1517 году Мартин Лютер возглавил Реформацию, в ходе которой произошел разрыв с Римско-Католической Церковью. А 500 лет спустя под сводами Анненкирхе всё возвращается на круги своя… Пасторы Анненкирхе .: И. Л. Шаттнер (1719–37), Ф. Лютке (1737–38), И. Г. Шрайнер (1738–40), К. Э. Рихтер (1740–57), И. А. Эрхардт (1757–62), М. Ф. Гросскрейц (1762–66), И. Б. Лонсерт (1766–78), Т. Ф. Т. Рейнботт (1778–1813), Ф. Т. Рейнботт (1813–37) Ф. Мориц (1838), К. Т. Безе (1838–53), Э. А. Г. Гершельман (1853–54), П. О. А. Зеберг (1855–78), К. Нельтинг (1858–80), Т. У. И. Отто (1867–90), Р. Э. Гессе (1877–87), К. Р. Фрейфельд (1880–1903), Ю. Мютель (1887–1903), А. Мальмгрен (1890–1929), Ф. Лотихиус (1992–95), X. Шмидпот (1995), X. Китцка (с 1995). Патроны евангелическо-лютеранской общины Анненкирхе .: генерал-фельдцейхмейстер граф Я. Д. фон Брюс (1719–20), генерал-лейтенант граф Р. фон Брюс (1720–24), генерал-майор И. Я. фон Гюнтер (1724–34), генерал-майор Б. Э. фон Траутфеттер (1740), генерал-фельдмаршал Г. Р. фон Ливен (1740–46), генерал-аншеф граф В. фон Фермор (1746–52), генерал-майор Я. фон Шульц (1752–57), принц П. А. Ф. фон Гольдейн-Бек (1757–59), обер-камергер К. А. фон Брокторф (1759–76), генерал-аншеф И. фон Мюллер (1776–87), почт-директор Ф. М. фон Бок (1787–91), генерал-майор К. фон Хандвиг (1791–94), камергер граф Г. Г. фон Тизенгаузен (1794–1805), статский советник К. фон Хабарт (1805–1822), военный министр барон П. И. Меллер-Закомельский (1822–23), герцог А. Вюртембергский (1824–33), генерал-адъютант К. фон Толль (1838–42), принц А. Л. X. фон Гессен-Дармштадтский (1842–52), принц Г. А. Э. фон Мекленбург-Стрелицкий (1852–79). С 1881 обязанности патронов Анненкирхе выполняли президенты церковного совета. 578 Лютеранская община св. Михаила

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

1) В основу церковной организации положен принцип выборности. Приходские собрания выбирают приходский совет, местные (окружные) синоды (съезды) – совет пропета, генеральный синод (Всероссийский съезд) – высший церковный совет (Oberkirchenrat). Срок избрания – 6 лет. На съездах участвуют «миряне» и пасторы. Пасторы также выбираются приходом и утверждаются высшим церковным советом. Консистории – уничтожены. Так был осуществлен принцип «взаимопроникновения» церкви с «народом» на началах кулацко-поповской «демократии». Крупно-хуторская система ведения хозяйства в немецких, эстонских и латышских колониях способствовала укреплению религии. «Кулачество явилось главной опорой лютеранства», правильно отмечает II съезд СВБ (Резолюции съезда, с. 33). Действительно, в приходских советах кулачество стало играть главенствующую роль, а стало быть, играло ее и в центральных органах лютеранской церкви. 2) Ввиду недостатка пасторских «кадров» и отсутствия «богословских» университетов от требования университетского образования пасторов пришлось отказаться. По новому уставу (ст. 27) пасторы избираются из числа лиц, окончивших соответствующий семинарий и сдавших коллоквиум. Однако число лиц, желающих посвятить себя пасторской деятельности, таяло с каждым годом. Поэтому, наряду с приходскими пасторами, были учреждены особые разъездные пасторы, обслуживающие несколько приходов, собирающие с них дань во время гастролей. 3) Титул «епископа» сохранен. Этот титул предоставляется генеральным синодом как особая «честь» наиболее заслуженным попам. Этой чести удостоились попы Мальмгрен 321 и Мейер 322 . Подобно двум консулам в Древнем Риме, сии доблестные мужи управляют совместно делами лютеранской церкви. О них персонально упомянуто в уставе, причем на Мальмгрена возложено представительство лютеранской церкви при переговорах с правительственными и другими организациями и лицами, а на Мейера – руководство лютеранской поповщиной. Это разделение труда вызвано, надо думать, не только опасениями перегрузки почтенных епископов, а и более «деликатными» соображениями.

http://azbyka.ru/otechnik/konfessii/prot...

Мальмгрен, большинство было арестовано или оставило работу. В янв. 1933 г. в семинарии обучались еще 11 студентов. После выпускных экзаменов летом 1934 г. семинария прекратила работу, хотя офиц. закрытия органами советской власти не было. В 1934 г. Лютеранский всемирный конвент выделил лютеран. церкви СССР ок. 16 тыс. долларов, в 1937 г. его помощь составила 8 тыс. долларов. В 1933 г. в Москве состоялся последний синод Евангелическо-лютеранской церкви СССР, о к-ром известно только, что на нем было ординировано 7 выпускников семинарии. В том же году собрался синод независимой Закавказской лютеранской церкви, в к-рую входило 28 общин и к-рой руководил после ареста пастора Майера пастор Венцель из Еленендорфа (ныне Ханлар, Азербайджан). В 1934 г. в стране было арестовано и осуждено 15 пасторов. В ночь с 26 на 27 апр. 1934 г. умер 69-летний еп. Мейер. Московский высший церковный совет остался без руководителя. Было решено, что руководить обеими консисториями будет еп. Мальмгрен. Московский высший церковный совет состоял только из 2 членов вместо 6, предусмотренных Уставом. Новая Конституция 1936 г. в ст. 124, еще раз подтвердив отделение Церкви от гос-ва и школы от Церкви, провозгласила свободу отправления религ. культов и антирелиг. пропаганды. В нач. янв. 1936 г. еп. Мальмгрен был подвергнут тщательному допросу о его связях с заграницей и происхождении средств, на к-рые он жил. Летом того же года епископ покинул СССР. Сначала он переехал в Майнц, затем в Лейпциг, где умер 3 февр. 1947 г. в возрасте 86 лет. Когда еп. Мальмгрен выехал из СССР, в стране осталось всего 11 пасторов: П. Бодунген (Петергоф), отец и сын Райхерт (Ленинград), Г. Берендтс (Ташкент), Э. Ройш (Закавказье), в латыш. общинах - братья Мигл, в Церкви Ингрии - С. Лаурикалла, А. Яатинен, А. Корпелайнен и Л. Шульц. Из них впосл. только Лаурикалла эмигрировал в Финляндию, остальные были арестованы и осуждены. Последний московский пастор А. Штрек (ц. апостолов Петра и Павла) был арестован в 1936 г. и сослан в нояб.

http://pravenc.ru/text/186839.html

  001     002