Святой Артемий Веркольский был причислен к лику новоявленных праведников, и именно эта основа его святости – праведность – должна была быть отражена в жизнеописании отрока. Отсюда столь формализованный, нарочито этикетный стиль событийной части, единственными реальными фактами которой являются соответствующие канону отказ от детских игр и земледелие – работа в поле 12-летнего отрока. Несмотря на экспрессивное описание стихии – грозы, во время которой погиб св. Артемий, автору жития не удалось отразить причины изначального местного прославления пинежского мальчика – народного почитания убитых молнией как страстотерпцев во имя Бога. С одной стороны – это смерть без покаяния, смерть, не соответствующая христианским канонам, с другой – это смерть, свершившаяся по воле Божией, – «Артемий является как чистая жертва, угодная Богу, приближаясь к чину святых страстотерпцев» ( Федотов Г. П. Святые Древней Руси. М., 1990. С. 212). Но в изложении автора жития причиной гибели святого служит не удар молнии как физическое явление, а страх, ужас отрока перед грозой – воплощением Божьего величия. Вступление и событийная часть Жития Артемия Веркольского являются «ярким образцом искусственности, нарочитости употребления риторических приемов в угоду требованиям жанровых канонов» (Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера... С. 255). Вступление компилятивно по своей структуре, оно буквально соткано из пересказа, в начале дословного, вступительной части «Исторической Палеи» (см.: Попов А. Книга бытиа небеси и земли: (Палея историческая с приложением Сокращенной палеи русской редакции)//ЧОИДР. 1881. Кн. 1. С. 1) и « Символа веры ». Столь же невыразительны и первые 53 чуда, очень краткие, схематичные, похожие по языку и композиции друг на друга. Эти чудеса несомненно были стилистически обработаны, унифицированы при создании 1-й редакции жития и не в полной мере отражают те рассказы (или записи), которые легли в их основу. Второй период литературной истории памятника связан с его бытованием в тех местах, где прославился святой Артемий Веркольский. Именно в ряде чудес, дополненных в Веркольском монастыре или при местных приходских храмах, в рассказах об истории монастыря можно найти те бытовые подробности и яркие детали, в которых и заключается по существу самоценность Жития Артемия Веркольского как памятника севернорусской агиографии. Мы публикуем текст 3-й редакции памятника по списку нач. XVIII в. (БАН. Арх. Д. 351), созданному в Веркольском монастыре иеромонахом Антонием (Поповым). Ошибки списка исправлены по еще одному списку руки иеромонаха Антония (РНБ. Q.I.907). Все исправления выделяются курсивом. Читать далее Источник: Библиотека литературы Древней Руси/РАН. Ин-т рус. лит. (Пушкинский дом) ; под. ред. Д. С. Лихачева и др. - Санкт-Петербург : Наука, 1997-./Т. 16. - 2010. - 663 с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Кобелево (Покшеньга). Церковь Николая Чудотворца. Никольская церковь /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Николая Чудотворца Год постройки:Между 1695 и 1697. в 1844 г. реконструирована. Год утраты:приблизительно 1960 (сгорела) Адрес: Архангельская обл., Пинежский район, д. Кобелево Координаты: 63.996, 44.2623 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Существовала и деревянная холодная церковь во имя свт. Николая, освященная 5 мая 1706 г., сгоревшая от удара молнии в 1830 г. Вместо нее прихожанами в Веркольском монастыре была куплена готовая церковь во имя свт. Николая с приделом на северной стороне во имя прав. Артемия Веркольского, освящена по перенесении в приход 6 июня 1844 г. 11 и 12 июня 1910 г. освящён Николаевский храм с приделом прав. Артемия Веркольского. В 1885 г. приход был включен в состав Покшенгско-Перемского миссионерского комитета 2-го разряда (к этому разряду относились приходы Архангельской епархии, которые в слабой степени были заражены старообрядческим расколом). В 1888 г. было преподано архипастырское благословение крестьянам Никитинской волости: Андрею Петрову Щеголихину, Василию Петрову Щеголихину, Николаю Степанову Шехину, Михаилу Герасимову Щеголихину, Авраму Филиппову Тыркасову, Евфиму Прокопьеву Шехину, Евлампию Титову Минину и Парамону Федосееву Щербакову, подвергавшим свою жизнь опасности при спасении имущества из здания приходской церкви и уряднику 6 участка 2 стана Пинежского уезда Константину Григорьеву Рогачеву, оказавшему " энергию и распорядительность " при охране колокольни, холодной Николаевской церкви и священнического дома, находившихся вблизи горевшего дома. Жертвователи: о. Иоанн Сергиев пожертвовал на устройство храма более 3000 руб.; Воронежский архиепископ Игнатий - 100 руб. капитала.

http://sobory.ru/article/?object=57914

XVIII в., ВГИАХМЗ) М., изображенный в легком повороте влево, расположен между вмч. Димитрием Солунским и прп. Петром Афонским. На прориси с иконы «Русские святые» 1814 г. М. изображен погрудно, в развороте вправо, между преподобными Филиппом и Ферапонтом Белозерскими (см.: Маркелов. Святые Др. Руси. Т. 1. С. 453). У М. вьющиеся волосы и округлая борода средней длины. На иконе-раме, происходящей из ц. Благовещения г. Вологды (XVIII в., ВГИАХМЗ) и предназначенной для небольшого образа прав. Артемия Веркольского, находится ростовой образ М. и прп. Ферапонта. Вкладчик, вероятно, имел отношение к Ферапонтову Белозерскому мон-рю, т. к. кроме основателей в верхней части доски помещена сцена «Рождество Пресв. Богородицы». Живопись лика М. представляет собой тот стилистический вариант, когда технология личного письма упрощается до минимума красочных слоев и контрасты многочисленных оживок и теней лишают образ цельности, делая его декоративным и дробным. На святом темно-коричневая мантия, ряса со складками оливково-охристого цвета, золотистого цвета схима с растительным орнаментом и куколь. Между фигурами святых помещена сцена кончины и обретения мощей прав. Артемия Веркольского. На правом поле иконы Божией Матери «Одигитрия» (XVIII в., ВГИАХМЗ) М. изображен в рост, сутуловатым, с округлой бородой и короткими волосами, в молении Пресв. Богородице. На иконе «Преподобные Ферапонт и Мартиниан с видом Ферапонтова монастыря» (рубеж XVIII и XIX вв., КБМЗ) святые представлены фланкирующими изображение своей обители. В архитектуре мон-ря зафиксированы не сохранившиеся до нашего времени каменные и деревянные постройки, обнесенные бревенчатой крепостной стеной с башнями, вдоль юж. стороны стены расположены братские кельи; к берегу Бородавского оз. причаливает легкое парусное судно с пассажирами на борту, словно напоминая о том времени, когда, переплыв озеро, можно было войти в р. Бородаву, а из нее - в р. Шексну и далее в р. Волгу; на протекающей под монастырскими стенами р. Паске - мост и мельница (прорись с иконы впервые опубликована в кн.: Бриллиантов.

http://pravenc.ru/text/2562430.html

В 20-й день. Житие св. и славного Пророка Илии, л. 1088–1151. Нач. «Прииде Илия Пророк от Фезвия Галатския к Ахаву и рече: жив Господь Бог Израилев, иже предстою пред Ним, аще да будет, в лето сие роса или дождь.» Житие и похвала предивного Пророка Илии, л. 1152–1159 об. Нач. «Ныне светозарное солнце небесного круга въшествием огненных конь светлостию просвещаются.» Слово И. Златоуста о преславнем Пророце Илии и о вдове Сараффийския, л. 1160 – 1167 об. Нач. «Слышите, братие, разумно, иже при Илии мертвец сын бе Сараффийския вдовице.» Слово похвальное Григория мниха и пресвитера игумена обители Пантократоровы святому Пророку и боговидцу Илии, л. 1168–1191. Нач. «Пророцы убо вси, воплощение Едиинородного Сына Божия посланы быша жестокосердечному проповедати Израилю.» Житье и жизнь и преставленье Преп. и богоносного отца нашего Авраамия игумена, Городецкого чудотворца в Галицком уезде, иже на Чухломе, и о явлении ему чудотворной иконы Пречистой Владычицы и Приснодевы Марии и о составлении обители, в них же имать и от божественных чудес его, л. 1192–1227 об. Нач. «Сей убо Преподобный отец наш Авраамий от юна возраста благоговейн сый и милостив и страннолюбив.» О чудесах Преп. Авраамия (4-ре чуда), л. 1222 об. В 21-й день. Страсть и жизнь чернца Симеона, иже Христа ради урод; списано от Леонтия Преп. и блаженного Епископа Новому граду Кипрского острова, л. 1228–1299. Нач. «В лета царствия еже во святых Иустиана Царя.» В 22-й день. Мученье св. Аполинария Антиохиянина, Архиепископа Паравенску граду, л. 1300–1319 об. Нач. «Во дни Клавдия царя, пришедшу от Антиохия Петру Апостолу Иисус-Христову, в Римстем граде многи с ним христиани в Рим приидоша.» В 23-й день. Святого праведного новоявленного чудотворца Артемия Веркольского, с копией с образа сего святого. Служба ему, л. 1322–1337. Житье св. и праведного богомудрого отрока новоявленного страстотерпца Христова богоблаженного Артемия Веркольского чудотворца; списано по благословенью Макария Митрополита Новгородская», л. 1338–1369. Нач. «В лето 7040-е от создания миру. В Двинском уезде по реку глаголемую Пинегу.»

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Levickij...

Оп. 1. Д. 135. Л. 32). Церковь была закрыта в 1931 г., сгорела в 1985 г. Святая с надписью на нимбе «с Праскева» представлена в правой группе на иконе «Чудотворные иконы и Новгородские святые» 1721 г. из собрания Успенских (ГЭ; см.: Косцова А. С., Побединская А. Г. Рус. иконы XVI - нач. XX в. с изображением мон-рей и их основателей: Кат. выст./ГЭ. СПб., 1996. С. 59, 136. Кат. 54), однако надписи относятся ко времени поновления иконы и не везде соответствуют традиции изображения местных святых. В нач. XXI в. появилась новая иконография П. В 2009 г. архангельский иконописец И. И. Лапин включил поясной образ П. в роспись Успенской ц. Архангельска. Святая изображена в красновато-коричневом одеянии с прижатой к груди правой рукой (левая под одеждой), на голове белый плат, перекинутый вперед через плечо; надпись по сторонам от нимба: «СТА ПАРАСКЕВА ПИРИНЕМСКА». В 2013 г. аналойную поясную икону П. (хранится в Артемиевом Веркольском мон-ре) написала выпускница иконописного отделения СПбДА А. Ю. Карагина. Святая одета в синее платье и белый плат, перекинутый через плечо, руки развернуты ладонями перед грудью; на фоне аналогичная надпись. Деревянная ц. Двенадцати апостолов вновь построена в Пиринеми в 2014 г. на месте храма вмч. Георгия. Иконописец из Красноярска Н. Кочеткова создала для церкви неск. икон, в т. ч. образ П. и прав. Артемия Веркольского, поскольку существует предание, согласно к-рому они были братом и сестрой. Святые представлены в белых одеждах, в рост, вполоборота к центру, на фоне реки со скалистыми берегами; между ними - деревянный 5-главый храм. П.- в платье и платке, руки сложены крестообразно на груди. Печатные копии совр. икон П. хранятся в Артемиевом Веркольском мон-ре (напр. в иконостасе 2013 г. ц. прав. Артемия Веркольского на Ежемени; П.- дева в светлом платье со скрещенными на груди руками, ее голова не покрыта, в волосах, лежащих прядями на плечах,- голубые ленты). Т. М. Кольцова Рубрики: Ключевые слова: АРТЕМИЙ ВЕРКОЛЬСКИЙ (1532-1545), прав. (пам. 23 июня., 20 окт., в Соборе Карельских святых и в Соборе Новгородских святых)

http://pravenc.ru/text/2579012.html

В празднование памяти великомученика Артемия и новомучеников Карагандинских митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Литургию в Софийском соборе Алма-Аты 2 ноября 2023 г. 14:29 2 ноября 2023 года, в день памяти великомученика Артемия Антиохийского и праведного отрока Артемия Веркольского; священномучеников Зосимы Пепенина, Иоанна Ганчева, Иоанна Речкина, Иоанна Родионова, Николая Фигурова, Леонида Никольского, Иоанна Талызина и Александра Орлова пресвитеров, Михаила Исаева и Петра Кравца диаконов и мученика Павла Бочарова, пострадавших в Караганде в 1937 году, митрополит Астанайский и Казахстанский Александр совершил Божественную литургию в Софийском соборе Иверско-Серафимовского женского монастыря города Алма-Аты. Главе Казахстанского митрополичьего округа сослужили: благочинный храмов Южной столицы Казахстана, настоятель Никольского собора протоиерей Валерий Захаров; настоятель алма-атинского храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» протоиерей Евгений Воробьев; ключарь Вознесенского кафедрального собора Алма-Аты, руководитель отдела Митрополичьего округа по связям с общественностью протоиерей Александр Суворов; благочинный приходов Кызылординского церковного округа протоиерей Виталий Ивашинин; клирик Иверско-Серафимовской обители иеромонах Арсений (Волошин); руководитель личного секретариата митрополита иеромонах Прохор (Ендовицкий); руководитель административного секретариата главы Митрополичьего округа иерей Георгий Сидоров. Диаконский чин возглавил протодиакон Николай Гринкевич. За богослужением молились: настоятельница Иверско-Серафимовского женского монастыря игумения Любовь (Якушкина) с сестрами обители; сотрудники Алма-Атинского епархиального управления во главе с секретарем Казахстанского митрополичьего округа, Заслуженным деятелем искусств России О.Н. Овчинниковым. Пел хор Софийского собора под управлением О. Усольцевой. Его Высокопреосвященство прочитал молитву о восстановлении и укреплении мира. После евхаристического канона митрополит Александр совершил диаконскую хиротонию Андрея Ивашинина, референта Алма-Атинского епархиального управления. Проповедь по запричастном стихе произнес протоиерей Александр Суворов.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/6...

Когда переносили нетленные мощи из паперти в придел, женщина, имевшая расслабленного младенца, приложила его ко гробу блаженного Артемия, и младенческая рука в ту же минуту окрепла. Другая женщина и крестьянин, страдавшие глазами, тут же получили зрение от прикосновения к священной раке. И многие другие, отягченные различными недугами, исцелились. Более 50-ти чудес записано священнослужителями церкви Святителя Николая, при которой почивал блаженный Артемий. Они написали лик святого отрока на доске бывшей его гробницы и стружки от нее раздавали в благословение. Иногда являясь в сонных видениях, врачевал он недуги. Так явился Илариону, жителю Холмогор, который впал в отчаяние от постигшей его слепоты и хотел наложить на себя руки. В самый день памяти Святителя Николая предстал страждущему отрок, в светлой одежде, держа в левой руке посох, а в правой крест, и, осенив его, сказал: «Восстань, исцеляет тебя Христос рукою раба своего Артемия, иди в Верколу, приложись к его гробу и расскажи о том священнику и крестьянам». Исполнил его повеление, болящий и прозрел; это случилось в 1623 году. Далеко простиралась целебная сила новоявленного угодника Божия. Рыболов из Хевролы, по имени Харитон, занесенный по морю на остров Новую Землю, посреди Ледовитого моря, в течение целого лета лишен был движения руки, вывернутой в самом плече. И вот забытому людьми на море явился родич его, блаженный Артемий из пределов Хеврольских, обещая исцеление, если помолится над его гробом. И по его слову миновалась болезнь. Мощи блаженного Артемия свидетельствованы были по указу Макария, митрополита Новгородского, в 1610 г. и в день Святителя Николая перенесены из придела в главный храм. Тогда же была сочинена ему и служба. По случаю исцеления сына воеводы Мезенского Афанасия Пашкова при его гробе, признательный отец построил близ церкви Святителя другую церковь , во имя великомученика, соименного Артемию. Но через 30 лет обе сгорели, и над мощами поставлена была часовня. Еще десять лет спустя, по просьбе клириков и мирян Веркольских, царь Алексей Михайлович дозволил основать монастырь на том месте, где были обретены мощи, на берегу реки Пинеги. Их переложили в новую раку и перенесли из часовни в обитель. Но и она трижды пострадала от пожаров и была упразднена в исходе минувшего (XVIII) столетия. Наконец, усердием окрестных жителей сооружена каменная церковь во имя самого Артемия Веркольского, и в ней доныне почивают святые мощи блаженного отрока. Церковь совершает его память 23 июня и октября 20.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

«Церковь – это не стены. Церковь – это люди». Интервью епископа Петропавловского и Камчатского Артемия Господь говорит: у вас волос на голове весь сочтен. А у нас маловерие. Пойду, аборт сделаю, иначе не прокормить ребенка. Забыли мудрость: если Бог дает дитя, то и на дитя даст, и путь еще покажет, как его воспитать. Мы должны рожать детей! Знаете арифметику: двое детей – это ноль. Воспроизведения нет никакого. У Паисия Святогорца спросили: Геронта, как понять заповедь – плодитесь и размножайтесь? А он отвечает: ну, если четверых родили – ползаповеди выполнили. Ну а если пятерых и больше — то и вторая половина исполнена… 14 ноября, 2013 Господь говорит: у вас волос на голове весь сочтен. А у нас маловерие. Пойду, аборт сделаю, иначе не прокормить ребенка. Забыли мудрость: если Бог дает дитя, то и на дитя даст, и путь еще покажет, как его воспитать. Мы должны рожать детей! Знаете арифметику: двое детей – это ноль. Воспроизведения нет никакого. У Паисия Святогорца спросили: Геронта, как понять заповедь – плодитесь и размножайтесь? А он отвечает: ну, если четверых родили – ползаповеди выполнили. Ну а если пятерых и больше — то и вторая половина исполнена… «И мы, священнослужители, должны к ним идти», – продолжает епископ Петропавловский и Камчатский. И идут ведь! Без малого уже два десятка лет, со времени образования нашей епархии в феврале 93-го,  люди, когда-то принявшие сан,  несут нам вечное Слово. О спасении  и любви, о мире и доброте…  О том, что позволительно и  о том, что преступно нельзя. Это Слово такое же живое, как и в 19 веке, при святителе Иннокентии. Такое же мудрое, как и в начале прошлого века  при епископе Несторе. Такое же ясное, как и годами раньше у нынешнего митрополита Хабаровского Игнатия.  И такое же чёткое, стройное как сегодня у Владыки Артемия.  — Владыка, известно, что Вы окончили Санкт-Петербургский военно-транспортный университет. А что было дальше, на пути к полуострову Камчатка? — Служба в Алма-Ате. В 1992 г. я был уволен в запас в звании капитана по сокращению штатов. Потом года три трудился на строительстве храма в честь Рождества Христова в том же городе. В 95-м стал послушником Свято-Николо-Шартомского мужского монастыря села Введенье Шуйского района Ивановской области, а затем  рукоположен во диакона  и после во иерея. Через какое-то время архиепископом Амвросием был пострижен в монашество с наречением имени Артемий в честь праведного Артемия Веркольского.

http://pravmir.ru/cerkov-eto-ne-steny-ce...

После таких многочисленных и страшных бедствий обитель пришла в запустение, обнищала и до обновления своего в последнее время имела самый убогий вид, благодаря чему была даже отнесена к числу заштатных монастырей. Возрождение Веркольской обители началось в недавнее время, с 1859 года, благодаря различным пожертвованиям благотворителей. С их помощью монастырь скоро оправился, вновь обстроился и достиг такого процветания, что мог даже делать крупные пожертвования, преимущественно на разные нужды местного края. В 1865 году в монастырь введен общежительный устав Коневской обители, и монастырь был переименован в общежительную пустынь. С течением времени благосостояние ее настолько возросло, что, по указу Св. Синода от 13 марта 1890 г., она была переименована в первоклассный общежительный монастырь с архимандричьим управлением. В настоящее время в Веркольской обители имеется шесть храмов. Главный храм каменный, холодный, во имя праведного Артемия, с двумя теплыми приделами: во имя Св. Николая Чудотворца и во имя Св. великомученика Артемия. Второй храм деревянный теплый, трапезный, в честь Казанской иконы Божией Матери. Третий каменный, в честь Иверской иконы Божией Матери, над святыми воротами. Четвертый храм каменный, двухэтажный, вверху в честь Успения Божией Матери, внизу в честь Рождества Христова. Этот храм построен исключительно на пожертвования благотворителей (оценивается в 100.000 руб.), и отличается особенной величественностью. Высота его 19 саж. Кругом него идет галерея, обнесенная железной решеткой, для крестных ходов. Внутреннее убранство также производит самое отрадное впечатление. Величественные иконостасы украшают прекрасные иконы в древнем византийском стиле, написанные известным художником Сафоновым. Церковная утварь вполне соответствует внутреннему и внешнему благолепию; нельзя не заметить массивного золоченого паникадила в три яруса прекрасной художественной работы. Наконец, еще два храма, бывшие приходские, приписные к монастырю: один во имя Св. вмч. Георгия и другой во имя Св. пророка Илии. Кроме того, в самое последнее время выстроен еще двухэтажный каменный новый трапезный корпус с церковью; внутренняя отделка его еще не закончена. Кругом всего монастыря идет каменная ограда с башнями.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

18 октября 1872 года в Санкт-Петербургском духовно-цензурном комитете поручено было рассмотреть представленный Н. И. Суворовым акафист члену комитета архимандриту Арсению. В своем отзыве 1 ноября 1872 года архимандрит Арсений об акафисте прп. Павлу Обнорскому писал: «Что же касается акафиста преподобному Павлу Обнорскому, то по искренности чувства, доброте слога, соответствии житию преподобного и ясности изложения он не противен требованиям Цензурного устава». 14 ноября 1872 года за 967 Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет донес Святейшему Синоду, что акафист прп. Павлу Обнорскому мог бы быть напечатан. На представление цензурного комитета от 14 ноября Святейший Синод 30 декабря 1872 года определил: напечатание сего акафиста разрешить для местного употребления с тем, чтобы оный был напечатан в Синодальной типографии на иждивение Павло-Обнорского монастыря и в ограниченном количестве экземпляров, соответствующем действительной потребности 201 . 54 Акафист св. праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу В 1875 году прот. Кронштадтского собора Иоанн Ильич Сергиев представил в Санкт-Петербургский духовно-цензурный комитет «Акафист св. Артемию, Веркольскому чудотворцу» на рассмотрение и разрешение к напечатанию 202 . Рассматривавший рукопись архимандрит Иосиф 3 октября 1875 года донес комитету, что этот «акафист, во 1-х, вполне согласен с биографическими сведениями, изложенными в «Службе» сему святому от 1610 года и в «Прологе» от 1685 года; во 2-х, составитель акафиста преимущественно прославляет те черты св. Артемия, юного отрока, убиенного молнией и прославленного нетлением и чудесами, какие составляют его особенность, именно: детское незлобие, чистую невинность, ангелоподобную праведность, – и усматривает в прославлении его нетлением и чудесами не столько заслугу за христианские подвиги, сколько знамение Божьего благоволения, зарю бессмертия и вечного блаженства; в 3-х, в самом изложении акафиста, кроме ясности и вразумительности языка, ощущается благоговейное умиление пред Богом, дивным во святых своих, и сердечное упование на предстательство дивного праведника Артемия». А потому напечатание находит «полезным для религиозно-нравственного назидания богомольцев, притекающих к мощам сего святого».

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Popo...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010