Однако, они с терпением переносили все гонения и мужественно, как бы стражи верные обители, пребывали на своем месте, втайне и со слезами молясь Господу и св. угоднику Его праведному Артемию, прося себе благодатной помощи. Молитва их не осталась тщетною. Сам блаженный отрок скоро утешил скорбящих иноков, явившись одному из них – Рафаилу; он в таинственном видении предсказал ему о скором построении церкви; Рафаил, как наяву, увидел приехавшего в часовню, где покоились мощи, знатного мужа с большою свитою, которые стали снимать покровы с мощей святого Артемия, который при этом говорил, обращаясь к Рафаилу: «они снимают покровы сии для того, чтобы постилать их на столы вместо скатертей, – и ты не смущайся этим». Эти таинственные слова означали следующее: что мощи праведного будут перенесены в новый храм Божий, как бы на стол, и сделаются как бы скатертью того дома, на стол которого совершится великая трапеза Господня. О. Рафаил немедленно разделил с Ионою радость, доставленную ему дивным посещением и предсказанием праведного отрока, слова которого через полгода уже начали исполняться. В 1647 г. вдруг пришел к ним из Москвы один Кеврольский уроженец Симеон, по прозванию Роднин, и принес им от воеводы Пашкова письмо с известием о назначена государем в обитель жалованья и о построении новой церкви в монастыре, с перенесением в оную из прихода и самих св. мощей праведного Артемия. В письме том говорилось также, что об этом уже послана государем грамота Кеврольскому воеводе, вследствие челобитной Кеврольского земского старосты Филиппа Козьмина Драчева с мирскими людьми, просившими построить монастырь на том месте, где обретены мощи праведного Артемия, дабы мирянам, ревнующим о своем спасении, была возможность приходить сюда и постригаться в монашество. Такое внезапное и столь благотворное известие вызвало общую и большую радость и, не рассуждая много, тотчас же принялись строить новую церковь во имя св. великомученика Артемия, которая, общими силами, в течение двух лет была совершенно кончена, а затем вскоре последовало и самое перенесете св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены [ 7 ].   Тропарь, глас 2: Вышняго повелением/тученосным облаком небо помрачившим,/и молниям блистающим,/грому же возшумевшу с прещением,/испустил еси душу твою в руце Господеви,/премудре Артемие,/и ныне предстоиши Престолу Владыки всех,/о иже верою и любовию приходящим к тебе,/подая исцеление всем неотложно,/и моляся Христу Богу,/спастися душам нашим.   Величание: Величаем тя,/страстотерпче Христов, Артемие,/и чтим святую память твою,/ты бо молиши за нас/Христа Бога нашего.   Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. Память 21 октября Житие преподобного отца нашего Илариона Великого Преподобный Иларион родился в 291 году в селении Фавафе в Палестине близ города Газы. Родители его были еллины [ 1 ]. Как является роза среди шипов, так рождением от них преподобного явилось миру благоухание Христово. Посланный в Александрию для обучения наукам, он не только вскоре овладел всей той ученостью, к которой стремились еллины, но хорошо ознакомился и с духовной премудростью. Уверовав в Господа нашего Иисуса Христа, он принял святое крещение [ 2 ] и во время частых посещений храма внимал словам Божественной службы. Навыкая добрым нравам и сердцем своим горя любовью к Богу, он стал помышлять о том, как бы угодить Ему. Услыхав о святом Антонии Великом, слава добродетельной жизни которого в то время распространялась всюду, Иларион поспешил отправиться к святому, исполненный усердного желания видеть его. Дойдя до места его пребывания в пустыне, Иларион узрел его святолепное лицо и услышал его сладостные речи, указывавшие ему путь к совершенству. Он пробыл некоторое время при святом Антонии, присматриваясь к его равноангельской жизни, усердным и частым молитвам, рукоделию и беспрестанному труду, посту и воздержанию, любви к ближним, нестяжательности и иным подвигам иноческого жития [ 3 ].

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Когда взрослые подбежали к нему, тело его уже было бездыханным и только изумлённые глаза были широко раскрыты. Только сказано, что " нет пророка в своем Отечестве " - односельчане-веркольцы не поняли, что Господь взял юного мальчика на Небеса, чтобы он стал молитвенником и заступником за грешных людей, за свою северную землю. И порешили, что негоже хоронить убитого молнией Артемия на кладбище, что видно, грех какой на нём был, раз такая смертушка приключилась, и унесли тело его в лес, положили на землю да закидали ельником и берестой. Огородку поставили и ушли, позабыв об Артемии. А вспомнили только через 32 года. И случилось вот что: дьячок веркольской церкви, сверстник Артемия, пошёл в лес ягод пособирать и наткнулся там на такое сияние, что глаза слепило и исходило от того места, что было за полуразвалившейся огородкой. Наклонился дьячок, разрыл бересту да ветки: а там - Господи Иисусе! - лежит Артемий, будто прилёг отдохнуть, юный и нетленный. Односельчане долго решали, что с этими нетленными мощами делать, и порешили отвезти в церковь, положить на паперти, прикрыв той же берестой, которая и в лесу покрывала тело Артемия. И никто даже подумать не мог, что принесли они на паперть тело Чудотворца, а не грешника. Потому что, даже потрогав бересту, люди получали исцеление: есть в описании жития Артемия такие случаи, и даже страшная лихорадка-трясовица отступила от Верколы. Вот на месте обретения нетленных мощей Артемия и был основан монастырь, и было это в XVI веке. Лучшим для монастыря было время конца XIX века - это уже был довольно известная в России монашеская обитель, братии здесь подвизалось более 300 человек, а сколько ещё паломников, сколько трудников!... Даже титула он особого удостоен был - Первокласный монастырь. О том процветании в летописях сохранились письмена, что ещё издали был виден монастырь, стоявший на высоком берегу реки Пинеги, обнесённый красивой каменной монастырской оградой, словно град у реки возвышающийся. Свершилась октябрьская революция в стране и вскоре зловещее эхо докатилось и до этих намоленных мест.

http://sobory.ru/article/?object=10746

Исправляя и устраивая необходимое для удобства братии, игумен Феодосий обратил особенное внимание на благолепие храма Господня: им возобновлен был после бывшего в 1842 году пожара в каменной церкви во имя св. праведного Артемия главный иконостас. В двух же теплых приделах той церкви сделаны в 1866 и 1867 гг. два новые иконостаса со вновь написанными иконами. В это же время и теми же иконописцами расписаны в главном холодном храме стены живописью, приличною благолепно храма. Во всей этой церкви сделаны новые рамы, двери, настланы новые полы и св. престолы в приделах утверждены на каменных основаниях. Одним словом, вся внутренность храма исправлена, хотя и не богато, но весьма прилично. Тогда же и при сем же игумене Феодосии возобновлена и почти вся вновь переделана, на фундаменте из дикого камня, та самая часовня, в которой находились после пожара прежних церквей, бывшего в 1639 году, нетленные останки угодника Божия Артемия в течение 10 лет – до 1649 г. Часовня эта вся перекрыта, обшита тесом, окрашена и исправлена как снаружи, так и внутри и в ней поставлен небольшой двухсоставный иконостас; спустя некоторое время она обращена в церковь . Главный иконостас в древнем каменном храме Св. Праведного Артемия, возобновленный после пожара, бывшего в 1842 году По возраставшему с каждым годом числу братии, жить в старых корпусах не было никакой возможности; к этому же еще присоединилось неимение приличной монастырской трапезы. Таковая ощутительная необходимость побудила игумена Феодосия с братией заложить в 1867 г. новый большой двухэтажный, на каменном фундаменте, деревянный корпус для трапезы и келии с церковью во имя Пресвятой Богородицы Казанской. Корпус этот усердием благотворителей был выстроен и покрыт железом; внутренность его отделана, и церковь в 1868 году освящена епископом Архангельским Нафанаилом. В конце 1867 года, по благословению того же епископа Архангельского Нафанаила, на том самом месте, где преставился праведный отрок Артемий, заложена вместо прежней ветхой, новая в двух верстах от монастыря, в деревне Ежемени, деревянная часовня, с целью обратить ее впоследствии времени в храм Божий, ибо она имела вид и размер небольшой церкви с алтарем, трапезою и колокольней, так что весьма удобно могла быть обращена в церковь . По воле Божией это случилось вскоре: явились средства в обители и часовня была обращена в храм Божий. Совершенное здесь на Божественной Литургии первое бескровное жертвоприношение Господу и было вместе с тем и первою жертвою Богу, принесенную в честь угодника Его, праведного Артемия на месте его кончины.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Почему веркольские монахи перестали искать мощи отрока Артемия Полгода до Артемиево-Веркольского монастыря можно добраться, на полгода Пинега отрезает его от остального мира 9 июля, 2014 Полгода до Артемиево-Веркольского монастыря можно добраться, на полгода Пинега отрезает его от остального мира Когда-то над Пинегой высилась стена монастыря во имя праведного отрока Артемия. Теперь она осталась только на фотографиях да на иконах святого отрока, где его по-прежнему изображают на фоне обители, какой она была до советского разрушения. На краю земли Добраться до монастыря не так уж просто, поэтому здесь не очень много паломников (в отличие от Соловецкого монастыря, например), практически вовсе нет туристов, да и местных жителей, не имеющих отношения к монастырю, тоже, по сути, нет. На поезде, и то с пересадкой в Архангельске, можно доехать только до города Карпогоры, а оттуда нужно будет ехать на маршрутке или такси. Чтобы переправиться через Пинегу, нужно заранее договориться с монастырем — оттуда пришлют перевозчика. Переправа через Пинегу к Артемиев-Веркольскому монастырю Поезд приходит в Карпогоры в начале одиннадцатого, до Пинеги вы доберетесь в начале двенадцатого, глотая по пути пыль, непроницаемым высоким шлейфом встающую на грунтовке за каждой машиной. (Трудно любить тех, кто тебя обгоняет и заставляет часто моргать и кашлять от набившейся в глаза и рот пыли, но можно их понять: до обгона они пробирались сквозь пыль от твоей машины). Зато добравшись… Тонкое зудение полчищ комаров перекрывается восхищенными охами и ахами. Ешьте нас, пейте кровушку, но мы будем изо всех сил фотографировать, благословляя художника — Творца неба и земли. Зимой по льду, а летом на лодке (иногда шальная волна может ее захлестнуть даже при самой тихой погоде, так что сумку с документами и гаджетами на дно лучше не класть) можно добраться до обители, а осенью и весной — то ледостав, то ледоход — связь с миром обрывается. Пока не было мобильной связи и интернета — было полное ощущение древнего отшельничества. Сейчас изоляция уже не полная, но тихое время без неожиданных (да и ожиданных) гостей братья любят больше всего.

http://pravmir.ru/pochemu-verkolskie-mon...

Для меня этот образ дорог ещё и как память о родине. Всякий раз, отправляясь домой, я прошу его благословения в дорогу, а приезжая в Гродно, первым делом бегу к нему же в собор. Святой праведный отрок Артемий Веркольский Вскоре после появления в храме образа святого младенца Гавриила у отца настоятеля появилось желание на соседнем столпе поместить образ ещё одного святого ребёнка, отрока Артемия Веркольского. Только свободных денег в восстанавливающемся храме всегда в обрез, а обстоятельства всякий раз складывались так, что пускать их постоянно приходилось на что-то другое, в этот момент более насущное. Потом его перевели на другое место служения, а мечта осталась. И наши верующие о ней рассказали. Но теперь уже мне нужно было чинить протекающую крышу, ставить нормальные рамы и ещё много-много чего, а образ отрока Артемия так и оставался мечтой. Конечно, периодически мы о нём вспоминали, говорили между собой и даже собирались объявить сбор пожертвований, но всякий раз будто что мешало. Как-то зашли в наш храм двое, мужчина и женщина, обоим уже за тридцать пять, а детей всё нет и нет. — Знакомые советуют повенчаться, может Бог нас услышит и благословит ребёночком? Я назначил им день венчания, они готовились к исповеди, причащались, а когда пришли венчаться, оказалось, что в тот день как раз вспоминали отрока Артемия Веркольского. Конечно, я пожелал им мальчика, потом они ушли. Не знаю, как другие, но я не помню тех, кого крестил или венчал, особенно если это люди приезжие. И ещё, меня всегда умиляет, когда мама или бабушка подводят ко мне ребёнка лет шести и произносят с нотками разочарования: — Ну как же вы нас не помните, батюшка, вы же нашу Лерочку ещё младенчиком крестили. Конечно, Лерочка для бабушки единственная и неповторимая, а мне каждую субботу приносят по нескольку таких малышей. Где же всех упомнить? Вот точно так же в одну из суббот появляются немолодые уже родители с младенчиком на руках, и смотрят на меня влюбленно, обожающими глазами. И я понимаю, что раз они так смотрят, значит, раньше мы с ними уже определённо пересекались. Как бы только вспомнить, где? Лица помню, но обстоятельства — никак.

http://azbyka.ru/fiction/vozljubi-blizhn...

Церковь на Ежемени В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя. За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы. Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви. Часовня святого отрока Артемия Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом. http://www.verkola.ru/about/ Покровитель Артемиево-Веркольского монастыря да и всего Пинежского края является святой отрок Артемий. Жизнь его была коротка, но по замыслу Божиему удивительна. Он родился в простой крестьянской семье и рос обычным ребёнком, спокойным и тихим. Родителей даже пугало его послушание: он и с детьми мало играл, зато молитвы заучивал. Однажды помогал отцу на пашне: случилась гроза и молния с треском ударила в дерево под которым стоял Артемий.

http://sobory.ru/article/?object=10746

праведного Артемия, который тотчас же был и освящен всем сонмом священнослужителей. Эта каменная церковь существует и до ныне в обители, сохраняя с внешней стороны без изменения свой древний вид; внутри храма существенному изменению подверглись только иконостасы в приделах, которые пришлось заменить новыми, так как они сгорели в 1842 г. от неосторожного обращения с огнем при управлявшем тогда монастырем вдовом священнике Димитрии Шангине; что же касается главного храма, то в нем иконостас мало пострадал и его явилась только необходимость возобновить и исправить. О состоянии обители, с начала ее существования, известно очень мало. Положение ее в это далекое от нас время было, может быть и безбедное, так как кеврольские воеводы, живя в 45 верстах от обители, как видно из записей древних, во всем содействовали ей и, как виновники основания обители, строили там храмы, многократно давали от себя значительные жертвы, приобретали для монастыря земли, угодья и рыбные ловли, испрашивали и царские жертвы: исходатайствовали, наконец, 17 душ крестьян для обработки монастырской земли. Несмотря на несчастные случаи, бывшие от частых пожаров, обитель возобновлялась при воеводах, можно сказать, в скором времени. Воеводы помогали монастырю и братии не только во всех материальных нуждах, но даже содействовали и к распространенно славы св. угодника Божия; о нем известно было не только в Архангельской губернии, но и вне оной, даже и в Москве. Служа здесь воеводами, они по большей части были уроженцы московские, или же оттуда присылаемы были царями для управления здешним краем; следовательно, так или иначе, но были в близкой через это связи с Москвою, которая и извещалась через них как о славе угодника Божия, так и о нуждах обители. Живя не в дальнем расстоянии от монастыря, они, само собою, нередко посещали его и нередко может быть, прибегая к ходатайству праведника, получали через него, подобно воеводе Афанасию Пашкову, и сами от Бога милость. Нет сомнения, что в благодарность за полученные от Бога милости и в прославлении сего угодника совершаемы были какие-либо благотворения, и это подтверждается тем, что некоторыми из них, только неизвестно кем именно, устроен в Москве храм во имя Веркольскаго чудотворца Артемия при Пятницкой церкви, где хранятся часть мощей сего праведника и его икона, сделанная из гробницы, которая и доныне почитается там чудотворною; икона эта в день памяти его преставления, 23 июня, носится вокруг церкви. Полагать должно, что по этой же самой причине кто-нибудь, получивши милость от угодника Божия Артемия, в память его устроил храм даже в Вятке и прочих местах. При всем, однако же, покровительстве кеврольских воевод следов богатства в монастыре, по случаю, вероятно, частых пожаров, никаких не осталось.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

мощей, что было 17 ноября 1649 г. Этот день был днем светлой радости для настоятеля Рафаила и его сподвижника иеромонаха Ионы. Господь по молитвам св. угодника Своего отер слезы их; толпа недоброжелателей теперь невольно должна была смолкнуть и преклониться перед волею Государя, сознать свое заблуждение и раскаяться перед Богом. Господь же продолжал являть свое благоволение к юной обители и ее насельникам, изливая на них обильные Монаршие щедроты. Спустя год после перенесены мощей праведного Артемия, из Москвы прислана была в новоустроенный монастырь во имя св. праведного Артемия пожалованная государем церковная утварь, а именно: серебряные – Евангелие, напрестольный крест, сосуды и кадило; медные – водосвятная чаша, ладаница, паникадило и четыре колокола, а также богослужебные книги и разные священнослужительские облачения с покровами и воздухами. Милостями российских государей и усердием значительного числа поклонников, стекавшихся сюда на поклонение св. мощам, обитель в короткое время, сравнительно с прежним своим положением, пришла, можно сказать, в цветущее положение. В таком состоянии обитель находилась до 1695 г., когда внезапный пожар, возникшей от неизвестной причины, при сильном ветре быстро уничтожил церковное здание и все в нем находящееся; уцелели только четыре колокола и особенным чудом сохранены были св. мощи праведного Артемия: как бы по мановению десницы Божией, на то самое место, где стояла рака с мощами св. угодника Божия, в погоревшей церкви насыпалась с потолка куча земли гораздо большая, нежели в прочих местах, и этим самым св. мощи были спасены от погорения. Очевидно, что в это время в обители был еще другой храм теплый, так как вскоре же после пожара указом Архиепископа Холмогорского и Важеского Афанасия повелено было Кеврольскому священнику перенести мощи с подобающею честью и благолепием в теплую монастырскую церковь , и это перенесение было совершено 7 июня 1695 года. В том же году по указу Архиепископа Афанасия на месте сгоревшей церкви начата постройка новой холодной во имя св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Храм Николая Чудотворца (Веркола) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Со второй половины 16 века и до наших дней приход храма Николая Чудотворца в Верколе перестраивался, переносился на новое место, восстанавливался после пожаров и разорений. 9 апреля 2011 года в храме была отслужена первая Божественная Литургия за 50 лет. Содержание История [ править править код ] О времени образования Веркольского прихода достоверно неизвестно, но несомненно, что он существовал уже в 1577 году, когда были открыты мощи св. праведного Артемия. Мощи отрока первоначально находились на паперти церкви. Тогда же стали происходить чудеса исцелений по молитвам угодника. Затем в церкви был пристроен придел, в который положили мощи. Почти 33 года они покоились там, но в июне 1639 года произошел пожар. Церковь сгорела, огонь коснулся и мощей, останки которых были перенесены во вновь выстроенную деревянную часовню, где находились до 1649 года. Взамен сгоревшего Никольского храма вновь были выстроены и освящены одна за другою две церкви: 1-я в 1697 году во имя святителя Николая Чудотворца и 2-я в 1720 году во имя великомученика Георгия Победоносца. Первые приходские церкви стояли на левом берегу р.Пинеги, у стен Артемиево-Веркольского монастыря, история которого идет примерно от 1635 года. Так как упомянутыя церкви в шестидесятых годах 19-го века пришли в крайнюю ветхость, так что невозможно было совершать в них служение, то вместо них на благотворительную сумму, при деятельном участии Веркольского монастыря, построена была в 1868 году церковь во имя Святителя Николая Чудотворца и два причтовых дома уже на правом берегу р.Пинеги, освященная в 1869 году. Старые же церкви с часовней перешли в ведение монастыря. В течение 3-х лет на нужды храма святым праведным протоиереем Иоанном Сергиевым (Кронштадтским) было пожертвовано около 1000 рублей. После революции 1917 года Веркольский храм разделил судьбу многих других церквей в России. В 30-е годы он был закрыт, в нем разместился клуб, сцена которого находилась в алтаре. Затем здание храма приспособили под склад. Окончательно церковь была разорена в 1968 году, когда ее по частям развезли по дальним сенокосным угодьям. В 70-е годы на месте храма был устроен памятник Героям великой отечественной войны, посажены березы.

http://azbyka.ru/palomnik/Храм_Николая_Ч...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010