2) Таким образом перенесение мощей есть второе событие, которое ясно свидетельствует о живом почтении народа к праведному Артемию. 3) По установлению преосв. Нафанаила (II-ro) епископа Архангельского и Холмогорского 84 , мощи прав. Артемия ежегодно, 23 июня, обносятся вокруг храма, при многочисленном народе, что особенно усиливает в народе живое почтение к святому. и 4) Иконы, во множестве находящиеся по всему Архангельскому краю 85 и в других местностях 86 . Об общем же чествовании праведника говорят: 1) рукописные святцы, где читаем: «Святый праведный отрок Артемий, иже бысть в Верколе Веркольский чудотворец, преставися в лето 7040 месяца июня в 23 день» 87 . 2) Иконописный подлинник, в нем так описывается вид прав. Артемия: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем ишед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. А инде пишет: в рубашке и в портах» 88 . 3) Иконы, из коих следует упомянуть иконы собора Новгородских святых, где всегда пишется и прав.. Артемий, Веркольский чудотворец. Прилагаемое изображение снято с подобной иконы Спб. Дух. Акад. Музея. 4) Сказание о нем, которое помещается во всех изданиях печатного пролога 89 . 5) Житие в четиих-минеях 90 . 6) Служба 91 , что в месячной июньской минее 92 . и 7) все святцы печатные, издаваемые по благословению Св. Синода 93 . Все вышепоименованные данные ясно свидетельствуют о всеобщности и законности сего чествования св. прав. Артемия Веркольского чудотворца. § 4. О чествовании прав. Параскевы. Пириминской чудотворицы Что же касается чествования сестры прав. Артемия, св. прав. Параскевы, то хотя ее имени нет ни в святцах (рукоп. и печ.), ни в иконописном подлиннике, тем не менее ее чествование вполне законное явление. Оное оправдывается: 1) самою его давностью в Пириминском и окрестных приходах, 2) нетлением св. мощей прав. Параскевы и 3) многочисленными от них чудесами, – к рассмотрению этих оснований, – краткому, – мы и переходим теперь. § 5. Об обретении мощей прав. Параскевы, по преданию родной сестры прав. Артемия, Веркольского чудотворца

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

70. В тоже времена Анна Кирилова не чаколы имея у себе младенца болезнию огневою велми одержима, помолися верою святому Артемию. Св. Артемий избавляет младенца от тоя болезни. 71. Евдокия Якимова с ваймущи бысть в недузе опухло бяше лице ее и не виде очьми ничтоже и не владея собою, и начать молитися Господу Богу и св. Артемию чюдотворцу. Егда же прииде в верколу и по совершении молебного пения, приложися ко гробу святого праведного Артемия, и бысть здрава от болезни своея. 72. Дионисии ис чаколы, у него же болеша очи и не видя ничто же 10 недель и слышав чюдеса Артемия святого, притече ко ко святому и помолися верою и здрав бысть. 84 О многократных переселениях мощей прав. Артемии в бронь 1899 г. В. А. Шульгина о Веркольской обители. 94 В 1890 году ркп. служба праведного Артемия издана печатно – в Москов. Синод. типографии. Это – малопеределанная служба великомуч. Артемию, находящаяся в минеях под 20 октября. 95 Барсуков 62 стр. Относительно празднования правед. Артемия в XVII в. у г. Барсукова (62 и 63 стр.) собраны след. сведения: «Последовавшие от мощей св. Артемия исцеления, распространили о нем славу, вследствие чего Новгородский митр. Киприан» во 147 (1639) г., послал из Великого Новгорода свидетельствовати и тутошними околними игумены, попы и дьяконы». Составленная роспись исцелениям была доставлена к митрополиту, который «после свидетсльствова», на другой год прислал «Сотворенное празднество святому праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и седалны, и богородичны, и канон, и икос, и светилен и хвалитны, и распев под знаменем». 13 февраля 1645 года, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митр. Афония, освящена церковь во имя св. Артемия, на том месте, где он лежал. Эту церковь поставил Кевролский воевода Афанасий Пашков; а «по поставлении та церковь стояла многа лет не священа, бе бо князь той поставила, церковь его без благословения епископля; а ныне Божиею благодатию церковь его святого и праведного Артемия совершена стоит... и колокола и во церкви всяких книг церковных больши треюсот». (Бычков, «Опис. Сборн.» – стр. 94 95).

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

«В тот же час, – рассказывал исцеленный, – я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом – в правой. Он осенил меня крестом и сказал: – Человече! что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам. При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его». Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из села Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостью поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении. В 1636 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он остановился в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебна праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба Чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Вятка (Киров). Церковь Всех Святых. Всехсвятская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Всех Святых , Артемия Веркольского , " Нечаянная Радость " иконы Божией Матери Архитектурный стиль: Вятская школа Год постройки:1723. Год утраты:1933 (разобрана) Адрес: Россия, Кировская область, г. Киров, перекресток ул. Московская и ул. Дерендяева (Всехсвятская). Координаты: 58.603454, 49.661641 Проезд:г. Киров, остановка " Театральная площадь " , пешком через площадь к перекрестку ул. Московская и ул. Дерендяева. Изменить описание Добавить фотографии Карта и ближайшие объекты To navigate, press the arrow keys. Добавить статью В 1723 г. окончена каменная церковь Всехсвятская. В ней: холодная во имя Всех Святых, а теплая во имя св. праведного Артемия Веркольского. Придел освящен преосвященным Алексием 20 октября того года. Сей же придел снова освящен 19 октября 1833г. преосвященным Иоанникием. С сайта: http://foto-progulki.ru/vyatka_zerkvi_2 Всехсвятская улица (ныне ул. Дерендяева) впервые появляется на плане города Вятки в 1784 г. Как и другие улицы, протянувшиеся с севера на юг, она первоначально была ограничена пределами старого города и располагалась между улицами Острожной (современная МОПРа) и Орловской. В 1812 г. улица была продолжена на юг до реки Хлыновки и на север до улицы Морозовской (современная Розы Люксембург). Так Всехсвятская улица соединила два городских кладбища - Ахтырское (территория областной больницы) и Богословское (территория ОДНТ и средней школы Ещё раньше, в первой половине XVIII века, на месте Богословскоего кладбища существовал мужской монастырь с каменной церковью во имя святого апостола Иоанна Богослова, упразднённый вместе с другими " заштатными " монастырями после 1764 г. В 1723 г. на месте старой деревянной Всехсвятской церкви жители одноимённой слободки поставили новый каменный храм. Необычность его состояла в том, что главный объем здания был " восьмериком от земли " : так обычно строили только деревянные церкви. Сегодня в городе сохранился только один подобный храм - Иоанна Предтечи, построенный на 9 лет раньше каменной Всехсвятской церкви. Около 1768 г. с северной стороны Всехсвятского храма устроили тёплый придел с престолом во имя святого праведного Артемия Веркольского - благочестивого юноши, погибшего в поле от удара молнии и после смерти прославившегося многими чудесами.

http://sobory.ru/article/?object=32641

Мезень. Церковь Спаса Нерукотворного Образа в Кузнецкой слободе. /// Объект утрачен Деревянная церковь.  Утрачена. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Спаса Нерукотворного Образа , Артемия Веркольского Год постройки:1737. Год утраты:1943 (сгорела) Ссылки:   Адрес: Россия, Архангельская область, город Мезень, Кузнецкая слобода Координаты: 65.864243, 44.215854 (приблизительно) Реальное положение объекта на местности может отличаться от указанного на 100-200 метров, а в отдельных случаях и больше. Если вам известны более точные координаты объекта - пожалуйста, сообщите нам. Карта и ближайшие объекты Деревянная церковь, обшитая тесом, построенная в 1737 г. и ремонтировавшаяся в 1829 и 1878 гг. Высокий четверик, завершенный малым восьмериком с главкой, со сдвоенным алтарем, крытым бочками трапезной и папертью. Колокольня над папертью поставлена в 1837. Второй престол Артемия Веркольского помещался в один ряд с основным. Сгорела в 1943 г. На месте церкви поставлен памятный крест. По материалам сайта " Храмы России " . Кузнецко-Слободский приход. Современное местоположение: г. Мезень, Мезенский р., Архангельская обл. Историческое местоположение: Мезенский уезд, Архангельская губерния. Приход образован в 1663 г. Назван по Кузнецовой слободе, входившей в его состав и находившейся в двух верстах от Мезенского собора. Кроме слободских жителей, в приход входили крестьяне Пыйского выселка и д. Семженской. Кузнецослободская деревянная церковь построена в 1737 г., вместо прежней. Престолы: во имя Нерукотворного Образа Спаса и во имя прав. Артемия Веркольского. Согласно описанию 1910 года, церковь деревянная, снаружи обшита тёсом, внутри оштукатурена. Крыта тёсом. Длина церкви с колокольней 13,5 саженей (около 29 м), наибольшая ширина 4 саж., высота до верха карниза 6 саж. На церкви 1 большая глава и 2 малые над алтарём. Окон больших 19 штук. Церковь отапливалась 4-мя печами. Колокольня имела высоту до верха карниза 7 саженей. В д. Семженской (Семжа, 40 верст от прих. храма) располагалась приписная церковь во имя свт. Николая. Построена в 1849 г. Деревянная, снаружи и внутри обшита тёсом, крыта также тёсом. Длина церкви с колокольней 7 саженей, ширина 2 саж., высота до верха карниза 2 1/3 саж. На церкви 1 большая глава и 1 малая над алтарём. Отапливалась двумя печами. Колокольня высотой до верха карниза 4 саж.

http://sobory.ru/article/?object=37531

Вышняго повелением тученосным облаком небо помрачившим, и молниям блистающим, грому же возшумевшу с прещением, испустил еси душу твою в руце Господеви, премудре Артемие, и ныне предстоиши Престолу Владыки всех, о иже верою и любовию приходящим к тебе, подая исцеление всем неотложно, и моляся Христу Богу, спастися душам нашим. Величание: Величаем тя, страстотерпче Христов, Артемие, и чтим святую память твою, ты бо молиши за нас Христа Бога нашего. Кондак, глас 8: Возсия днесь пресветлая память премудраго Артемия: богоданная благодать яко реки изливает, от святоцелебныя раки мощей его, дивная исцеления, имиже от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще я, и взывающе: радуйся, Артемие богомудре. 6839 Пинега – река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль – главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь – село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. 6842 Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. 6843 Мангазея – урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея – первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. 6844 Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23 июня и 20 октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». – В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Читать далее Источник: Жития святых на русском языке, изложенные по руководству Четьих-Миней святого Димитрия Ростовского/12 книг. – Москва : «Ковчег», 2010.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Мощи св. прав. Артемия почивали в посвященном ему храме в серебряной раке около иконостаса. В нач. XX в. в обители хранились 3 серебряных креста с частицами святых мощей, чудотворная Казанская икона Божией Матери и икона свт. Николая Чудотворца. Богослужения совершались с канонархом по столбовому распеву, читалась «неусыпаемая Псалтирь». Дважды в год совершались крестные ходы - 23 июня, в день кончины прав. Артемия, когда мощи святого обносили вокруг мон-ря, и 17 нояб., в память перенесения мощей святого в обитель. А. В. м. был закрыт в кон. 1919 г., часть братии приняла мученическую кончину. Надвратный Иверский храм с колокольней, каменная ограда, кирпичный монастырский завод и ряд др. построек были разобраны. В 1941-1945 гг. в сохранившихся помещениях мон-ря размещались детский сад и приют для эвакуированных и бездомных детей, в 80-х гг.- средняя школа и тракторная бригада. В 1990 г. здания мон-ря были переданы РПЦ. 5 авг. 1990 г. состоялось первое богослужение в деревянной часовне на месте кончины св. Артемия, 17 нояб.- первая литургия в Николаевском приделе Артемиевского храма. Определением Свящ. Синода РПЦ от 25 дек. 1991 г. А. В. м. был открыт. В 1991-1995 гг. наместником мон-ря был иером. Иоасаф (Василикив), с июля 1995 по май 1996 г.- иером. Алексий (Тетерин), в 1996-1997 гг. вновь игум. Иоасаф (Василикив), с янв. 1998 г.- игум. Варнава (Пермяков), с авг. 2000 г.- иером. Иосиф (Волков). В 2001 г. в мон-ре подвизались 7 иеромонахов, 2 монаха и 10 послушников. Устав А. В. м. составлен по образцу устава Пантелеимона вмч. мон-ря на Афоне . В с. Карпогоры открыто подворье обители. Братия А. В. м. осуществляет активную миссионерскую деятельность, окормляя жителей всего Пинежского р-на Архангельской обл., в к-ром нет действующих приходских храмов. Ист.: ГААО. Ф. 308. Оп. 1. Д. 180. Л. 10об., 20об.- 22об.; Д. 16. Л. 6-7об.; Д. 24. Л. 19-21; Оп. 2. Д. 5. Л. 12об.; Д. 12. Л. 45об., 50об. Лит.: Ефименко П. С. Материалы по этнографии русского населения Архангельской губернии. Архангельск, 1869. Кн. 1. С. 528-560; Веркольский монастырь и его значение для окрестного простого народа//Мирское слово. СПб., 1873. 20. С. 239; Шульгин В. Артемиево-Веркольский первоклассный монастырь//Архангельские ЕВ. 1898. 23-24; 1899. 1; Краткое историческое описание монастырей Архангельской епархии. Архангельск, 1902. С. 23-36; Евдокимов А. А. По реке Пинеге (из летних экскурсий краеведа)//На Северной Двине. Архангельск, 1924. С. 55-57; Животовский С. На Север с отцом Иоанном Кронштадтским//Святой Иоанн Кронштадтский в воспоминаниях самовидцев. М.; СПб., 1998. С. 161-163; Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. 1999. Т. 51. С. 365-376; Свято-Артемиев Веркольский монастырь. М., 2000.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Святыня Веркольской обители. Св. Николая Чудотворца и Св. Праведного Артемия общежительный монастырь Архангельской губернии Пинежского уезда Вид Веркольского первоклассного монастыря с юго-западной стороны Веркольская обитель святого праведного Артемия На дальнем севере, в 400 верстах от губернского г. Архангельска и в 185 верстах от уездного г. Пинеги, на левом берегу р. Пинеги находится Веркольский общежительный первоклассный монастырь, основанный около 1635 г. Местоположение обители довольно живописное: по северо-западной части ее, находящейся на возвышенном берегу реки, тянутся поля и частью сенокосная земля; с прочих сторон она окружена лесом, перемежающимся, как и везде почти на севере, тундрами, болотами и мхами, со множеством холодных ручьев. Название обители, равно как и одноименного близ ее лежащего селения Верколы, по всей вероятности, происхождения чудского, так как здесь жил в древности народ чудского племени. Начало свое она получила со времени явления здесь мощей св. праведного Артемия, сына поселянина села Верколы. Праведный отрок Артемий родился в 1532 г. от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Аполлинарии. С пятилетнего возраста отрок Артемий уже начал чуждаться детских игр и с юных лет славился кротостью своего нрава, благоразумием и добродетелями, свойственными летам зрелым, особенно же беспрекословным во всем послушанием своим родителям, для которых он был предметом утехи, семейного счастья и надежд, а для своих соседей предметом удивления и подражания. Несмотря на слабые свои силы, Артемий приучался возделывать землю, как бы поспешая тем принести Богу плоды трудолюбия кратковременной своей жизни. В столь ранние годы он сделался помощником отцу своему, послушный ему как Исаак; свободное же от трудов время посвящал на молитву, ибо возлюбил Господа Бога паче всего. Но по неисповедимым судьбам промысла Божия, отроку Артемию не суждено было достигнуть зрелого возраста, дабы вполне облегчить своих родителей в тяжелых земледельческих трудах и быть для них опорой на закате дней их жизни. Однажды, когда он вместе с отцом своим обрабатывал землю в поле, внезапно, Божием изволением, подул сильный ветер, небо покрылось темными тучами, заблистала молния и поднялась сильная гроза с проливным дождем. В это самое время мгновенно разразился, с необыкновенным шумом и треском, гром над головою отрока, и трудолюбивый и богобоязненный отрок Артемий, от удара ли и ужаса, или от изнеможения и холода, тотчас на том самом месте скончался и предал дух свой в руки Господни.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

231 ...в Веркольском монастыре. – Артемиево-Веркольский мужской монастырь находится в Пинежском районе Архангельской области. Обитель основана в первой половине XVII в. на месте обретения в 1577 г. мощей прав, отрока Артемия Веркольского († 1545; память 23 июня/6 июля и 20 октября/2 ноября). В XIX в. начался расцвет обители. В 1861 г. настоятелем был назначен монах из Кожеозерской пустыни Феодосий, который ввел в монастыре строгий общежи­тельный устав по образцу Коневской обители. Были построены широкая каменная стена вокруг обители, колокольня, новые братские корпуса, трапезная, сооружен водопровод. В 1890 г. Веркольский монастырь указом Святейшего Синода обращен в первоклассный общежительный монастырь. В 1891–1897 гг. был возведен двухэтажный каменный Успенский собор. В 1920 г. монастырь был закрыт. Братия успела спрятать мощи праведного Артемия. До сих пор мощи не обретены, считается, что они находятся под спудом на территории монастыря. Возрождение монастыря началось в 1991 г. 232 ...отца архимандрита Виталия... – Настоятель Веркольского монастыря архим. Виталий (в миру – Вяземский Василий Иванович). В 1867 г. пострижен в мона­шество, в 1870 г. рукоположен в иеромонаха, в 1887 г. возведен в сан игумена, с 1888 г. определен настоятелем Веркольского монастыря, с 1891 г. – архи­мандрит. В 1900 г. по болезни уволен с должности настоятеля; проживал в скиту при Святом озере. Архим. Виталий был председателем комиссии, созданной для наблюдения за постройкой в Суре нового каменного Никольского храма. 233 ...погребено тело Параскевы, родной сестры святого праведного Артемия. – Прав. Параскева Пириминская, или Пиринемская (†XVI; память совершается вместе с Собором Новгородских святых в 3-ю Неделю по Пятидесятнице). 235 Он взял меня с собой, сказав, чтобы отец Геннадий ехал со мной. – В 1891 г. отца Иоанна в поездке на родину сопровождал иеромонах Задне-Никифоровской пустыни Олонецкой епархии Геннадий (Борисов). «В бытность свою в 1889 г. в г. Кронштадте для сбора подаяний в пользу Задне-Никифоровской пустыни иеромонах Геннадий обратил на себя внимание о. Иоанна своим нелицемерным смирением, кротостию своего характера, своей энергией в принятой им на себя миссии сборщика подаяний на устройство пустыни и истовым и благоговейным совершением богослужения. С этого времени иеромонах Геннадий делается лицом, близким к о. Иоанну, и вместе с ним несет усиленные труды на пользу Кронштадтского Андреевского попечительства» (Олонецкие ЕВ. 1899. 2, 15 января. Ч. неоф. С. 36–38).

http://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Kronshta...

В. (освящена по благословению Патриарха Иосифа и Новгородского митр. свт. Аффония ). При храме возник мон-рь, первоначально существовавший без царского указа, «по слову» воеводы, из-за чего насельники подвергались притеснениям со стороны местных жителей. Однажды ночью А. В. явился настоятелю обители иером. Рафаилу и ободрил его, предсказав скорые изменения к лучшему. В 1648 г. царь Алексей Михайлович разрешил строить мон-рь, 17 нояб. мощи А. В. были переложены в новую раку, перенесены в обитель и поставлены в приделе во имя святого. В 1650 г. в мон-рь было прислано царское жалованье: иконы, книги, колокола, богослужебные сосуды, церковная утварь. Веркольскому мон-рю оказывал покровительство Патриарх Никон , имевший в своей б-ке житие А. В. Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) Св. прав. Артемий Веркольский. Икона. XVIII в. (АМИИ) 21 апр. 1695 г. во время пожара ц. во имя вмч. Артемия, где стояла рака с мощами А. В., сгорела; по благословению Холмогорского архиеп. Афанасия (Любимова) мощи св. отрока были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. построили новую деревянную холодную ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского и 4 июля 1701 г. положили в ней мощи праведного отрока. В 1712 г. была сооружена теплая ц. с трапезой во имя А. В., впосл. сгоревшая. На ее месте в 1785-1806 гг. была воздвигнута каменная ц. во имя А. В. с приделами во имя свт. Николая Чудотворца и вмч. Артемия, в приделе во имя вмч. Артемия на юж. стороне находилась рака с мощами праведного отрока. В 1867 г. близ Веркольского мон-ря там, где погиб А. В., на месте древней часовни была построена новая, в 1876 г. освященная как храм во имя А. В. (ныне - часовня). С 1888 г. ежегодно 23 июня совершался крестный ход с мощами святого вокруг Веркольского мон-ря. Св. прав. Иоанн Кронштадтский , почитавший А. В., неоднократно посещал мон-рь, в 1892 г. на свои средства он устроил новую раку для мощей святого и резной золоченый балдахин над ней. 14-15 июля 1897 г. св. Иоанн присутствовал при освящении построенного на его средства монастырского храма в честь Успения Пресв.

http://pravenc.ru/text/76384.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010