На духовную нравственность братии посвящено все неусыпное внимание настоятеля, и зорко он следит за исполнением иноческих обетов послушания, девства и нестяжательности. Наблюдает, чтобы каждый брат, по мере сил и возможности, непременно посещал каждодневно церковное богослужение, преимущественно утром и вечером; в свободное же от послушания время читал священные книги и упражнялся бы с другими, кто может, в церковном пении. Ибо пение псалмов, как говорит блаженный Августин , души украшает, ангелы на помощь призывает, демоны прогоняет; отженет тьмы, содевает святыню, человеку грешному укрепление ума есть, заглаживает грехи, подобно милостыням святым. Прибавляет веру, надежду, любовь; яко солнце просвещает, яко вода очищает, яко огонь опаляет, яко елей умащает и проч. (См. учебную псалтирь). А для очищения совести и укрепления себя на пути спасения и для возбуждения себя к внимательному прохождению духовной жизни, должен каждый брат избрать себе руководителя, которому постоянно обязан поверять свои мысли и желания, от Бога ли они и полезны ли? Спасение есть во мнозе совете, говорить премудрый. Брат от брата, помогаем, яко град тверд и высок, укрепляется же якоже основанное царство ( Притч.11:14,18:19 ). Обличая перед духовным своим путеводителем самые тонкие помышления, нарушающие чистоту совести, и раскрывая перед ним свою душу и сердце, просит совета и указания, как идти по тернистому пути спасения и избежать сетей вражьих, как неуклонно шествовать по спасительным стопам Христовым и терпеливо переносить скорби и напасти, ибо царствие Божие не утешениями достигается, а скорбями и скорбями многими. Многими скорби, говорит слово Божие, подобает нам внити в царствие Божие ( Деян.14:22 ) И вси же хотящии благочестно жити о Христе Иисусе, гоними будут ( 2Тим.3:12 ). Враг рода человеческого не только отводит идущих путем спасительным, останавливает, и как бы отвлекает их от этого пути, но и противопоставляет им разные гонения, и старается воспользоваться всяким случаем к тому, чтобы привести души в отчаяние и отлучить от Бога.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В 12 часов, когда трапезный дает через колокол повестку к обеденному столу, приходит туда служащей иеромонах и, надев на себя епитрахиль и поручи, окропляет св. водою предлежащее на столе и всякую пищу: собирается старшая братия в рясах, а младшая в черных подрясниках (в иных одеждах ходить воспрещается) и, безмолвно сидя по местам, ожидают настоятеля, по прибытии коего, встав, кланяются ему, настоятель ударяет в колокольчик и братия с откровенными главами поет: Отче наш , слава и ныне. Господи помилуй трижды, благослови! Настоятель, благословив пищу, ударяет вновь в колокольчик, чтец на кафедре, к лицу настоятеля обращенный, говорит заглавие чтения с испрошением благословения, и настоятель, благословив, паки ударяет в колокольчик, и чтец начинает самое чтение; тут водворяется мертвое молчание, и никто не осмеливается не только что-либо проговорить, ни даже взглянуть на лицо другого. При переменах пищи настоятель ударяет в колокольчик, чтец произносить молитву, трапезный в подряснике и фартуке, а за ним младшие представляют перемену. По окончании же обеда чтец, трижды поклонившись св. иконам, испрашивает благословение, трапезник собирает укруги в кошницу и читается: Благословен Бог милуяй и питаяй и проч., поется: Достойно есть, тропари храмовые и по окончательном возгласе расходятся чинно. Ужин бывает в 8 часов вечера в таковом же порядке и, встав по окончании трапезы, начинают вечернее правило: по возгласе от служащего чтутся трисвятое, тропари храмовые и дневные: Иже на всякое время, нескверная неблазная, и даждь нам, Владыко, молитвы на сон грядущий, в простые дни прилагается помянник, потом служащий с крестом в руках, при пении стихир: 1) Иже крестом ограждаеми; 2) Крест Твой Господи освятися; 3) Господи, оружие на диавола крест твой дал еси нам, обращается к братии для целования сего спасительного знамения; после этого, положив нисколько поклонов, расходятся все в молчании по своим кельям. С сей минуты, кроме крайности, прекращаются уже все беседы и свидания и каждый в своей кельи занимается правилом, данным от настоятеля, чтением духовных книг, богомыслием и поклонами.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

отцов, жить и мыслить так, как они жили, имея перед глазами своими их светлый образ жизни и плоды, которых они удостоились от Бога за свое благочестие. Содевая таким образом спасение душ своей братии, настоятель и старцы постепенно стараются возводить их от внешнего к внутреннему, от плотского к духовному и от несовершенного к совершенному. Для всегдашнего же памятования своих иноческих обязанностей, составлено и вывешено в трапезе несколько правил, в которых общими чертами обрисована жизнь инока. Правила эти предлагаются любознательному вниманию читателя в подлиннике и начинаются так. Каждому известно, что внимание и молитва необходимы для душевного спасения; а вниманию и молитве неудобно навыкнуть, не водворив около себя глубочайшей тишины и не держась келейного безмолвия, и потому, смиренно прошу принять следующие правила и употребить всевозможное тщание к исполнению их: 1) Друг к другу в келию без великой нужны не ходить, разговоров неполезных всемерно уклоняться: «тлят обычаи благи беседы злы», говорить св. апостол, и горький опыт, часто нами видимый, его слова подтверждает. 2) В коридорах для бесед не останавливаться, поминая учение Спасителево: «о всяком праздном слове воздадят человецы ответ в день судный»; кольми паче остерегаться смехотворца, насмешек, укоризн, обличений, споров, противоречий, неуступчивости и проч. От сих рождается шум, смущение, жалобы и враждебность, разрушающая любовь, внедряющая ожесточение души, иногда продолжительное. 3) Мирских людей в келии, с целью знакомства, суетных надежд и светского любопытства, никогда не принимать; от этого происходить душевредная рассеянность, мысленная пустота, тоска самая томительная и проч. Искусивыйся весть. В особенности и всемерно убегать женского пола. 4) Громко в келиях не разговаривать, не читать и не петь, кроме необходимой спевки, не говоря уже о крике, который при безмолвии монашеском не позволителен. Читать можно умом, а не голосом; голос потребен только для уха человеческого, а Бог требует ума и сердца, писано: «насаждей ухо не слышит ли?» и еще: «сыне даждь ми сердце твое».

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

     Когда мы раздумывали, с чего начать разговор на эту тему, нам вдруг пришел на ум эпиграф к роману Набокова: «Дуб – дерево. Роза – цветок. Олень – животное. Воробей – птица. Россия – наше отечество. Смерть неизбежна ( П. Смирновский . Учебник русской грамматики)». Скорее всего Набокову понравилось экстравагантное сочетание нескольких банальностей. Тем более что такая в некотором роде сюрреалистическая экстравагантность содержалась в хрестоматии по родной речи. Нас этот эпиграф тоже в свое время позабавил. Потому, наверное, и запомнился. Но сейчас мы привели цитату с другой целью – ради последнего трюизма. Действительно, смерть неизбежна, и сия трагическая неизбежность во все времена была одной из ключевых тем в жизни любого человека и любой человеческой цивилизации. Естественно, не претендуя на серьезное научное исследование, мы хотели бы поделиться некоторыми соображениями на эту тему. Христианство утверждает, что смерть – лишь переход из жизни временной в жизнь вечную. И наши благочестивые предки не просто имели теоретические знания об этом, но и заранее готовились к такому серьезному перемещению. «Избави мя от внезапной смерти…» Св. Артемий Веркольский (XVIII в) Внезапная смерть считалась, в отличие от представлений многих современных людей, отнюдь не предпочтительной, а наоборот. Французский историк и демограф Филипп Арьес (1914–1984) пишет в книге «Человек перед лицом смерти», принесшей ему широкую известность: «В Средневековье низкой и позорной была не только внезапная и абсурдная смерть, но также смерть без свидетелей и церемоний, как, например, кончина путешественника в дороге, утопленника, выловленного в реке, неизвестного человека, чье тело нашли на краю поля, или даже соседа, сраженного молнией без всякой причины… Это представление было очень древним» . «По мнению Гийома Дюрана, епископа Мендского (XIII в.), – продолжает Арьес, – умереть скоропостижно – значит “умереть не по какой-либо явной причине, но по одному только произволению Божиему”». В России похожие обычаи сохранялись и в более поздние времена. Утопленникам и удавленникам отказывали в погребении на кладбищах. Умерших внезапно на улицах или убитых в дороге хоронили в специальном убогом доме. К людям, сраженным молнией, отношение было тем более отрицательное. Это мы знаем из жития святого отрока Артемия Веркольского . Его вообще отказались предать земле. А чтобы тело не растерзали хищники, его прикрыли хворостом и берестою.

http://pravoslavie.ru/70634.html

Не спорю, встречаются люди, одержимые ложной ревностью. Но часто под предлогом отвержения подобной ревности мы отвергаем истинную ревность и наполняемся безразличием, равнодушием и нерадением, проводя в них изо дня в день время своей жизни. И только когда какая-нибудь беда коснется нас или нашей семьи, мы начинаем истово молиться и приносить покаяние, ради того чтобы отвратить ее от себя. А под бедой мы понимаем не свою безнравственность, не развращение наших родственников, а материальные трудности и неблагополучие. Мы не обращаем внимания на нравственное состояние человека. Для нас не беда, если кто-то из наших близких согрешил тяжким грехом, не беда и наш собственный грех , но для нас являются скорбью болезнь, увольнение с работы, кража, лишившая нас части нашего имущества, – вот это беда! А грех – разве это беда? Где ныне найти безгрешных людей, говорим мы, кто сейчас исполняет Евангелие? Однако праведный Артемий Веркольский так не рассуждал, хотя и его окружали самые обыкновенные люди, простые крестьяне. Уже по тому, как они бессердечно обошлись с его телом, можно сделать вывод, как мало они были проникнуты христианским духом. Даже если бы Бог действительно наказал этого отрока за его страшные грехи, неужели было по-христиански оставить тело в лесу, забросав листвой? В этом проявились грубость и невежество этих людей, отсутствие у них христианской любви и снисхождения. Окруженный такими людьми, отрок Артемий, тем не менее, так угодил Богу, что был восхищен в райские обители и стал заступником своих невежественных односельчан и молитвенником за них. Тринадцатилетний отрок стал защитником многих и многих людей самых разных возрастов, оказавшихся беспомощными перед лицом невзгод и скорбей. Их житейский опыт и сноровка ничем им не помогали, и тогда они прибегали в молитве к малому отроку, который во время своей земной жизни ничего не знал, кроме молитвы, и ничего не желал, кроме единения своей души с Богом. В сегодняшнем Евангельском чтении, посвященном памяти праведного Артемия Веркольского, говорится как раз о том, что дети являются для нас образцом. Не в том смысле, что нам нужно становиться детьми по уму апостол Павел ясно заповедует: Не будьте дети умом: на злое будьте дети, а на доброе будьте разумными 29 , – мы должны быть подобны детям по своему душевному состоянию и, если так можно выразиться, по своему умонастроению.

http://azbyka.ru/otechnik/Avraam_Rejdman...

Но, к сожалению, недолго он тут игуменствовал, не успел даже совсем покончить и начатой своей постройки корпуса для помещения братии; ему суждено было свыше расстаться с любимою Веркольскою обителью и, оставляя в ней начальное направление к общежитию, Иона отбыл по распоряжению духовного начальства внутрь России. Впрочем и это не без особенного смотрения Божия о сей обители; на место о. Ионы епархиальным начальством был назначен вполне достойный преемник, который, как увидим ниже, не только неуклонно пошел по следам своего наместника, но, будучи строгим блюстителем монашеского жития, он поставил обитель еще на более твердую ногу и большую степень совершенства. Бог внушил преосвященному Нафанаилу, епископу Архангельскому, мысль поставить настоятелем в Веркольскую пустынь монаха из Кожеозерской пустыни Феодосия, возведя его сначала в сан иеромонаха и строителя, а впоследствии и во игумена. Хотя это высокое послушание было не по силам для Феодосия, и, хотя с болезненною душою и сокрушенным сердцем он встретил новое свое послушание, но, мысленно укрепившись увещаниями и наставлениями св. апостола Павла, глаголющего, что сила Божия и в немощи совершается ( 2Кор.12:9 ), он вполне предался водительству Божию и с трепетом вступил в управление Веркольскою обителью. Едва застав там братии человек до 5-ти и то престарелых (прочие почему-то все почти ушли со старцем Ионою), он смиренно принял на рамена свои весь предлежащий ему подвиг. Будучи маломощной своей братии утешителем, слугою и рабом, по слову св. Евангелия, аще кто хощет в вас вяшщий быти, да будет всем слуга, он первее всего обратил внимание свое на нравственность, которую считал выше всего и даже душою всего братства, и сам первый стал братии подавать во всем пример. И вот тут-то после оставленных старцем Ионою почек и цветов нужно было о. Феодосию оплодотворить и открыть в обители правильную христианскую и иноческую жизнь. И Господь споспешествовал сему благому делу. По милостивому вниманию и благосклонному содействию преосвященнейшего Нафанаила, епископа Архангельска, и по указанию некоторых добрых людей, к Феодосию стала сходиться в обитель более ревностная и набожная братия, из коих многие оказались весьма внимательными к прохождению духовной жизни и до того опытными и усердными к делу, что по их старанию, сбором и знакомством и опытным наблюдением за хозяйством, обитель, в виду всех, весьма быстро стала улучшаться как материальными средствами и наружным видом, так и нравственными совершенствами. Когда же собралось довольное число братии и водворен более или менее надлежащий порядок во всем, то введено в обители общежитие, на основании правил древнейших христиан, как повествуется в Деяниях Апостольских, ecu веровавшии бяху вкупе и имяху вся обща ( Деян.2:44 ). Устроено для всякой рухляди особое здание, заведование которым препоручается и доныне благонравному брату с приказанием от настоятеля, чтобы с любовно выдавалось каждое требуемое.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Ибо искреннее послушание благотворно не только для обители, но составляет большое приобретение души и для самих послушников. Проходя, по мере своих сил и возможности, все монастырские послушания и питая искреннее уважение и любовь к своему настоятелю, как истинному и чадолюбивому отцу, братия и между собою стараются жить в мире и согласии, внимая увещанию св. апостола Павла, глаголющего: мир имейте со всеми и святыню, без нихже никтоже узрит Господа ( Евр.12:14 ). Братия старается подражать этому мудролюбному учению и плодотворить его, насколько кому поможет Бог , трудясь все о Господе воедино и вспомоществуя друг другу во спасении. Несмотря на то, что в некоторых корпусах живут по нескольку братий, но безмолвие соблюдается строго, и в обращении друг с другом изъявляют уважение и искреннюю вежливость; незаметно между ними по милости Божией ни пререканий, ни укоризн, во всем проявляют уступчивость, союз и благожелательство; занимаются в келиях и выходят в коридор в келейной одежде и обуви; входят друг к другу редко и без нужды никогда; при входе в келию к брату принято в обыкновение, как и везде, творить молитву: Господи Иисусе Христе, Боже наш, помилуй нас; житель отвечаешь: аминь; испросив таким образом у него благословение, приходящий отворяет дверь и, обратясь к св. иконам, трижды кланяется, потом, поклонившись взаимно друг другу, начинают объясняться; с таковыми же братскими поклонами и расстаются. Все обители и даже все общества укоренялись и распространялись молитвою, любовно, советом и повиновением, так при помощи Божией старается укорениться и Веркольская обитель. Чтобы вполне сохранить характер общежития, братия научается также отсекать от себя и всякую любостяжательность, противную основным правилам иночества. Разделяя общие труды и составляя одно о Господе общество, как бы одно тело, составленное из многих членов, все братья имеют одну общую трапезу и получают от обители все необходимое для себя, хотя скудное, грубое и простое, но все крепкое; каждому по приличию выдаются из братской рухольной одинаковая одежда, обувь и все прочее. Никто себе ничего не присваивает и не говорит, это мое, а это твое, и ни один брат не имеет права стяжавать для себя никакой собственности, ибо пристрастие и к малым, и ничтожным вещам может опять привязать сердце к миру. Инок, говорят любомудрые наставники, должен быть подобен распятому на кресте, который в предсмертных томлениях не желает уже ничего временного, не заботится о земном, а помышляет только о вечном. Так и монах, отрекшись от мира и дав обет добровольной нищеты и нестяжательности, не только не должен себе ничего земного приобретать, но и желать и заботиться о мирском. Как ангелы ничего земного не желают и живут в совершенной чистоте, так и иноки, по обету нестяжательности, ни о чем земном не должны заботиться, а помышлять только о Боге и об обогащении души своей.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

А на возвышенных местах, хотя затрата семян и тяжелый земледельческий труд и могли бы вознаграждаться хорошим урожаем, но преждевременные заморозы – явление, к несчастью, весьма обыкновенное на севере России, – бывающие иногда по нисколько лет сряду и захватывающие хлеба во время наливания зерна, истребляют всякую растительность полевую и огородную. Не имея никакой особенной поддержки, обитель видимо стала тут упадать и клониться к разрушению; беднея все более и более, обитель дошла до того, что стало недоставать у ней ни церковных одежд, ни священных сосудов, ни свеч, ни деревянного масла, иногда даже, за недостатком церковного вина, невозможно было совершать и божественной литургии, а бывшие несколько лет сряду неурожаи привели обитель и к совершенному падению. Бедность доходила до последних пределов, и монашествующие не только не имели чего-либо лишнего, по даже и самой простой одежды для защиты себя от сурового северного климата. Вследствие такой бедности обитель стала, наконец, уже совершенно пустеть; настоятели монастыря, как видно из памятной книжки или летописи, часто переменялись и оставляли обитель единственно потому, что совершенно не было никаких средств к содержанию монастыря и братии, особенно же в неурожайные годы, несмотря на то, что в этот период времени и братии-то было тут не более 4 или 5 человек. Доходило, наконец, дело до того, что, за неимением священнослужителей и по малочисленности братии, некому было совершать и никакой божественной службы. Было даже и так, что в обители не оставалось ни одного монаха и управлял ею какой-либо вдовый заштатный священник с одним или двумя послушниками, тоже из заштатных дьячков. В заброшенной и забытой, таким образом, всеми обители не было не только средств к существованию, но даже не было и помещения для братии; во всей обители было только два ветхих корпуса с тремя келиями; в одном из них помещался настоятель, тут же была столовая и кухня, а в другом – меньшая братия, несмотря на то, что в нем с трудом можно было жить и трем человекам.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Телефонное доверие Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. 1 октября, 2010 Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. Когда в отношениях детей и родителей нужен «разводящий»? У родителей-противников прав детей детский телефон доверия вызывает страх: именно здесь, по их мнению, рождаются Павлики Морозовы. Разве можно жаловаться на своих родителей? Даже если они не правы? Своим опытом телефонного доверия делится директор социального реабилитационного центра для детей и подростков «Красносельский» (Москва) Олег АЛЕХИН. Олег Николаевич АЛЕХИН - директор социального приюта для детей и подростков «Красносельский».  СПРАВКА: Олег АЛЕХИН родился в 1963 году. Окончил Алма-Атинское высшее общевойсковое командное училище. Военный разведчик, участник войны в Афганистане, первой чеченской кампании. В 1998 году окончил Военную академию им. Фрунзе. С 2002-го по конец 2003 года работал заместителем директора по воспитательной работе Третьего московского кадетского корпуса налоговой полиции. Подполковник запаса. Женат, имеет двоих сыновей. Младший работает в центре «Красносельский». С февраля 2004 года директор социального приюта для детей и подростков «Красносельский».   СПРАВКА-ТЕЛЕФОН 607-17-19 и 975-27-50 — круглосуточный телефон доверия для детей и подростков (филиал Городской круглосуточной мобильной службы экстренной помощи несовершеннолетним) в центре «Красносельский». Работает с 2008 года. На звонки отвечают психологи, в случае необходимости социальный работник и фельдшер выезжают к ребенку в указанное им место. Если возникает необходимость, ребенка отвозят в центр и о его местонахождении тут же сообщают родителям. Центр окормляет духовенство храма Всех Святых в Красном Селе. В мае 2010 года был освящен домовый храм в честь святого праведного Артемия Веркольского.

http://pravmir.ru/telefonnoe-doverie/

Обрадовавшись, я тогда подумал: правильно говорят, что святой приходит в храм тогда, когда мы готовы его принять. Время исполнилось, он и пришёл. Мы обсудили практическую сторону написания иконы, и счастливые родители отправились исполнять обещание. Прошёл месяц, другой. Никто не появлялся. Потихоньку мы уже стали забывать о том разговоре, как в храм заехала знакомая женщина-предприниматель, которая кроме всего прочего приходилась ещё и родной тёткой младенчику Артёмке. Разговорились, спрашиваю: — Как там твои поживают? Что-то давно не появляются. Хотели нашему храму икону подарить и пропали. Ты вообще-то в курсе их обещания? — Конечно, в курсе. Только знаешь, как получается? Хочется доброе дело сделать, и тут вмешивается какое-то экстренное обстоятельство, потом вдруг становится жалко денег, и исполнение обещанного откладывается из месяца в месяц. В довершение всего Артёмкин папа неожиданно потерял работу, так что, батюшка, теперь я у них за главного кормильца, да и поильца тоже. И ни о какой иконе для вашего храма не может быть и речи. — Ладно, у них не получается, но ведь это ваши близкие люди, почему бы вам, родственникам, им не помочь и не исполнить взятый ими обет? Не такая уж это и большая сумма. — А что, разве так можно? — Нужно! Уже через неделю Артёмкина тётка ворвалась к нам с победно поднятой рукой: — Батюшка, вот обещанная жертва на икону! Все родные сбрасывались с радостью, даже из Воронежа бабушка пятьсот рублей прислала. Она вручает мне конверт: — А это от меня, на оклад к иконе. Ещё через месяц на том самом месте, которое и я после моего предшественника оставлял свободным, мы поместили образ святого отрока Артемия Веркольского. Стоит ли говорить, что папа мальчика Артёма очень скоро нашёл работу. Я об этом узнал, когда мы случайно встретились с ним в ГАИ, он регистрировал только что купленную иномарку, подержанную, правда, но ещё довольно крепкую. Прошёл наверно ещё год, и в храм снова пришёл Артемий, только уже не тот младенец, а другой, молодой парень лет двадцати двух. И пришёл с большой-большой бедой.

http://pravmir.ru/svyatye-mladency/

   001   002     003    004    005    006    007    008    009    010