«и поведа всем Христианом чюдо бывшее» 78 . Это обстоятельство и было тем толчком – моментом, с которого чествование св. Артемия прочно утвердилось среди местного населения. «Христиане же с радостию притекоша, продолжает житие, к церкви святого Николы и начата молебная пения совершити и память творити многоблаженному Артемию, и умилосердися Господь о рабех своих, молитвами святого Николы чудотворца, и святого праведного Артемия, преста болезнь в людех от того часа. Чудеса же святого богомудрого Артемия начат умножатися, исцеления многа бывати больным, слепым зрение, хромым хождение, глухим слышание и всякими недугами одержимым здравия подая многа» 79 . Так продолжалось до 1639 года, когда произошла канонизация прав. Артемия. § 2. Канонизация праведного Артемия; ея деятели и основания Последовавшия от мощей св. Артемия исцеления распространили о нем славу, вследствие чего Новгородский митрополит Киприан «в 7147 (1639) году послал из великого Новигорода свидетельствовати и тутошними околними игумены, и попы и дьяконы». Составленная роспись исцелениям была доставлена к митрополиту, который «после свидетельства», на другой год прислал «сотворенное празднество святому праведному Артемию полный праздник: стихиры и славники, и литею, и стиховну, и тропарь, и кондак, и седалны, и богородичны, и канон и икос, и светилен, и хвалитны и роспев под знаменем». 13 февраля 1645 года, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митрополита Афония освящена церковь во имя св. Артемия на том месте, где он лежал. Эту церковь поставил Кеврольский воевода Афанасий Пашков; а «по поставлении та церковь стояла многа лет не священна, бе бо князь той поставил церковь его без благословения епископля; а ныне Божиею благодатию церковь его святого и праведного Артемия совершена стоит... и колокола, и во церкви всяких книг церковных больши треюсот». § 3. Памятники местного и общего чествования св. прав. Артемия. Веркольского чудотворца Со времени канонизации прав. Артемия память его свято чтится везде два раза в год: 23 июня – в память обретения мощей, и 30 октября, – в день его тезоименитства, – памятниками чему являются:

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

История обители насчитывает четыре века. Еще больше лет прошло со дня рождения мальчика Артемия, который стал святым и в честь которого назван монастырь. Артемий родился в 1532 году от кротких и благочестивых родителей Козьмы и Апполинарии. В 12-летнем возрасте во время грозы Господь забрал его в Свои небесные обители. Через 33 года были обретены его нетленные мощи, от которых начались многочисленные исцеления, и спустя еще тридцать лет отрока Артемия причислили к лику святых. По молитвам к праведному отроку выздоровел и смертельно больной сын Мезенского и Кеврольского воеводы Афанасия Пашкова – Иеремия. В благодарность за такое чудо воевода на месте обретения мощей святого Артемия воздвиг церковь и несколько келий. Так началась монашеская жизнь в Веркольской обители. Богатые пожертвования прислали сюда Государь Алексей Михайлович и его сестра-царица Ирина. Вообще, милостями российских государей и усердием значительного числа людей, обитель в 17 веке была в цветущем положении. Поначалу все постройки в монастыре были деревянные, поэтому не раз горели храмы и келии. Однако, по милости Божией, мощи святого отрока всегда удавалось спасти от огня. В 1583 году Новгородский митрополит Макарий дал грамоту о построении в монастыре храма во имя святого отрока Артемия. Но лишь через 130 лет построили и освятили такую церковь с трапезной, однако через несколько десятилетий она сгорела. В 1785 года заложили новый каменный храм во имя праведного Артемия Веркольского. Три года понадобилось, чтобы построить два теплых предела во имя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Строительство же главного храма завершили в 1806 году. 22 января при многочисленном стечении народа церковь освятили и перенесли в нее раку с мощами отрока Артемия. С середины 18 века в монастыре все начало меняться в худшую сторону. Он был выведен за штат. Много испытаний выпало на его долю. В середине 19 века в монастыре царила страшная бедность и запустение, даже мощи отрока стояли несколько лет запечатанными. Епархиальное начальство уже подумывало о закрытии обители.  Но, по молитвам праведного Артемия, Богу было угодно, чтобы Веркольский монастырь не только не оказался уничтоженным, но расцвел бы и украсился, как духовно, так и материально. Графиня Анна Алексеевна, в иночестве Агния, Орлова-Чесменская прислала в монастырь 5 тысяч рублей. Начались ежедневные службы, стала восстанавливаться обитель, увеличилось братство.

http://sobory.ru/article/?object=10746

и воспомянув он Афанасий то, что проехал святого чюдотворца Артемия, и у мощей раки его не был и молебного пения не сотворил и обещался ему святому праведному Артемию ехать помолитися, и поведает сыну своему Еремию по обещанию к чюдотворцу Артемию путь свой, сын же его Еремий абие востал о себе, и держася за оконцо, учал отца своего Афанасия спрашивати, коим путем к чюдотворцу Артемию ехати. Отец же его в радости чюдяся и дивяся, видя таково преславное чудо, что сыну его внезапу облегчало, от такого великого труда и болезни о себе востал, и спрашивает у него пути к чюдотворцу Артемию. Он же Афанасий келичия Божия проповедавши и святого праведного чюдотворца Артемия со слезами призывая на помощь. И потом повелевает сына своего Еремия нести к судну, сын же го бысть весель и устнама своима осклаблятися. Отец же его Афанасей сугубо обещатися нача. видя сына своего исклаблящася, и яко никогда же его такова в той скорби в тяжцей болезни виде. И месяца майя пойде Афонасий и с сыном своим к святому чюдотворцу Артемию. И егда они будут в веси верколы, в церкви святого чюдотворца Николы, где лежат чюдотворные моицн святого Артемия и после утреннего славословия, сотвориша молебное пение, и егда на молебну нача священник чистое ивангелие, и той сын его Еремий учал быти безгласен аки мертв и по молебном пении приложиша его ко святому евангелию и святого чудотворца Артемия к образу его и покрову реки мощей его. и взята береста от раки мощей, в котором бересте обретены мощи чюдотворца Артемия, и даша сыну его и повелеша ему у себе, носити на гойтяне. и совершени здрав бысть сын его от тоя болезни молитвами святого Артемия, и благодарение воздан Господу Богу и угоднику его святому чудотворцу Артемию, и пойде в путь свой, по цареву велению, в кеврому радуйся и спим вкупе сын яко же николи же боле, видев же Афанасей бесчисленное Божие человеколюбие и милость, и преславная чюдоса бывующая от мощей святого праведного и богоблаженного чюдотворца Артемия, к сим же наипаче и с сыном своим веру з доброжеланием показати, и приложити к прежнему своему обещанию, в той веркольские веси создании, церковь Божию прекращу во имя святого великомученика Артемия, и по обещанию святому праведному Артемии веркольскому чюдотверцу.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Березин, Добронравов, 1898, с. 396-397. Из книги «Свод памятников архитектуры и монументального искусства России. Ивановская область. Часть 3». - М., Наука, 2000, с. 670 Князья Пожарские - прямые потомки Стародубских князей, происходя от Василия Андреевича (ум. в к. XIV в.), которому на Стародубских землях в удел был выделен Пожар, расположенный на юг и юго-запад от Стародуба-Ряполовского, близ с. Осипово. По названию удела князья и получили свою фамилию. Где-то между 1437 и 1445 гг. князь Данило Васильевич Пожарский променял родовое гнездо у родственника князя Дмитрия Ивановича Ряполовского на с. Мугреево с деревнями.Вотчина Мугреево, упомянутая выше, была получена отцом Дмитрия Михайловича Пожарского — Михаилом Феодоровичем Глухим — за его участие в походах царя Иоанна Грозного на Казань и в Лифляндию. Воевода Дмитрий Михайлович Пожарский, без преувеличения, спаситель Отечества, родился 1 ноября 1578 года. Детские годы провел в родовом имении Мугреево (Богоявленское, Дмитриевское) на реке Лух, воспитываясь вместе со старшей сестрой Дарьей и младшим братом Василием. Позднее рядом с этим селом бразовалось село Мугреево-Никольское, получившее свое название в XIX веке от церкви святителя Николая, построенной в селе. В наше время установили памятный камень, напоминающий, что в Дмитриевском находилась вотчина Дмитрия Пожарского. До недавнего времени Мугреево-Никольскоем был единственный в России православный храм, в котором молятся за умерших без крещения. Мугреево-Никольское, пожалуй, единственное не только в области, но и в России село, где на 150 жителей приходилось четыре храма. Былое величие села кануло в Лету: после революции церкви закрыли, и они долгое время были в заброшенном состоянии. Но в 1994 году, после долгих лет безбожия, в селе появился священник - отец Борис (в монашестве игумен Митрофан). С появлением игумена Митрофана в селе начались службы в маленьком храме в честь праведного отрока Артемия Веркольского. На кладбище села был воздвигнут небольшой храм во имя святого праведного Артемия Веркольского. В советское время храмы были закрыты и подверглись сильному разрушению. Восстановление отец Митрофан начал с храма святого праведного отрока Артемия. Это второй в России храм во имя святого русского отрока – покровителя детей, помощника в их воспитании, целителя и спасателя на водах. Является приписным к храму в честь святителя Николая Чудотворца.

http://sobory.ru/article/?object=07208

Касательно местного чествования, кроме факта самого чествования и в настоящее время являются: 1) Построение церкви во имя прав. Артемия. Первая церковь в честь праведного отрока была построена Кевральским воеводою Афанасием Пашковым 80 и освящена в 1645 г. 13 февраля, по благословению патриарха Иосифа и Новгородского митрополита Авфония. Церковь была построена, на том самом месте, где покоилось св. тело Артемия до его обретения 81 , впрочем эта церковь скоро сгорела 82 . Была выстроена новая, в которую и были перенесены мощи прав. Артемия, 17 ноября 1649 г., о чем в житии повествуется: «Лета 7156 месяца марта в 3 день, в государеве Цареве и Великого князя Алексея Михайловича всея Русии грамоте, из большого дворца за приписию дияка Давыда Дярябина, писано в Кевролу к воеводе к Григорию Михайловичю Оничкову. А велено в Веркольской волости святого праведного чудотворца Артемия мощи собрати в раку и положити по прежнему и ис часовни перенести в церковь святого великомученика Артемия, где монастырь построен. И ииз году месяца ноября 17 день, той же воевода Григорий поезжает из Кеврол в Верколу и повелевает с собою ехати церковным служителем священникам патриаршия десятины поповскому старосте Никольскому священнику Якиму да Кеврольского стану, Воскресенскому священнику Марку, и диакону Дементиану да Каргопольския волости Воскресенскому священнику Дмитрию, и приехали Веркольскую волость, и тое же волости черной священник Иона, да белой священник Софоний. Священницы же в церкви Божии срборне молебное пение сотворяют славимому в Троице Господу Богу нашему Иисусу Христу и пречистей Его Богоматери и святителю Христову великому чудотворцу Николе, и святому великомученику Артемию и святому праведному Артемию, новому чудотворцу, вкупе же и освящение воде сотворяют и по совершении молебного пении, приходят священницы в часовню и ту у честныя раки святого чудотворца Артемия, довольно молитствуют и открывают раку, и священною водою окропляют, и честныя и чюдотворныя его мощи со благоговеинством собирают, и полагают в новую раку и покровом покрывают, и приимше раку с верою и молением с песнми духовными, и принесоша ис часовни в церковь святого великомученика Артемия в новую ограду где монастырь построен и положиша честно в церкви одесную страну и тако кождо разыдошася в домы своя славяще и благодарите Христа Бога, и угодника его святого праведного Артемия Веркольского чудотворца» 83 .

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Артемиево-Веркольский монастырь: здесь когда-то нашли мощи отрока, убитого молнией В 1645 году смертельно больной юноша по имени Иеремия получил чудесное исцеление после молебна перед мощами святого отрока Артемия Веркольского. Счастливый отец — мезенский воевода Афанасий Филиппович Пашков — в знак благодарности этому угоднику Божию построил близ села Веркола храм во имя великомученика Артемия. Возведен он на том самом месте, где за сто с лишним лет до этого были обретены мощи святого отрока Артемия. Рядом с новой церковью поселились монахи, которые и стали первыми насельниками Веркольской обители. 1 Праведный отрок Святой праведный отрок Артемий не был ни иноком, ни пустынником, ни проповедником, ни мучеником. Он родился в 1532 году в простой крестьянской семье в селе Веркола. Согласно житию, с малых лет отличался кротким нравом, трудолюбием и любовью к молитве. Мальчик погиб в 13-летнем возрасте летним днем от удара молнии, что в те времена считалось несомненным знаком Божьей кары за какие-то тайные грехи. Людей, которых постигала такая смерть, даже запрещалось хоронить на общем кладбище, поэтому убитый горем отец завернул тело Артемия в бересту и оставил его в лесной чаще, укрыв сосновыми ветками. Через 33 года мощи отрока были обнаружены нетленными на том же месте при чудесных обстоятельствах: по свидетельству очевидцев, от них исходил яркий свет. Слава о почившем Артемии быстро разнеслась по городам и весям Русской земли. Понадобилось немного времени, чтобы народ уверовал в небесное покровительство веркольского отрока, тем более, что в ответ на молитвенные просьбы в своих житейских нуждах многие получали от него действенную помощь. Праведного Артемия официально канонизировали в 1619 году. 2 Пожары и упадок Первый деревянный храм, возведенный на месте обретения его мощей по инициативе воеводы Афанасия Пашкова, вскоре сгорел. Однако в конце 1640-х годов в Веркольском монастыре возвели новую церковь, куда потом с почестями перенесли мощи святого отрока Артемия. А 1650 году сам государь Алексей Михайлович пожертвовал в эту северную обитель различную церковную утварь, богослужебные книги, облачения для священников и четыре колокола.

http://sever.foma.ru/artemievo-verkolski...

В настоящее время строения в монастыре сем каменные построены по благословению Преосвященного Вениамина, Епископа Архангельского, данному в 1778 году: 1) ЦЕРКОВЬ каменная во имя св. Артемия Веркольского, в 1798 году отстроенная подаянием вкладчиков, куда и мощи его перенесены; 2) КОЛОКОЛЬНЯ; 3) строящиеся ещё Настоятельские КЕЛЬИ и ОГРАДА. Кроме вкладов от обыкновенных посетителей этой обители, усердствующих к оной, удостоилась она Государского в 7188/1680 году, жалованья, которое было послано при грамоте следующего содержания: «От Царя и Великого Князя Алексия Михайловича всея Руссии в Кеврольский уезд в монастырь святого Артемия Веркольского Чудотворца, Строителю Родиону Макарьину, да чёрному попу Ионе с братией по Нашему указу и по обещанию сестры Нашей Благоверной Царевны и Великой Княжны Ирины Михайловны, послано к вам в монастырь Чудотворца Артемия Веркольского церковного строения: Евангелие напрестольное, Крест благословенный, ризы и стихари, и иное церковное строение с крестовым Нашим Дьяком Игнатием Яковлевым, а что церковного строения послано, и потому послана к вам Роспись под сей Нашей Грамотой за Дьячьей подписью, и как сия Наша грамота придёт, а крестовый Наш Дьяк Игнатий Яковлев к вам в монастырь приедет, и вы бы у него церковное строение по росписи, какова под сей Нашей грамотой, приняли всё налицо, и велеть написать в книги именно, чтоб то Наше церковное строение во веки было неподвижно; а как то церковное строение у крестового Нашего Дьяка Игнатия Яковлева примете, и вы бы о том к Нам отписали с ним же Игнатием, и его отпустили, а на Москве отписку подать, и ему Игнатию велели явиться в приказе большого дворца Боярину и дворецкому Нашему Князю Алексею Михайловичу Львову, Дьякам Нашим Ивану Фёдорову, да Давиду Дерягину, да Смирному Богданову. Писан на Москве лета 7158/1650, Января в 26 день. Роспись (опись) церковной утвари, посланной в монастырь Св. Артемия Беркольского: 1) Евангелие напрестольное печатное в десть по обрезу золочёное, оболочено бархатом червчатым, на Евангелии распятие Господне и Евангелисты серебряные золочёные чеканеные.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

Повесть о житии Варлаама Керетского публикуется по списку РНБ, Соловецкое собр., 182 (Сборник второй половины XVIII в., л. 155–160 об.) с исправлениями явных ошибок по другим спискам «Повести». Научное издание текстов «Повести» по всем спискам см.: Дмитриев Л. А. Повесть о житии Варлаама Керетского//ТОДРЛ. М.; Л., 1970. Т. 25. С. 178–196. стр. 448. Житие Артемия Веркольского «Житие Артемия Веркольского» – одно из замечательных севернорусских житий, героем которого выступает не подвижник, посвятивший жизнь защите и прославлению христианства, а простой человек, «народный святой». Крестьянский отрок Артемий из Пинежского села Веркола, убиенный молнией во время земледельческих работ, не успел ничем прославиться, но горестная судьба мальчика привела к его почитанию сначала как местного святого, а затем он был причислен к лику общерусских святых. Исследованию литературной истории жития посвящен одни из разделов монографии Л. А. Дмитриева (см.: Дмитриев Л. А. Житийные повести Русского Севера как памятники литературы XIII–XVII вв. Л., 1973. С. 249–261). Первые записи о святом, не дошедшие до нас, могли появиться не ранее 1577 г., когда произошло обретение нетленных мощей отрока, захороненного в лесу «одаль церкви». Очевидно, сразу после обретения мощей св. Артемия начинается его местное почитание. Об этом свидетельствует упоминание о нем в нач. XVII в., еще до составления известной нам 1-й редакции жития, в «Видениях Евфимия Чакольского 1611–1614 гг.» (см. наст. изд.: т. 14, с. 220–237, 706–710) – памятнике местной литературы, в котором отрок является в видении одному из персонажей, ищущему исцеления. Первая дошедшая до нас редакция жития с 53 чудесами и служба святому были составлены около 1618 г., после официального освидетельствования мощей Артемия Веркольского. Самый ранний из известных на сегодняшний день список этой редакции относится к 30-м гг. XVII в. (РГБ, ф. 304, 696), и создан он иноком Троице-Сергиева монастыря, книгописцем Германом (Тулуповым). Таким образом, св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Комментарии иконописца-профессионала Никодима имеют характер критических замечаний, таких как: «Написан брада велика, широкоглав» (Атлас, 40 ) или: «Брада велика написана, образом написан подобен игумену Феодосию, толико окружна глава и чело и плешив. У Феодосия брада проста, мало шире и короче, не вилась» (Атлас,    38 ). Комментарии носят и рекомендательный характер: «Образ Антония благоумерен, иконописцам писать» (Атлас, 37 ). Подборка изображений Антония Сийского в Атласе позволяет судить о стилистических изменениях в трактовке облика преподобного при сохранении его основных портретных черт. 17 На прориси с изображениями в рост двух преподобных (Атлас,   43 ) в правом иноке легко узнается Антоний Сийский. Левый преподобный – скорее всего, Исаия Сийский, облик которого совпадает с описанием подлинника (Свод,  Образ отрока Артемия Веркольского достаточно хорошо известен в иконографии. Поэтому не составило большого труда обнаружить ошибку в атрибуции прориси из ГРМ (Атлас, 45 ), где отрок назван Иоанном Устюжским. На самом деле это Артемий праведный. В руке у него имеется такой характерный для икон Артемия атрибут, как ветка («пруток», «лоза»), который часто приводится в словесных описаниях отрока по подлиннику (Свод, 65 ). Иоанну же Устюжскому подлинник (Свод, 231) предписывает иные устойчивые атрибуты (см. ниже). Изображенный рядом с праведным Артемием святой столпник является, по нашему мнению, Симеоном Дивногорским, поскольку именно его облик соответствует описанию столпника в иконописных подлинниках под 1 сентября; особенно характерна его борода, напоминающая бороду Николая Чудотворца. Для икон Артемия Веркольского вообще характерно наличие пейзажного фона с изображениями орамой пашни, облаков с молнией и т. п. (Атлас, 46 , 48 ). Особый интерес представляет прорись с изображением деревянного Веркольского Артемиева монастыря в Пинежском уезде, который запечатлен на ранней стадии своего существования (Атлас,   48 ). Монастырь основан в 1645 г., каменные постройки возникли только в XIX в., следовательно, данная прорись отражает древнейший извод в изображениях праведного Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/svjatye-...

Название свое монастырь получил от близлежащего селения Верколы, где родился праведный отрок Артемий и где в приходском храме первоначально почивали его обретенные нетленными мощи. Основан монастырь в 1645 году мезенским и кеврольским воеводой Афанасием Пашковым. Тяжелая неизлечимая болезнь единственного сына побудила воеводу обратиться к усердной молитве пред мощами праведного отрока Артемия. Больной получил исцеление, и обрадованный отец, в благодарность за это чудесное благодеяние, выстроил на свои средства церковь во имя соименного новоявленному чудотворцу св. великомученика Артемия на том месте, где были обретены мощи святого. Вокруг выстроенного храма воевода устроил ограду и келии для монашествующих. Так возник близ Веркольского прихода монастырь. Долгое время он находился в самом бедственном положении, посещаемый всевозможными несчастиями. Едва возникла в новоустроенной обители монашеская жизнь, как сгорела единственная его церковь , выстроенная воеводой, и остались лишь одни кельи с оградой. Через несколько времени была выстроена новая деревянная церковь , куда и были перенесены мощи Св. Артемия (17 ноября 1640 г.) из приходского Веркольского храма Николая Чудотворца. С этого времени св. мощи навсегда остались в обители и сделались ее достоянием. Царь Алексей Михайлович, по указу которого они были перенесены, прислал много церковной утвари: Евангелие, крест, сосуды, кадило, паникадило, водосвятную чашу, священные облачения и 4 колокола. Но все царские дары погибли во время второго страшного пожара в 1695 году, когда сгорела и недавно выстроенная вторая церковь . Уцелели лишь колокола, три из которых находятся в монастыре и по настоящее время. Мощи Св. Артемия были перенесены в ветхую теплую церковь . На месте сгоревшей была выстроена новая церковь, третья по счету, а в 1712 году обветшавшая теплая церковь была заменена новой во имя уже самого Св. отрока Артемия, в которой и были положены его св. мощи. Но и эти церкви существовали недолго: несчастья преследовали обитель, пожар вновь уничтожил их, и уцелели лишь св. мощи и церковная утварь. В начале прошлого столетия в обители была устроена большая каменная церковь с колокольней и настоятельские келии. А в 1842 году четвертый пожар снова уничтожил все до основания.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/p...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010