Скачать epub pdf Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца 6838 Память 20 октября Святой праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы 6839 . Родители его, – отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария – были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту. Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома – и блаженный отрок пал мертвый 6840 . Так милосердный и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего. Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось не отпетым и не погребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 32 года, всеми забытое. Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, собирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока 6841 . Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь , приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавшей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшего сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостью собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемии. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Написася лета алс изографом Важеского Блоговещенского собора ключарем священником Матфием Феодоровым». Местно и ныне 74 св. Афанасий тепло чтится жителями окрестных сел и память его совершается. О жизни его сведений не сохранилось. Но чудеса, проверенные особою коммиссиею, и нетление его мощей оправдывают веру народную в прав. Афанасия, как угодника Христова. Пинежский же край славит из всех подвизавшихся в его пределах как избранников Божией благодати св. прав. Артемия Веркольского и его сестру блаженную отроковицу Параскеву, Пириминскую, и преп. Макария, основателя Красногорской обители. Глава IV. О церковном почитании Праведных св. Артемия Веркольского и Параскевы Периминской, Пинежских чудотворцев § 1. Обретение мощей прав. Артемия, Веркольского чудотворца Чествование св. прав. Артемия началось со времени обретения его мощей, которое произошло чрез 50 лет по кончине праведника и о коем в «Житии» говорится следующее: «Бысть же некто клирик, сиести, дияк церкви святого Николы, именем Агафоник в лето 7085-ое, той Агафоник ходяй по тому месту лесом идеже лежит тело святого праведного Артемия и возсия свет от места того 75 . прииде же той Агафоник и обрете тело святого цело ничим неврежено. и поведа Христианом веси тоя живущим, что мощи блаженного обретошася целы плотию. Христиане же неразумием взяша просто тело святого Артемия и привезоша к церкви и положиша его тело в паперти святого Николы» 76 . Очевидно, что не обратили должного внимания, не убедившись еще в святости праведного отрока 77 . Но скоро сам Господь проявил святость своего угодника, ясно показуя чудесами близость его к Себе. «В тоже лето, – продолжает автор жития; – бысть попущением Божиим грех ради наших Христианом належаше велика и тяжка болезнь в людех, живущих ту, еже речется трясовицею болети и от тоя великие болезни мнози к смерти приближающеся инии же и смертию скончашася жены и дети». «В тоже время бе человек тоя веси именем Калинник и мучися сыну его быти втом недузе, трясовицею болети зело, человек же той моляшеся Богу, и Пречистой Его Богоматери, и святому чудотворцу Николе, чтобы отроча его Господь избавил от тоя болезни и шед к мощем святого Артемия и приближися ко гробу его и взем покрова еже есть береста со гроба святого Артемия и прииде в дом свой, и положи сыну своему на персех его на топтан и бысть здрав сын его от того часа. Возрадовася человек той радостью великою о сыну своем, благодарение воздает Господу Богу и угоднику Его святому Артемию.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, – обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом. После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе со своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи 6843 в Архангельск. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ниоткуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой погибели. Слава исцелений от мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу. В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с верою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешение всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, по случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены 6844 . Тропарь, глас 2:

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

( < < back) умер в 363-м г. по Р. Хр. ( < < back) по смерти был похоронен в языческом капище, впоследствии же тело его было перенесено в Константинополь и положено в церкви св. апостолов рядом с телом его супруги, но без отпевания, как тело отступника. ( < < back) св. Артемия последовала 20 октября 363 г. Мощи его впоследствии были положены в храме св. Иоанна Предтечи, построенном императором Анастасием, который и стал называться храмом св. Артемия. ( < < back) Память праведного Артемия, Веркольского чудотворца по разным спискам древнего жития. река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года. праведного Артемия были обретены в 1577 году. был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных. урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейского. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601-м году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранились лишь одни следы. праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: «иже со отцом своим Козьмою земледельцем изшед на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы». — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре. Житие преподобного отца нашего Илариона Великого родителей преп. Илариона Великого еллинами здесь нужно разуметь главным образом в смысле образованных язычников, преданных греко-римской религии. Отсюда и получает значение дальнейшее сравнение их с шипами.

http://pravbiblioteka.ru/reader/?bid=519...

Мугреево-Никольское. Церковь Артемия Веркольского. Церковь. Действует.   Престолы: Артемия Веркольского Год постройки:не ранее 1845. Адрес: Россия, Ивановская область, Южский район, село Мугреево-Никольское, кладбище Координаты: 56.628224, 42.239385 Проезд:От Южи в сторону Талицы 14 км Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты ЦЕРКОВЬ АРТЕМИЯ ВЕРКОЛЬСКОГО, сер. 19 в. Стоит посреди кладбища, которое находится на противоположной от храмового комплекса стороне торговой площади села. Была окружена кирпичной оградой, от которой частично сохранились ворота. Построена в 1845 г. из кирпича и оштукатурена. Небольшой кладбищенский храм в стиле позднего классицизма. Невысокий двухъярусный четверик с пологой четырехгранной купольной кровлей и суженной полукруглой апсидой завершен луковичной главкой на высокой шее. Маленький тамбур непосредственно соединяет храм с трехъярусной колокольней, три ее ступенчато уменьшающихся в плане сквозных четверика (у нижнего - арочные проемы, у верхних - прямоугольные) венчает фигурная кровля с главкой. Предельно простое и несколько примитивное убранство фасадов состоит из угловых лопаток, тяги на уровне подоконников окон, скромного венчающего карниза и ленточных обрамлений арочных окон - повторяющих форму окна, но со стрельчатым верхом. В верхнем ярусе четверика, чуть уменьшенном в плане и отделенном пояском-полочкой в два уступа, очень своеобразны три ложных проема, напоминающие полукруглые кокошники. Еще сдержаннее убранство колокольни, ограниченное лишь карнизами и пилястрами с полочками по сторонам проемов среднего четверика. Четверик перекрыт сомкнутым сводом, алтарь - коробовым с конхой. Сохранились незначительные фрагменты масляной живописи 2-й пол. 19 в., части иконостаса того же времени и кубоватые решетки в окнах. Ворота - трехпролетные, с крупной центральной аркой проезда, фланкированной арочными калитками, - хороший пример архитектуры малых форм в традициях классицизма. Устои кирпичных оштукатуренных ворот декорированы сдвоенными пилястрами, в завершении -трехчастный профилированный антаблемент.

http://sobory.ru/article/?object=07208

Издательский совет Русской Православной Церкви одобрил новый тираж фильма о святом праведном Артемии Веркольском 18 сентября 2007 г. 17:36 В Архангельске выйдет новый тираж фильма «Святой отрок», рассказывающий о житии святого праведного Артемия Веркольского. Об этом корреспонденту Интернет-газеты «Православие на Северной земле» сообщил автор и режиссер фильма, директор рекламного агентства «РЯБОВ И КО» Анатолий Рябов. По его словам, недавно Издательский Совет Русской Православной Церкви рекомендовал выпуск нового тиража фильма «Святой Отрок», вышедшего 19 июня 2007 года в Архангельске по благословению епископа Архангельского и Холмогорского Тихона . Второй тираж, как и первый, будет составлять 1000 дисков. «Фильм " Святой отрок " снят не на продажу, а исключительно в целях духовно-нравственного просвещения, ознакомления верующих с житием и чудесами святого праведного Артемия Веркольского», — отметил собеседник газеты. «Пинежье, родина святого Артемия — край особый, удивительный. Издавна там сильны были языческие обычаи. Суеверием людским были поруганы кротость и смирение отрока Артемия. Но Господь промыслительным образом, прославив во святых Артемия, а позднее Иоанна Кронштадтского, показал образ истинной Веры — Православия. Обо всем этом смотрите в нашем фильме», — подчеркнул автор и режиссер фильма. Идея фильма «Святой отрок» возникла в июле 2004 года. Работа над сценарием, монтаж и съемка продолжались на протяжении 3-х лет. К концу 2006 года фильм был снят. Деятельную помощь оказал идейный соавтор картины настоятель Свято-Троицкого храма села Кречетово (Каргопольской район Архангельской области) иерей Владимир Логинов. Большая заслуга в реализации кинопроекта принадлежит компаньону фирмы «РЯБОВ И КО» О.В. Кондрахиной, без ее участия съемки фильма не состоялись бы. Иеромонах Даниил (Плотников), настоятель храма святой мученицы Варвары (г. Архангельск) обеспечил музыкальное сопровождение киноленты. Огромную помощь и духовную поддержку оказали игумен Иосиф и братия Артемиево-Веркольского монастыря. В настоящее время в Архангельске для распространения осталось еще 50 копий фильма. По вопросам приобретения DVD-дucka с фильмом можно обращаться к Анатолию Юрьевичу Рябову по e-mail: ryabov@arh.ru . «Православие на Северной Земле» /Патриархия.ru Календарь ← 11 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/296581.htm...

Тропарь, глас 1 Пустынный житель и в телеси Ангел и чудотворец показался еси, отче Артемие: постом, бдением, молитвою небесныя дарования приим, исцеляеши недужныя и души верою притекающих к тебе. Слава Давшему тебе крепость, слава Венчавшему тя, слава Дающему тобою всем исцеления. Тропарь, глас 2 Иже Вышняго повелением, тученосные облаки сошедше на землю, и молниям блистающимся, грому же возшумевшу с прещением, испусти душу свою в руце Господови премудре Артемие; и ныне предстоя престолу Владыки всех, иже верою и любовию приходящим к раце твоей, подаждь исцеление всем неотложно, и молися Христу Богу спастися душам нашим. Кондак, глас 8 Возсия днесь пресветлая память твоя праведне Артемие, Богоданные благодати яко реки, изливая, от светлоцелебныя раки мощей твоих; от нея же почерпающе исцеления, от многоразличных недуг избавляемся, с верою приемлюще, и взывающе, радуися Артемие богомудре. Дополнительные сведения Сальников А. К. Артемиев Веркольский мужской монастырь// 55 С. 454–456. Монастырь находится близ села Веркола Пинежского района Архангельской обл., на левом берегу реки Пинеги. Монастырь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами святого праведного Артемия Веркольского. На месте обретения нетленных мощей святого Артемия Пашков выстроил на свои средства церковь во имя великомученика Артемия Антиохийского (соименного праведному отроку) с приделом во имя праведного Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и святителя Аффония, митрополита Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г, настоятелем обители был поставлен иеромонах Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве монастыря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» (Савельева. С. 373–374). ...В XVIII в. обитель и храмы несколько раз горели, но мощи святого Артемия не пострадали.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

И девица некая именем Евдокия дщи Яковлева ис Кушкопалы в болезни очной не виде осмь дней. Ина девица Мария дщи Иванова ис Чаколы очною болезнию одержима лето и месяц шесть. Сия же вси мужи, и жены, и девицы моляшеся святому Артемию чюдотворцу, и обеты своя полагаше ко святому молебная пети и ко гробу его молитися, и исцелеваше очною болезнию, здравы бываху. Слепии прозрение приимаху и славя Христа Бога и угодника его святаго Артемия, творящаго таковая чюдеса, приходя ко гробу его, обеты своя исполняюще. Чюдо 42. Бе некто человек именем Алимпей Дмитриев, верхотоемец, и рукоделие сребряное имея. И случися ему в болезнь пасти, ногама своима не можаше ходити шесть недель. И помолися с верою святому Артемию. И бысть здрав человек той, благодаря Бога и святаго Артемия. Чюдо 43. Девица некая бе именем Домникия дщи Иосифова с Малой Пинешки болна зело, рукою своею не владея четыре лета. И моляшеся Господу Богу и святому Артемию на много время. И молением здравие получи от святаго Артемия чюдотворца. Чюдо 44. Человек некий именем Иосиф, рекомый Максимов, с Выи болезнию утробною одержим три лета. И помолися с верою святому Артемию чюдотворцу Веркольскому, и бысть здрав от болезни тоя, и хваля Бога и святаго Артемия. Чюдо 45 . Ин человек бысть именем Емельян Гуриев з Двины, некоей веси, рекомое Ступино, лежаше, болезнию одержим велми. И помолися святому Артемию и востав здрав человек той, хожаше, радуяся и славя Бога и святаго Артемия. Чюдо 46 . В лето 7118-го (1609) месяца декабря в 6 день, на память иже во святых отца нашего Николы Мир Ликийских чюдотворца, собрашася народи мнози, и приимше с верою и молением мощи святаго праведнаго Артемия, пренесоша от предела во церковь святаго Николы, и положиша честно во церкви. В то же время человек некий именем Иван, рекомый Ростегай, тое же Верколские веси очима болен, не видя ничтоже два лета и шесть месец. И прииде во церковь , помолися святому чюдотворцу Николе и приложися ко гробу с верою праведнаго Артемия. И абие прозре и бысть здрав человек той, отъиде, радуяся и славя Бога и святых чюдотворцев Николу и Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

великомученика Артемия деревянной церкви; в начале 1701 г. постройка церкви была окончена, а 4 июня перед всенощным бдением на освящение и благолепное украшение храма св. мощи были перенесены в новоустроенную церковь , где и пребывали до 1713 года, когда, с благословения преосвященного Рафаила, архиепископа Холмогорского и Важеского, в монастырской ограде была выстроена новая теплая с трапезою братскою церковь, первая еще во имя праведного Артемия; 13 апреля 1713 года церковь была освящена, а 23 июня того же года, в день памяти праведного Артемия, мощи его были торжественно перенесены из холодной церкви в новую теплую и поставлены в углу, в южной стороне храма. К сожалению, и эта церковь подверглась той же участи, что и первые две холодные: сгорела от неизвестной причины 9 декабря 1789 года; во время пожара мощи св. праведного отрока были перенесены обратно в холодную церковь св. великомученика Артемия, где и почивали до устройства нового каменного храма во имя св. праведного Артемия. Мысль о построении каменного храма в Веркольской обители подал преосвященный Вениамин, епископ Архангельский и Холмогорский: она вызывалась необходимостью обезопасить обитель от пожаров. Посетив 1 января 1778 года монастырь, архиепископ дал благословение братии строить каменную церковь во имя праведного Артемия чудотворца Веркольского с двумя приделами: во имя Святителя Николая чудотворца и великомученика Артемия. Семь лет трудилась братия над заготовкою материала для церкви и только 23 сентября 1785 года была совершена закладка церкви и началась постройка ее, которая окончилась совершенно в 1806 году. Ввиду того, что приделы были отделаны и освящены еще в 1791 году, то и св. мощи праведного отрока в том же году были перенесены из деревянной церкви в один из приделов, именно св. Николая, и из него уже в 1806 году, по окончательной отделке главного храма, перенесены 22 января при многочисленном стечении народа исправляющим должность строителя монастыря протоиереем Григорием Клюкиным соборно со священниками и диаконами разных приходов в храм св.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, – и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году. Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия, – и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнью желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила скорое исцеление. Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов. Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601 г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получили тогда исцеление. В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6 декабря 6842 . Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010