Это должно подтолкнуть нас к тому, чтобы не делать одной рукой добрые, а другой грешные дела. Человек может заниматься восстановлением храма, и, в то же время, вести распутную жизнь – но после смерти и похорон со всеми почестями, вероятнее всего случится как в одной притче, когда ангел не впустил богача в рай, вернув ему все деньги, которые он жертвовал на храмы. Поэтому пользоваться тем, что ты помогаешь Церкви, бессмысленно. Это относится ко всем, не только к тем, кто жертвует средства. Говорят, например, что мыть пол в храме – большая благодать. Но нужно понимать, что только это уборщицу не спасет. Купить билет в Царствие Небесное нельзя. Нужно ли отпевание? Может ли душа попасть в рай и без отпевания? Конечно. Отпевание не является условием спасения души. Некоторые монахи, например, относились с величайшим пренебрежением к своей персоне: завещали бросить свое тело в ров, в помойную яму, чтобы бездомные собаки съели их кости и так далее. Можно также вспомнить праведного отрока Артемия Веркольского, которого убила молния, и односельчане, посчитав такую смерть карой небесной, даже не стали его хоронить и просто прикрыли хворостом. А спустя 28 лет обнаружили, что его тело нетленно. Но не нужно воспринимать отпевание как неважное действо, потому что для умершего человека это главный подарок, который мы можем ему преподнести. В наше время мы сталкиваемся с тем, что люди не хотят отпевать усопшего, так как это связано с немалыми затратами на транспорт и прочее. И если бедной старушке, которая все последние годы жила, молясь и мечтая скорее отойти ко Господу, ничего не будет от того, что ее не отпоют, то, конечно, для ее родственников, пожелавших сэкономить, это может стать тяжким грехом. Как отпеть после похорон? Можно, но только в исключительных случаях. Скажем, матрос погиб на корабле, и его тело было опущено в море, или солдат погиб на войне, и его похоронили ближайшем месте – в таких случаях усопших отпевают после похорон. Возможно также, что в связи с историческими событиями, наши родители, бабушки или дедушки были похоронены не надлежащим христианину образом – тогда тоже можно объяснить священнику ситуацию и совершить чин отпевания – в Церкви или на кладбище.

http://foma.ru/chto-takoe-otpevanie.html

до учреждения св. синода автор различает два класса святых, – таких, хронология канонизации которых известна нам точным или приблизительным образом, и таких, хронология канонизации которых неизвестна нам ни точным, ни приблизительным образом. Поэтому даются два списка святых: с известною и с неизвестною хронологией канонизации. В первом списке 56 имён, в числе которых находим, между прочим, Артемия Веркольского, крестьянского мальчика, в 13-летнем возрасте убитого на поле громом (стр. 128). Во втором списке имеется 90 святых, но автор оговаривается, что не имеет возможности составить список верный и полный. Если бы, говорит он, существовал изданный от св. синода месяцеслов всех русских святых, как общих, так и местных, верный и полный, «мы могли бы допускать ту погрешность, чтобы ошибочно указывать это время канонизации, но, тогда мы имели бы возможность избежать пропусков, так чтобы иных святых не вносить в список, равно как избежать и погрешительных излишеств, так чтобы внести в список таких усопших, которые на самом деле не суть святые» (стр. 137). Обороты речи не совсем складны, но мысль автора ясна и становится еще более ясною, когда он добавляет, что поставлен в необходимость составлять свой список святых «на основании частных каталогов, принадлежащих книжным людям XVII века, на основании словарей, жизнеописаний и каталогов святых, принадлежащих учёным людям нынешнего времени», а в старых и в новых каталогах, в словарях и в жизнеописаниях смешиваются «канонизованные или настоящие святые с не канонизованными или ненастоящими святыми». Святой канонизованный или настоящий, по определению проф. Голубинского, есть тот, которому установлено и совершается ежегодное празднование (служба), которому молебствуется (поются молебны) и к которому обращаются с молитвами; святой не канонизованный или ненастоящий есть тот, который почитается за святого от народа, но которому не установлено и не совершается празднования и не молебствуется, и память которого, в чаянии и с желанием его прославления, совершается поминованными литургиями и панихидами.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

Архангельск. Часовня Артемия Веркольского. /// Объект утрачен Часовня.  Утрачена.   Освящена в честь: Артемия Веркольского Год постройки:1994. В кон. 2000-х перестроена в двухэтажную. Год утраты:2019 (снесена по решению суда) Адрес: Россия, Архангельская область, г. Архангельск, пр-кт Чумбарова-Лучинского, д. 37, корп. 1 Координаты: 64.536217, 40.524689 Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты До революции на этом месте был дом священника и иконная лавка. В годы НЭПа находилась свечная мастерская К.И. Ковалёвой. В 16-17 веках, по исследованиям историков и археологов, на этом месте было стрелецкое кладбище. Нынешняя часовня – одна из первых в городе – построена в 1994 году. Первоначально сооружение было одноэтажным. До 2004 года в нём находилось подворье Артемиево-Веркольского монастыря, ныне - часовня Святого праведного отрока Артемия Веркольского.  В конце первого десятилетия 21 века основная часть сооружения была поднята и под ней выстроен первый этаж. Часовня находится на реставрации. После её окончания на главном фасаде появится мозаичная икона Артемия Веркольского. Отрок этот жил в 16 веке на Пинеге в селе Веркола. В 1544 году, двенадцати лет от роду, святой Артемий погиб от удара молнией. Через 32 года односельчане обнаружили мощи Артемия нетленными. По преданиям, около останков мальчика начались исцеления больных. Клочев С.Ю. Заповедная улица (проспект Чумбарова-Лучинского). Архангельск, «Кира», 2011. Комментарии и обсуждение Часовня находится в пешеходной зоне на улице Чумбарова-Лучинского. Эта улица - своеобразный заповедник деревянного зодчества (что не мешает ей быть деловым и торговым центром). С конца XX века сюда стали свозить из разных мест города деревянные дома конца XIX - начала XX века - то немногое, что уцелело после десятилетий истребления архитектурного наследия города. К сожалению, я ничего не знаю об истории часовни св. Артемия Веркольского. Скорее всего, это тоже одно из перенесенных сюда зданий. И похоже, что у нее не очень-то счастливая судьба.

http://sobory.ru/article/?object=18086

Память святого Артемия Веркольского молитвенно почтили в храмах Архангельской епархии 3 ноября 2016 г. 10:14 Богослужения в день памяти святого Артемия Веркольского 2 ноября 2016 года прошли в храмах Архангельской епархии . Митрополит Архангельский и Холмогорский Даниил совершил в этот день Божественную литургию в домовом храме Феодоровской иконы Богородицы при епархиальном управлении. Вечер в честь 25-летия возрождения Артемиево-Веркольского монастыря пройдет в Архангельской областной библиотеке имени Н.А. Добролюбова. Праздник состоится 6 ноября (воскресенье). Участники восстановления монастыря и паломники поделятся воспоминаниями. Гостем вечера станет православная певица из Москвы, лауреат Всероссийских конкурсов Анна Широченко. Она представит новый диск «Сыне мой, сыне» и исполнит песни, написанные ею на стихи военных поэтов, и духовные произведения. «Праведного отрока Артемия и Веркольский монастырь очень любил святой Иоанн Кронштадтский. В обители пока нет иконы этого угодника Божия, поэтому наместник монастыря архимандрит Иосиф (Волков) благословил собрать пожертвования на ее создание. Так что все желающие могут внести свой вклад в это благое дело», — рассказала пресс-секретарь Пинежского благочиния Людмила Соснина. Начало вечера в 15 часов. Вход свободный. Святой Артемий родился в селении Верколе Двинского округа в 1532 году. Как гласит житие, праведный был отроком терпеливым и кротким. 23 июня 1545 года 13-летнего Артемия и его отца застигла в поле гроза. При одном из ударов грома отрок упал замертво. Люди подумали, что это знак суда Божия, а потому оставили тело в сосновом лесу непогребенным. Через 28 лет сельский клирик увидел свет над местом, где лежало нетленное тело праведного. По молитвам перед мощами стали происходить многие исцеления. Позже в селении был основан Веркольский монастырь. После гражданской войны начала ХХ века монастырь не избежал общей участи и был закрыт богоборческими властями. В годы Великой Отечественной войны в монастырских зданиях размещался детский дом для эвакуированных и бездомных детей. В послевоенное время помещения занимала вспомогательная школа-интернат, а затем общеобразовательная школа. В 1990 году здания монастыря были переданы Церкви, и 5 августа, после 70-летнего вынужденного перерыва, прошло первое богослужение в часовне, на месте преставления святого Артемия. 17 ноября того же года в малом Никольском приделе Артемиевского храма состоялась первая Божественная литургия. Решение об открытии Артемиево-Веркольского мужского монастыря принял Священный Синод Русской Православной Церкви 25 декабря 1991 года. Архангельская епархия /Патриархия.ru Календарь ← 17 апреля 2024 г. 5 марта 2017 г.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/4...

Артемий Веркольский очень быстро приобретает общерусское почитание, о чем говорит и значительное число списков жития святого (около 100), созданных в самых различных уголках России. Последующие редакции памятника, как показал Л. А. Дмитриев, характеризовались прежде всего добавлением новых чудес святого, сам текст жития не претерпел изменений. Продолжение литературной истории памятника непосредственно связано с Артемиево-Веркольским монастырем, который был основан ок. 1645 г. неподалеку от Кевролы – административного центра Кеврольского и Мезенского уездов, вверх по течению реки Пинеги, напротив Верколы – родины святого отрока (см.: Савельева Н. В. «Житие Артемия Веркольского» в рукописной традиции Веркольского монастыря//ТОДРЛ. СПб., 1999. Т. 51. С. 365–376). 2-я редакция жития с 72 чудесами была написана ок. 1648–1649 гг., в период утверждения монастыря, укрепления его позиций и авторитета у местного населения. Поводом для ее создания послужило перенесение мощей святого из мирской церкви в монастырский храм. Возможно, новые чудеса были записаны иноком монастыря Антонием (Ловцовым), с именем которого связана рукописная традиция Веркольского монастыря этого периода. 3-я редакция с 85 чудесами «Жития Артемия Веркольского» составлена ок. 1700 г. иеромонахом Веркольского монастыря Антонием (Поповым), управлявшим Веркольским монастырем во время его наибольшего расцвета. «Житие Артемия Веркольского» продолжает традиции новгородской агиографии. Героями чудес и различных исцелений выступают прежде всего крестьяне, жители окрестных деревень, в самих чудесах отражается быт севернорусской деревни, жизнь простых землепашцев, рыбаков и охотников. В то же время в истории текста жития ясно выделяются два периода, отразившиеся и в литературных особенностях различных временных пластов памятника. Первый период – это написание событийной части жития и первых 53 чудес святого – т. е. 1-й редакции «Жития Артемия Веркольского». Перед неизвестным нам автором, создававшим около 1618 г. житие по заказу новгородского митрополита Макария, и судя по всему при новгородской митрополии, стояла трудная задача – на основании имевшихся у него сведений о чудотворениях объяснить святость мальчика, не проявившего себя в традиционном христианском подвиге.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

(Архангельской и Холмогорской епархии), близ с. Веркола Пинежского р-на Архангельской обл., на левом берегу р. Пинеги. О начальной истории мон-ря рассказывает 75-е чудо «Жития святаго праведнаго богомудрого отрока новоявленнаго Артемиа, Верколскаго чюдотворца» (неизд.) - «О явлении святого». Мон-рь был основан в 1645 г. по обету мезенским и кеврольским воеводой А. Ф. Пашковым после чудесного исцеления его сына Иеремии по молитвам родителей перед мощами св. прав. Артемия Веркольского . На месте обретения нетленных мощей св. Артемия Пашков выстроил на свои средства ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского (соименного прав. отроку) с приделом во имя прав. Артемия Веркольского, освященную по благословению Патриарха Московского и всея Руси Иосифа и свт. Аффония , митр. Новгородского, а также устроил ограду и кельи для братии. В 1648 г. настоятелем обители был поставлен иером. Рафаил. В том же году вышел указ царя Алексея Михайловича о строительстве мон-ря, и «инии людие начаша приходити и тружатися, и вклады чюдотворцу в казну дающе, и единожители учинишася. И с того времени монастырь святаго праведнаго Артемия, Веркольского чюдотворца, именовася и молитвами его распространяшася» ( Савельева. С. 373-374). После пожара, уничтожившего Артемиевскую ц., был построен новый деревянный храм, в к-рый 17 нояб. 1648 г. по указу царя перенесли мощи прав. Артемия из приходской Никольской ц. с. Веркола. В 1650 г. Алексей Михайлович пожертвовал в мон-рь колокола, богослужебные книги, облачения, утварь; мон-рю оказывал покровительство также Патриарх Никон . 21 апр. 1695 г. обитель вновь пострадала от пожара, сгорела ц. во имя вмч. Артемия Антиохийского, мощи св. Артемия по благословению архиеп. Холмогорского Афанасия (Любимова) были обретены под завалами сгоревшего храма. В 1700 г. на месте сгоревшей была построена холодная ц. во имя вмч. Артемия (вскоре также сгоревшая), куда 4 июля 1701 г. перенесли мощи святого. В XVIII в. обитель и храмы неск. раз горели, но мощи св. Артемия не пострадали.

http://pravenc.ru/text/76368.html

Архангельской Епархии заштатный мужской находится в Веркольской волости, почему и название своё имеет, на берегу реки Пинеги, от города Пинеги в 151 версте. Этот монастырь начало своё воспринял со времени явившихся мощей и ныне в оном монастыре почивающих святого праведного Артемия Веркольского 63 Чудотворца следующим образом: некто Мезенский и Кеврольский воевода Афанасий Пашков, получив от Бога при мощах Преподобного Артемия сыну своему, находившемуся в тяжкой болезни, облегчение, в знак своего благодарения построил близ той Николаевской церкви своим иждивением церковь во имя Великомученика Артемия, и около церкви ограду и келью для жительства монашествующих. Потом, когда в лето 7147/1639, Июля 24, в Веркольской волости сгорели два храма: один Великомученика Георгия, а другой – святого Николая Чудотворца, то над мощами святого Артемия соорудили часовню, новую раку и покров устроили. После того от Государя Царя Алексия Михайловича прислана в Кевроль к воеводе грамота, по прошению Кеврольского земского старосты Филиппа Козмина Драчёва с мирскими людьми, о построении монастыря на том же месте, где обретены мощи Артемия Чудотворца, которой при том и велено, положив сии святые мощи в новую раку по-прежнему, перенести оные из часовни в церковь ; а в лето 1649 Ноября 17 по грамоте оной воевода Григорий Аничков и Кеврольской десятины заказчик Священник Иоаким Васильев, Диакон Дометиан и прочие духовного и мирского чина люди, по совершению с водоосвящением молебна, положив святые мощи в новую раку, перенесли из часовни в церковь во имя святого Великомученика Артемия в новоустроенный монастырь, и положили на южной стороне. В лето 7203, Апреля 20, на третьей неделе по Пасхе в понедельник с полудни по перенесению мощей в 46 лето холодная церковь со всей утварью сгорела; почему 4 Июня, по определению Преосвященного Афанасия, Архиепископа Холмогорского, десятинный Священник Пётр с Диаконом мощи святого Артемия переложили в новую раку и поставили в тёплой церкви, и по благословению сего Преосвященного отстроена вновь холодная церковь во имя Св. Великомученика Артемия, в которую и святые мощи перенесены. А в лето 7220/1712, по благословению Преосвященного Рафаила, Архиепископа Холмогорского, построена в ограде церковь тёплая с трапезой во имя Артемия Веркольского, и в следующем году, Апреля 13, по благословению Варнавы, Архиепископа Холмогорского и Важенского, освящена, в которую и святые мощи из холодной перенесены на память св. Артемия Июля 23, и поставлены в углу, на южной стороне. Наконец, и сии церкви, спустя несколько после того времени, сгорели; утварь же церковная вся сохранена.

http://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Ornat...

74 В иконописном подлиннике не говорится о праведном Афанасии, и в святцах (Барсуков, стр. 64–65) нет, 75 В акафисте прав. Артемию Веркольскому Чудотворцу, это событие передано так (4 конд.): «Проповедник первый прославленного тела Твоего, клирик церкви святителя Николая, ища в лесной чащи плодов земных, обрете сокровище неоцененное, истленныя мощи твоя, праведно Артемие, чрез 33 лета неповрежденныя пременами стихий, и с благодарным·чувством преклони колена восклицание к Богу: Аллилуия» (см. служба и акафиет св. Правед. Артемию, Веркольскому чуд.», М., 1890 г., 22 л.). 77 Особенно характерно в атом отношении такое чудо. Человек, именем Иван безумием же своим посмеяся чудесен святого Артемия, мнев яко неистинна есть и абие слеп быв невидя ничто же и возопив горце: о святый праведный угодниче Христов дивный в чудесех Артемие, согреших убо пред тобою яко глаголах на та неподобно слово. Не даждь ми погибнути, ныне убо разумев яко не мечтанием в неложная чудеса твориши, и много ему молящуся святый Артемий услыши моление его дарует ему здравие и позрева человек той очима своима и бысть здрав славя Бога и святого Артемия, творящего неложные чюдеса. 79 Из паперти св. мощи праведного Артемия в 1584 году перенесены были в самый придел Св. Николая, о чем в житии говорится так: «В лето 7092 бе некто Павел, ему же обратней лице его назад, еже и очи ему затворишася, Не видя ни чтоже... и воспомяиу св. Артемия, скорый же на помощь св. Артемий дарует ему здравие: в той час отвратней лице его и отворишася очи его и поведа той христианам чудо бывшее. Христиане же похвалшпа Бога и св. Артемия и сотвориша придел особ близ церкви Св. Николы и приступльше с верою взята мощи его и внесоша в придел, и положити в новом гробе (ркп. 481). С этого времени, можно думать, стали писать и образа прав. Артемия, – на основании след. сказания. Чудеса же св. Артемия умножахуся, бе же убо священницы единому имя Иван, другому же Фома, повелеша надъсках старые гробницы прежней, писати образы святого праведного чюдотворца Артемия, и остася того святого праведного гробницы стружек. Священник же Иван собрав те стружки святого гробницы, и в сохранение положи и взимание убо с верою те стружки яко же персть, и оттого исцеление получаху. Бысть убо человек, именем Панкрат, преехав с Пинеги на великий Устюг, в лето зр и привес с собою образ святого Артемия гробницы. Егда и оттого образа многа исцеления быша, Бе убо некия жены две, единой имя Анна, другие же Улита, одержими бе трясаницею пять лет той же священник Иван взем стружек гробницы святого, и положи женам ко кресту и в том часе здравы быша, месяца Апреля в 1 день и благодарите Бога и святого Артемия.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Belgor...

709. Веркольский – Кеврольский, мужской, заштатный (с 1764 г.), Архангельской губ., Пинежского у., близ Веркольского прихода, на правом гористом берегу р. Пинеги, в 180 вер. к юго-вост. выше гор. Пинеги. Основан в конце XVI ст. Мезенским и Кев- рольским воеводою Пашковым над мощами праведного отрока Артемия, по молитве которого был исцелен от тяжкой болезни единственный сын воеводы. После пожара 1639 г. монастырь возобновлен Кеврольским земским старостою Филип. Драчевым. В церкви св. Артемия чудотворца Веркольского, построенной в 1793 г., почивают мощи преп. отрока (12 лет) Артемия, убитого молниею в 1544 г., 23 июня, в каковой день и чтится его память. Это описание взято из статьи Заринского, в других же сочинениях история возникновения монастыря переиначена: он построен Пашковым в 1644 г. за изцеление сына, в 1659 г. сгорел, после чего возобновлен Драчевым. Полагаю, что возникновение монастыря следует отнести к концу XVI ст., так как мощи обретены в 1583 г. и в 1609 г. написаны житие и служба праведнику. Монастырю принадлежит скит Святоозерский-Николаевский. “Истор. Росс. Иер.», III, 520, (с грамот.); Ратшин, 11; “Опис. монаст.», 1817 г., 22; Фон-Пошман, “Опис. Арханг. губ.», I, 118; Пушкарев, “Опис. Росс. Имп., Арханг. губ.», I, 37; Проценко, “М-ри в России», 15; Молчанов, “Опис. Арханг. губ.», 203; Козлов, “Арханг. губ.», 341; Максимов, “Год на севере», II, 345; “Справочн. кн. Арханг. губ.», 1852 г., 151; “Арханг. губ. в.», 1845 г., 49 (Заринск., “Веркольский мон.»); 1849 г., 49 (Артемий Веркольский, св. отрок); 1853 г., 4 (происхожд. слова Веркола); 1861 г., 30 (Поромов, “Несколько слов о Веркольск. мон.»); Толстой, “Книга глагол. опис. о Росс. свят.», 157, 311 (св. Артемий); Строев, “Спис. иер. и настоят.», 834; Ключевский, “Жит. свят.», 323; “Временник Общ. ист.», 1852 г., XV, переписн. кн. 1658 г. домовой казны патр. Никона, 99 (Книга писмяная в честь св. правед. Артемия Веркольского); “Чтения в И. Общ. ист.», 1878 г., III, “Христиан. в предел. Арханг. губ.», 18 (основан в 1635 г.); “Опис. докум. и дел архива св. Синода», VII, прилож., XI, III (в 1727 г. в м-ре было только строитель и монах); Бычков, “Опис. рукописей И. П. Библ.», I, 94, 9 (житие св. Артемия), 379, 37–41 (житие преп. Артемия, чудеса и служба ему); “Церковн. ведом.», 1889 г., 36, 1074 (Веркольская пустынь; житие св. Артемия и история м-ря).

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

Веркола (Новый Путь). Церковь Артемия Веркольского на Ежемени. Ежеменский храм, Артемьевская церковь; Артемиевская церковь Деревянная церковь. Действует. ( вся деревянная архитектура в каталоге → )  Престолы: Артемия Веркольского Год постройки:1876. Адрес: Россия, Архангельская область, Пинежский район, поселок Новый Путь, Веркольский монастырь Координаты: 63.813196, 45.173298 Проезд: 1. от Архангельска до Карпогор поездом, далее на такси либо по предварительной договорённости с Артемиево-Веркольским монастырем на транспорте монастыря (около 50 км) до села Веркола; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Веркола (около 8-10 часов, т.е. около 320 км по бездорожью), ехать л ... нажмите чтобы увидеть полное описание проезда 1. от Архангельска до Карпогор поездом, далее на такси либо по предварительной договорённости с Артемиево-Веркольским монастырем на транспорте монастыря (около 50 км) до села Веркола; 2. от Архангельска личным автомобилем до села Веркола (около 8-10 часов, т.е. около 320 км по бездорожью), ехать лучше на внедорожнике хорошего качества. По пути пересечь 2 парома. Дорога ужасная, грунтовка вперемешку с плитами, асфальтом и песчанкой (обе местами), постоянно работает грейдер. На дороге много крупных камней, а также есть возможность заблудиться, а указатели и люди встречаются очень редко. Третий паром от Верколы до Нового Пути, возле монастыря, не предусмотрен, поэтому на лодке переправитесь на другой берег только Вы, машину придется оставить на берегу. Советую вариант 1. От монастыря до храма Артемия Веркольского на Ежемени пройти пешком около 1,5 км. Изменить описание объекта Карта и ближайшие объекты В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежани со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя.

http://sobory.ru/article/?object=22730

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010