В рамках этой деятельности конфликты с органами правопорядка – не внезапно возникший конфликт, а рутинные рабочие технологии, возможные аресты – профессиональные риски. И это одна из причин, по которым историю неудавшегося госпереворота некорректно переводить в нравственную и религиозную плоскость так, как это пытаются сделать арх. Артемий Кищенко и его сторонники. Например, правозащитный дискурс в силу профессионализации " протестных " технологий не может служить набором критериев для белорусских событий, хотя этот нарочито " наивный " взгляд на вещи усиленно продвигается либеральным священством. Но при переносе религиозных процедур на поле политики православная экклезиология неизбежно трансформируется по протестантской модели. Игумен Виталий Уткин, историк и богослов, в частности, говорит об этом так: " На рубеже 80-90-х годов Русской Церкви была фактически навязана концепция " евхаристической экклезиологии " , рождённая под влиянием протестантизма в эмиграции о.о. Николаем Афанасьевым и Александром Шмеманом. Предельно грубо говоря, она видит в общине источник Евхаристии. Соответственно, понятие " литургия " обыгрывается как некое общественное действие и возникает представление о " литургии после литургии " , где и футбол – якобы, " литургия " . По сути, в такой парадигме Таинства подменяются социальностью. Совсем в грубом видении – мол, не социальность порождена Таинствами, а наоборот. (...) Преображённая социальность в корне противоположна падшему миру, не является его продолжением, его оправданием. Для её описания невозможно применять социальную терминологию этого падшего мира " (2). Разумеется, Церковь может влиять на политику и общество, но она подходит к этим вопросам с собственной повесткой и собственными, евангельскими и святоотеческими критериями, а не принимает в себя секулярный теоретический базис. Коротко говоря, Писание и патристическое наследие отнюдь не становятся при этом неким " Ветхим Заветом " по отношении к " Декларации прав человека " . Поскольку секулярные правовые и идеологические доктрины – это отступление от христианского мировоззрения и, как мы знаем, все трагедии ХХ века, мировые войны и революции, подпитывались именно секулярными идеологиями.

http://religare.ru/2_121520.html

В раннехристианской Церкви не существовало особого чина венчания: муж и жена приходили к епископу и получали его благословение, после чего вдвоем причащались за литургией Святых Христовых Тайн. Эта связь с Евхаристией прослеживается и в современном чинопоследовании таинства брака, начинающегося литургическим возгласом: «Благословенно Царство» и включающего в себя многие молитвы из чина Литургии, чтение Апостола и Евангелия, символическую общую чашу вина. Венчание предваряется обручением, совершаемым иногда заранее, чаще же прямо перед венчанием: во время обручения жених и невеста должны засвидетельствовать добровольный характер своего вступления в брак и обменяться кольцами. Само венчание происходит в церкви, как правило, после литургии. На брачующихся во время таинства возлагаются венцы, которые являются символом царства: каждая семья есть малая церковь . Но венец также и символ мученичества, потому что брак – не только радость первых месяцев после свадьбы, но и совместное несение всех последующих скорбей и страданий – ежедневного креста, тяжесть которого в браке ложится на двоих. В век, когда распад семьи стал обычным явлением и при первых же трудностях и испытаниях супруги готовы предать друг друга и разорвать свой союз, это возложение мученических венцов служит напоминанием о том, что брак только тогда будет прочным, когда он основан не на сиюминутной и скоропреходящей страсти, а на готовности отдать жизнь за другого. И семья бывает домом, построенным на твердом основании, а не на песке, только в том случае, если ее краеугольным камнем становится сам Иисус Христос. О страдании и кресте напоминает также тропарь: «Святии мученицы», который поется во время троекратного обхождения невесты и жениха вокруг аналоя. Во время венчания читается евангельский рассказ о браке в Кане Галилейской. Этим чтением подчеркивается незримое присутствие Христа на всяком христианском браке и благословение самим Богом брачного союза. В браке должно совершиться чудо претворения «воды», то есть будней земной жизни, в «вино» – непрестанный и ежедневный праздник, пир любви одного человека к другому 292 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В Священном Писании чудеса не имеют самодовлеющего значения и не совершаются ради них самих. Для обозначения чудесных событий в Священном Писании используются два слова: а) знамения – «Род лукавый и прелюбодейный ищет знамения; и знамение не дается ему...» ( Мф.13:39 ); «Какое дашь знамение, чтобы мы уверовали?» ( Ин.1:30 ). Слово «знамение» означает, что чудесные действия исполнены внутреннего смысла, преследуют определенные религиозные цели, имеют учительное значение. Чудо всегда есть некоторое откровение. Например, чудо преображения Спасителя является откровением о Его Божественном достоинстве. б) силы – «Если бы в Тире и Сидоне явлены были силы, явленные в вас, то давно бы они во вретище и пепле покаялись» ( Мф.13:12 ); «Апостолы с великою силою свидетельствовали о воскресении Господа Иисуса Христа» ( Деян.1:33 ). Слово «силы» указывает на то, что действительная причина чудесных событий лежит вне естественных законов природы, что чудеса суть проявление силы Божией. Поэтому соприкосновение с чудом всегда есть приобщение Божественному действию. По этой причине чудеса Спасителя, например, исцеления, не только освобождали недугующих от физических болезней, но обычно имели своим следствием также и благодатное воздействие на их души. Таким образом, для Священного Писания важен не сам факт чуда, а его смысл, внутреннее содержание, ибо каждое чудо есть откровение Божие, явление «Царствия Божия, пришедшего в силе» ( Мк.1:1 ). 1 . Могущественное действие слова Божия на сердца людей. Слово Божие столь мощно влияет на сердца человеческие, что многие, многие миллионы людей пробудились через него от греховного и беспечного сна своего и обратились ко Христу. Каждый верующий, читая Священное Писание, может ощущать благотворное влияние его на свое сердце. Возможно, это наиболее убедительное свидетельство о богодуховенном достоинстве Священного Писания, ибо огромное множество людей различных национальностей, разного звания, образования и состояния под воздействием Слова Божия самым решительным образом изменили свою жизнь, всецело посвятив себя служению Богу. Правила чтения Священного Писания

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В случае крайней нужды крещение может совершить путем простого погружения в воду (или даже путем кропления, при произнесении крещальных слов), каждый православный христианин, в силу принадлежности его к «царственному священству», то есть к Церкви. Святая Церковь знает также крещение кровью, когда не успевший креститься человек запечатлевает свою верность Христу мученической смертью. В некоторых местах Священного Писания говорится о крещении во имя Господа Иисуса ( Деян.1:38, 1:16, 13:48 ). По толкованию древних отцов, выражение «во имя Господа Иисуса» значит «по заповеди и преданию Христа» или во свидетельство своей веры во Христа. Этим выражением не отрицается факт крещения «во имя Отца и Сына и Святаго Духа», как это кажется некоторым историкам христианства рационалистической школы. Совершенно естественно, что и писатель Книги Деяний апостол Лука и апостол Павел ( Рим.1:3 ; Гал.1:27 ; 1Кор.1:13 ), говоря о крещении «во Христа», имеют в виду отличить это крещение от крещения Иоаннова или подобного ему, как крещение в христианство. Так и ныне поется при крещении: «Елицы во Христа креститеся, во Христа облекостеся». «Так как крещение есть духовное рождение, а родится человек однажды, то это таинство не повторяется» (Православный Катехизис) 244 , «Один Господь, одна вера, одно крещение» ( Еф.1:5 ). Церковь принимает и еретиков, вступающих в ее лоно, без повторения крещения, только через помазание, если они крещены, как заповедано Евангелием и древней Церковью. Таинство миропомазания Миропомазание (от греч. «жидкая мазь») есть таинство, в котором верующему при помазании тела его священным миром подаются дары Святого Духа для освящения, укрепления и возрастания его духовной жизни 245 . В таинстве миропомазания мы получаем «печать дара Духа Святого» ( Рим.1 ; 1Кор.1:21, 22 ). Если крещение есть наше личное участие в Пасхе – смерти и воскресении Христовых, то миропомазание есть наше личное участие в Пятидесятнице – сошествии Духа Святого. И так же, как Пасха без Пятидесятницы не имеет смысла для мира, так и крещение без миропомазания не имеет смысла для христианина.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В течение Своей земной жизни Христос совершил множество исцелений. Часто Он спрашивал обращавшихся к Нему за помощью: «Веруете ли, что Я могу это сделать?» ( Мф.1:28 ). Исцеляя тело от болезни, Он исцелял и душу от самого страшного недуга – неверия. Христос указывал на виновника всех душевных и телесных болезней – диавола: о скорченной женщине Он говорит, что ее «связал сатана» ( Лк.13:16 ). Исцеления совершали также апостолы и многие святые. Для помощи больным уже в апостольское время существовало таинство, получившее впоследствии название «елеосвящение». О нем говорит апостол Иаков в своем Послании: «Болен ли кто из вас, пусть призовет пресвитеров Церкви, и пусть помолятся над ним, помазав его елеем во имя Господне. И молитва веры исцелит болящего, и восставит его Господь, и если он соделал грехи, простятся ему» ( Иак.1:14–15 ). Здесь явно речь идет не об обычном помазании елеем (маслом), которое практиковалось у евреев, видевших в елее целебное средство, а об особом церковном таинстве, так как целительное свойство здесь приписывается не елею, а «молитве веры», совершаемой пресвитерами. Елеосвящение есть таинство, в котором при помазании больного освященным елеем невидимо сообщается ему благодать Божия, исцеляющая немощи душевные, а иногда и телесные. Еще с ветхозаветных времен елей знаменовал благодать, радость, умягчение, оживление. Помазание маслом больных употребляли апостолы, как читаем у евангелиста Марка: «Изгоняли многих бесов и многих больных мазали маслом и исцеляли» ( Мк.1:13 ). Апостол Иаков говорит не об особом «даре» исцелений; он предписывает священнодействие в определенной форме, которое должно войти в обычай Церкви: совершение его пресвитерами Церкви, молитву, помазание, соединяет с ним, как следствие его, облегчение телесной болезни и отпущение грехов. Нельзя также понимать указание апостола Иакова на помазание елеем как на обычное – хотя бы для того времени – врачебное средство, так как елей, при всем его благотворном свойстве, не является врачебным средством от всех болезней. Апостолы не вводили ничего сами от себя, но учили только тому, что заповедал им Господь Иисус Христос и что внушал Дух Святый, и называли себя не «установителями» Тайн Божиих, а только «строителями» Тайн и «слугами Христовыми». Следовательно, и елеосвящение, заповедуемое здесь святым апостолом Иаковом, имеет Божественное установление.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В то же время все христиане должны помнить, что данный в таинстве крещения талант, залог новой жизни, приумножается путем личных усилий, иногда подвигом всей жизни. Иными словами, мы никогда не должны забывать данные при крещении обеты. Тем не менее, уже при самом принятии святого крещения в крестившемся совершаются неизгладимые перемены, сатана изгоняется из его сердца. Хотя возможность искушать за дьяволом остается, но он становится как бы внешним человеку. Некрещенный человек в силу первородного греха в сущности не может не грешить, а крещенный, хотя и может грешить, но властен и не грешить. Крещение есть таинство включения человека в Церковь путем усыновления его силой Христовой Богу Отцу. Таким образом, крещение есть общее дело и торжество Церкви. В эпоху Константина (IV в.) было принято крестить по преимуществу взрослых, так как придавалось большое значение сознательному принятию таинства. Некоторые, зная, что в крещении прощаются грехи, откладывали таинство до последних дней жизни: сам император Константин крестился перед смертью. Святой Григорий Богослов был сыном епископа, однако крестился в зрелом возрасте; святители Василий Великий и Иоанн Златоуст тоже крестились только по окончании высшей школы. Впрочем, практика крещения младенцев является не менее древней – апостолы крестили целые семейства, в которых, несомненно, должны были быть и дети (ср. Деян.13:48 : крещение Корнилия со всем домом). Святой Ириной Лионский (II в.) говорит: «Христос пришел спасти тех, кто через Него возрождаются в Бога: младенцев, отроков, юношей, старцев» 237 . Ориген (III в.) называет обычай крестить младенцев «апостольским преданием» 238 . 124-е правило Карфагенского Собора (IV в.) содержит анафему на отвергающих необходимость крещения младенцев и новорожденных детей, которые, хотя и не согрешили сами, нуждаются в освобождении от первородного греха 239 . Что же касается веры как главного условия действенности таинства («Кто будет веровать и крестится, спасен будет, а кто не будет веровать, осужден будет» – Мк.13:16 ), то в случае крещения младенцев исповедание веры произносят восприемники (родители), тем самым дающие обязательство воспитать детей в вере и сделать их крещение сознательным. Младенец, принимающий таинство, не может логически осмыслить то, что происходит с ним, однако его душа вполне способна воспринять благодать Святого Духа. «Я верую, – пишет преподобный Симеон Новый Богослов , – что крещенные младенцы освящаются и сохраняются под кровом Всесвятого Духа и что они – овцы духовного стада Христова и избранные агнцы, ибо запечатлены знамением животворящего Креста и совершенно освобождены от тиранства диавола» 240 . Однако младенцам благодать Божья дается как бы в залог их будущей веры, как семя, которое бросают в землю; но для того, чтобы из семени выросло дерево и принесло плоды, требуются усилия и восприемников, и самого крещаемого по мере его возрастания.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В Христе на небо вознесен Человек, человек приобщен к небесной правде, и это значит – вернулся к Богу, к знанию Бога, и в Нем – к единственной подлинной, а потому вечной жизни. Это уже не избавление человеческого естества от греха и смерти, а предельное его прославление, обожение, которого может достичь каждый человек, если только он во всем последует за Господом. Вознесясь с плотью на небо перед учениками, Господь указал высшую цель жизни человеческой – стремление духом и телом к небу, как к своему отечеству, к единению с Богом, как Своим Отцом. Иисус Христос вошел на небеса Своим человечеством, ибо Божеством Он всегда пребывал и пребывает на небесах 181 . Господь вознесся во славе ( 1Тим.1:16 ), вошел по Своему человечеству в ту славу, которую Он имел у Отца по Божеству прежде бытия мира. Священное Писание говорит о Вознесении как о возвращении Сына туда, где Он был прежде ( Ин.1:62 ), к Отцу ( Ин.13:28, 13:17, 13:5–16 ), но это возвращение совершается уже с воспринятой на вечные времена плотью. Тем самым состояние единства Сына с Отцом – «Я в Отце и Отец во Мне» ( Ин.13:11 ) – распространяется и на Его человеческую природу. Таким образом достигается цель, для которой было предназначено Творцом человеческое естество. Человеческая плоть, прославленная и обоженная, взошла на небо и сделалась причастной вечной славы и силы Сына Божия. Достижение этого состояния совершенного единства с Богом теперь доступно и для всех верующих во Христа: «Да будут все едино; как Ты Отче, во Мне, и Я в Тебе, так и они да будут в Нас едино. И славу, которую Ты дал Мне, Я дал им; да будут едино, как Мы едино» ( Ин.13:21–22 ). Слова Символа веры «седяща одесную Отца» нужно понимать в переносном смысле: они означают то, что Сын Божий и по человеческой природе, воспринятой Им на Себя, получил равную с Богом Отцом силу, славу и честь. Преподобный Иоанн Дамаскин , разъясняя смысл этих слов, замечает: «Говоря, что Иисус Христос воссел одесную Бога и Отца, не разумеем правой стороны Отца, ибо Неограниченный как может иметь правую сторону?.. Итак, под словами «одесную Отца» разумеем славу и честь Божества, которую Сын Божий как Бог и единосущный Отцу имеет прежде веков и в которой ... восседит по прославлении плоти Его» 182 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В христианстве изначально под церковью понималось собрание призванных в общество Господне лиц, услышавших призыв Господа ко спасению и последовавших этому призыву, а потому составляющих «род избранный» ( 1Пет.1:9 ). Христианская Церковь – это собрание призванных Христом, уверовавших в Него и живущих Им. Но Церковь – не просто общество или содружество людей, объединенных верой во Христа, не просто сумма индивидуумов. Собранные вместе, члены Церкви составляют единое тело, неделимый организм. Церковь Христова есть не учреждение, но новая жизнь со Христом и во Христе, движимая Духом Святым. На этом основании Церковь можно рассматривать как благодатную жизнь в Духе Святом. Другими словами, Церковь есть Дух Святой, живущий в человечестве. Она есть дело боговоплощения Христова, само это боговоплощение, как усвоение Богом человеческого естества и усвоение божественной жизни этим естеством, его обожение как следствие соединения обоих естеств во Христе. Святая Церковь основана Господом Иисусом Христом. Назначение Церкви Христовой – спасение человека. Только в Церкви происходит полное единение человека с Богом. Определение Церкви как Тела Христова не символ или отвлеченное понятие, а выражение действительной мистической жизни Церкви, реальное единение Бога и Людей во Христе. Познать, что такое Церковь , можно только живя в ней; поэтому рациональное определение Церкви дать невозможно. Царство Божие на земле – тело Христово, одушевленное Духом Святым – так осознает себя Церковь . Внутреннее усвоение Церкви и есть вера в нее. Вера во Христа приводит нас в Церковь , и жизнь в Нем есть жизнь в Церкви. Без веры в Церковь, без пребывания в ней невозможна жизнь христианина. В Символе веры мы исповедуем свою веру в Церковь , но «как может быть предметом веры Церковь, которая видима, когда вера по апостолу есть «уверенность в невидимом»? ( Евр.13:1 )» 201 . Церковь имеет две стороны – видимую и невидимую, подобно тому как Господь Иисус Христос состоит из двух естеств – видимого человеческого и невидимого Божеского.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В частности, человек может прославлять Бога как Творца своим стремлением к богоуподоблению, своим совершенствованием, своими добрыми делами во имя любви Божией. Сам Спаситель говорит: «Так да светит свет ваш пред людьми, чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли Отца вашего Небесного» ( Мф.1:16 ). Но отображая в жизни своей совершенства Отца, возвышаясь в добродетели, человек приобщается к Творцу, Источнику истинного блаженства, и таким образом приобщается и к самому блаженству. Следовательно, слава Божия – это прославление Его тварями в совершенствовании, а прославление Его – это богоуподобление, сопровождаемое их блаженством. Таким образом, благость Божия единственная по существу причина творения мира. О совершенстве творения Слово Божие, а за ним отцы Церкви поучают, что все созданное Богом – добро, и указывают на благоустройство мира, как созданного Благим. Неразумная тварь, не имея сама по себе нравственной свободы, в нравственном отношении ни добра, ни зла. Тварь разумная и свободная становится злою тогда, когда уклоняется от Бога, то есть по своему греховному влечению, а не потому, что такой создана. «И увидел Бог, что хорошо» ( Быт.1:4, 10, 12, 18, 21, 25 ). «И вот хорошо весьма» ( Быт.1:31 ). Бог создал мир совершенный. Однако Откровение не содержит в себе той мысли, чтобы настоящий мир был совершенным настолько, что он уже не нуждался бы или был бы неспособен к дальнейшему совершенствованию, в дни ли его творения или в его позднейшем и нынешнем состоянии. Земной мир в лице своего высшего представителя – человечества – предназначен к новой, высшей форме жизни. Божественное Откровение учит о замене этого состояния мира некогда лучшим и совершеннейшим, когда будут «новое небо и новая земля» ( 2Пет.1:13 ) и когда сама тварь «освободится от рабства тлению» ( Рим.1:21 ). На вопрос, в чем протекала жизнь Божия до сотворения мира, блаженный Августин отвечает: «Лучше всего отвечу – не знаю» 107 . Святой Григорий Богослов рассуждает: «Поскольку Богу нельзя приписать недеятельности и несовершенства, то чем занята была Божия мысль прежде, нежели Всевышний, царствуя в пустоте веков, создал вселенную и украсил формами? – Она созерцала вожделенную светлость Своей доброты, равную и равносовершенную светозарность Трисиянного Божества, известную единому Божеству и кому открыл то Бог. Мирородный Ум рассматривал также в великих Своих представлениях составленные Им образы мира, который хотя произведен впоследствии, но для Бога и тогда был настоящим. У Бога все пред очами: и что будет, и что было и что есть теперь» ( Григорий Богослов , слово 4, «О мире») 108 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

В человеке Иисусе Бог снизошел к нам, соединил нас с Собою, явил нам свою безмерную любовь, открыл нам доступ в вечное царство любви и света. И вот мир не принял и отверг Его. Христа отвергают, Христа ненавидят, Христа распинают не за что-то одно, не за те выдуманные преступления, в которых лживо и клеветнически обвиняют Его перед Пилатом и которые, зная, что это ложь и клевета, отвергает и Пилат, тем не менее предавая Христа на позорную и страшную смерть. Нет, тут нет недоразумения, тут нет никакой случайности. Христа распинают только потому, что явленное в Нем добро и любовь, льющийся от Него ослепительный свет оказываются людям невыносимы. Невыносимы потому, что Его свет обличает зло, которым живут люди и которое они сами от себя скрывают. Ибо в том ужас падшего мира, что в нем зло не только царствует, но еще и выдает себя за добро, всегда скрывается за личиной добра. В мире царит круговая порука зла, выдающего себя за добро! Именем добра, свободы, заботы о человеке – не тогда только, а всегда, и теперь, в наши дни – порабощают и убивают людей, обманывают, лгут, клевещут, разрушают. Зло не имело бы никакой победы, никакой власти в мире, если бы оно открыто являло себя как зло. Зло побеждает обманом, выдавая себя за добро. И этот обман дает возможность человеку оправдывать ненависть, убийство, рабство, ложь, уродство. Вот этот обман и обличает и раскрывает Христос. Раскрывает и обличает не только словами Своими, а прежде всего Собою, Своим явлением, своим присутствием. Люди почувствовали страшным инстинктом зла, что в этом совершенном Человеке, в этой совершенной Любви – их обличение, что самой Своей любовью, самим Своим совершенством Христос требует от них жизни, которой они не хотят, любви, правды, совершенства, которые для них невыносимы, этого Свидетеля нужно убрать, уничтожить. Это неправедное осуждение Иисуса Христа на крестную смерть было сделано с согласия римского правителя Иудеи, Пилата. Имя Пилата упоминается в Символе веры потому, что, называя его, Церковь утверждает историчность тех событий, в которых исповедует она спасение мира и человека. О нем упомянуто в Символе веры для того, чтобы показать, что Иудея в то время уже не имела своих самостоятельных царей из рода Иуды и находилась под верховною властью язычников Римлян 165 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010