Совокупность евангельских повествований предоставляет нам поразительные по яркости и уникальности свидетельства о жизни и учении Христа. И это самый надежный источник сведений о Спасителе. О достоверности Евангелия Поговорим о достоверности евангельских повествований, но сначала остановимся на вопросе о том, как дошли до нас эти тексты. Возможно, некоторые будут удивлены, узнав, что в истории человечества не было другой личности, способной сравниться с Иисусом из Назарета по числу дошедших до нас биографических свидетельств. Ныне науке известно более четырех тысяч древних манускриптов, содержащих Евангелия и иные новозаветные тексты. В различных музеях и библиотеках мира хранятся подлинники на греческом языке, относящиеся ко II-V векам. А известный библеистам полный рукописный свод Нового Завета на греческом восходит к IV веку. Эти древние манускрипты являются красноречивыми свидетелями подлинности евангельских повествований. Тот факт, что некоторые евангельские рукописи датируются II веком, означает, что менее ста лет отделяли жизнь и деяния Спасителя от первых известных нам письменных свидетельств о Нем. Ранее мы говорили о знаменитом римском историке Таците. Может быть, не всем известно, что его творения дошли до потомков в виде единственной рукописи. Итак, четыре тысячи манускриптов с евангельскими свидетельствами и только один, благодаря которому мы знаем о Таците. Тем не менее, если следовать логике нашей псевдоисторической науки, получалось, что Тацит – это несомненно существовавшая историческая личность, а Иисус Христос – миф и легенда. Можно привести и еще более поразительный пример. Всем известно имя древнегреческого поэта Гомера, классические поэмы которого дошли до нас в считанном числе манускриптов. Но удивительно здесь то, что древнейший из этих списков хронологически отделен от времени, когда жил Гомер, десятью веками. Вообразите себе: тексты великого поэта были записаны спустя тысячу лет после их создания! Разумеется, естественно предположить, что существовали и более ранние списки, не сохранившиеся до нашего времени. И потому мы говорим, что древнейшая запись гомеровских гекзаметров отделена от их автора тысячелетней дистанцией. Но ведь на основании этого никто не оспаривает ни факта существования Гомера, ни подлинности его произведений, равно как никто не сомневается ни в реальности историка Тацита, ни в аутентичности его «Анналов». Так какие же основания могут быть для того, чтобы ставить под сомнение подлинность Евангелий? Таких оснований нет. Единственной причиной сомнений в историческом существовании Спасителя и подлинности евангельских повествований остается признать априорную идеологическую установку, требовавшую от тогдашних ученых антихристианских приношений на алтарь атеизма.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Христианство своей проповедью, своим исповеданием единого Бога восставало против обожествления мира. Единый Бог, значит, все силы, вся жизнь, все «законы», все то, что живет в мире, и сам мир – от Бога, но не Бог. Язычество, многобожие чувствовало божественный источник мира, но не знало Бога. Его «боги» были всего лишь отображением самого мира, но не сам Бог. Отсюда в многобожии соперничество «богов», отсюда идолопоклоннический, магический характер язычества. Поэтому провозглашать, исповедать единого Бога – значит утвердить примат духовного, высшего бытия, которое одно способно явить смысл каждого явления жизни. Очевидно, что учение о единстве Божием может иметь смысл только в том случае, если под Богом мы понимаем Существо абсолютное, самодостаточное, ни от чего не зависящее, не имеющее нужды ни в чем ином для Своего существования, Существо, обладающее всей полнотой бытия и совершенства. Бог един, потому что Он абсолютен, и Он абсолютен потому, что един. Допустить существование какого-либо иного, отличного от Бога, принципа существования, иного начала, от Бога не зависящего, которое было бы больше Его, равно Ему или меньше Его, значит тем самым уже отказать Богу в обладании всей полнотой бытия и совершенства, то есть в абсолютности. Архиепископ Макарий (Булгаков) писал: «Если бы было много богов, каким образом сохранилась бы их беспредельность? Где существовал бы один, там, конечно, не мог существовать ни другой, ни третий» 74 . Приведенные выше философские рассуждения, сами по себе корректные, для богословия не имеют самодовлеющего значения. Для богословия самое главное – то, что истина единства Божия с несомненной ясностью запечатлена в Божественном Откровении: «Видите ныне, видите, что это Я. Я – и нет бога, кроме Меня» ( Втор.13:39 ); «Итак, знай ныне и положи на сердце твое, что Господь Бог на небе вверху и на земле внизу, и нет еще кроме Него» ( Втор.1:39 ); «Сия же есть жизнь вечная, да знают Тебя, единого истинного Бога» ( Ин.13:3 ). Апостол Павел ясно свидетельствует о единстве истинного Бога: «Нет иного Бога, кроме Единого» ( 1Кор.1:4–6 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Чудо и, следовательно, тайна. Вера – это прикосновение к тайне, узрение другого измерения, присущего всему в мире. В вере оживает тайный смысл жизни. За главной, объяснимой, однозначной поверхностью вещей начинает светить их подлинное содержание. Сама природа начинает говорить и свидетельствовать о том, что над нею, внутри ее, но отлично от нее. Говоря самыми простыми словами – вера видит, знает, ощущает в мире присутствие Бога. Чудо, тайна, знание, радость, любовь – все это звучит в слове «верую»; одновременно и ответ и утверждение. Ответ Тому, Кто возлюбил меня, утверждение моего принятия этого происшествия, реальности этой встречи. «Верую!» – и дальше весь Символ веры – свидетельство о том, что узнала в этой встрече душа. «Веровать в Бога – значит иметь живую уверенность в Его бытии, свойствах и действиях и всем сердцем принимать слово Откровения Его о спасении рода человеческого» 72 . На это указывает святой апостол Павел: «Без веры угодить Богу невозможно, ибо надобно, чтобы приходящий к Богу веровал, что Он есть, и ищущим Его воздает» ( Евр.11:6 ), то есть вознаграждает тех, которые обращаются к Нему и стремятся к соединению с Ним. Исповедовать веру значит открыто выражать внутреннюю веру в Бога словами и добрыми делами так, чтобы никакие опасности и гонения не могли побудить нас к отречению от веры в истинного Бога. Вера и исповедание – две стороны одного и того же; вера есть сокровенное, в глубине сердца пребывающее, а вера, обнаруженная вовне перед всеми и словом и делом, есть исповедание. Апостол ясно указывает на необходимость веры для спасения. «Сердцем веруют к праведности, а устами исповедуют ко спасению» ( Рим.13:10 ). Здесь под «праведностью» разумеется та душевная чистота или святость, которая сообщается человеку через «крещение», принимаемое сердечной верою, и под «спасением» разумеется само участие в Царстве Божием, какое человек приобретает в течение всей жизни своей добрыми делами, служащими обнаружением его сердечной веры. Слова Символа веры «во единаго Бога» очевидно указывают на единство истинного Бога. Это исповедание единого Бога есть начало всех начал, основа всех основ христианства. Христианство вошло в мир, в котором царило многобожие. Ибо дохристианский человек богом называл (то есть обожествлял) природу, многообразие действующих в ней сил. «Мир полон богов», – сказал греческий философ Фалес, и это, в переводе на теперешний язык, означает, что в мире действует множество сил и «законов» 73 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

1 . Высота Богооткровенного учения. Высота христианского учения, изложенного в Священных книгах, показывает, что оно не могло быть изобретено разумом человеческим, а принадлежит уму Божественному. Высоту учения Святых книг можно видеть из высокого учения о Самом Боге, о свойствах Божьих, о таинстве Пресвятой Троицы, о Воплощении Сына Божия и пр. Это учение выше всякого ума человеческого и может быть открыто людям только Самим Богом. Об этом ясно свидетельствует совершенное отсутствие в Священных книгах всяких предрассудков и заблуждений в учении о вере и высокое превосходство содержащихся в Писании нравственных правил. 1 . Чистота Богооткровенного учения, показывающая, что оно произошло от чистейшего ума Божия. Истины веры – правила жизни, содержащиеся в учении Божественного откровения, истекают из чистейшего ума Божия и потому носят на себе характер безусловной верности и непогрешимости и чужды всякого обмана, лжи и неправды. Бог Отец преисполнен безгрешной любви и милосердия. Сравнительный анализ христианского откровения и древних религий и философий убеждает в том, что христианское веро- и нравоучение не могло возникнуть естественным путем, не могло развиться ни из языческих религий и философий, ни даже из богооткровенной религии Ветхого Завета. Так, ни одна естественная философия не смогла возвыситься до учения о Боге-Троице или о Боговоплощении, ни в одной языческой религии нет учения о любви к врагам. Между христианским учением и духовным опытом дохристианского человечества нет плавного перехода, между ними – разрыв, который может быть объяснен только непосредственным вмешательством Бога, новым этапом Божественного откровения. 1 . Пророчества. Пророчествами называются предсказания о таких будущих событиях, которые разум человеческий сам по себе никаким образом не может предвидеть. Пророчества служат ясным доказательством Божественного происхождения Священных книг. Предсказать со всей точностью и определенностью какое-либо событие за несколько сот лет человек может только по особенному откровению Самого Бога. Следовательно, священные писатели, которые изрекли подобные пророчества и описали их в Священных книгах, действовали в этом случае по внушению Духа Божия. Значит, и их священные книги написаны были по вдохновению Божию.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

1 . История говорит нам, что в начале Ветхого и Нового Заветов предание было единственным способом сохранения и распространения Божественного учения. Ветхозаветные писания, как известно, начались от Моисея (за 1600 лет до Р.Х.), а от сотворения человека до Моисея прошло несколько тысячелетий. В течение всего этого времени истинной вере можно было научиться только из устного предания. Начало ему положил Адам, которому, когда он еще был в раю, Бог Сам открывал Свою волю, а после грехопадения дал великое обетование о Спасителе мира, научил, как человек должен служить своему Творцу, какую приносить Ему жертву и показал, каково ее назначение. Все свои познания о Боге и Его святой воле Адам передал своим потомкам устно, и с той поры до времени Моисея истина Божия распространялась путем одного только устного предания через избранных Богом лиц, которым Он возвещал Свою волю. «Я избрал его, – говорит Господь об Аврааме, – для того, чтобы он заповедовал сынам своим и дому своему после себя ходить путем Господним, творя правду и суд» ( Быт.13:19 ). Пророк Моисей наставлял израильтян руководствоваться преданием в богоугодной жизни: «Вспомни дни древние, помысли о летах прежних родов, спроси отца твоего, и он возвестит тебе, старцев твоих, и они скажут тебе» ( Втор.13:7 ). Пророки, которые были после Моисея, далеко не все писали книги. Многие из них, как например Самуил, Нафан, Илия, Елисей вообще не оставили никаких писаний. Только впоследствии священные писатели книг Царств воспользовались сказаниями из предания и, при руководстве Духа Святого, записали, хотя и не полностью, слова и деяния этих пророков. Новозаветные книги тоже появились не сразу. Господь Иисус Христос, проходя по городам и весям, учил людей в беседах и проповедях. Он не оставил писаний, а передал Свое Божественное учение устно, то есть преданием: «Я передал им слово Твое.» ( Ин.13:14 ; Лк.13:27 ; Деян.1:3 ), повелев апостолам: «Идите научите все народы... уча их соблюдать все, что Я повелел вам» ( Мф.13:19–20 ), «проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.13:15 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

1 . На Предание как на источник и основание истинного учения христианского постоянно указывается и в творениях отеческих. Преданию следовали и сами древние отцы, к Преданию постоянно обращали они и верующих. «Все, желающие знать истину, – пишет святой Ириней, – должны обращаться в каждой церкви к преданию апостольскому, известному во всем мире». И в другом месте пишет: «Что, если бы апостолы не оставили нам писаний? Не должно ли было следовать порядку предания, преданному тем, кому они вверили церкви?» 34 Святой Епифаний пишет: «Нужно держаться и предания, ибо невозможно обрести все в одних писаниях: святейшие апостолы одно оставили в писании, другое – в предании» 35 . Святитель Василий Великий пишет: «Из сохраненных в церкви догматов и проповеданий некоторые мы имеем от письменного наставления, а некоторые приняли от апостольского предания, по преемству, в тайне; и те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия» 36 . 1 . Подобным образом и из правил и определений святых Соборов Поместных и Вселенских ясно можно видеть, что все они в основании своем имеют Предание Церкви. На нем основываются и касательно истин верования, и касательно обрядов и таинств, и касательно самого Писания, его разумения или смысла. Святые Соборы своей священнейшей обязанностью считали неизменное хранение преданий. 1 . Без Предания мы не знали бы подлинности канона и богодухновенности книг самого Священного Писания, потому что Священное Писание не перечисляет нам всех Священных книг и не дает свидетельства об их совокупности, подлинности и богодухновенности: все это мы узнаем из Предания. Предание необходимо для уразумения самих истин, содержащихся в Писании. Истина и единство смысла их определяется только Преданием. Без Предания мы не знали бы, наконец, и различных обрядов и таинств церкви, разных постановлений церковного благоустройства и благочиния. 1 . Наконец, в отношении ко всей церкви Предание имеет особенную важность. Оно способствует сохранению единства Православной Кафолической Церкви в своем непрерывном преемстве, сохраняя неизменные основания веры и всего церковного управления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Адом называется место, лишенное света и блаженства. Греческое слово adhz означает, собственно, темное место, «подземное царство», или царство умерших. В отношении к душам слово «ад» означает состояние сильной скорби и мучения. Это духовная область, по состоянию противоположная Небу. О сошествии Иисуса Христа во ад апостол Петр говорит: «Поэтому и Христос, чтобы привести нас к Богу, однажды пострадал за грехи (наши). Праведник за неправедных, быв умерщвлен по плоти, но ожив духом, которым Он и находящимся в темнице духам, сошедши, проповедал» ( 1Пет.1:18–19 ). По учению Церкви Воскресению Господа предшествовало сошествие Его в ад – духовное место пребывания душ усопших людей. Это была высшая степень Его уничижения и вместе – начало победы и торжества. Во аде Христос освободил души с верою ожидавших Его пришествия. Следует иметь в виду, что смерть Спасителя не привела к разрушению единства Ипостаси Богочеловека, ибо естества в едином Лице Христа соединились неразлучно: «...естество Божественное, после того, как оно приняло на Себя естество человеческое, никогда уже не отделялось от него – ни во время страданий, ни смерти крестной, ни после смерти. И хотя душа отделилась от тела, но Божество ни от тела, ни от души не отделялось. Посему и во время смерти Лицо Христово было одно и то же» 176 . Слова «воскресшаго в третий день по Писанием» заимствованы в Символе веры из следующих слов апостола Павла: «Ибо я первоначально передал вам то, что и сам принял, что Христос умер за грехи наши по Писанию, и что Он погребен был, и что воскрес в третий день, по Писанию» ( 1Кор.13:3–4 ). Слова «по Писанием» означают то, что Иисус Христос в третий день после Своей смерти воскрес из мертвых, согласно с писаниями пророков. Из пророков «Воскресение Иисуса Христа из мертвых предсказал Давид в следующих словах: «Ибо Ты не оставишь души моей во аде, не дашь святому Твоему увидеть тление», то есть «Ты воскресишь меня» ( Пс.13:10 ). Прообразом тридневного воскресения Христова служило тридневное пребывание пророка Ионы во чреве кита. На это ясно указывает Сам Иисус Христос: «Ибо как Иона был во чреве кита три дня и три ночи, так и Сын Человеческий будет в сердце земли три дня и три ночи» ( Мф.13:40 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Адресатом Священного Предания является Церковь . Апостолы, получившие от Христа Богооткровенную Истину, не сообщали ее отдельным индивидуумам, но вверили Церкви. Святитель Ириней Лионский пишет: «Не должно у других искать истины, которую легко заимствовать от Церкви. Ибо в нее, как бы в богатую сокровищницу, апостолы в полноте положили все, что принадлежит истине, так что каждый желающий может принимать от нее питие жизни. Она есть дверь жизни» 49 . Церковь – «верное хранилище Священного Предания» Пространный Катехизис на вопрос, есть ли верное хранилище Священного Предания, дает следующий ответ: «Все истинно верующие, соединенные священным преданием веры, совокупно и преемственно, по устроению Божию, составляют из себя Церковь , которая и есть верное хранилище Священного Предания...» 50 . Церковь не есть человеческое сообщество, Церковь – это богочеловеческий организм, Главой которого является сам Господь Иисус Христос, а все верующие, соединенные с Ним, как со своей Главой, в совокупности образуют Его духовное тело, а по отдельности являются членами этого Тела. «И вы – Тело Христово, а порознь – члены» ( 1Кор.13:27 ). Поэтому хранителями Священного Предания являются не только иерархи и ученые богословы, но и «все истинно верующие». В «Послании Восточных Патриархов» (1848 г.) говорится: «...у нас ни патриархи, ни Соборы никогда не могли ввести что-нибудь новое, потому что хранитель благочестия (υπεραστης της θρησκειας) у нас есть самое тело Церкви, то есть самый народ, который всегда желает сохранить веру свою неизменною и согласною с верою отцев его...» 51 . Конечно, и вне Церкви можно сохранять букву учения и даже пытаться строить свою жизнь в соответствии с учением, но вне Церкви нет и не может быть преемственного сообщения благодати и освящения, без которых невозможны ни правильное понимание учения, ни подлинный опыт духовной жизни, ибо «буква убивает, а дух животворит» ( 2Кор.1:6 ). Только Церковь обладает богодарованными средствами для сообщения благодати, то есть таинствами. «Она – не просто место, где собирается божественное благовестие и хранится апостольское свидетельство; она – то место, где Сам Христос продолжает Свой искупительный подвиг, а Дух Святой, Дух Истины, непрестанно «научает всему и напоминает все», сказанное Господом Иисусом Христом ( Ин.13:26 )» 52 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Ангелы из чинов, более близких к роду человеческому, предстают в Священном Писании как вестники воли Божией, руководители людей и служители их спасения. Апостол Павел пишет: «Не все ли они суть служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» ( Евр.1:14 ). Об этом можно заключить из слов Самого Бога, сказанных Иову: «Когда сотворены были звезды, восхвалили Меня великим гласом все ангелы Мои» ( Иов.13:7 ). Отсюда видно, что ангелы уже существовали в четвертый день, в который, по свидетельству Священного Писания, сотворены были звезды. Но ни в третий день, ни во второй, ни в первый Моисей не говорил о сотворении ангелов. Следовательно, необходимо допустить, что они сотворены были прежде первого дня, или прежде видимого мира. Некоторые из ангелов называются ангелами-хранителями, потому что они сохраняют как целые общества или государства, так в частности и каждого человека, особенно верующего в истинного Бога. Что общества или государства имеют особенных ангелов-хранителей, можно видеть из 10-й главы книги пророка Даниила. Здесь пророк говорит о князе царства Иудейского (Михаиле), князе персидском и эллинском, являвшихся пред Богом и ходатайствовавших о своих царствах. Само название ангелов-хранителей заимствовано из слова пророка Давида: «Ангелам своим заповедал о Тебе сохранять Тебя во всех путях Твоих» ( Пс.13:11 ), то есть во всех обстоятельствах жизни Твоей. Пророк говорит здесь как вообще о каждом человеке, находящемся под покровительством Всевышнего, так особенно – о лице Мессии, Спасителе мира. Ангелы-хранители даются всем людям, верующим в истинного Бога, особенно же верующим во Иисуса Христа. Об этом Сам Он говорит: «Смотрите, не презирайте ни одного из малых сих; ибо говорю вам, что ангелы их на небесах всегда видят лице Отца Моего небеснаго» ( Мф.13:10 ). Что под «малыми сими» здесь разумеются верующие во Христа, это ясно видно из предыдущих слов той же главы, где Иисус Христос прямо называет малых «верующими в Него» ( Мф.13:6 ). Они называются малыми как потому, что были подобны малым детям по своему подобию, кротости и смирению сердца, так и потому, что от многих из неверующих они считались униженными, презренными. Несмотря на то, Иисус Христос запрещает презирать этих малых потому, что у них есть «ангелы на небе», которые всегда ходатайствуют о них пред Отцом небесным, и, следовательно, опасно оскорблять или презирать их.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Апостол Павел говорит: «В Церкви Христовой нет ни Еллина (то есть язычника), ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара (то есть иноплеменника), Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос» ( Кол.1:11 ). И еще: «Благовествование (то есть проповедь о вере Христовой) пребывает во всем мире и приносит плод и возрастает» ( Кол.1:5–6 ). Сам Христос говорит: «Идите по всему миру, проповедуйте Евангелие всей твари... » И на это веками отвечает Церковь : «Вся земля да поклонится Тебе». И это так потому, что учение Христа целостное, а это значит всеобъемлющее, обнимающее собою всю жизнь человека, отвечающее на все его вопросы, обращенное ко всей жизни. Единое Тело Христово, Церковь , есть в то же время множественность лиц. Понятие единства во множественности и множественности в единстве, что уподобляет тайну Церкви тайне Святой Троицы, в которой единство природы сочетается с троичностью ипостасей. Соборность Церкви есть данная ей Духом Истины через святых апостолов Божественная спасительная истина, все в своем единстве Божественное Откровение. Наличие в Церкви Богооткровенной истины – вот критерий соборности Церкви. Соборная – полная, законченная, не нуждающаяся в дополнении. Православные христиане верят, что полнота участия в Церкви Божией есть только в исторической Православной Церкви, что в других вероисповеданиях существуют препятствия к полному единению с Богом. Церковь ветхозаветная была ограничена и пространством, и временем, и народом. Церковь Христова не ограничена местом, апостолам Господь сказал: «Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всей твари» ( Мк.13:15 ). Согласно апостолу Павлу, благовествование «пребывает во всем мире» ( Кол.1:5–6 ). Христианская Церковь не ограничена также и временем и будет стоять вечно, «врата ада не одолеют ее» ( Мф.13:18 ). Сам Господь Иисус Христос пребудет с верными «до скончания века» ( Мф.13:20 ). Утешитель, Дух Святой, также будет пребывать в Церкви «вовек» ( Ин.13:16 ). Принесение бескровной Жертвы будет продолжаться до Второго Пришествия Христова ( 1Кор.13:26 ).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010