Обвинение, предъявленное Христу, содержало в себе необходимые для казни через распятие политические элементы: «И начали обвинять Его, говоря: мы нашли, что Он развращает народ наш и запрещает давать подать кесарю, называя Себя Христом Царем» ( Лк.13:2 ). Его обвинители прекрасно знали, что за десять лет до этого Тиберий объявил, что любой судья может немедленно приговорить к казни человека, который восстает против Рима. В еврейском уголовном праве казнь через распятие, как правило, не применялась. Евреи казнили своих преступников другими способами: их забивали камнями, сжигали, отрубали им головы или душили их. Позже была разрешена казнь через повешение. В еврейском кодексе упоминалось «повешение», но речь шла не о казни: имелось в виду позорное наказание для идолопоклонников и богохульников, которых перед тем до смерти забивали камнями. Повешение, в соответствии с действующими законами ( Втор.13:23 ), означало, что обвиняемый проклят Богом. Обычно и у римлян, и у евреев казнь через распятие указывала на то, в каком именно преступлении обвинялся казненный. Бичевание преступника После того, как преступника приговаривали к казни через распятие, его обычно привязывали к столбу в здании суда. С него снимали одежду, а затем ликторы, или бичеватели, его жестоко пороли. Плеть, так называемый «флагрум», состояла из основательной рукоятки, к которой были прикреплены кожаные ремни разной длины с вплетенными в них острыми зазубренными кусками костей и свинца. По еврейским законам наказание было ограничено сорока ударами. Фарисеи, постоянно пекшиеся о том, чтобы не нарушить закон, ограничивали число ударов тридцатью девятью: чтобы не нарушить закон, если по случайности они ошибутся в счете. У римлян таких ограничений не было, и они могли игнорировать еврейские ограничения; вероятно, именно так обстояло дело в случае с Иисусом. Медицинский аспект Д-р Трумэн Дэвис, врач, тщательно исследовавший медицинские аспекты распятия, в статье «Распятие Христа» описал процесс бичевания римской плетью: «Тяжелая плеть снова и снова со свистом хлещет преступника по плечам, по спине, по ногам. Сначала тяжелые ремни прорезают верхний слой кожи, потом врезаются в подкожные ткани: вот уже из кожных капиллярных сосудов начинает идти кровь; еще несколько ударов – и кровь хлещет из мышечных артерий. Закрепленные на ремнях свинцовые шарики сначала оставляют огромные синяки на коже, а еще через несколько ударов разрывают ушибленные места. Под конец кожа на спине висит кровавыми клочьями, неразличимыми в общем кровавом месиве. Когда сотник, наблюдавший за наказанием, решает, что преступник вот-вот умрет, он прекращает бичевание» 319 («Аризона медисин», март 1965).

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Попробуем собрать воедино и проанализировать тезисы многочисленных выступлений арх. Артемия (Кищенко). Главный мотив – " нелегитимное насилие " власти и органов правопорядка, применяемое в ответ на противоправные действия оппозиции, оспаривающей " фальсификацию выборов " . По мнению архиепископа, противодействие власти уличным беспорядкам как бы отменяет формальную законность и обязует священников поддержать протестующих в силу морального закона в обход закона юридического. Знакомая логика " революционной законности " . Священники, до сих пор признававшие " законы кесаря " , наделяются правом мгновенно отказываться от них в момент политического кризиса к явной выгоде одной из сторон. После революционной смены власти священникам будет предложено вернуться к первоначальной логике, признающей легитимность власти уже нового " кесаря " . Такое жонглирование моральными и юридическими компетенциями синхронно со сменой власти выглядит неубедительно и вызывает у паствы многочисленные вопросы. Мы наблюдаем попытку конвертировать программные политические установки либеральной оппозиции в нравственную и религиозную плоскость, причем сделать это любой ценой. Например, вопреки тому, что гражданско-правозащитный дискурс как в силу своего происхождения (правовые кодексы языческого Рима), так и в силу нынешней коммерциализации и профессионализации протестных технологий, крайне далек от евангельского этоса. С точки зрения арх. Артемия, в ходе противостояния оппозиции с властью имело место попрание " правды и истины " Христовой. При этом под " истиной " подразумевается не сам Христос и Его Жертва, как принято в христианстве, но " демократические процедуры " в их либеральном понимании. Владыка Артемий рассуждает о пагубности политического " нейтралитета " архиереев. По его мнению, чтобы сохранить верность Христу, нужно защищать " правду и свободу " , политические ценности. В соответствии с данной логикой настоящие христиане – это представители гражданского общества (ядро протестов), а власть – это зло, стремящееся уничтожить христианство. Кто борется с властью, тот спасает душу. Обратите внимание, как аккуратно происходит подмена – богословие включается в политическую дискурсивную среду, а учение Церкви подменяется политическим учением. Религия сливается с политикой, и политическое поведение начинает оцениваться как религиозное.

http://religare.ru/2_121111.html

Прославленный римский историк Светоний около 120 года написал книгу «Жизнь двенадцати цезарей», доныне пользующуюся широкой популярностью. Говоря в ней об императоре Клавдии, он сообщает, что в 51 году тот изгнал из Рима «евреев, ставших под влиянием Христоса постоянной причиной беспорядков» 315 . Кроме того, крупнейший римский историк Тацит в III книге (глава XV) своего фундаментального сочинения «Анналы» также довольно подробно пишет о христианах в связи с пожаром, жертвой которого стал Рим: «Чтобы прекратить слухи о том, что император сам зажег пожар, Нерон придумал виновных и подверг утонченным мучениям тех, кого все ненавидели за их мерзости и кого народ называл христианами. Имя это происходит от Христуса, казненного при императоре Тиверии губернатором Понтием Пилатом. Подавленное было вначале, это отвратительное суеверие появилось снова – и не только в Иудее, в которой оно родилось, но также и в самом Риме, куда стекается все самое низкое и постыдное и находит приверженцев» 316 . И еще один очень интересный документ. Его автор известен нам под именем Плиний Младший. В начале II века Плиний был римским губернатором в малоазийской провинции Вифинии и, кроме того, другом тогдашнего императора Траяна. Траян дал указание преследовать христиан как опасных преступников, которые, по его мнению, могут причинить ущерб интересам Римской империи. Плиний сообщает своему другу императору о том, как именно он поступает с христианами, докладывая и одновременно испрашивая у него совета: «Вот какого поведения я придерживаюсь. После нескольких допросов с угрозами я казню тех, кто упорствуют, объявляя себя христианами. Некоторые отрицали, что они христиане, приносили жертвы перед статуями наших богов, даже проклинали Христа. Но говорят, что от настоящих христиан этого никогда невозможно добиться. Мой розыск доказал, что они собираются в определенные дни, перед восходом солнца, чтобы петь гимны Христусу, как Богу, и обязаться клятвой не в том, что они будут совершать преступления, а в том, что будут избегать воровства, разбоя и блуда. Наконец, они собираются вечером, чтобы разделить самую обыкновенную безобидную пищу. В моей провинции они очень многочисленны, настолько, что культ в храмах падает и мясо, принесенное в жертву богам, почти больше не находит покупателей» 317 .

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Другой очевидный факт – гробница была пуста. Стоит вспомнить, что ученики не уехали ни в Афины, ни в Рим проповедовать о том, что Христос воскрес из мертвых. Они вернулись в Иерусалим: будь их рассказы выдумкой, их было бы легко опровергнуть. В Иерусалиме же никто ни на минуту не поверил бы в воскресение, если бы гробница Иисуса не была пуста. Враги Христа хотели выйти из положения, говоря, что тело ночью было украдено. Они подкупили стороживших гроб Христа, чтобы те рассказали, что тело было украдено, пока они спали. Действительно, если принять эту версию, то получается следующая пестрая смесь явных несуразностей. Во-первых, в то воскресное утро людей, подошедших к гробнице, первым делом поразило необычное положение камня весом от полутора до двух тонн, которым был прикрыт вход в нее. Все евангелисты отмечают, что огромный камень был сдвинут. Более того, камень был отодвинут «вверх по склону», как об этом говорят употребляемые в греческом тексте слова. Во-вторых, римские воины были приставлены ко гробу Христа с единственной целью – уберечь мертвое тело от похищения. Получается так, что эти стражи все как один заснули так крепко, что не заметили кражи тела, но, тем не менее, заметили, кто именно украл его, продолжая при этом крепко спать. Задумаемся теперь над таким вопросом: если ученики Иисуса хотели прийти к гробнице, на цыпочках обойти вокруг стражи, сдвинуть камень весом две тонны вверх по склону на такое расстояние от гробницы, что можно было подумать, будто кто-то «поднял его и унес прочь»? Только совершенно глухие солдаты не услышали бы, как кто-то двигает такой камень! Надо также сказать и о том, что римская стража сбежала, бросив свой пост. И это несмотря на то, что римляне отличались необычайно строгой воинской дисциплиной и за ее нарушения наказывались смертной казнью через сжигание на костре. Поэтому трудно представить, чтобы отряд охраны заснул в полном составе, зная, чем это ему грозит. А мы видим, что стражу за преступную халатность при исполнении своих воинских обязанностей, проспавших кражу тела, не только не казнили, но и наградили деньгами. При этом им посоветовали сознаться в своей оплошности, как будто о ней и так не стало бы известно.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

3 января 1996 г. Высокопреосвященным Митрополитом Филаретом, в Свято-Успенском Жировицком монастыре пострижен в монашество с именем в честь Артемия, великомученика Антиохийского. 8 января 1996 г. возведен в сан архимандрита. 4 февраля 1996 г. в Свято-Духовом кафедральном соборе г. Минска, Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси в сослужении сонма архиереев синода Белорусской Православной Церкви, хиротонисан во епископа Гродненского и Волковысского. С 1997 по 1998 гг. епископ Артемий являлся председателем совета Центра православного просвещения во имя преподобной Евфросинии Полоцкой. 29 декабря 1999 г. награжден орденом Русской Православной Церкви преподобного Сергия Радонежского II-й степени. 25 апреля 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви благоверного князя Даниила Московского II-й степени. 5 июня 2002 г. награжден орденом Русской Православной Церкви святой преподобной Евфросинии Полоцкой. Епископ Гродненский и Волковысский Артемий является Председателем молодежного движения Белорусской Православной Церкви. В соответствии с должностью курирует православное молодежное движение в Беларуси. Объединение молодежи Белорусской Православной Церкви и его председатель - епископ Гродненский и Волковысский Артемий – в 2004 году стали лауреатами премии III Фестиваля православной молодежи «Обретенное поколение», прошедшего с 5 по 6 сентября 2004 г. в Москве. 9 сентября 2004г. постановлением совета Минской Духовной Академии имени святителя Кирилла Туровского епископу Артемию присвоена ученая степень кандидат богословия за диссертацию на тему «Введение в православное богословие». 4 февраля 2006 г. награжден орденом преподобного Серафима Саровского 2 степени. 25 апреля 2007 г. награжден орденом святителя Кирилла Туровского I степени. В 2006 году поступил в Христианскую теологическую академию г.Варшава (Республика Польша). По окончании курса в 2007 году, постановлением совета академии Владыке Артемию присвоена степень магистра богословия за диссертацию на тему: «Проблемы преподавания предмета «Катехизис» в странах бывшего Советского Союза»».

http://lib.cerkov.ru/authors/262

 - Каким запомнилось служение преемника владыки Филарета по Гродненской кафедре и вашего предшественника, архиепископа Артемия (Кищенко )?  - При архиепископе Артемии были открыты практически все храмы, которые закрыла советская власть. Появились новые приходы. В одном только Гродно было зарегистрировано больше десяти приходов. Сейчас у нас в Гродно 19 приходов, последние два были открыты при мне, и для нас этого количества уже достаточно, чтобы охватить весь город. Владыка Артемий большое внимание уделял духовному образованию. Священники как минимум должны были иметь семинарское образование, а городские священнослужители — академическое. На приходах открывались воскресные школы, церковные библиотеки. Без строительства храма не может быть развития церковной жизни  - Какие основные направления в деятельности епархии вы выделяете сегодня?  - Важнейшим направлением является строительство и реставрация храмов. Многие, побывав первый раз в Гродно, говорят, что это город, полный костелов. Мы всегда обращаемся к истории и подчеркиваем, что одна из древнейших церквей Беларуси — Борисоглебская (Коложская) церковь на берегу реки Неман — находится именно у нас, а Гродно — древний православный город. В определенное историческое время некоторые храмы переходили из рук в руки, то есть были костелами, как, например, Никольский храм Волковыска или церковь-крепость Рождества Пресвятой Богородицы в деревне Мурованка Щучинского района. Другие были разрушены: в 1938 году в Гродно разобрали Александро-Невский храм, а в 1961 году взорвали Софийский собор. В Великую Отечественную войну сильно пострадал гродненский Борисоглебский монастырь. Его не стали восстанавливать, а снесли. После открытия епархии в 1992 году началось интенсивное храмовое строительство. В Гродно были возведены храмы в честь Собора всех Белорусских святых в Вишневце, блаженной Ксении Петербургской в микрорайоне Южный, святителя Николая Чудотворца, Усекновения главы Иоанна Предтечи. Ряд храмов еще строится. Реставрируются храмы — памятники архитектуры. Сейчас продолжается реконструкция церквей-крепостей в деревнях Мурованка и Сынковичи. На воссоздание церкви Рождества Пресвятой Богородицы в Мурованке средства были выделены Фондом Президента Беларуси. Она имеет 500-летнюю историю и, как и церковь Архангела Михаила в Сынковичах, представляет собой уникальный храм оборонного типа, памятник готическо-ренессансной архитектуры.

http://e-vestnik.ru/interviews/arhciepis...

«Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим и всею душою твоею и всем разумением (!) твоим» ( Мф.13:37 ), – такой ответ дал Господь Иисус Христос на вопрос о наибольшей заповеди в законе. Служение Богу требует участия всего человека, включая и душу с ее естественными силами (разумом, чувством и волей), и тело. Исключение разума из религиозной сферы неизбежно негативно отразится на всем строе духовной жизни человека. Например, такие печальные явления религиозной жизни, как фанатизм, нездоровый мистицизм, обрядоверие часто имеют своей причиной невежество в вопросах вероучения. Различие между знанием и верой заключается в том, что знание имеет предметом видимое и постигаемое, а вера – невидимое и даже непостижимое. Знание основывается на опыте или исследовании предмета, а вера – на доверии к свидетельству истины. Знание принадлежит уму, хотя может действовать и на сердце, вера принадлежит преимущественно сердцу, хотя начинается в мыслях. Вера есть сложная, синкретическая (то есть изначально синтетическая) способность ума, чувства и воли (в триединой гармонии всех этих духовных сил человека), направленная на познание того, что недоступно одному уму. Там, где для познания чего-нибудь достаточно усилий одного ума, нет надобности обращаться к вере. Но там, где один ум недостаточен и бессилен, может помочь вера. Знанием мы называем лишь то, что может быть сведено к очевидностям, всё, о чем свидетельствуют наши здравые чувства – внешние и внутренние, всё, очевидность чего усматривается умом. Этого приведения содержания мысли к очевидности во многих случаях нельзя достигнуть в области веры, где предметами служат Бог , душа человеческая, загробная жизнь и так называемые духовно-нравственные предметы, превышающие ум человеческий. Эти истины навсегда останутся тайнами, сколько бы кто ни пытался раскрыть их. Принятие верою истин, превышающих разум человека, есть вместе с тем и единственное средство усвоения этих истин, которые могут сделаться предметами его понимания, хотя и неполного. Прекрасно говорит об этом святитель Кирилл Александрийский : «Нужно веровать, – рассуждает этот отец Церкви, – и разуметь» 7 . Если истины божественные принимаются верно, то отсюда не следует, что нужно совершенно отказаться от их исследования, а скорее нужно стараться о том, чтобы надеяться хоть до того не вполне ясного их разумения, которое, по слову апостола, имеет вид зеркального отображения и гадания. Поэтому хорошо делают, когда утверждают, что не прежде нужно познать, а после веровать, но, помещая прежде веру, познание ставят на втором месте, потому что знание следует за верою. Простая и непытливая вера, таким образом, составляет собою как бы основание, на котором уже после созидается познание, мало-помалу приводящее нас в меру возраста Христова.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Но вернемся к нашей теме – о подлинности Евангелий. И для того, чтобы быть более убедительными, сошлемся на древние свидетельства о Евангелиях. Жил во II веке епископ Папий Иерапольский . В дошедших до нас фрагментах из его творений мы находим не просто упоминание о Евангелиях, но ясные указания о принадлежности того или иного текста определенному автору. При этом Папия Иерапольского отделяют от евангелистов всего сто лет, а не тысяча, как в случае с Гомером. Другое важное свидетельство, принадлежащее Иринею, епископу Лионскому, также относится ко II веку. Ириней сообщает весьма ценные данные об апостолах и о составленных ими Евангелиях. Он, в частности, пишет: «Матфей издал у евреев на их собственном языке писание Евангелия в то время, как Петр и Павел в Риме благовествовали и основали Церковь . После их отшествия Марк, ученик и истолкователь Петра, предал нам письменно то, что было проповедано Петром. И Лука, спутник Павла, изложил в книге проповеданное им Евангелие. Потом Иоанн, ученик Господа, возлежавший на Его груди, также издал Евангелие во время пребывания своего в Ефесе Асийском» 318 . Упоминает об апостолах и об их творениях и Тертуллиан – знаменитый церковный писатель, живший в III веке. Наконец, в XVIII веке известным библиографом Муратори была обнаружена рукопись, содержавшая перечень новозаветных писаний. Этот манускрипт, составленный во II веке, ныне известен науке как Мураториев каталог. Итак, помимо самих евангельских повествований, в нашем распоряжении имеются также и свидетельства младших современников апостолов. Все данные, которыми располагают историки, говорят о том, что именно апостолы были творцами евангельских текстов. В ответ на это злонамеренные критики выдвигают встречный аргумент: Евангелия не могут быть подлинными, поскольку между ними есть противоречия в деталях. Эти так называемые противоречия в науке называются разночтениями. Чтобы лучше представить себе механизм возникновения подобных расхождений в рассказах евангелистов, представим себе, например, дорожно-транспортное происшествие, свидетелями которого стали несколько человек. Естественно, что их показания неизбежно будут разниться – не по сути, но в частностях, просто в силу того, что каждый обладает собственным восприятием и видением дела. Будучи едины в том, что касается фиксации факта как такового, свидетели всегда привносят в рассказ о нем индивидуальное понимание происшедшего. Подобная вариативность свидетельских показаний ни в коей мере не ставит под сомнение реальность самого события, но, напротив, способствует объективной реконструкции истинной картины.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

При таком благоговейном отношении верующего сердца к тайнам веры делается возможным озарение ума человеческого благодатью Божией. «Людям невозможно узнать столь высокие и божественные истины ни по естеству, ни чрез деятельность человеческого ума, но только посредством дара, который свыше сходит на святых», – пишет святой мученик Иустин Философ 8 . Поэтому необходимым условием к усвоению истин, превышающих разум человеческий, служит вера. Только посредством веры, живой, деятельной, дух человека воспринимает сверхъестественные истины, приобретает знания, превышающие не только человеческий ум, но и ум ангелов. Таким образом, вера раскрывает человеческий разум для разума божественного: она прививает этот божественный разум нашему человеческому, и этим объясняется сила, с которой вера открывает нам божественные дали. Взору верующего открывается новый мир, мир потусторонний, божественный, потому что человек начинает смотреть с точки зрения Бога. Наука видит только с человеческой точки зрения, поэтому, сколь бы ни была она проницательна, все же не может открыть нашему взору тот мир, исследование которого ей вообще недоступно. Основанием знания служит или научное наблюдение, или опытное исследование предмета. Так, чтобы получить знание о каком-либо видимом предмете, необходимо исследовать его составные части, рассмотреть, какую он имеет форму, изучить его свойства и т. п. Напротив, основанием веры служит доверие к тому, кто свидетельствует о предмете невидимом; например, чтобы верить учению, изложенному в священных книгах, необходимо иметь доверие к тем святым мужам, пророкам и апостолам, которыми они написаны по внушению Духа Божия. Знания приобретаются умственными способностями души, а вера принимается преимущественно сердцем или чувством. Вера может быть основана на логическом мышлении. Например, мне с точки зрения логики гораздо легче признать, что началом бытия Вселенной является Разум. Я не могу поверить в то, что в основе гармоничного и прекрасного мира лежит неразумное начало, некая вечно изменяющаяся материя, способная преобразовывать самое себя из простого в сложное, из неживого в живое, из неразумного в разумное. Моя логика исключает веру в такое происхождение мира, и это совершается на уровне мышления.

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

Через некоторое время в результате недостаточного притока крови к мозгу следовал коллапс (резкое падение кровяного давления). Избежать его можно было только одним способом: подтянуться вверх на ногах, чтобы отчасти восстановить кровообращение в верхней части тела. Когда власти хотели ускорить смерть казнимого или прекратить эту пытку, ему дубинкой переламывали ноги ниже колен. После этого он не мог подтянуться вверх, чтобы частично снять нагрузку с грудных мышц. В этом случае вскоре наступала смерть либо от удушья, либо от сердечной недостаточности. Солдаты перебили ноги двум ворам, которых распяли вместе с Иисусом, но Его ноги не тронули, увидев, что Он уже мертв. Истечение крови и воды Один из палачей «копьем пронзил Иисусу ребра, и, как написано у Иоанна ( Ин.13:34 ), «тотчас истекла кровь и вода». Дэвис считает, что это было «истечение» водянистой жидкости из околосердечной сумки. Таким образом, у нас имеется достаточно убедительное посмертное свидетельство, что Христос умер не обычной для распятых смертью от удушения, но от сердечного приступа, последовавшего в результате шока и давления жидкости в перикарде на сердце» 329 . Хирург д-р Стюарт Бергсма писал в связи с «водой и кровью»: «Обычно у здорового человека в перикарде находится 20–30 кубических сантиметров жидкости. Вполне возможно, что в случае колющей раны, поражающей и перикард, и сердце, из них может вытечь достаточное количество жидкости, которую наблюдатель может принять за воду» («Калвин форум», март 1948). В ряде случаев, пишет он далее, вскрытие после разрыва сердца показывало, что в «перикардиальной полости скапливалось примерно 500 кубических сантиметров жидкости и свежих сгустков крови». Бергсма приводит мнение двух других известных специалистов, утверждающих, что при разрыве сердца «смерть наступает так внезапно, что человек на глазах у присутствующих просто падает замертво либо его находят уже мертвым. В огромном большинстве случаев наблюдается полный разрыв сердечной стенки, вызывающий обширное кровоизлияние» 330 . По римским обычаям

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/vve...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010