Накануне Ильинской пятницы, 13 июля, архиепископ Вениамин приехал в село Ильеши. В пятницу перед Ильиным днем в это село стекались сотни богомольцев из ближних и дальних мест и в службах всегда участвовало многочисленное окрестное духовенство. Весть о посещении Ильеш владыкой привлекло сюда еще больше народа. За службой архипастырь дважды обратился с поучениями к переполнившим храм молящимся. Затем он возглавил крестный ход к часовне св. Параскевы, на место, где более сотни лет назад была явлена резная икона великомученицы, прославившаяся чудесами и привлекавшая в село множество паломников. Вечером архиепископ посетил квартиры причта и даже несколько крестьянских домов 593 . 29–30 июля владыку Вениамина как правящего архиерея впервые встречала Луга, и этот его приезд вписал яркую страницу в историю города. Святитель прибыл в Лугу в сопровождении епископов Нарвского Геннадия и Елисаветградского Прокопия. В воскресенье 30 июля за литургией в городском Воскресенском соборе ими была совершена хиротония архимандрита Артемия во епископа Лужского. Для уездного города подобное священнодействие представляло собой невиданный случай: епископские хиротонии и в губернских городах были событием чрезвычайным. Владыка Вениамин, как скажет он о себе в последнем слове на суде, поставил своей целью работать «для народа и на глазах народа». Он предвосхитил и исполнил заветное чаяние православных лужан: самим стать участниками и очевидцами посвящения своего первого епископа. Обращаясь к лужской пастве, архиепископ говорил о необходимости общего мира для спасения родины 594 . Этот призыв был навеян недавними событиями в Петрограде: в начале июля на улицах города вновь пролилась кровь. Представители одной из экстремистских политических сил – большевики – рвались к власти любой ценой. Они вывели на улицы своих вооруженных приверженцев, провоцируя панику и братоубийство. 4 июля архиепископ Вениамин совершал торжественную службу в Спасо-Сенновской церкви, куда в тот день ежегодно приносилась Казанская икона.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Чуков Н. К., прот.Богословские школы в Ленинграде... Л. 23. Александрова-Чукова Л. К. «Единение цвета науки и Церкви…»… С. 386. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты//Шкаровский М. В., Берташ А., свящ., Александрова-Чукова Л. К. Свято-Троицкая Александро-Невская лавра. 1913–2013. Т. 2. СПб., 2012. С. 396–398. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория). Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни: воспоминания. М., 1994. С. 274. Иван Алексеевич Карабинов (1878–1937 гг.), с февраля 1911 г. экстраординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, возглавлял кафедру литургики до закрытия Академии в 1918 г.; с 1907 г. член Комиссии по исправлению богослужебных книг; член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного собора 1917–1918 гг. «Решили в следующий четверг (12 августа) предложить провести пробные лекции о. Боярскому и о. Лебедеву на тему “Деятельность православного пастыря в условиях современной жизни” (одну, а другую – по собственному выбору)» ( Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагмент. Рукопись (Архив митрополита Григория)). Там же. Александрова-Чукова Л. К.«Единение цвета науки и Церкви…»… С. 389. И. С. Пальмов (30 января 1855 – 28 ноября 1920 г.), академик по отделеню русского языка и словесности Императорской Академии наук, заслуженный ординарный профессор Санкт-Петербургской духовной академии, доктор церковной истории, крупнейший знаток истории славянских народов. Артемий (Ильинский; 1870–1937 гг.), с 1917 г. епископ Лужский, викарий Петроградской епархии; в 1922 г. уклонился в обновленчество; с лета 1923 г. обновленческий «архиепископ» Петроградский, с октября 1923 г. митрополит Петроградский. 4 декабря 1923 г. принес покаяние; с 1928 г. епископ Олонецкий и Петрозаводский, с января 1937 г. архиепископ Тобольский и Тюменский. Расстрелян. Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория). «Род ученых» не погибнет на свете… С. 159–160 . Чуков Н. К., прот. Дневник. Тетрадь 16. Фрагменты. Рукопись (Архив митрополита Григория).

http://sedmitza.ru/lib/text/9929588/

22 янв. 1918 г. митр. Вениамин в сослужении викарных епископов Прокопия (Титова) и Артемия (Ильинского ; впосл. архиепископ) в присутствии 25 священников совершил заупокойную литургию по П., в тот же день его похоронили на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры, за алтарем Тихвинского кладбищенского храма. 31 марта 1918 г. патриарх Московский и всея России свт. Тихон (Беллавин) совершил в храме Московской ДС заупокойную литургию по первым мученикам, в числе которых был П. В 1934 г., при преобразовании лаврского Тихвинского кладбища в музейный некрополь, было решено ликвидировать большую часть прежних захоронений, в т. ч. могилу П. Антонине Николаевне, вдове пастыря, было предложено перенести прах мужа на др. кладбище, но она отказалась. В сер. 30-х гг. ХХ в. крест на могиле был уничтожен. 27 сент. 1994 г. стараниями внучки П., Галины Михайловны Скипетровой, и редакции ж. «Санкт-Петербургские епархиальные ведомости» на могиле был вновь установлен крест с неугасимой лампадой. 26 дек. 2001 г. определением Синода РПЦ имя П. было внесено в Собор новомучеников и исповедников Церкви Русской. 4 июня 2015 г. в Митрополичьем корпусе Александро-Невской лавры состоялось открытие и освящение мемориальной гранитной доски П. в виде креста с бронзовой иконой в центре. Чин освящения возглавил наместник обители Кронштадтский еп. Назарий (Лавриненко) . Это была первая в С.-Петербурге мемориальная доска одному из новомучеников. В янв. 2015 г. была написана икона П., с которой ежегодно 1 февр. члены Александро-Невского братства совершают крестный ход к его могиле. Арх.: ЦГА С.-Петербурга. Ф. 19. Оп. 113. Д. 4284. Л. 5-8; Именная картотека б-ки СПбДА. Ист.: Журналы Совета СПбДА за 1889/1890 уч. г. СПб., 1894. С. 255; Утро России. 1918. 20 янв.; ПрибЦВед. 1918. 2. С. 82-88; 15-16. С. 519; Петроградский церковно-епарх. вестн. 1918. 1. С. 4-5. Лит.: Синодик СПб епархии. С. 102; Черепенина Н. Ю., Шкаровский М. В. Православные храмы С.-Петербурга, 1917-1945 гг.: Справ. СПб., 1999. С. 25; Попов И. В. Новомученик прот. Петр Скипетров//ЦВ. 2000. 4. С. 20-27; СПб мартиролог. С. 219; Нестор (Кумыш), иером. Новомученики Санкт-Петербургской епархии. СПб., 2003. С. 23-33; Антонова Е. К., Антонов А. И. Петр Скипетров: Крестный путь священномученика. Владимир, 2018; Шкаровский М. В. Сто лет Александро-Невского братства: История и современность. СПб., 2018. С. 266-267.

http://pravenc.ru/text/2580214.html

22 . Преподобный ИОАКИМ, основатель Ильинского мужского Монастыря, бывшего в Опоцком Погосте Порховского Уезда, в конце 1б или начале 17 столетия. Мощи его там под спудом, а память его совершается сентября 9. 23 . ИОАНН, затворник Псковский, скончавшийся 1616 года октября 24 во время осады Пскова от Шведского Короля Густава Адолфа. Он жил 22 лета в городовой стене в молчании, яко в пустыне, хлеба не ел, а питался только рыбою. Сверх того во Псковских Синодиках записаны следующие Христа ради Юродивые Псковские: Марк. Авксентий. Домника. Иоанн. Максим. Еедокия. Тимофей. Борис. Марина. Ксения. Авраамий. Стефан. Екатерина. Агафия. Артемий. Варлаам. Монах Псковопечерский Амвросий. Мартин. Митрофан. Иоанн. Петр. Ермолай. Алексий. Козма. Об упомянутом выше под числом 19 Юродивом Николае Псковское предание гласит, что когда Царь Иван Васильевич, в 1570 г. строго наказавший Новгородцев, шел оттуда во IIckob с таким же намерением, подозревая и сей Город в согласии с Новгородцами, то Юродивый Николай присоветовал Псковичам встретить Царя с выставленными перед каждым домом на обоих сторонах столами с хлебом и солью, а сам Николай выскочив на улицу перед Царем на палочке своей прыгая с боку и спереди его кричал много раз: Иванушко! Иванушко! покушай хлеба и соли, а не Христианской крови. Царь скучив его криком, велел было его поймать, но он невидим был. Сие укротило первый гнев Царя, к за сие то Псковичи признали Николая Святым и погребли в своем Кафедральном Соборе. Смотр, к сему Повесть о начале и основании Почерского Монастыря напеч. в Москве 1807 г. стран. 106. Исторический Монастырей Псковской Епархии, доныне существующих. I. Псковский ПЕЧЕРСКИЙ, мужской Монастырь первого класса, находится в безуездном городе Печерах, от Пскова к западу в 56 верстах по Лифляндской дороге на границе к Лифляндии. Печерским назван он по древней в горе пещере, неизвестно когда и кем ископанной, а найденной в XV столетии одним крестьянном при рубке деревъев по горе под корнями их открывшейся. Но еще до открытия сего за несколько времени по некоему явлению окрестными жителями над пещерою на горе устроена уже была Церковь во имя Успения Пресвятыя Богородицы и написана была Икона ее.

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Bolhov...

Обновленческая церковь в Петрограде в 1923 году возглавлялась архиепископом Артемием Ильинским. Ничем не замечательный петербургский священник, известный в дореволюционное время как законоучитель гимназии принца Ольденбургского (на Каменноостровском проспекте), владыка Артемий, овдовев, был рукоположен в епископа летом 1917 года. В епископском звании он оставался столь же заурядной фигурой, как и раньше. Примкнув в начале раскола к обновленцам, архиепископ Артемий с января 1923 года номинально возглавлял епархию в сане архиепископа Петроградского и Лужского. Настоящим руководителем Петроградской церкви был, однако, А.И.Боярский. Совершенно оттеснив живоцерковников, о. Боярский твердой рукой насаждал в Питере СОДАЦ. Личная популярность А. И. Боярского достигла в это время зенита, чему немало способствовала его смелая речь в защиту митрополита Вениамина на суде, куда он был вызван в качестве свидетеля обвинения. В начале июля 1923 года Боярскому пришлось столкнуться, однако, совершенно новой ситуацией. В этом ему пришлось убедиться 10 июля 1923 года в Александро-Невской Лавре, где он председательствовал на собрании верующих, созванном в связи с освобождением патриарха. Каждое слово Боярского прерывалось шумом и криками. Слова же Боярского “о будущих планах Тихона” были прерваны издевательскими криками: “Откуда вы знаете – он же вас прогнал?!”, хохотом и шиканьем. Совершенно неожиданно выступил против Боярского и противник “слева” – некий священник Разумовский, жаловавшийся на “притеснения со стороны Петроградского епархиального управления” 49 . Резолюция Боярского, осуждавшая патриарха, была отклонена огромным большинством. Пришлось ограничиться “каучуковой” резолюцией о 2-м Соборе, который должен был разрешить все церковные вопросы. 15 июля 1923 года – к своему престольному празднику – приехал в Петроград В.Д.Красницкий. Его появление ознаменовалось крупным скандалом: когда во время обедни в Князь-Владимирском соборе он появился на кафедре, его встретили оглушительным криком. Несмотря на все попытки, ему так и не удалось сказать ни одного слова. Его священнослужение во Владимирском соборе стало после этого совершенно невозможным. Каждое его слово покрывалось криками: “Мерзавец! Вон! Руки в крови!” В конце концов Красницкому пришлось расстаться с Князь-Владимирским собором: по постановлению Епархиального управления он был переведен в Казанский собор.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Факт освобождения митрополита Сергия в тот момент, когда репрессии против Церкви по всей России все возрастали, когда участие его в деле о выборах митрополита Кирилла, за каковое целый ряд епископов поплатились ссылкою, было несомненно, сразу же возбудил тревогу, которая усилилась, когда 9(22) апреля 1927 г. был освобождён. и епископ Павлин [Крошечкин] и когда 25 апреля (8 мая) в Москве неожиданно созван был Синод. Стало несомненным, что между митрополитом Сергием во время его тюремного заключения и советским правительством, т. е. ГПУ, состоялось какое-то соглашение, которое поставило и его самого, и близких ему епископов в совершенно исключительное положение, по сравнению с другими. Митрополит Сергий получил право свободно жить в Москве, каковым правом он не пользовался даже до ареста. Когда же стали известны имена епископов, призванных им в Синод, то в капитуляции митрополита Сергия перед советской властью не осталось больше никаких сомнений. В Синод вошли: архиепископ Сильвестр [Братановский] – бывший обновленец, архиепископ Алексий Симанский 159 , бывший обновленец, назначенный на Петроградскую кафедру от Живой Церкви после казни митрополита Вениамина [Казанского], архиепископ Филипп [Гумилевский] – бывший беглопоповец, т. е. переходивший из Православной Церкви в секту беглопоповцев, митрополит Серафим [Александров] Тверской, человек, о связях которого с ГПУ знала вся Россия и которому никто не верил. Вслед за этим составом Синода начались такого же характера и новые епископские хиротонии и назначения: Сергий [Зенькевич], Владимир [Горьковский] и другие бывшие обновленческие протоиереи были рукоположены во епископы; епископы Артемий [Ильинский], Назарий [Андреев], Мелхиседек [Паевский], Матфей [Храмцев] и, другие, тоже бывшие обновленцы и жившие на покое, были назначены на епископские кафедры. С другой стороны, начались увольнения на покой ссыльных епископов. И наконец, в июне 1927 г. вышла знаменитая Декларация митрополита Сергия о лояльности по отношению к большевикам. Митрополит Сергий капитулировал перед ГПУ, принял все условия легализации и ныне последовательно проводит их в жизнь: так думали и думают в России. Немного раньше издания Декларации митрополита Сергия митрополит Пётр был снова арестован и содержался теперь в Тобольской тюрьме. Одновременно митрополит Кирилл был отправлен в ссылку в Туруханск. В атмосфере все растущего недоверия к митрополиту Сергию церковное сознание искало авторитета, на который могло бы опереться в своём суждении о происходившем, но наибольшие авторитеты – митрополиты Пётр и Кирилл – были вне сферы досягаемости, остальные же епископы предпочитали молчать и ожидать дальнейшего.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

И паки теперь, когда Правительство наше, вняв нашим мольбам очистить Св. Гору от смутьянов, воспользовавшихся догматическими простыми спорами, чтобы перевести их в открытый бунт, мы чрез своих нижеподписавшихся настоятелей и старшей братии, умоляем не возвращать к нам революционеров, так как видим из газет, что и якобы раскаявшиеся забрасывают нас клеветой и грязью. Афон был православный и простой, и таким, в лице живущих здесь ныне, хочет остаться, а русское население, признавая твердо и неукоснительно догматы Православной церкви, остается всегда верноподданными Государю и Императору Николаю Александровичу и Святейшему Всероссийскому Правительствующему Синоду. И мы по чистой совести подтверждаем, что в отношении смутьянов-бунтовщиков русским правительством были приняты очень мягкие меры, так как действия их на глазах всех нас носили явно революционный характер, и несколько сот человек терроризировали остальное многотысячное русское население. Святая Гора Афон. Подписи: Игумен Русского на Афоне Пантелеймонова монастыря, архимандрит Мисаил со всею о Христе братиею. Наместник иеромонах Иакинф,       казначей Аверкий, духовник иеромонах Флавиан, благочинный иеромонах Елеазар,       ризничий иеромонах Горгопий, письмоводитель иеродиакон Терентий. Игумен Русского на Афоне Свято-Андреевского скита архимандрит Иероним со всею о Христе братиею. Соборные старцы: иеросхимонах Николай, казначей иеромонах Софроний,       духовник иеросхимонах Геннадий,       благочинный иеромонах Спиридон, ризничий иеромонах Поликарп, письмоводитель иеромонах Антипий. Русского Ильинского скита на Афоне, за отсутствием настоятеля архимандрита Максима, наместник иеромонах Иоанн со всею о Христе братиею. Казначей иеросхимонах Лука, Ризничий иеросхимонах Флавиан,       Благочинный иеромонах Иннокентий, делопроизводетель схимонах Хрисанф, соборный старец монах Мануил. Настоятель обители св. великомученика Артемия, иеромонах Афанасий с братиею. Настоятель обители свт. Николая Чудотворца «Белозерской»,

http://azbyka.ru/otechnik/molitva/zabyty...

Вслед за таким составом Синода начались такового же характера новые епископские хиротонии и назначения: Сергий Зенкевич, Владимир Горьковский и др(угие) бывшие обновленческие протоиереи были рукоположены во епископы; епископы Артемий Ильинский, Назарий, Андрей, Мельхиседек Паевский, Матфей Храмцов и др(угие) – тоже бывшие обновленцы, жившие на покое, были назначены на епархиальные кафедры. С другой стороны, начались увольнения на покой ссыльных епископов. В атмосфере все растущего недоверия вышла, наконец, в июле 1927 года и знаменитая декларация митрополита Сергия. Казалось, карты были открыты – митрополит Сергий капитулировал перед ГПУ, принял все условия «легализации» и ныне последовательно проводит их в жизнь» 187 . «Послание к пастырям и пастве», получившее в дальнейшем известность как декларация, было выпущено митрополитом Сергием и его Синодом 16 (29) июля 1927 года. Оно было разослано по всем епархиям и приходам и затем опубликовано в «Известиях ЦИК» от 19 августа 1927 года. Обращаясь к Всероссийской Церкви («Архипастырям, боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Святой Всероссийской Православной Церкви»), митрополит Сергий сообщал об учреждении Временного Патриаршего Синода и получении разрешения на его деятельность. «Теперь наша Православная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управление», – писал митрополит Сергий. Однако на самом деле легализации центрального управления еще не было, и Временный Синод лишь получил разрешение на существование «до формальной регистрации». «Ничего более существенного, чем приведенная выше справка из Административного отдела НКВД о том, что его заявление об образовании Синода «принято к сведению» и «препятствий к деятельности органа, впредь до утверждения его не встречается " », митрополит Сергий («гр(ажданин) Страгородский»), судя по всему, так и не получил» 188 . Тем не менее митрополит писал об этом как о свершившемся факте и выражал надежду, «что легализация постепенно распространится и на низшее церковное управление», а именно епархиальное, уездное, и призывал вознести благодарственные молитвы ко Господу и выразить «всенародно нашу благодарность и Советскому Правительству за такое внимание к духовным нуждам православного населения», а вместе с тем заверить правительство, что «мы не употребим во зло оказанного нам доверия». Митрополит осуждал действия зарубежных врагов, подчеркивая, что их действия мешают получению легализации и упорядочению церковной жизни, и потому считал обязательным «показать, что мы, церковные деятели, не с врагами нашего Советского Государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим правительством».

http://azbyka.ru/otechnik/Iosif_Petrovyh...

Скит, населен исключительно Болгарами, потому и богослужение в нем совершается на языке славянском. Отсюда до скита св. пророка Илии полчаса ходу, до Кареи полтора часа, а до Руссика более трех часов. Малороссийский скит св. пророка Илии (общежительный, он находится в ведении и пределах Пантократора). Главный храм в скиту во имя св. пророка Илии. Кроме его есть храмы: 1) святителя Митрофана Воронежского; 2) Благовещения; 3) святителя Николая Мирликийскаго и 4) св. Архангелов. Святыни здесь следующия: часть Древа Животворящаго Креста Господня; частицы св. мощей: Апостола Андрея Первозваннаго (левая стопа), св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна; св. Апостолов Матфея, Иакова Алфеева, Варфоломея, Фомы, Луки, Иакова, Тимофея и Иасона; св. Архидиакона Стефана; св. Марии Магдалины, священномучеников: Игнатия Богоносца, Дионисия Ареопагита, Елевферия, Харалампия, Фоки; святителей: Василия Великаго, Григория Богослова, Иоанна Златоустаго, Афанасия Александрийскаго, Иоанна Милостиваго; св. великомучеников: Георгия и Пантелеимона, св. праведныя Анны, матери Пресв. Богородицы и других святых. Кроме сего есть часть св. пелены Христовой, часть ризы Пресвятыя Богородицы и две чудотворныя иконы Божией Матери Млекопитательницы и Тихвинской, из последней иконы источались слезы в 1876 году. Ильинский скит основан в 1757 г. блаженным старцем Паисием Величковским, впоследствии архимандритом и настоятелем Нямецкаго монастыря в Молдавии, известным переводами с греческаго языка на славянский книг: Добротолюбия, св. Исаака Сирина и проч. Отсюда до Пантократора полчаса ходу, до Кареи полтора часа. 9. Пантократор (Идиоритм). Здешний собор посвящен Преображению Господню. При северо-восточной колонне стоит чудотворная икона Божией Матери, так называемой здесь Герондиссы. Кроме части Животворящаго Древа, здесь находятся следующия мощи: части руки и ноги св. Апостола Андрея; глава св. Иоанна Милостиваго; часть руки св. Иоанна Златоустаго; части рук св. Афанасия Константинопольскаго и священномуч. Харалампия, глава препод. Иоанникия Великаго, глава св. Феодора Стратилата; рука св. муч. Трифона, части св. муч. Меркурия и Артемия, часть руки св. муч. Евстафия Плакиды, части рук св. муч. Кирика и Иулитты, части св. великомуч. Пантелеимона и Ермолая, части преподоб. отец в Синае и Раифе избиенных, св. муч. Антипы, Прокопия и Фотинии, глава св. бессребреника Космы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=8&iid=1450

Просить об этом Церковный Собор побуждается той любовью и воодушевлением православного народа, которые проявились как в день избрания, так особенно и в день торжественной интронизации высокопреосвященного архиепископа Вениамина». Архиепископ Платон ему в ответ написал, что «таковое жела­ние совпадает с общею мыслью суждений, которые были выска­зываемы в Святейшем Синоде, однако мысль эта по обстоятельствам не могла до времени получить осуществления». Епархиальный Собор проработал до 2 июня, обсудив широкий круг вопросов; при Петроградском архиерее был организован со­вет в составе шестидесяти шести человек и был избран на кафедру четвертым викарием Петроградской епархии ректор Уфимской духовной семинарии архимандрит Артемий (Ильинский). Депута­ты из Гдова выступили с ходатайством, чтобы название города Гдова, в котором владыка Вениамин был в течение многих лет ви­карием, было внесено в его титул. 14–17 июня 1917 года Святей­ший Синод постановил именовать Петроградского архипастыря вместо «Петроградского и Ладожского» – «Петроградского и Гдовского». Чрезвычайный Церковный Собор Петроградской епархии обратился к населению с особым воззванием, в котором знакомил его со своим пониманием происходящего в стране . Свою позицию относительно происходящего архиепископ Ве­ниамин обозначил в беседе с журналистом петроградской газеты: «Я стою за свободу Церкви, – сказал он. – Она должна быть чужда политики, ибо в прошлом она много от нее пострадала. Са­мая главная задача Церкви сейчас – это устроить и наладить нашу приходскую жизнь. Еще в качестве управляющего Петроградской епархией я обращался с воззваниями к приходскому духовенству об организации приходских советов и собраний для оживления церковной жизни и встретил самое живейшее содействие как со стороны духовенства, так и мирян». 12 августа 1917 года архиепископ Вениамин отправился в Мо­скву для участия в Священном Соборе Православной Российской Церкви. 13 августа Святейший Синод постановил возвести архи­епископов Московского Тихона (Белавина), Тифлисского Плато­на (Рождественского) и Петроградского Вениамина в сан митро­политов, но, поскольку Церковь в это время по-прежнему по законодательству зависела от государства, постановление Си­нода было представлено министру исповеданий на утверждение Временного правительства.

http://fond.ru/kalendar/603/ioann/

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010