Возрождение северных святынь и сохранение памяти новомучеников обсудили на совещании в Архангельском епархиальном управлении 13 октября 2021 г. 09:29 12 октября 2021 года  митрополит Архангельский и Холмогорский Корнилий  возглавил совещание в епархиальном управлении. Участие во встрече приняли секретарь епархиального управления протоиерей Валерий Суворов, глава информационно-издательского отдела  Архангельской епархии  игумен Варлаам (Дульский), клирик Ильинского кафедрального собора священник Павел Бибин, глава архангельского отделения  Императорского православного палестинского общества , секретарь попечительского совета фонда сохранения исторического наследия «Император» Владимир Станулевич и краеведы Артемий Артемьев и Александр Максимов. Протоиерей Валерий Суворов доложил главе  Архангельской митрополии  о текущих вопросах, связанных с работой епархиальных подразделений. Игумен Варлаам (Дульский) сообщил архипастырю о подготовке к проведению Иоанновского форума  Всемирного русского народного собора , который состоится 11 ноября сего года в Северном государственном медицинском университете. В этом году конференция будет посвящена теме «Россия — образ будущего через прошлое и настоящее». Священник Павел Бибин рассказал митрополиту Корнилию о подготовке к мероприятиям Дня памяти жертв политических репрессий. Напомним, что Священный Синод благословил ежегодно 30 октября «совершать заупокойные богослужения о всех православных христианах, безвинно богоборцами убиенных или безвинно пребывавших в заключении». На  заседании  23-24 сентября члены Синода подчеркнули, что Русская Православная Церковь «помнит не только прославленных ею святых, но и всех невинных жертв репрессий, призывая общество сохранить память об этих трагических страницах истории». Священный Синод определил 30 октября во всех епархиях ежегодно совершать заупокойные богослужения архиерейским чином. Митрополит Корнилий в этот день возглавит Божественную литургию и заупокойную литию в храме Новомучеников Церкви Русской на привокзальной площади. Возле храмов епархии будут размещены стенды с информацией о жертвах политических репрессий. Возле храма Новомучеников состоится чтение имен пострадавших и убиенных. Также клирикам будут направлены синодики для поминовения.

http://eparchia.patriarchia.ru/db/text/5...

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства – с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и Эстонии . 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления епархией» . Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14(1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из совета» , что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является эстонский» .

http://ruskline.ru/opp/2020/11/28/avtono...

монастыря ограда древяная рублена в замок, угловатая, ветхая». В правой части иконы хорошо видно двускатное покрытие монастырской ограды. В центре возвышается храм в честь Артемия, рубленный в 1713 году, по своему типу очень похожий на Чухченемский: в шатер врезаются четыре бочки. В благословенной грамоте архиепископа Холмогорского сказано: «вместо погорелой церкви построить новую... с трапезою теплую, из-за скудости вашей об одной главе...». И действительно, на самих бочках нет глав. Мастер, придерживаясь условного иконописного языка, как бы развернул перед нами верх церквей, изображая одновременно три бочки из четырех. Опись монастырская подтверждает: «церковь... четвероугольная... по верху ея четыре бочки крытые чешуею... на бочках одна глава...». Четверик от кровли отделяется широким выступом - полицей, крытой свешивающимся красным тесом, «тесом зубчатым». К четверику прирублена трапезная, ниже - сруб паперти и, наконец, крыльцо. Иконописец прекрасно показал, как, начиная от крыльца, ритмически нарастает движение архитектурных масс, завершаясь шатром. Перед Артемиевским храмом шатровая колокольня с открытыми пролетами - звонами, где висели колокол, а: «на монастыре колокольня древяная на девяти столбах...», то есть несущие столбы окружены восьмериковым срубом. Короче говоря, это родная сестра чухченемской колокольни. Левее - Никольская церковь, предшественница нынешней, той, что мы видели у самого монастыря. В храмозаданной грамоте 1695 года указано: «построить церковь... холодная с папертью, а верх... учинить не шатровой». Здесь, как это и повторено в существующей Ильинской, бочки увенчаны главками. К односкатной паперти прирублено великолепное крыльцо «з двумя всходы, забраны тесом... над всходом бочка». Иконописец все это изобразил верно, показав даже такие детали, как выступающие углы венцов четверикового сруба и резные столбики, поддерживающие кровлю крыльца. Новые веяния XVIII века были услышаны даже в северной глуши, где, вероятно, и возникло это любопытное произведение: мастер стремится изобразить весь ансамбль в перспективе, придерживаясь одной точки зрения - сверху.

http://sobory.ru/article/?object=20050

Несмотря на внешнюю политическую зависимость от соседней с Афоном светской власти (Византии, Болгарии в XIII веке при царе Иване Асене, Сербии в XIV веке при Стефане Душане, Турции в период 1430–1912 гг.) и на церковную юрисдикцию над ним Вселенского Константинопольского Патриарха, во внешней своей жизни (духовной, административной, хозяйственной) Святая Гора всегда пользовалась правами полного самоуправления. (…) Святая гора всегда рассматривалась как общее отечество живших в ней православных монахов, и никому не приходило в голову присваивать её исключительно той или иной национальности. Верховной властью на Афоне обладали его ставропигиальные господственные Монастыри, игумены, представители коих собирались по временам вместе и составляли высшее правящее собрание Святой Горы, причём, однако, во внутренней жизни каждый монастырь сохранял своё самоуправление и свои особенности» . К сказанному следует добавить, что до 1917 года Руссик находился и под значительным протекторатом Российской Империи (монархии и Церкви). Это воспринималось как норма, монастырь был богат и многолюден, не говоря уже о том, что также многолюдны были и его многочисленные скиты и кельи. Кроме собственных владений, расположенных на землях Руссика, русские строили скиты и кельи на территории других Афонских Монастырей. Список их достаточно обширен. Это два скита: · Андреевский (на территории Ватопедского монастыря); · Ильинский (на территории Пантократорского монастыря). И шестьдесят шесть келий, которые все русскими покинуты и ныне частично стоят в руинах, частично сгорели, частично заселены монахами других монастырей: На земле Хиландарского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт.Иоанна Богослова, Свт. Иоанна Предтечи, Благовещенская, Трех святителей, Св. Игнатия Богоносца, Святой Троицы (1-я), Святой Троицы (2-я), Свт. Николая, Рождества Иоанна Предтечи. На земле Иверского монастыря: Свт. Иоанна Златоустого, Свт. Петра и Онуфрия, Положения пояса Богородицы, Святой Троицы, Свт. Николая, Свт. Иоанна Богослова. На земле монастыря Ставроникита: Покрова Пресвятой Богородицы, Святой Троицы, Введения во храм Пресвятой Богородицы, Казанской иконы Богородицы, Св. Иоанна Предтечи,Трех Святителей, Апостола Андрея Первозванного, Мученика Климента, Успения Пресвятой Богородицы, Вознесения, Архистратига Михаила. На земле монастыря Григориат: Благовещения. На земле монастыря Филофей: Св. Георгия, Вознесения, Преображения Господня, Рождества Пресвятой Богородицы, Свт. Николая, Евфимия Великого, Иверской иконы Богоматери. На земле монастыря Каракал: Воздвижения Креста Господня. На земле монастыря Кутлумуш: Великомученицы Варвары, Свт. Николая Чудотворца, Свв. Феодора Тирона и Феодора Стратилата. На земле лавры св. Афанасия: Св. Артемия, Св. Георгия (Кераши), Св. Иоанна Богослова, Св. Иоанна Предтечи, Св. Иоанна Богослова (2-я), Усекновение главы св. Иоанна Предтечи, Прп. Макария, Св. великомученика Георгия, Свт. Иннокентия, Рождества Пресвятой Богородицы.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=1&iid=1741

Два больших крыльца, западное и северное, ведут на просторную галерею. Каждый фасад храма имеет индивидуальный облик. Особенно нарядно декорированы западный и южный, выходившие на оживленные торговые улицы. Все детали отделки - разнообразной формы наличники, арки - четко прорисованы и придают храму живописный облик. Обогащают пластику стен ряды ширинок - квадратных углублений, украшенных резными белокаменными вставками с изображением фантастических зверей и птиц. Имеющая мировое значение роспись Ильинской церкви построена на замечательном архитектоническом и ритмическом согласовании с реальными формами ее интерьера. Ансамбль росписи создавался постепенно, за три периода с 1680 по 1717 г.г. тремя артелями мастеров. Им удалось сохранить композиционное единство и сравнительную общность стиля. Внутри церкви Ильи Пророка и алтарь расписаны стенной живописью с 17 июня 1680 г. по 8 сентября 1681 г. по заказу вдовы Вонифатия Скрипина Улиты Макарьевны. Как явствует из надписи на южной стене храма, это были «трудившиеся о Бозе изографы града Костромы Гурий Никитин, Сила Савин да ярославец Дмитрий Семенов, Василий Кузьмин, Артемий Тимофеев, Петр Аверкиев, Марк Назарьев, Василий Миронов, Фома Ермилов, Тимофей Федотов, Иван Петров, Иван Андреянов, Иван Иванов, Филипп Андреянов, Степан Павлов». «Иконописцы, расписывавшие Ильинскую церковь, принадлежали к числу лучших, отчасти первостатейных, городовых иконописцев XVII века», - писал известный ученый и исследователь церковной старины проф. Н.В. Покровский. Теплый Покровский придел дописывался в 1697, Ризположенский придел, паперти и придел Гурия, Самона и Авива - в 1716-1717 г.г. уже после смерти последних представителей семьи Скрипиных. Клейма с именами мастеров, работавших в двух последних артелях, в настоящее время утрачены. На протяжении 300 лет со времени создания комплекс ильинских росписей сравнительно мало поновлялся. В 1830 г. живопись Покровского придела была переписана В.В. и М.В. Сарафанниковыми. Они же в 1857 г. поновили свод северного крыльца.

http://sobory.ru/article/?object=00213

Скачать epub pdf Действующие монастыри Русской Православной Церкви (на 1 марта 1997 г.) Алмаатинская епархия 1993 Мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Усть-Каменогорске. Серафимо-Феогностовская Аксайская мужская пустынь. Архангельская епархия Антониево-Сийский мужской мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в д. Сия. Женский мон. во имя св. ап. Иоанна Богослова в г. Архангельске. Мужской мон. во имя св. прав. Артемия Веркольского в д. Верколе. Соловецкий мужской мон. в честь Преображения Господня (ставропигиальный). Астраханская епархия 1994 Мужской мон. во имя св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна в г. Астрахани. Барнаульская епархия 1994 Димитриевский мужской мон. в г. Алейске. 1994 Женский мон. в честь иконы Пресвятой Богородицы «Знамение» в г. Барнауле. 1995 Женский мон. в честь Покрова Пресвятой Богородицы в г. Яровое. Женский мон. во имя св. вел. кн. Александра Невского в г. Бийске. 1995 Женский мон. при церкви в честь Богоявления в г. Камень-на-Оби. 1994 Мужской мон. в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы в с. Коробейниково. 1996 Свято-Иоанновский женский мон. в с. Кислуха. Скит в честь Иверской иконы Пресвятой Богородицы в с. Ребриха. Белгородская епархия Женский мон. во имя свв. жен-мироносиц Марфы и Марии в с. Зимовеньки; при нем скит. Брестская епархия Мужской мон. при храме во имя св. Афанасия в с. Аркадия. Брянская епархия Мужской мон. в честь Свенской иконы Успения Пресвятой Богородицы в п. Супонево. Одринская женская пустынь во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских. Площанская пустынь в честь Казанской иконы Пресвятой Богородицы, мужской мон. виленская епархия Женский мон. во имя св. равноап. Марии Магдалины в г. Вильнюсе. Мужской мон. в честь Сошествия Святого Духа на апостолов в г. Вильнюсе. Винницкая епархия Женский мон. в честь Святой Живоначальной Троицы в г. Браилове. Мужской мон. во имя свт. Николая, архиеп. Мир Ликийских, в г. Шаргороде. Витебская епархия Женский мон. в честь Успения Пресвятой Богородицы при Ильинском храме в г. Орше.

http://azbyka.ru/otechnik/Vladislav_Tsyp...

(См.: Левитин – Краснов А. – Шавров В. Указ. соч. С.159 – 160). 13 Шибов – прот.Николай называет его «следователем», официальная должность его – уполномоченный по церковным делам Л.О.Г.П.У. 14 Преосвященный Артемий ( Александр Иванович Ильинский). С 1917 г. – епископ Лужский, викарий Петроградской епархии; в 1922 г. под нажимом властей уклонился в обновленчество – обновленческий епископ Лужский. В январе 1923 г. обновленцами был назначен временно управляющим Петроградской епархией, с лета 1923 – архиепископ Петроградский. В октябре 1923 г. вел переговоры с еп. Мануилом о присоединении к патриаршей Церкви, однако, прервал их и в ноябре был возведен обновленцами в сан митрополита Петроградского. 4 (17) декабря 1923 г. принес публичное покаяние в двух храмах Петрограда – Владимирской Божией Матери и Леушинского подворья. 15 Вдовый прот. Николай Соболев, настоятель Введенской церкви на Петроградской стороне, в 1922 г. уклонился в обновленчество; в 1923 г. – обновленческий архиепископ Петроградский и Ладожский. 16 Прот. Василий Николаевич Велтистов (род. 1854) – церковный писатель, профессор богословия на Высших женских (Бестужевских) курсах, состоял членом Училищного совета при Свят. Синоде, служил в Исаакиевском соборе. Прот. Дмитрий ФеофановичСтефанович – ключарь Исаакиевского собора; уклонился в обновленчество; профессор обновленческого Ленинградского Богословского института. 17 Нина Александровна Никитина – студентка Петроградского университета (историк-этнограф) и Петроградского Богословского института, друг семьи Чуковых. 21 Тураева Е.Ф. – вдова академика Б.А.Тураева . Алявдин Анатолий Павлович – специалист по истории раннего христианства, доцент факультета Восточных языков по кафедре сирийского языка и словесности Петроградского университета и преподаватель греческого языка в Петроградском Богословском институте. Отец Владимир Лозинский – студент Петроградского Богословского института, диакон, а затем священник университетской церкви Всех святых в Российской Церкви просиявших.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij-Chuko...

Придел при Архангельском Соборе, вновь украшен и освящен в 1825 году. – при церкви Иоанна Богослова, под Вязом, близ Ильинских ворот. – Спаса на Глинищах. – Сошествия Св. Духа, у Пречистенских ворот. – Воскресения Христова, на Стоженке, именуемое Новое. – Св. Троицы, в Зубове. – Св. Николая Чудотворца Явленного, на Арбате. – Св. Троицы на Листах, близ Сухаревой башни. – Сошествия Св. Духа, в Толмачах. – Св. Троицы, на Шаболовке. 5 . Св. Петра, Алексея, и Ионы Митрополитов Московских. Придел при церкви Николая Чудотворца, в Воробине. 9 . Святого Апостола Иакова Алфеова. В Новодевичьем монастыре в Успенской церкви Придел, устроенный в 1813 году, в благодарность Господу Богу за сохранение монастыря сего от взрыва, предположенного неприятелями в 1812 году, кои в сей день удалились из оного. Придел при церкви Положения Риз, близ Донского монастыря. – Казанской Богородицы, в Казенной. 11 . Воспоминание седьмого Вселенского Собора, бывшего при Константине и Ирине на иконоборцев. Церковь близ Девичьего монастыря, первоначально была построена во имя Св. Иоанна Крестителя, потом в 1812 г. 11 числа октября была разрушена Французами, по чему в память сего дня выстроена ныне вновь. 12 . Празднество образу Иерусалимской Богородицы. Придел при церкви Великомученика Георгия на Всполье, за Никитскими воротами. 14 . Пренесение мощей Преподобные Параскевы. Церковь нижняя в Охотном ряду, построена в 1667 году. – у Пречистенских ворот, именуемая Ржевская. – кладбищенская за Крестом, построена в 1771 году. Святого мученика Лонгина Сотника. Придел при церкви Введения Богородицы, в Барашах. 18 . Святого Апостола и Евангелиста Луки. Придел при церкви Сошествия Святого Духа, на Лазарьевском кладбище. 19 . Святого мученика Уара. Придел при церкви Рождества Св. Иоанна Предтечи, в Кремле, близ Боровицких ворот, построен по повелению В. Кн. Василия Васильевича Темного, в 1462 году. 20 . Пренесение мощей Св. Артемия Веркольского. Придел при церкви Святой Мученицы Параскевы, на Пятницкой. 22 . Празднество иконе Казанской Богородицы.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/o...

28 мая – всенародное возведение архиепископа Вениамина на кафедру, с крестным ходом из Александро-Невской лавры в Исаакиевский кафедральный собор. 14–17 июня – присвоение Петроградскому епархиальному архиерею титула «Петроградский и Гдовский». 30 июля – архиепископ Вениамин возглавил в Луге хиротонию архимандрита Артемия (Ильинского) во епископа Лужского, викария Петроградской епархии. 12 августа – отъезд в Москву на открывающийся 15 августа Поместный Собор. 13 августа – возведение в сан митрополита (утверждено Временным правительством 14 августа). 2 ноября – чудесное спасение митрополита при артиллерийском обстреле Московского Кремля в дни его осады большевиками 28 октября – 3 ноября. 21 ноября – участие в интронизации Святейшего Патриарха Тихона в Большом Успенском соборе Московского Кремля. 7 декабря – избрание заместителем члена Священного Синода. 31 декабря – митрополит Вениамин возглавил в Ревеле (ныне Таллинн) хиротонию архимандрита Платона (Кульбуша) во епископа Ревельского. 1918, 10 января – письмо митрополита в Смольный, в Совет Народных Комиссаров, с указанием, что рассмотренный СНК проект декрета об отделений Церкви от государства «угрожает большим горем и страданиями православному русскому народу». 17 января – выступление митрополита на пастырско-мирянском собрании с сообщением о намерении властей реквизировать Александро-Невской лавру. 21 января – грандиозный крестный ход в защиту Александро-Невской лавры. Митрополит совершает молебен на площади у Святых врат лавры, куда собрались процессии от всех приходов и церквей города, и возглавляет соединенное шествие к Казанскому собору. 22 января – погребение протоиерея Петра Скипетрова, смертельно раненного 19 января, при вторжении красноармейцев и матросов в Александре-Невскую лавру. 26 января – Определение Святейшего Синода о назначении митрополита Вениамина священноархимандритом Александро-Невской лавры. Ночь с 15 (2) на 16 (3) марта – митрополит совершает ночное моление «по образцу и примеру первых христиан» в Покровско-Коломенской церкви.

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

профессор Иван Алексеевич Карабинов (1878–1937) Отзывы Литургика профессор Иван Алексеевич Карабинов Видный литургист, профессор Санкт-Петербургской духовной академии, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. В годы гонений на Церковь принял мученическую кончину. Биография Родился 15 октября 1878 г. в селе Федоровское Никульской волости Юрьевского уезда Владимирской губернии в семье протоиерея. Среднее образование получил в Суздальском духовном училище и во Владимирской духовной семинарии. После семинарии учится у Д.П. Миртова в СПбДА и одновременно в Санкт-Петербургском археологическом институте, которые окончил в 1903 г. В том же году был командирован в Русский археологический институт в Константинополе для научных занятий. С научными целями путешествует по Святым местам. Посещает Иерусалим, Синай, Вифлеем, Рим. В 1905 г. вернулся из командировки и возобновил работу в СПбДА на кафедре церковной археологии и литургики; с августа 1910 г. доцент; с февраля 1911 г. экстраординарный профессор. В академии работал до ее закрытия в 1918 г. С 1907 г. член Комиссии по исправлению богослужебных книг. Член (эксперт) Предсоборного совета, участник Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. С сентября 1919 г. работал в Главном управлении архивных дел и в Академии истории материальной культуры. Член правления Общества православных приходов Петрограда. Карабинов был одним из крупнейших литургистов своего времени. Он занимался проблемами раннехристианского богослужения, богословием Евхаристии и таинств, историей византийской и древнерусской Триоди (и гимнографических сборников в целом), Типикона и лекционарной системы, вопросами церковной археологии. 29 мая 1922 г. арестован по обвинению в противодействии изъятию церковных ценностей. Проходил в числе главных обвиняемых на Петроградском процессе вместе с митрополитом сщмч. Вениамином (Казанским). На процессе категорически отрицал виновность обвиняемых. 5 июля 1922 г. был оправдан за «недоказанностью преступления» и освобожден. Служил псаломщиком в Александро-Невской лавре, а после ее захвата обновленцами, с 1923 по 1925 г. - в храме бывшего Стрелкового полка. Подвергался кратковременным арестам в 1930 г. и, возможно, в 1931 г. Во время одного из арестов у К. пропали уникальная б-ка и научный архив. С 1931 г. служил зав. архивом Балтийского судостроительного завода. Тройкой ПП ОГПУ в ЛВО 25 февраля 1934 осужден на 5 лет ссылки в г. Тобольск. В ссылке работал архивариусом. Был арестован в Тобольске 26 апреля 1937 г. Проходил по одному делу с Тобольским и Тюменским архиеп. Артемием (Ильинским) и большой группой духовенства. Обвинялся в том, что являлся «руководителем контрреволюционной повстанческой организации церковников». Не признал предъявленные обвинения. 23 августа 1937 г. приговорен Особой тройкой при УНКВД по Омской обл. к расстрелу. 30 августа того же года приговор был приведен в исполнение.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Karabinov...

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010