19 сентября отцу Леониду объявят об окончании следствия. А 14 октября он будет расстрелян на территории Тобольского Кремля 19 сентября отцу Леониду объявят об окончании следствия. А 14 октября он будет расстрелян на территории Тобольского Кремля. Именно там в 1930-е годы проводились массовые расстрелы репрессированных. По данным Тобольского историко-архитектурного музея-заповедника, с 1937 по 1938 год в Тобольске расстреляно 2 500 человек. Особенно кровавой оказалась ночь на 14 октября 1937 года, когда было убито 217 человек. Сложно назвать точное место погребения невинноубиенных. Сегодня на территории Кремля воздвигнут мемориал памяти жертв политических репрессий. Где-то там, в «братских могилах», нашел последнее место своего земного упокоения и причисленный ныне к лику святых мученик Феодор Тобольский. В Тобольске существует еще одно место массового захоронения репрессированных. На территории Завального кладбища, где, кстати, похоронены все известные горожане: автор бессмертного «Конька-Горбунка» Петр Павлович Ершов, художник и краевед Михаил Степанович Знаменский, декабристы, отбывавшие ссылку в этих краях, – есть еще одна «братская» могила, расположенная к северу-западу от кладбищенского храма в честь Семи Отроков Эфесских. По одной из версий, здесь похоронены жертвы Гражданской войны: и красные, и белые, – а по другой – архиепископ Тобольский и Тюменский Артемий (Ильинский) со священниками кладбищенской церкви Василием Николаевичем Скосыревым, Алексеем Ивановичем Преображенским, Николаем Васильевичем Русановым и протодиаконом этого же храма Афанасием Родионовичем Чернышевым. Большевики «добивали» реакционное духовенство. Осенью 1937 года были расстреляны практически последние из тех, кто не отказался от священнического креста. Среди них и отец Леонид Насонов, упокоенный в обителях небесных на очень любимый русскими православными праздник Покрова Пресвятой Богородицы. скрыть способы оплаты Смотри также Комментарии р.б.Андрей 24 декабря 2019, 04:06 В последнее время опять поднялась волна пропаганды комунизма - большевизма и Сталина. Не попусти Господи повторения этих страшных времён!

http://pravoslavie.ru/124603.html

   По всей стране православные храмы закрывались и перестраивались в кинематографы, клубы и увеселительные заведения. Глумление над православием принимало все более причудливые формы. Например, вошли в моду и распространились так называемые комсомольские «пасхи» и «рождества». Это были массовые шествия молодых людей в одеяниях священнослужителей с богохульными лозунгами и плакатами, с кощунственными изображениями и огромными гротескными куклами.    Для борьбы с христианской верой и «научного» перевоспитания людей в 1923 г. началось издание нового журнала «Безбожник», который напутствовал Бухарин: «В бой против богов! Единым пролетарским фронтом против этих шкурников!». Каждая статья в «Безбожнике» соответствовала установке, данной коминтерновским вождем, авторы журнала, будь то теоретики или практики, с пафосом доказывали животность, или, как предпочитали говорить тогда, «звериность» человека. Ни один номер не обходился без стихов-агиток, весьма лихих и косноязычных, но главным подспорьем партии большевиков в борьбе с Церковью на долгие годы стала, к сожалению, не печатная пропаганда, а аресты, ссылки, обыски, тюрьмы и расстрелы.    В 1923 г. были арестованы архиепископы Верейский Иларион (Троицкий) и Тамбовский Зиновий (Дроздов), епископы Амвросий (Полянский), Амфилохий (Скворцов), Анатолий (Грисюк), Вассиан (Пятницкий), Гавриил (Абалымов), Евсевий (Рождественский), Филипп (Гумилевский), Лука (Войно-Ясенецкий) и вернувшиеся из обновленчества Артемий (Ильинский), Киприан (Комаровский), Софроний (Старков), а вместе с ними тысячи священников, диаконов, церковнослужителей и благочестивых мирян. Главным местом ссылки и заключения становится концлагерь на Соловецких островах. В декабре 1923 г. там содержалось более двух тысяч заключенных, и среди них епископы, священники и верующие миряне. Самым страшным местом на Соловках стала штрафная командировка в Голгофско-Распятском ските на Анзере. Там поголовно умирали от голода, холода, избиений и каторжного труда.    За 200 лет до создания концлагеря, 18 июня 1718 г., соловецкому иеромонаху Иову на Голгофско-Распятской горе явилась Божия Матерь и сказала: «Сия гора отныне будет называться Голгофою, и на ней устроится церковь и Распятский скит, и убелится она страданиями неисчислимыми».

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

Первыми в октябре покаялись монахи Александро-Невской лавры. Принимал покаяние братии епископ Мануил при огромном стечении народа. Вскоре в лавру вернулись и те монахи, которые после отпадения обители в раскол ушли из нее, сохраняя верность Церкви. Каждое служение владыки Мануила собирало множество прихожан, люди стояли на папертях, на улице, за оградой, и несмотря на то, что вечерние службы продолжались по 3—4 часа, народ не расходился.    В декабре 1923 г. из 113 обновленческих храмов 85 перешли к Патриарху. Епископ Мануил становится управляющим Петроградской епархией, а в декабре у него появился помощник, досрочно освобожденный из тюрьмы епископ Венедикт (Плотников), приговоренный к расстрелу вместе со святителем Вениамином, но помилованный. 4 декабря 1923 г. приносит покаяние епископ Артемий (Ильинский), именовавшийся в расколе «митрополитом Петроградским», но его вскоре арестовали.    Деятельность епископа Мануила встревожила власти, в газетах появляются статьи с бранью и клеветой в его адрес. В конце января 1924 г. владыку Мануила вызывает в Москву Тучков. Их беседа закончилась угрозами: «С такими архиереями, как вы, не разговаривают: таких архиереев к стенке ставят!» В тот же день епископ Мануил вернулся в Петроград. Вслед за ним выезжает из Москвы Тучков, и по его указанию 3 февраля, в праздник иконы Божией Матери «Отрада и утешение», епископ Мануил был арестован.    Советская власть продолжала поощрять раскольников: у православных отнимают Спасо-Преображенский собор и церковь святых Косьмы и Дамиана, но священники покидали храмы вместе с верующими и переходили в другие приходы, а обновленцам достаются только церковные стены и храмовая утварь.    Несмотря на заявления и послания Патриарха с выражением лояльности советскому правительству сохранялся запрет на поминовение имени Патриарха за богослужением. Оно приравнивалось к публичному изъявлению хвалы заведомым врагам советской власти. Прокурорское разъяснение предупреждало, что «служители культа, которые будут продолжать такое поминовение... как лица социально опасные на основании декрета ВЦИК от 10 августа 1922 г. будут представляться в особую комиссию при НКВД для высылки в административном порядке с заключением на три года в лагерь принудительных работ». Из-за сложившихся обстоятельств поминовение совершалось по-разному: одни священники решались называть Патриарха Тихона полным именем и титулом, навлекая на себя опасность ареста и ссылки, другие поминали Святейшего Патриарха Московского и всея России без имени, а третьи и вовсе только местного архиерея.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/4...

После обеда, в виду сильной жары, до 3-х часов отдыхали. Пользуясь свободным временем, студенты, бывшие вместе с Преосвященным в Ильинском скиту, посетили монастырь, находящийся недалеко от скита, Пантократор. Не скоро допросились отпереть храм, но за то долго любовались чудной живописью, приписываемой кисти Панселина, именно: сохранившимися изображениями Спасителя, Божией Матери и Предтечи Господня. Здесь же прикладывались к чудотворной иконе Божией Матери, называемой Геронтисой, т. е. Старицей, потому что она написана в старческом возрасте, без Богомладенца, и являет свою особенную попечительность об умирающих старцах. В четвертом часу, когда жара начала понемногу спадать, Преосвященный вместе со своими спутниками оставил Ильинский скит, обещаясь вернуться туда на другой день из Андреевского скита на торжество закладки нового храма, которое предполагалось на следующий день. Путь лежал к Иверскому монастырю, отстоящему от Ильинского скита на расстоянии 1 1 / 2 часа. В 5-ть часов Преосвященный со своими спутниками приехал в Ивер, где встретился с остальной частью студентов, путешествовавших вместе со Анастасием по южной стороне горы. Последняя компания начала свой день со знакомства с Лаврой св. Афанасия, куда прибыла она накануне и где провела ночь. Так как в этот день предположено было сделать громадный конец от Лавры св. Афанасия до Андреевского скита с остановками по пути у источника св. Афанасия, в келье св. Артемия, у патриарха Иоакима, пребывающего на Афоне (в собственной келье), и в монастыре Ивере, то мы встали очень рано. О. Ивистион разбудил нас в четыре часа и, не смотря на горячие протесты, заставил подняться. Сначала осмотрели двор Лавры. Он занимает громадную площадь (более 3 тысяч сажен) и весь застроен церквами (около 20) и жилыми строениями. На дворе, недалеко от того корпуса, в котором мы ночевали, о. Ивистион обратил наше внимание на икону Божией Матери в киоте, пред которым теплится лампада. На этом месте, по преданию, явилась св. Афанасию Пресвятая Богородица, утешавшая его в скорбях, особенно тяжелых в то время, когда на него, за введение в своем монастыре киновиального устава, восстали все святогорские монахи, обвинявшие его в разрушении древних традиций монастыря.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

При этом в скиту не оказалось не только противопожарных средств, но даже и просто воды. По слову настоятеля, пять престарелых монахов обители, которым уже исполнилось почти 80 лет, были готовы броситься в пламя. Желая уберечь их от возможной гибели, архимандрит Михаил запретил спасать дело своей жизни, заявив: «Пусть горит». Пожар бушевал четыре дня, в результате погибло около 20 тыс. книг и древних рукописей, часть церковной утвари и облачений. Не сохранился и архив скита, при этом надо отметить, что последние насельники обители, чтобы обеспечить себе существование, продали часть скитской библиотеки. Пожар также полностью уничтожил самую древнюю часть скита – келлию Серай. Лишь чудом остался нетронутым древний храм в честь св. апостола Андрея и преп. Антония Великого . В 1959 г. Афон посетил архимандрит Никодим (Ротов), будущий митрополит Ленинградский и Новгородский – многолетний председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата. Часть времени он прожил в Свято-Андреевском скиту и был на всех богослужениях в его храмах. Именно с этого времени на Афон периодически начали приезжать русские паломники 146 . К началу 1960-х гг. русские келлиоты доживали последние дни. В докладе Архиерейскому Собору Русской Православной Церкви за границей в 1962 г. архиепископ Аверкий (Таушев) сообщил, что к 1 октября 1962 г. на всей Святой Горе оставался лишь 91 русский инок, из них 38 в келлиях и каливах: «В Обители Св. Николая (Белозёрка) 4 человека, из них один иеромонах 84 лет еще служит, другой иеромонах не служит по болезни, 1 иеродиакон полуслепой и тоже не служащий по болезни. В Обители Св. Саввы Освященного 2 иеромонаха служащие: одному 75 лет, а другому 72 года, третий собрат – иеродиакон 74 лет. Один из этих иеромонахов, Серафим, уже 6 лет служит в Св. Ильинском скиту за малую плату. В Крестовоздвиженской обители 3 человека: иеромонах Афанасий, который еще служит, и 2 монаха, которым обоим по 80 лет. В обители Св. Артемия 2 собрата: иеромонах, еще служащий, и 1 монах 79 лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

8 августа 1917 г. в Юрьеве (ныне Тарту) состоялось собрание Рижской епархии, избравшее кандидатов на Всероссийский Поместный Собор. Архиепископ Рижский и Митавский Иоанн (Смирнов) поддержал предложение православных эстонцев о преобразовании Ревельского викариатства — с тем, чтобы в него вошли все эстонские приходы. Архиепископ Иоанн представил в Синод проект создания в Рижской епархии двух викарных кафедр: для Латвии и 18 декабря 1917 года Священный Синод постановил протоиерею П. Кульбушу быть епископом Ревельским, а 31 декабря 1917 г. его хиротонию совершили священномученик Вениамин, митрополит Петроградский и Гдовский, и викарий Петроградской епархии епископ Лужский Артемий (Ильинский). В ночь с 14 на 15 января 1919 г. епископ Ревельский Платон был расстрелян. При этом самостоятельная Эстонская епархия к тому времени так и не была создана, хотя высказанная в 1917 г. епископом Старицким Иоанном (Поммером) идея о разделе Рижской епархии с выделением самостоятельной Ревельской в ходе дискуссий получила поддержку архиепископа Рижского Иоанна (Смирнова). До своей кончины епископ Платон оставался викарием и, по поручению Синода, временно осуществлял управление всей Рижской епархией. 1 декабря 1918 г. епископ Платон сделал епархиальному совету следующее предложение 957: «В случае, если возникнут неожиданные препятствия к выполнению мною своего служения, например болезнь или длительное отсутствие и т. п., предлагаю епархиальному совету взять на себя полную и ответственную власть в деле управления Именно такая ситуация сложилась после мученической кончины епископа Платона. В извещении временного Эстонского епархиального совета православным приходам Эстонии от 9 февраля 1919 г. отмечается, что «на основании этого указания епархиальный совет со дня смерти епископа 14 (1) января взял на себя полную и ответственную власть в управлении епархией». Специфика ситуации заключалась в том, что Эстония провозгласила государственную независимость: Эстония и Латвия уже были разделены государственными границами. Эстонский епархиальный совет констатировал, что «делегаты из Латвии уже с 1918 г. вышли из что «в нынешнем епархиальном совете остались только делегаты из Эстонии и под их руководством находятся только эстонские православные приходы». Потому решено «назвать этот совет не Рижским, а Эстонским», а его работу перенести в Таллин; постановлено, что «языком делопроизводства отныне вместо русского, который совет до сих пор вынужден был использовать для связи с Латвией, является

http://patriarchia.ru/db/text/5725898.ht...

Указ Святейшего Патриарха Тихона о назначении настоятеля Московского Данилова монастыря, епископа бывшего Волоколамского Феодора [Поздеевского], с возведением его в сан архиепископа, управляющим Петроградской епархией Заявление Святейшего Патриарха Тихона своему ближайшему окружению об «успехах» обновленческих раскольников 10(?).1923. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона об утверждении чиноприема обновленцев, принимаемых в Православную Русскую Церковь в пределах Петроградской епархии 01(14).11.1923. Послание Святейшего Патриарха Тихона Сербскому Патриарху Димитрию [Павловичу] Слово, сказанное архимандритом Григорием [Лебедевым] при наречении его Святейшим Патриархом Тихоном и другими иерархами епископом Шлиссельбурским и Лодейнопольским, викарием Ленинградской епархии Сообщение Святейшего Патриарха Тихона викарию Петроградской епархии, епископу Лужскому Мануилу [Лемешевскому] о состоявшемся покаянии обновленческого «епископа Петроградского» Артемия [Ильинского] 106. Указ Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Высшего Церковного Управления об упразднении Карловацкого Синода (вторичный) 132. Постановление Святейшего Патриарха Тихона и состоящего при нем Священного Синода, по докладу архиепископа Финляндского Серафима [Лукьянова] о вхождении православной (русской) епархии в Финляндии в юрисдикцию Константинопольской патриархии Слово Святейшего Патриарха Тихона при вручении архиерейского жезла новохиротонисанному епископу Можайскому Борису [Рукину] 430. Резолюция Святейшего Патриарха Тихона на покаянном прошении обновленческого священника Гомельской епархии Феофана Давыдова 254. Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции о запрещении поминания в публичных молитвах лиц, находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений Заявление Святейшего Патриарха Тихона Е. А. Тучкову при свидании с последним на Лубянке после провала попытки обновленцев примирения с Православной Церковью на условиях устранения Патриарха от церковного возглавления и управления 11(?).1923.

http://azbyka.ru/otechnik/Tihon_Belavin/...

Епископ Платон (в миру Павел Кульбуш, 1869-1919) окончил Рижское духовное училище, Рижскую духовную семинарию, в 1894 году - Санкт-Петербургскую духовную академию со степенью кандидата богословия. 5 декабря 1894 года рукоположен во пресвитера и определен настоятелем эстонского православного прихода в Санкт-Петербурге, который был учрежден указом Синода 31 декабря 1894 года; первоначально богослужения совершались в подвале Малоколоменской Воскресенской церкви . Основал в 1898 году эстонскую двухклассную церковно-приходскую школу  и эстонское братство во имя священномученика Исидора Юрьевского. Был инициатором строительства в Санкт-Петербурге эстонской православной церкви во имя священномученика Исидора Юрьевского, освященной 23 сентября 1907 года. В создании и освящении храма принимал участие святой Иоанн Кронштадтский. Стараниями отца Павла были образованы семь эстонских приходов: в Санкт-Петербурге, Кронштадте, Гатчине, Луге, Нарве, Клопицах (Петергофский уезд) и в селе Заянье Гдовского уезда. В 1917 году принял монашеский постриг с именем Платон, хиротонисан во епископа Ревельского 31 декабря 1917 года в Александро-Невском соборе в Ревеле (Таллине) митрополитом Петроградским и Гдовским Вениамином (Казанским) и викарием Петроградской епархии епископом Лужским Артемием (Ильинским). 22 декабря 1918 года Тарту, где находилась резиденция епископа, был занят большевиками. 2 января 1919 года епископ Платон был арестован. В ночь с 14 на 15 января город был отбит натиском эстонской армии. Отступая, красные комиссары убили двадцать заключенных, в том числе владыку Платона и клириков тартуского Успенского собора протоиереев Михаила Блейве и Николая Бежаницкого. Тела были изуродованы до неузнаваемости, владыку Платона опознали только по спрятанной на груди панагии. 9 февраля 1919 года владыка был погребен в левом приделе Спасо-Преображенского собора в Ревеле. Канонизирован РПЦЗ в 1981 году; в августе 2000 года на юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви епископ Платон и погибшие вместе с ним протоиереи Михаил Блейве и Николай Бежаницкий прославлены как новомученики.

http://mitropolia.spb.ru/news/parishs/?i...

29 сент. 1923 г. М. прибыл в Петроград. Четыре месяца, в течение к-рых он управлял Петроградской епархией (до февр. 1924), стали наиболее ярким и по-своему героическим периодом в его биографии. С первых дней пребывания в Петрограде М. выступал смелым обличителем обновленческого раскола, возглавив широкое движение верующих против обновленцев, стремительно терявших свои позиции в городе. Уже в окт. 1924 г. большая часть приходов вернулась под омофор патриарха свт. Тихона. Всего за время управления М. епархией из обновленчества вернулись 83 петроградских прихода, Александро-Невская в честь Св. Троицы лавра (29 окт. 1923) и Воскресенский Новодевичий мон-рь. М. действовал с большой энергией: служил литургию почти каждый день, по праздникам совершал богослужения 3 раза в разных городских храмах. За каждым богослужением он произносил проповеди в защиту Патриаршей Церкви и против обновленцев. Им был введен особый «чин покаяния» возвращавшихся из обновленчества иереев, утвержденный патриархом. М. назначил своих ближайших помощников - архим. Серафима (Протопопова), протоиереев Николая Вертоградского, Сергия Тихомирова и Иоанна Благодатова - духовниками 4 округов, на которые был разделен город. Они принимали публичное покаяние у возвращавшегося из обновленчества духовенства и выступали с проповедями в храмах. За время «мануиловщины», как называли обновленцы период управления М. Петроградской епархией, их движение там пришло в полный упадок. В дек. 1923 г. в Патриаршую Церковь перешел даже глава обновленческой Петроградской епархии «митрополит» Артемий (Ильинский ; епископ бывш. Лужский, впосл. архиепископ), к-рый после покаяния в неск. храмах ушел на покой. Восстановление позиций обновленчества в Петрограде стало возможным только после ареста М., чему обновленцы активно способствовали. Решительно борясь с обновленчеством, М. одновременно предпринимал попытки нормализовать отношения с гос. властями. В окт. 1923 г., вскоре после прибытия в Петроград, он посетил местные органы власти, работавшие с религ.

http://pravenc.ru/text/2561884.html

Церковь на Ежемени В годы безбожия здесь был склад для хранения зерна. Но люди никогда не забывали сюда дорогу. В праздник отрока Артемия, 6 июля, приходили и приезжали сюда пинежане со всей округи. 5 августа 1990 года, в праздник обретения мощей отрока Артемия, настоятель архангельского Свято-Ильинского кафедрального собора, протоиерей Владимир Кузив впервые за много лет отслужил около церкви молебен святому угоднику Божию. В самой церкви в то время еще были сусеки для зерна. В этот же день отец Владимир освятил памятник Федору Александровичу Абрамову в Верколе и отслужил панихиду на могиле писателя. За прошедшие десятилетия церковь сильно обветшала. К счастью, нашлись жертвователи, которые дали средства на реставрацию. Бригада плотников под руководством Ивана Игната заново обшили ее досками, изготовили и установили два новых купола, заменили окна, ставни и двери, набрали полы. Есть здесь необычный 4 метровый крест, про который рассказывают, что несколько веков назад он приплыл на реке Пинеге против течения и остановился напротив церкви. Часовня святого отрока Артемия Часовня во имя праведного отрока Артемия стояла в обители на протяжении четырех веков. С 1639 по 1649 годы в ней находились мощи святого отрока. В годы безбожия, по просьбе жителей Летополы, часовню передали в деревню под народный дом. И лишь в 2006 году благотворители дали необходимую сумму для ее восстановления. Бригада мастеров под руководством Ивана Игната всего за несколько месяцев сделала новую часовню на прежнем месте. Все работы велись по старинной технологии. Крыша покрыта кровельным тесом, а купол осиновым лемехом. http://www.verkola.ru/about/ Покровитель Артемиево-Веркольского монастыря да и всего Пинежского края является святой отрок Артемий. Жизнь его была коротка, но по замыслу Божиему удивительна. Он родился в простой крестьянской семье и рос обычным ребёнком, спокойным и тихим. Родителей даже пугало его послушание: он и с детьми мало играл, зато молитвы заучивал. Однажды помогал отцу на пашне: случилась гроза и молния с треском ударила в дерево под которым стоял Артемий.

http://sobory.ru/article/?object=10746

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010