ibid., с. 14. Migne gr. s., t. 42, с. 429). Кто же был этим автором? Вероятно, Василий анкирский. Записка во многих местах содержать точное дословное повторение сказанного в анкирском постановлении (так между Отцом и Сыном исповедуется: συγγενεαν (родство), подобие по всему (haer. 15. Migne, ibid., с. 432), сродство по естеству; ср. также в п. 20 полемику против учения о нерожденном и рожденном, автором же последнего несомненно был Василий. 1301 De syn. 72: aut numquid non idem est, esse similes, quod aequales (Migne, ibid., c. 527); 73: praedicantes similem Filium in omnium ( μοιον κατ πντα) nihil aliud, quam aequalem praedicamus, perfectae aequalitatis signilicantiam habet similitude (Migne, ibid., c. 527. 528). 1302 De syn. 72. 76; Migne, ibid., c. 527. 530. Божество, по Иларию, представляет собой, таким образом, unum genus, в отношении к которому Отец и Сын являются species: Это напомннает Тертуллиана . Термин: μοιοσιος более подходил к такому представлению, чем: μοοσιος. 1303 Василию анкирскому, Евстафию севастийскому и Елевсию кизическому (De syn. 90. Migne, ibid., с. 542). 1329 О Hefele (Consiliengesehichte, t, s. 848) считает 21, но он опускает из виду автора письма-Афанасия: у Руфина указания на число членов собора нет. Как видно из подписей, большая часть имела свои кафедры в Египте, что и понятно. 1335 «Не требуйте от них ничего большего, а только чтобы они предали анафеме арианскую ересь и исповедали веру, св. отцами исповеданную в Никее». Tom. ad Antioch., Migne, : gr. s., t. 26, p. 797–800. 1337 «Дошло до нас, – значится в ведении к посланию, – что весьма многие прежде по упорству от нас отделяющиеся, желают быть в мире с нами (омиусиане), а многие, отступив от сношения с арианами, ищут общения с нами (омии). Tom. ad ant. 1. Migne, gr. s., t. 26, c. 796. 1339 Так представляет дело Аполлинарий в своем письме к Василию (Ер. 3i4. Migne, gr. в., t. 82, с. 1105–1108). 1342 Tom. ad ant. 6. Migne, ibid., с. 805. Христологический вопрос, обсуждавшийся на александрийском соборе, не входит в нашу задачу.

http://azbyka.ru/otechnik/Anatolij_Spass...

Другая группа, возглавляемая св. Феолиптом Филадельфийским, хотела просто добиться опровержения Марка и упрекала патриарха только в том, что он оказал поддержку этому монаху(  ). Когда Григорий Кипрский публично отмежевался от Марка, св. Феолипт и его сторонники охотно объявили его православным и выступили против тех, кто вместе с Иоанном Эфесским и Даниилом Кизическим стремились устроить суд над патриархом. Впрочем, последний охотно удалился, испытав моральное удовлетворение от принародного признания своей православности. Противники учения, изложенного в Томосе , не сложили оружия, хотя в ходе бурных собраний, председательствовать на которых в своем дворце согласился Андроник II, им не удалось изменить его текст: Томос 1285 г. в своем первоначальном виде (где отношение между Сыном и Духом было выражено как «вечное проявление» Духа Сыном) продолжал считаться официальным изложением православного учения об исхождении Святого Духа. От Григория Кипрского к св. Григорию Паламе. Связь этих событий XIII в. со спорами XIV в. становится очевидной, если отметить близость мысли Григория Кипрского и св. Григория Паламы, которую видели даже современники. В лагере сторонников св. Григория св. Филофей, занявший патриарший престол после Киприота, ссылаясь на него, восхваляет защитника учения о «Божестве, божественной энергии, святом воссиянии и причастии. ” У Акиндина, вождя противников Паламы между 1341 и 1347 годами, мы, напротив, обнаруживаем многозначительные отрывки, в которых он старается истолковать историю Григория Кипрского в свою пользу. Он признает, что мысли Григория Кипрского совпадают с мыслями св. Григория Паламы, но предлагает свою версию событий 1289 года. «Киприот, — пишет он, — став патриархом Вселенской Церкви, принял, уж не знаю как, в своих трактатах против латинян учение, согласно которому Господь, дунув на апостолов, даровал им вечное проявление, отличное от Самого Духа, Творца всего, — утратил достоинство своего сана и был низложен великим и мудрым императором и тогдашним синодом. ” Фактически он действовал в пользу латинян.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2446...

Святому Максиму Исповеднику приходилось намеренно рассуждать о естестве души и решать прямо вопрос: вещественна ли она? Сюда особенно относится небольшой трактат его «О душе» и письмо его к архиепископу Кизическому Иоанну о том, что душа невещественна и бестелесна. Сделаем извлечения из того и другого. В трактате «О душе» (Patrol, graec. т. 91. стр. 356 и др.), объяснив образ познавания души, доказав ее бытие и то, что она есть субстанция, святой Максим решает затем вопрос: невещественна ли душа? «Если, – говорит он, – душа – тело, то движение ее происходит или извне или изнутри. Но оно ни извне не дается ей; потому что она не получает толчков и не бывает влекома, подобно бездушным, – ни изнутри, подобно одушевленным, ибо неуместно говорить что в душе есть душа. Итак, душа – не тело и, следовательно, невещественна». «Если, – продолжает святой Максим, – душа – тело, то она должна иметь качества чувственные (внешними чувствами познаваемые) и питаться. Но она не питается, или если и питается, то не телесною пищею, как питается тело, а бестелесною, ибо питается умом. Не имеет она и чувственных качеств; ибо нельзя, например, видеть ни правды, ни мужества и ничего подобного, а это суть качества души. Итак, душа – не тело, следовательно, невещественна!». Объяснив после сего, что душа проста, бессмертна и разумна, он заключает: «Таким образом, что же такое душа? Душа есть существо невещественное и бестелесное, умное, в теле жительствующее и его оживляющее». В письме к архиепископу Кизическому мысль о невещественности души разъясняется пространнее и всестороннее. Видно, что и тогда были лица, возмущавшие покой христиан распространением ложного учения о телесности души. Архипастырь Кизический, поборовшись с ними сам на основании Слова Божия и отеческих писаний, обратился к святому Максиму с просьбою собрать для него естественные доказательства невещественности души, не касаясь Святого Писания и святых Отцев. Святой Максим отвечал: «Кто это такие, которые утверждают, будто ни одной твари нет невещественной и бестелесной? И какие ничтожные выдумки и мечты противопоставляют они высказанным вами непреложным истинам!».

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Ранним утром 14 сентября император отправился в Падую, чтобы посмотреть [на город] и ради [собственного] удовольствия, так что ни уважение к воскресенью, ни Воздвижение Честного Креста не побудило его остаться, не был он удручен и ущербом венецианцев. Он вернулся через три дня и оставался [еще] много дней, пока не были приготовлены корабли. 5. В эти дни дож попросил императора, чтобы наши отслужили литургию в храме Св. Марка, с тем, чтобы и он увидел нашу литургию. Конечно, и дож имел такое стремление, но по большей части это было внушение наших, которые хотели подвигнуть к служению в латинском храме тех, кто были плохо настроены в отношении объединения и приняли его без расположения. Император согласился с тем, чтобы это состоялось. Затем он посоветовался с великим протосинкеллом, стоит ли всем архиереям служить вместе или же одному архиерею с тремя или четырьмя священниками и диаконами. Великий протосинкелл сказал: «Служить впятером или вшестером в большом храме при таком стечении народа не будет торжественно, а наша литургия должна быть славной и торжественной. Но, опять-таки, служить всем не сделает нам чести, ведь людей много, и среди множества есть некоторые невнимательные, которые не умеют сохранять благообразие общего служения. Латиняне же – люди воспитанные и сохраняющие всякую благоустроенность и благоговение на службе. Так что если кто-то из множества сделает что-то неправильное и неуместное, упрек падет на всех, и вместо славы и чести будет нам порицание и бесчестие. Поэтому стоит, чтобы служили десять из архиереев, двое благоговейнейших и почтеннейших из ставрофорных архонтов и остальные чиновные (φφικιλιοι) архонты Церкви, и из иеромонахов и пресвитеров благоговейнейшие. И таким образом будет наша литургия славной и торжественной. 6. Император это одобрил и попросил его выбрать определенных людей. Прошли мимо таких архиереев, о которых знали, что они добровольно перешли в унию и охотно ее одобрили. Так что ни [митрополитов] Росийского, ни Кизического не упомянули, ни Никейского, ни Митилинского, ни кого другого, им подобного.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Bibliothèque. Paris: Les Belles Lettres. 8 vols., 1959–1977) 6 . А в 1991 году в качестве 9 тома Ж.Шамп издал Индекс к «Библиотеке». В 2003 году вышло второе издание всех томов. В 1986–1999 года польский учёный О.Юревич издал «Библиотеку» Фотия в переводе на польский язык и с подробными комментариями (Focjusz, Biblioteka, z jzyka greckiego przeoy wstpem i komentarzem opatrzy O.Jurewicz, t. 1–5, Warszawa 1986–1999). Также занимался изданием БиблиотекиН.Уилсон – он выпустил её переводы на итальянском и английском языках (Fozio: Biblioteca, Tr. per N.G. Wilson, C.Bevegni, Adelphi, Milan, 1992; Photios, Patriarch. The Bibliotheca: a Selection. Translated by Nigel Wilson. London: Duckworth Press, 1994.). На русский язык в советское время было переведено лишь несколько фрагментов из кодексов «Библиотеки» (Множество книг, или Библиотека (фрагменты)//Памятники византийской литературы IX–XIV веков, М., 1969). «Библиотека» состоит из 280 глав. Традиционное в науке название каждой главы – «кодекс» (codex). Кодекс представляет собой небольшую заметку, излагающую содержание какого-нибудь произведения, иногда – нескольких произведений. При этом может даваться краткая характеристика творчества (например, стиля) какого-нибудь автора. Библиотека охватывает широкий круг древнегреческих и византийских авторов – хронологически от V в. до Р.Х. (историк Геродот) до IX в. по Р.Х. (византийский хронист Сергий Исповедник). Аннотируемые сочинения – по большей части прозаические – по тематике весьма разнообразны (среди них 158 церковных и 122 светских автора). Немаловажно то, что патриарх Фотий игнорировал в своих аннотациях общеизвестные тексты. Например, те, что входили в тогдашнюю образовательную программу, например, сочинения поэтов и классиков философии (Платон и Аристотель) 7 . В некоторых кодексах помимо рефератов самих произведений даются сведения об авторах, и порой приводятся критические оценки их стиля и содержания. Кроме того, нужно отметить, что примерно 60 светских и около 100 церковных сочинений, упомянутых в «Библиотеке», считаются ныне полностью или частично утерянными (например, сочинения Энесидема, Гегезиппа, Гиерокла, Геласия Кизического, Ипполита Римского , Ктесия, Диодора, Дионисия Галикарнасского, Юста Тивериадского, Диона Кассия и др.).

http://azbyka.ru/otechnik/Fotij_Konstant...

Феоктиста (Богом созданная, греч.) дева, муч. александрийская, 31 янв. Феоктиста , преп. лезвияныня, 9 ноября. Феоктист (Богом созданный, греч.), муч. никомидийский, 2 окт. Феоктист , преп. спостник Евфимию Великому, 3 сент. Феоктист , игумен сицилийский, 4 янв. Феона (Богом пособляемый, греч. ννημι), иначе Синесий, муч. никомидийский, 5 янв. Феона , муч. никомид., 19 апр. Феона преп., 5 апр. Феонилла , муч. момпсвестийская, 29 окт. Феопемпт (посланный Богом, греч.), еп. и Феона , мучч. никомидийские, 5 янв. Феопистия (вернее Феописта, Богу верная, греч.) и Феопист , мучч. римской, 20 сент. Феопрепий (Боголеп, греч.), муч. иллирийский, 23 мар. Феопрепий , муч. фракийский, 22 авг. Феостирикт (утвержденный на Боге, греч.) муч., 10 февр. Феостирикт преп., в Символах, 10 ноября. Феостих (Божий порядок, Божий строй, греч.), муч. кизический, 29 апр. Феост (вернее Фст, – праздничный, веселый, лат.), 19 сен. и 21 апр. Феотекн , (Богораждающий, греч.) воин, муч. антиохийский, 10 окт. Феотих (Богосчастливый, греч.) и три протектора, мучч. египетские, 14 дек. Феофания (Бога являющая, греч.) царица, 16 дек. Феофан (Бога являющий, греч.), исповедник и постник, 9 сент. Феофан пр. антиохийский, 10 июня. Феофан исповедник, инок сигрианский, летописец, 12 мар. Феофан преп., исповедник и творец канонов, 11 окт. Феофан преп., гражданин газский, нищелюбец, 29 сент. Феофила (Боголюбимая, счастливая, греч.), муч. никомидийская с двумя тмами мучч., 28 дек. Феофилакт (Богохранимый, греч.) исповедник, еп. никомидийский, 8 марта. Феофил (Боголюбимый, друг Божий, греч.) диакон, муч. никомидийский, с двумя тмами мучч., 28 дек. и 3 сент. Феофил , муч. мелитинский, 7 ноября. Феофил муч., с Трофимом и др., 23 июля. Феофил , муч. в Кесарии каппад., 6 февр. Феофил , из 40 мучч. севастийских, 9 марта. Феофил диакон, мучч. ливийский, 8 янв. Феофил , пустынник из Оксиринха, 2 дек. Феофил новый, муч. кипр. от срацын, 30 янв. и 12 июня. Феофил преп., тивериопольский, 10 окт. Феофил , из 42 мучч. амморейских, 6 марта.

http://azbyka.ru/otechnik/Sergij_Spasski...

И просил он царя наказать и убедить зятя его жить по закону супружескому и не тратить понапрасну свое имение. Царь, исполнившись гнева, призвал к себе блаженного Феофана и, яростно глядя на него, стал угрожать ему, повелевая переменить свой образ жизни; в случае же несогласия, он обещался ему выколоть глаза и сослать в заточение. Но богоугодный юноша не обращал внимания на царские угрозы и не оставлял своей столь прекрасно начатой чистой, девственной жизни: он старался более снискать милости у Царя Небесного, нежели у царя земного. Вскоре после этого Феофану было приказано царем, по некоторым народным нуждам, отправиться в Кизическую страну Это путешествие нарочно было выдумано тестем: с одной стороны для того, чтобы, среди забот о вверенных ему царем делах, Феофан прекратил и забыл совершать обычные молитвенные подвиги, посты и воздержания, — с другой же стороны, чтобы он перестал раздавать свое имение, над которым блюстителем теперь становился тесть его. Когда Феофан, исполняя царское повеление, отправлялся в Кизик, царем и тестем было приказано идти с ним и супруге его, ибо отец не мог вынести и того, чтобы его дочь, хотя на малое время, разлучалась с мужем. Случилось им переправляться через реку, которая прежде называлась Риндакосом, а потом народ прозвал ее Великою; на одном берегу ее лежала область Олимпийская, а на другом — Сигрианская Блаженному Феофану захотелось проехать этою рекою, хотя можно было ехать и сушею; но ввиду постигшей тогда его телесной немощи, он предпочел путь речной, как более легкий. Произошло же все это по Божьему смотрению. Отослав по суше своих друзей и рабов с конями и колесницами, он сам сел в лодку со своею блаженною супругою и немногими слугами; плывя по реке, Феофан любовался прекрасными Сигрианскими горами, холмами и пустынями и горел духом к безмолвному на них житию. И увидел он на одном месте, среди гор, пространную долину, на которой рос густой лес; и ему очень понравилось это место. Пристав к берегу, чтобы переночевать, и приказав всем остальным остаться в лодках, Феофан отправился на эту долину и, обходя то пустынное место, умилился душою. Став же на одном месте в густом лесу, он стал усердно молиться Богу. Воздевая руки к небу и со слезами на глазах много раз припадая к земле, он произносил:

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/5...

Еще в 9 веке ученый патриарх Константинопольский Никифор, в 828 г., знал «Учение Апостолов». Хотя, он называет его апокрифом, но ставит его в хронологическом порядке прежде писаний Мужей Апостольских. Затем, всякий след «Учения» теряется в истории. В первый раз явилось в печати «Учение» в конце 1883 года, в Константинополе. Первый издатель Вриенний одолжен открытием памятника не счастливому случаю, но собственной ревности к исследованиям. Вриенний – высокопоставленный греческий архиерей, вполне знакомый с западной наукой. Филофей Вриенний родился в Константинополе от столь бедных родителей, что, посещая первоначальную школу для обучения в ней, он должен был снискивать себе пропитание в качестве певчего в церкви св. Димитрия. Затем на него обратили внимание некоторые архиереи и сделались его покровителями, почему он был помещен в семинарии на небольшом острове Халке, на Мраморном море. В этой богословской школе он кончил курс наук. Он нашел себе поддержку одного греческого банкира в Стамбуле и отправился для продолжения научного образования, в 1856 году, в Германию, и, в течение четырех лет, усердно занимался наукой в Лейпциге, Берлине и Мюнхене. В начале 1861 года патриарх Иоаким II приказал ему вернуться в отечество. Этот патриарх, еще будучи митрополитом Кизическим, стал покровителем Вриенния; теперь же, он назначил его преподавателем церковной истории и экзегеза в Халкинской семинарии, в которой Вриенний прежде воспитывался. В декабре 1867 года Вриенний был сделан начальником, так называемой, патриаршей школы в Фанаре, в столице. В августе 1875 года Вриенний вместе с одним преподавателем Халкинской семинарии отправлен был депутатом на старокатолический конгресс в Бонне. Здесь он завел знакомство с учеными англичанами. Еще будучи в Бонне, он получил от патриарха новую должность, – сделан был митрополитом небольшого города в Македонии. Сюда он и поспешил, побывав, однако, в Париже и Вене, и вступил в должность в декабре 1875 года, но здесь он оставался недолго: в 1877 году он был возведен в митрополита Никомидийского. Афинский университет в 1880 году, а Эдинбургский в 1884 году, почтили его степенью доктора богословия.

http://azbyka.ru/otechnik/Aleksej_Lebede...

445 Относительно значения диаконов в Константинополе к концу античного периода и в Средние века см.: Brehier L. Les institutions de l " Empire byzantin. Paris, 1949. P. 496–506. 449 Bright W. The Canons of the First Four General Councils. Oxford, 18922. Автор пишет по поводу 19 прав. Никейского Собора: «Трудности, возникающие в связи с текстом этого правила, связаны в основном с его расплывчатыми и, так сказать, разговорными формулировками. Он несколько похож на первый проект резолюции, набросанный в пылу обсуждения и не доведенный еще до окончательной формы» (Op. cit. P. 74). 450 В оригинальном греческом тексте, несомненно, стояла форма Παυλιανιστν, как то засвидетельствовано лучшей рукописной традицией, представленной в «Синагоге» В. Н. Бенешевича (Р. 114). Такое чтение подтверждается и большинством древних латинских версий, где стоит слово Paulianistis, являющееся просто-напросто калькой с греческого: Attici. P. 140; Prisca. P. 141; Codex Ingilrami. P. 141 (Paulinistas); Gallica. P. 234; Rufini. P. 235 (Paulianistae); Isidori. P. 235; Dionysii I et II. P. 272. Тем не менее, древней является также и форма Παυλιανισντων («павлпанствовавшие»). Она имеется у Геласия Кизического (Historia ecclesiastica II, 32//GCS, 28. P. 177) и фигурирует в многочисленных рукописях «Синагоги» (Р. 144. Nota 16), а также во всех списках «Древне-славянской кормчей XIV титулов» В. Н. Бенешевича (С. 92). Вот почему и в древнеславянской «Кормчей книге» стоит «паулиньствовавших» (Там же. С. 92). 451 См.: Besnier M. L " Empire romain de Favenement des Severes au concile de Nicee. Paris, 1937. P. 212–223. 454 De Riedmatien H. Les Actes du proces de Paul de Samosate. Friburg, 1952. О жизни и учении Павла Самосатского см.: Loofs F. Paulus von Samosata, Leipzig, 1924. См. также: Bardy C. Paul de Samosate. Louvain, 19292; Art. «Paul de Samosate»//DTC XII, 2. Col. 46–51. 457 См., например: hoofs F. Op. cit. P. 202–264; Danielou J. Nouvelle Histoire de l " Eglise. Paris, 1963. T. 1. P. 253; Altaner B. Precis de Patrologie. Mulhouse, 1961. P. 312.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

Емилиан Кизический, свт. - житие Каталог икон на сайте PravIcon.com Православные иконы Богородицы, Христа, ангелов и святых Меню сайта Начальная страница Иконы Богородицы Иконы Иисуса Христа Иконы Ангелов Иконы Святых Минейные иконы Модерация Опознание икон Новое на сайте Оффлайн-каталог Аудиозаписи канонов О проекте/конт@кт Помочь сайту Форум Пользователь Работаем анонимно. Вход Регистрация Емилиан Кизический, свт. - житие Эта страничка относится к разделу   Емилиан Кизический, свт. Святитель Емилиан, епископ Кизический, жил в царствование императора-иконоборца Льва Армянина (813-820). Вместе с другими епископами он был вызван во дворец к императору, настойчиво потребовавшему от епископов отказаться от почитания святых икон. Святитель Емилиан первый твердо отвечал императору, что вопрос об иконопочитании может обсуждаться и решаться лишь в Церкви духовными лицами, а не в царском дворце. В 815 году он был сослан в заточение за Православную веру, где и скончался как исповедник. Примечание от PRAVICON.COM : Описание со старой версии сайта. Статья опубликована участником [ tol ] 2013-01-06. Со временем любая информация устаревает. Если Вы нашли ошибки или устаревшие сведения в этой статье, сообщите об этом . В основной раздел " Емилиан Кизический, свт. " . Начальная страница Иконы Иисуса Христа Иконы Пресвятой Богородицы Иконы ангелов Иконы святых Конт@кты

http://pravicon.com/info-2313

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010