Поучение на день памяти девяти мучеников Кизических, месяца апреля, в 29 день Празднество в честь угодников Божиих – это пиршество духовное, на котором подобает верующим питать свои души не тленным брашном и питием, а словом Божиим, пребывающим вовеки, и поучением душеполезным. Ибо оно насыщает человека более, нежели тленная пища, как сказано: «Не хлебом одним будет жить человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» ( Мф. 4:4 ). Оно напояет иссохшие сердца наши, как землю безводную, и делает их плодоносными, как говорит Сам Бог устами пророка Своего Исайи: «Как дождь или снег сойдет с неба и не возвратится, пока не напоит землю, и она родит и произрастит, и даст семя сеющему и хлеб в пищу, так будет слово Мое, которое если выйдет из уст Моих, не возвратится ко Мне тщетным, пока не исполнит все, что Я восхотел» ( Ис. 55:10–11 ). Это пиршество, эта пища душевная и питие мысленное да будет предложено нам, любовно празднующим ныне память девяти святых мучеников Кизических, угодивших Богу верой и любовью, которые запечатлели они кровью своей страдальческой. И да предложено будет не из словоизмышлений человеческих, а из святого Евангелия Христова, переданного нам в изложении святого благовестника Луки. Говорит Господь Своим ученикам: «Возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое» ( Лк. 21:12 ). Господь наш Иисус Христос , уходя из мира этого, предсказывает любезным Своим ученикам о том, что должно случиться, и как бы по завещанию оставляет им скорби и гонения. У людей существует обычай: когда умирает какой-либо отец, он пишет завещание, или духовную, оставляя своим чадам в наследство богатства, разделяя между ними золото, серебро, многоценные одежды и все имение. Породивший нас Кровью Своей, как отец детей, и, «дав власть быть чадами Божиими верующим во имя Его» ( Ин. 1:12 ), Сын Божий, идя на крестную смерть для нашего спасения, завещает как бы богатства наследникам Своим беды: вместо золота – злострадание, вместо серебра – терпение, наготу вместо дорогих одеяний, капли слезные – как бы многоценные маргариты, пот кровавый – как бы червленые рубины, кровь, из тела каплющую, – как бы драгоценные камни, и всякие многообразные скорби и напасти – как бы богатейшее имение. Оставляя все это по завещанию чадам Своим, чтобы после Него они обогатились Его страданиями, Он предрекает им будущее: " Возложат, – говорит, – на вас руки» ( Лк. 21:12 ), то есть схватят вас, как злодеев, повлекут вас с бесчестием и оскорблениями из города в город, поведут на суд к царям и владыкам, будут бить вас на своих соборищах, бросят в темницы и подвергнут многоразличным мукам.

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

Эти гонения особо предрек Христос в кратких словах, но многоболезненных, и сбылись они в воинствующей Церкви. Родители предавали на смерть чад своих, как Диоскор святую Варвару, Африкан – святую Иулиану, Феоклия – святую Феклу. Братья предавали братьев, как Святополк Бориса и Глеба, и Болеслав Вячеслава, князя чешского. Родственники родственников, и друзья друзей не пощадили, о чем много написано в истории Церкви и страданиях мучеников. Но что же скажем мы о святых девяти Кизических мучениках? Разве не имел каждый из них своих сродников и друзей еллинских, ослепленных безбожием, от которых они были гонимы и ненавидимы из-за имени Христова? Всякий верующий во Христа имел тогда врагов среди домашних своих и терпел от них ненависть и беды, как это предрек Господь в Евангелии. «Будете ненавидимы всеми за имя Мое» ( Лк. 21:17 ). Мир, враждебный Богу, враждебен и слугам Его, ибо ненавидящий господина ненавидит и его раба. «Будете ненавидимы всеми», – говорит Господь, ибо и Я ненавидим всеми любящими мир сей. И не дивитесь тому, что вас, верных рабов Моих, не любит мир, ибо сначала Меня он не захотел любить. «Если мир вас ненавидит, знайте, что Меня прежде вас возненавидел» ( Ин. 15:18 ). Но какая причина ненависти мира? " Будете, – говорит, – ненавидимы». Причина та, что рабы Христовы, уйдя от мира и последовав за Христом, стали лучшими, сделались чуждыми миру и своими Богу. Поэтому Христос говорит: «Если бы вы были от мира, то мир любил бы свое; а как вы не от мира, но Я избрал вас от мира, потому ненавидит вас мир» ( Лк. 15:19 ). Все, что Христово, ненавистно миру. Мир свое любит, и как только делаешься Христовым, тотчас же возненавидит тебя мир. Желающие жить благочестно и угождать Христу будут гонимы миром. Почему же? Потому, что они добродетельны. Зло естественно не любит добра, тьма ненавидит свет, и мир, лежащий во зле, не любит добрых, и сияющих добрыми делами гонит, сам будучи исполнен тьмы и мрака. Были в начале мира два единоутробных брата, Каин и Авель; любовно и мирно они относились друг к другу, но только до тех пор, пока один не оказался добродетельным и угодным Богу. «Призрел Господь на Авеля и на дары его, на Каина же и на жертвы его не призрел; и опечалился Каин сильно, и восстал Каин на Авеля, брата своего» ( Быт. 4:4–5, 8 ). За что же? За то, что тот был добр, а он зол. Тот был угоден Богу, а этот нет. Пока не сделалось явным Авелево усердие к Богу, не было между ними никакой зависти и ненависти, как видно из Писания. Но как скоро один оказался достойнее другого пред Богом, тотчас же явилась вражда, ненависть. И восстав, злой Каин убил доброго Авеля. Святой Златоуст говорит об этом: «Пока Авель не явил ни одного высшего показания своей добродетели, знал его брат, но когда он своими дарами угодил Богу и светлее просиял заслугами, Каин забыл и самое естество свое».

http://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostov...

151 2. Если кто слово Богородица отнесет к естеству человеческому, которое родилось в соединении с Богом Словом, а не к той, которая раждает его: то мы справедливо скажем, что это слово не соответствует тому, что она родила; потому что истинная мать должна быть одного естества с тем, кто от нее родился. Но можем рассматривать это слово в некотором отношении и к ней: это имя можем употребить о Деве только в том отношении, что храм Бога Слова рассматривается нераздельно с нею; а не потому, что она как бы есть матерь Бога Слова: ибо ни одна мать не может родить того, кто был прежде ее. Слухи об этом учении, думаю, прежде еще дошли до тебя; но мы передаем и о том, что относится лично к нам обоим. Объясняем из самого хода событий, что мы с братским участием желаем знать дело тех лиц, о которых мы говорили, а не с тем, чтобы только удовлетворить своему докучливому любопытству. Будем извещать друг друга, как брат брата, о том, что будет касаться нас, передавая один другому верные сведения о всех толках в учении веры, так как я главным содержанием переписки поставил для себя одну истину; в начале этого послания я сказал, что мы с братскую доверчивостию обязаны говорить друг с другом. Приветствуем тебя со всею во Христе братиею; которая с тобою, я и все, которые со мною. XIII. Другое послание Нестория к папе Келестину. Часто я писал к твоему благочестию о Юлиане, Оронте и о других, присвояющих себе сан епископов, которые, часто получая доступ к благочестивейшему и августейшему императору, ищут у него защиты, и пред нами постоянно жалуются, что они в век православия изгнаны из областей Запада, как неправославные; но до сего времени от твоего благочестия мы не получали писем о них. Если бы я имел их, я мог бы отвечать и отвечать коротко на их жалобы; а теперь, когда неизвестно, справедливы ли слова их, никто не знает, как поступить с ними; ибо иные называют их еретиками и говорят, что за это они изгнаны из областей Запада, тогда как сами они клянутся, что их преследует клевета и что они по проискам терпят беды за православную веру.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

7. Итак, избранный готовился с усердием, и все начали к нему подходить как к Патриарху. Подошли и мы, великий хартофилак и я, вместе посмотрели на него и показали, что и мы приняли происшедшее с ним, и высказали ему множество хвалебных и ободряющих слов, напомнив ему о дружбе наших отцов и праотцев, и что мы надеемся его иметь в качестве Патриарха и владыки, отца нашего и друга, «если он позаботится об исправлении Церкви, и когда это произойдет, будем и мы ему ревностными помощниками и сотрудниками. А без этого невозможно нам следовать за ним». Он принял все, что мы сказали ему, похвалил наших родителей и нас лично, и ту цель, которую мы имеем относительно церковного исправления. Об этом он сказал, что «думаю и я призвать [митрополитов] Эфесского и Ираклийского и рассудить вместе, и если мы все не согласимся, не объединимся и не будем служить вместе, тогда и я не буду служить. Знайте, что я не поступлю по-другому, нежели я говорю вам». Мы поблагодарили его за это и удалились. Но и некоторые из архиереев, как и мы, сказали ему об этом же, и он им ответил то же самое. Поэтому мы и последовали за ним, ожидая исправления. Однако мы совершенно не знали, что он дал обещание императору, что одобряет объединение. Ведь только позже, по прошествии времени, мы услышали об этом. 8. Итак, [митрополит] Кизический готовился к наречению. Он пригласил также [митрополитов] Трапезундского и Ираклийского присутствовать на наречении, но они не пришли. В среду, когда было отдание праздника Святого Воскресения Христова, это было 4 мая, он пришел во дворец, и император поставил его Патриархом. Присутствовали и мы на провозглашении и поставлении, и сопроводили его в Патриархию. Присутствовал и от папы латинский епископ Христофор, весь путь находившийся с правой стороны от Патриарха и ни на шаг от него не отстававший. Это еще большее доставило Патриарху порицание и отвращение со стороны народа, как приемлющему латинство. Народ принимал благословение Патриарха совершенно без удовольствия, а некоторые даже отходили, чтобы не видеть его благословения. Добавлю небольшой рассказ, вообще забавный и к тому же показывающий горячий пыл к православию этого благочестивого и христианнейшего народа.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.  -Добрый вечер, батюшка.  -Добрый вечер.  -Батюшка я полвека назад читала библию, а сейчас решила снова ее перечитать. Евангелие я читаю каждый день, все молитвы. Но у меня какое-то смущение по ее содержанию идет. И я очень переживаю, и не знаю, как от этого освободиться. Потому что Бог у нас милосерден, а здесь- я как начала, и вот уже 46 глава, и особенно с Египтом, как это все. Ну, вы понимаете, о чем я говорю?  -Я понимаю.  -Может быть, вы сможете мне объяснить?  -Вот, ссылаясь на святых Отцов, в частности, на Иоанна Златоуста, скажу вам, что он как раз по этому поводу писал. Что Писание написано и обращено к нам, учитывая наше восприятие. И об этом же говорит Антоний Великий. Что Бог не ревнует, не волнуется, Он бесстрастен. Понимаете? Когда это описывается в таких страстях, что Бог из ревности наказал человека, то для того, чтобы приспособиться к человеческому пониманию. Потому что наше понимание внешнее. И поэтому это не говорит о Боге, это приспособлено к пониманию ветхозаветного человека, который воспринимал все как Закон, а Закон имеет внешнее отношение к благодати. Законом не оправдывается никакая плоть, и Закон можно изложить в рациональных терминах, но он будет говорить о внешнем. И что же происходит с этим внешним? Как Христос об этом говорит?  Вот фарисеи. Они были такими ревнивыми исполнителями закона, но Он не ругает, например, блудниц, не ругает нищих, не ругает больных, не ругает даже убийц, а все время обращается к ним: книжники и фарисеи, горе вам. Почему? Потому что они заменили благодать внешним деланием.( Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что уподобляетесь окрашенным гробам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвых и всякой нечистоты.) И поэтому стали гробами, полными мертвых костей внутри. Вот в этом все дело. И когда вы читаете Библию, то надо учитывать это. Я бы вам порекомендовал читать Библию через комментарии святых отцов. Иначе вы своим разумом и тем методом, которым вы научены, вы не сможете ее понять, не сможете ее переварить. Потому что, для того, чтобы ее переварить, нужно переваривать ее через Новый Завет.

http://radonezh.ru/text/ne-mogli-by-vy-s...

 - Мы слушаем вас. Вы в эфире.  -Раба божия Валентина. Батюшка, вы сейчас сказали, что мы должны страдать, и тем самым мы очищаемся. Ну что же мы, садисты, что ли? Вот, такая мысль ко мне пришла. Простите.  -Да. Это вы делаете неправильные выводы из того, что я сказал, потому что вы не поняли, о чем я говорю. Я сказал, что когда мы испытываем боль, то хотим от этого освободиться. То- есть, для нас это реальные переживания. А когда мы не испытываем боли, то- есть, грех нам доставляет боль не потому что мы садисты, а потому, что мы не хотим этого греха, но он доставляет нам боль и неудобство. Ведь посмотрите, как святые это переживали. Казалось бы человек светится уже, есть такие, которые светились, излучали свет, а говорили: я еще не начинал своего подвига. Почему он так говорил, причем совершенно искренне? Потому что тот свет, который он стяжал, эта святость, она обнажала его греховность. А это очень больно. Понимаете? Ведь когда человек живет в грехе, то в этой тьме это не доставляет ему страданий. Потому что нет света, кругом одна тьма. Все ровно. А когда страдания возникают, возникает боль, то от нее хочется избавиться. И тогда человек начинает этот путь восхождения. У него появляется жажда другой жизни. Потому что он увидел эту жизнь, реально увидел это световое состояние человека. И он не хочет возвращаться в эту тьму.  А когда человек не приобщился, не понюхал того, о чем мы говорил, то для него все ровно. Он может писать об этих грехах, говорить об этих грехах, он может жить по Закону, но и очень легко может обойти этот Закон, сказав: это жертва Богу. Человеческий разум так устроен, что он может обойти Закон, но благодать обойти невозможно, потому что свет, когда он приходит в человека, то устраивает землетрясение в человеке, трясение этой греховной бездны.  - Мы слушаем вас. Вы в эфире.  -Добрый вечер, батюшка. С праздником.  -Добрый вечер.  -Раба божия Ирина. У меня вопрос по Евангелию. Вот такие слова: «Светильник для тела есть око. Итак, если око твое будет чисто, то всё тело твое будет светло; если же око твое будет худо, то всё тело твое будет темно». Что имеется в виду? Когда я читаю это, то возникают какие-то ассоциации, и не могу понять, о чем конкретно идет речь.

http://radonezh.ru/text/ne-mogli-by-vy-s...

Божии соединились между собою узами мира, утвердили изложение веры, составленное блаженными отцами в Никее, и уничтожили все возникшие соблазны, мы старались убедить единомысленных с Кириллом египетским и подписавших составленные им еретические главы епископов, чтобы они, сохранив изложение составленное в Никее, осудили эти явно противные православной вере главы, как определено было от христолюбезнейших наших императоров. Но, не в состоянии быв убедить их в этом, по причине их нечестивых предубеждений, мы, следуя правой вере отцов и не дозволяя примешивать к ней ничего чуждого, принуждены были изложить ее письменно и утвердить наше исповедание подписанием. Ибо изложения в сих немногих словах достаточно для полного уразумения благочестия, для указания пути истины и для обличения нечестивого еретического заблуждения. Это изложение веры состоит в следующем. Веруем во единого Бога, Отца вседержителя, творца всего видимого и невидимого, и во единого Господа Иисуса Христа Сына Божия, рожденного от Отца, единородного, т. е. от сущности Отца, Бога от Бога, Свет от Света, Бога истинного от Бога истинного, рожденного, несотворенного, единосущного Отцу, через коего сотворено все на небе и на земле, который ради нас людей и ради нашего спасения сошел, воплотился и вочеловечился, пострадал и в третий день воскрес, и возшел на небеса, и воссел одесную Отца, и имеет придти судить живых и мертвых, и в Духа Святого. А тех, которые говорят, что было некогда время, когда Его не было и Его не было прежде, нежели родился, и что Он сотворен из ничего, или из какой-либо субстанции, или сущности, или утверждают, что Сын Божий изменяем или прелагаем, анафематствует кафолическая и апостольская церковь . От знаменитейшего Кандидиана, уведомившего наше благочестие, мы узнали, что в ефесской митрополии некоторые дела произведены в беспорядке и не так, как следовало. Ибо и не все, как предписано было, сошлись благочестивейшие епископы, когда епископ великого града Антиохии с другими митрополитами уже приближался, и те, которые собрались, не совещались вместе, не соглашались между собою, и дела, касающегося веры, не исследовали должным образом, или как предписывалось в посланных нами священных посланиях, так что ясно видно, что одни другими были оскорблены, по причине сильного пристрастия всех к своим мнениям.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Будем все бодрствовать и беречься тех лжеапостолов, которые приходят к нам в одеждах овчих, чтобы прельщать простых и неопытных наших братии разными коварными обещаниями! Они все для себя считают позволенным и допускают единение церквей, под условием признания римского папы верховным и непогрешимым главою и неограниченным повелителем всей Церкви, единственным на земле наместником Христа и источником всякой благодати. Особенно же мы, благодарю и милостью Божьею поставленные епископами, пастырями и учителями святых Божиих церквей, будем внимать себе и всему стаду, в котором Дух Святой поставил насблюстителями, пасти Церковь Господа и Бога, которую Он приобрел Себе Кровию Своею ( Деян. 20:28 ), ибо мы дадим ответ. Посему будем увещевать друг друга и назидать один другого (1 Фессал. 5:11). Бог же всякий благодати, призвавший нас в вечную Свою славу во Христе Иисусе… да совершит нас, да утвердит, да укрепит, да соделает непоколебимыми ( 1Петр. 5:10 ) и даст просвещение светом благодати Его и познания истины всем, которые – далеко вне единой святой соборной и православной паствы словесных Его овец. Ему слава и держава во веки веков. Аминь. Патриарх Константинопольский Анфим. Митрополиты : Кизический Никодим; Никейский Иероним; Брусский Нафанаил; Смирнский Василий; Филадельфшский Стефан; Лемносский Афанасий. Диррахийский Виссарион. Велеградский Дорофей. Елассонский Никодим. Карпатский и Кассийский Софроний. Елевферопольский Дионисий. 1 Характерный пример – статья проф. П. П. Пономарева и В. А. Керенского «Книги символические вообще и в Русской Православной Церкви в частности» и Богословской энциклопедии, т. XII, СПб., 1911, кол. 1–107. 2 Вопрос об инославных влияниях на исповедания веры XVII в. рассматривается им в его труде «τεροδοξοι επιδρασεις επι τας ομολογας το ΙΖ αιωνος»; в журнале «Νεα Σιον» 29 (1947) с. 40–49, 68–83, 175–186, 235–242; (1948) с. 45–50, 111–120, 167–174, 226–251, 280–288; (1949) с. 33–40; (1960) с. 1–10. 3 Ιωαννου Ν. Καρμιρη. Τα Δογματικα κα Συμβολικα Μνημεια τς Ορθοδοξου καθολικης κκλησας.

http://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Krivos...

В вас, - говорит ап. Павел, - должны быть те же чувствования, какие и во Христе Иисусе: Он, будучи образом Божиим, не почитал хищением быть равным Богу; но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек; смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной (Флп. 2:5-7). Этот момент " самоуничижения " , " истощения " Божества подчеркивает особенно в святоотеческих творениях александрийская школа. " Слово человеческое истощается, будучи по природе неистощимым. Бесплотный воплощается, ибо Слово плоть быстъ... " " Будучи Богом, Сыном Отца, и человеком, рождается по плоти от жены и принимает образ рабства, т.е. человечества. Он, Который был в образе Бога и Отца, в Котором и из Которого все, Который всего Творец " (Кирилл Александрийский). И в этом акте добровольной жертвы нет для Божества никакого унижения или умаления Его достоинства. Нет, потому что нет предела Божественной Любви, нет, потому что все, созданное Богом, свято по своей природе, и грех лишь исказил ее существо " . " Нет ничего бесчестного для зодчего жить в доме, который он построил; глина не служит к порицанию горшечника, когда он устрояет какой-нибудь сосуд " . " Бога не оскверняет то, что Он Сам устроил, и Он не подвергает Себя нечистоте, когда Он воплощается ( " Беседа Прокла Кизического " ). " Но, может быть, кто-нибудь скажет, что недостойно и унизительно для Бога Слова проливать слезы, страшиться смерти, избегать чего-либо... Но в том-то и состоит обнищание, которое Он добровольно принял за нас. Если тебе кажется столь недостойным унижение обнищания, то тем более удивляйся Божественной Любви и не называй уничижительным добровольное обнищание ради тебя. Назывался Сыном по-человечески, чтобы через Него могли стать сынами Божиими люди " (Кирилл Александрийский). Христос не только проходит земную человеческую жизнь вплоть до крестных страданий, Он совершает и последний акт Божественной любви - проходит через смерть, чтобы оживотворить всех своим воскресением. А если Христос не воскрес, то вера ваша тщетна: вы еще во грехах ваших. Поэтому и умершие во Христе погибли. И если мы в этой только жизни надеемся на Христа, то мы несчастнее всех человеков. Но Христос воскрес из мертвых, первенец из умерших. Ибо, как смерть, через человека, так через человека и воскресение мертвых (1 Кор. 15:17-21). Этой религиозной диалектикой в отношении Бога и мира, этой внутренней связью Бога со всей тварью достигается внутреннее освящение всего бытия, всего тварного мира. Жертвенное нисхождение Бога в мир есть осуществление дела спасения и преображения мира. Ни в дохристианских религиозных учениях, ни в современных философских учениях нет и не было ничего подобного по глубине мысли, говорит по этому поводу еп. Хрисанф в цитированном уже классическом своем труде.

http://lib.pravmir.ru/library/readbook/2...

е. в дохрист. эпоху. Точно так же (в синодальном переводе «вождь воинства Господня», в LXX ρχιστρτηγος δυνμεως κυρου) назван муж с обнаженным мечом, явившийся недалеко от Иерихона Иисусу Навину (Нав 5. 13-14), что позволяло христианским и иудейским комментаторам отождествлять этого мужа с М. ( Hannah. 1999. P. 39-40). В Новом Завете В Послании Иуды о М. сообщается следующее: «Михаил Архангел, когда говорил с диаволом, споря о Моисеевом теле, не смел произнести укоризненного суда, но сказал: «да запретит тебе Господь»» (Иуд 9). По свидетельству Оригена ( Orig. De princip. III 2. 1) и Геласия Кизического ( Gelas. Cyzic. Hist. eccl. 2. 21. 7-8), здесь имеется в виду рассказ о споре М. с диаволом, содержавшийся в несохранившемся окончании «Завещания Моисея» (или «Успения Моисея», подробнее см. в ст. Завещания апокрифические ), причем текст, приводимый в «Церковной истории» Геласия, практически дословно совпадает с Иуд 9. Слова М., обращенные к диаволу, сопоставляют также с видением прор. Захарии: «И показал он мне Иисуса, великого иерея, стоящего перед Ангелом Господним, и сатану, стоящего по правую руку его, чтобы противодействовать ему. И сказал Господь сатане: Господь да запретит тебе, сатана, да запретит тебе Господь, избравший Иерусалим! не головня ли он, исторгнутая из огня?» (Зах 3. 1-2). Присутствие Ангела Господня и слов «Господь да запретит тебе, сатана» позволяет предположить, что видение прор. Захарии повлияло на текст «Завещания Моисея» ( Tromp. 1993. P. 273). Уже в иудейской лит-ре эпохи Второго храма для М. характерна роль психопомпа (греч. ψυχοπομπς - проводник душ): он принимает души праведников и сопровождает их на небеса ( Hannah. 1999. P. 46). В Апокалипсисе М. упомянут лишь однажды, причем это единственное место книги, где ангел назван по имени. Рассказывается об участии М. в происшедшей на небе войне с драконом: «Михаил и Ангелы его воевали против дракона, и дракон и ангелы его воевали против них, но не устояли, и не нашлось уже для них места на небе» (Откр 12. 7-8). Войско М. побеждает: «...низвержен был великий дракон, древний змий, называемый диаволом и сатаною, обольщающий всю вселенную, низвержен на землю, и ангелы его низвержены с ним» (Откр 12. 9). Здесь М. не назван архистратигом, однако его функция (военачальник ангельского войска) лучше всего могла бы быть обозначена именно этим титулом. В рукописях Мёртвого моря

http://pravenc.ru/text/2563460.html

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010