Никогда не оставлял их Учитель, о котором повелено было им проповедовать; всегда был с ними Господь и Учитель; но и во время учительства своего они никогда не были оставляемы своим Учителем. Учил Тот, который послал их; учил Тот, который говорил им, чему они должны учить; учил Тот, который утверждает, что Его самого слушают в учениках Его. Это попечение о заповеданной (апостолам) проповеди перешло ко всем священникам Господним: по наследственному праву на это попечение, мы обязуемся, где бы кто ни жил, повсюду проповедовать, вместо них, имя Господа, так как им сказано: шедше, научите вся языки ( Мф. 28, 19 ). На это должно обратить внимание и ваше братство, так как Тот, который всем (апостолам) дал такое повеление, хочет, чтобы и мы все исполняли его; посему необходимо, чтобы мы охотно следовали нашим руководителям. Все возмем на себя труды тех, которым все мы наследовали в чести; будем подражать их усердию в проповеди, после которой, по словам апостола, мы не должны прелагаться во ино благовествование ( Гал. 1, 6 ). Хранение преданного не маловажнее того, что сделал предающий. Они положили семя веры; наше же попечение должно блюсти его, чтобы неповрежденный и обильный плод нашел в пришествие свое наш Домовладыка, которому одному усвояется и плодоносие апостолов. Ибо, по словам Сосуда избрания, ни насаждаяй есть что, ни напаяяй, но возращаяй Бог ( 1Кор. 3, 7 ). Итак, общими силами должно стараться сохранить то, что нам вверено и что, чрез апостольское преемство, дошло до ныне. От нас требуется, чтобы мы поступали по примеру апостола. Ибо теперь не лицо чье-нибудь, но вера наша призывается на суд. Должно взять духовное оружие, (потому что теперь происходит брань умов, на которой бросаются стрелы слов), чтобы пребыть в вере Царя нашего. Этому поучает ныне блаженный апостол Павел всех, собравшихся там, где он повелел пребывать Тимофею. Итак, одно и тоже место, одно и тоже дело требует того же самого и служения. И мы теперь должны делать и иметь предметом попечений тоже, что он (апостол) поручил тогда делать (Тимофею).

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Ибо люди тогда уверовали, что Он есть Бог по естеству, что Он же снова действует Духом своим: посему и сказал Он: яко от моего приимет, и возветит вам ( Иоан. 16, 14 ). Впрочем этим мы не говорим, будто Дух мудр и силен по заимствованию ( εκ μετχης) (от другого лица): ибо Он всесовершен и не нуждается ни в каком благе. Но как Он есть Дух Силы и Мудрости Отчей, то есть, Сына: то по этому самому Он есть Мудрость и Сила. XI. И как святая Дева по плоти родила Бога, соединившегося с плотию в (единую) ипостась: поэтому мы и говорим, что она есть Богородица, не в том впрочем смысле, будто естество Слова имеет начало бытия от плоти (ибо в начале бе, и Бог бе Слово, и Слово бе к Богу, Иоан. 1, 1 ., и само Оно есть творец веков, совечно Отцу и создатель всего), но в том, что Слово, как мы уже прежде говорили, приняв человеческое естество в личное с собою единение, претерпело плотское рождение из Ее ложесн, не потому опять, будто ради собственного естества имело необходимость во временном рождении, в последния времена мира, но для того, чтобы благословить самое начало нашего бытия, чтобы с рождением Его, соединившегося с плотию, от жены, прекратилась наконец клятва над всем человеческим родом, предающая земные наши тела смерти, чтобы с упразднением чрез Него приговора: в болезнех родиши чада ( Быт. 3, 16 ) оправдалось сказанное у пророка: пожерта будет смерть возмогши; и опять: отъят Бог всякую слезу от всякого лица (Исаии 25, 8). Мы говорим, что для этой же цели Он по особому устроению сам благословил брак, и, когда пригласили его вместе со святыми апостолами, отправился в Кану галилейскую. Так думать мы научены святыми апостолами и евангелистами и всем богодухновенным Писанием и истинным исповеданием блаженных отцов. Все это должно принять и твое благоговеинство, и принять без всякого коварства. А что твоему благоговеинству необходимо предать анафеме, то изложено ниже, в прибавлении к нашему посланию. 1) Кто не исповедует Еммануила истинным Богом и посему святую Деву Богородицею, так как она по плоти родила Слово, сущее от Бога, ставшее плотию: да будет анафема.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Но Христос изобличит неразумие таковых, или, лучше сказать, уже изобличил. Ибо богохульные уста заграждены, и умолк язык нечестивейший; не произнесет он более хулений на Христа со властию учительскою и священноначальственною. И те, которые дружбу с ним (Несторием.) предпочитали любви ко Христу, покрылись теперь стыдом и бесчестием, – и по справедливости. Но хотя враг уже низложен, и нам остается теперь немного трудов, но и для сего мы имеем нужду в ваших к Богу молитвах. Необходимо вам, посвятившим жизнь свою Богу, молиться, воздеюще преподобные руце ( 1Тим. 2, 8 ) и чаще делать это за нас. Припомните, что когда Иисус Навин с избранными израильтянами сражался против Амалика, блаженный Моисей, воздвигши руки к небу, испрашивал у Бога победы над врагами. Да подвизается и ваше благочестие в молитве, вспомоществуйте, как истинные чада, вашим отцам, истребившим лжеучение Нестория, как некую заразительную язву, – дабы содержа веру непорочную и неповрежденную и чуждую всякой укоризны, благоугодить нам Христу, все ради нас и за нас претерпевшему. Порадуйте нас своими письмами: они будут для нас великим утешением. Желаю здравствовать вам возлюбленные и вожделениейшие братия. Беседа Ригина, епископа города Констанции на о. Кипре, говоренная в Ефесе, по низложении Нестория. – И так как тайновидец уже изобразил тебя (Нестория), когда сказал: како спаде с небесе денница, восходящая заутра ( Ис. 14, 12 ), и: како паде Вавилон ( Апок. 18 ): то ни с кем другим не приходится сравнить тебя, как с иудеями, убившими Господа, которых нечестие ты возобновил. Ибо они были некогда уделом Божиим, и закон приняли, и удостоены всыновления ( Втор. 32 9. Рим. 9. 4 ), и наслаждались бесчисленными благами; но когда, так сказать, опьянели от благодеяний, то услышали от Бога слова: сыны родих, и возвысих, тии же отвергошася Мене, ( Ис. 1, 2 ). Каким еще именем по всей справедливости можно бы назвать тебя? – Окаянным Каином.? – но его преступление маловажнее твоего. Жалким Хамом, осмеявшим наготу отца? – Но если (даже) грехи содомлян сравнить с твоими хулами, то надо сказать: оправдися Содома паче тебе (Иезек.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

VIII. Что касается до изречений нашего Спасителя, заключающихся в евангелиях, то мы не относим их раздельно ни к двум существам ни к двум лицам. Ибо един и единый только Христос, хотя и признается соединенным в нераздельное единство из двух и притом различных естеств, не есть сугуб; подобно как и человек признается состоящим из души и тела, однако ж не двойным, но единым из той и другого. Рассуждая по надлежащему, мы полагаем, что единым (Христом) сказаны человеческие и вместе божеские изречения. Именно, когда Он говорит о Себе богоприлично: видивый Мене, виде Отца ( Иоан. 14,9 ), и: Аз и Отец едино есма ( Иоан. 10, 30 ), то мы разумеем Его божеское, неизреченное естество, по которому Он и есть едино со Отцом своим, и по тождеству сущности, есть образ и начертание и сияние славы Его ( Евр. 1, 3 ). Когда же, не находя бесчестия в человеческом естестве, говорит иудеям: ныне же ищете Мене убити, человека, иже истину вам глаголах ( Иоан. 8, 40 ), мы опять и из свойств Его человечества неменее признаем Его Богом, равным и подобным Отцу. Ибо если необходимо веровать, что истинный по естеству Бог стал плотию, т. е. человеком, одушевленным разумною душою, то какое кто имеет основание стыдиться таких Его речений, кои были бы и человеку приличны? Если бы Он отказывался от речений, приличных человеку, то кто бы принудил Его стать подобным нам человеком? А когда Он ради нас низвел Себя в добровольное уничижение, то по какой причине Ему отказываться от речений, приличных уничижению? Итак, все заключающиеся в евангелиях изречения должно относить к единому лицу, к единой воплощенной ипостаси Слова. Ибо, по Писанию, един Господь Иисус Христос ( 1Кор. 8, 6 ). IX. Хотя Христос называется посланником и первосвященником исповедания нашего ( Евр. 3, 1 ), как священнодействующий пред Богом и Отцом в исповедании веры, приносимом нами Ему и чрез Него Богу Отцу и даже св. Духу, не смотря на то мы говорим, что Он по естеству есть Сын Божий единородный, и как имя, так и самое совершение священства не приписываем человеку, отдельному от Него.

http://azbyka.ru/otechnik/pravila/dejani...

Не так было в Понте и Асии. Так, когда около 426–427 гг. Сисинний Константинопольский назначил Прокла на Кизическую кафедру, так что тот становился митрополитом Геллеспонтским, это вызвало непреодолимое противодействие местных жителей, которые поставили своего собственного кандидата. Тем не менее, согласно Сократу, существовал закон, предписывавший не совершать архиерейских хиротоний без согласия Константинополя; однако создается впечатление, что это было частное постановление, вынесенное в пользу одного только Аттика (... ς A­ ττικω μνω εις πρσωπον παρασχεθντος) 1491 . Тем не менее на Халкидонском Соборе Диоген Кизический был одним из убежденных сторонников прав Константинополя в отношении хиротоний митрополитов 1492 . Его точку зрения не разделяли епископы провинции Асии, которые требовали соблюдения правил, ссылаясь, по-видимому, на правила, принятые Никейским, Антиохийским и Лаодикийским Соборами 1493 . Что касается Понтийского диоцеза, то там привилегии Константинополя в вопросе хиротоний не считались его формально утвержденными правами, доказательством тому служит отказ одобрить резолюцию со стороны Евсевия Анкирского и Фалассия Кесарийского 1494 . Существовал конфликт между двумя концепциями церковного устройства: согласно нормам древнего права, каждая провинция обычно имела автокефалию; исключениями, число которых было к тому же строго ограниченным, являлись Рим, Александрия и Антиохия. Согласно новому праву, нормы которого еще не получили официальной санкции, развивалась тенденция к широкому контролю со стороны основных кафедр над обширными областями. Этот процесс позднее привел к образованию патриархатов. Данное явление наблюдалось вокруг всех упомянутых кафедр, и непонятно, почему некоторые римско-католические ученые сосредоточили свою критику только на Константинопольской кафедре 1495 . В постановлении признавалась, таким образом, за архиепископом нового Рима юрисдикция, превосходящая митрополичью, в диоцезах Понта, Асии и Фракии, причем за митрополитами этих территорий сохранялись их прерогативы в отношении назначения епископов.

http://azbyka.ru/otechnik/Petr_lyuile/pr...

6 сентября 1439 г. император прибыл в Венецию, а оттуда 1 февраля 1440 г. – в Константинополь. Здесь василевса ждало страшное горе – скончалась его супруга, императрица Мария, о чем царю заранее не сообщили 866 . Делегацию встречали толпы константинопольцев, жадно вопрошавших о результатах Собора. Некоторые предварительные слухи уже просочились в византийскую столицу и лишь усилили любопытство и тревогу. Когда архиереи стали спускаться с корабля, их засьтали вопросами. В волнении и отчаянии они отвечали: «Мы продали нашу веру, променяли благочестие на нечестие, предали чистую Жертву и стали опресночниками». Их недоуменно спрашивали: «Почему?» В ответ неслось нестройное: «Мы боялись франков». «Они пытали вас? Угрожали?» – «Нет! И пусть будет отсечена моя десница, которая подписала, и вырван мой язык, который исповедал». Народ разочарованно расходился по домам. Прошло три месяца. Сраженный горем по покойной супруге, император не обращал внимания на то, что имя папы по-прежнему не произносится на Литургии, а акты Ферраро-Флорентийского собора нигде не упоминались. Более того, некоторые священники-ортодоксы позволили себе не поминать на Литургии имя василевса – кощунственное преступление! Но царь не желал их наказывать, думая больше о мире и порядке в Восточной церкви, чем о карах непослушных. Нужно было выбирать нового Константинопольского архиерея, и он предложил кафедру св. Марку Эфесскому ; тот категорично отказался. Другие кандидаты, названные царем, также отказывались становиться патриархами, поскольку не желали принимать унию. Наконец, 4 мая 1440 г. решением василевса Константинопольским архиереем назначили Митрофана (1440–1443), митрополита Кизического. Первоначально казалось, что теперь вопрос о реципировании Ферраро-Флорентийской унии православным сознанием будет решен безболезненно. Даже то обстоятельство, что Виссарион Никейский и Исидор Московский вскоре перешли в лоно Римско-католической церкви и приняли сан кардиналов, первоначально не произвело большого фурора на Востоке. На самом деле сам Виссарион не считал свой поступок предательством Восточной церкви. Встретив враждебность по отношению к себе после приезда из Флоренции, он, любимец греков, посчитал, что в Италии принесет пользы своей родине гораздо больше 867 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Мы перечислим здесь эти труды по авторам их, о которых мы имеем, по большей части, лишь весьма скудные сведения. 2. Евстафий патриций Ромейский. – Из одной новеллы Василия Болгаробойцы (или, может быть, из вставленной в нее схолии) видно, что Евстафий происходил из знаменитой византийской фамилии Малеинов и был сын патриция Константина Малеина ( Mαλενος) 1764 . Вероятно еще в царствование Никифора Фоки (936–969) он уже был судьей (λιτς κριτς) 1765 . Затем он постепенно приобретает звания: экзактора 1766 , квестора 1767 , протоспафария 1768 , мистика 1769 и, наконец, магистра 1770 и патриция 1771 . Евстафий дожил до глубокой старости и умер, вероятно, в царствование Константина. Он был отличным юристом своего времени. От него многое сохранилось в схолиях к Василикам. Сборник, называемый Пερα, как мы знаем, выбран из его судебных решений и мнений. К многочисленным его «памятям» или памятным запискам, излагающим его мнения и решения, относится и мнение о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами (πμνημα περ δο ξαδλφων λαβντων δο ξαδλφας). Мнение это подписано судьями и потому имеет характер официального решения. Составлена эта записка в 1025 году 1772 . 3. Димитрий Синкелл, митрополит Кизический. – Димитрий был сначала членом квесторского суда в Константинополе, когда в нем председателем был Евстафий патриций, в качестве Мистика, как это видно из одного трактата, надписанного именем Димитрия, где между прочим находится следующее выражение: δκα γρ κα πτ τη κοιαστωρι ντι ξυπηρετσαμεν τ μακαρτ κυρ μου τ Μυ στικ (Εвстафию) 1773 . Конечно на основании этих слов Цахариэ утверждал, что трактат этот принадлежит составителю Пиры, а не Димитрию синкеллу 1774 . Но на основании этого же места проф. Павлов гораздо справедливее предполагает, что именно Димитрий, в качестве члена суда, и составил Пиру, выбрав ее из мнений и решений Евстафия 1775 . Действительно, если составителем Пиры был автор упомянутого трактата, а трактат подписывается именем Димитрия, митрополита Кизического, то отсюда прямо следует, что автором Пиры был не кто иной, как Димитрий.

http://azbyka.ru/otechnik/Mihail_Ostroum...

Канонические ответы были написаны: Дмитрием Синкеллом, митрополитом кизическим, хартофилаксами Петром, Никитой и Никифором, Феодором Вальсаманом, Дмитрием Хоматином, архиепископом охридским и др. Рассуждения, заносившиеся в канонические сборники, принадлежат Федору Вальсамону, Зонаре и др. лицам. Даже памятная записка светского юриста патриция Евстафия Романа, о браке двух двоюродных братьев с двумя двоюродными сестрами нашла себе место в ряду канонических статей, заносившихся в церковные сборники. После падения византийской империи, турецкие государственные законы в известной мере составили источник церковного права, а в 60-х годах XIX столетия явились, с утверждения турецкой власти, общие канонические уставы () касательно избрания патриарха и епископов, устройства синода и смешанного совета, монастырей и проч., составленные особым церковным представительством, состоящим из духовенства и мирян. В последнее время (в 1880 г.) был пример конкордата, заключенного между австро-венгерским правительством и константинопольским патриархом по церковным делам Боснии и Герцеговины. В выделившейся из константинопольского патриархата церкви греческого королевства важный источник, определивший устройство и управление новообразованной церкви, составили государственные законы, изданные в 50-х годах прошлого столетия. Государственными же законами или уставами, получившими утверждение государственной власти, определилось устройство и управление церквей в Сербии, Румынии и в болгарском экзархате. В трех независимых церквей, существующих в пределах Австро-Венгрии (карловацкой, трансильванской и буковинско-далматинской), нормы церковного права устанавливаются отчасти государственными законами, отчасти синодами, состоящими из архиереев, или соборами или конгрессами, составляющимися из духовенства и мирян. § 62. Византийские толкователи. Канонический материал, составившийся в течение предшествующего периода, потребовал объяснительных работ, так как смысл древних канонов, переживших несколько столетий, потерял во многих случаях ясность, и к тому же, вследствие включения в канонический свод канонов, возникших в разное время и в разных странах, оказались каноны, противоречащие одни другим.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Suvoro...

Радуйтеся, яко имена ваши преславны; радуйтеся, яко мощи ваши целебны. Радуйтеся, прехвальнии мученицы Христовы девяточисленнии. Кондак 13 О добропобеднии и многострадальнии мученицы Христовы девяточисленнии, милостивно приимите от нас грешных, возносимое вам ныне хвалебное песнословие; и, яко предстоятелие горния славы, имущии дерзновение многое ко Христу Богу нашему, помяните нас недостойных, ублажающих вас любовию и чтущих ваша чудныя подвиги; испросите нам у Господа оставление грехов, в вере утверждение, в добрых делех укрепление, от бед и напастей избавление, да всегда благодарными усты воспеваем Богу: Аллилуиа. [Сей кондак глаголется трижды.] [Далее повторяем 1е икос и кондак:] Икос 1 Яко Ангели премирнии, вознесшеся мыслию от земных к небесным, ко Христу, Владыце всех, непрестанно веры очима взирающе, мученицы святии, Руфе, Антипатре, Феогниде, Феостише, Артемо, Магне, Феодоте, Фавмасие и Филимоне, посреде кумирослужителей града Кизическаго исповедасте себе безбоязненно христианы быти и, силою Божиею укрепляеми, многия муки мужественне за Христа претерпесте и под меч главы ваша преклонисте, темже, ублажающе страдания ваша и усекновение, глаголем: Радуйтеся, земныя радости презревшии; радуйтеся, благ небесных возжелевшии. Радуйтеся, исповедницы Христовы непобедимии; радуйтеся, веру непорочну соблюдшии. Радуйтеся, страсти Христове последовавшии; радуйтеся, смерть Христову смертию своею подражавшии. Радуйтеся, силою Воскресшаго державу адову поправшии; радуйтеся, победныя венцы приимшии. Радуйтеся, прехвальнии мученицы Христовы девяточисленнии. Кондак 1 Избраннии от Царя Сил, Господа Иисуса, страстотерпцы Христовы девяточисленнии, от различных стран в граде Кизице во едино собраннии и Христа дерзновенне, мук и смерти не убоявшеся, исповедавшии, торжествуем духовне во святем празднице вашем и, воспевающе благодатную терпения вашего доблесть, молим вас, вои Христовы многострадальнии и утвержденнии в воли Христовей, и нам спасения испросите, зовущим: Радуйтеся, прехвальни мученицы Христовы девяточисленнии. Молитва

http://azbyka.ru/molitvoslov/akafist-svj...

предложить Вашему любезному Преосвященству, дабы Вы, содействуя Нам в соблюдении церковного благочиния, озаботились бы тем, чтобы гостящие здесь русские клирики во время богослужения, в проповедях и вообще избегали бы проявлений политического свойства, равно как и возношения имен и особ, указывающих на политические упования и предпочтения и потому могущих причинить Церкви серьезнейший вред» 788 . Вслед за тем Вселенской Патриархией была создана следственная комиссия, во время работы которой русские архиепископы должны были воздержаться от священнодействий и распоряжений административного характера. Следствием деятельности комиссии стало постановление греческого Синода от 30 апреля 1924 г. Согласно этому постановлению, управление русской колонией передавалось одному из клириков, который по старшинству следовал за архиепископами Анастасием и Александром. Этот клирик должен был представить в Патриархию список находящихся в Турции священнослужителей-эмигрантов. Ему также предписывалось, чтобы он «впредь по всем церковным вопросам сносился с Великим Протосинкелом, получая только от него надлежащие указания; чтобы он и остальные русские клирики при священнослужениях поминали только имя Вселенского Патриарха как Архиепископа Константинопольского и чтобы он, как и остальные, безусловно воздерживался от всякого вмешательства в вопросы, чуждые церковного характера» 789 . В переводе с дипломатического языка это означало для русских священнослужителей разрыв с Зарубежным Синодом, отказ от обличения большевистских преступлений и прекращение поминовения Патриарха Тихона. Константинопольская Патриархия высказалась и против Архиерейского Синода РПЦЗ в целом, как действующего «в чужой церковной области» и не имеющего «канонической силы». В документе говорилось также, что Вселенская Патриархия не давала своего благословения на деятельность Зарубежного Синода, о чем было решено сообщить «церковным властям в Москве», а также Сербскому Патриарху 790 . Свой голос к хору недругов Зарубежной Церкви присоединил и митрополит Кизический Каллиник.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010