И когда она отошла из этого мира, случилось вот что: для отпевания ее необходимо было перенести в церковь , но, когда понесли тело ее на носилках, прилетела большая стая голубей и стала летать над ней, сопровождая, таким образом, совсем близко (ту процессию). Когда ее внесли в церковь , вся стая, как видели, уселась на кровле того здания и улетела в небеса, когда ее отпели. Не случайно звали ту деву Георгией 81 : она так взрастила свой разум благочестием, что, принеся плод девства вшестьдесят крат 82 и отойдя в вечность, удостоилась небесных почестей. Глава 34. О сломанной гробнице в церкви святого Венеранда В базилике святого Венеранда 83 , соседствующей с церковью святого Иллидия, была устроена подземная крипта (тогда уже она частично обрушилась), в западной части которой было много гробниц, высеченных из паросского мрамора. В них покоились неизвестные святые мужи и жены. Несомненно, они были христианами – это явно следует из надгробных надписей на их могилах, в которых повествуется о чудесах Господа и апостолов 84 . Примерно в то же время, когда Георгий Веллавий захватил власть в Арверне 85 , часть (свода) того подземелья, размытая дождевыми водами по причине долговременного нерадения, обрушилась на один саркофаг и разбила его крышку на части. В нем лежала девушка – тело ее настолько сохранилось, будто бы она только что была взята из этого мира. Ведь лицо ее и руки, и другие части тела, и длинные пышные кудри были совершенно не тронуты тлением. Думаю, что она была умащена благовониями – и шерстяное 86 одеяние, которым плотно покрывают усопших, также, как и сама она, нимало не истлело и даже не почернело. Что же далее? Она явилась настолько неповрежденной, что скорее казалась спящей, чем умершей. Утверждали некоторые из наших, что белизна шелкового одеяния переходила в сияние ее тела. А еще говорили, что были в гробнице золотые деньги и ожерелья и что их унесли втайне от епископа: так что у нас не осталось никакого свидетельства ни о времени ее жизни, ни о имени, ни о положении – никаких сведений.

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

По словам матушки Магдалины, св. Нектарий часто покидал землю и возносился в небеса во время служения Литургии. Нам рассказывали, что однажды во время пения Херувимской, когда Святитель произносил великую молитву “Никтоже достоин от связавшихся плотскими сластьми и похотьми придити, или приближитися, или служити Тебе, Царю славы...”, его видели возносящимся вверх, как бы выходящим из своего смертного тела, из мира, и словно парящим в воздухе. Человек, находившийся рядом, вынужден был еще и еще раз вновь произносить слова Херувимской песни. И так как Святой не спускался со своей высоты, он коснулся его рукой, после чего Нектарий как бы пришел в себя. Позднее он сказал этому человеку: – Когда я углубляюсь в созерцание, не беспокой меня, а только укажи пальцем то место молитвы, на котором я остановился, и жди. Молящиеся же в храме ничего из этого не могли видеть, поскольку Святитель служил при закрытых Царских вратах. Восхищение на небеса, подобное пережитому св. Апостолом Павлом, является одной из самых великих даров. Человеческое существо возносится на небеса не на крыльях воображения, а неизреченной силой Духа Святого. Великий учитель православной духовности св. Варсонофий говорит, что Любовь возносит до седьмого неба тех, кто обладает ею. Вначале в человека вселяется Дух Святой, Который учит его многому, в том числе умению смиряться. Затем человек, охваченный огнем Божественной любви, возносится на первое небо, затем на второе и постепенно, если не ослабевает в своем усердии, и на седьмое. Там он может созерцать неизреченные и страшные вещи, понять которые не может никто, кроме тех, кому удается достичь этой степени... “Я никогда не забуду, – пишет игумен Паросской обители Животворящий Источник, – Святителя, входящего в алтарь, особенно ночью во время утрени. Каждый раз, приходя в монастырь и присутствуя на службе в алтаре, я наблюдал Святителя в земном поклоне перед Распятием, обхватившего руками св. Крест и молящегося с глубокими воздыханиями. Такова была его сердечная любовь к Богу. И такая же любовь горела в нем по отношению к ближним...”

http://azbyka.ru/otechnik/Nektarij_Egins...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОСИФ [румын. Iosif] (ок. 1750, с. Малая, совр. жудец Вылча, Румыния - 27.10.1820, Бухарест), еп. Арджешский, книжник и издатель. Родители И. в старости приняли монашеский постриг. С детских лет И. пребывал в скиту Турну, где в схиме скончалась его мать. Скорее всего именно здесь И. был пострижен в монашество. Перешел в мон-рь Козия для обучения грамоте и греч. языку. Наставником И., как предполагают, был Рафаил, известный справщик книг, печатавшихся в Рымникской типографии в сер. XVIII в. Еп. Рымникский Кесарий, рукоположив И. во диакона, приблизил его к себе в качестве помощника при печатании богослужебных книг. Преемник еп. Кесария на кафедре еп. Рымникский Филарет рукоположил И. во иерея и возвел в чин протосинкелла. И. стал игуменом мон-ря св. Димитрия в г. Крайова, бывшим в то время подворьем Рымникской епископии. В нач. 1792 г. с благословения Вселенской Патриархии был избран титулярным епископом Севастийским, 13 дек. 1793 г.- 1-м епископом основанной 18 окт. 1793 г. Арджешской епархии. Возглавлял кафедру до своей кончины. В 1809 г. экзарх Молдавии, Валахии и Бессарабии Гавриил (Банулеску-Бодони) назначил И. эфором монастырей Валашского княжества; в следующем году, после оставления кафедры митр. Досифеем (Филитти) , И. было поручено управлять имуществом Унгро-Влахийской митрополии. После отъезда митр. Унгро-Влахийского Игнатия из страны И. (с авг. по 16 дек. 1812) до избрания митр. Нектария был местоблюстителем митрополичьей кафедры. Скончался в мон-ре Антим (Всех святых) в Бухаресте и там же близ соборного храма был погребен. Значительна роль И. как переводчика и редактора в издании богослужебной и духовной литературы. B Сибиу вышли перевод книги греческого богослова Неофита Кавсокаливита «Избранные тексты из Псалтири» (Alegere din toat Psaltirea, 1796), Служба свт. Нифонту, патриарху К-польскому (Slujba Sfântului Nifon, 1806), с предисловием И. и др. В Буде были отпечатаны 12 Миней (12 Mineie, 1804-1805), исправленное издание Рымникской типографии 1776-1780 гг. Минеи предназначалось для приходов как в Валахии, так и в Трансильвании. В молдав. Нямецком Вознесенском монастыре были отпечатаны «Представление, или краткое изложение, Божественных догматов веры» (Artare sau adunare pre scurt a dumnezeiestilor dogme ale credinei... 1816), труд греческого богослова Афанасия Паросского, созданный с целью противодействия кальвинистской пропаганде в Трансильвании, «Слово об исхождении Пресвятого Духа...» греческого иером. Макария Макриса (Cuvînt pentru purcederea Prea Sfîntului Duh... 1816), перевод с греч. языка кн. «Краткое толкование антифонов 8 гласов» (Tîlcuirea pe scurt la antifoanele celor 8 glasuri, 1817), Новый Завет (Noul Testament, 1818) и др. Дважды издавался - в университетской типографии Пешта и в Рымнике - Октоих (Octoihul, 1811), в Бухаресте - Триодь Цветная (Penticostarul, 1820) и др.

http://pravenc.ru/text/578473.html

Несомненно, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец при избрании названия для своего сборника имели в виду «Добротолюбие» Оригена, хотя задачи, которые они перед собой ставили, и общий характер работы были принципиально иными. Они стремились создать всеобъемлющий сборник, включающий не только отрывки, но и полные сочинения мн. авторов, представляющих различные аскетические традиции, эпохи и географические области и сочетающихся, как сказано во вступлении прп. Никодима, в гармоничном целом - «Рае отцов» (τν τν Πατρων Παρδεισον) и «златой цепи добродетелей» (Προομιον//Θιλοκαλα. 1957. Τ. 1. Σ. 23). При этом в «Д.» нашлось место и для тех аскетических сочинений Евагрия, в к-рых не отразились его богословские крайности, еще более неприемлемые, чем у Оригена. Прп. Никодим Святогорец. Гравюра. 1819 г. О том, что свт. Макарий Нотара и прп. Никодим Святогорец являются составителями и издателями «Д.», известно прежде всего из Жития прп. Никодима, составленного (в 1812/13) его другом иером. Евфимием, из «Письма» прп. Афанасия Паросского (1721-1813) и из написанного по-славянски 2-го послания прп. Паисия (Величковского) (1722-1794), направленного им Феодосию, архим. мон-ря св. Софрония. Иером. Евфимий сообщает об участии в составлении «Д.» не только Макария, но и прп. Никодима, а в 2 др. источниках упоминается только свт. Макарий. В целом история подготовки «Д.» к изданию может быть представлена следующим образом. Свт. Макарий, с юности имевший особую любовь к святоотеческой письменности, во время посещений Св. Афонской Горы в 1775 и 1777 гг. собрал в разных мон-рях рукописи, которые впосл. вошли в состав «Д.». Посетил он и Ватопедский мон-рь, в б-ке к-рого, по свидетельству прп. Паисия (Величковского), «обрете бесценное сокровище, сиречь книгу о соединении ума со Богом, от всех святых великими ревнителями в древняя времена собранную, и прочия о молитве… книги» (Житие и писания молдавского старца Паисия Величковского. М., 1847. С. 225). Вполне возможно, что, подобно прп. Паисию, свт. Макарий посетил пустынный скит св. Василия, монахи к-рого были заняты переписыванием рукописей аскетико-созерцательного содержания (сочинений прп. Антония Великого , прп. Петра Дамаскина , прп. Григория Синаита и проч.) (Там же. С. 213).

http://pravenc.ru/text/178682.html

903 ζμβυξ – особенно крупные, белые и блестящие жемчужины из Персидского залива (GCedr 623–624). 904 Упоминания о престоле, сделанном из сплава разных драгоценных материалов, есть во многих других источниках: у Георгия Кедрина (GCedr 677), Никиты Хониата (NChonHi 758), Робера де Клари (Robert de Clari. La conquete de Constantinople/ed. P. Lauer. Paris, 1924. P. 84; Робер be Клари. Завоевание Константинополя/пер., ст. и коммент. М. А. Заборова. М., 1986. С. 61) и др., однако данный рецепт явно легендарен. Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... Р. 242, nt. 139) интерпретирует это место как указание на то, что престол был украшен эмалями. 905 Использованное здесь слово χμευσις – «сплав» – С. Манго (Mango С. The art of the Byzantine empire... P. 99), Ж. Дагрон (Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 205, 243, nt. 140) и А. Бергер (Accounts of medieval Constantinople... P. 257) переводят как «эмаль». Как справедливо замечает Ж. Дагрон, этот вид прикладного искусства процветал в Византии в IX-X вв.; эмали вполне могли использоваться для украшения алтаря, как о том свидетельствует Пала д’Оро в соборе Сан Марко в Венеции (см.: La Pala dOro/ed. H. R. Hahnloser, R. Polacco. Venezia, 1994). 907       «Море» – особое литургическое устройство для омовения священных сосудов. См.: Le– merle P. [Rez. von:] Πλλας Δ. θλασσα τν κκλησιν. θνα, 1952//ΒΖ. 1953. Τ. 46. Ρ. 402–404; Dagron G. Constantinople imaginaire... P. 243, nt. 142. Вероятно, то же самое литургическое устрой­ство в алтаре Св. Софии описывает Михаил Солунский, называя его ληνς (Mich. Thess. Soph. 6; см. с. 448–449, примеч. 689). Антоний Новгородец упоминает о том, что в алтаре Св. Софии была вода, поступающая по трубам (Книга паломник... С. 4). 908       В «Сказании» далее следуют слова: «из больших резных позолоченных пластин слоновой кости», которые Т. Прегер (Scriptores originum... P. 96) исключил по соображениям логики даль­нейшего перечисления дверей. 909       Число 365 имеет символическое значение (365 дней года) и используется также ниже (23, 25). Ср. название паросской церкви Экатондапилиани («Стовратная») (см. с. 50, примеч. 163).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Эти флорилегии используют в дальнейшем сторонники колливадов . Первым из ученых святогорцев, выступившим в защиту частого причащения, как свидетельствуют источники, был Христофор Продромит , за которым последовали Нифонт Хиосский , Иаков Пелопоннесский и Афанасий Паросский . В настоящее время обнаружены также документы, свидетельствующие о том, что в 1770-1775 годах на Афоне в рукописях распространялось анонимное сочинение " О причащении " , которое колливады предлагали для прочтения духовникам и дидаскалам Св. Горы (эти данные содержатся в дошедшем до нас в значительном количестве рукописей письме прп. Афанасия Паросского дидаскалу Афониады Киприану ). Когда были изданы анонимные сочинения, посвященные теме частого причащения (в 1777 составленное прп. Неофитом Кавсокаливитом " Руководство " , в 1783 - " Книга душеполезнейшая " , принадлежащая перу свт. Макария Коринфского и прп. Никодима Святогорца ), нападки противников колливадов обратились против этих сочинений, поначалу главным образом как анонимных, так и не получивших одобрения священноначалия. Встречающееся иногда мнение о том, что греч. сочинения о частом (или " постоянном " ) причащении были вдохновлены книгой испанского автора Мигеля де Молиноса " Краткий трактат о ежедневном причащении " , было опровергнуто современными исследователями архим. Никодимом (Скреттасом) и В. Контичелло: сличение текста греч. книг и испан. трактата показало, что, за исключением близости темы, ничего общего между указанными сочинениями нет . Прп. Афанасий Паросский в письме Панагиоту Паламе защищает труд Неофита (сведения об авторстве анонимного сочинения прп. Афанасий получил от некоего молдавского монаха, с которым встречался в Фессалонике). Основное внимание Афанасий уделяет проблеме анонимности, доказывая, что ничего противного истине в анонимном издании книг, направленных на защиту православной веры, когда таковое вынуждено теми или иными обстоятельствами, - нет. В 1786 году прп. Афанасию пришлось отвечать уже на критику деятеля греческого просвещения Сергия Макреоса , направленную против книги, изданной в 1783 году.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

460. Sed nulla aetas recolere poterat, quale ei fiierit meritum vel quid egisset in saeculo. G. c. 103. 461. Но ни в какое время не было известно, в чем была ее заслуга или что она делала в миру. 462. Здесь покоится Крисценция, в детстве посвященная Богу. 463. Monitarius urbis, ibidem. 464. погребенные в белой одежде. 465. с миром отошел в белой одежде. 466. [его] в белой одежде положили в гробницу на восьмой день после пасхи… 467. некогда лилия священного источника отошла в белой одежде. 468. Le Blant. Inscriptions, n. 476, 478. 469. его унесли по небесному своду одетым в белое. 470. в деревне. 471. отошедший в белом. 472. G. C.,c. 53. 473. блаженный Лузор в деревне… 474. G. C ,.c. 90. 475. Младенец Лузор (святой Лудр). 476. гробница,., замечательно изваянная из паросского мрамора. 477. A. S. Nov. II, p. 266. 478. по блеску шелковой одежды. 479. G. C. 34. 480. G. M. 55. 481. Qui qualis quantusque fuerit iuxta saeculi dignitatem, sepulchrum eius hodie patefecit quod marmore Phario sculptum renitet. G. C. c. 41. 482. Кто кем был соответственно мирскому достоинству, показывает сегодня его гробница, которая сияет, высеченная из паросского мрамора. 483. Vicusjuliensis, ныне Aire. 484. Antiqua relatio. Gl. conf., c. 51. 485. In vico Vodollacensi, Bouillac. Gl. conf., c. 46. 486. живут после погребения. 487. Избавь нас от зла. 488. GREG. TUR. Vitae patrum, XVI, c. 2. 489. G. C., c. 27. 490. H. F. L. I., c. 47. 491. их почитают с великой славой. 492. G. C.,c. 31. 493. G. С. 59. 494. Ср. о Симплиции, преемнике Ретиция: inter septem dies amplius quam mille homines sacri innovatione lavacri sunt renati. G. C., c. 75. 495. в течение семи дней более тысячи человек получили второе рождение благодаря возобновлению священного крещения. 496. G. C.,c.74. 497. G. C.,c. 41. 498. G. С., с. 5; A. S. Febr. III, р. 245. 499. Впрочем, учение о чистилище, хотя и не развитое, заключено уже в легендах Григория Турского. 500. Ut nunc acetum in oblationem delibem. G. C., c. 64. 501. Так что теперь вкушаю в приношении уксус.

http://predanie.ru/book/219988-stati-191...

Представления К. о таинстве Евхаристии и учение о частом причащении, как правило, восстанавливаются на основе 2 книг (прп. Неофита Кавсокаливита [ Νεφυτος Καυσοκαλυβτης]. Εγχειρδιον; и книги свт. Макария Коринфского и прп. Никодима Святогорца [ Μακριος Κορνθου κα Νικδημος Αγιορετης]. Βιβλον ψυχωφελστατον); однако такой подход нельзя считать вполне корректным, поскольку многие аспекты полемики, равно как и важные стороны понимания К. данной проблематики (напр., вопрос о посте перед причащением), в этих сочинениях не отражены; указанные книги во многом послужили поводом к обсуждению вопроса и спорам. Т. зр. К. более полно отражена в упомянутых выше апологиях (прп. Афанасия Паросского и прп. Никодима Святогорца и иером. Иерофея), а также в посланиях прп. Афанасия Паросского ( Μανφης. 2000; Μανφης, Αραμπατζς. 2013). Неизданные материалы различных сборников (в частности сб. «Бич» (Θραγγλιον)) и посланий широко представлены у ряда исследователей ( Νικδημος Σκρττας. 2004; Αραμπατζς. 2006; Πασχαλδης. 2006), что позволяет использовать содержащиеся в них данные. Основные патриаршие постановления в отношении К. опубликованы в различных собраниях актового материала, из которых наиболее представительными остаются: Meyer. 1894; Γεδεν. 1888-1889. Колливадские споры. Начало конфликта Поводом к столкновению по вопросу о поминовении усопших стали события, развернувшиеся вокруг строительства нового кириакона (соборного храма) в афонском скиту св. Анны (Αγας Αννης, см. в ст. Афон ). Работы были начаты в 1754 г. и велись на пожертвования, которые вносились с условием поминовения имен жертвователей и их родственников, в т. ч. почивших. Строительство оказалось достаточно затратным, в результате чего агианнанитам пришлось принимать все новые и новые пожертвования, что увеличивало и без того обширный список поминаемых имен, количество к-рых составило в итоге ок. 12 тыс. ( Ακριβπουλος. 2001. σ. 51; ср.: Говорун. 2001. С. 90; см. также: Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 26-27).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

1021 В предисловии к книге составитель посвящает читателей в те печальные обстоятельства, которыми тормозилось её появление на свет Божий. Оказывается, что текст Ορ.Κρ. был приготовлен к печати (τοιμα δι τν τπον) еще в 1795 году, а в следующем году он был отослан Афанасием (τ δτειλα – говорит он – ες τ ξς τος, τοι ες τ 1796, δηλαδ τν Κρσιν Ορ. κα τν Βον το ερο Κλμεντος μ σκοπν τι τ δω ν γνωσιν τεχος) некоему Феодо- —154— риту и Феодору Мустатсе, взявшимся напечатать книгу с большой радостью, κα χι πλς, – как писали они Афанасию – λλ’ ς γαν παρχν, κα ερν γκλην, κα λλα παρμοια. Однако-ж, прошло целых 8 лет, но рукопись оставалась у них под разными предлогами ненапечатанною, 1022 и только при содействии лейпцигского архимандрита Каллиника, владельцу с большими затруднениями удалось добиться возвращения её, чтобы в Лейпциге напечатать на средства хиополитян. Эти сведения представляют для нас значительный интерес. Если текст книги Афанасия Паросского, выпущенной в свет в 1805 году, был выработан для напечатания еще в 1795 г., т. е., за 7 лет до выхода в свет издания Амвросия Памперея, то из сопоставления хронологических дат ясно, что существующее в науке мнение о зависимости текста жития Климента в книге Ορ.Κρ. от издания Памперея должно быть безусловно отвергнуто. 1023 Жизнеописание Климента в Ορ.Κρ. (стр. 72–133; ср. Ορ.Κρ. 3 55–103) следует за повестью о чуде св. Спиридона, не допустившего папистов до построения своего алтаря в Керкире и этим проявившего «суд неба» в пользу восточной церкви (стр. 1–7; Ορ.Κρ. 3 1–54). Отдел, посвященный Клименту, начинается с послания «православного ревнителя» ко всем благочестивым чадам церкви восточной (73–82), за ним следует перепечатки из κ. (=κολουθ. 1784 г.) элегического дистиха в честь монастыря Продрома, а потом новая эпиграмма, состоящая из 7 «политических» стихов, в честь Солуня, как родины свв. Кирилла и Мефодия. Гравированное изображение св. Климента, которым украшено издание, то же, что и в κ.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Потом без всякой епитимии и без всяких рассуждений бунтовщики завлекали подписываться под сим актом всех, кто только изъявлял к сему хоть малейшее желание. Сколько человек подписалось под сим еретическим актом – достоверно неизвестно. Наказание свыше от игумена Арсения Вскоре после сего иг. Арсений был разбит параличем 28 и лишился употребления речи. В этом ясно обнаружилась карающая десница Божия, но имябожцы понимали это по-своему и подыскали в Библии у св. Пр. Иезекииля в 3-й главе, ст. 20–27, следующий стих: «И язык твой я прилеплю к гортани твоей, и ты онемеешь и не будешь обличителем их, ибо они мятежный дом. А когда Я буду говорить с тобою, тогда открою уста твои, и ты будешь говорить им. Так говорит Господь Бог, кто хочет слушать – слушай, а кто не хочет слушать – не слушай, ибо они мятежный дом. Несмотря на найденный текст, который бунтовщики хотели применить к оставшимся верными православной церкви, они ошиблись в своих расчетах, так как уста иг. Арсения не отверзались более для хуления церкви Божией и для совращения православных в имябожескую ересь. Смерть игумена Арсения Дабы закончить с о. Арсением, с момента паралича переставшим играть в описываемой истории смуты какую-либо активную роль, прервем хронологическое выяснение событий. За несколько дней до смерти о. Арсения к нему приходил арх. Иероним и спрашивал его, принимает ли он послание Св. Синода и Вселенского Патриарха, причем и показал ему акты. На это о. Арсений, не имея возможности говорить, движением руки дал знать, что не принимает. Вследствие сего, по распоряжению Афонского Протата, после его смерти, над телом его не было совершено обычного отпевания, но только тело о. Арсения закопали при пении «Святый Боже», как принято погребать всех отщепенцев православной церкви. Такой печальный конец о. Арсения должен послужить вразумлением всем тем, которые, слушая его учение, сбились с правого Пути и, как известно из газет, и доселе остаются в своем заблуждении. Грамота вселенского Патриарха Германа V Киноту

http://azbyka.ru/otechnik/bogoslovie/ist...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010