Первоначальную версию Жития свт. Макария, изданную в 1930 г. (Νον Χιακν Λειμωνριον. 1930. Σ. 194-210; далее: ΝΧΛ), нельзя считать вполне удовлетворительной. Издатели воспользовались некой рукописью («κ το ρχαου χειρογρφου»: ΝΧΛ. Σ. 194), по-видимому идентичной Ath. Xen. 63 (765) и Ath. Pantel. gr. 890 (6397). Сведения (в ст. Vretta. 1999) о том, что Житие свт. Макария, составленное прп. Афанасием Паросским, было издано в «Новом Лимонаре» («Неон Лимонарион») в 1819 г., не соответствуют действительности. Ошибочно «Новый Хиосский Лимонарь» был воспринят как точная перепечатка 1-го издания «Нового Лимонаря» (хотя первый действительно нередко описывается в трудах греч. исследователей как 4-е или даже 5-е издание «Нового Лимонаря»; см., напр.: Γεργιος (Λιαδς). 2001. Σ. 106, σημ. 148). Большинство биографических статей и книг, посвященных М. Н., основываются почти исключительно на фактах, почерпнутых из Жития, составленного прп. Афанасием Паросским, нередко из исправленной в сер. XIX в. его версии (напр.: Petit. 1899; Σκουτρης. 1957; Κωνσταντινδης. 1966; Cavarnos. 1968; Παπουλδης. 1974; Говорун. 1998; Vretta. 1999). Сведения о М. Н. содержатся также в др. сочинении прп. Афанасия Паросского - «Изъявление истины о [происшедших] на Святой Горе смутах» ( Αθανσιος Πριος. 1988). Последняя его глава названа «О святом Макарии, епископе Коринфском. Доказательство, что неправильно и несправедливо на [основании] сравнения с некими [лицами] и человеческих мнений отвергаются его святость и чудеса» (Ibid. Σ. 88-112). Этот текст встречается в рукописной традиции в качестве отдельного трактата и, по-видимому, достаточно искусственно включен в состав «Изъявления…» ( Idem. Σ. 88, σημ.). Об этом свидетельствует, в частности, то, что сведения о М. Н. занимают сравнительно небольшой объем, в то время как основное содержание главы составляет описание событий начального этапа спора о поминовении усопших, ставшего известным в дальнейшем как «колливадский». Тем не менее этот текст в нек-рых деталях дополняет Житие и показывает М. Н. как участника колливадского движения и одного из самых почитаемых колливадами деятелей православной Церкви того времени.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Σ. 199). Труды по книгоизданию в 80-90-х гг. XVIII в. В 1782 г. в Венеции было издано «Добротолюбие», в 1783 г.- «Книга душеполезнейшая о постоянном причащении Божественных Таин», «Евергетин» и «Катехизис» митр. Московского Платона (Левшина) в переводе на греч. язык (относительно последней книги имеются сомнения, действительно ли речь идет об издании, в подготовке которого принял деятельное участие М. Н.: Παπαδπουλος. 2000. Σ. 91-92). Пападопулос полагает, что в 1784 г. М. Н. вновь посетил Афон, где встретился с прп. Никодимом Святогорцем и продолжил труды по собиранию святоотеческих рукописей, намереваясь издать собрание творений прп. Симеона Нового Богослова (частично в переводе на новогреч. язык, частично в оригинале). По-видимому, переводом, как и редактурой сборника в целом, занимался прп. Никодим Святогорец (Ibid. Σ. 80-82; ср.: Citterio. 2002. P. 922-923). Известные на наст. время источники, однако, ничего не сообщают об этом посещении Св. Горы. В 1783-1785 гг. предметом обсуждения на Афоне и за его пределами стала «Книга душеполезнейшая о постоянном причащении...», породившая немало споров. В апр. 1785 г. Синод К-польской Православной Церкви осудил эту книгу как «опасную» и «отреченную», но данное решение пересматривалось еще несколько раз ( Meyer. 1894). Пападопулос считает, что именно эти споры побудили М. Н. покинуть Афон и окончательно поселиться на Хиосе, где местом его аскетических подвигов была избрана узкая пещера на высоте 35 м над храмом ап. Петра, рядом с которым ранее была устроена его первая келья ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 164). Однако в повествовании прп. Афанасия Паросского нет описания подобного путешествия. Но Житие содержит рассказ о том, как к М. Н. отовсюду приходили нуждавшиеся в духовном совете, а также бедняки, просившие материальной помощи, которую М. Н. неизменно им оказывал, хотя сам вынужден был время от времени отыскивать средства на благотворительность, обращаясь к богатым жертвователям из числа жителей Хиоса. Молва о щедром подвижнике распространилась повсюду, и к пустынной келье святого стало ежедневно приходить множество людей как из близлежащих селений, так и из дальних (ΝΧΛ.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

В. Волудакиса). Последование составлено свт. Филофеем Коккином, но не все песнопения были написаны им заново - ему принадлежат оба канона и кондак с икосом, светилен, стихиры-подобны (по крайней мере часть), вероятно, седальны, тогда как, напр., 12 из стихир-самогласнов заимствованы (с небольшими изменениями) из последований вмч. Димитрия Солунского (6 самогласнов), святителей Иоанна Златоуста (2 самогласна), Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Афанасия Афонского (по 1 самогласну). Заимствование песнопений из службы вмч. Димитрия Солунского объясняется тесной связью Г. П. с Фессалоникой, из др. указанных служб - сопоставлением Г. П. с великими богословами прошлого и с афонским монашеством ( Βολουδκης. Σ. 63-69). Сопоставление Г. П. с величайшими правосл. богословами является основной темой и 1-го из 2 канонов авторства свт. Филофея, Г. П. и Трем святителям; во 2-м его каноне и др. написанных свт. Филофеем песнопениях не раз поэтически поднимаются темы нетварного Света и учения Г. П. о Боге (см., напр.: Ibid. Σ. 64-65). Греч. текст написанных свт. Филофеем Коккином ноябрьского последования и Жития Г. П. был впервые издан в 1784 г. в Вене прп. Афанасием Паросским (см.: BZ. 1899. Bd. 8. S. 71-73; Petit. P. 101-102); корпус седальнов и стихир в этом издании значительно отличается от выписываемых в рукописях, что заставляет предположить авторство самого прп. Афанасия для части из них ( Βολουδκης. Σ. 57-59); на утрене здесь - 2 канона, 2-й из указанных выше (1-го гласа) и из триодного последования; в книге также приведены 2 канона Г. П. для пения на молебне: авторства прп. Афанасия Паросского, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с обратным алфавитным акростихом Ω-Κ в 1-6-й песнях (кроме богородичнов), ирмосы и богородичны взяты из малого молебного канона Божией Матери, нач.: Ως ργανον θεον το Παντουργο (Как божественный орган Вседетеля); и авторства (согласно прп. Афанасию; канон выписан - позднейшей рукой - и в Athen. Bibl. Nat. 2008, без указания атрибуции) мон.

http://pravenc.ru/text/168057.html

К осуществлению замысла патриарха Досифея в XVIII в. был близок прп. Никодим Святогорец , глава движения колливадов , издавший в 1782 г. в Венеции «Добротолюбие», в к-рое вошли 2-й трактат из 1-й «Триады в защиту священнобезмолвствующих», Святогорский томос, «150 глав» и 3 аскетических трактата Г. П. К 1798 г. по просьбе своего друга прп. Афанасия Паросского он подготовил для издания в Вене 3-томное собрание сочинений Г. П. на основе афонских рукописей, к-рые были конфискованы австр. полицией из венского греч. изд-ва вместе с тайно публиковавшейся там лит-рой в поддержку освободительной борьбы греков против османского ига. Однако Константину Визурулису, знатному представителю греч. общины в Вене, удалось добыть один из томов и вернуть его на Афон в Великую Лавру (подробнее см.: Rigo. 1997. P. 165-182; Meyendorff. Introduction. P. 337-338). Предисловие прп. Никодима к этому изданию было опубликовано в ж. Εκκλησιαστικ Αλθεια (1883. Τ. 4. Σ. 93-101). 2-я пол. XIX в. была отмечена изданием полного корпуса гомилий Г. П. Сначала попечительством Иерусалимского патриарха Кирилла II в 1857 г. было выполнено издание 41 гомилии ( Κλεοπς. 1857), а неск. годами позже К. Икономос опубликовал вместе с письмом «К Иоанну и Феодору» и 4 молитвами святителя оставшиеся 22 гомилии, сопроводив их введением и примечаниями. В 1890 г. было издано письмо «К анониму» ( Treu ). В 1892 г. в сопровождающих посмертное изд. «Истории Афона» еп. Порфирия (Успенского) «Оправданиях» (Ч. 3. Т. 2. СПб., 1892) наряду с др. текстами, имеющими отношение к богословским спорам XIV в., были опубликованы отрывки из «Триад», 2 первых писем «К Акиндину», 3 слов «Против Григоры», а также пространные выдержки из «150 глав» (по ркп. Lavra 1945 (Ω 133), 1708 г.). В 1895 г. еп. Арсений (Иващенко) независимо от Икономоса издал письмо «К Иоанну и Феодору» и 2 гомилии (49 и 50). В нач. XX в. в ж. Εκκλησιαστικς Θρος Г. Папамихаил опубликовал 2-е письмо «К Акиндину» и 1-е «К Варлааму» (1913, 1914). В 1922 г. К. Диовуниотис издал письмо «К своей Церкви» в ж.

http://pravenc.ru/text/168057.html

В ризнице картина Юлия Романо Бичевание Христа двумя палачами не понравилась мне, потому что слишком красны и мясисты эти палачи. Живописец хотел щегольнуть естественностью и знанием анатомии человеческого тела. Лучше этой картины в приделе Олгиати Христос под крестом, кисти Цуккера и картины Арпина († 1640). Была в Риме христианка Флавия Домитилла, родственница императора Домициана. Два евнуха ее, Нерей и Ахиллий, крещенные апостолом Петром, замучены были в царствование Траяна, и в честь и память их скоро построена была церковь . Когда же сильно повредило ее наводнение Тибра, тогда папа Лев III (795–816 гг.) построил новую церковь в честь оных мучеников на возвышенном месте и украсил ее мозаикой (800 г.). Я видел эту мозаику сквозь оконце западной двери церковной и описал ее в моей путевой книге. Над предалтарной аркой видно Преображение Господне. Иисус Христос стоит над самым ключом арки в овальном кружке и правой рукой благословляет как Вседержитель, а в левой держит свиток. Обе одежды на Нем, хитон и иматий, белы. Пред Ним справа и слева стоят Моисей и Илия, оба с таким же перстосложением, какое и у Преобразившегося. Моисей со свитком в шуйце гораздо моложе седого Илии. Позади обоих их помещены три апостола в белых одеяниях, Петр с буквой Р на верхней одежде его, направо от Христа, и молодой и безбородый Иоанн и Иаков налево от Него, все три склонившиеся к земле от блеска славы Господа, Моисей и Илия без венцов, а апостолы в венцах. Далее в углах арки, направо от Христа, изображено Благовещение, а налево Богоматерь с Младенцем у персей Ее и с ангелом, как бы хранителем Ее. Все эти изображения незавидны 229 . Гораздо лучше их мозаики в церкви св. Сабины, пострадавшей за Христа во время гонения Адриана (117–138 гг.) Эта церковь наибольшая в Риме, разделенная внутри на 3 части 24 колоннами из алого паросского мрамора, построена папой Целестином I в годы 422–432, а обновлена была Сикстом V в 1587 г. Над главной дверью ее мозаическая латинская надпись гласит: Culmen apostolicum cum Caelestinus haberet Primus et in toto fulgeret episcopus orbe, haec quae miraris fundavit presbyter Urbis Illyrica de gente Petrus, vir nomine tanto dignus, ab exortu Christi nutritus in aula, pauperibus locuples, sibi pauper, qui bona vitae praesentis fugiens meruit sperare futuram, т.е.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

«Настоящее знание – то, которое приносит очищение от бессмысленных и слепых страстей, которому удаётся воспитать все добродетели» 684 . Вслед за святым Космой, предупреждавшим, что «зло придёт от образованных» 685 , святой Афанасий и его духовные соратники предостерегали сограждан: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что они учат, то придёт время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах» 686 . «Когда с помощью Божией построите школу – возьмите учителя благочестивого. Если у него не будет благочестия – разрушит школу» 687 . Образование в отрыве от традиции, лишённое нравственных ориентиров, становится не только не полезным, но и гибельным для человека. Традиционалисты полагали, что самую страшную угрозу таит в себе западная образовательная парадигма. Афанасий Паросский посвятил борьбе с ней множество своих полемических работ, в которых призывал соотечественников отказываться от получения образования в западной Европе 688 . Со своей стороны, Косма Этолийский основал ряд учебных заведений, которые позволили соотечественникам впредь получать образование на родине. Для коливадов, в частности для Афанасия Паросского, нехватка достойных пастырей также представляла собой вполне осязаемую крайне опасную тенденцию и угрозу (Афанасий Паросский писал о «молчании пастырей» и «нехватке архиерейской мудрости») 689 . Именно эти проблемы лежали в центре полемических работ святого Афанасия, который, как и святой Косма, прилагал все свои силы для их преодоления и разрешения. В том же русле была и деятельность святителя Макария на посту архиепископа Коринфа. Он направлял малограмотных священников в монастыри, где они учились грамоте и готовились к осознанному церковному служению. Параллельно Макарий обеспечил все приходы необходимой богослужебной и учебной литературой, стремясь помочь их пастырской и просветительской деятельности. Подведём некоторые итоги. Нам удалось выявить сходство взглядов Космы Этолийского , Никодима Святогорца и других коливадов.

http://azbyka.ru/otechnik/Kosma_Etolijsk...

На деньги купцов с о-ва Хиос К. начал издательскую деятельность, ориентированную на соотечественников. Он подготовил переводы античных классиков на новогреческий язык, а его произведения были направлены против османского ига и призывали греков к борьбе за независимость. В 1798 г. К. издал свой манифест - «Братское наставление» (Αδελφικ Διδασκαλα. Παρσι, 1798). Этот текст стал ответом на «Отеческое наставление» (Πατρικ Διδασκαλα. Κωνσταντινοπολις, 1798) прп. Афанасия Паросского (Парийского) и был написан по случаю смерти знаменитого революционера и борца за освобождение Балкан К. Ригаса Велестинлиса. В манифесте К. выступил за широкое распространение зап. просвещения и критиковал консервативную позицию части духовенства, обвинив их в пропагандировании покорности тур. власти. Полемика между К. и Афанасием Парийским продолжилась в переписке. К. перевел на греческий язык «Декларацию прав человека и гражданина» 1789 г. (под заголовком «Права человека и гражданина») и ряд др. либеральных правовых и политических текстов. Предпринятое К. научное комментированное издание древнегреч. авторов - «Греческая библиотека» (Ελληνικ Βιβλιοθκη. Παρσι, 1805-1827) также было призвано способствовать борьбе за освобождение Греции. К. полагал, что греч. революция невозможна без предварительного духовного подъема народа и обращения соотечественников к своим историческим корням. «Греческая библиотека» до сих пор не потеряла своего значения и регулярно переиздается. Осуществить издание этой серии К. помогли греческие купцы, особенно - известные меценаты братья Зосимады из Москвы. Нек-рые из сопровождавших каждый том предисловий и комментариев К., содержавших идеи демократизации культуры и национального возрождения, а также его рассуждения на тему образования были опубликованы отдельно под названием «Импровизированные суждения» (Ατοσχδιοι Στοχασμο. Βιννα, 1815; Παρσι, 1833). В 1800 г. под псевдонимом Неустрашимый марафонец К. издал получившее широкое распространение стихотворение «Военная песня» - призыв к восстанию (в надежде на поддержку Наполеона).

http://pravenc.ru/text/2057220.html

В эпоху крестовых походов, ставшую временем прямого взаимодействия христ. Запада с мусульм. миром, интерес к М. существенно возрос. В сер. XII в. в лат. Европе появилось 5 жизнеописаний М.: 3 в стихах («Vita Mahumeti» Эмбрико Майнцского, «Otia Machometi» Готье Компьенского и «Roman de Mahomet» Александра Дюпона - перевод предыдущего сочинения на франц. язык) и 2 в прозе («Vita Mahumeti» Адельфа и отрывок в хронике 1-го крестового похода «Деяния Бога через франков» (Gesta Dei per Francos) Гвиберта Ножанского ). Эти тексты опираются на сведения о жизни М., бытовавшие устно: Гвиберт Ножанский ссылается на некое «народное мнение» (plebeia opinio), под к-рым, возможно, подразумевается вост. традиция, а Адельф признается, что историю М. узнал от некоего грека (Graeculus). Сочиненные в эпоху крестовых походов биографии М. вписываются в определенную традицию и в др. смысле: нек-рые из них называются, как жития святых (Vita Mahumeti - Жизнь Магомета), но на самом деле являются пародиями на агиографические сочинения: все топосы агиографического жанра в них инвертируются, и М. представляется как антисвятой. Особое внимание средневек. авторы уделяли учителю М., известному в восточнохрист. традиции под именем Сергий или Бахира, фигура к-рого часто демонизировалась. Так, у Эмбрико Майнцского наставником М. является чародей по имени Маг (Magus). Находясь во власти демонов, он симулирует образ жизни святого (изнуряет плоть, отвергает мирские забавы), но на самом деле является врагом Церкви. Примерно так же представлен учитель М. и в сочинении Гвиберта Ножанского: не получив страстно желаемую им церковную должность, еретик избирает М. орудием мщения. В изложении же Готье Компьенского М. стремится поучиться у монаха-отшельника, но тот видит в нем буд. врага христ. Церкви и прогоняет его. Известные еще из «Хронографии» прп. Феофана Исповедника сведения излагаются во всех этих сочинениях в фантастическом виде. Ряд этих сюжетных линий перекликается с Легендой о Бахире, в то время еще не переведенной на латынь. В текстах Эмбрико, Готье и Дюпона описан и пышный обряд погребения М.: его почитатели строят специальный храм (к-рый воображение зап. авторов помещало в Мекке, а не в Медине) из белого паросского мрамора, украшенный драгоценными камнями, в арках к-рого спрятаны магниты: благодаря их действию помещенный внутри гроб кажется парящим в воздухе (возможно, лит. реплика Гроба Господня в Иерусалиме).

http://pravenc.ru/text/2564414.html

стену, предваряемые с запада меньшими помещениями. Аналогична алтарная зона и в базилике св. Никона на акрополе в Спарте. Подобное, даже более развитое решение пастофорий имеет диаконник в ц. Богородицы Экатондапилиани, но его нет ни в одном из храмов, построенных имп. Юстинианом в К-поле, что ставит под сомнение ныне принятые датировки паросской и критской церквей временем правления этого императора. План собора Св. Софии в Фессалонике. 688-690 гг. План собора Св. Софии в Фессалонике. 688-690 гг. 3-частное решение алтарной зоны присутствует в городском соборе Софии Св. в Фессалонике . Разрушение предшествующей ей базилики (ок. 620) привело к принципиальной реконструкции здания в крестово-купольный храм, произведенной предположительно в 688-690 гг. Церковь получила вид более компактной постройки, отражающей достижения визант. купольного зодчества VI в. В новом здании не осталось присущих базиликам ни общей протяженности по оси «запад-восток», ни трехнефности. Главное пространство ограничивают 4 квадратных в сечении столба, близко расположенные к стенам и соединенные с ними короткими арками, размещенными на 2 уровнях. Новая 3-гранная апсида ц. Св. Софии с 3 окнами, отделенными участками стен, а не колоннами, а также чередующаяся «полосатая» каменно-кирпичная кладка свидетельствуют о восстановлении церкви в рамках к-польской традиции. Основное пространство наоса с 3 сторон окружено 2-ярусной галереей, зап. частью к-рой является нартекс с пространством над ним. Такая структура зап. части имелась также в церквах Богородицы Экатондапилиани и ап. Тита в Гортине - соединение в них нартекса с боковыми нефами создает дистанцию между этими постройками и памятниками традиц. базиликального строительства. Небольшая крестово-купольная ц. свт. Николая (V в.), примыкающая с севера к алтарю ц. Богородицы Экатондапилиани, в плане выглядит базиликой, но перекрыта крестово-купольной конструкцией. Баптистерий того же комплекса, пристроенный к главной церкви, является редким греч. образцом классической купольной базилики. Сохранившиеся купола во всех греч. храмах VI-VII вв. поставлены на кольцевой карниз, венчающий арки и сферические паруса. В основании купольной сферы прорезано 4, 8 или 12 окон. Необычен внешний кубовидный объем купола ц. Св. Софии. Каждая из его граней прорезана 3 крупными окнами. Проход внутри стен вел в несохранившуюся галерею. Предполагается, что барабан изначально был выше, а галерея освещалась через проемы 2-го яруса. К VII в. в соответствии с датировкой росписи исследователи относят и ц. Панагии Дросиани на о-ве Наксос, представляющую собой триконх с узкими экседрами, примыкающими к купольному квадрату посредством системы арок и уступов под ними. Своеобразное исполнение островерхих арок и сводов демонстрирует сложение островной провинциальной строительной культуры. Тип триконховой церкви получил развитие в постройках средневизант. периода (церкви Панагии Кумбелидики в Кастории, св. Николая у Кондры в Аттике и др.).

http://pravenc.ru/text/166461.html

Когда после кончины Феликса 296 , епископа Битуригского, у его гробницы 297 , иссеченной из паросского мрамора и возвышавшейся над землей, некий слепой получил исцеление от мрака слепоты, тогда простой народ узнал в нем друга Божия, чего не мог понять вполне, пока он был в теле, по причине мирской суеты. Люди начали непрестанно приходить к нему с молитвой. Мраморный саркофаг был покрыт крышкой из простого камня – видя это, усердием горожан и, особенно, епископа 298 , его покрыли крышкой из гераклейского мрамора 299 . Когда подняли ту простую крышку (через двадцать лет после погребения), то обрели тело блаженного исповедника настолько сохранившимся, что тление совершенно не коснулось ни тела его, ни даже одежды, но все было настолько нетронутым, что, как я уже сказал, у них было такое ощущение, что он будто бы только что был погребен. Но и тогда Милосердие Господне устроило так, что снятый камень не остался бесславным. Рассказывают, что многие, соскоблив с него каменной пыли и вдохнув ее, скоро исцелялись от лихорадки, сопровождавшейся четырехдневными, трехдневными и даже ежедневными приступами. Глава 101. О Юниане, отшельнике Лемовикинском В области Лемовикинской 300 жил и отшельник Юниан 301 : он и при жизни являл людям много чудес, а теперь больные часто исцеляются на его могиле. Сам я видел многих людей – думаю, что перечисление их займет немало времени – прозревших там слепых и исцеленных парализованных. Свидетельствуют ныне это и сами люди – исцелившись, они тотчас дают обет прийти туда снова, что и делают на следующий год, принося благодарение за вновь обретенное здоровье. Я видел многих из них, приходящих в базилику святителя нашего Мартина. Глава 102. О Пелагии Лемовикинской Пелагия, благочестивая и богобоязненная мать 302 блаженного аббата Аредия 303 , о котором я упоминал выше 304 , когда, измученная лихорадкой, собиралась уже отойти в вечность, позвала сына и сказала: «Прошу тебя, сладчайший сын мой, не хорони меня ранее четвертого дня, чтобы все слуги и служанки пришли и увидели тело мое, дабы из тех, о ком усердно я заботилась, никто не отсутствовал на похоронах». Промолвив это, она скончалась. По обычаю, ее омыли, положили на погребальные носилки и принесли в церковь . На четвертый день, еще до погребения, исходило от тела такое благоухание, что все изумлялись этому. А ночью появился большой огненный шар; он плыл с востока и, сделав круг по небу, остановился над церковью, в которой лежало тело усопшей. Тогда внезапно такое сияние наполнило всю церковь , что стало присутствующим видно все, будто в полдень. И тотчас вскричали многие бесноватые: «Мартин пришел проводить Пелагию!»

http://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Tursk...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010