Судьба наследия колливадов в островной Греции Гонения, воздвигнутые на колливадов на Св. Горе в 1770-80-х годах и периодически возобновлявшиеся, позднее привели к тому, что значительное число колливадов посвятили себя возрождению духовной жизни и обустройству пришедших в упадок монастырей в других областях Греции, преимущественно на островах. О некоторых из них известно немногое (так, напр., о Сильвестре Кесарийском , опытном молитвеннике, упоминается в небольшой заметке в сочинении прп. Афанасия Паросского ; он, как и другие колливады, одно время подвизался на острове Идра и был знаком с юным Николаем Калливурцисом (буд. Никодим Святогорец ). Иеромонах Иерофей, переселившись на остров Идру, стал ктитором монастыря св. прор. Илии, и, по свидетельству издателя его Жития, даже в наши дни жители острова свято чтут предания этой обители, в частности, там никогда не совершают поминовения усопших в воскресные дни . На острове Скиатос на руинах древнего монастыря τν Αγαλλιανν иером. Нифонтом Хиосским , " вождем колливадского рассеяния " , и мон. Григорием Хаджистаматисом была воздвигнута обитель Благовещения, которая впоследствии стала знаменита благодаря подвижнической жизни ее основателей и насельников, их духовно-просветительской деятельности и богатой библиотеке . Монастырь Благовещения был известен преимущественно как " колливадская " обитель. О нем и о его насельниках с благоговением отзывались многие видные греч. просветители, напр., прп. Никодим Святогорец, Константин Икономос и др. Прп. Никифор Хиосский (1750-1821) был сначала послушником монастыря Неа-Мони на острове Хиос , затем учился в Хоре у прп. Неофита Кавсокаливита , учительствовал, когда прп. Афанасий Паросский был схолархом. В 1802 году был наречен игуменом монастыря Неа-Мони; вследствие нестроений вскоре оставил руководство обителью и удалился в маленький монастырь св. Георгия, где в ту пору жили свт. Макарий (Нотара) , митр. Коринфский, Иосиф и Нил Калогномосы. В 1812 году, после ухода с должности схоларха, там же поселился и прп.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

Афанасий Паросский . Санкционированного священноначалием Элладской или Константинопольской Церквей празднования Собору святых колливадов не существует, однако в 2007 году в Фессалонике была издана служба " преподобным и богоносным отцам-коливадам " , составленная известным греческим гимнографом, монахини Исидорой Агиерофеитиссой (то есть из монастыря св. Иерофея). Согласно этому изданию, " Собор святых коливадов совершается в субботу на Светлой седмице " . Составленное монахиней Исидорой последование представляет собой полную бденную службу - это вызвало определенные споры в среде греческих церковных певцов. Тем не менее очевидно, что служба может совершаться и в другие дни по произволению настоятеля, что и происходит, как правило, в тех обителях, которые связаны с кем-либо из святых колливадов или где особо чтится их память. На утрене по 6-й песни помещен достаточно пространный синаксарь. Понятие " колливады " в этой службе толкуется максимально широко. В Греции имеются иконы и фрески, изображающие как отдельных представителей колливадов (причисленных к лику святых и неканонизированных), так и " Собор святых колливадов " . Основные источники по истории колливадов История движения и литературное наследие колливадов изучены недостаточно. Многие важные документы только в последние годы попали в поле зрения исследователей и начинают постепенно публиковаться в соответствии с современными научными нормами . Значительное число документов, проливающих свет на историю движения колливадов (в частности, о взаимоотношениях с Константинопольским Патриархатом и с противниками), пока не выявлено . Тщательное изучение архивов Афона, а также библиотек Греции, Румынии и других государств вполне может привести к новым открытиям. Богатым и многообещающим оказалось эпистолярное наследие колливадов, на протяжении XIX-XX веков остававшееся почти неизвестным и по большей части неопубликованным. Многие послания колливадов, особенно прп. Афанасия Паросского и прп. Никодима Святогорца, представляют собой трактаты, посвященные различным аспектам споров; особую важность имеют тексты, в которых рассматривается вопрос о частом причащении. Несмотря на то что трудами главным образом греческих ученых в последние десятилетия в научный оборот было введено немало ранее неизвестных и достаточно важных текстов, многие страницы истории колливадов остаются неизученными.

http://drevo-info.ru/articles/13679511.h...

А юноша тем временем приехал к известному высотой своей жизни старцу Арсению Паросскому. Тот, распознав в молодом человеке призвание к совершенной жизни, не захотел, однако, удержать его при себе. Он помолился, чтобы Господь явил Свою волю, и посоветовал Димитриосу отправиться на Афон в знаменитую Свято-Пантелеимонову обитель, пророчески известив напоследок, что ему суждено окончить жизнь у подножия Святой Горы. Димитриос ступил на корабль, чтобы отплыть к Святой Горе. Но ветер был неблагоприятный, и после целых суток мучений судно пришвартовалось в порту Смирны. Так, после девятимесячного отсутствия, юноша очутился в своём родном городе. Сойдя на берег, Димитриос тут же встретил своего духовного друга и тёзку. Будущий инок не хотел заходить в родительский дом из опасения, как бы противник-диавол не уловил его в свои сети. Ведь отсюда он и бежал, чтобы последовать Христу «невозвратным помыслом»! Но друг успокоил его: «Твоя мать не возроптала на призвавшего тебя Бога, но ей причинило скорбь, что ты ушёл, не получив напутственной молитвы. Она каждый день молит Пречистую не сподоблять тебя монашества без матернего напутствия, и Та, как видно, вняв мольбе и слезам, попустила непогоду на море». Когда Димитриос ступил на порог дома, мать восприняла его появление как чудо и возблагодарила Богородицу за то, что Та услышала её молитвы. И когда позднее сын целовал ей на прощание руку, она со слезами благословила его: «Теперь ступай, дитя моё, с миром, и да хранит тебя благодать Божия на пути, который ты избрал!» Уроки пантелеимонова монастыря Братия Свято-Пантелеимонова монастыря в ту пору насчитывала около 250 монахов. Сотворив поклон настоятелю, Димитриос смиренно попросил принять его послушником. По правилам святогорского общежития испытуемых назначают на самые трудные работы. Первым послушанием Димитриоса стал уход за 85-летним монахом – старцем Саввой, проживавшим за пределами обители. Приходилось делать всё: мыть, подметать, стирать, стряпать, и притом безукоризненно, с непременного благословения. Нужно было многое терпеть, и не одни лишь стариковские причуды. У этого старца было достаточно опыта для воспитания новичка, а молодому человеку оставалось лишь смиренно кланяться и на всё отвечать: «Благослови, отче».

http://azbyka.ru/otechnik/Daniil_Katunak...

Оба философа хотели создать мир, подобно как Александр хотел завоевать его; оба бессмертны, оба велики в понятиях своих о натуре». В том же аббатстве взглянул я на гробницу Кловиса (завоевателя Галлии, первого царя французов), на изображение Рима (en relief), в котором видны все улицы, все большие здания; на библиотеку и на собрание египетских, этрусских, греческих, римских и гальских редкостей. Новая церковь св. Женевьевы величественна и прекрасна. Знатоки архитектуры особливо хвалят фронтон, в котором смелость готическая соединена с красотою греческою. Наружность и внутренность коринфического ордена; последняя не совсем еще отделана. В аббатстве св. Виктора хранятся древние манускрипты; между прочими Библия в рукописи девятого века и Алькоран самый верный, что засвидетельствовано турецким послом, который с великим благоговением читал и целовал его. В королевском аббатстве, где все богато и великолепно, всего лучше внутренность купола, расписанная водяными красками Миньяром; знатоки называют ее совершенством. Мольер сочинил поэму в честь Миньяра. Жаль, что краски уже теряют свою живость. В церкви св. Андрея сооружен памятник аббату Батте, наставнику авторов, которого за два года перед сим читал я с любезным Агатоном, вникая в истину его правил и разбирая красоты его примеров. Монумент нравится своею простотою: на колонне стоит урна с медальйоном умершего и с милою надписью: " Amiens amico», «Друг – другу». – Тут же видел я одну старинную французскую эпитафию в стихах, которая содержит в себе историю Матвея Шартьё, доброго человека, и которая мне очень полюбилась. Например: «Он верил богу, христианству, бессмертию, добродетели; не верил лицемерам суеверия и счастию порока; жил 50 лет с женою своею и всякий наступающий год желал провести с нею, как минувший; любил в будни работу, а в праздник гостей; учил добру детей своих, иногда умными словами, а чаще примером. Мнение и свидетельство его уважалось во всем околотке, и люди говорили: так сказал Матвей Шартьё, добрый человек! Прохожий! Не дивись, что гробница его сделана не из паросского мрамора и не украшена фригийской работою; богатые памятники нужны для тех, которые жизнию и делами не оставили по себе доброй памяти; имя Матвея Шартьё есть и будет живым его монументом.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Karamz...

Василия Волудакиса). Последование составлено свт. Филофеем Коккином, но не все песнопения были написаны им заново — ему принадлежат оба канона и кондак с икосом, светилен, стихиры-подобны (по крайней мере часть), вероятно, седальны, — тогда как, например, 12 из стихир-самогласнов заимствованы (с небольшими изменениями) из последований вмч. Димитрия Солунского (6 самогласнов), святителей Иоанна Златоуста (2 самогласна), Василия Великого, Григория Богослова, Григория Нисского и прп. Афанасия Афонского (по 1 самогласну). Заимствование песнопений из службы вмч. Димитрия Солунского объясняется тесной связью свт. Григория Паламы с Фессалоникой, из других указанных служб — сопоставлением свт. Григория Паламы с великими богословами прошлого и с афонским монашеством (Boloudakes. S. 63–69). Сопоставление свт. Григория Паламы с величайшими православными богословами является основной темой и первого из двух канонов авторства свт. Филофея, свт. Григорию Паламе и Трем святителям; во втором его каноне и других написанных свт. Филофеем песнопениях не раз поэтически поднимаются темы нетварного Света и учения свт. Григория Паламы о Боге (см., напр.: Ibid. S. 64–65). Греческий текст написанных свт. Филофеем Коккином ноябрьского последования и Жития свт. Григория Паламы был впервые издан в 1784 г. в Вене прп. Афанасием Паросским (см.: BZ. 1899. Bd. 8. S. 71–73; Petit. P. 101–102); корпус седальнов и стихир в этом издании значительно отличается от выписываемых в рукописях, что заставляет предположить авторство самого прп. Афанасия для части из них (Boloudakes. S. 57–59); на утрене здесь — 2 канона, второй из указанных выше (1-го гласа) и из триодного последования; в книге также приведены два канона свт. Григорию Паламе для пения на молебне: авторства прп. Афанасия Паросского, 4-го плагального (т. е. 8-го) гласа, с обратным алфавитным акростихом от омеги до каппы в 1–6-й песнях (кроме богородичнов), ирмосы и богородичны взяты из малого молебного канона Божией Матери, начало: hOs organon theion tou Pantourgou (Как божественный орган Вседетеля), и авторства (согласно прп.

http://patriarchia.ru/db/text/206692.htm...

6. «В школах появятся такие вещи, что ум ваш не вместит». Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание, а любые попытки изменить это положение наталкиваются на ожесточенное сопротивление. В этой связи вспоминаются слова великого святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах». 7. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру». К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности. 8. «После мировой войны люди будут есть золотыми ложками». Здесь Косма Этолийский, вероятно, имел в виду относительное благополучие, наступившее в Западной Европе и США после Второй мировой войны. В обществе потребления люди работают не для того, чтобы поддерживать свою жизнь, а для того, чтобы приобрести возможность потреблять. Теперь идея покупки, а не акт покупки служит в качестве мотивации для работающих. В современном обществе потребление находится на символическом уровне: «Быть потребителем… значит быть включенным в специфический набор культурных символов и Именно это имел в виду святой Косма, когда говорил о «золотых ложках». С одной стороны, они – символ благополучия, ставшего доступным широким слоям населения, с другой – потребления, возведенного в идеал и культ современным обществом. «Люди нашей эпохи не пережили ни войн, ни голода. “И в Боге, – говорят они, – мы тоже не нуждаемся”. Они имеют все и поэтому ничего не Современный кризис носит, прежде всего, духовный характер: обожествление плоти и своего «я» неизбежно приводит к отсутствию смысла жизни и идеалов.

http://pravmir.ru/prorochestva-svyatogo-...

Турецкое владычество со своим тяжёлым налоговым гнётом серьёзно подорвало финансовое могущество Ватопеда. Подспорьем монастырю служила и щедрая финансовая помощь русских царей и молдавских игемонов. Обители в этот период жертвовались значительные земельные наделы. Число насельников Ватопеда всегда оставалось значительным. Неоднократно предпринимали попытки вернуться к общежительному устройству, которые, однако, по тем или иным причинам срывались. В 1854 и 1882 годах обитель сильно пострадала от пожаров. Восстановление старых и строительство новых построек связано с именем проигумена Хрисанфа. В начале XX века Ватопед потерял свои земельные владения в Малой Азии (они были конфискованы турецкими властями). Современное состояние [ править править код ] Новая страница в жизни монастыря открылась в 1989 году – Ватопед, наконец, вернулся к общежительному устройству. Обитель была передана новой братии – насельникам Нового скита во главе с известным Иосифом Ватопедским (1921–2009) , учеником приснопамятного подвижника Иосифа Исихаста (1897–1959) . В 1990-е и в начале 2000-х годов монастырь играл большую роль в политической жизни Греции, активной миссионерской деятельностью руководил его активный и авторитетный игумен о. Евфрем. Общественная активность монахов не всем пришлась по душе, результатом чего стал так называемый «ватопедский скандал» – монахов несправедливо обвинили в незаконном присвоении некоторых территорий за пределами Святой Горы. Большую роль обитель сыграла в просвещении и духовном возрождении Балкан во времена Турецкого владычества. По инициативе игумена Ватопеда Мелетия в 1748 году была создана Афонская академия, вскоре ставшая ведущим учебным заведением на Балканах. Среди её учеников и преподавателей многие способствовали возрождению Православия в этом регионе и сыграли ключевую роль в истории своих народов. С Афониадой связаны имена святых: Никодима Святогорца, Макария Коринфского, Космы Этолийского, Афанасия Паросского. Сегодня развалины старого здания Академии можно видеть недалеко от Ватопедского монастыря. Афониада существует и поныне. Сейчас это интернат для мальчиков, располагающийся на территории Андреевского скита .

http://azbyka.ru/palomnik/Монастырь_Вато...

Многие школы в наше время фактически стали центрами антихристианской пропаганды. При составлении школьной программы православная традиция не принимается во внимание. Сегодня в школах подчас идет пропаганда сексуальной распущенности и вседозволенности. Вспоминаются слова святого Афанасия Паросского: «Если родители не будут следить за тем, куда отправляют детей и что дети учат, то придет время, когда наш народ будет горько плакать на развалинах». «Сегодня детей уводят от Церкви, и я вижу, как они ожесточились. Ведь в Церкви они становятся тихими, добрыми детьми, потому что в Церкви ребенок приемлет благословение Божие, освящается. Теперь детям не разрешают ходить в Церковь, чтобы они не “попали под духовное влияние”, но при этом от всякой чуши их не защищают. И не только не защищают, но еще и учат разной галиматье. Да неужели непонятно, что дети, попади они действительно под “духовное влияние”, в конечном счете не будут бесчинствовать, станут благоразумными, прилежными в учебе детьми… А повзрослев, дети, живущие в Церкви, станут сознательными гражданами своего Отечества. Они не будут связываться с дурными компаниями, с наркотиками, не превратятся в ни на что не годных людей» . 4. «Воры и разбойники не будут более промышлять в горах. Они будут жить в городах, одеваться как обычные люди и приходить среди бела дня, чтобы обворовать вас». Действительно, сегодня воров уже практически не встретишь в лесах, горах и на большой дороге. Они не нападают на людей под покровом ночи, не носят маски и бесшумную обувь. Они живут среди нас и часто совершают свои преступления среди бела дня, не опасаясь, что их настигнет возмездие. В этом пророчестве святой Косма предсказал также такие явления современности, как отмывание денег, валютные махинации, аферы, финансовые пирамиды. 5. «Мы увидим, как земля наша превратится в Содом и Гоморру». К сожалению, пророчество святого сбывается именно в наши дни. Извращения, за которые Господь некогда стер с земли два древних города, получили широкое распространение. С каждым днем они становятся все более привычным явлением и уже воспринимаются многими не как постыдные извращения, а как вариант нормы. Во многих странах уже узаконены однополые браки. Европейский Союз в скором времени будет требовать от всех своих членов официального признания их законности.

http://pravoslavie.ru/28179.html

в свою очередь не желали признавать, что совершающие поминовение в воскресные дни не подлежат осуждению, как возвещала о том синодальная грамота. Издание такого рода посланий было воспринято К. как признак определенной растерянности патриарха Феодосия, и они предприняли новую попытку убедить священноначалие в своей правоте, чтобы патриарх наконец запретил агианнанитам следовать их нововведению. Письмо К. с соответствующими требованиями отвез в К-поль Иаков Пелопоннесский. К тому времени К-польский Патриархат возглавил Самуил Хандзерис (1773-1774) (К. относились к этому патриарху с большим уважением: Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 36; Νικδημος Αγιορετης. 1819. σ. 29). В 1773 г. была издана новая синодальная грамота, в которой насельникам келлий и скитов предписывалось неукоснительно соблюдать чин и обычай поминовения того мон-ря, которому они подчиняются (Ibid. σ. 29-30; Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 36; ср.: Говорун. 2001. С. 94). Очевидно, что поддержка была оказана именно К., т. к. все кириархальные мон-ри Св. Горы следовали уставу, согласно к-рому поминовение совершалось по субботам. Но агианнаниты сочли невозможным согласиться с патриаршим решением. Прп. Нифонт Хиосский. Икона. Кон. XX в. (мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Скиатос, Греция) Прп. Нифонт Хиосский. Икона. Кон. XX в. (мон-рь Благовещения Пресв. Богородицы на о-ве Скиатос, Греция) По свидетельству прп. Афанасия Паросского, монахи скита св. Анны обвинили патриарха Самуила в безбожии и объявили, что такому патриарху подчиниться они не могут ( Αθανσιος Πριος. Δλωσις. 1988. σ. 37). Подобные обвинения, по-видимому, распространялись бывш. митр. Алеппским Геннадием и мон. Виссарионом Рапсанским - наиболее активными противниками К. (о них прп. Афанасий отзывается предельно жестко: Ibid. σ. 37-38). Несмотря на эти заявления, агианнаниты предприняли попытки добиться отмены постановления в К-поле: они дважды ездили туда с этой целью ( Говорун. 2001. С. 94). Призванные примирить враждующие стороны постановления церковной власти привели лишь к обострению ситуации.

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Я знаю, что крайне утомил вас, но прошу гневаться не на меня за мое многословие, но на того, кто был его причиной, а сам я скорее заслуживаю жалости, отчего, земно кланяясь вам, прошу святых ваших молитв. Аминь. Смиренный ваш раб и недостойный молитвенник Афанасий, иеромонах Паросский». Второй текст обнаружен в экземпляре «Пидалиона», хранящемся в монастыре Евангелистрия на острове Самос, и является продолжением послания патриарха Неофита. Это короткий текст с заголовком: «Извещение ученейшего священнопроповедника Афанасия Паросского о запрещенных местах в этой книге». В тексте читателям дается совет закрасить вставки Феодорита. Афанасий Паросский, как один из рецензентов книги, имел все основания для того, чтобы осудить поступок Феодорита и обратиться с предостережением к искренним, ничего не подозревавшим читателям. Вот этот текст: «Чтобы ты, дорогой читатель, не удивлялся тому, что видишь, извещаем тебя и вообще всех, что среди доброй пшеницы этой нивы, т. е. канонического сборника, один злонамеренный человек посеял дурные и душевредные плевелы. Пшеница же эта – „Каноникон“ – была доброй, иными словами, все в сборнике было правильным, истинным и святым, поскольку по распоряжению святейшего вселенского патриарха Неофита сборник был проверен вначале ученейшим дидаскалом Великой Церкви Дорофеем, а затем по распоряжению того же святейшего – бывшим митрополитом Коринфским преосвященнейшим Макарием и дидаскалом Афанасием, пребывавшими на острове Хиос. Книга была признана Святой Христовой Церковью и не переставала быть доброй. Однако человек, который взял на себя надзор за ее печатью в типографии, неожиданно оказался злонамеренным и дерзнул приложить свою руку к столь драгоценной книге, которая была тщательно рассмотрена и проверена Великой Церковью. Убрав из нее все, что ему хотелось, он еще и добавил в нее свои еретические умствования. И поэтому мы, обнаружив, что его добавления противны преданию Кафолической Церкви, насколько могли, забелили эти места в настоящей книге, чтобы читатели не получили вреда, и братски советуем всем сделать то же самое в своих книгах, ради своей собственной пользы и ради пользы других, которые будут их книгу читать. Василий Великий говорит, что диавол устроил дверь порока рядом с дверью добродетели и сделал их очень похожими, чтобы человек запутался и вместо того, чтобы войти в дом добродетели, низринулся в бездну порока. То же самое сделал и этот достойный проклятия Феодорит, но Господь возвестил: Горе тому, через кого соблазн приходит (см. Мф. 18:7 ; Лк. 17:1 )».

http://azbyka.ru/otechnik/Nikodim_Svjato...

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010