Состав движения К. Поскольку движение зародилось на Св. Горе Афон, большую часть К. составляли монахи-святогорцы, по происхождению принадлежавшие к различным социальным слоям и отличавшиеся по уровню образованности. В дальнейшем многие из них были вынуждены покинуть Афон; нек-рые продолжали подвизаться в общежительных монастырях или в качестве отшельников, немногие посвятили себя преподавательской деятельности (наибольшую известность приобрели иеродиак. Неофит Кавсокаливит , прп. Афанасий Паросский ). К. никогда не были организованны, не имели к.-л. общепризнанного центра, действовали в различных местах Греции. Несмотря на то что большинство известных К. разделяли одни и те же идеи, имелись и исключения, наиболее заметным из к-рых стал иеродиак. Неофит Кавсокаливит, одним из первых вступивший в спор, однако достаточно быстро (уже в 1759) удалившийся со Св. Горы и фактически действовавший независимо от К. ( Παπουλδης. 1971. σ. 31-32; см. также: Πασχαλδης. 2007. σ. 40-42). С. Пападопулос выделял «строгих» К. (типичным представителем этой категории он считал прп. Афанасия Паросского), полагая, что их позиция отличалась большей жесткостью от той, которую занимали др. известные церковные деятели, обычно причисляемые исследователями к К.: в первую очередь прп. Никодим Святогорец и свт. Макарий Нотара , митр. Коринфский. Последних Пападопулос предлагал считать союзниками К., во многом разделявшими их воззрения, но не собственно К., т. к. святые Макарий и Никодим будто бы более снисходительно относились к вынужденному нарушению Предания, полагая это «икономией» ( Παπαδπουλος. 2000. σ. 37-42). Такое разделение не находит основания в доступных на сегодня источниках, не соответствует зафиксированным в известных апологетических текстах свт. Макария и прп. Никодима тезисам и представляется искусственным. Большинство ученых безоговорочно относит к К. свт. Макария Коринфского, прп. Никодима Святогорца, равно как их друзей и соратников: прп. Афанасия Паросского, Христофора Продромита и др. (см., напр.: Πασχαλδης. 2007. σ. 39-40).

http://pravenc.ru/text/1841760.html

Им покровительствует агент греческий, – красавец мужчина, который был сего вечера у патриарха. По словам этого агента, чрез Дамаск проходит ежегодно до 300000 мусульман, русских подданных. – Недовольство патриарха консулом Базили. – Дело слишком гласно о драгомане его. – Смеются, что в Халеппе консул русский – жид. И подлинно смешно……. По словам патриарха, он родом с острова Накоса. Там был посвящен в диакона, иеромонаха и в архимандрита. Жил при епископе наксосском (паросском) 23½ года. По смерти епископа, избираем был народом во епископа на место его, но отказался. Ибо несть честен пророк в отечестве своем. – Был анкирским епископом и вместе хранителем казны при вселенской патриархии. Патриаршествует уже 19-й год в Дамаске. – Сам поохотился на патриаршество: так сам говорил. Турки его уважают. Мегмет Али-паша египетский и Ибрагим-паша любили и уважали его. Имеет память твердую. Сметлив, способен к делам, нежен характером, заражен корыстолюбием, умеет привязывать к себе людей. Грамота св. синода антиохийскому престолу от 1763 года, апреля 7 дня, о милостынной даче 100 руб. серебр. в год. Присылать за этими деньгами через каждые пять лет архимандрита или игумена, и с ним диакона и трех светских человек. Если они поедут через Константинополь, то давать им подводы и содержание по палестинскому штату. Грамота сия вновь выдана вместо сгоревшей в Константинополе. Подписались: Димитрий митрополит Великого Нова Града и Великих Лук. Митрополит московский и севский Тимофей. Гавриил архиепископ с.-петербургский и шлиссельбургский. Гедеон епископ псковский и нарвский. Амвросий архиепископ сарский и подонский. Афанасий епископ тферский и кашинский. Ноября 12, Пятница. – Пасмурно утром. В 8½ часов стал накрапывать дождь и потом постепенно увеличивался. Утром патриарх говорил, что для устроения училищ в 7 местах нужно 90000 п. – Изъявлял желание, чтобы консул защищал православных, как другие консула, и удалил от себя драгомана армяно-католика. По его мнению, не нужно другого станка для бейрутской типографии.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

Прп. Афанасий Паросский писал, что М. Н., опасаясь прещений, а возможно, и каких-то насильственных действий со стороны противников колливадов, покинул Св. Гору и удалился на Хиос. Из этого сообщения нередко делают вывод, что отъезд М. Н. произошел в том же 1775 г. Однако в последние годы среди исследователей возобладала т. зр., согласно к-рой М. Н. пробыл на Афоне до 1777 г. ( Αραμπατζς. 2006. Σ. 400-403; Kontouma. 2012. P. 195). Как полагает Пападопулос, слова прп. Афанасия Паросского о том, что М. Н., оставив Афон и посетив Хиос, «почти год» пробыл на о-ве Патмос (ΝΧΛ. Σ. 198), позволяют сделать следующее заключение: год проработав в афонских книжных собраниях, святитель еще год подбирал тексты для «Добротолюбия» в патмосских книгохранилищах ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 34-35). Х. Арабадзис склонен считать, что М. Н. прибыл на Св. Гору спустя год после кончины патриарха Матфея, т. е. в 1776 г. ( Αραμπατζς. 2006. Σ. 399). Но это, во-первых, противоречит прямому указанию Жития, что М. Н. был приглашен на поминовение в 40-й день по кончине патриарха Матфея (ΝΧΛ. Σ. 197; то же и в «Изъявлении...»: Αθανσιος Πριος. 1988. Σ. 102), а во-вторых, не учитывает данных о пребывании М. Н. на Афоне уже в 1775 г. ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571). В июне 1775 г. М. Н. принял постриг в великую схиму от рук старца Парфения Скуртоса, одного из лидеров афонских колливадов, у к-рого какое-то время окормлялись прп. Никодим Святогорец и иером. Иерофей, основатель монастыря прор. Илии на о-ве Идра ( Χαλδακης. 2000. Σ. 287-288; ср.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571-572; Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2006). С тех пор М. Н. перестал совершать священнодействия в соответствии с установлениями Церкви. Поскольку требования отказаться от кафедры со стороны К-польской Патриархии не прекращались, 16 мая 1776 г. М. Н. написал патриарху Софронию II послание, в котором в очередной раз отказался отречься от архиерейства, пообещав, что не будет досаждать своему преемнику на Коринфской кафедре ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 27). Несмотря на клевету в адрес М. Н., патриарх К-польский Софроний в ответном письме просил его продолжать труды на ниве духовного просвещения. Завершив сбор текстов для «Добротолюбия» и «Евергетина», М. Н. в 1777 г. передал материалы прп. Никодиму Святогорцу, поручив ему не только редактуру, но и составление предисловий к сборникам и написание биографических справок о св. отцах, чьи творения вошли в «Добротолюбие» ( Εθμιος. 2007. Σ. 10-11, § 8; Kontouma. 2012. P. 195-196; Paschalidis. 2016; см. также: Citterio. 2002. P. 920). Пребывание М. Н. на Патмосе, Идре и в Смирне

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Совр. исследователи склонны видеть в «Добротолюбии» главный труд М. Н., полагая, что именно он оказал влияние на весь ход процесса духовного пробуждения и возрождения в греч. мире на рубеже XVIII и XIX вв. Однако необходимо учитывать, что «Добротолюбие» вышло сравнительно небольшим тиражом - максимум 500 экз., а на деле, по-видимому, было напечатано ок. 200 экз. (на это указывают практика венецианских типографий того времени при издании столь объемных и крупноформатных книг, а также анализ числа сохранившихся экземпляров в б-ках Св. Горы, Европы и США). Переиздание антологии было осуществлено лишь в 1893 г. В отличие от слав. и рус. переводов «Добротолюбия», к-рые выдержали немало изданий и действительно оказали серьезное влияние на духовную жизнь в первую очередь русского монашества, ничего подобного в отношении греч. «Добротолюбия» по сохранившимся источникам не прослеживается. Хотя прп. Никодим Святогорец и нек-рые др. авторы цитируют аскетические творения, вошедшие в «Добротолюбие», по венецианскому изданию 1782 г., но ни эти факты, ни свидетельство прп. Афанасия Паросского о некоем христианине, дважды прочитавшем антологию и намеревавшемся прочитать ее и в 3-й раз (ΝΧΛ. Σ. 200), не могут указывать на необычайно сильное влияние этой книги, почти сразу ставшей редкостью. Подлинно глубокое воздействие на духовную жизнь греч. христиан оказал др. труд М. Н. и прп. Никодима Святогорца - «Книга душеполезнейшая о постоянном причащении...». «Евергетин» (Συναγωγ. 1783) представляет собой такой же пример сотрудничества М. Н. с прп. Никодимом Святогорцем, как и «Добротолюбие». М. Н. во время пребывания на Афоне получил копию хранившейся в монастыре Кутлумуш рукописи; редактирование же материала, а также составление предисловия были поручены прп. Никодиму ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 79-80; Citterio. 2002. P. 921-922). «Книга душеполезнейшая о постоянном причащении Божественных Таин» Этот трактат, вышедший анонимно в Венеции, в типографии Вортоли (Βιβλον ψυχωφελστατον. 1783), сыграл важную роль в событиях т. н. колливадских споров (см.: Νικδημος (Σκρττας). 2004; Kontouma-Conticello. 2010; Citterio. 2002. P. 926-927) и оказал в дальнейшем значительное влияние на возрождение духовной жизни в Греции, в т. ч. среди мирян. Популярности книги способствовали также ее малый формат, сравнительно небольшой объем, простой язык и важная для всякого христианина тематика.

http://pravenc.ru/text/2561450.html

За последние годы греческие ученые выявили немало ранее неизвестных текстов, содержащих сведения о «колливадских спорах» и свидетельства об основных их участниках, в том числе о М. Н. Особое значение имеет эпистолярное наследие прп. Афанасия Паросского, к-рый являлся долгожителем среди колливадов (1721-1813) и был близко знаком с М. Н., а также с прп. Никодимом Святогорцем и другими выдающимися деятелями колливадского движения и духовного просвещения Греческой Церкви 2-й пол. XVIII - нач. XIX в. ( Αραμπατζς. 1998). Поскольку прп. Афанасий деятельно сотрудничал с М. Н., даже отрывочные свидетельства, встречающиеся в его письмах, позволяют уточнить мн. детали биографии М. Н., недостаточно полно отраженные в Житии ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005; Αραμπατζς. 2006; Κοσμπουλος. 2006; Μανφης, Αραμπατζς (в печати); Πασχαλδης. 2015; Idem. 2016). Упоминания М. Н. в рукописных материалах, связанных с деятельностью др. представителей движения колливадов и греч. просвещения, также имеют значительный интерес ( Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005; Πασχαλδης. 2007; Idem. 2005/2013). М. Н. упоминается в Житиях прп. Никодима Святогорца ( Εθμιος. 2007), иером. Иерофея ( Χαλδακης. 2000) и прп. Нифонта Хиосского (см.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571, σημ. 17). Ценные свидетельства о связях М. Н. с прп. Паисием (Величковским) и его общиной известны как из греческих, так и из слав. источников (см.: Παπαδπουλος. 2000. Σ. 46-50). Детальная хронология жизни М. Н. составлена С. Пападопулосом на основе тех данных, которые были введены в научный оборот на момент написания его книги (Ibid. Σ. 159-165). Однако обнаруженные в последние годы тексты, а также детальный анализ уже известных источников позволили уточнить эту хронологию и даже предложить иные датировки, в т. ч. для пребывания М. Н. на Св. Горе (см., напр.: Πατπιος Καυσοκαλυβτης. 2005. Σ. 571; Kontouma. 2012. P. 194-195). Происхождение М. Н. Знатный род Нотара был известен с XIV в. После падения К-поля (1453) его члены нашли прибежище на Пелопоннесе, где играли видную роль как в политической, так и в церковной жизни. Наиболее известными представителями рода являлись Лука Нотара, принявший мученическую кончину от рук турок в 1453 г., прп. Герасим Кефалинийский († 1579), Досифей II Нотара , патриарх Иерусалимский (1669-1707), Хрисанф Нотара , патриарх Иерусалимский (1707-1731), Григорий Нотара, митр. Коринфский (1684-1715), а также ряд героев Греческой национально-освободительной революции 1821-1829 гг. ( Παπαδπουλος. 2000. Σ. 19-20). Детство и юность

http://pravenc.ru/text/2561450.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ИОАНН († 1814), нмч. (пам. греч. 23 сент.). Род. в знатной тур. семье в Конице (Эпир) и был назван Хасаном. Его отец был шейхом дервишей. В 20 лет буд. новомученик также стал дервишем. Прожив достаточное время в Янине, он переселился во Врахорион в Этолии, где его радушно приняли, т. к. наместник Акарнании и Этолии хазнадар (казначей) Юсуф-Араб был знаком с его отцом. После того как Али-паша отозвал Юсуф-Араба в Янину, юноша не пожелал войти в число приближенных нового наместника Сулейман-бея. В 1813 г. он решил принять христ. веру, к-рая всегда его привлекала. В Османской империи переход из ислама в др. религию карался смертной казнью, поэтому он принял крещение с именем Иоанн на о-ве Итака, принадлежавшем тогда англичанам. Возвратившись в Этолию, И. женился на христианке из сел. Махалас, где ему поручили охранять поля. Отец И., узнав об отступничестве сына, послал в Махалас 2 дервишей, к-рые тщетно пытались убедить его возвратиться в отеческую веру. Когда И. был схвачен тур. воинами и приведен к муселиму (правителю) Врахориона, он смело исповедал себя христианином. После жестоких пыток И. был обезглавлен. Тело и глава новомученика, брошенные в ручей, протекавший недалеко от ц. вмч. Димитрия Солунского, были тайно погребены местными христианами на одном из полей Врахориона. Затем Кирилл Кастанофиллис, игум. мон-ря Пресв. Богородицы Прусиотиссы (Прусу), перенес их в свою обитель и замуровал в стенной нише в крипте. В 1974 г. игум. Григорий обнаружил мощи И. и удостоверяющую их подлинность надпись на черепице. Житие И. написал Георгий Анагност Ятридис из Карпенисиона. В обработке прп. Никодима Святогорца и с предисловием прп. Афанасия Паросского (Парийского) оно вошло в сб. «Новый Лимонарион». Ист.: ΝΛ. Σ. 331-334; Ματθαος. ΜΣ. Τ. 9. Σ. 460-464; Νικδημος. Συναξαριστς. Τ. 1. Σ. 193. Лит.: Χρυσστομος (Παπαδπουλος). Νεομρτυρες. Σ. 70; Π[εραντνης] Ι. Μ. Ιωννης: Ο κ Μουσουμνων//ΘΗΕ. Τ. 7. Σ. 48; Περαντνης. Λεξικν. Τ. 2. Σ. 265-266; Σωφρνιος (Εστρατιδης). Αγιολγιον. Σ. 240; Μακριος, μητρ., Νικδημος Αγιορετης, Νικφορος ερομν., Αθανσιος Πριος. Συναξαριστς νεομαρτρων. Θεσσαλονκη, 19963. Σ. 70-73. Э. П. А. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/469372.html

В то же время до преподобного Никодима дошло известие о том, что рукопись полного собрания творений святого Григория Паламы (память 14 ноября), с большим трудом собранных и прокомментированных им по просьбе преподобного Афанасия Паросского (память 24 июня) и митрополита Льва Илиопольского, была захвачена и уничтожена в венской типографии. Это случилось из-за того, что австрийцы искали «Манифест» Ригаса Фереоса, призывавший греков к восстанию против турок. Эта новость сразила преподобного Никодима, и он проливал потоки слез, сожалея не столько о невосполнимой потере времени, затраченного на эту работу, сколько об утрате такого сокровища. После этого преподобный Никодим вместе с Сильвестром Кесарийским провел некоторое время в келье святого Василия, где некогда жил святой Феофил Мироточивый (память 8 июля), а затем вновь стал жить в уединении и продолжил свои апостольские труды. Одетый в лохмотья и обутый в грубые башмаки, он считал себя последним из всех. Он никогда не готовил себе никаких блюд и вкушал только вареный рис или мед, разведенный водой, несколько оливок и немного размоченных бобов. Если голод слишком сильно мучил преподобного Никодима, он приходил к соседям и трапезничал с ними, но обычно тотчас увлекался беседой и забывал о еде. Его видели занятым только двумя делами: молитвой и учеными трудами. В любой час дня и ночи его можно было найти либо согбенным над книгой или письменными принадлежностями, либо с головой, склоненной на грудь, низводящим ум в глубину сердца, чтобы оттуда с усердием призывать святое имя Иисусово. Он весь становился молитвой, и именно благодаря этому сокровенному единению со Христом Божественная благодать вложила в его сердце все сокровище Церкви. Когда преподобный Никодим писал, он полностью погружался в работу. Однажды к нему зашел некий монах и, застав его за работой, вложил ему в рот кусочек свежего хлеба. Вечером он снова зашел и увидел преподобного Никодима в той же позе, с куском хлеба во рту, как будто он ничего не заметил. В это время преподобный Никодим написал обширный комментарий к Посланиям апостола Павла, основываясь на толковании блаженного Феофилакта Болгарского, дополнив его также комментарием к соборным посланиям. Он написал и толкование к девяти библейским песням, озаглавленное им «Сад благодатный», и перевел «Толкование на Псалтирь» Евфимия Зигавина. Как и во всех прочих своих трудах, в этих сочинениях преподобный Никодим отнюдь не ограничивался простым переводом. Беря в качестве основы и направляющей один из принятых Церковью комментариев, он дополнял его своими обширными примечаниями, насыщал свидетельствами других отцов Церкви о множестве разных вопросов.

http://pravoslavie.ru/55067.html

Тогда подвижники переместились на Кикладские острова на юге Эгейского моря. Вначале они остановились в Паросе, возможно потому что многие из колливадов осели здесь, но со временем решили обосноваться на острове Фолегандр. Тут не было учителей и жители просили отца Даниила позволить Арсению стать наставником их детей. Старец согласился и Арсений был рукоположен во диакона, а затем назначен государством на должность учителя. Арсений оставался здесь с 1829 по 1840 год, преподавая все необходимые предметы а также воспитывая учеников в Христианском благочестии. Перед своей кончиной, последовавшей в 1837 году, отец Даниил завещал ученику перенести свои останки на Афон по прошествии двух лет. Арсений, согласно последней воле наставника, отбыл на Афон в назначенный срок, но по дороге остановился в Паросском Георгиевском монастыре. Монастырский игумен отец Илия (Георгиадис) скзал отцу Арсению что, по Божией воле, ему надлежит остаться в Геогиевском монастыре. Арсений принял эти слова и в (1840)) году Арсений вступил в братство обители. Так, по промыслу Божию, он избежал поездки на разоренный Афон, который был в то время оккупирован турецкими войсками, что повлекло массовый исход монахов - пять из шести тысяч покинули Святую Гору. В Геогиевском монастыре Арсений нашел истинных и умудренных подвижников, достойных всяческого подражания. Когда, в возрасте сорока семи лет, Арсений был рукоположен во иерея, он с новой силой принялся за духовные упражнения. Ежедневно он изучал Священное Писание и Отеческие книги, воспринял дар непрестанной сердечной молитвы и слез. В последнем он уподобился своему покровителю, святому Арсению Великому, который постоянно проливал покаянные слезы. Когда он стоял перед алтарем, Арсений чувствовал что предстоит Самому Богу, и всегда служил с сокрушением. Во время службы лице его часто озарялось, уподобляясь ангельскому лику. С течением времени жители Пароса узнали об отце Арсении, нашли в нем выдающегося духовника. Люди сходились к нему ото всей округи, и всех он принимал с отеческой теплотой, находя для каждого необходимое духовное лекарство.

http://pravicon.com/info-1822

Всякий, ненавидящий брата своего, есть человекоубийца; а вы знаете, что никакой человекоубийца не имеет жизни вечной, в нем пребывающей. 1 Ин. 3,15 АРСЕНИЙ ПАРОССКИЙ Статья из энциклопедии " Древо " : drevo-info.ru Прп. Арсений Паросский Прп. Арсений Паросский. Икона В начале 1821 года, до Греческой войны за независимость , наставник и ученик прибыли в Пенделийский монастырь близ Афин , но оставались здесь недолго, так как отцу Даниилу было открыто скорое разрушение обители турками . Тогда подвижники переместились на Кикладские острова на юге Эгейского моря. Вначале они остановились в Паросе - возможно, потому, что многие из колливадов осели здесь, но со временем решили обосноваться на острове Фолегандр . Тут не было учителей, и жители просили отца Даниила позволить Арсению стать наставником их детей. Старец согласился, и Арсений был рукоположен во диакона , а затем назначен государством на должность учителя. Арсений оставался здесь с 1829 по 1840 год, преподавая все необходимые предметы а также воспитывая учеников в христианском благочестии. Перед своей кончиной, последовавшей в 1837 году, отец Даниил завещал ученику перенести свои останки на Афон по прошествии двух лет. Арсений, согласно последней воле наставника, отбыл на Афон в назначенный срок, но по дороге остановился в Паросском Георгиевском монастыре . Монастырский игумен отец Илия (Георгиадис) сказал отцу Арсению, что ему надлежит остаться в этой обители. Арсений принял эти слова как волю Божию, и в (1840)) году вступил в число монастырской братии. Так, по промыслу Божию, он избежал поездки на разорённый Афон, в то время оккупированый турецкими войсками, что повлекло массовый исход монахов - пять из шести тысяч покинули Святую Гору. В Геогиевском монастыре Арсений нашёл истинных и умудрённых подвижников, достойных всяческого подражания. В возрасте 47 лет он был рукоположен во иерея и с новой силой принялся за духовные упражнения. Ежедневно он изучал Священное Писание и отеческие книги, стяжал дар непрестанной сердечной молитвы и слёз. В последнем он уподобился своему покровителю, святому Арсению Великому , который постоянно проливал покаянные слезы. Когда преподобный стоял пред алтарём, он чувствовал, что предстоит Самому Богу, и всегда служил с сокрушением. Во время службы лицо его часто озарялось, уподобляясь ангельскому лику.

http://drevo-info.ru/articles/8884.html

отцов почерпнутые из литургических текстов мысли, претендуя на верную передачу святоотеческого учения (подробнее см.: Родионов. 2009). Особое место среди составленных Н. С. произведений занимают гимнографические тексты. Ему принадлежит большое число различных служб, канонов, акафистов, стихир (см. полную библиографию: Νικολπουλος. 2000. Σ. 361-667; Καρασαρδης. 1998. Σ. 205-231). В этой области Н. С. предстает как подлинный наследник визант. гимнографической традиции. Язык его гимнов не содержит к.-л. новаций, хотя иногда он использует смелые образы, апеллирующие к реалиям Нового времени (напр., в подобнах, помещаемых после канонов «Богородичника»). В песнотворчестве (как и в предисловиях к «Добротолюбию» и «Евергетину») Н. С. демонстрирует виртуозное владение древнегреч. языком. Наиболее выдающимися произведениями Н. С. являются служба прп. Симеону Новому Богослову, «Молитвы алфавитные в виде икосов ко Господу нашему Иисусу Христу», каноны свт. Димитрию Солунскому, акафист прп. Симону Мироточивому Афонскому. По мнению А. Зоитакиса, «хотя Никодим Святогорец в совершенстве владел древнегреческим языком, в большинстве своих произведений он сознательно делает выбор в пользу простого народного языка, поэтому многие его работы стали достоянием общества и выдержали множество переизданий». Вместе с тем «использование именно народного языка не было для него догмой, он искусственно не ограничивал себя в выборе языковых средств, что зависело от аудитории, к которой он обращался в том или ином своем произведении» ( Зоитакис. 2008. С. 162-163). Эпистолярное наследие Н. С. до сих пор не издано и не изучено в полной мере ( Citterio. 2002. P. 939-940). Одним из наиболее важных творений Н. С., принадлежащих к этому жанру, является «Послание к Фоме» ( Πσχος. 1996. Σ. 51-80), в к-ром он представил апологию монашества, подвергавшегося нападкам со стороны одного из бывших учеников прп. Афанасия Паросского, причем использовал как богословские и аскетические, так и естественнонаучные доводы, характерные для той эпохи.

http://pravenc.ru/text/2565602.html

   001    002    003    004    005   006     007    008    009    010