45. 1666 г., февраль по май. Соборное определение и собственноручные записки митрополитов: а) Новгородского Питирима, б) Казанского Лаврентия, в) Ростовского Ионы, г) Сарского и Подонского Павла и д) бывшего Сербского Феодосия; е) архиепископов: Вологодского Симона, ж) Смоленского Филарета, з) Рязанского Илариона, и) Тверского Иоасафа, i) Псковского Арсения; к) епископа Вятского Александра; архимандритов: л) Троицкого Иоасафа, м) Новоспасского Иосифа, н) Юрьевского Феодосия, о) Казанского Преображенского Мисаила, п) Хутынского Иосифа, р) Соловецкого Варфоломея; игуменов: с) Знаменского Арсения, т) Угрешского Викентия, у) иеромонаха Арсения (Салтыкова) и Симонова монастыря ф) старца Серапиона, – о том, что они ожидаемых в Москву восточных патриархов, Паисия и Макария признают православными, равно греческие книги, по которым они совершают богослужения, как рассмотренные уже на местных соборах 1654 и 1656 г., признают также православными † Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Настоящего лета сего от создания мира 7174 года, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 1666 года, в месяце Феврале, сошедшимся нам, архиереям Российского государства, в богоспасаемый преименитый царствующий град Москву, случившегося во время сие, Божиим попущением, грех ради наших, от зломысленных неких человек мятежа и раздора, долженствует совопроситься всем нам любовно между собой. Первое, как нам долженствует исповедать святейших греческих патриархов: Константинопольского, Александрийского, Антиохийского и Иерусалимского, аще они православные суть? Второе, книги греческие, печатные и древние рукописные, их же святейшие греческие патриархи употребляют, и по них всё словословие Божие исполняют и чины церковные, как исповедать долженствуем? Третье, собор, бывший в богоспасаемом преименитом царствующем великом граде Москве, при благочестивейшем и богохранимом государе нашем царе и великом князе Алексее Михайловиче, всея Великой и Малой и Белой Росии самодержце, и при святейшем Никоне патриархе , и царского пресветлого величества при всём его синклите, подписанный священных руками, как исповедать ныне нам долженствует, иже содеялся в царских палатах, в лето от создания мира 7162, от по плоти же Рождества Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа в лето 1654.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikon_Minin/de...

Согласно Житию Арсений, приняв иночество в Лисицком монастыре, узнает о приходе в Новгород старцев с Афона (Святой горы) и упрашивает игумена благословить его на путешествие к Афону. О связях именно новгородского Лисицкого монастыря со Святой горой в конце XIV – первой половине XV в. у нас действительно имеются конкретные свидетельства. Анализ книгописной деятельности иноков Лисицкого монастыря позволяет утверждать, что на протяжении конца XIV – первой половины XV в. эта обитель играла значительную роль в культурной жизни Новгорода. Поддерживая связи с Афоном, лисицкие книжники были «проводниками» второго византийского и южнославянского влияния на культуру Новгородской республики. Свидетельство Жития Арсения о том, что именно в Лисицком монастыре он узнает о приезде афонских старцев и именно отсюда отправляется на Святую гору, таким образом, полностью соответствует современным научным представлениям о роли этой обители в культурных связях того времени (См.: Бобров А. Г. Книгописная мастерская Лисицкого монастыря: (Конец XIV – первая половина XV в.)//Книжные центры Древней Руси XI–XVI вв.: Разные аспекты исследования. СПб., 1991. С. 78–98). Возвращение Арсения в Новгород с благословением святогорских старцев и основание монастыря автор Жития относит ко времени архиепископа Новгородского Иоанна, «иже бысть по архиепископе Алексии», т. е. Uoahha III (1388–1415), что полностью согласуется с авторитетной летописной датой строительства церкви Рождества Богородицы на Коневце в 1398 г. Впервые это известие появляется в первой части так называемой Новгородской Карамзинской летописи, написание которой предположительно датируется 1411–1412 гг. и связывается с именем Юрьевского архимандрита Варлаама, бывшего монахом той же Лисицкой обители в одно время с Арсением Коневским, потому, видимо, и внесшего в свою летопись сообщение о строительстве церкви на Ладожском озере своим сподвижником (см.: Бобров А. Г. Новгородский летописный свод 1411 года и Варлаам Лисицкий//Новгород в культуре Древней Руси: Мат-лы чтений по древнерусской литературе. Новгород, 1995. С. 89–101). В принципе соответствует летописной дате этой постройки (1398 г.) и приведенная в Житии дата поселения Арсения на острове Коневец (1393 г.) – ясно, что строительство церкви должно было занять несколько лет.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

В своей епархии Арсений занимался духовно-административными и училищными делами и борьбой с иноверием и расколом. Он составил возражение на поданный протестантами пасквиль против сочинения митрополита Стефана Яворского в защиту православия «Камень веры», и дополнил сочинение исповедника архиепископа Тверского Феофилакта Лопатинского. А также, подражая ревностному борцу против раскола св. Димитрию Ростовскому , он составил обличение раскольников, оставшееся в рукописи, и дополнил сочинение Феофилакта Лопатинского «Обличение неправды раскольничьей». Так ревностно трудился в своем архипастырском служении митрополит Арсений. Но незабвенным для русской Церкви он остался по преимуществу за свое выступление против отобрания церковных имуществ. По поводу этого печального события Арсений подавал в Св. Синод один протест за другим. В Неделю православия он к обычным анафематствованиям присоединил анафему «обидчикам церквей и монастырей». Обо всех этих поступках Арсения было доведено до сведения Екатерины. Было назначено в Синоде расследование дела о митрополите Арсении. Последний был вызван во дворец, где его допрашивали в присутствии самой императрицы. Арсений говорил столь резко, что императрица зажала себе уши, а ему самому «заклепали рот». Екатерина повелела самому Синоду судить своего собрата. 212 Синод присудил митрополита Арсения к лишению архиерейского сана и преданию, по расстрижении из монашества, светскому суду, который должен был за оскорбление Величества осудить его на смерть. Но императрица приказала освободить Арсения от светского суда, оставить ему монашество и сослать в дальний монастырь. 213 Прямо с этого заседания Синода митрополит Арсений был отвезен в Ферапонтов монастырь, место ссылки великого патриарха Никона , затем в Николо-Корельский, Архангельской губернии. Отсюда, после суда над ним, в котором участвовала сама императрица, по поводу доноса на него, 214 Арсения перевели в тесный каземат в башне Ревельской крепости. Предварительно с него сняли монашеский сан и, одевши его в арестантский полушубок и треух, дали ему имя – «Андрей Враль». Будучи узником в монастырях Арсений всецело отдавался чтению Священного Писания и молитве. Он молился и за врагов своих, вынимая частицы на проскомидии за «гонящих и обидящих Церковь Божию», разумея, по собственному объяснению, под этими гонителями и врагами Церкви «предателя митрополита Новгородского Димитрия, Гавриила, архиепископа С.-Петербургского, и всех немецких чинов, которые об отъятии монастырских вотчин старались и в комиссии присутствовали». А в Ревельском своем каземате на стене тюрьмы начертал углем слова: «Благо, яко смирил мя еси».

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sobole...

Разделы портала «Азбука веры» с 2005 года Богослужебные указания за 21 мая 2024 года 8. Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого . Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди, глас 2-й – 3, апостола, глас 1-й 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» апостола, глас 2-й: «Сына громова…», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы рано бывша…». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси…», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша жены…» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов…», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Почто мира со слезами…». По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево…» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф…» (единожды), тропарь апостола, глас тот же (единожды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам…». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси…» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси…» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия…» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небесную дверь…» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше…» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста…». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче…».

http://azbyka.ru/bogosluzhebnye-ukazaniy...

Июль Дата Память Панихида по родителям пр. Макария Колязинского – боярину Василию и Ирине и супруге его Елене, на его родине, в с. Кожине (Гридцино) Кашинского уезда Перенесение мощей св. Филиппа, митрополита Московского, из Соловецкого монастыря в Москву Кончина пр. Арсения Новгородского Память пр. Антония Леохновского Панихида в Ржевском Успенском соборе по благоверному князю Владимиру и его супруге Агриппине Обретение мощей благоверной Великой княгини Анны Димитриевны (Кашинской) Празднование в г. Свияжске св. Герману, архиепископу Казанскому Св. князей страстотерпцев Бориса и Глеба (празднование в Борисоглебском Новоторжском монастыре, в городском соборе г. Старицы и др.) Август Дата Память Преставление и обретение мощей св. Тихона 1-го, епископа Воронежского, Задонского чудотворца Празднество св. Петру, Московскому митрополиту Кончина благоверного князя Тверского Михаила Александровича (в иночестве Матфея) 1  В «Иконописном Сборнике» Вл. Скородумова, под 9 января об изображении святителя Филиппа сказано: «темноволос, с проседью, борода порядочно длинна, облачён в саккос цветной, с белым омофором, в правой руке крест, в левой посох, на голове митра». 2  Первый, заявивший, что св. Арсений, епископ Тверской, был родом из Твери был Ректор Тверской дух. Семинарии, архимандрит Макарий Петрович, серб, полтора года прожившей в Твери, плодовитый писатель, с пылкой фантазией, не стеснявшийся в своих исторических сочинениях летописными сухими сказаниями и, к сожалению, внёсший в житие святителя Арсения довольно сведений, ни на чём не основанных, как, например, о том, что св. Арсений был родом из Твери, сын богатых родителей (Житие св. Арсения, Тверь, 1852 г.). – А последующие составители жития св. Арсения, с лёгкой его руки, для прославления своего родного города (Твери) распространялись ещё более о жизни и деятельности святителя в Твери. Так, Тверской кафедральный протоиерей Козма Чередеев (Иерархи Тверские, Тверь, 1859) писал, что св. Арсений сын не только богатых, но и благородных родителей, что он раздал своё имение бедным и пр.

http://azbyka.ru/otechnik/Dimitrij_Sambi...

Синода князя А.Н. Голицына 10. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод 11. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия в Св. Синод Иерусалимское подворье в Москве и его основатель архимандрит Арсений 12. Письмо Гавриила (Банулеску-Бодони), митрополита Кишиневского и Хотинского, экзарха Молдавии, Валахии и Бессарабии, к обер-прокурору Св. Синода князю А.П. Голицыну 13. Постановление Св. Синода о выдаче сборной книги прибывшему из Иерусалима архимандриту Арсению 14. Прошение архимандрита Арсения, поданное на имя императора Александра I 15. Отношение обер-прокурора Св. Синода князя А.Н. Голицына к Иерусалимскому архимандриту Арсению 16. Отношение министра духовных дел и народного просвещения князя А.Н. Голицына к обер-прокурору Св. Синода князю П.С. Мещерскому 17. Донесение митрополита Новгородского и Санкт-Петербургского Михаила (Десницкого) Св. Синоду 18. Прошение Иерусалимского архимандрита Арсения на имя императора Александра I 19. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архиепископа Московского Августина 20. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа, присланная в Москву, в церковь Св. Апостола Филиппа на Иерусалимском подворье 21. Грамата патриарха Иерусалимского Поликарпа на имя архимандрита Арсения 22. Донесение митрополита Московского и Коломенского Серафима (Глаголевского) Св. Синоду 23. Определение Св. Синода 24. Прошение архимандрита Арсения императору Александру I 25. Определение Св. Синода 26. Определение Св. Синода 27. Грамата патриарха Иерусалимского Афанасия на имя митрополита Московского Филарета 28. Предложение обер-прокурора князя П.С. Мещерского Св. Синоду 29. Отношение обер-прокурора Св. Синода графа Н.А. Протасова к вице-канцлеру графу К.В. Нессельроде 30. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу II 31. Письмо митрополита Московского Филарета к патриарху Иерусалимскому Кириллу Закавказские имения Святого Гроба в составе Российской Империи 32. Рапорт генерала от инфантерии А.П. Ермолова императору Александру I 33.

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Lisovo...

Арсений иеромонах, принимаемый за митрополита Ростовского Арсения Мацеевича . В городе восточной Сибири, Забайкальской области, Верхнеудинске сооружена на кладбище часовня над одной могилой, которая принимается за могилу Ростовского митрополита Арсения, сосланного будто бы в заточение в Нерчинский край во второй половине XVIII века, но с честью-де потом возвращенного и скончавшегося, по местному преданию, чудной кончиной праведника на дороге, и на которой до сих пор совершаются панихиды (см. книгу И. Завалишина: Описание западной Сибири, Москва, 1862, стр. 314). На самом деле в Верхнеудинске могила не митрополита Арсения Мацеевича , который сослан был не в Сибирь и вовсе не возвращаем был потом с честью, а некоего ссыльного иеромонаха Арсения (см. у Иконникова в Опыте русской историографии, стр. 74 прим. 2, и 1215 fin.). Аффоний, митрополит Новгородский, занимавший кафедру с 1635-го по 1053-й год. Что он был почитаемым усопшим в прежнее время, видно из того, что в Софийском Новгородском соборе, на одном из столбов, есть его изображение; что он остается почитаемым усопшим и в настоящей время, видно из того, что над гробом его Новгородцы часто служат панихиды (Гр. Толстова Святыни и древности Великого Новгорода, стр. 21 и 36). Афанасий Высотский 1-й, ученик преп. Сергия Радонежского, основатель Серпуховского Высотского (Московской губерний монастыря. Скончался (неизвестно когда после 1401-го года, под которым упоминается как живой) не в монастыре своем, а в Константинополе; но думаем, что в монастыре память его почитается. Афанасий Высотский 2-й, преемник на игуменстве в Серпуховском Высотском монастыре основателя его Афанасия 1-го, скончавшийся 12-го Сентября 1395-го года (Филарет Русские святые, 12-го Сентября). Афанасий-Елеазар. См. Елеазар (Афанасий) и Назарий (Лазарь). Афанасий, Дионисий, Игнатий, Корнилий, Леонид, Феодор и Ферапонт, ученики преп. Александра Свирского , погребенные в Островском Введенском Ояцком монастыре (Ист. Uep. V, 378 ; «в Задней пустыни на Ояте реце, в монастыре Введения пресвятые Богородицы, от Свири реки 5 поприщ по Ояте реце вверх (от) села Архангельского Сермакса», – Книга глаголемая у гр. Толстова, 466. О Сермакском погосте, находящемся при впадении Ояти в Свирь, см. в Географическо-статистическом словаре Семенова).

http://azbyka.ru/otechnik/Evgenij_Golubi...

8. Вторник 3-й седмицы по Пасхе. Апостола и евангелиста Иоанна Богослова. Прп. Арсения Великого. Прп. Арсения Новгородского. Прп. Арсения трудолюбивого, Печерского, в Дальних пещерах. Прп. Кассиана послушника и постника, Печерского, в Дальних пещерах. Бденная служба апостола и евангелиста Иоанна Богослова совершается вместе со службой прп. Арсения Великого и службой Триоди. На великой вечерне «Блажен муж» 1-й антифон. На «Господи, воззвах» стихиры на 10: праздника Триоди, глас 2-й – 3, апостола, глас 1-й 4 (первая стихира – дважды), и преподобного, глас 8-й – 3. «Слава» апостола, глас 2-й: «Сына громова...», «И ныне» – праздника Триоди, глас тот же: «Мироносицы рано бывша...». Вход. Прокимен дня. Паримии апостола – 3 . На литии стихира храма, стихиры апостола, глас 1-й, и преподобного, глас 5-й. «Слава» апостола, глас 4-й: «Возлег на перси...», «И ныне» праздника Триоди, глас 1-й: «Со страхом приидоша жены...» (см. на стиховне утрени). На стиховне стихиры апостола, глас 4-й (со своими припевами) . «Слава» апостола, глас 6-й: «Апостоле Христов...», «И ныне» – праздника Триоди, глас 2-й: «Почто мира со слезами...». По Трисвятом (на благословении хлебов) – тропарь апостола, глас 2-й (дважды) и «Богородице Дево...» (единожды). На утрене на «Бог Господь» – тропарь праздника, глас 2-й: «Благообразный Иосиф...» (единожды), тропарь апостола, глас тот же (единожды). «Слава» тропарь преподобного, глас 8-й, «И ныне» – тропарь праздника, глас 2-й: «Мироносицам женам...». Кафизмы 7-я и 8-я. Малые ектении. По 1-м стихословии – седален апостола, глас 1-й: «Христа ученик быв...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии) . По 2-м стихословии – седален апостола, глас 5-й: «Апостола вси...» (дважды). «Слава, и ныне» – седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии). Полиелей. Величание апостола и избранный псалом. Седален апостола по полиелее, глас 8-й: «Возлег на перси...» (дважды). «Слава, и ныне» седален праздника Триоди, глас 2-й: «Мироносицы утро пришедшия...» (см. в седальнах по 2-м стихословии), или Богородичен Минеи, глас 8-й: «Небесную дверь...» . Степенна – 1-й антифон 4-го гласа. Прокимен апостола, глас 4-й: «Во всю землю изыде вещание их и в концы вселенныя глаголы их»; стих: «Небеса поведают славу Божию, творение же руку Его возвещает твердь». Евангелие апостола Ин., зач. 67. «Воскресение Христово видевше...» (единожды). По 50-м псалме: «Слава» – «Молитвами святаго апостола и евангелиста...». Стихира апостола, глас 2-й: «Богослове девственниче...».

http://patriarchia.ru/bu/2024-05-21/

«Все это чрезвычайно изумило меня, — писал отец Владимир в своих воспоминаниях, — и вдруг явилось сильное желание ехать». Но не сразу он смог поехать на Афон. Сначала он поступил на подворье Руссика в Москве, где в то время жил великий старец Арсений (Минин). Василию посчастливилось быть у него писарем и здесь, в Москве, и впоследствии на Афоне почти до смерти старца в 1879 году. 1 июня 1874 года он наконец-то приехал на Афон, и его, как было сказано выше, сразу определили в канцелярию отца Арсения. 6 апреля 1874 года отец Арсений постриг его в рясофор, а 3 мая того же года в мантию. Послушник сопутствовал старцу Арсению всюду, куда бы ни ездил этот неутомимый старец: и в Москву следить за строительством часовни, и на Новый Афон выбирать место для строительства нового монастыря, и в другие места. После смерти отца Арсения отец Владимир окончательно осел в обители и до конца жизни не покидал его, кроме одного случая — посещения Иерусалима в 1901 году. 12 декабря 1884 года его рукоположили в иеродиакона, а 16 апреля 1888 года в иеромонаха. Послушанием же отца Владимира была организация издательского дела монастыря. На этом поприще он много потрудился и принес огромную пользу. Он был организатором издания ряда книг, редактором-составителем серии «Душеполезный Собеседник», в котором отдел «Афонская Летопись» принадлежал исключительно его перу, кроме некоторых выпусков 1911-1915 годов. Он же был редактором и издателем писем отца Арсения (Минина). Занимался не только изданием книг, но и организацией их распространения по всей России. Кроме того, отец Владимир был очень наблюдательным и внимательным человеком и детально описал быт монастыря, оставив обширные дневники и переписку с разными лицами (одним из его адресатов была племянница иеросхимонаха Арсения (Минина) монахиня Ольга (Шилова), насельница Новгородского Зверин-Покровского монастыря, которая скончалась 30 декабря 1892 года). Несмотря на свои огромные труды на благо монастыря, отец Владимир не смог избежать искушения и очень идеализировал своего духовного отца. Он так привязался к отцу Арсению (Минину), что после его смерти уже не смог никого воспринять как духовного руководителя, что привело к тому, что он замкнулся в себе и долго был охвачен духом противления. Ни игуменов, ни духовников монастыря он не мог уже принять так близко, как было с отцом Арсением. Он всех сравнивал с ним и решительно отвергал всех.

http://isihazm.ru/?id=384&sid=42&iid=247...

Так трогательно совершилось, как теперь принято говорить, переизбрание Архиепископа Арсения и епископа Алексия на пользу и славу Новгородской церкви... Заявление священника Павла Созина, как подписавшего запрос, что он не ставил себе целью сделать только “выпад” против Архиепископа, а добивался того, что произошло, – единение Владыки с духовенством и мирянами в духе мира и любви, так сильно сейчас засвидетельствованного, – и милостивое слово к нему Архиепископа Арсения, что он верит его искренности, – дополнило полную картину единения и всепрощения... На другой же день, 31 мая, получена была икона св. Апостола Иоанна Богослова, облигация военного займа в 1000 рублей в фонд похоронной кассы для вдов и сирот Новгородской епархии от Архиепископа Арсения и 100 рублей от епископа Алексия в память исторического дня 31 мая. Общее собрание постановило выразить благодарность Владыкам, за их жертвы, и преподнести Архиепископу Арсению фотографическую карточку съезда» (Новгородские епархиальные ведомости. 1917. 1–15 июня. Ч. неоф. С. 450–454). – Примечание. 162 На епархиальном съезде 8 августа были распространены безымянные прокламации, направленные против архиепископа Арсения и некоторых священников г. Новгорода и преподавателей духовно-учебных заведений «с целью поселить раздор между Архипастырем и паствою и уронить во мнении съезда некоторых лиц из духовенства г. Новгорода и преподавателей семинарии, на съезде был дан решительный отпор клеветникам: Выступает Тихвинский городской голова г. Воскресенский . “По поручении выборщиков Тихвинского у[езда], – говорит он, – свидетельствую Вам, Владыко, наши любовь и уважение и нашу готовность всемирно поддержать Вас в Ваших благих предприятиях. Возмущены мы тем бессовестным нахальством, которое проявилось в распространении среди нас грязных листков. Нам больно слышать, что к этому делу причастны будто бы некоторые лица даже из духовенства. Мы, миряне, думаем, что разделения, партийности не должно быть среди духовенства. Пятнают себя те, которые таким способом думают запачкать других... Мы просим вас с решительностью стоять за преподавание в школах Закона Божия. В земской и всякой другой школе Закон Божий должен быть обязательным предметом и надзор за преподаванием Закона Божия должен остаться за Вами”.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

   001    002    003    004    005    006    007    008    009   010