Перерыв в княжении Удалого пытался использовать суздальский князь Ярослав Всеволодович. Приглашенный посадником, тысяцким и десятью мужами («купец старейших»), он тоже «створи вече» на Ярославлем дворе, но был вскоре изгнан, так как начал карать своих противников 122 . Временное ослабление (после Липицкой битвы) суздальских позиций в Новгороде, в сочетании с его трудным экономическим и внешнеполитическим положением, повело к тому, что в Новгородской земле резко обострились классовые противоречия, наложившие печать и на борьбу между суздальской и черниговской партиями среди боярства, купечества и духовной знати. Сторонники этих группировок лишились возможности вершить свои дела посредством сговора и были вынуждены все чаще поднимать друг на друга отдельные территориальные и корпоративные организации города (концы, улицы, сотни). Такие действия были, однако, чреваты новыми стихийными взрывами классовой борьбы. Тому пример – попытка суздальской группировки свалить черниговского князя, когда власть в Новгороде как бы раздробилась: вече Наревского конца собиралось у церкви 40 святых, вече жителей Торговой стороны – у церкви св. Николы, и «тако быша веча по всю неделю». Здесь вече, бесспорно, не общенародное собрание, а совещание сторонников двух группировок, которые затем находят общий язык, и с помощью сговора дело приходит к примирению на общем вече 123 . Когда вновь утвердилась суздальская партия, стал назревать конфликт ее противников с Ярославом Всеволодовичем. Это обнаружилось во время одного из походов при стоянке на Неве, где новгородцы «створиша вече и хотеша» убить Судимира, одного из сторонников князя 124 . Здесь вече тоже не народное собрание, а совещание в походе представителей антисуздальской группировки. Эти суздальцы, прервав поход, увели новгородское войско из-под начала князя. Чтобы упрочить свое положение, Ярослав, как позже говорили на вече, посадил за «мзду» нового архиепископа Арсения, с которым был так тесно связан, что собирал своих сторонников на вече «на владычни дворе» 125 .

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Народ на 85% крестьянской России, мужское население которой ожидало решающего наступления в окопах Великой Войны, и знать не знал, как там, «любимцы царские» и генералы-предатели «отрекают» Государя Императора в Пскове в штабе Северо-Западного фронта. У простого народа Царя просто-напросто отняли, объявив ему, что их Царь-батюшка от них «отрекся». Политическая и социальная психология народа со всей очевидностью стала таковой ребенка, которого оставил родной отец, и со всеми вытекающими отсюда последствиями. А относительно того, что происходило в февральско-мартовские дни 1917 г. в Святейшем Синоде, есть основания полагать, что с архиереями поступили так же, как с Монархом. По словам присутствовавшего 4 марта на сессии Новгородского преосвященного архиепископа Арсения (Стадницкого): «Я предлагал сложить нам свои полномочия. Но нам не позволили. История только скажет, что мы пережили в эти и последующие Закончить хочется словами митрополита Ленинградского Григория (Чукова), сказанными более 100 лет назад на праздновании Карельским братством 200 лет взятия Петром Великим крепости Выборг, в то время, когда он еще принадлежал Финляндии: «Как все великое и мощное, наше национальное чувство не легко привести в движение... Поддерживать все инородное у многих русских является чем-то вроде подвига, позорно унижать свое родное, - чуть не клятвенным обязательством. Но вот под влиянием крайних проявлений космополитизма, осмеяния и унижения всего родного, оно, наконец, всколыхнулось и поднимается. Поднявшись, оно грозной волной разольется по всему необъятному русскому простору и не устоять перед этой национальной стихией никаким, хотя бы и гранитным преградам... Дай же Бог успеха Православному Карельскому Братству в его религиозно-патриотической деятельности, а русскому обществу твердости в охранении своего национального достоинства», - ведь, как было написано на золотом знаке Карельского братства церковно-славянским шрифтом: «Господь крепость людям своим дает, Господь благословит людей своих миром» ( Пс. 28: 11 ).

http://ruskline.ru/analitika/2011/03/21/...

Допустим, Жития Арсения Новгородского. Проведя в праведных трудах около пяти лет, Арсений заслужил особый почет окружающих, которого решил избежать, скрыв свои добродетели под маской юродства. И в таковых подвизях пребыв святый сей до пятилетнего времени в ня же лета не моглоша утаитися добрыя его детели (это добродетели). История слов: «добрыя детели» — стянулось потом в «добродетели». Что для юродивых важно и что их объединяет с преподобными, то есть со святыми монахами? Это то явление, которое в западном богословии называется Imitatione Christi — подражание Христу. И юродивый, и преподобный — они подражают Христу, и это, собственно говоря, их важнейшая задача. То есть — я опять повторяю рефреном — юродство это не ёрничество, это не шутовство, просто само по себе это подражание Христу, которое не хочет быть узнанным и увиденным. Вот в службе Василию Блаженному говорится: егда найдя на тя божественное рачение Василиечудне тогда мирскими тешу трясе усердно последова Христу скорбным и тесным путем шествуя. Но уподобляется юродивый не только Христу — он уподобляется ангелам. И здесь тоже — вот я опять ставлю это ударение — заметьте, юродские Жития очень похожи на Жития преподобных. Вот это удивительное явление, которое нужно хорошо запомнить, потому что подвиги их по сути своей очень близки. Есть очень известное определение монашества. Монах — это земной ангел небесный человек. Земной ангел и небесный человек — так определяются монахи. И вот также определяются юродивые. Сравнение с ангелами — это очень частое определение юродства. Это ещё византийская формула «земной ангел, небесный человек». Вот это то, что опять-таки западная наука богословия называла «imitatio angelorum» — имитация ангелов, подражание ангелом. Так вот в службе Арсению Новгородскому говорится: кто не твоя преблаженне подвиги и воздержания может исповедати, премудрее отче Арсение, небесный человече, земный ангеле. Опять-таки чисто монашеское определение дается юродивому. Ту же формулу в этом контексте находим в службе Василию Блаженного: преставися к вечным обителям и быв еси земный ангел и явися небесный человек.

http://azbyka.ru/yurodstvo-lyudi-i-tekst...

Наконец вот письмо епископа Крутицкого Сильвестра (Старогородского) к Гавриилу, митрополиту Новгородскому и С.-Петербургскому. Преосвященнейший Владыко, Милосердый Батюшка! Получил я от вашего преосвященства сего апреля 2-го дня письмо, в котором стужительность мыслей Ваших по известным обстоятельствам довольно изъясняется: то-то оно, про что в Москве неоднократно говаривано! Я плод почестей епископских искусом дознал в бытность мою при комиссии, так что и при двойном теперь звании, однако половиной мне сноснее: вы узрите, как пояшут вас и ведут аможе не хощете… Одно средство, батюшка, к преодолению напастей, убежище к дающему уста и премудрость, а молитва веры даст благодать и крепость во всяком деле блазе, ut experientia edocti tradidere patres. В причислении к мещанству духовенства, de quo olim obiter et paucis труда много, чтоб отстоять; однако не будет ли годиться предложение такое, что мещанам дозволены способы многих выгод и корыстей, как-то: торги, откупы и прочее, почему и государственные тягости им сносны. А как духовные мещанских выгод по указам не имеют, и иметь правилами возбраняется, так и в тягостях общества соучастны быть или ex natura status sui не могут, какова поставка рекрут в солдатство, складка рекрутская и прочая. Или, что и могут vi facultatum suarum, от всего того по правилам и примеру всех веков церкви, да и самих иноверческих держав, свободны. А буде смешивать духовенство с мещанством, то надо дать ему и корыстей средства, чего одним дать не хочется, другим иметь не можно: так останутся только тягости мещанские на духовных безвыгодно. Но ежели то идет к уравнению только, в рассуждении чести одной, духовных с мещанами, praecise от тягостей и корыстей: в таком случае мы, не требуя разбору почестей своих, готовы остаться в глухе по-прежнему, как и предки наши и других держав братья наша, ибо царство Христово несть от мира сего, и проч. Господь Бог, упование и прибежище и покров наш, да подаст вам силу и бодрость, а я в таких обстоятельствах не меньше о вас, как о себе, воздыхая, с известным и нелицемерным моим усердием пребываю вашего преосвященства покорный и верный слуга Сильвестр, епископ Крутицкий. Апреля 12 дня 1768 года. Москва. 178 . 9. Текст неизданного второго «доношения» Арсения

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Barsov...

Выборные посадники и тысяцкие были не более, как излюбленные нарядники, исполнители велений Мира, Людства, Народа и Веча, были слугами Земства. Право избрания посадника и тысяцкого неотъемлемо принадлежало всему Новгородскому вечу, всему народу, людству, миру. Князь не имел права избрать посадника вопреки воле народной: иначе ему самому показывали путь. В январе 1218 г., после многократных частных вечей, «съидошася братья вкупе однодушно на общее вече. Князь же Святослав призвал вои тысяцки на вече, и сказал: «не могу быть с Твердиславом, и отнимаю от него посадничество». А новгородцы спросили: какая вина его? Он отвечал: «без вины». Тогда Твердислав сказал (обратившись к Вечу): «тому рад, что вины моей нет, а вы, братья, вольны в посадничестве и в князьях». Новгородцы отвечали: «княже, если нет вины его, а ты к нам крест целовал – без вины мужа не лишить: а тебе кланяемся, а он наш посадник, и в том себя не выдадим» (37). Далее, Вече избирало и низлагало владык, игуменов, и даже решало религиозные, церковные вопросы (Новг. I, под 1193 г., стр. 21, IV, под 1299 г., стр. 45 и мн. др.). Иногда даже простая чадь своим вечем свергала владыку, как, напр., в 1228 г. архиеп. Арсения. Избрав вечем нового архиепископа. старому новгородцы говорили: «поиди, где ти любо» (37). В 1348 г., Новгородцы на своем вече решали религиозный вопрос, предложенный шведским королем Магнусом: «Владыка Василий, посадник Федор Данилович и тысяцкий Аврам, и вси новгородци, погадавше, отвечали Магнусу: «аще хощеши увидети, коя вера лучше, наша-ли, ваша-ли, пошли в Царь-град к патриарху», так как мы от греков приняли веру, а с тобою не будем препираться о вере; а как, будет обида между нами, о том шлем к тебе на съезд» (Новг. I, под 1348 г., стр. 83). Вече принимало жалобы народные на кого бы то ни было, защищало уездных горожан и крестьян от насилия сильных. Так, напр., в 1384 г., «приехали, говорит летопись, городчане, ореховцы и корельские с жалобою к Новгороду с жалобою на князя Патрикия Наримонтовича, который прибыл в Новгород в 1383 г., был ласково принят, даже получил в кормленье пригороды – Орехов, Кореду, Пол-Копорья городка и Луское село, но бессовестно стал притеснять жителей этих городов и мест.

http://azbyka.ru/otechnik/Afanasij_Shapo...

В первый раз я имел честь представиться покойному митрополиту Арсению в 1847 году в Житомире, куда приезжал он из Варшавы на летнее время. Тогда я был уже советником губернского правления. Признаюсь, не без смущения явился я к Владыке, ибо чувствовал за собою маленький грешок против него. Дело в том, что в числе студентов IX курса киевской академии находился племянник его, поступивший в высшее училище из среднего отделения семинарии и, конечно, ни за что не выдержавший бы приемного экзамена, если бы не авторитет всеми уважаемого дяди. По своей горячности, я сделался неумолимым гонителем этого доброго, впрочем, и безответного юноши, явившегося в студенческую среду с ментором из талантливых тамбовских семинаристов и заискивавшего милости и благоволения у власть имеющих. Не знаю как теперь, а в наше время стоило только обзавестись какою-нибудь протекцией, чтоб окончательно погибнуть во мнении товарищей. Будь хоть потомком или родственником шаха Наср-Эддина, но работай и трудись вместе со всеми другими, тогда тебе вдвойне почет и уважение. Как ни ухаживал около меня злополучный юноша, как ни угождал мне, я оставался неукротимым; влиянием моим на товарищей успел я оттолкнуть от него всех и относиться к нему с состраданием, чтó в иную пору жесточе всякой обиды, и кончил тем, что он не получил той степени, на которую рассчитывал, надеясь на протекцию академического начальства. Весьма естественно, что в письмах своих к дяде он не мог не жаловаться на меня, как на своего гонителя, и, стало быть, имя мое должно было быть известным преосвящ. Арсению, бывшему тогда епископом тамбовским. Понятно, по этому, смущение, с каким переступил я порог того дома, в котором всегда был как свой, при предместнике Владыки, преосвящ. Никаноре, впоследствии митрополите Новгородском и С.-Петербургском. Я еще ни разу не видал преосвящ. Арсения, и потому спешил вглядеться в него, когда он медленными шагами и несколько сгорбившись выходил ко мне из гостиной. Сделав несколько шагов, я сложил руки для принятия благословения.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

(москвитянин 1846 г. 2. стр. 142). 369 Ист. акт. 4, 203. Юрид. акт. стр. 315. Акт. эксп. 4, 184. 188. В ниловой пустыни тогда же произошел кровопролитный мятеж. Туда прислан был священник совершить службу по исправленным книгам. Суеверы составили заговор. 374 Грамота Государя в Киев Митрополиту Сильвестру о присылке ученых мужей Арсения и Дамаскина для справки библии (молодик 1844, 223. 224). Гавриил Домецкий в письме к Митрополиту Иову: «Всего 40 лет не с большим, как Никон завел (библию) и с малороссийския библии острожского печатно напечатал». 375 Предисловие к библии 1663 г. Впрочем, поправки сего издания не ограничивались теми четырьмя местами, которые показаны в предисловии: поправлено несколько других мест, особенно же исправление относилось к правописанию, которое в острожском издании было плохо. Издатели имели ввиду, кроме острожской библии, рукописную библию новгородского Архиепископа Геннадия и Митрополита Варлаама (опис. книг 1681 г. в москвитянине 1846 2, стр. 142). Издание библии предпринято по мыслям Никона; но выполнение издания не соответствовало его мыслям; Никон даже критиковал это издание в своих ответах Стрешневу. Библия издана по определению собора, но без сношения с Патриархом Никоном . 376 Деяния собора в ркп. новгородской семинарии. Питирим был Патриархом с Июня 1672 г. по Апр. 1673 г. Иоаким избран 5 Июня и посвящен 26 Июля 1673 г. (Новг. 3 Лет. 274. Вивл. (2, 241)). По словам современника (Отеч. Зап. 1330. ст. 323), Иоаким скончался 17 Мар. 1690 г., пробыв на патриаршестве 15 л. 7 м. 12 дней. Потому если из 1689 л. 2 м. 17 д. вычтем 15 л. 7 м. 12 д. то получится 1673 г. Июн. 5 д. время избрания Иоакима в Патриархи. 378 И при Епифании, особенно после Епифания, много спорили о достоинстве греческого и еврейского текста библии. Спорили о том, чего не знали, т. е. еврейского. Епифаний не допустил Симеона Полоцкого участвовать в труде исправления библии, по той причине, что он хорошо знал только латинский язык. Лихуды писали сочинение против порицателей перевода 70 толковников (словарь Митрополита Евгения 1, 180.

http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Cherni...

Впрочем, здесь возможен взгляд с двух точек зрения. Та нормализация церковных практик, которая вводится сверху, с точки зрения Церкви как института, иерархии, выглядит как «каноническая реставрация», а снизу это выглядит как наступление на уже завоеванные права, как своего рода «контрреволюция». Поиск путей к «канонической реставрации» Теперь дадим очерк поступательного движения Церкви к канонической реставрации, к Собору. Начну с определения Синода от 6 мая 1917 г., в основе которого находится документ, разработанный комиссией митрополита Новгородского Арсения (Стадницкого), которая была создана еще 13 апреля 1917 г., когда в Петрограде стало понятно, что происходит на местах. С одной стороны, это определение санкционирует уже начавшиеся по местам епархиальные съезды, совещания духовенства, младших членов клира, мирян, причем иногда они идут прямо чередой с небольшим временным расстоянием друг от друга. Майское определение Синода не только санкционирует созыв епархиальных съездов, предлагает им обсудить не только вопросы внутрицерковной жизни, но и насущные проблемы жизни русского государства, и общие вопросы о жизни Православной Церкви в русском государстве. Широкие слои церковного народа призываются к обсуждению создавшегося положения и будущего страны. С другой стороны, в этом же Определении несколько статей были посвящены урегулированию выборного процесса на уровне приходов. Духовенство будет воспринимать дело так, что этим Определением Синод разрешил выборное начало: нас изгоняют, нас заставляют скитаться из прихода в приход, а вы это разрешаете. Но пафос Определения другой: это первая попытка ограничить стихийное изгнание духовенства из приходов, потому что там было подчеркнуто, что удалить священника из прихода может только церковный суд – не прихожане, и даже не епископ своей властью, а решение церковного суда. Это был очень мощный аргумент в попытке остановить волну изгнания духовенства из приходов. Следующий этап – Всероссийский съезд духовенства и мирян, который проходит в Москве в июне 1917 года. Это очень представительный форум: в нем участвовали почти 1300 человек. Обычно этот съезд воспринимается как революционный орган, который предлагает достаточно радикальные церковные преобразования. Но если мы посмотрим на конкретные предложения Всероссийского съезда, например, связанные с «приходской революцией», то увидим, что его предложения были не столь радикальны, как та реальность, с которой он пытался соотнестись, которая уже существовала в приходе к этому моменту. Его предложения скорее были направлены на ограничение «приходской революции».

http://pravmir.ru/russkaya-tserkov-v-191...

Во время службы Владыка любил садиться в стасидию у колонны слева от иконостаса, по восточному обычаю. Там он находился до шестопсалмия, там же его и облачали. Приглашали поющих отцов. Поначалу им приходилось отпрашиваться с приходов, но потом мы их перевели в Лавру и создали поющий причт. — Каково было отношение Владыки к петербургским богослужебным обычаям? — Как-то раз, вскоре по прибытии в Ленинград, он меня спрашивает: «Скажите, как будем служить то-то и то-то». — «Как благословите, Владыка». А он говорит: «Как благословите! Я вот приехал из Ярославля, один приедет из Казани, другой — из Рязани, третий — еще откуда-нибудь. Мы тут так наблагословляем, что от вас ничего не останется. Вы мне скажите, как было при Владыке Григории, так нужно и оставить!» — А от кого он унаследовал желание служить красиво и торжественно? — Владыка часто упоминал о митрополите Новгородском Арсении (Стадницком), хотя он его, конечно, не видел. Рассказывали, как он великолепно служил. А викарием у него был будущий Патриарх Алексий I (Симанский). Митрополиту Никодиму нравилось его служение. «Как кадит Патриарх Алексий, — говорил Владыка, — никто не умеет кадить». Это была старинная школа — школа митрополита Арсения (Стадницкого). Также он очень любил своего духовного отца — архиепископа Димитрия (Градусова). Сам он был очень проникновенный человек. Служил очень благоговейно, службу знал на память. — Интересно, как уживались в нем глубокая укорененность в православной традиции с широкой открытостью к экуменическим контактам? — Владыка был человеком необыкновенной широты взглядов и при этом выбирал лучшее. В те времена церковным кораблем было очень тяжело управлять, и он стремился сохранить все как можно бережнее. Пожалуй, самая известная история — как Владыка Никодим, учредив иностранный факультет в Духовной академии, спас ее от неминуемого закрытия. В этом плане его общение с инославными и иностранными гостями нам очень помогало. К нам приезжали кардиналы и другие высокие гости, так что с нами приходилось считаться. А то бы нас загнали совсем в угол.

http://old.aquaviva.ru/news/2008-09-06/1...

По окончании коллоквиума, Ректор Академии, собрав голоса, объявил, что Совет единогласно признал защиту магистрантом его диссертации удовлетворительною. Справка: §§ 136 и 81 лит. в п. 6 устава духовных академий. Определили: 1) Просить ходатайства Его Высоко- —57— преосвященства пред Святейшим Синодом об утверждении инспектора Новгородской духовной семинарии, кандидата богословия, иеромонаха Евдокима в степени магистра богословия. 2) Представить Его Высокопреосвященству и в Святейший Синод по экземпляру диссертации кандидата иеромонаха Евдокима и копии с отзывов о ней профессоров Митрофана Муретова и Ивана Корсунского . На сем журнале резолюция Его Высокопреосвященства: «1898 г. Июня 9. Принимаю на себя ходатайство и вместе с сим ходатайствую». 8 июня 1898 года Присутствовали, под председательством Ректора Академии архимандрита Арсения, исправляющий должность инспектора иеромонах Иннокентий и члены Совета Академии, кроме профессоров В. Кипарисова и М. Муретова , не присутствовавших по болезни, и А. Введенского , находящегося в заграничной командировке. Слушали: I. а) Внесенные председателями комиссий, производивших испытания студентов I-ro курса Академии, списки с отметками баллов по ответам, данным ими на испытаниях, и сочинениям, написанным ими в течение учебного года. – По рассмотрении сих списков оказалось, что из 53 студентов I-ro курса (студенты Петр Соколов и граф Георгий Доррер уволены были Правлением Академии из числа студентов I-ro курса по прошениям, – пред началом испытаний) 10 имеют в среднем выводе по ответам и сочинениям балл не менее 4½, 26 – не менее 4, 16 – не менее 3 и 1 (сербский уроженец) – 2,47. Неудовлетворительные баллы имеют студенты (иностранные уроженцы): Евангел Саригиани: на устном испытании по введению в круг богословских наук – 2+, на семестровом сочинении по библейской истории – 2½ и на проповеди – 2½, – и Лука Иокич: на устных испытаниях по введению в круг богословских наук, еврейскому языку, древней гражданской истории и французскому языку – 2, по латинскому языку – 1 и на семестровом сочинении по библейской истории 2½.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010