Житие Арсения Коневского Подготовка текста Н. А. Охотиной-Линд, перевод А. Г. Боброва, комментарии Н. А. Охотиной-Линд и А. Г. Боброва Житие Арсения Коневского – самобытный и недостаточно изученный памятник древнерусской литературы, несомненно новгородского происхождения. Композиция Жития напоминает икону с клеймами, а его стиль – лаконичные иконы «северных писем». Древнерусское Житие Арсения дошло до наших дней по крайней мере в 15 списках. Помимо рукописей Житие преподобного Арсения можно прочитать в целом ряде изданий прошлого века (в частности, 1850 и 1879 гг.), однако опубликованный в них текст заметно отличается от древнерусского и был написан, очевидно, в первой половине XIX в. в связи с включением определением Синода 1819 г. памяти Арсения Коневского в церковные месяцесловы. Местное почитание преподобного началось значительно раньше, бесспорным свидетельством чего являются дошедшие до нас древнерусские рукописи с Житием преподобного. Согласно указаниям заглавий списков оно было «списано» (что в Древней Руси означало не только переписывание, но и сочинение произведений) игуменом Коневской обители Варлаамом. Многие исследователи отождествляли игумена Варлаама с известным псковским автором многочисленных служб и житий Василием, в иноках Варлаамом, жившим и писавшим свои сочинения в 40–60-х гг. XVI в., но никаких конкретных доказательств этой догадки не приводилось. Известен и Коневский игумен по имени Варлаам: он назван в послании Ивана Грозного в Коневский монастырь 1578 г. (Материалы по истории Карелии: XII–XVI вв./Под ред. В. Г. Геймана. Петрозаводск, 1941. С. 254), причем X. Киркинен и М. Виднее предполагали, что ранее именно он был псковским писателем Василием-Варлаамом, а около 1578 г. уже на Коневце составил интересующее нас произведение (Kirkinen H., Widnas M. Pyhittaja Arseni Konevitsalaisen Elama//Ortodoksia. Karkkila, 1963. N 14. S. 17). Варлаам, однако, – имя достаточно распространенное, и в истории Коневского монастыря в разные годы мог быть не один игумен с таким именем. Проблема авторства древнерусского Жития Арсения, таким образом, тесно связана с проблемой его датировки. Для ее разрешения обратимся к самому тексту Жития.

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Церковь свт. Никиты Новгородского (Великий Новгород) Материал из Азбука паломники Идёт загрузка карты… Церковь святителя Никиты Новгородского построена в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Престольные праздники: 13 февраля, 13 мая, 27 мая, дни памяти свт. Никиты Новгородского; также Собор Новгородских святых (переходящая дата). Содержание История [ править править код ] В новгородском микрорайоне Волховский, при впадении реки Питьбы в Волхов, в живописной роще белеет небольшой одноглавый храм. Храм построен в древнерусском стиле, на манер новгородской архитектуры XIV-XV веков. Как гласит табличка, освящен он во имя свт. Никиты Новгородского. Вместе с тем, на самом деле, в настоящий момент храму насчитывается меньше ста лет. Создан он был уже в начале XX века на территории архиерейской летней пригородной мызы, по заказу владельца участка, Новгородского архиерея Арсения. Его закладка состоялась осенью 1914 года. А уже меньше чем через год, 19 июля 1915, на память св. Серафима Саровского, храм уж был освящен самим хозяином архиерейской мызы, архиепископом Арсением. Храм был выстроен на средства самого архиерейского дома. Иконы для храма про заказу архиепископа писали знамеитые в свое время московские иконописцы братья Чириковы. Первоначально к храму была пристроена колокольня с 7 колоколами. Самый большой из их носил имя св. Никиты, патрона храма. Он весил целых 50 пудов (около 900 кг). Надпись, отлитая на нем гласила: «Благоденствуй земле радость велию Святитель Никита. Лит сей колокол в царствование Государя Императора Николая 2.Благословением Высокопреосвященнейшего Арсения, архиепископа Новгородского и Старорусского к церкви святителя Никиты, епископа Новгородского, при сельце Никитинском, в годину великой войны с тевтонами и агарянами 1914-1915 гг вес 50 пуд.23 ф. г. Валдай». Однако, вскоре началась революция. В 1920 году храм закрыли. В 1923 году в нем устроили клуб. Колокольня была разобрана. Внутренее убранство не сохранилось. Но внешний вид храма снаружи сохранился в первоначальном виде. Современное состояние [ править править код ] Церковь Никиты Новгородского сегодня является действующей. Святыни [ править править код ] Как добраться [ править править код ] Адрес: Великий Новгород, поселок Волховский, ул. Лесная, д. 23 Тел.: 8 (921) 697-20-99 Расписание богослужений [ править править код ] Литургия совершается в 9:00, всенощное бдение — в 17:00. Ссылки [ править править код ] Навигация Персональные инструменты Пространства имён русский Просмотры Портал Навигация Инструменты

http://azbyka.ru/palomnik/Церковь_свт._Н...

Описанное в 4-й главе Жития первоначальное недостаточно последовательное соблюдение в монастыре общежительных правил, очевидно, было характерно для той эпохи. Это известие находит прямую аналогию в смешении общежительного и келлиотского уставов в те же годы монахами Псковского Снетогорского монастыря (1380–1410) (см.: Русский феодальный архив XIV – первой трети XVI века. М., 1987. Т. 3. С. 486–495). Справедливо также и утверждение автора Жития, что посетивший Коневец архиепископ Новгородский Евфимий II и Арсений являлись выходцами из одного и того же Лисицкого монастыря (правда, он ошибочно думает, будто они жили в этой обители одновременно – на самом деле Евфимий был постриженником Вяжищского монастыря, а Лисицким игуменом стал уже после отъезда Арсения на Коневец). Дата смерти преподобного (12 июня 1447 г. согласно Житию) подтверждается тем, что владыка Евфимий II посетил монастырь еще при жизни Арсения, а поездка архиепископа в северные земли республики засвидетельствована современной описываемым событиям Новгородской четвертой летописью под 7 августа 1446 г. Подтверждением достоверности и, следовательно, ранней датировки Жития является и упоминание в 4-й главе Михея Кобылкина из Новгорода: дело в том, что новгородские бояре Кобылкины были переселены в конце XV в. в Нижегородский уезд (Веселовский С. Б. Ономастикой: Древнерусские имена, прозвища и фамилии. М., 1974. С. 145). Завершающие Житие три посмертных чуда преподобного (гл. 10–12: об избавлении монастырских рыбаков из ледового плена, о слепце, приведенном семилетней дочерью от Вяжищ под Новгородом до Коневца, и об исцелении недужного инока Леонтия) не имеют хронологических примет, но их бесхитростная простота по стилю близка основному повествованию о жизни Арсения. Вероятно, весь текст принадлежит перу одного автора, создавшего его вскоре после кончины преподобного, когда подробности его жизни были еще свежи в памяти. Гипотеза о написании Жития Арсения во второй половине XVI в. противоречит и еще одному обстоятельству. Хотя наиболее ранний полный список Жития датируется 30–40-ми годами XVII в. (РГАДА, собр. Оболенского, 52), однако существует отрывок Жития (в рукописи РГБ, собр. Троице-Сергиевой Лавры, 806, л. 244–246), на который обратил внимание еще В. О. Ключевский , датировавший рукопись XVII в. и признавший его отражением «простой первоначальной редакции без книжных украшений» (Ключевский В. О. Древнерусские жития святых как исторический источник. М., 1871. С. 357). На самом же деле, как установила Н. Охотина-Линд, бумага этой части сборника относится к концу 30-х гг. XVI в. Текст, озаглавленный в этом списке просто как «Сказание о авве Арсении», достаточно точно соответствует четвертой и пятой главам Жития Арсения в других полных списках (Охотина-Линд Н. А. Сказание о Валаамском монастыре. СПб., 1996. С. 107).

http://azbyka.ru/otechnik/Istorija_Tserk...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ПЕЛАГИЯ (XVI в.?), прп. (пам. в 1-е воскресенье после 29 июня - в Соборе Тверских святых), Ржевская. Святая отождествляется с матерью прп. Арсения Новгородского († 12 июля 1572?), упоминаемой в Житии подвижника. Однако это предположение представляется сомнительным, поскольку Пелагия - ее мирское имя, в монашестве мать прп. Арсения носила имя Аполлинария. П. не упоминается в святцах, неизвестны ее древние иконы. Канонизацией П. следует считать включение ее имени в Собор всех святых, в земле Русской просиявших, состав к-рого был определен при подготовке к изданию богослужебных Миней в 70-х гг. XX в. Имя П. также включено в Собор Тверских святых, празднование к-рому установлено в 1979 г. Совр. иконописное изображение святой находится на зап. фасаде ржевского кафедрального собора в честь Оковецкой иконы Божией Матери в ряду др. Ржевских святых: с левой стороны в нише представлены блгв. кнг. Агриппина и прп. Параскева Ржевская, справа - блгв. кн. Владимир (см. ст. Владимир и Агриппина ) и П. (роспись создана в сент. 2005 художниками палехской иконописной мастерской «Лик» под рук. О. Р. Шуркуса). Ист.: Житие прп. Арсения, иже в Вел. Нове-граде//Новгородские ЕВ. 1899. 20. Ч. неофиц. С. 1277-1279; Минея (МП). М., 2002. Май. Ч. 3. С. 380. Лит.: СИСПРЦ. С. 37; Успенский В. Ист. заметки о Ржеве и Ржевском у.//Тверские ГВ. 1874. 38. С. 4; Тихомиров П. Житие прп. Арсения Новгородского. Н. Новг., 1891; Димитрий (Самбикин). Месяцеслов. Вып. 11. Июль. С. 152-153; он же. Тверский патерик. 1908. С. 61; Каган М. Д. Житие Арсения Новгородского//СККДР. Вып. 3. Ч. 1. С. 331-335; Шаповал Н. Православный Ржев. Ржев, 2006. С. 65-68; Филарет (Гумилевский). РСв. 2008р. С. 395. Г. С. Гадалова Рубрики: Ключевые слова: АНТОНИЙ ЛЕОХНОВСКИЙ (2-я пол. XVIb. - ок. 1613.), основатель Антониева Леохновского мон-ря, прп. (пам. 17 окт., в Соборе Новгородских святых, в Соборе Тверских святых и во 2-ю пятницу после 29 июня - перенесения мощей)

http://pravenc.ru/text/2579912.html

Ист.: Корсунский И. Н. Наречение и хиротония ректора МДА архим. Арсения во еп. Волоколамского, третьего викария Московской епархии//БВ. 1899. 3. С. 471-495; Новгородская церковная старина. Новгород, 1914. (Тр. Новгор. церк.-археол. об-ва; Т. 1); В сетях религиозной лжи и суеверий: (Дело еп. Алексия и др. представителей новгор. духовенства). Новгород, 1920; «Духовная власть» перед судом революции: (Процесс бывш. Новгородского епарх. совета)//Звезда. Новгород, 1921. 32; К делу епархиального совета//Там же. 25; За серебро и золото: Контрреволюционное выступление духовенства и мирян в Ст. Руссе: (Судебный процесс)//Там же. 1922. 105-110; Под флагом церковной общественности. (Судебный процесс новгородских церк. деятелей)//Там же. 115-119; Дело о кровавых беспорядках 16 марта в связи с изъятием церковных ценностей//Красный пахарь. Ст. Русса, 1922. 40-44; Обвинительное заключение по делу граждан Белавина Василия Ивановича, Феноменова Никандра Григорьевича, Стадницкого Арсения Георгиевича и Гурьева Петра Викторовича по 62 и 119 ст.ст. Уголовного кодекса. М., 1923; Микулин А. , прот. Из Среднеазиатской епархии//ЖМП. 1947. 8. С. 43-44; Акты свт. Тихона; Евлогий (Георгиевский), митр. Путь моей жизни. М., 1994; Российская Церковь в годы революции (1917-1918 гг.): Сб. М., 1995; Боровичское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//София. 1997. 2; Новгородское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 1; Демянское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 4; Старорусское благочиние: Новгородская епархия: история и современность//Там же. 3; Тихвинское викариатство Новгородской земли//Там же. 1998. 2; «Видно не испили мы до дна всю чашу положенных нам испытаний»: Письма еп. Ямбургского Алексия (Симанского) митр. Новгородскому Арсению (Стадницкому), 1921-1922 гг.//ИА. 2000. 1; Письма Патриарха Алексия своему духовнику. М., 2000; Следственное дело Патриарха Тихона: Сб. док-тов. М., 2000. Лит.: Бенеманский М. И. Очерк жизни и деятельности преосвященного Арсения. Псков, 1904; Польский. Ч. 1; Мануил. Русские иерархи, 1893-1965. Ч. 1. С. 392-399; Савинова И. Д. Митрополит Арсений//София. Новгород, 1992. 3; она же. Дело митрополита Арсения Стадницкого//ВИ. 1999. 6; Арсениевские чтения: Сб. Новгород, 1993. Вып. 1; 1996. Вып. 2; Бовкало А. Новгородская епархия в 1917-1919 годах//София. Новгород, 1993. 6, 7; Гросул В. Я. Архив митр. Арсения Стадницкого как источник по истории русской и румынской православных церквей//Ежег. Ин-та истории «А. Д. Ксенопол». Яссы, 1994. Т. 31 (на румын. яз.); Кривова Н. А. Власть и церковь в 1922-1925 гг. М., 1997; Голубцов С. Московская Духовная Академия в начале ХХ в.: Профессура и сотрудники. М., 1999; он же. Стратилаты академические. М., 1999. С. 5-47 [Библиогр.]; Фотий (Нечепоренко), иером. Митрополит Арсений (Стадницкий) и его деятельность: Канд. дис./МДА. Серг. П., 2000. Ркп.

http://pravenc.ru/text/76250.html

Нила, повелел было вместо деревянной церкви построить каменную; но преподобный Нил в сонном видении потребовал, чтобы отменено было это повеление. Из этого видно, что препод. Нил и за гробом остается ревнителем скитской простоты. Св. мощи преп. Нила Сорского почивают под спудом в Предтеченской церкви Нилова скита или Нило-Сорской пустыни, основанной преподобным около половины 15-го столетия. Преподобный Арсений, основатель бывшего Новгородского Арсениева монастыря, родился в Ржеве-Владимирове от благочестивых родителей – отца Григория и матери Пелагии, в иночестве Аполлинарии, и назывался в миру Амвросием. По убеждению родителей, Амвросий сочетался браком, но, и полгода не прожив с супругою, удалился тайно в великий Новгород. Обученный отцем своим кожевенному мастерству, он занялся было этим делом; но, по совету посадника Феодора Дмитриевича Сыркова, основавшего обитель, носящую доселе его имя, постригся и принял имя Арсения (1556 г.); потом на пустыре у самого Волхова устроил обитель Рождества Богородицы с малым числом иноков. Арсений вел жизнь самую строгую, нося постоянно на себе тяжкие вериги, часто сидел на мосту, предвидя и оплакивая страшные бедствия, грозящие Новгороду, которого он был и единственным заступником во время страшных казней. Когда царь Иоанн Васильевич по совершении казней над Новгородом, приходил к преподобному с дарами для испрошения прощения и молит, то Арсений не принял приношений, как цену крови, и тут же грозно обличил царя следующими словами: «Много душ неповинных послал ты в царство небесное, а сам не наследишь его», сказал старец царю. Собираясь во Псков, царь опять приходил испрашивать благословения у Арсения: «завтра, Государь, отвечал старец, готов и я в путь с тобою». Но это было только таинственное предсказание о собственной его кончине; ибо поутру, приобщившись св. тайн, он на молитве предал Богу блаженную свою душу, и это было 12 июля 1570 года. Тело преподобного Арсения, от которого тотчас же по кончине распространилось благоухание, погребено было в той хижине где спасался он в затворе, близ сооруженной им церкви Арсениева монастыря. По обретении святых мощей его, (а когда, как и кем неизвестно), устроена была над ними часовня, потом деревянная церковь , а впоследствии, по упразднении обители Арсениевой, 1787 г. января 31 дня они перенесены в Новгородский Кириллов монастырь. В настоящее же время на месте подвигов преподобного Арсения и основанного им монастыря находится небольшая каменная церковь , устроенная из часовни, в которой совершается ежедневная служба монашествующими Кириллова монастыря. Мощи преподобного Арсения почивают под спудом в юго-западном углу соборной Кириллова Новгородского монастыря церкви, в бронзовой, позолоченой раке, устроенной в 1812 году.

http://azbyka.ru/otechnik/Gavriil-Krasny...

иеромонах Антоний (Головань) Преосвященный Арсений (Стадницкий) как блюститель церковно-певческой традиции в годы управления Псковской и Новгородской епархиями Источник Скачать epub pdf Данная статья посвящена личности и трудам митрополита Арсения (Стадницкого) и охватывает период с 1903 по 1913 годы – время управления им Псковской и Новгородской епархиями. Материал призван осветить деятельность архипастыря, направленную на упорядочение и сохранение церковно-певческих традиций в епархиях Русской Православной Церкви в начале XX века, а также показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. «Души поющих подвергаются спасительному действию благодати Божией…» 1 Каждый приходящий в храм в первую очередь обращает свое внимание на пение хора и служение священника. Но каждый по-разному оценивает церковное пение и служение пастыря. В меру своей образованности и молитвенного опыта эта оценка приобретает различную окраску. Можно придать значение мастерству исполнения той или иной стихиры, тропаря, отметить одноголосное пение или выделить из церковного обихода различные авторские произведения. Но ведь можно просто обратить внимание и на образцовое поведение певчих на клиросе. Все это даёт возможность проникнуться духом православного богослужения и приблизиться к Богу как воцерковлённому человеку, так и находящемуся на пути постижения Бога. Данная статья посвящена деятельности владыки Арсения (Стадницкого) , направленной на сохранение ним церковно-певческих традиций в годы управления Псковской и Новгородской епархиями 1903–1913 гг. В основу статьи были положены некоторые документы Государственного архива Российской Федерации. Материал призван осветить церковно-певческую деятельность архипастыря в жизни Русской Православной Церкви в начале XX века и показать исторический ориентир для регентов и псаломщиков в наше время. Кратко рассмотрим биографию владыки Арсения и обозначим характеристику его личности. Митрополит Арсений, в миру Авксентий Георгиевич Стадницкий, родился 22 января 1862 г.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Stadni...

 б)      Другая, не менее важная, святыня этого храма, сохраняющаяся в нем под превосходно устроенной сенью, – это великолепная гробница преподобного Арсения, основателя Коневской обители. Она стоит, на входе в церковь , на левой стороне от входных дверей, под сенью на катафалке, обтянутом красным сукном, на том самом месте, где сокрыты были от шведов нетленные останки преподобного Арсения, в годину несчастия для обители. Вышина гробницы с ножками 1 1 / 4 , длина 3 и ширина 1 1 / 4 аршина. Вся она серебряная, кованая, на литых ножках, превосходной отделки, украшена с пяти сторон вычеканенными барельефными изображениями важнейших событий из жизни Преподобного. На верхней ее стороне изображен почивающим в схиме во весь рост «Преподобный Арсений»; на главе его большой позолоченный венец с семью небольшими звездочками из мелких стразов. На правой стороне изображено рельефно: «умерший Преподобный Арсений, окруженный братией, из которых один читает Евангелие»; и «надгробное служение Св. Евфимия II, Архиепископа Новгородского, держащего в руках икону Коневской Божьей Матери с предстоящими ему: диаконом, свещеносцем в семью человеками мирян, плачущих у гроба Преподобного». На левой стороне изображено: «прибытие Преподобного Арсения на остров Коневец в моление его пред чудотворной иконой Божьей Матери Коневской, об указании места для основания обители, вверху – благословляющий Спаситель; далее, с одной стороны – рыболовы тянут мрежи, с другой – два инока, окруженные волнующимся озером и лесом, молятся на берегу близ ладьи своей, из которой только что они вышли, избавившись от потопления по молитве Преподобного». На стороне в ногах изображена: «келья Святогорского игумена Иоанна, распятие с лампадой и раскрытая книга; игумен благословляет Преподобного Арсения иконой Богоматери на пути в Россию; на заднем плане видны два афонские инока и деревья теплого климата». На стороне в головах: «два Ангела держат свиток, на котором начертана биография Преподобного Арсения». Около барельефов и по бордюрам раки арабески и ветви; шесть ножек серебряных, в виде букетов из ветвей, по верхним углам их четыре чеканные ангела.

http://azbyka.ru/otechnik/Spravochniki/i...

Во 2-й пол. XVIII в. архитектурный ансамбль Н. П. м. был обновлен. Кирилло-Афанасиевский собор (XII в.) в 1753-1754 гг. перестроен (разобран до нижних окон и надстроен в верхней части) и освящен 17 янв. 1756 г. настоятелем новгородского Юрьева мон-ря архим. св. Павлом (Конюскевичем). Архитектурное оформление фасадов 5-главого храма, граненых барабанов и глав было решено в барочном стиле. С севера к собору был пристроен небольшой придел свт. Леонтия Ростовского, освященный 1 окт. 1756 г. настоятелем (1751-1758) Валдайского Святоозерского в честь Иверской иконы Божией Матери монастыря архим. Дамаскином (Аскаронским; † 1769). К кон. XIX в. в Леонтиевском приделе находился «интересный иконостас - весь серебряный, состоит лишь из царских врат и двух боковых икон» ( Слезскинский. 1901. С. 704). С южной и западной сторон к собору была пристроена паперть, по инициативе и на средства настоятеля (1791-1794) игум. Порфирия (Симонтовского) в 1792 г. там устроен и 4 сент. 1793 г. юрьевским архим. Иоакимом (Карпинским) освящен теплый юж. придел во имя прп. Арсения Новгородского. Здесь, в юго-зап. углу храма, покоились под спудом мощи прп. Арсения Новгородского († 1572?), в янв. 1787 г. перенесенные из упраздненного Арсениева в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-ря. 12 янв. 1812 г. мощи были «вложены» в новую, бронзовую, позолоченную раку ( Ратшин. Монастыри. 1852. С. 381). Память святого в обители чтили 8 мая и 12 июля. По свидетельству новгородского прот. Арсения Васильевича Вихрова (1855-1911), посетившего обитель в 1896 г., при игум. Вонифатии, «в паперти» монастырского собора имелась доска с надписью: «Под сим погребены два родные брата Константин и Димитрий Корованковичи, первые здатели святаго храма сего». Слева от входа «в стене» стояла гробница с частицами мощей святителей Афанасия и Кирилла Александрийских, украшенная резной аркой ( Вихров. 1896. С. 246; Слезскинский. 1901. С. 704). Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в. Церковь в честь Покрова Пресв. Богородицы. 1753–1754 гг. Фотография. 30-е гг. XX в.

http://pravenc.ru/text/2577779.html

Обе редакции жития рассказывают о посещении Арсения Новгородского царем Иоанном IV Васильевичем Грозным во время похода на Новгород в 1570 г. По сообщению ранней редакции, царь после беседы со святым дал ему мешок серебра, но блаженный на следующее утро вернул деньги, сказав, что они ночью «вопиют велми» в его келье. Узнав об отказе святого от денег, царь предложил ему села, но тот попросил весь Новгород. Перед походом на Псков царь вновь посетил юродивого, прося его благословения. «Завтра, государь, готов я в путь за тобою», – ответил Арсений Новгородский. Это было предсказанием собственной кончины: наутро Арсений Новгородский преставился. Погребение с почестями совершил Новгородский архиепископ Александр. Рассказ содержит ряд хронологических противоречий: царь находился в Новгороде с 6 января по 13 февраля, поход на Псков состоялся 13–20 февраля, а преставился Арсений Новгородский 12 июля; архиепископ Александр был поставлен на Новгородскую кафедру в 1576 г. (хотя можно предположить, что он участвовал в погребении святого, будучи еще архимандритом новгородского Юрьева монастыря). Возможно, встреча Арсения Новгородского с царем произошла летом 1572 г. 31 мая этого года царь вместе с новой женой Анной Колтовской, сыновьями и двором прибыл в Новгород и жил здесь 2 месяца, пребывание царя сопровождалось новыми казнями. Не только казни, по сообщению поздней редакции жития, привели к столкновению между государем и подвижником. 13 марта 1570 г. на Торговой стороне Новгорода, где стоял Арсениев монастырь, началась расчистка места для строительства «государева двора». Иоанн Грозный пришел к Арсению Новгородскому с щедрыми дарами, желая, чтобы тот удалился. Арсений Новгородский не принял дары, обличив царя словами: «Многих неповинных души послал ты в Царствие Небесное». Царь смирился перед подвижником и не тронул его и монастырь. (Предположению о встрече царя с преподобным в 1572 г. противоречит то обстоятельство, что царь в этот приезд не намеревался идти во Псков.) По версии поздней редакции жития, последние годы жизни Арсений Новгородский провел в затворе в основанном им монастыре, где и был погребен, над местом погребения Арсения Новгородского поставили каменную часовню (Барсуков. Стб. 59), затем церковь в честь Рождества Христова. Арсений Новгородский был весьма почитаем среди новгородцев. Первое из чудес, описанных в житии ранней редакций, рассказывает о спасении жены благочестивого новгородца Ивана Мартынова. Переправляясь через Волхов на плоту, она поскользнулась и упала в воду. Сильным течением ее затянуло под плот, в отчаянии женщина взмолилась Арсению Новгородскому, пообещав ежегодно совершать ему молебны, и неведомо как оказалась на др. плоту; (Шлянкин. С. 4–5).

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

   001    002    003    004    005    006    007    008   009     010