И вот в кратких словах сущность их единогласного ответа! Упоминаемая Пророком трапеза есть таинственная трапеза Тела Христова, от неё же врази-демоны, яко воск от огня, тают. Елей – Миропомазание Крещения, им же умащается человек на душе и теле своём, во изображение печати, святыни Божией в наследие Царствия Небесного. Чаша же упоявающая есть чаша Крове Христовы, и она подлинно державна, сильна бо на истребление грехов и в наследие живота вечного (Крат. толк. псалмов при псалтири, напеч. в Киеве 1819 года). При таком разумении псалма, всё в нём становится ясно и понятно. Пастыреначальник Христос, пришедый на землю собрати расточенная чада Израиля и древнего и нового во едино стадо, изводит овец Своих на пажить злачную слова Божия и на воду покойную Св. Крещения; питает их брашном негиблющим Пречистого Тела Своего, напаяет чашею владычнею Пречестной Крови Своей, и намащает елеем мира и радости в знамение почести вышнего звания, к которому призваны, во еже быти нам цари и иереи Богу нашему ( Апок.5:10 ), во извещение веры чрез запечатление Духом обетования святым ( 2Кор.1:21–22 ), и в обручение наследия нашего, во избавление снабдения, в похвалу славы Его ( Еф.1:14–15 ). Все же эти разнообразные благотворительные действия Христа Пастыря выражают одно – Его неизреченную благость или милость, неусыпно о нас пекущуюся и благоустрояющую наше спасение. Почему пророк, оставив здесь переносный образ выражения, говорит далее прямо: и милость Твоя поженет мя вся дни живота моего, и еже вселитимися в дом Господень в долготу дний; т. е., хотя я весьма недостоин такого Твоего попечения о мне, и своими грехами непрестанно удаляю Тебя от себя и сам убегаю от Тебя, но тем не менее милость Твоя не оставляет меня, и на всех путях, так сказать, преследует и догоняет меня, и это не по временам только делает она, но ежедневно и ежечасно – от колыбели до гроба, во все дни живота моего. Чего же ищет, чего хочет она, таким образом преследуя меня? Ищет и хочет, отвечает Пророк, еже вселитимися в дом Господень в долготу дний, в дом благодатный на земле и в дом славы и блаженства на небе на целую вечность. После сего как не воскликнуть с Пророком, коль благ Бог Израилев, благ Господь всяческим, и щедроты Его на всех делех Его. Щедр и милостив Господь, долготерпелив и многомилостив ( Пс.144:8–9 ). Той упасет нас во веки ( Пс.47:15 ), яко велия милость Его на нас ( Пс.85:13 ), и пребывает во век ( Пс.117:1 ). Читать далее Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - 633, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Первой поселилась в Сезёново Дария Дмитриевна Кутукова, которая после смерти прп. Иоанна возглавила общину сестёр и взяла на себя хлопоты по дальнейшему созданию монастыря. Слава о строгой подвижнической жизни Иоанна разошлась далеко за пределы Лебедянского уезда, что способствовало притоку большого количества паломников, желающих получить наставления и найти ответы на свои вопросы. В 1838 году Иоанн испросил разрешение епископа Арсения (Москвина) на постройку в Сезёново вместо ветхой Казанской церкви нового каменного семипрестольного храма. 12 августа того же года он получает благословение и 8 сентября с Божией помощью в селе начинается строительство Казанского храма. Много жертвовал на строительство Иларион Троекуровский, а также купцы и простые обыватели. Через год, 14 декабря 1839 года, старец Иоанн скончался в своей келье. Он был похоронен 12 января 1840 года в склепе - нижнем этаже собственной кельи. В 1842 году Казанский храм был выстроен. Внутренняя отделка церкви была завершена только в 1847 году. Росписи были выполнены на средства московского мещанина П.И. Щеглова. Официальное открытие монастыря Иоанн завещал осуществить Евфимии Моргачёвой. В 1845 году матушка Евфимия подала в Святейший Синод прошение об учреждении в Сезёново монашеской обители, но Синод тогда отказал ей по причине необеспеченности материальным подтверждением. 1 октября 1849 года здесь зарегистрирована Сезёновская Иоанновская женская община. Приток богомольцев поклониться преподобному Иоанну, с каждым годов увеличивался. Люди жертовали образовавшейся общине за многочисленные исцеления, происходившие возле мощей затворника. Вскоре появились средства для того, чтобы выстроить рядом с Казанской церковью, новый храм. Так, в 1853 году строится храм в честь Преображения Господня на месте келии затворника. Гроб подвижника был вынут и поставлен с левой стороны от иконостаса. Над ним был сделан кирпичный свод с металлическим надгробием. 11 апреля 1853 года решением Святейшего Синода Сезёновская община была переименована в третьеклассный заштатный Иоанно-Казанский женский монастырь, а первой настоятельницей по общему желанию сестёр и старицы Дарии была избрана Евфимия Моргачёва, которая приняла постриг с именем Серафимы, в 1855 году награждена саном игумении. Официальное открытие состоялось 12 июля 1853 года. В 1860 году был построен очередной каменный храм - Христорождественский. В 1864 году Преображенская церковь была разобрана и на её месте выстроен величественный кирпичный собор в честь Святой Троицы, сохранившийся до наших дней.

http://sobory.ru/article/?object=04427

После сего не удивительно, что он вслед за сим, как бы получивши уже эту милость, говорит: возвеселится сердце мое о спасении Твоем, а не только смело и заранее обещает своему сердцу эту радость вожделенную, но уже и предначинает за то песнь благодарственно-хвалебную, ибо прибавляет далее: воспою Господеви, благодеявшему мне, и пою имени Господа Вышняго ( Пс.12:6 ). Давид в своём сердце сокрушённом и смиренном прочитал наперёд определение Божие о своём спасении, и записав это в память и назидание будущим родам, в одном из псалмов своих вообще сказал: близ Господь сокрушенным сердцем, и смиренныя духом спасет ( Пс.33:19 ). Посему рановременная, по-видимому, радость его о спасении Божием, прежде нежели оно пришло к нему, и песнопение Богу благодетелю, прежде нежели воспеваемое благодеяние явилось к нему, заслуживают не удивления, а подражания нашего. И так, постигнут ли и нас какие-либо скорби и печали, несчастия и злоключения, обратимся прежде всего ко Господу Богу, скорому и всегда готовому Помощнику для всех искренно к Нему обращающихся: взыщем лица Его усердною молитвою во устах, благим предложением и крепким упованием в сердце, смирением и сокрушением в духе, целомудрием в уме и воздержанием в теле, и лица наши не постыдятся, яко взыскающии Господа, по слову пророка, не лишатся всякаго блага. Захотим ли после сего узнать о последствиях такой молитвы, пожелаем ли услышать, что речет Господь об нас и судьбе нашей, для сего обратим пытливый взор наш во глубину души нашей, и если мы усмотрим в ней то же, что усмотрел в своей душе молящийся Давид, то услышим и мы, подобно ему, ответ ясный и верный, яко речет Господь мир на нас и на дела наши: тогда и наше сердце ещё заранее возрадуется о спасении Божием, и песнь хвалы и благодарности излиётся из уст наших. Читать далее Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - 633, с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Посмотрите в особенности на святого Петра, с каким благонадежным миром наслаждается он крепким сном, окованный цепями и окруженный бдительною стражею. Посмотрите на божественного Павла, с каким священным восторгом, весь изъязвленный и обремененный оковами, поет он обычную песнь свою Господу Богу в самом мраке темницы. Посмотрите на богомудрого Стефана, с каким удивительным спокойствием и высокою радостию, под тучею камней, отвсюду повергаемых в него, услаждается он блаженным созерцанием славы Божией и Иисуса, стоящего одесную Бога ( Деян. 7:55 ). Посмотрите на весь благословенный сонм мучеников, с какими утешительными мыслями грядут они пред грозное лице нечестивых мучителей своих, взирают на страшные орудия мук и подвергаются всем жестокостям, какия только адская злоба звероподобных человеков выдумать могла. Посмотрите на все сие, и вы увидите, как мало люди, удостоенные благодатных утешений небесного Утешителя, чувствуют жестокие удары бедствий и злоключений, и как благодушно переносят все превратности судьбы и счастия. Святое благодушие! Блаженное хладнокровие! О! еслибы вы неотлучно пребывали с человеками: то сколь несравненно счастливее тогда были бы они! Тогда они не страдали бы так, как страждут теперь; тогда они блаженствовали бы, как Ангелы; тогда самая земля превратилась бы для них в небо. Но человеческий род, слушатели, несчастен еще и теперь; и теперь он страждет также, как и прежде; земля, которую населяет он, и доныне остается для него землею. Это значит, что нет в нас любви Божией, нет в нас мира и радости, или иначе, нет в нас Духа Господня, единого истинного нашего Утешителя; нет в нас Духа премудрости, Духа всемогущего, довлеющего или предотвратить или победить наши скорби и бедствия; словом: нет в нас Духа Христова, нашей единственной утехи, нашей единственной мудрости, нашей едиственной силы. Христе Иисусе! ниспосли в сердца наши Духа Твоего, и мы блаженны. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Странствие прп. Евфросинии Полоцкой в Св. Землю. Клеймо житийной иконы. 2006 г. (Евфросиниев мон-рь, Полоцк) Со 2-й пол. XVII в. утвердилось мнение, что мощи Е. почивают в Дальних пещерах Киево-Печерского мон-ря, в нише Благовещенской ц. О времени и об обстоятельствах их перенесения из Палестины в Киев ничего не известно, о мощах Е. в киевских пещерах не сообщает изданная в 1638 г. «Тератургима» Афанасия Кальнофойского . В литературе часто встречается мнение, что перенесение мощей святой в Киев произошло в 1187 г. в связи с осадой Иерусалима египетским султаном Салах-ад-Дином, разрешившим христианам покинуть город и унести свои реликвии (впрочем, Феодосиевская лавра, находившаяся на значительном расстоянии от Иерусалима, осаде не подвергалась). В XIX - нач. XX в. жители Полоцка неоднократно обращались в Синод с ходатайствами о перенесении мощей Е. из Киева в Полоцк. В 1832 г. такое прошение направил Могилёвский и Витебский еп. Гавриил (Городков) , в 1840 г.- Полоцкий и Витебский еп. Василий (Лужинский) , в 1858 г.- православные жители Полоцка, в 1864 г.- 13 волостей Полоцкого у., в 1867 г.- Полоцкий и Витебский еп. Савва (Тихомиров) , к-рого поддержал Московский митр. св. Филарет (Дроздов) . В 1870 г. по благословению Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) от мощей преподобной была отделена частица (средний перст правой руки) и передана Спасо-Евфросиниеву монастырю (находилась в Спасской ц.). В 1893 г. вновь было подано прошение о перенесении мощей Е. в Полоцк, к-рое было отклонено с предписанием не поднимать этот вопрос в будущем. Однако Всероссийский миссионерский съезд, состоявшийся в 1908 г. в Киеве, принял резолюцию о возобновлении ходатайства. В соответствии с этим постановлением духовенство Полоцкой епархии, члены полоцкого Евфросиниевского и витебского Свято-Владимирского братств, тысячи мирян во главе с Полоцким еп. Серафимом (Мещеряковым) в апреле 1909 г. обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей Е. Это прошение было удовлетворено, и в зимнюю сессию 1909/10 г. Синод разработал подробный чин перенесения мощей преподобной, утвержденный императором. 20 апр. 1910 г. мощи Е. были помещены в новую кипарисовую раку и изнесены из пещер Киево-Печерской лавры в Успенскую ц., 22 апр. после литургии крестным ходом были перенесены на пароход, на котором следовали по Днепру до Орши; от Орши до Полоцка верующие несли святыню на руках. 20 мая крестный ход с мощами Е. прибыл в Полоцк, 22 мая св. мощи были принесены в Спасо-Евфросиниеву обитель и помещены в Спасской ц. в сооруженной на пожертвования верующих серебряной раке. В торжествах 1910 г. принимали участие вел. кн. Константин Константинович, вел. кнг. прмц. Елисавета Феодоровна , греч. кор. Ольга.

http://pravenc.ru/text/187879.html

«Краткое начертание жизни старца Саровской пустыни, схимонаха и пустынника Марка» вышло в свет в 1839 году. В этом же издании были опубликованы «Духовные наставления отца Серафима, Саровской пустыни иеромонаха, пустынника и затворника», причём жизнеописание отца Марка занимало первые десять страниц книги, а на остальных 63 страницах были помещены 33 духовных наставления Преподобного. Эта публикация стала первой из известных на сегодняшний день работ, посвящённых преподобному Серафиму. Рукописи житийного повествования о преподобном Серафиме Саровском пришлось пройти через руки нескольких иерархов, прежде чем она появилась в печати. Вначале она посылалась на рассмотрение митрополиту Киевскому и Галицкому Филарету (Амфитеатрову) . Он её одобрил, но предложил заручиться свидетельством тамбовского архиерея. После этого Синод счёл нужным провести исследование о старце Серафиме на месте его подвигов и указом от 21 мая 1840 года потребовал от тогдашнего тамбовского епископа Арсения (Москвина) справок относительно содержащихся в житии чудесных событий. Владыка, лично знавший старца Серафима, одобрил рукопись и в октябре 1840 года предоставил подробный отзыв о достоверности сказаний. В частности, он написал о своём опыте общения с Преподобным: «Я нахожу помянутую рукопись во всех её подробностях совершенно согласною с истиною… Что же касается до дара прозорливости, то свидетелей на это из всех сословий может быть очень много, в число коих я могу почти включить и самого себя. Ибо в первый год моего пребыванья в Тамбовской епархии я был в Саровской пустыни и в пустынной келье отца Серафима, и в его даже особой молитвенной клети, которая могла только поместить человека в стоячем положении, видел его самого, долго беседовал с ним и получил от него на память некоторые вещи, в которых, а ещё более в его словах и действиях, последствия довольно ясно указали мне и, вероятно, ещё укажут его прозрение в будущее. Это был последний год его жизни, и мне уже не суждено было более видеть его» 14 .

http://azbyka.ru/otechnik/Serafim_Sarovs...

Не будем же, слушатели-христиане, скорбеть и сетовать, унывать и малодушествовать и мы, когда рукою Провидения, по премудрым и праведным судьбам Его, чрез ближних и присных наших и нередко даже дорогих и любезных нам, подносится к устам нашим чаша, растворенная желчию и оцтом – неминуемыми скорбями и бедствиями, добре ведяще, яко недостойны суть страсти нынешнего века к хотящей славе явитися в нас. А наипаче вы, возлюбленные о Господе сестры, должны в подобных случаях всемерно блюсти и хранить себя не только от слова и дела ропотливого и малодушного, но и от помыслов, втайне дух ваш досадою и огорчением смущающих и волнующих: ибо для чего вы собрались в сию св. обитель? Конечно не на радости земные, за порогом ея вами оставленные, не на утешения света, добровольно вами покинутого, не для удовлетворения страстей и прихотей ума своевольного и плоти неистовствующей, для которых нет здесь ни места, ни времени; а для чего? – для того, чтобы вы, по выражению св. Церкви, в юг, т. е. в охранительных стенах обители и в тесных своих келлиях, среди разных недостатков и лишений, никем и ничем не развлекаемые, изобильно сеяли на нивах сердец своих скорби постные со слезами и молитвами, да в свое время радостию пожнете рукояти присноживотия; для того, чтобы в кротости и терпении смиренномудрого духа, в послушании и безмолвии благодушно и безропотно содевали свое спасение. Для того вы свергли с себя пред лицем Божиим, с обетом клятвенным, одежды светлые, дабы печаль, яже по Бозе, в сердцах и душах ваших живущая и действующая, при взгляде на сии одежды, непрестанно возбуждалась, умножалась и поддерживалась в покаяние нераскаянно ( 2Кор. 7:10 ). Не умедлите убо, возлюбленные, увещаем вас словами премудрого, и не обленитесь воздати обет Господеви, его же обещали есте устами своими, да не прогневается Бог о гласе вашем и растлит творения рук ваших ( Еккл. 5, 3–5 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Никто не может иметь истинного познания о Христе, если не будет подражателем Его и ревностным исполнителем Его велений. Аще любите Мя, говорит Спаситель, заповеди Моя соблюдите, – аще заповеди Моя соблюдете, воистинну ученицы Мои будете ( Иоан. 14:15, 10. 8:31 ). Но вся жизнь Ходатая нашего была непрестанный подвиг, безпрерывный крест: равным образом и каждый из нас на поприще жизни сея найдет своих или Иродов беззаконных, от коих с незлобивым Агнцем должен претерпеть гонение; или фарисеев лицемерных, от которых с Иисусом неповинным должен испытать клевету бесстыдную; или льстецов лукавых, от коих должен предан быть в руце грешников и вкусить горькую чашу желчи. А посему каждую минуту должно нам стоять бодрственно на Божественной страже, молиться до капли крове, каплющие на землю, да не внидем в напасть ( Лук. 22:44:46 ); подвизаться подвигом добрым, подражая Подвигоположнику Иисусу; должно преднаписать образ жизни Его пред очами своими и поступать по нему во всех действиях наших, – брать с Него каждую черту в любви, смирении, послушании, кротости, долготерпении, так чтобы ни воля наша не могла восхотеть, ни разум видеть что, точию Христа Иисуса, и Сего распята ( 1Кор. 2:2 ). Словом, должно живо изобразить на скрижалях сердец наших всю жизнь и дела Искупителя нашего, непрестанно сопровождать Его в мыслях наших от колыбели до креста, от яслей до Голгофы, и тогда камения ожесточенных сердец наших распадутся и воскреснет в них Христос и явится в душе нашей. Тогда-то мы можем сказать с апостолом Павлом, что не мы ктому живем, но живет в нас Христос ( Гал. 2:20 ). Тогда и Сам Спаситель засвидетельствует пред Отцем Своим, что мы познали Его. Ныне разумеша, скажет Он об нас, как некогда об Апостолах, яко вся, елика дал еси Мне, от Тебе суть: глаголы, ихже дал еси Мне, дах им, и тии прияша и разумеша воистинну, яко от Тебе изыдох, и вероваша, яко Ты Мя послал еси ( Иоан. 17, 7–8 ). Вот, слушатели, в чем состоит познание Иисуса Христа истинное и ко спасению достаточное; вот и средства к приобретению сего познания, средства деятельнейшия, самим Духом Божиим запечатленные. Не оставим ни одного из них без должного употребления, и тогда познаем Бога истинного, и будем во истиннем Сыне Его Иисусе Христе, и живот вечный наследуем: яко Сей есть, по слову Апостола, Бог истинный и живот вечный ( 1Иоан. 5:20 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Так, возлюбленные братия, в суждении о долголетии или малолетии одних сравнительно с другими, особенно при их противоположных качествах и образе жизни, нам должно быть крайне осторожными и осмотрительными, твердо веря и всегда содержа в памяти, что как грехи, раждая болезни, сокращают годы, так добродетели, сохраняя здравие, умножают лета. Благочестие, говорит Апостол, на все полезно есть, обетование имеюще живота неточию грядущего, но и нынешнего ( 1Тим. 4:8 ), и это обетование между прочим и особенно заключается и в долголетии жизни. Гораздо безопаснее в сих случаях неуклонно держаться слова Божия, которое прямо и решительно уверяет нас, что нечестие обыкновенно поглощает более нежели половину жизни человеческой. Мужие кровей и лсти, говорит Пророк, не преполовят дней своих ( Псал. 54:24 ). З аметьте, слушатели, по крайней мере мимоходом, что Пророк и ласкательство, грех , повидимому, столь легкий, столь нам привычный и столь нами любимый, вошедший в наши нравы и обычаи особенно высшего общества, поставляет в ряду других грехов жизнепоядающих. То правда, что и праведник восхищен бывает иногда от среды живых рановременно; но это случаи исключительные и редкие, бывающие, по особенному смотрению Божию, да не злоба, как замечает премудый, изменит разум его, или лесть прельстит душу его ( Прем. 4:11 ). Итак хощем ли, даже без пособия врачей, сохранить наше здоровье и наследовать долголетие, – всею душою и всем сердцем вознавидим грех и возлюбим добродетель. Тогда зло и рана не прикоснется телеси нашему ( Псал. 90:10 ), и если, по особеннным судьбам Божиим, и прикоснется, то не отнимет надежды нашей, не разрушит обетования веры и благочестия нашего, и в какие бы годы жизни нашей ни постигла нас смерть, всегда умрем мы долголетними: старость бо честна, не многолетна, ниже в числе лет исчитается; седина же есть мудрость человеком, и возраст старости житие некверно ( Прем. 4:8:9 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Что же после сего должно разуметь под именем христианской веротерпимости? – Не больше, как великодушное терпение в соседстве у себя чужой веры, без уничижения своей, – без гонения и преследования первой, но и без преграждения путей увещания и обличения, вразумления и побуждения мерами любви и мудрости для второй. Что же должно разуметь под именем ханжества и фанатизма? – Фарисейское лицемерие, извне облеченное мнимою праведностию, а внутри исполненное всякой злобы и лукавства, самолюбивой раздражительности и безрассудной ревности по своей славе, под видом славы Божией, дышущих гневом и мщением против разномыслящих, и все противодействующее им стремящихся подавить, сокрушить и до конца истребить. Теперь примените же сии понятия к нашей веротерпимости и ко всему тому, что мы обыкновенно называем ныне ханжеством и фанатизмом: то ли это подлинно, чем должно быть, по указанию слова Божия? Увы! Для нашей веротерпимости надобно придумать другое имя, ни в чем не похожее на первое. Она, для ока безпристрастного, есть не что иное, как только холодность и невнимательность, равнодушие и пренебрежение ко всякой вере, в том числе и к своей, а иногда предпочтительнее к своей, нежели к чужим; именем же ханжества и фанатизма мы клеймим слабые останки благочестия предков, уцелевшие в некоторых из нас. Таков ли подлинно образ здравых словес, преданный нам Апостолом, которого верно и неуклонно держаться должны ( 2Тим. 1:13 )? Таково ли совершенство, которому поучал и к которому желал возвести нас Христос Господь, указуя на высоту богоподобия и воспрещая нам не только студное дело, но и всякое праздное слово и всякий легкомысленный, а тем более нечестивый взгляд? – Имеяй очи видети, да видит и уши слышати, да слышит и сердцем да уразумеет. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

   001    002    003    004    005    006    007   008     009    010