Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла «КИЕВСКИЕ ЕПАРХИАЛЬНЫЕ ВЕДОМОСТИ» «Киевские епархиальные ведомости». 1917. 13 «Киевские епархиальные ведомости». 1917. 13 офиц. издание (1861-1917) Киевской епархии . Журнал учрежден указом Синода от 8 янв. 1861 г. по ходатайству Киевского и Галицкого митр. Арсения (Москвина) . Состоял из офиц. и неофиц. частей. В первой публиковалась офиц. епархиальная хроника, слова и поучения церковных иерархов, во второй - материалы и научные исследования, посвященные преимущественно истории Киевской митрополии-епархии, ее храмам и мон-рям, статьи о духовном образовании и воспитании, борьбе с сектантством, быте духовенства, а также некрологи, стихи духовного содержания и проч. Первый выпуск «К. е. в.» вышел 1 марта 1861 г. В 1861-1878 и 1882-1886 гг. журнал выходил дважды в месяц (24 номера в год), в 1879-1881, 1887-1890 гг. и начиная с 1903 г.- еженедельно (52 номера в год). «К. е. в.» издавались в 1861-1878 гг. и с 1886 г. Киевской духовной консисторией, в 1874-1878 гг.- прот. А. М. Колосовым, в 1878-1886 гг.- КДА. В «Энциклопедическом словаре» Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона (СПб., 1895. Т. 15. С. 262) ошибочно указано, что «К. е. в.» издавались при КДС. Редактором журнала с марта 1861 по авг. 1863 г. был профессор КДА и Киевского ун-та св. Владимира прот. И. М. Скворцов , к-рый в 1862 г. инициировал выпуск «К. е. в.» в качестве приложения к изданию «Листок для сельских школ» (в 60-х гг. XIX в. в Киевской епархии начали создаваться сельские школы, призванные поддержать церковноприходские школы). Вдохновителем же создания «К. е. в.» считается прот. Киево-Софийского кафедрального собора П. Г. Лебединцев , первые 3 года осуществлявший «издательско-идейную линию» журнала ( Денисенко. 2006. С. 11). Прот. Лебединцев - выходец из среды киевского духовенства и знаток местной церковной жизни, ближайший помощник и советчик митрополитов Киевских и Галицких свт. Филарета (Амфитеатрова) , Арсения (Москвина) и Платона (Городецкого) . Именно этим объясняется его первенствующая роль в редакционной политике издания. За время редакторства (1863-1873) прот. Лебединцева в работе «К. е. в.» принимали участие такие известные ученые и церковные деятели, как М. А. Максимович , Ф. Г. Лебединцев (брат прот. П. Лебединцева), Е. М. Крыжановский, прот. Н. А. Фаворов и др. Но вследствие возникшего между митр. Арсением и прот. П. Лебединцевым конфликта последний был вынужден оставить пост редактора.

http://pravenc.ru/text/1684539.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла БРАИЛОВСКИЙ ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. Браиловский во имя Св. Троицы мон-рь. Фотография. 2002 г. (Винницкой и Барской епархии), в пос. Браилов Жмеринского р-на Винницкой обл. Основан в 1635 г. в Виннице иждивением М. С. Кропивницкого, подсудка браиловского, для противостояния распространению унии (см. Брестская уния ). Вероятно, главный храм мон-ря был освящен в честь Благовещения. В 1723 г. мон-рь стал униатским, собор был переосвящен униатским еп. Афанасием Шептицким . Постепенно мон-рь пришел в упадок, в 1780 г. его покинула последняя монахиня. После вхождения Подолии в состав Российской империи Б. м. в 1795 г. был обращен в правосл. 2-го класса. В мон-рь на исправление присылали из др. обителей провинившихся монахинь, а также мирянок. К нач. XIX в. годовой доход обители составлял 1200 р. К сер. XIX в. здания мон-ря обветшали, и в 1845 г. по инициативе Подольского архиеп. Арсения (Москвина) сестры были переведены в мест. Браилов, в помещения бывш. католич. мон-ря, построенного во 2-й пол. XVIII в. гр. Ф. С. Потоцким и пришедшего в запустение к 30-м гг. XIX в., с 1832 г. в одном из приделов монастырского храма совершались правосл. богослужения. 1 окт. 1845 г. крестным ходом из Винницы в Браилов прибыли монахини, начавшие восстановление полуразрушенных монастырских корпусов и реконструкцию храма. К нач. XX в. в Б. м. действовали 3 храма (сохр. до наст. времени). Холодный Троицкий собор представляет собой трехнефную шестистолпную базилику, центральный престол освящен во имя Св. Троицы, юж.- в честь Благовещения, сев.- во имя вмц. Варвары. В 1847 г. под собором была освящена ц. во имя преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских. С зап. стороны к Троицкому собору примыкает четырехугольная башня, в к-рой устроена колокольня, с вост. стороны - монашеские трех- и двухэтажные корпуса. В 1860 г. в сев. половине монастырского корпуса был освящен храм во имя свт. Николая Чудотворца. В вост. части двора находились хозяйственные постройки. В 1864 г. при обители была открыта богадельня для престарелых женщин духовного звания, в 1868 г.- 3-классное жен. духовное уч-ще для сирот духовного звания, дочерей диаконов и причетников Подольской епархии. В 1896 г. начала работу воскресная школа для жительниц Браилова.

http://pravenc.ru/text/153317.html

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла Содержание КИЕВСКИЙ ИОНИНСКИЙ (ИОНОВСКИЙ) ВО ИМЯ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ (Киевская митрополия УПЦ), находится в Киеве (Украина), на Зверинецком холме. Основан в 1866 г. по инициативе прп. Ионы (Мирошниченко) . XIX в.- 1942 г. Митр. Киевский Евгений (Болховитинов) в нач. 30-х гг. XIX в. назвал юж. окрестность Киева Русским Афоном. По преданию, иеросхим. прп. Феофил (Горенковский) за 10 лет до основания обители предсказал устроение здесь большого мон-ря (Христа ради юродивый иеросхим. Феофил, подвижник и прозорливец Киево-Печерской Лавры/Сост.: В. Зноско. М., 1996. С. 148). Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Киевский Ионинский во имя Св. Троицы муж. мон-рь. Фотография. 2013 г. Основатель К. И. м. прп. Иона в записках упоминал, что «потрудиться в созидании и устроении святая обители мужеского общежительного монастыря» и что благословил его прп. Серафим Саровский. В 40-х гг. XIX в., во время пребывания в Белобережской пуст., мон. Иона трижды сподоблялся видения Богородицы, повелевавшей ему идти «во град Киев» для основания мон-ря, место к-рого на берегу Днепра будет указано огненным столпом (Сказания. 2005. С. 77). Вскоре он отправился в Киев и с 1851 г. по благословению митр. Киевского свт. Филарета (Амфитеатрова) проживал в разных обителях, в т. ч. с 1860 г.- в киевском Выдубицком во имя арх. Михаила мон-ре , где стал известен как старец. Иером. Иона часто посещал сад рядом с Выдубицкой обителью - территорию буд. Троицкого мон-ря. Здесь ему трижды являлась Богородица, обещавшая помощь в обустройстве новой обители. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Звонница. XX в. Фотография. 2013 г. Вскоре иером. Иона переселился в сад на Зверинецком холме, к нему присоединился мон. Иларион. Образовалась небольшая монашеская община, в документах именовавшаяся «частным скитом иеромонаха Ионы». Старец выкупил 2 усадьбы: «у Марии Романовны (Шушовой) и у соседа Молявки. Первая была приобретена за 130 р., а вторая - за 115 р.» (Там же. С. 141). Сначала подвижники жили в небольших куренях из хвороста, затем построили временные деревянные кельи. С 1864 г. по благословению митр. Киевского Арсения (Москвина) на средства кнг. Е. А. Васильчиковой (вдовы киевского ген.-губернатора кн. И. И. Васильчикова) на Зверинецком холме стали возводить деревянные монастырские постройки.

http://pravenc.ru/text/1684567.html

На юго-западе столицы совершен чин закладки храма-памятника во имя св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской 17 июля 2006 г. 16:24 По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II накануне дня памяти св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской, который отмечается 7/20 июля, на юго-западе столицы, в районе Котловка, состоялся чин закладки храма-памятника во имя св. прп. Евфросинии, великой княгини Московской, и всех жен Руси, потрудившихся во благо Отечества. Чин закладки нового храма и молебен совершил архиепископ Истринский Арсений . Владыке сослужили настоятель храма иерей Алексий Ладыгин и московское духовенство. Архиепископ Арсений обратился со словом напутствия к священнослужителям и мирянам, в котором выразил надежду на то, что новый храм, который строится на средства благотворителей и зарегистрированного в 2004 году прихода при участии окружной и районной администрации, поможет восстановлению православной духовной традиции в этом густонаселенном столичном округе. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архиепископ Арсений вручил орден св. блгв кн. Даниила Московского III степени префекту ЮЗАО Алексею Челышеву, который присутствовал на церемонии. С приветственным словом к собравшимся обратился и префект ЮЗАО Алексей Челышев, который просил владыку Арсения передать благодарность Святейшему Патриарху за внимание к их округу и его духовному окормлению. Св. прп. Евфросиния, ученица прп. Сергия Радонежского, в миру великая княгиня Евдокия, была женой св. блгв. князя Димитрия Донского, и после его смерти стала первой женщиной, взявшей на себя нелегкий крест правления Великим княжеством Московским, продолжила политику собирания и укрепления Московского княжества. Святая Евфросиния основала Вознесенский монастырь и Рождественский храм Московского Кремля, а также была устроительницей других московских храмов и монастырей. Еще во время земной жизни святую княгиню за милосердие к людям москвичи называли матерью, а по смерти почитали как покровительницу Москвы. В 2000 году в подвальной палате Архангельского собора Московского Кремля были обретены мощи прп. Евфросинии.   Строительство храма во имя прп. Евфросинии будет благодарной памятью потомков об этой великой и святой женщине. Символично, что храм, строительство которого должно завершиться через год, к 600-летию блаженной кончины прп. Евфросини, будет окормлять район Котловка, бывшую вотчину великих князей Московских – деревню Котлы, где состоялась встреча великой княгини и её сына великого князя Василия с митрополитом Киприаном, который дал согласие возглавить московскую кафедру. Это помогло Москве утвердиться как столице Руси. Со временем в храмовый комплекс войдет и колокольня. Патриархия.ru Календарь ← 14 апреля 2024 г. 7 января 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/126537.htm...

Связь с эфиром СМС: с мобильного телефона пошлите на короткий номер 5522 слово ВЕРА и через пробел вопрос, который хотите задать. Звонок в студию во время прямого эфира: 8 495 959-59-39. Звонок в студию: 8 495 950-63-56. Написать письмо: info@radonezh.ru play_arrow pause mute max volume play stop repeat Радио Радонеж Update Required To play the media you will need to either update your browser to a recent version or update your Flash plugin . «Поминайте наставники ваша». Из личного архива Т. Москвичевой. Заключительная беседа со схимонахиней А. Тепляковой 05.04.2016 22:23 «Женская Оптина» называли Борисо-Глебскую Аносину пустынь за строгость устава и удаленность от окрестных сел. Свои воспоминания о ней оставила одна из последних насельниц схимонахиня Анна Теплякова в беседе с Т. Москвичевой. «Вижу каждую из 130 сестер, помню их имена, послушания, где кто жил. Все три года я была младшей келейницей у матушки игумении и по своему послушанию должна была невольно все это знать. Общалась и с приезжими духовными лицами, подавала чай епископу Серафиму (Звездинскому), схиигумении Фамари (Марджановой), старцу Филарету и другим видным духовным деятелям, навещавшим нашу святую обитель. Чудесным образом только у меня одной сохранились монастырские фотографии и две иконы тех лет. Впоследствии мать Магдалина (Фомина) подарила мне тетрадь своих стихов, а мать Антония (казначея) перед смертью отдала два своих семейных альбома с фотографиями епископа Арсения (Жадановского), иеромонаха Чудова монастыря Филарета и многих других " . Дорогие братья и сестры! Мы существуем исключительно на ваши пожертвования. Поддержите нас! Перевод картой: Другие способы платежа:       Версия для печати Добавить комментарий Электронное периодическое издание «Радонеж.ру» Свидетельство о регистрации от 12.02.2009 Эл ФС 77-35297 выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи и массовых коммуникаций. Копирование материалов сайта возможно только с указанием адреса источника 2016 © «Радонеж.ру» Адрес: 115326, г. Москва, ул. Пятницкая, д. 25 Тел.: (495) 772 79 61, тел./факс: (495) 959 44 45 E-mail: info@radonezh.ru Дорогие братья и сестры, радио и газета «Радонеж» существуют исключительно благодаря вашей поддержке! Помощь

http://radonezh.ru/radio/2016/04/05/22-2...

Макарий, епископ Львовский (Тучапский) В 1539 году была учреждена православная епископия во Львове, первым епископом которой 22 февраля 1540 года был посвящен Макарий с титулом «епископ Львовский, Кременец-Подольский и наместник митрополии Галицкой». В отличие от предыдущих наместников он был избран православным населением Галиции, которые писали митрополиту: «А как Ваше святительство писал нам, чтобы мы избрали из среды своей доброго человека и послали к тебе, то мы все, духовные, шляхта, мещане и всё поспольство земли Русской и Подольской греческого закона, выбрали львовского мещанина Макария Тучапского, которого и Ваше святительство хорошо знаешь, и покорно просим дать ему наместничество в землях наших и благословить его на то твоим высоким благословением». Грамотой от 1 августа 1535 года он был утвержден в этой должности польским королем. Митрополитом Киевским Макарием (Москвитяниным, † 1556) он был хиротонисан во епископа. Но хлопоты православных по утверждению выбранного ими наместника продолжались до 23 октября 1539 года, когда польский король издал грамоту, окончательно отнимавшую привилегии предыдущих незаконных наместников и объявлявшую привилегии епископу Макарию. Дело о получении наместничества Макария Тучапского, сохранившееся в подробностях, позволяет судить, сколько терпели тогда бедные галичане православной веры, какими недостойными путями добывались королевские привилегии, как продажны были король и королева и окружающие их и как сильны были римские прелаты в Польше. В период своего пребывания на кафедре епископ Макарий стремился восстановить прежнюю структуру управления и распределения средств. Он созвал во Львове Собор из местных священников, где были утверждены вводимые права крилошан и закреплены соответствующей грамотой. Впоследствии эта грамота была подтверждена при новом архиерее. Скончался в 1548 году. Литература: Соловьев С. М. История России с древнейших времен: в 6 т. – 3-е изд. – СПб., 1911. – Т. 2. – С. 447–448. Малышевский И. И. Западная Русь в борьбе за веру и народность: в 2 ч. – СПб., 1895, ч. 1. – С. 103–105. Строев П. М. Списки иерархов и настоятелей монастырей Российской Церкви. – СПб., 1877. – С. 1039. Н. Д[урново]. Девятисотлетие русской иерархии 988–1888. Епархии и архиереи. – М., 1888. – С. 48. Летопись церковных событий и гражданских, поясняющих церковные, от Рождества Христова до 1898 года, епископа Арсения. – СПб., 1899. – С. 591. Акты, относящиеся к истории Западной России, собранные и изданные Археографическою комиссиею: в 5 т. – СПб., 1846–1853. – Т. 2, 201, 205, прим. 125; т. 3, 6. Макарий (Булгаков) , митрополит. История Русской Церкви: в 9 т. – М., 1994–1997. – Т. 5. – С. 141–147. Читать далее Источник: Русские православные иерархи : 992-1892 : [Каталог] : в 3 томах./Митр. Мануил (Лемешевский). - М. : Изд. Сретенского монастыря, 2002-2004./Т. II. Иоан - Симеон II. 2003. – 606 с. ISBN 5-7533-0280-7 Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Материал из Православной Энциклопедии под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла ГУЛЯЕВ Михаил Спиридонович († 6.07.1866, Киев), рус. правосл. библеист. Род. в семье проф. КДА и преподавателя евр. языка C. В. Гуляева. В 1849 г. окончил КДА со степенью магистра богословия. С нояб. 1849 г. преподавал в Орловской ДС логику, психологию, лат. язык, с 1854 г.- франц. язык. В 1853-1855 гг. принимал участие в работе комитета по составлению историко-статистического описания Орловской епархии. В 1856 г. перешел в Киевскую ДС на должность профессора гражданской истории. С 1857 г. помощник инспектора, в 1858 г. назначен бакалавром КДА по кафедре Свящ. Писания ВЗ. В 1859 г. женился на дочери прот. И. М. Скворцова. С 1861 г. сначала преподаватель евр. языка, затем экстраординарный, с 1863 г. ординарный профессор КДА. Во время подготовки синодального перевода Библии Г. по благословению митр. Арсения (Москвина) перевел с евр. языка 1-4 книги Царств, 1-2-ю книги Паралипоменон, Книги Ездры, Неемии и Есфири, опубликованные в ТКДА в 1861-1865 гг. Переводы сопровождались подстрочными примечаниями историко-археологического и филологического характера, но в издание синодального перевода эти труды не вошли. Исправленные тексты переводов Г. вышли отдельной книгой уже после смерти автора (Исторические книги Свящ. Писания Ветхого Завета. К., 1866). Г. опубликовал ряд статей в «Киевских епархиальных ведомостях», участвовал в издании «Руководства для сельских пастырей» (К., 1860-1917). Соч.: Ветхозаветный праздник Кущей//ХЧ. 1832. Ч. 46. С. 188-225; Праздник Кущей//Там же. 1834. Ч. 4. С. 170-183. Пер.: Книги Царств, 1-4//ТКДА. 1861. 1-8. С. 1-120; 9-12. С. 123-186; 1862. 1-4. С. 187-250; 1862. 4-6. С. 251-282; 7-12. С. 283-378; 1863. 1-7. С. 379-484; Книга Паралипоменон, 1-2//Там же. 1863. 7-12. С. 487-570; 1864. 1-3. С. 571-607; 3-11. С. 611-736; Книга Ездры//Там же. 1864. 11-12. С. 1-26; 1865. 1. С. 27-37; Книга Неемии//Там же. 1865. 1-4. С. 3-51; Книга Есфирь//Там же. 1865. 5-6. С. 3-30. Лит.: Певницкий В. Ф. Речь, сказанная при гробе проф. М. С. Гуляева//ТКДА. 1866. 7. С. 357-360; Малышевский И. И. Некролог М. С. Гуляева, проф. КДА//Там же. 1866. 7. С. 361-368; Рункевич С. Г. Гуляев М. С.//ПБЭ. Т. 4. Стб. 799-800. Рубрики: Ключевые слова:

http://pravenc.ru/text/168284.html

Речь Митрополита Арсения (Москвина) задала тон риторике торжеств, мысли Митрополита, излагаемые нами ниже, так или иначе повторялись и развивались и другими ораторами. «Киевская академия, - говорил Митрополит в конгрегационной зале, - с честию и славою пережив века и дав Церкви и Отечеству многочисленных и просвещённых деятелей,... в обновлённом своём виде, достигла ныне своего 50-летия, не изменив с течением времён, по самой природе своей изменчивых, и несмотря на частые и почти непрерывные, под чуждым властительством, напор и давление враждебных сил и прямо противоположных тенденций, ни своего характера национально-русского, ни направления... религиозно-нравственного...» Во время торжественного акта выступали Митрополит Сербский Михаил и профессор М.П. Погодин, председатель Московского Славянского Комитета. О речи Владыки Михаила мы знаем следующее: «Она была русская, потому что русской Академии пришлось послужить ему местом воспитания. Благодарность за воспитание, которую в пламенном слове к Академии выражал Архипастырь Сербии, вызывала у всех, кому Академия не была чужою, благодарность к нему за его доброе и живое сочувствие к месту, где суждено было ему получить воспитание. Всякий понимал, как важно и дорого это сочувствие к русскому духовному училищу Первосвятителя одной из важнейших славянских Церквей» Михаил Петрович Погодин продолжил мысль Митрополита Арсения (Москвина): «Помоги ей (Академии – А.П.) Бог, в продолжении наступающего пятидесятилетия, молитвами Печерских угодников, под руководством просвещённого, опытного Первосвятителя, трудами ревностных наставников, под державою благодушного Царя-Освободителя, - помоги ей Бог... утвердить окончательно, - в союзе с гражданскою властию, - русское начало во всех здешних и соседних странах, столь долго подвергавшихся чуждому влиянию, помоги ей Бог очистить наши древние свято-русские поля от всяких плевел...» 29 сентября состоялась братская трапеза. «При тосте за процветание Академии, М.А. Максимович…, сказал следующее, полное чувства слово: «Преисполненный впечатлений вчерашнего достопамятного торжества, я вседушевно радуюсь о торжественном празднике твоем, Академия Киевская, которым достойно почтена твоя долгая, многотрудная жизнь, - твоя великая заслуга для всего русского мира, незабвенная и для нашей братии славяно-дунайской. Как уроженец киевской Руси и старый служитель наук в здешнем краю, - я не могу умолчать о моей глубокой благодарности тебе за просвещение моей Родины, некогда разлучённой с Русью восточною, но твоим внушением опять соединившейся с нею в общий состав русского мира. – Я не могу не выразить моей благодарности тебе и за себя лично, - за то благо душевное, какое часто обретал я в здешних гостеприимных, киево-братских стенах, в продолжение 35 лет, и особенно во дни того, кто был красою и славою твоею, о ком всегда вспоминаешь ты, как о своём любимом сыне (позволим предположить, что речь идёт о Митрополите Евгении (Болховитинове) – А.П.).

http://ruskline.ru/analitika/2019/10/20/...

Отец Арсений завел такой порядок в часовне, чтобы здесь в определенное время служились общие молебны с акафистами. Для москвичей и гостей города она стала одним из излюбленных мест молитвы и духовного отдохновения. Отец Арсений не ограничивался только заботами о часовне. Дела чистой бескорыстной христианской любви он считал выше всякого другого подвига. «Особенно дел любви нам не должно оставлять, – говорил он. – Поститься как следует – мы не постимся. Молиться – плохо молимся. Одно средство у нас остается для наследования Царствия Небесного – это именно дела любви. И с сими делами спешить надобно, ибо жизнь наша коротка». Во время поездки по России и остановок на местах и в новой часовне в Москве келья отца Арсения всегда была переполнена посетителями. Он старался всех удовлетворить, с каждым побеседовать, кого наставить, кого утешить, и в течение целого дня не было у него ни одной свободной минуты. «Дело Божие надо делать, не откладывая», – обычно говорил он, и этому правилу был верен до конца жизни, иногда совершенно забывая о пище и телесном покое. Около отца Арсения, как глубоко верующего и строгой подвижнической жизни аскета, постоянно собирался круг многих и многих искренне преданных ему людей, жаждавших духовного совета для разрешения различных духовных недоразумений и дел. Отец Арсений умел как-то сразу распознать человека, пришедшего к нему за духовной помощью, а потому и мог преподать каждому нужное духовное врачевство. Впоследствии, когда отец Арсений находился на Афоне, его российские чада в письмах продолжали с ним общение. После отца Иеронима и отца Макария у него была самая обширная переписка с миром. Отец Арсений, несмотря на занятость, писал много поучительных писем, составлял духовно-нравственные наставления, был инициатором начала издательского дела монастыря. Он умел из святоотеческих творений составлять весьма назидательные книги и брошюры. В 1866 году издал книгу под заглавием «Беседа о молитве», в 1868 году – книгу «Единое на потребу», а в 1876 году – книгу под заглавием «Маргарит, или Избранные душеспасительные изречения, руководящие к вечному блаженству, с присовокуплением некоторых бесед, относящихся исключительно к женским обителям».

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Minin/...

Чаще всего, когда говорят о часовне святого Пантелеимона на Никольской улице, имеют в виду красивое симметричное здание с хорами и келиями для служащих при часовне монахов по плану архитектора А. С. Каминского. “При помощи Божией и благотворителей, она окончательно устроена в 1883 году” 7 . А действие в романе “Лето Господне” заканчивается гораздо ранее этого срока. Значит, речь идет о старой тесной часовне, которая в 1873 г. была устроена при Богоявленском монастыре также на Никольской улице. “Монастырь Богоявленский с давнего времени был в близких отношениях с Афонским Пантелеимоновым монастырем; прибывавшие из последнего за сбором доброхотных подаяний иноки всегда находили в монастыре Богоявленском покойный и радушный прием, и святыня Афонская, в сопровождении иеромонаха Арсения посещавшая Москву в 1867 году, помещена была, по распоряжению духовного начальства, в этом же монастыре. Строителем часовни и впоследствии настоятелем ее был тот же о. Арсений…” 8 . Это путешествие иеромонаха Арсения со святынею по Руси в 1863–1867 гг. поддержало обитель святого Пантелеимона на Афоне и увеличило приток паломников. “С того времени Руссик 9 особенно заметно стал приходить в благоцветущее состояние” 10 . Упомянутый отец Арсений остается в Москве при часовне, где им заведены “общие молебны с акафистами; почти постоянно совершались для усердствовавших посетителей частные молебны, и многие из таковых стали приглашать со святынею в дома”. Видно, уже пожилому монаху становится не по силам одному обслуживать богомольных москвичей и удовлетворять их нужду в помощи угодника Божия. В подкрепление отцу Арсению присылают с Афона по разрешению высших духовных властей двоих иеромонахов — отца Андрея и отца Иасона 11 . В первой редакции “Серебряного сундучка” святыню сопровождают как раз эти два иеромонаха, об о. Арсении ничего не сказано; хотя и говорится, что один из монахов “совсем старенький”, но его особая роль в богослужении не акцентируется. Первая редакция Основной текст Иеромонах постарше читает длинный акафист целителю; я знаю, все время слышится — “радуйся… радуйся… радуйся” …Иеромонах читает Евангелие об исцелении болящего (кажет­ся, про чудо в купели Силоамской), он кладет его на голову папашеньке, которого поддерживает Горкин. А когда монах освятил воду, иеромонах мочит голову отцу кропилом… и оба иеромонаха, подняв с Горкиным и Ондрейкой сундучок с мощами, держат его над папашенькой и читают просительную молитву.

http://pravmir.ru/afonskaya-smuta/

   001    002   003     004    005    006    007    008    009    010