Cедмица.RU Церковно-Научный Центр «Православная Энциклопедия» По Благословению Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла Функционирует при финансовой поддержке Министерства цифрового развития, связи и массовых коммуникаций Российской Федерации В. Петрушко. Русская Церковь при Патриархе Иосифе. Часть II В. Петрушко. Курс лекций по истории русской Церкви В период Патриаршества Иосифа в Москве значительно продвинулось вперед дело создания духовных школ. Правда, как и книжная справа, школьное дело устраивалось в основном без участия Патриарха, с которым окружение Алексея Михайловича считалось мало. В это время в Москве начинают постепенно собираться ученые киевляне, которых московские консерваторы встречают с недоверием по причине латинской ориентации Могилянской школы. Еще в 1640 г. митрополит Киевский Петр Могила предлагал царю Михаилу открыть в Москве монастырь, где могли бы разместиться ученые киевские монахи с целью научения москвичей греческому и латыни. Но тогда ответа из Москвы так и не последовало. Киевлян опасались. Но устроить школу с помощью греков тоже не удалось. В 1645 г. в Москву прибыл митрополит Феофан Палеопатрасский, который от имени Патриарха Константинопольского Парфения предложил открыть в Российской столице греческую типографию, которая могла бы одновременно стать основой для школы. Но в 1646 г. митрополит Феофан прислал в Россию для устроения типографии ученого греческого монаха – архимандрита Венедикта, который вызвал неприятие у москвичей своим крайним высокомерием, сочетавшимся с неумеренным попрошайничеством. С Венедиктом пришлось расстаться и с идеей создания в Москве греческой школы – тоже. С воцарением Алексея Михайловича при дворе стали с симпатией относиться к киевским монахам, в которых видели удачный пример перенесения западной учености на православное основание. Так возобладала новая тенденция в подходе к делу устроения духовного просвещения в Москве: привлечение ученых малороссов. Алексей Михайлович лично писал к митрополиту Киевскому Сильвестру Коссову, преемнику Петра Могилы, с просьбой прислать монахов для книжной справы и заведения школы в Москве. Государь называл имена тех, кого хотел бы видеть в своей столице, – Дамаскина Птицкого и Арсения Сатановского. Сильвестр Коссов отозвался на просьбу и прислал в Москву иеромонахов Киево-Братского монастыря, при котором помещалась Могилянская коллегия: Арсения Сатановского и Епифания Славинецкого. Вскоре к ним присоединились Дамаскин Птицкий и Феодосий Сафонович. Киевляне должны были принять участие не только в устроении школы: в Москве намеревались переиздать славянскую Библию, для чего необходимо было сличить ее не только с Острожским изданием 1580 г. и древними славянскими списками, но и с греческим текстом.

http://sedmitza.ru/lib/text/436320/

И. род. в день памяти свт. Иоанна Златоуста, получил домашнее образование. 14 янв. 1789 г. еп. Архангельским и Олонецким Вениамином (Краснопевковым) посвящен в стихарь и определен дьячком на Шежемский приход, но остался жить в родительском доме. 30 апр. 1793 г. отправился на богомолье в Соловецкий в честь Преображения Господня мон-рь . 3 июня 1793 г. по благословению Архангельского еп. Вениамина поступил в число братии Каргопольского Преображенского монастыря, к-рый возглавлял иером. Варлаам (Плешаков), оказавший влияние на молодого послушника. И. изучал Свящ. Писание, «Добротолюбие», творения св. отцов: преподобных Ефрема Сирина, аввы Дорофея, Иоанна Лествичника, свт. Тихона Задонского, а также историю и с 1794 г. иконописание. Написал икону Сретения Господня для иконостаса теплой монастырской церкви. В 1797 г. ездил лечиться в С.-Петербург. В нач. 1799 г. посетил Новгород, 24 февр.- тихвинский в честь Успения Пресв. Богородицы мон-рь. По благословению Старорусского еп. Арсения (Москвина) поступил в Варлаамиев Хутынский мон-рь , вскоре посетил Валаамский мон-рь (общался с опытным духовником иером. Дамаскином (Васильевым)), о-в Коневец, С.-Петербург, где в то время пребывал с чудотворной Коневской иконой Божией Матери строитель иером. Варфоломей. В столице Кириллов лично подал прошение Новгородскому и С.-Петербургскому митр. Гавриилу (Петрову) о переводе его в Коневский в честь Рождества Пресв. Богородицы мон-рь, куда и был определен 19 сент. 1799 г. Здесь 20 мая 1800 г. Кириллов был облечен в рясофор, 9 сент. 1801 г. новым коневским строителем иером. Дамаскином (Васильевым) пострижен в монашество, 5 окт. 1801 г. в Благовещенской ц. Александро-Невской лавры рукоположен во диакона, 7 окт. в Крестовой ц. еп. Старорусским Антонием (Знаменским) - во иерея. Приняв 30 янв. 1802 г. на хранение монастырские книги, исполнял должность письмоводителя, с 16 июня 1803 г. был казначеем, с 6 нояб.- также ризничим. Проявил себя рачительным хозяйственником. 26 марта 1807 г. И. был определен строителем Коневской обители, в казне к-рой оставалось всего 70 р. Его сравнивали с игум. Валаамским прп. Назарием (Кондратьевым) и называли «вторым основателем» мон-ря. «Не имея верных доходов», когда «не только строиться, но и кормиться трудно, ибо землепашества очень мало, сенокосы самые худые, сбор благотворительного подаяния есть единственная подпора» ( Пимен (Гаврилов). 1899. С. 57-58), И. сумел собрать средства и возвести каменные здания. Обновил верхнюю церковь собора (1808-1809), возвел больничную и кладбищенскую ц. свт. Николая Чудотворца (1813-1815), 2 часовни, 3-ярусную колокольню со св. вратами (1808-1810), построил 2-этажную трапезную с кельями настоятеля и казначея и службами, больницу, библиотечную башню, келейные корпуса (1812-1817), др. здания, в т. ч. в Казанском скиту.

http://pravenc.ru/text/389185.html

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Новости 31 августа, 2012 В Латвии подверглись ограблению два православных храма Синод Латвийской церкви призвал верующих молиться о том, " чтобы Господь хранил наши храмы от преступных посягательств, и чтобы похищенные святыни вернулись вновь в церкви " . 31 августа, 2012 В День города в Москве пройдет концерт перед Большим театром " Вечному городу – вечная музыка " 1 сентября 2012 года в 21:00, в День города, на Театральной площади, для москвичей и гостей столицы состоится бесплатный праздничный концерт «Вечному городу – вечная музыка», в котором прозвучат лучшие произведения мировой классики в стиле Classical Crossover. Концерт будет сопровождаться уникальным световым шоу – проекцией на Большой театр. 31 августа, 2012 Священникам напомнили о необходимости допускать к Таинствам крещеных людей, носящих национальные имена Соответствующий циркуляр управляющего Центральным Московским викариатством архиепископа Истринского Арсения был разослан по епархиям Русской Православной Церкви. 31 августа, 2012 Прот. Алексий Уминский: Что делать, когда спиливают кресты? Как? Христос нам точно это сказал: подставить вторую щеку! Молиться за врагов! Ведь нет более высокого для христианина призвания, чем быть похожим на Христа. 31 августа, 2012 Подозреваемый в убийстве в Казани рассказал, что пытался запутать следствие надписью с упоминанием " Pussy Riot " Подозреваемый решил выдать убийство за ритуальное, для чего кровью одной из женщин написал на стене кухни " Free " Pussy Райт " , сложил тела таким образом, чтобы они напоминали цифру 69, и попытался уничтожить следы своего пребывания. 31 августа, 2012 Борьбой с религиозным экстремизмом займется комиссия во главе с Сурковым Предполагается также, что главная задача Суркова на этом посту — нивелировать негатив вокруг Русской православной церкви, накопившийся за последние месяцы. 30 августа, 2012 В Сочи совершили чин закладки камня будущего храма рядом с Олимпийским парком В основание будущей церкви был заложен камень, обнаруженный археологами при раскопках древнего византийского храма IX века, стоявшего на этом месте еще до крещения Киевской Руси

http://pravmir.ru/category/news/page/487...

Его Высокопреосвященству сослужили клирики столичных приходов. Диаконский чин возглавил помощник председателя Отдела внешних церковных связей  протодиакон Владимир Назаркин. Богослужебные песнопения исполнил хор Донского монастыря. За богослужением молились заместитель председателя Синодального отдела по монастырям и монашеству, настоятельница Зачатьевского ставропигиального женского монастыря игумения Иулиания (Каледа) , настоятельница Богородице-Рождественского ставропигиального женского монастыря игумения Викторина (Перминова), настоятельница Покровского ставропигиального женского монастыря игумения Феофания (Мискина). По окончании Литургии митрополит Феогност отслужил панихиду у места погребения Патриарха Алексия II. Позднюю Божественную литургию в Богоявленском соборе совершил митрополит Воскресенский Дионисий в сослужении митрополита Липецкого и Задонского Арсения, митрополита Сингапурского и Юго-Восточно-Азиатского Сергия , архиепископа Егорьевского Матфея , епископа Одинцовского и Красногорского Фомы, протопресвитера Владимира Дивакова, заместителя председателя Отдела внешних церковных связей архимандрита Филарета (Булекова) , протоиерея Владимира Чувикина, протоиерея Сергия Точеного, духовенства г. Москвы. Богослужебные песнопения исполнил хор кафедрального собора под управлением Александра Майорова. По окончании Литургии митрополит Дионисий возглавил панихиду у гробницы приснопамятного Святейшего Патриарха Алексия II в Благовещенском приделе Богоявленского собора. Затем архиерей обратился к верующим с напутственным словом. По материалам сайтов Центрального викариатства г. Москвы и Синодального отдела по монастырям и монашеству Патриархия.ru за темою У м. Москви чергове Синодального з чернецтва Голова Синодального з чернецтва звершив Передосвячених в Успенському Московського Кремля Митрополит Каширський Феогност Божественну в в день пам " засновника У столичному Донському збори та У 15-ту дня кончини II митрополит Воскресенський звершив у Богоявленському м. Москви у Богоявленському кафедральному у 15-у дня кончини Портрет II пензля македонського художника передано в дар музею Валаамського монастиря Митрополит Воскресенський звершив за I та II На 9-й день панахиду «Крокус Холу» з благословення Кирила звершив Одинцовський Красногорський Фома несуть до " я Церкви в пам " ять про жертви теракту в «Крокус Митрополит Чорногорський Приморський звершив панахиду за жертвами теракту в «Крокус У шосту в кемеровському торговому «Зимова вишня» у храмах молитовно згадали жертви з ключовими словами синодальний у справах чернецтва – II – поминання   новини У 15-ту утворення та докторантури на " в урочисте Кирил виставку сучасного церковного мистецтва та при князя Володимира в Кирил звершив освячення Володимирського храму в та очолив (Тихонова) на Колпашевського Стрежевського У м.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5870128...

головуванням нарада Центрального м. Москви 16 жовтня 2012 р. 20:48 16 октября 2012 года на Патриаршем подворье храма Живоначальной Троицы на Борисовских прудах состоялось миссионерское совещание Центрального и Южного викариатств г. Москвы. В совещании приняли участие первый викарий Святейшего Патриарха по г. Москве, управляющий Центральным и Южным викариатствами столицы архиепископ Истринский Арсений , наместник Высоко-Петровского ставропигиального мужского монастыря игумен Исидор (Тупикин) , председатель Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы иеромонах Димитрий (Першин), благочинные: Центрального благочиния протоиерей Владимир Диваков , Покровского благочиния протоиерей Александр Абрамов, Сретенского благочиния протоиерей Олег Клемышев, Даниловского благочиния протоиерей Олег Воробьев, Донского благочиния протоиерей Александр Фарковец, а также члены Миссионерской комиссии при Епархиальном совете г. Москвы , духовенство и миссионеры Центрального и Южного викариатств. По словам иеромонаха Димитрия (Першина), первоочередными задачами Миссионерской комиссии на сегодняшний день являются организация миссионерской работы на уровне приходов, благочиний и викариатств, а также подготовка и повышение квалификации миссионерских кадров. В числе основных проблем построения единой системы миссионерской работы в Москве были названы отсутствие общеепархиальных миссионерских программ, недостаточное развитие миссионерства во «внешних» целевых аудиториях — молодых семьях, среди детей, студенчества, светских СМИ и в Интернете, недостаточно интегрированная методическая база, слабая координация между приходами, а также отсутствие правовой и организационной поддержки. Главным мотивом совещания стали вопросы развития двустороннего диалога: какие методики и наработки может предложить приходам Миссионерская комиссия с одной стороны, и какие есть потребности и запросы у приходов и благочиний — с другой. По словам архиепископа Арсения, «в первую очередь нужно работать с заходящими в храмы, а усилия приходских активистов следует направлять в русло общественной деятельности и просвещения».

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2531143...

Макарий, митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси (Москвитянин) Сведений о митрополите Макарии сохранилось немного. До хиротонии во епископа был архимандритом Пинского Лещинского монастыря Черниговской епархии. С 1522 года – епископ Туровский и Пинский. С 24 апреля 1528 года переведен на Луцкую кафедру. С 9 апреля 1535 года (по другим сведениям, с 1 марта 1534 года) – митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси. Скончался в 1556 году. В грамоте короля Сигизмунда от 1 марта 1534 года говорится: «Бил нам челом владыка Луцкий и Острожский епископ Макарий и просил нас, чтобы мы пожаловали его хлебом духовным, митрополиею Киевскою и Галицкою и всея Руси, которую держал пред ним митрополит Иосиф. О том же говорила нам за него наша королева и великая княгиня Бона...» Таким образом, высшую должность в Западнорусской Церкви начали приобретать не по своим личным достоинствам и не по избранию от православных, а по просьбам, искательствам, челобитьями. И этого даже не стыдились и не скрывали: до того укоренился обычай. Луцкую кафедру, с которой владыка Макарий поступил на митрополию, он также выпросил себе у короля в 1528 году. До поступления в монашество был женат и имел детей. Был прежде придворным капелланом королевы Елены, дочери московского великого князя Ивана III. Период его правления митрополией характеризуется наступлением латинян на права православного населения Западной Руси. Королевские привилегии на монастыри, епископии, церкви и прочее приобретались самыми недостойными путями, что характеризовало общее состояние общества начиная с короля и королевы. Так, за получение привилегии на Галицкую митрополию для поставления туда православного наместника было выплачено королю 300 волов. Митрополиту Макарию приходилось постоянно рассматривать тяжбы, жалобы да и самому подвергаться суду. Распри были не только со светскими властями, мирянами и представителями Римской Церкви, но и между православными за права на монастыри, имения, доходные приходы. Даже перед своей смертью, «в седьмую субботу 1556 года», митрополит Макарий должен был явиться на королевский суд по жалобе Львовского епископа Арсения (Балабана, † 1569). Но едва ли митрополит явился, так как в начале этого года он уже скончался и предстал пред судом Божиим.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

Дубно. Дубенский Крестовоздвиженский мужской монастырь. Церковь Воздвижения Креста Господня. Крестовоздвиженская церковь /// Объект утрачен Церковь.  Утрачена.   Престолы: Воздвижения Креста Господня Год постройки:не позже 1882. Год утраты:1963 (разобрана) Адрес: Украина, Ровенская обл., г. Дубно, ул. Шевченко (нынешняя территория очистных сооружений) Изменить описание объекта Дубенский Крестовоздвиженский монастырь — православный, затем — греко-католический монастырь в городе Дубно (Ровненской области). Основан он был князьями Острожскими не позже 1-й половины XV века и находился на окраине города Дубно, близ реки Иква. В 1580-х годах Иов Железо (впоследствии Иов Почаевский) стал игуменом монастыря, прожив здесь 20 лет. В монастыре в своё время жили и работали Мелетий Смотрицкий, Касиян Сакович, отец Виталий (игумен, переведший здесь в 1604 году с греческого книгу «Диоптра...»), иеромонах Арсений (в 1539-1566 годах создал «Дубенское Четвероевангелие» — шедевр западно-русского книгописания). Монастырь находился во владении князей Острожских и был одним из немногих монастырских общин, основанных этой семьей. Во 2-й половине XVI века монастырь достиг цветущего состояния благодаря заботе поборника православия князя Константина Острожского. Антоний Миронович называет монастырь одним из важнейших центров православной монашеской жизни на Волыни в XVI веке, после смерти Януша Острожского в 1620 году эта территория перешла в руки семьи Заславских. В 1626 (по другим сведения в 1660) году монастырь был насильно обращён в унию, когда его настоятелем был Кассиан Сакович. После Василианского съезда 1743 года к Литовской василианской провинции были присоединены некоторые волынские монастыри, среди них два дубенских — Спасский и Крестовоздвиженский. В 1795 году монастырь вновь стал православным, но ненадолго — с 1800 по 1822 год обитель вновь оставалась в унии и лишь в 1822 году, став православной, церковь на несколько десятилетий стала служить приходским храмом. По просьбе архиепископа Волынского и Варшавского Арсения (Москвина), определеием Св. Синода от 2 июля 1860 г. приходская церковь становится монастырской (официально с 1861 г.), а монастырь получает название Крестовоздвиженская пустынь и был приписан к Почаевской лавре. В 1904 году монастырь был повышен до второго класса и стал самостоятельным.

http://sobory.ru/article/?object=56789

з Православних Церков звершили в храмах Москви 4 грудня 2017 р. 13:29 3 декабря 2017 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, предпразднство Введения во храм Пресвятой Богородицы, Предстоятели и представители Поместных Православных Церквей, прибывшие в Москву на празднование 100-летия восстановления Патриаршества в Русской Церкви, совершили воскресные богослужения в храмах российской столицы. В храме Всех святых на Кулишках — московском подворье Александрийской Православной Церкви — Божественную литургию отслужил митрополит Зимбабвийский и Ангольский Серафим. За богослужением молились Блаженнейший Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор , настоятель подворья митрополит Киринский Афанасий , митрополит Карфагенский Мелетий, епископ Владикавказский и Аланский Леонид , представитель Патриарха Московского и всея Руси при Патриархе Александрийском и всей Африки иерей Виктор Кулага. В дар храму Блаженнейший Патриарх Феодор передал частицу мощей святого Севира Карфагенского. На Подворье  Антиохийской Православной Церкви , в  храме Архангела Гавриила и Феодора Стратилата , Литургию совершил  Блаженнейший Патриарх Антиохийский Иоанн X  в сослужении  митрополита Казанского и Татарстанского Феофана , представителя Патриарха Антиохийского при Патриархе Московском  митрополита Нифона , митрополита Австралийского, Филиппинского и Новозеландского Василия,  архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта , представителя Патриарха Московского при Патриархе Антиохийском  игумена Арсения (Соколова) , архимандрита Парфения и клириков храма. На торжественном обеде, который был дан после богослужения, присутствовали послы арабских стран. Божественная литургия в храме Воскресения Словущего на Арбате , на подворье Иерусалимской Православной Церкви , была совершена архиепископом Константинским Аристархом, которому сослужили заведующий Сектором протокола Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата игумен Феофан (Лукьянов) и клирики подворья. За богослужением молились Блаженнейший Патриарх Иерусалимский Феофил III , митрополит Тамбовский и Рассказовский Феодосий , епископ Подольский Тихон . После Божественной литургии Блаженнейший Патриарх Феофил обратился к верующим со словами проповеди, призвав их твердо хранить веру Православную по примеру новомучеников и исповедников Церкви Русской и стойко противоборствовать современным соблазнам мира, среди которых Его Блаженство назвал глобализацию как нивелирование общенациональной и личностной самоидентичности.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/5077808...

Arhiva Biserica „Adomirea Maicii Domnului” a mitocului din Sanct-Petersburg al Pustiei de la Optina 15 septembrie 2013 14:00 Место, где стоит Успенская церковь, с XVIII века принадлежало монастырским подворьям. В 1721 году Троице-Сергиева лавра, следуя указам Петра I, начала обустраивать на Васильевском острове свое подворье. На нем был выстроен небольшой деревянный храм. Но через 35 лет, в 1756 году, монастырь, столкнувшись с очень большими материальными трудностями, вынужден был переехать. Дом Императорским указом велено было передать «к епархии Псковской в подворье». Псковский архиерейский дом почти сто лет владел этим подворьем. Здесь по указанию Синода обыкновенно размещались иногородние архиереи, приезжавшие в Санкт-Петербург для присутствия в Синоде. Здесь останавливался и святитель Филарет (Амфитеатров; †1857), в ту пору — епископ Рязанский, который по воспоминаниям казначея владыки архимандрита Павла молитвой остановил затопление подворья во время наводнения 1827 года. В 1854 году временно управляющий Псковской епархией Рижский архиепископ Платон представляет Синоду объяснение сложных подворских обстоятельств и просит передать подворье в ведение Синода. Но через 20 лет и Синоду пришлось задуматься о его продаже. В этот самый момент от митрополита Киевского и Галицкого Арсения (Москвина) поступает в хозяйственное управление Синода предложение о приобретении данного места Киево-Печерской лаврой. К сожалению, вскоре после приобретения зданий подворья в 1875 году митрополит Арсений умер (†1876) и задуманное им благоустройство подворья отодвинулось на много лет. Все здания подворья, в том числе и церковь Рождества Христова, обветшали и вследствие многократных перестроек и переделок производили впечатление архитектурного хаоса. Митрополит Иоанникий (Руднев), для которого подворье было местом его постоянного пребывания, был крайне нетребователен в отношении личного комфорта и мирился с перекосившимися полами и подпорками к потолкам жилых покоев, но был озабочен необходимостью перестроить церковь, не вмещавшую богомольцев.

http://patriarchia.ru/md/db/text/3235453...

  001     002    003    004    005    006    007    008    009    010