367 См. Аскоченского, Я.К. Амфитеатров, биографический очерк, Киев, 1857, стр. 112–113. Здесь приведена выдержка из замечательного письма покойного митр. Арсения Москвина (ум. 1876), характеризующая русское проповедничество под влиянием западных образцов. «Наши теоретики, а за ними и проповедники, увлекшись знаменитыми образцами полухристианского запада, слишком далеко уклонились от истинного проповеднического пути, освященного примером и деятельностью мужей богопросвещенных». Вместо прямодушного возвещения истины, проповедники приводили слушателя «в мip отвлеченностей, в котором слушатель с оскорбительной истиной не может встретиться, а если бы случайно как-нибудь и встретился, то имеет все удобство уклониться от нее… Благодарный за пощаду слушатель не оставался в долгу: он восхищался искусством проповедника. Отсюда выходило, что проповедник торжествовал, а истина страдала». Ср. выше свидетельство Смирновой о чтении иностранных проповедников в светском обществе. Таким образом, на эти влияния подозрительно смотрели не одни строгие аскеты, как Фотий Спасский , а и другие. 370 О подражании в проповедях студенческих Массильону преосв. Макарий говорит: «четыре проповеди, написанные в высшем отделении Академии, свидетельствуют, что Борисов отчасти находился под влиянием Массилиона», хотя конечно «с другой стороны обнаруживают в авторе высокое самобытное дарование» (Венок на могилу Инн. стр. 23). То же повторяет о. Буткевич. 371 У Барсова, в. И. Кочетов заключает свое письмо так: «простите великодушно, что я заговорился с такою откровенностью». – Как продолжение этого влияния в предшествующую эпоху, можешь быть должно признать следующее свидетельство преосв. Макария о самом себе (в 1842 году): «начал учиться (по приезде в Петербург) говорить по-немецки: здесь по воле высшего начальства будут учить всех студентов говорить по-французски и по-немецки» (см. письмо к Протопопову, Церковн. Вестн. 1883, 8). 374 Венок. стр. 27. То же свидетельствуют и другие воспоминатели об Иннокентии, воспоминания которых находятся в указанном издании.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

937 См. у преосв. Макария в Ист., VIII, 130, прим. 161, Трудов Киев­ской Духовной Академии январскую книжку 1863 г., стр. 40 и 42, и А. Попова Описание рукописей Хлудова, 138, стр. 294. 938 Указание возглашений аллилуйи в требнике Гедеона Болобана: лл. 35 об., 70:91 об., 104об., 111 и другие: «аллилуиа, аллилуиа»; л. 246: «аллилуиа, аллилуиа, Слава Тебе, Боже, трижды»; лл. 30 об. и 106: аллилуиа трижды (– щи)». Предисловие к требнику, в котором Гедеон го­ворит об его приготовлении к печати, напечатано в Москвитянине 1844, 8, см. также Филарета «Обзор» 152. Полные и исправные экземпляры требника чрезвычайно редки; такой экземпляр, с некото­рым впрочем количеством вписанных листов, находится в библио­теке Вифанской Духовной Семинарии. – Не пересматривав южно-рус­ских богослужебных книг, старших требника Гедеонова, мы не мо­жем наверное сказать, что не он первый вводит в эти книги двоение аллилуйи. Так как Гедеон исправлял свой требник по греческому требнику, сверенному с афонскими списками последнего (добре исправ­ленному «по древних святой горы требниках», – предисл.), то из сего во всяком случае следует, что на Афоне до конца XVI в. преобладало двоение. 939 «Аллилуия (говорят греки) но 3-жды трижды, иные же говорят по 2-жды 3-жды», – Синодальн. ркп. Проскинитария 574, лл. 256 и 280 (на первом листе слова Арсения кем-то позднейшим зачеркнуты, но так, что можно их разобрать). 940 Если венецианские евхологии не расходятся в отношении к песни аллилуия с прочими греческими евхологиями: то в них и до сих пор (у нас под руками евхологии 1869 г.) в чине погребения священни­ческого не единократная аллилуия, как это у нас и как это и в них в чинах погребения мирского и монашеского, а двукратная или сугубая (Кριος ποιμανει με... Господь пасет мя... λληλοα, λληλοα, и проч.). 941 Это есть история собственно много (несколько) кратного возглашения песни аллилуия. Но кроме много (несколько) кратного возглашения песни в древнее время было, как есть и теперь, возглашение единократное.

http://azbyka.ru/otechnik/pravoslavnye-z...

Некоторые высказывались за отмену «поощрений за благонравие и разрядных списков», приписывая им вредное влияние на учащихся. Настаивали иные на необходимости ввести прогулки, игры, гимнастические упражнения, ручные работы, пение, музыку. Иные отрицали значение в общеобразовательном курсе классических языков. Между тем, в ожидании решения вопроса, стали вводиться частичные изменения. Из семинарской программы, в 1858 году, исключена была геодезия и ограничен курс естественных наук. В смоленской семинарии в 1857 году было устроено общежитие для воспитанников, а из семинарской программы, по ходатайству преосвященного, в 1865 году, исключены, в виде опыта, медицина, естественная история, сельское хозяйство, усилено изучение классических языков, введена педагогика в т. п. Особенно больным местом была экономическая часть. С разрушением уз духовного ведомства и открытием множества новых должностей наставники семинарий потянулись на светскую службу, лучше оплачиваемую, и семинарии оставались без учителей. Энергичный новый обер-прокурор, граф Димитрий Толстой поспешил прекратить это печальное явление совершенно экстраординарной мерой: он испросил в 1866 году высочайшее соизволение на дополнительный отпуск из казны на духовно-учебные заведения 1.500.000 рублей. Комитет работал около трех лет и выработал свой проект. Проект этот был разослан на заключение епархиальным архиереям. Обсуждение проекта продолжалось еще около трех лет. Не видя конца обсуждению и в виду весьма значительных возражений против проекта, граф Димитрий Толстой испросил высочайшее соизволение в 1866 году на образование нового комитета, под председательством киевского митрополита Арсения Москвина , с участием одного члена совета министра внутренних дел, ректора университета и одного представителя министерства народного просвещения. Комитет быстро выработал общие положения и по одобрении их синодом занялся немедля детальною их разработкой. Окончательная работа была посылаема на заключение митрополита Филарета, затем просмотрена синодом и, наконец, 14 мая 1867 года новые штаты и уставы были высочайше утверждены 157 .

http://azbyka.ru/otechnik/Stefan_Runkevi...

В первом случае смысл этих слов будет таков: хотя я и между гонителями живу; хотя опасности и подъиски, искушения и бедствия со всех сторон угрожают мне; но под охранением Твоего, Господи, спасительного покрова, под защитою Твоей всемогущей десницы, никого и ничего не страшусь и не смущаюсь, не колеблюсь и не беспокоюсь, и потому мирно и безмятежно могу уснуть и почить в надежд жизни вечной, – а в последнем будет выражаться та мысль, что Христос Спаситель вольною смертию уснул на Кресте и по кровавых страданиях Своих почил во гробе, но, яко Бог всесильный восстал из гроба и восшёл на небеса, примирив чрез то Собою земная с небесными. В сем состоянии Христа Богочеловека, конечно, всего более приличны Ему и окончательные слова рассматриваемого нами псалма: яко Ты, Господи, единого вселил мя еси на уповании. Может быть для того особенно и прибавлено здесь слово: единаго, чтобы показать тем, что здесь речь исходить от лица Сына Божия преимущественного и единственного, Сына Единородного и Единосущного Богу Отцу, в отличие от всех других сынов Божиих, не по существу и естеству, но по благодати. Тем не менее и каждый из нас сии же самые слова может употреблять в молитве, своей к Богу как потому, что Он и всем нам есть также Отец, хотя в другом отношении и степени, да и небесный Учитель прямо указал им в молитвах именовать Бога Отцом: Сице молитеся, сказал Он нам: Отче наш , иже еси на небесех, – так и потому, что Единородный Сын Божий для того и снисшел с неба на землю, чтобы в Своих словах и делах преподать нам, усыновлённым от Бога, образ, да, яко же Он творил, и мы творим тако же. Благо убо нам, возлюбленные о Господе чада и братия, яко и всех нас вселил есть Господь на уповании. Сего ради не убоимся, ниже смутимся, внегда смущается земля и прелагаются горы в сердца морская: яко Бог нам прибежище и сила, помощник в скорбех обретших ны зело ( Пс.45:2–3 ); не убоимся от тем людей, окрест нападающих на нас, яко Господь защититель живота нашего: что сотворит нам человек ( Пс.3:7, 55:12 )? Послужим убо паче Богови, нежели человекам; повинемся паче Его святым законам и велениям, нежели правилам и обычаям мира тлетворного: нам бо прилеплятися Богови благо есть, благо есть полагати во Господе упование спасения нашего. Читать далее Источник: Толкование на первые двадцать шесть псалмов : Из бесед высокопреосвящ. Арсения, митр. Киевского и Галицкого, говоренных в г. Варшаве. - Киев : Тип. Киевопечерской Успенской Лавры, 1873. - 633, с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Герман родился и жил в Мурманске, ходил в море на рыболовецких судах вторым помощником капитана. В 2000 году в отпуске он познакомился с девушкой Жанной из Москвы. 2 года молодые люди ездили друг к другу в гости. В октябре 2002 года Герман прилетел к Жанне в гости, 23 октября он должен был лететь обратно, но решил взять билет на день позже и пойти на спектакль с девушкой.       Дарья Фролова, 13 лет Даша была на мюзикле вместе со своим классом из частной школы «Золотое сечение». Когда «Норд-Ост» захватили, дедушка девочки хотел заменить внучку собой и даже смог прорваться через оцепление, но его остановили милиционеры. Перед штурмом девочка написала на руке «Мы не умрем. Только не надо больше войны».       Выжившие Марат Абдрахимов в мюзикле исполнял роль авиамеханика, он готовился выйти на сцену, когда в зал ворвались террористы. После октября 2002 года Марат еще какое-то время играл в возрожденном «Норд-Осте», затем принимал участие в постановках «12 стульев», «CATS», «MAMMA MIA!», «Красавица и Чудовище», «Русалочка».   Александра Розовская играла роль Кати Татариновой, ей было 14 лет. Во время штурма девушка не пострадала, но погибли ее двоюродный брат Арсений Куриленко и подруга Кристина Курбатова. После освобождения девочка собиралась отказаться от актерской карьеры и поступить на журфак, но изменила свое решение и поступила в РАТИ-ГИТИС. Александра Розовская в театральной гримерке. На столе у нее фотографии Арсения и Кристины, погибших во время штурма театрального центра на Дубровке.  Игорь Денисов вел занятие в школе ирландских танцев, которая располагалась в театральном центре на Дубровке. Террористы вывели их и посадили в зале вместе с другими заложниками. В конце декабря 2002 года у учеников школы был запланирован отчетный концерт и, несмотря на произошедшее, школа провела его в культурном центре «Москвич». Игорь Денисов. ©/АиФ У нас есть небольшая просьба. Эту историю удалось рассказать благодаря поддержке читателей. Даже самое небольшое ежемесячное пожертвование помогает работать редакции и создавать важные материалы для людей.

http://pravmir.ru/nord-ost-16-let-posle-...

е. при помощи церковно-приходской школы, благосостояния народного не поднять 44 . И.В. Преображенский 1 В следующем 1837 г. Высочайше повелено было заводить «приходские училища» и министерству Государственных Имуществ. Вскоре же появились так называемые «сельские школы». Последними считались те школы, которые заведены были в приходах духовенством, но с назначением им хотя небольшого пособия от министерства Государственных Имуществ зачислялись в ведение этого министерства. Призывая духовенство к заведению церковных школ, Святейший Синод, в указе от 19 октября 1836 года, преподал в руководство духовенству особые «Правила касательно первоначального обучения поселянских детей». Означенный указ и должно считать первыми правилами для церковно-приходских школ. 2 Из 4400 школ 1737 с 40600 учащихся приходилось на Северо-Западный край и 1063 школы с 29970 учащимися на Киевскую епархию. Значит, на всю остальную Россию приходилось всего лишь 1640 школ с 30300 учащ. В том же числе (4400) значится более 300 школ Братских и миссионерских и другого характера школ, состоявших в ведении Св. Синода. 3 «Киев. Епарх. Вед.» 1872 г., 5. См. в «Страннике» 1888 года кн. августовск., стр. 553. Весьма замечательно и достойно того, чтобы это запомнить, что вслед за предложением митр. Исидора поступило от Главного Начальника края, Князя И. И. Васильчикова на имя митрополита отношение с предложением того, что уже было сделано епархиальным начальством без всяких предложений и напоминаний с чьей бы то ни было стороны. См. «Народ. Образов.» за 1896 г. кн. апрель, стр. 103, в ст. г. Булашева «Очерк деятельности по народному образованию митрополита Киевского Арсения (Москвина) ». 4 «Странник» 1888 г стр. 553. В 1862 г. в Киевской епархии, по свидетельству тамошнего инспектора народных училищ, враждебно настроенного против церковно-приходских школ, встречались уезды (наприм., Радомысльский), в которых не оказывалось ни одного прихода без церковной школы (см. у г. Буланова «Народ. Образ». 1896 г. кн. за июль стр. 59). 6 Граф Путятин вполне разделял мнение Св. Синода о законном и неотъемлемом праве духовенства на обучение народа. По убеждению графа Путятина, только при главном участии духовенства в этом деле возможно достигнуть такого развития народа, которое обуславливало бы собою благоденствие его самого и государства. Такое убеждение свое он основывал на том, что духовенство, как он выразил в своей всеподданнейшей записке (от 13 ноября 1861 г.) «никогда еще не являлось на стороне противников правды, истины, добра и государственного порядка». См. «Народ. Образов.» за 1896 г. июль, стр. 24, в ст. г. Булашева.

http://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Preobrazh...

Скачать epub pdf Воспоминания о митрополите Киевском Арсение (Москвине) Ко дню памяти одного из выдающихся иерархов XIX столетия, церковного писателя, сектоведа, библеиста, митрополита Арсения (Москвина) (1795– 28 апреля/11 мая 1876) мы впервые переиздаём воспоминания о нём православного мыслителя, церковного историка, публициста, писателя, журналиста, издателя, поэта, искусствоведа, церковного композитора и дирижера В.И. Аскоченского (1813–1879), который жил в Киеве в течение около двух десятилетий. Митрополит Арсений (Москвин Федор Павлович) родился в семье диакона села Воронья Костромской губернии, обучался в Костромской семинарии и С.-Петербургской духовной академии, в 1821 г. был пострижен в монашество, в 1823 г. кончил курс со степенью магистра и определен бакалавром богословских наук при той же академии. С 1825 г. последовательно состоял ректором духовных семинарий: Могилевской, Орловской, Рязанской и Тверской. В 1826 г. произведен в сан архимандрита, в 1832 г. рукоположен во епископа Тамбовского, в 1841 г. назначен архиепископом Подольским, в 1848 г. – архиепископом Варшавским и управляющим Волынской епархией и Почаевской Успенской лавры священноархимандритом, в 1860 г. назначен митрополитом Киевским и Галицким. С 1862 г. ежегодно вызывался на зимние месяцы в С.-Петербург для присутствования в Св. Синоде, в 1866 г. назначен председателем комиссии по вопросу о преобразовании духовно-учебных заведений. Погребен в Киеве в Крестовоздвиженской церкви ближних пещер. Митрополит Арсений был почетным членом духовных академий: Киевской и Московской, университетов: С.-Петербургского, Киевского и Московского, Медико-хирургической академии, Имп. Публичной библиотеки в С.-Петербурге, Археологического общества и др., а также покровителем Церковно-археологического общества при Киевской духовной академии. Публикацию (приближенную к современной орфографии) специально для Русской Народной Линии (по изданию: Аскоченский В.И. Мои воспоминания о преосвящ. Арсение, митрополите Киевском//Домашняя беседа.– 1876.– Вып. 23.– С.613–623) подготовил профессор А. Д. Каплин. Постраничные сноски автора заменены концевыми. Название и примечания в квадратных скобках – составителя.

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Было бы просто нечестно остановиться на полдороге. Если уж я пришел к вере и не могу молчать о ней (и действительно не молчал: своим друзьям в университете я открыто об этом говорил) — то надо обрести право на этот разговор. Как Алеша Карамазов в свое время решил «Сказано: раздай все и иди за Мной . И Алеша подумал: не могу я вместо всего отдать пять копеек, а вместо иди за Мной ходить лишь к обедне». Очень резанула меня тогда строчка Арсения Тарковского: «Быть может, идиотство — сполна платить судьбой за паспортное сходство строки с самим собой». Но я остро ощущал: за право говорить о Евангелии надо именно «платить судьбой» и не меньше. … Теперь я могу сказать, отчего я не люблю рассказывать о своем приходе к вере ни журналистам, ни в аудиториях. Я говорю о самом дорогом для себя, а как показывает опыт, это, увы, перевирается и профанируется как угодно. Например, корреспондентка «Московской правды» Т. Суворова 16 июня 1989 года опубликовала интервью со мной (наверно, это было мое первое интервью). В ее передаче мотив моего перехода в семинарию выглядит так: «…потом возникло желание почитать богословскую литературу. После окончания МГУ я подал документы в духовную семинарию». Да упаси Господь наши семинарии от студентов, идущих туда из желания «почитать богословскую литературу!», а не из желания всей жизнью служить Богу и Церкви. Но сразу после университета уйти в семинарию мне бы не удалось: во всех анкетах красовалась «кафедра атеизма» в качестве последнего места работы, да еще «красный диплом» МГУ. Если бы я шел в семинарию прямо с кафедры атеизма, то путь мне перекрыли бы сразу. Сама же семинария испугалась бы скандала. Другое дело, если бы меня выгнали из аспирантуры… получилось бы, что я неудачник, двоечник. Вот с этим советская власть уже смогла бы смириться. Поэтому я поступил в аспирантуру — с намерением проучиться там лишь год, без защиты диссертации. Защищаться было нельзя. К тому времени я уже достаточно хорошо знал схему церковно-государственных отношений и прекрасно понимал, что поступить в семинарию я могу только чудом. Потому что людей с высшим образованием туда не очень-то пускали, москвичей тем более, а с кафедры атеизма, так и говорить нечего. А если я еще ухитрюсь защититься… Кандидата идеологических наук никто не пустит.

http://lib.pravmir.ru/library/ebook/2277...

Вот что пишет по этому поводу русский церковный историк А. В. Карташёв , более осторожно оценивший летописные сообщения 36 о кипрском происхождении Игнатия: «Прежде без оговорок считали Игнатия архиепископом с острова Кипра, учившегося в Риме и принявшего там унию. Но записки Арсения Элассонского (хотя естественно снисходительного к земляку) заставляют быть осторожнее в отрицательной характеристике Игнатия. По Арсению, он был не с Кипра, а с горы Афонской, и был там епископом соседнего города Эриссо. Он приехал в Москву на коронацию царя Феодора как представитель Александрийского патриархата. Здесь он остался и добился в 1605 году Рязанской кафедры. Значит подозрительные к латинству москвичи ничего латинского в нём не заметили. Но естественно, при Смуте он как чужак легко плыл по течению и приспособился к взявшему верх курсу – за Самозванца Игнатий первый из архиереев в июне 1605 года выехал в Тулу навстречу Самозванцу, признал его, принёс присягу и привёл к присяге других» 37 . И, наконец, предположение о непричастности одиозной фигуры Игнатия к истории русско-кипрских отношений подкрепляется утверждением современной исследовательницы О. А. Белобровой, заявившей о том, что «в источниках по истории Кипра архиепископ Игнатий неизвестен. По всей вероятности, Игнатий не имел отношения к Кипру» 38 . Кипр и Россия в XVII столетии Укрепление турецкого влияния на Кипре продолжалось на протяжении всего XVII столетия; от этого времени не сохранилось ни одного письменного свидетельства о посещении Кипра русскими паломниками. Но развитие русско-кипрских связей продолжалось, и этому способствовало, как это ни парадоксально, усиление турецкого гнёта на острове. В первой половине XVII века представители кипрского духовенства стали часто приезжать в Россию в поисках заступничества и помощи. Сохранившиеся далеко не в полном составе материалы архива «Сношения России с Грецией» («Греческие дела») содержат документы о приезде киприотов в Москву «для испрошения милостыни» (1623–1652 гг.). В указанный период времени киприоты не менее 10 раз приезжали в Россию 39 . Первое, что бросается в глаза – это полное удовлетворение просьб всех кипрских просителей, сколько бы их ни было и кем бы они ни являлись.

http://azbyka.ru/otechnik/Avgustin_Nikit...

Один из сих, если не просвещеннейших, то богатейших старообрядцев, г. Шебаев (не Иван Иванович) недавно окончил свою жизнь, в сельце Истомкин, близ г. Богородска. 1 сентября его тело было привезено по Нижегородской железной дороге в Москву для погребения на Рогожском кладбище. Отпевание происходило в Истомкине и туда ездил для сего со всеми своими прислужниками сам владыка-Савватий; в служении участвовали с ним несколько московских попов и весь причт фабрики Арсения Морозова, находящейся неподалеку от Истомкина. В часовне Рогожского Кладбища московскими попами, при многочисленном народе, в числе которого была, разумеется, большая половина православных, совершена торжественная панихида, на которой, к великому своему огорчению, Савватий не мог присутствовать, а первенствовал на ней батюшка – Петр Драгунов. По окончании погребения в палатах Кладбища происходил роскошный поминальный обед, на котором присутствовало до трехсот человек. Не доказательство ли это тяжких гонений на раскол?! Кстати о поминовениях. Арсений Иваныч Морозов справлял тризну по своем родителе в сороковой день его кончины и как прежде на погребение, так и теперь на поминовение привез своих фабричных певчих. Но и теперь, как тогда, его певчим не дозволили петь в часовне Рогожского Кладбища. Но этому случаю между Арсентием Иванычем и попечителем Кладбища Мусориным произошел довольно крупный разговор. Морозов доказывал Мусорину, что не допуская на Рогожское Кладбище его певчих, он этим препятствует просвещению старообрядцев, которое должно бы идти из Москвы. Мусорин ответил: «В твоем хоре Москва не нуждается; у нас есть свои певцы; пением твоих певчих многие христиане соблазняются, потому что оно походит на никониянское, и соблазнять христиан пением твоего хора мы ни за что не позволим. Заводи у себя на фабрике пение, какое хочешь; а нам его не навязывай». Резонно, хотя нисколько и обидно для г. Морозова, которому так хотелось похвастаться пред москвичами пением своего хора. Разобиженный этим Арсентий Иваныч рассудил: коль моих певчих не допускают петь панихиду на Кладбище, так я не допущу кладбищенских попов служить ее. И пригласил действительно приезжего попа Михайла из Боровска, с диаконом Иваном, которые и отслужили панихиду. Пели кладбищенские дьячки, a певчие Морозова стояли в безмолвии. Им дозволено было пропеть только несколько стихов на могиле. Не обидно ли это и в самом деле? 14. Миссионерские труды о. Пимена в Черниговской епархии: беседы с беглопоповцами и беспоповцами в слободе Злынке – Беглопоповцы в Климове. – Воронковские старообрядцы

http://azbyka.ru/otechnik/Nikolaj_Subbot...

   001    002    003    004   005     006    007    008    009    010