35. Иннокентий. – Соборный иеромонах, Воронежской семинарии префект и богословия учитель; произведен в архимандриты в Задонский монастырь в 1805 году 126 , скончался 3 сентября 1807 года в ипохондрии. При этом настоятеле выстроена каменным зданием братская трапеза, кухня и хлебопекарня. 36. Евграф. – В 1807 году переведен сюда настоятелем из Арзамасского Спасского третьеклассного монастыря Нижегородской губернии. Учитель богословия в Воронежской семинарии. 4 июня 1814 года назначен был в третьеклассный Тюменский монастырь Тобольской епархии; но сие определение почему-то было отменено, а вместо того назначено ему пребывать на покое в Санаксарском монастыре Тамбовской епархии 127 . 37. Самуил II – Из учителей. Воронежской семинарии инспектор и Коротоянского монастыря строитель; в 1814 году произведен в архимандриты и назначен настоятелем в Задонский монастырь. В 1819 году открыл Задонское духовное училище и занимал в нем должность смотрителя; был членом Воронежской консистории; имел золотой крест, алмазами украшенный, и орден Св. Анны 2-й степени. Скончался 11 декабря 1833 года. По устному преданию – настоятель строгий, хозяин бережливый, более 19 лет управлявший сей обителью. В это время пребывал в Задонской обители на покое Каменец-Подольский архиепископ Антоний I, Соколов. Из ректора Казанской академии хиротонисан в епископа Воронежского и Черкасского в 1810 году на место Арсения II, Москвина. Воронежская семинария пользовалась значительными благотворениями сего архипастыря. Это свидетельствуется в надгробной речи Воронежскому архиепископу Антонию II, произнесенной профессором Воронежской семинарии г-ном Эсманским, где между прочим говорится: «Сироты, воспитывающиеся в семинарии на казенном содержании! Вы помните и молитвенно вспоминайте архиепископа Антония I, основавшего вашу семинарию». Здесь упомянул г-н профессор об основании более материальном, в коем семинария Воронежская действительно имела тогда нужду, и в этом отношении Преосвященный Антоний благородно содействовал своими пожертвованиями благоустройству семинарии Воронежской, получившей свое основание еще в 1722 году. В 1816 году Преосвященный переведен в епархию Калужскую, в 1821 году из Калуги переведен архиепископом в епархию Каменец-Подольскую, которой управлял очень короткое время; в том же 1821 году, 25 августа, разбитый параличом и уволенный по прошению прибыл на покой в сей монастырь; любимый Воронежской епархией и сам ее любя, он среди нее избрал себе покой. Более 6 лет пребывал здесь на покое, живя в особо для него устроенных кельях (между северо-западной Евсевиевской башней и вторыми св. воротами перед колокольней), и 29 марта 1827 года скончался на 57 году от рождения. Погребен с честью Преосвященным Антонием II в монастырской придельной церкви (в 1845 году разобранной) против алтаря Рождества Иоанна Предтечи, между стеной и столпом, поддерживавшим свод ветхого Владимирского храма 128 .

http://azbyka.ru/otechnik/Gerontij_Kurga...

8 мая 1854 г. Порфирий Успенский покинул Иерусалим в связи с начавшейся Русско-турецкой войной, оставив, в надежде на скорое возвращение, в монастыре Св. Архангелов собственную научную библиотеку и все имущество Миссии. Но вернулся он на Восток только через 4 года. 24 февраля 1858 г. особое совещание по улучшению быта русских паломников в Святой Земле, под председательством великого князя Константина Николаевича, приняло решение отправить на Восток специальную экспедицию и в число ее членов включить «с набожными и учеными целями и для взятия из Иерусалима оставшегося там его имущества и библиотеки» архим. Порфирия. Командировка продлилась 3 года. За это время Порфирий Успенский вновь посетил Афон, а затем знаменитые Метеоры. В 1861 г. он вернулся в Россию и никогда больше ее не покидал. Петербург встретил его как учёного с мировым именем. И правительство, и Святейший Синод обращались к нему за консультациями как к знатоку христианских древностей. Разные научные и благотворительные общества приглашали в почётные и действительные члены; великая княгиня Елена Павловна выбрала его своим духовником. Тем не менее в течение 11 лет после возвращения из Иерусалимской миссии Святейший Синод не мог принять решение о месте назначения архим. Порфирия, что вызывало у него беспокойство. Вот его собственные слова: «Я напоминаю, кому надобно, что свыше повелено дать мне должность и что я не знаю, где преклонить главу свою, а мне отвечают похвалами моим дарованиям и познаниям, как будто из них я могу сшить палатку для кочевания у ворот Александро-Невской Лавры или Синода, и вдобавок говорят, что судьба моя требует особых соображений». Лишь 14 февраля 1865 г. он был рукоположен во епископа Чигиринского с назначением первым викарием Киевской митрополии, «под крыло» своего бывшего учителя в Костромском Духовном училище, митр. Киевского Арсения (Москвина). Еп. Порфирий был рад этому назначению, и служебные обязанности его не обременяли: «Хвала и благодарение Ему, праведному и милостивому. Я весьма доволен своею судьбою. В душе моей царит спокойствие неба. Жизнь моя течет плавно, как течет тихий Днепр. Дело у меня есть. Науке служу, как могу». Киевский период можно считать самым плодотворным в творческой биографии еп. Порфирия. Большое количество времени он проводил за разбором и анализом многочисленных материалов, привезенных с Востока. К этому времени относится большая часть его научных публикаций.

http://azbyka.ru/otechnik/Porfirij_Uspen...

В середине 1980-х гг. началось восстановление приходской и монастырской жизни. 4 ноября 1990 года была совершена первая после возрождения обители Божественная литургия в Акатовом монастыре, в июне 1994 года — в Толшевском Преображенском женском монастыре; в 1997 году возобновилась иноческая жизнь в Дивногорском Успенском мужском монастыре, в 1998 году — в Костомаровском в честь Нерукотворного образа Спасителя женском монастыре; 12 сентября 2004 года, в день престольного праздника пещерного храма (единственного из сохранившихся в обители), совершена первая Литургия в Воскресенском Белогорском мужском монастыре. На территории Акатова монастыря были перезахоронены с городских кладбищ останки Воронежских архипастырей: сщмч. Тихона (Никанорова), митрополита Пахомия (Шпаковского), митрополита Владимира (Шимкович), архиепископов Анастасия (Добрадина) и Серафима (Аретинского), епископов Арсения (Москвина) и Вениамина (Смирнова). В 1990 году был освящен памятный знак на месте массовых расстрелов репрессированных в пос. Дубовка под Воронежем. Позже подобные памятные знаки и поклонные кресты были установлены и в других населенных пунктах епархии. В июле 1993 года постановлением Священного Синода Русской Православной Церкви было открыто Воронежское епархиальное духовное училище при храме Успения Пресвятой Богородицы (левый берег города). В августе 1994 году открыто и регентское отделение при училище для подготовки руководителей церковных хоров. Постановлением Священного Синода 17 июля 1997 года училище было преобразовано в Воронежскую духовную семинарию. 4 марта 2000 года семинария переименована в Воронежскую православную духовную семинарию, в январе 2003 года — получила статус высшего профессионального учебного заведения. На переданном в распоряжение правящего архиерея земельном участке был построен Свято-Серафимовский мужской монастырь; 1 августа 1998 года был освящен первый монастырский храм. В ноябре 1998 года состоялся первый в истории Воронежской епархии визит Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II . Святейший Владыка освятил закладной камень в основание строящегося Благовещенского собора (в память о трех разрушенных в XX веке соборах Воронежа — Благовещенском в Митрофановом монастыре, Троице-Смоленском и Князь-Владимирском), посетил Акатов женский монастырь, Воронежскую духовную семинарию, Успенский Адмиралтейский и Казанский храмы Воронежа.

http://patriarchia.ru/ua/db/text/1624587...

Вечером в рабочей патриаршей резиденции в Чистом переулке состоялась встреча Святейшего Патриарха Кирилла с председателем правительства Российской Федерации Д.А. Медведевым. Премьер-министр поздравил Предстоятеля Русской Православной Церкви с пятилетием интронизации и пожелал духовных, душевных и физических сил, необходимых для несения «тяжелейшей миссии» первосвятительского служения. «Пять лет очень быстро пролетели, — сказал, в частности, Д.А. Медведев. — За эти годы и Церковь наша стала сильнее, и наши государственно-церковные отношения стали более развитыми, более современными и более эффективными. В этом Ваша заслуга». Также в патриаршей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Кирилл встретился с мэром Москвы С.С. Собяниным. Столичный градоначальник от имени всех москвичей поздравил Патриарха с пятилетием со дня интронизации и пообещал Патриарху помощь и поддержку во всех начинаниях: строительстве храмов, проведении крупных мероприятий и т.д. 1 февраля в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший Патриарх Кирилл в сослужении сонма иерархов возглавил Божественную литургию. На малом входе за усердное служение на благо Московской городской епархии Предстоятель Русской Православной Церкви возвел архиепископа Истринского Арсения, первого викария Святейшего Патриарха по городу Москве, в сан митрополита. В связи с назначением управляющим Пензенской епархией, правящий архиерей которой является также главой Пензенской митрополии, епископ Серафим (Домнин) был возведен в сан митрополита. Во внимание к усердным трудам в сан архиепископа были возведены ректор Санкт-Петербургских духовных школ епископ Петергофский Амвросий, епископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт, епископ Южно-Сахалинский и Курильский Тихон, епископ Элистинский и Калмыцкий Зиновий и епископ Улан-Удэнский и Бурятский Савватий. По окончании Литургии и благодарственного молебна митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий огласил поздравительный адрес Святейшему Патриарху от имени членов Священного Синода Русской Православной Церкви, после чего преподнес Первосвятителю параман с частицей креста Преподобного Сергия Радонежского и икону Божией Матери «Страстная».

http://e-vestnik.ru/church/pyat_let_sluz...

Не вкусят этой высокой радости все с оружием и с дрекольми взыскующие не Иисуса уже, но земных Его друзей и братий – истинных Его последователей, слушающих гласа Его и творящих волю Его; все предающие и осуждающие их на смерть и разорение, на стыд и поругание. Не вкусят этой радости все стрегущие гроб Господень и запечатлевающие его печатию презрения или сомнения, все, говорю, отрицающие Господа Иисуса и воскресению Его неверующие; все приходящие ко всечестному и животворящему кресту Его не для поклонения ему, но для жидовского покивания пред ним главою, или поругания над ним, все легкомысленно и злонамеренно попирающие пречистое тело и кровь Его, приносимые на безкровнем жертвеннике, все издевающиеся над изображениями Его и святых Его, ибо как честь так и безчестие от изображения переходит на изображаемого, – все таковые, хотя бы и христианское имя носили на себе, никогда не вкусили и не вкусят радости воскресения Христова. Значит, радость воскресения Христова, скажут может быть при сем, не есть общая всему миру? – Отвечаю таким совопросникам: Христос умер за весь мир и воскрес для всего мира; но виноват ли Христос, что светозарных лучей Его воскресения, просиявших на весь мир, многие не хотят видеть, а для сего и очи и сердца свои смежают? Пусть винят таковые сами себя, что не участвуют в радости воскресения Его. Но вас, верные подражатели мироносиц и Апостолов, не обинуясь приветствую сею священною радостию: ибо не сомневаюсь, что вы ощущаете эту радость. Ваша надежда воскресла, воскреснете и вы сами и воскреснете в живот вечный, хотя и лишитесь, подобно всем сынам Адамовым, живота временного. А всем прочим усердно желаю, скорее премениться из Иуды в Петра, из Пилата и Ирода, из иудеев богоубийственных и фарисеев богоненавистных в мироносиц и Апостолов, и не медля услышать в душах своих сладчайший и миротворный глас Иисусов: радуйтеся, и радости вашея никтоже возмет от вас ( Иоан. 16:22 ). Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Обильный материал для исследовательского анализа дали периодические издания, в частности, епархиальные ведомости различных епархий, где проходил свое служение митрополит Кирилл. Особенно информативными являются для настоящей монографии «Тамбовские епархиальные ведомости», где публиковались епархиальные распоряжения и указы, проповеди правящего архиерея, хроника епархиальной жизни, подробные описания поездок высокопреосвященного Кирилла по церквам и монастырям епархии в разные годы. В «Тамбовских епархиальных ведомостях» содержатся материалы, которые характеризуют архипастырскую и общественную деятельность Тамбовского преосвященного, в частности его попечение над тамбовскими духовно-учебными заведениями, социально-благотворительную работу в Тамбовском крае. Кроме того, благодаря этим материалам, имеется возможность определить отношение владыки Кирилла к первой мировой войне, отречению императора Николая II, Февральской революции 1917 года. Автором исследования просмотрены и использованы номера этого епархиального периодического издания за период с 1909-го по 1917 год. Среди других печатных изданий, привлекавшихся при работе над настоящим исследованием, – «Церковно-общественный вестник» (Санкт-Петербург) за 1914 год; журнал казанских обновленцев «Православный церковный вестник» за 1925,1928 годы, где приводится обновленческая характеристика действий в Казани митрополита Кирилла; некоторые другие периодические издания как дореволюционного, так и советского периода. Важным источником является мемуарная литература, передающая атмосферу эпохи и содержащая много частных фактов и свидетельств, отсутствующих в других источниках. Среди опубликованных мемуарных источников, использованных в данной работе, следует отметить воспоминания протопресвитера Георгия Шавельского («Воспоминания последнего протопресвитера русской армии и флота»), мемуары С. И. Фуделя («Воспоминания»), князя С. Е. Трубецкого («Минувшее»), Η. П. Окунева («Дневник москвича (1917–1924)») В. Марцинковского («Записки верующего»), митрополита Евлогия (Георгиевского) («Путь моей жизни»), митрополита Вениамина (Федченкова) («На рубеже двух эпох»), епископа Арсения (Жадановского) и др. 725 В то же время, при всей важности этого рода источников, следует критически оценивать многие содержащиеся в них высказывания и оценки, в силу субъективности последних, что особенно справедливо по отношению к мемуарам протопресвитера Георгия Шавельского .

http://azbyka.ru/otechnik/Zhitija_svjaty...

Отношение правящего владыки к старцу Серафиму можно проследить в эпистолярном наследии, например, епископа Ионы (Василевского), принявшего Тамбовскую и Шацкую епархии в тяжелом 1812 году. В письмах на имя настоятеля первое упоминание имени отца Серафима встречается в письме от 21 мая 1818 года: «P.S. У Батюшки отца Серафима прошу испросить мне благословение и святых И далее практически в каждом письме владыка испрашивает благословение старца. Предположительно, личная встреча владыки и отца Серафима состоялась во время приезда Преосвященного в Саровскую пустынь 25 августа 1819 года. Описания этого события очень скупы, и имя старца в них не упоминается. Но после визита Преосвященного отношения перешли на более высокий качественный уровень. Так, в марте следующего года владыка просит игумена Нифонта: «Вложите письмо Батюшке отцу Серафиму, не помедля доставьте, испросите мне у него благословения и святых Что содержало письмо владыки и был ли ответ на него от батюшки Серафима, остается пока загадкой. Одним из предположений может служить дата написания письма: 28 марта 1820 года. В этот день проходило празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи, и владыка мог персонально поздравить батюшку с этим торжеством. Но даже без ответа на этот вопрос важен сам факт обращения правящего архи­ерея к одному из нескольких тысяч монашествующих своей паствы. Перейдя на другую кафедру, владыка не забывал Саровскую пустынь, и в письмах к игумену Нифонту встречаются такие строки: «У парящаго вышу, и устремляющаго ко Господу боголюбезнаго старца и отца Серафима, целую преподобные руки… У отца Серафима, Серафимовскою любовию пламенеющаго к Богу… У боголюбезного безмолвника и собеседника ангелов, отца Серафима… испросите мне грешному Следующий пример связан с именем епископа Арсения (Москвина) к игумену Исаии. В своем письме владыка вспоминает первую встречу со старцем на пустыньке: «Оно полно высокого значения и бесспорно открывает в нем дар прозорливости. Его слова и действия во время посещения моего вместе с вами пустынной его хижины, его потом подарки мне: дерев. масло, красное вино, несколько свеч, кусок полотна и шерстяные чулки и, наконец, многократное коленопреклоненное прощание его со мною, которого я многими убеждениями не мог прекратить в нем и от которого я должен был поспешно с вами уехать, дабы не трудить более старца, продолжавшаго стоять на коленях и кланяться, были, как после оказалось, выразительными символами, изображавшими его и мою

http://patriarchia.ru/db/text/6012221.ht...

Отношение правящего владыки к старцу Серафиму можно проследить в эпистолярном наследии, например, епископа Ионы (Василевского), принявшего Тамбовскую и Шацкую епархии в тяжелом 1812 году. В письмах на имя настоятеля первое упоминание имени отца Серафима встречается в письме от 21 мая 1818 года: «P.S. У Батюшки отца Серафима прошу испросить мне благословение и святых молитв» 1 . И далее практически в каждом письме владыка испрашивает благословение старца.  Предположительно, личная встреча владыки и отца Серафима состоялась во время приезда Преосвященного в Саровскую пустынь 25 августа 1819 года. Описания этого события очень скупы, и имя старца в них не упоминается. Но после визита Преосвященного отношения перешли на более высокий качественный уровень. Так, в марте следующего года владыка просит игумена Нифонта: «Вложите письмо Батюшке отцу Серафиму, не помедля доставьте, испросите мне у него благословения и святых молитв» 2 . Что содержало письмо владыки и был ли ответ на него от батюшки Серафима, остается пока загадкой. Одним из предположений может служить дата написания письма: 28 марта 1820 года. В этот день проходило празднование Светлого Христова Воскресения — Пасхи, и владыка мог персонально поздравить батюшку с этим торжеством. Но даже без ответа на этот вопрос важен сам факт обращения правящего архи­ерея к одному из нескольких тысяч монашествующих своей паствы. Перейдя на другую кафедру, владыка не забывал Саровскую пустынь, и в письмах к игумену Нифонту встречаются такие строки: «У парящаго вышу, и устремляющаго ко Господу боголюбезнаго старца и отца Серафима, целую преподобные руки… У отца Серафима, Серафимовскою любовию пламенеющаго к Богу… У боголюбезного безмолвника и собеседника ангелов, отца Серафима… испросите мне грешному благословение» 3 . Следующий пример связан с именем епископа Арсения (Москвина) к игумену Исаии. В своем письме владыка вспоминает первую встречу со старцем на пустыньке: «Оно полно высокого значения и бесспорно открывает в нем дар прозорливости. Его слова и действия во время посещения моего вместе с вами пустынной его хижины, его потом подарки мне: дерев. масло, красное вино, несколько свеч, кусок полотна и шерстяные чулки и, наконец, многократное коленопреклоненное прощание его со мною, которого я многими убеждениями не мог прекратить в нем и от которого я должен был поспешно с вами уехать, дабы не трудить более старца, продолжавшаго стоять на коленях и кланяться, были, как после оказалось, выразительными символами, изображавшими его и мою судьбу…» 4

http://e-vestnik.ru/interviews/bogolyube...

Стоит, кажется, зрело подумать об том и снабдить себя всем нужным, для успешного путешествия. Но где он все это возьмет, когда заранее тем не запасся, когда заблаговременно к тому не приготовился? Непосеянного не жнут, и несобранного не кладут в житницу. Да, возлюбленные, надобно внимательно подумать нам о смерти, с которою всякому из нас рано или поздо придется непременно встретиться и безусловно предаться ея водительству; надобно заранее приучить к ней и мысль и чувство наше, чтобы она не застала нас в расплох и не слишком устрашила нас, приучить же можно частым припоминанием ея себе, постоянным о ней размышлением, молитвенным, при мысли об ней, обращением к Богу и ревностным старанием об обильном стяжании как на всякую духовную потребу, так особенно на смертный час благодати Божией, немощная врачующей и оскудевающая восполняющей. Не слышите ли, как святая Церковь не только часто, но и ежедневно, и не только ежедневно, но и в каждый день, при каждом богослужении многократно и усильно молится за нас и приглашает вместе с собою и нас молиться о благодати Божией: заступи, спаси, взывает она чрез своего глашатая, помилуй и сохрани нас Твоею благодатию, и молится в тоже время, как у Отца щедрот и всякия утехи испрашивает нам, вместе с Ангельским напутствием в жизни, и христианския кончины живота нашего, безболезненны, непостыдны, мирны, и доброго ответа на страшнем судищи Христове? Не будем же ослушны противу гласа нашей матери на свою беду и на свою голову. Кто из нас не желает кончины христианския, кончины непостыдные, безболезненные и мирные? Но если мы хотим умереть по-христиански, то по-христиански должны и жить: благодать Божия дается, по Апостолу, туне ( Рим. 3:24 ), но не туне усвояется нам; благодать кончины христианской условливается добродетельною во Христе жизнию. Аминь. Читать далее Источник: Собрание слов, бесед и речей Синодального Члена Высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого. Часть I. — СПб.: В типографии духовного журнала «Странник», 1874. — 639+III с. Поделиться ссылкой на выделенное

http://azbyka.ru/otechnik/Arsenij_Moskvi...

Этот же дух согревал немощных в Марфо-Мариинской общине святой благоверной княгини-мученицы Елизаветы Феодоровны. Среди русских святых — люди самых разных национальностей: греки, татары, болгары, грузины, немцы, евреи — все воедино во Христе, все они подвизались в нашей Церкви, на нашей земле. Первосвятителями ее были греки, русские, болгары, мордвин. “Несть эллина, несть иудея, но все воедино во Христе” (ср. Кол 3:11). Древнее наше русское благочестие было связано главным образом с монастырями: они были центрами духовной и культурной жизни. С конца XIX в. стали появляться духовные центры в городских приходах. Это Андреевский собор Кронштадта, где служил всероссийский пастырь — святой пра-ведный Иоанн Кронштадтский и всея России чудотворец. Со всей России ехал к нему православный люд за молитвенной помощью и советом. Москвичам же он говорил: “А зачем вы едете ко мне — у вас же есть отец Валентин Амфитеатров”. Сколько слез и молитв было пролито на Ваганьковском кладбище у могилки этого настоятеля Архангельского собора Кремля! А оптинские старцы посылали паломников к отцу Алексию Мечеву в храм Святителя Николая на Маросейке. Вся история Церкви — это история гонений и кратких периодов спокойной жизни: мученичество первых веков, гонение на Православие арианствующих императоров и императоров-иконоборцев… Бывали притеснения Церкви и со стороны русских царей и императоров, и тогда Русская Церковь выдвигала мучеников и исповедников. Мы молимся убитому царем Иоанном Грозным святому митрополиту Московскому и всея Руси чудотворцу Филиппу и священному-ченику патриарху Гермогену. Мы чтим страдания митрополита Арсения, замурованного с вырванным языком в крепостной камере по указу императрицы Екатерины. В XVII в. русские самодержцы не разрешали ставить русских в архиереи, боясь единства народа и Церкви. Пушкин отмечал, что Екатерина своими гонениями на Церковь подорвала культуру и нрав-ственность в русском народе. Позднее был период, когда во имя христианской любви была ограничена, практически запрещена критика западных конфессий; за свое святительское слово перед императором митрополит Владимир был удален из Петербурга. Так при благоверных царе и царице начался крестный путь священномученика Владимира и закончился пытками и расстрелом при большевиках. При внешнем благо-лепии и внешней симфонии жизнь Церкви была трудной и сложной — и не надо ее идеализировать: кощунственные оргии Иоанна Грозного и Петра I, сыно-, муже- и отцеубийцы, прелюбодеи сменяли друг друга на русском престоле. Могли ли они болеть духовно за Православную Церковь! Обер-прокурором Священного Синода назначали и лютеранина, и масонов. Воспитанные в протестантизме царицы принимали православие только ради короны. Через придворные круги в Россию проникали западные проповедники, а императорская чета приглашала ко двору французских “экстрасенсов” и сомнительных личностей из Сибири. Вот где он, тот “экуменизм”, с которым якобы борются сторонники монархии Романовых.

http://pravmir.ru/den-vsex-svyatyx-v-zem...

   001    002    003   004     005    006    007    008    009    010