За излишнюю энергию в администрировании Святейшим Синодом ему был сделан выговор и «вменено в обязанность действовать на сектантов духом кротости и обращать их в Православие не силой, а учением». Труды: О молоканской и других сектах в Тамбовской епархии//Труды Киевской духовной академии. – 1875, февраль. – С. 149. Три слова к священно-церковнослужителям//Странник. – 1873, т. 3. Собрание слов, бесед и речей синодального члена высокопреосвященнейшего Арсения, митрополита Киевского и Галицкого: в 5 ч. – СПб., 1874. Толкование на первые 26 псалмов. – Киев, 1873. Изъяснение Божественной литургии, составленное из бесед, говоренных в Тамбовской пастве в 1836–1837 гг. – Киев, 1874 и 1879. Введение в священные книги Ветхого Завета из лекций, читанных в Санкт-Петербургской духовной академии в звании бакалавра//Труды Киевской духовной академии. – 1872. Замечание на книги варшавского ксендза Путятицкого//Труды Киевской духовной академии. – 1873, февраль.· Приготовление к удобном у разумению пророчества Исаии//Странник. – 1871, т. 1. Речь по случаю бездождия, угрожающего неурожаем и голодом//Руководство для сельских пастырей. – 1868, июль. – С. 341. Письма Арсения, митрополита Киевского к Иннокентию, архиепископу Херсонскому//Труды Киевской духовной академии. – 1884, август. – С. 583. Речь митрополита Арсения при наречии епископа Филарета//Труды Киевской духовной академии. – 1874, август. – С. 180. Речи митрополита Арсения при встрече государя в Варшаве//Труды Киевской духовной академии. – 1873, июль. – С. 1–8. Литература: Никанор (Бровкович) , архиепископ. Минувшая жизнь: Из быта белого и монашествующего духовенства второй половины XIX века: в 2 т. – Одесса, 1913, т. 1. – С. 55. Савва (Тихомиров) , архиепископ. Хроника моей жизни: в 9 т. – Сергиев Посад, 1897–1911, т. 3; т. 4; т. 5; т. 6. – С. 360, 384, 593; т. 9. – С. 166, 305, 406. Захарченко М. М. Киев теперь и прежде – Киев, 1888. Булашев Г. Очерк деятельности по народному образованию митрополита Арсения//Народное образование. – 1896, апрель-октябрь.

http://azbyka.ru/otechnik/Manuil_Lemeshe...

На совещании была представлена линейка программ комиссии, охватывающая все целевые аудитории. Приходам были предложены готовые схемы миссионерской работы с детьми, подростками, молодежью, семейными людьми среднего и старшего возраста. «Как все это приживется, нужно смотреть в будущем. Необходимо анализировать текущую ситуацию, мы сейчас озвучиваем проблемы на приходах, чтобы вместе понять, как их решить. Мы сейчас ищем оптимальные формы структурного сотрудничества. Думаю, к следующему совещанию у нас появится конкретика», — отметил владыка Арсений. Он поддержал представленные программы и благословил проведение промежуточных рабочих совещаний Миссионерской комиссии в благочиниях, которые будут проходить между намеченными ежеквартальными совещаниями в викариатствах. 30 октября 2012 года начинают работу общеепархиальные годичные миссионерские курсы, организованные Миссионерской комиссией совместно с Православным Свято-Тихоновским гуманитарным университетом . Об учебных модулях и программе курсов рассказал секретарь комиссии А.А. Шарафутдинов. По благословению архиепископа Истринского Арсения на обучение будут направлены московские миссионеры. Первое вступительное собеседование для абитуриентов состоялось в день совещания, 16 октября, на Крутицком Патриаршем подворье. Помимо годичных курсов для миссионеров, желающих повысить свою квалификацию, проводятся методические семинары в благочиниях. Цикл таких семинаров решено провести в течение года в Центральном и Южном викариатствах. Еще одним важным решением прошедшего совещания стало назначение приходских консультантов в храмы и часовни при московских железнодорожных вокзалах. Еженедельно по пятницам начиная с ноября в вокзальных часовнях будут дежурить выпускники Общеепархиальных миссионерских курсов и Миссионерского факультета ПСТГУ. «В самое людное время на вокзалах будут присутствовать профессионально обученные люди, которые смогут проконсультировать желающих по вопросам православной веры и дать им минимальные текстовые материалы для ознакомления, например, листовки или миссионерские буклеты», — рассказал иеромонах Димитрий (Першин).

http://patriarchia.ru/ua/db/text/2531143...

В годы фашистской оккупации чудотворная икона Успения Пресвятой Богородицы, находившаяся в Успенском соборе до его варварского уничтожения в 1941 году, была утрачена (взорванный храм ныне воссоздан, освящение его совершил Блаженнейший митрополит Киевский и всея Украины Владимир 24 августа 2000 года). Церковь Воздвижения Честнаго и Животворящаго Креста Господня, в которой ныне пребывает почитаемый список чудотворного образа, была построена в 1700 году над входом в Ближние пещеры на месте прежнего, частично деревянного храма. Крестовоздвиженская церковь не перестраивалась и до наших дней сохранилась в своем первоначальном виде. Северной стороной она прилегает к холму, в котором выкопаны пещеры. Из храма прорублены три входа в Ближние пещеры: из притвора, трапезной и ризницы. В 1749 году с восточной стороны, у алтарной апсиды, к храму была пристроена галерея, из которой сделан еще один вход в пещеры. Северная стена галереи является подпорной для пещерного холма, а южная, бывшая открытой аркадой, была остеклена в 1880-х годах. В 1818 году над галереей был надстроен второй этаж для братских келий и ризницы. Крестовоздвиженская церковь с момента своего основания служила местом погребения духовных лиц. Здесь находятся погребения митрополитов Арсения (Москвина), Филофея (Успенского), Иоанникия (Руднева), Феогноста (Лебедева) и Флавиана (Городецкого); до недавнего времени здесь покоились также мощи святителя Филарета (Амфитеатрова) и священномученика Владимира (Богоявленского), почивающие ныне в Дальних пещерах. По возвращении в 1989 году храма Лавре в нем стали собираться сохранившиеся в годы гонений и новые святыни обители. В настоящее время над Царскими вратами древнего иконостаса находится чтимый образ Успения Божией Матери Печерской. Икона вставлена в позолоченный круг, подобно оригинальной чудотворной иконе Успения, и так же, как прежде было принято в Успенском соборе, после Литургии она опускается на ремнях для благоговейного целования верующими. Календарь ← 6 апреля 2024 г.

http://patriarchia.ru/db/text/703857.htm...

Отец настоятель особенно отметил, что 100 лет назад в это день митрополит Владимир (Богоявленский) и преподобномученица Великая княгиня Елизавета Федоровна возглавляли празднование 500-летия со дня кончины преподобной. В дар Святейшему Патриарху от лица общины отец настоятель передал картину художницы Ирины Калькутиной. Владыка в ответном слове передал благословение и поздравление с праздником собравшимся от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и особенно отметил заслуги отца настоятеля в деле создания общины и строительства храма: «Отец Алексий воспринял этот жребий, с его приходом  появилось это здание, было начато интенсивное строительство храма. Мы благодарим отца Алексия за заботу  и привлечение всех тех сил, которые он смог собрать для строительства храма преподобной Евфросинии Московской». Также владыка особенно поблагодарил руководство Управы округа и района Котловка за постоянную помощь и содействие Евфросиниевской общине. За усердную помощь в деле строительства храма Патриарших наград были удостоены руководители округа и района. Глава управы Котловка К.Г. Гриняк была удостоена ордена княгини Ольги III степени, а Патриаршие грамоты из рук архиепископа Арсения получили руководители и сотрудники администрации, представители деловых кругов района, сотрудники храма. Помимо Патриарших наград немалое число помощников получили из рук владыки и памятные знаки преподобной Евфросинии Московской. Этот знак был учрежден также по благословению Святейшего Патриарха в связи с празднованием в этом году 600-летия со дня успения преподобной княгини Евфросинии. Как сообщил отец Алексий, строительство храма ведется в том числе и на пожертвования рядовых москвичей, чему особенно способствуют выступления настоятеля храма в эфире радио «Радонеж». В настоящее время возводятся кирпичные стены храма и каждый желающий может внести пожертвование на именной кирпич, который по древней традиции навсегда останется в стене возводимого храма во имя преподобной Евфросинии Московской.

http://patriarchia.ru/db/text/271942.htm...

После обретения чудотворной иконы во время крестного хода исцелились два слепца. Летопись даже называет имена этих людей. Им было дано прозрение, чтобы и мы прозрели даром Пречистой и сделались способными увидеть пути Божии в грозных исторических событиях и в нашей личной судьбе. Москви тин " title="" width="" height="" align=""/> Сразу же после обретения открывается путь православному воинству на Восток. Вслед за присоединением Казани присоединяется Сибирь с ее огромными землями, начинается просвещение светом Христовым языческих народов. И далее на протяжении веков Казанская икона Божией Матери - наше благословение и защита. Прежде всего Смутное время, XVII век, когда, по слову святителя Арсения, «предстательством Божией Матери суд об Отечестве нашем был изменен на милость». Полтавская битва, накануне которой император Петр I вместе со всем своим войском усердно молился перед Казанским образом. Отечественная война 1812 года. Поражают даже такие подробности участия Божией Матери в этой войне. С 1801 по 1811 год в Петербурге строится Казанский собор. Этот собор станет памятником победы русского оружия над французами, и в нем найдут упокоение Михаил Кутузов - наш славный военачальник - и многие другие полководцы. Можно вспомнить и о Великой Отечественной войне, когда в 1941 году Казанская икона была обнесена вокруг града Москвы. Совершая сегодняшний праздник, мы невольно задаем вопрос: где сейчас эти победы, что происходит в Казани? Несмотря на видимое спокойствие, время от времени тревожно вспыхивают там, напоминая о древнем пожаре, постоянно тлеющие угли сепаратизма. Где теперь наша Сибирь? Пока еще в России, но замыслы врагов оторвать ее от России вполне серьезны и вполне реальны. Это политика недалекого будущего, когда все будет происходить на наших глазах. И нам не надо спрашивать себя, где Полтава с Украино й и где плоды победы над фашистской Германией. Как говорится, ни Наполеон, ни Гитлер не могли даже мечтать о том, что мы сейчас имеем. Поэтому зададим, прежде всего, вопрос: где главная наша святыня и каково отношение к ней всего нашего народа? Когда-то осенний праздник Казанской иконы Божией Матери был поистине государственным, всенародным, а не таким государственным, как его декоративно обозначили недавно. А что делается с нашим народом сейчас? Накануне катастрофы 1917 года эта величайшая святыня была похищена. Бог попустил это зло, потому что люди не дорожили сокровищем, полученным ими от Бога. Где теперь эта святыня, кто знает? Что ждет нашу Россию, что будет с нами? Может быть, с этой иконой поступили так же, как недавно в центре столицы - когда топором разрубали иконы Божией Матери, чтобы продемонстрировать всем, насколько враги Церкви сильны. А вслед за этим устроили порнографическую выставку в том же Центральном выставочном зале, чтобы показать, какие ценности ныне являются определяющими.

http://ruskline.ru/news_rl/2016/07/21/gd...

Родители Марии Николаевны – священник Николай Соколов и Лидия Петровна У Марии Николаевны были две младшие сестры – Лидия и Серафима. Родители были глубоко верующие, сумели привить детям любовь к Богу и Церкви. Лидия Петровна почти каждую неделю ездила по четвергам в часовню великомученика Пантелеймона на молебен и  брала с собой дочерей.  Она рано научила детей читать по-славянски и перед сном они читали на выбор один из акафистов. Мария всегда отличалась серьезностью, не участвовала в детских забавах. С ранних лет любила читать Священное Писание , Жития святых и посещать богослужения. Уже с четырехлетнего возраста она с большим желанием много рисовала. Однажды, когда ей было около шести лет, она сидела зимним вечером у окна, глядя на темное небо, и вдруг, увидела на небе четырехконечный крест, сияющий дивной красотой. Об этом она рассказала матери, а впоследствии акварелью нарисовала виденный ею крест. Сестры Мария (стоит) и Лидия Соколовы В 9 лет Мария поступила в V Московскую женскую гимназию ведомства императрицы Марии Федоровны. В двенадцатилетнем возрасте она лишилась отца, который был для нее во многом примером и учителем. Она скоро почувствовала необходимость духовного руководства, молилась, просила Святителя Николая указать ей путь. Кто–то из друзей пойти в храм на Маросейке к отцу Алексию Мечеву . Батюшка встретил ее словами: «Давно я ждал эти глаза». Отец Алексий стал ее духовным отцом. С первой же исповеди у батюшки она начала записывать в дневнике его слова, сказанные ей, и  такие записи вела в течение почти 10 лет, до смерти батюшки. Его духовное окормление определило весь дальнейший духовный, творческий и жизненный путь монахини Иулиании. Впоследствии она составила наиболее полное воспоминание об отце Алексие. Маленький приходской храм во имя Святителя Николая, получивший название «Николы в Кленниках», где служил отец Алексий, находился в самом центре столицы: недалеко от Кремля, в начале улицы Маросейки. «В архивных документах эта церковь упоминается впервые в 1625 году...» 2 . По словам Арсения (Жадановского) , настоятеля Чудова монастыря, отец Алексий был мудрым старцем, только находившимся не в монастыре,  а в миру, в самой гуще человеческого общежития. «Он был, – писал епископ Арсений, – старец городской, приносивший людям пользы нисколько не меньше, чем какой–либо пустынник». Искренними друзьями отца Алексия были современные ему оптинские старцы Феодосий и Анатолий; эти истинные жители иноческой пустыни изумлялись подвигу отца Алексия, жившего «во граде, яко в пустыне». Особенно ему был близок иеромонах Анатолий. «Мы с ним одного духа», – говорил отец Алексий. Действительно, у них был один дух любви благодатной, всепрощающей и всеисцеляющей. Отец Анатолий всегда посылал москвичей к отцу Алексию, а отец Нектарий Оптинский однажды сказал посетителю приехавшему из Москвы: «Зачем вы к нам ездите, у вас есть отец Алексий» 3 .

http://azbyka.ru/otechnik/ikona/trud-iko...

Архиеп. Никанора на Варшавской кафедре 6 нояб. 1848 г. сменил архиеп. Арсений (Москвин) , являвшийся временно управляющим Волынской епархией, его основным местом пребывания стала Варшава. Архиеп. Арсений требовал от духовенства обязательного произнесения проповедей за богослужением, строго следил за исполнением закона, предусматривавшего воспитание в Православии детей от смешанных браков. Ко времени окончания пребывания владыки Арсения на кафедре (1860) количество правосл. храмов в Царстве Польском возросло до 40 (в т. ч. 2 собора и 25 приходских церквей). При архиеп. Арсении были освящены 2-я крестовая церковь при архиерейском доме в Варшаве - в честь Покрова Божией Матери (1849), 2 церкви в Ивангородской крепости (ныне Демблин), 6 подвижных храмов для таможенных служащих, завершено строительство правосл. храмов в селах Лукова (1850) и Поток-Гурны (1854), где к Православию присоединились униатские приходы. Был также устроен Николаевский домовый храм при Благородном муж. ин-те в Варшаве (1855). Наместник Царства Польского кн. И. Ф. Паскевич устроил домовый храм во имя св. Иоанна Богослова в своем имении Ивановском близ Ивангородской крепости (1856). В том же году был восстановлен самостоятельный приход при греч. Троицкой ц. на Подвале в Варшаве, ранее приписанный к кафедральному собору. К В. е. при архиеп. Арсении были причислены 4 бывш. гарнизонных церкви (в Плоцке, Ломже, Седлеце, Пултуске). В 1857 г. был освящен домовый храм св. ап. Иоанна Богослова в летней архиерейской резиденции в усадьбе в Гуре (близ Новогеоргиевской крепости). В связи с увеличением числа храмов В. е. в 1852 г. была разделена на 2 благочиннических округа. В сер. XIX в. правосл. паства в Царстве Польском, как и прежде, была немногочисленной, ее большинство составляли военные и чиновники, прибывшие из внутренних областей Российской империи; местных жителей, исповедовавших Православие, насчитывалось не более 3 тыс. чел. Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ) Собор в честь Сошествия Св. Духа в Холме. Литография. 1896 г. (РГБ)

http://pravenc.ru/text/150457.html

Игум. Антонина (Страхова). Фотография. Сер. XIX в. Игум. Антонина (Страхова). Фотография. Сер. XIX в. Одной из помощниц Пахомовой стала Пелагея Сергеевна Апарина (в монашестве Палладия?), родная племянница первоначальниц Апариных, образованная, известная в светских городских кругах. Другой помощницей была послушница Анисия Васильевна Страхова. Весной 1823 г. она вместе с неск. сестрами приезжала в Арзамас с большой партией льняного полотна для Арзамасской женской общины. По пути сестры заехали в Саровскую пуст. По преданию, прп. Серафим благословил их и предсказал: «У вас будет храм; вот приедет к вам барынька, вы примите ее, угостите и она построит вам храм». Он посоветовал устроить небольшую церковь, «ибо не в обширных только храмах Бог живет». Преподобный подарил насельницам сборник молитв, к нач. XX в. хранившийся в особом ковчежце Тихвинского храма. «Книжка эта в малиновом бархатном переплете, величиною в молитвенник и имеет печатную надпись: «Книжица сия зборник именуемая, то есть, некоторых молений на всяк день потребных собрание, напечатася во святой Киево-Печерской Лавре 1819 г.»» На форзаце чернилами сделана надпись: «Благословение Саровской пустыни еромонаха Серафима». И далее: «...сия книжица принадлежит Кирсановския общины послушницы Анисии Васильевной» ( Архангельский. 1907. С. 22-23). Предсказание прп. Серафима вскоре сбылось. 21 сент. 1823 г. в обители остановилась майорша Мария Петровна Колычева (в монашестве Магдалина; † 1857), помещица из соседнего Балашовского у. Саратовской губ. Узнав о нуждах сестер, она решила оказать им материальную помощь, в т. ч. и в постройке для богадельни церкви. 10 июля 1825 г. еп. Тамбовский Афанасий (Телятев) выдал храмозданную грамоту и на участке земли за городом, исходатайствованном Пахомовой у граждан Кирсанова, началось строительство. Сестры принимали участие в закладке фундамента: копали землю, разводили известь, помогали кладчикам. 27 нояб. 1826 г. состоялось освящение храма в честь Тихвинского образа Божией Матери, который особо почитала прп. Марфа. Впосл. по благословению еп. Тамбовского Арсения (Москвина) в перестроенной церкви 14 июля 1837 г. было устроено 2 придела (в честь Рождества Христова и иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость»), позднее возвели колокольню с ц. в честь Благовещения Пресв. Богородицы.

http://pravenc.ru/text/1841119.html

В круг общения святителя Феофана Затворника входил так же протоиерей Иоанн Андреевич Москвин л. 122 об.] – смотритель 1-го Тамбовского духовного училища с 1857 по 1867 год. В 1859 году Преосвященный назначил его помощником архимандрита Серафима (Аретинского) при составлении списка учительных книг для приходских священников, а в 1861 – цензором «Тамбовских епархиальных ведомостей». Протоиерей Иоанн Москвин родился в 1816 году в Костромской губернии. Он был племянником митрополита Киевского Арсения (Москвина) , при котором возрастал с малых лет. В 1835 году Иван окончил Тамбовскую семинарию, а в 1839 году – Киевскую академию, после чего прибыл в Тамбов, где и прошла вся его дальнейшая жизнь. Здесь он женился и в 1841 году стал диаконом и священником, был преподавателем семинарии, протоиереем кафедрального собора, членом духовной консистории. 10 лет, с 1857 по 1867 годы, отец Иоанн состоял смотрителем 1-го Тамбовского духовного училища. Не раз по служебным делам он обращался к святителю Феофану и, судя по архивным документам, пользовался его доверием. Некоторое время, с 1868 года по апрель 1869 года, протоиерей Иоанн исполнял должность ректора Тамбовской семинарии. После смерти супруги в 1869 году он принял монашеский постриг с наречением имени Иоанникий. Когда Святейший Синод определил ввести в Тамбовской епархии должность викария, то Промыслом Божиим на нее был избран отец Иоанникий. Его хиротония в епископа Козловского, викария Тамбовской епархии, состоялась 9 мая 1869 года, а всего через полгода после нее, 25 октября 1869 года, он скончался с. 259–265]. Во время служения на Тамбовской земле святитель Феофан был знаком с генерал-майором артиллерии Валентином Алексеевичем Колобовым. Он отдал военной службе тридцать лет и участвовал во всех войнах, которые в то время вела Россия (Польская кампания, поход против Венгрии, Крымская война). Из-за контузии генерал вышел в отставку и оставшуюся жизнь провел в городе Тамбове, где пользовался уважением и почетом. Последствием контузии стала тяжелая болезнь В.А. Колобова, но постигшее испытание он переносил со смирением и терпением с. 447]. Генерал-майор Колобов скончался в 1862 году. Святитель Феофан в своем слове на его отпевании сказал следующее: «Спросите у проводивших дни и ночи у болезненного одра сего страдальца, и они скажут вам, где находила отраду душа его, когда истощалось терпение его? В Боге, в едином Боге был покой его» с. 180].

http://azbyka.ru/otechnik/Feofan_Zatvorn...

Закончилась неудачей попытка Воронежского еп. Арсения (Москвина) в нач. XIX в. добиться наделения донского духовенства землей. На Дону земля считалась собственностью войска и отчуждению не подлежала, прихожане в любое время могли наказать неугодного клирика, изменив предоставленный ему надел или вовсе отобрав его. Кроме того, существовало значительное отличие в имущественном положении духовенства из казаков и пришлого: первое пользовалось большими правами. Донская епархия в 1829-1917 гг. Инициатива открытия на донских землях епархии принадлежала «Секретному комитету о раскольниках», представившему имп. Николаю I записку с предложением «повелеть Святейшему Синоду войти в надлежащее рассуждение об открытии новой епископской кафедры в Новочеркасске; причем обратить внимание и на то, не удобнее ли сей же кафедре подчинить и земли черноморских казаков, столь отдаленные от Астрахани, к которой ныне принадлежат». Резолюцией от 30 марта император повелел образовать на этих территориях Донскую и Кавказскую епархию, в результате уточнения она получила название «Новочеркасская и Георгиевская» (по кафедральным городам 2 главных областей). 5 апр. 1829 г. доклад Синода о Новочеркасской епархии был окончательно утвержден императором, кафедра была поставлена последней в числе двуклассных епархий, на содержание епископа и духовной консистории было ассигновано 18 491 р. 32,5 к., на строительство архиерейского дома с консисторией в Новочеркасске отпущено из казны 14 020 р. 60,5 к. «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) «Общий вид г. Новочеркасска». Гравюра А. Даугеля с фотографии Т. Иванова, рисунок на дереве Е. Овсянникова. Кон. XIX в. (ГИМ) Первым архиереем новоучрежденной епархии стал Афанасий (Телятев , с 1830 архиепископ). 15 июня 1829 г. открылась духовная консистория, длительное время состоявшая из 4 штатных членов. К 1829 г. на Дону действовали 194 церкви, в Кавказской обл.- 58 церквей и 29 молитвенных домов, в Черномории - 45 церквей и 10 молитвенных домов.

http://pravenc.ru/text/178954.html

   001    002    003    004    005    006   007     008    009    010